Франс Снейдерс

Франс Снайдерс или Франс Снейдерс [ 1 ] (11 ноября 1579 г., Антверпен - 19 августа 1657 г., Антверпен). [ 2 ] ) был фламандским художником , изображавшим животных , сцены охоты, рыночные сцены и натюрморты . Художник-универсал, в его работах изображены всевозможные продукты питания, утварь и столовые приборы, а также широкий ассортимент животных. Он был одним из первых специалистов- анималистов , и ему приписывают создание широкого спектра новых сюжетов натюрмортов и животных в Антверпене. Его охотничьи сцены и натюрморты привлекают зрителя своим драматическим и динамичным эффектом. Он был постоянным сотрудником ведущих художников Антверпена, таких как Питер Пауль Рубенс , Антонис ван Дейк , Якоб Йорданс и Авраам Янссенс . [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Снайдерс родился в Антверпене в семье Яна Снейдерса, владельца винной гостиницы, которую часто посещали художники. Согласно легенде, знаменитый художник XVI века Франс Флорис растратил свое состояние в гостинице своего отца. Матерью Снайдерса была Мария Гейсбрехтс. У Снайдерса было пятеро братьев и сестер. Его брат Мишель также стал художником, но о его работах ничего не известно. [ 4 ]

Снейдерс был записан как ученик Питера Брейгеля Младшего в 1593 году и впоследствии обучался у Хендрика ван Балена , который был первым мастером Антониса ван Дейка . [ 5 ] Снайдерс стал мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1602 году. В 1608–1609 годах он путешествовал по Италии , где впервые поселился в Риме. [ 4 ] Впоследствии художник отправился из Рима в Милан. Ян Брейгель Старший представил его туда в письме известному коллекционеру произведений искусства кардиналу Борромео . [ 3 ] Брейгель попросил Снайдерса написать копию портрета Тициана из коллекции Борромео. Это считается свидетельством того, что Снайдерс был опытным художником-фигуристом до того, как обратил свое внимание на натюрморты. [ 6 ]
Снейдерс вернулся в Антверпен весной 1609 года. [ 4 ] В 1611 году он женился на Маргарете, сестре Корнелиса де Воса и Поля де Воса , двух ведущих художников Антверпена. Его сотрудничество с Рубенсом началось в 1610-х годах. [ 3 ]
У Снейдерса было много покровителей, в том числе гентский епископ Антониус Триест, который около 1615 года заказал четыре картины с изображением рыночных сцен ( Эрмитаж , Санкт-Петербург). Он был другом Ван Дейка, рисовавшего Снейдерса и его жену не раз ( «Коллекция Фрика» , Кассель и др.). Снайдерс добился коммерческого успеха и смог купить дом на элитной улице Кайзерстраат в Антверпене. В 1628 году он стал деканом Гильдии Святого Луки. [ 3 ]

В период 1636-1638 годов он был одним из антверпенских художников, которые помогали Рубенсу в большом заказе на украшения охотничьего павильона Торре де ла Парада Филиппа IV Испанского . Два художника также работали вместе над декорациями Королевского Алькасара в Мадриде и королевского дворца Буэн Ретиро в Мадриде. [ 7 ] Снайдерс написал около 60 картин об охоте и животных по эскизам Рубенса. В 1639 году Рубенс и Снейдерс получили заказ еще на 18 картин для охотничьего павильона. [ 3 ]
После смерти Питера Пауля Рубенса Снайдерс выступил одним из оценщиков описи коллекции Рубенса. [ 3 ]
В 1641 и 1642 годах Снейдерс вместе с другими художниками путешествовал по Голландской республике . В 1646 году Снейдерс, вероятно, находился в Бреде, работая над комиссией. [ 3 ] Снейдерс овдовел в 1647 году. Он умер сам 19 августа 1657 года в Антверпене. Он умер бездетным и завещал свое состояние сестре, бегине . Арт-дилер из Антверпена Маттейс Муссон приобрел свою обширную коллекцию произведений искусства, в которую вошли работы ведущих фламандских и голландских художников 16-17 веков, таких как Рубенс, Антонис ван Дейк, Хендрик ван Бален , Ян Брейгель Старший, Питер Брейгель Старший, Йоос ван Клев, Конинкслоо, Якоб Фоппенс ван Эс , Виллем Клаэсун Хеда , Якоб Йорданс, Лукас ван Лейден , Ян Ливенс , Ламберт Ломбард , Ян Массис , Иоахим Патинир , Адриан ван Утрехт и Франс Икенс . [ 8 ]

У него было много учеников. Считается, что среди его учеников были Никасиус Бернартс , Петер ван Букле , Юриен Якобсе , Ян Роос и Поль де Вос . Ян Фит (Joannes Fijt) был студентом, а затем помощником Снейдерса с 1629 года. [ 9 ] Петер ван Букль утверждал, что он был учеником Франса Снайдерса, но в Антверпене нет письменных источников, подтверждающих это утверждение. Однако в творчестве ван Букля есть стилистическое сходство, позволяющее предположить, что он работал в кругу Франса Снейдерса. [ 10 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Первоначально Сни посвятил себя рисованию цветов, фруктов и натюрмортов. Позже он обратился к рисованию животных. Особенно его интересовало изображение диких животных, которых он показывал участвующими в оживленной охоте и жестоких боях. [ 5 ] Он был одним из первых специалистов- анималистов . Его работы как художника-анималиста оказали большое влияние на его современников, а также на французских анималистов 18-го века, таких как Жан-Батист Удри и Франсуа Депорт . Жана-Батиста-Симеона Шардена Шедевр «Луч» напоминает живописную силу Снайдерса. [ 11 ]

Считается, что его проживание в Италии оказало важное влияние на его стиль рисования фруктов. Вероятно, он видел Караваджо » « Корзину фруктов в коллекции кардинала Борремео в Милане. [ 7 ]
Сцены рынка и кладовой
[ редактировать ]Он нарисовал множество рыночных сцен, и его самые ранние работы в этой области были вдохновлены работами Питера Артсена и Иоахима Бекелера , которые были пионерами и развили этот жанр в Антверпене 16 века. [ 6 ] В то время как Артсен и Бёккелер часто включали религиозные сцены в фон своих рыночных экспонатов, Снайдерс обходился без этого. Первоначально он работал в стиле маньеризма . Его стиль постепенно созрел в результате знакомства с итальянским искусством во время поездки в Италию и творчества Рубенса после его возвращения в Антверпен. В результате после 1614 года темная обстановка его ранних натюрмортов исчезла, и он стал прекрасным колористом с сильными композиционными навыками, позволяющими ему структурировать множество разрозненных объектов. [ 8 ]

Он не только создал множество крупных сцен на рынке и в кладовой, а также натюрморты из дичи, обычно включающие мертвого оленя, но также писал более мелкие работы, которые напоминали блюда для завтрака и натюрморты, зародившиеся в северном искусстве около 1600 года. Вместо того, чтобы продолжать описательную манеру Художник из Антверпена Осиас Берт , новаторские натюрморты Снайдерса объединяли предметы в группы, образуя геометрически структурированную композицию. Повторяющимися мотивами были мертвые зайцы и птицы, таззе (неглубокие блюда на высокой ножке), корзины с виноградом и другими фруктами, эмалированные кувшины и китайский фарфор краак . [ 8 ]
Снайдерс обычно изображал дичь на стадии до того, как ее готовят в качестве еды. Поэтому эти мертвые животные напоминают охотничьи трофеи, которые часто предназначались даже не для еды, а для начинки. Снайдерс часто включал живых животных, таких как кошки, чтобы создать контраст между живыми и неодушевленными элементами. [ 12 ] Большие игровые фигуры Снайдерса оказали большое влияние на голландского художника Яна Давидса. де Хем , проработавший в Антверпене значительный период времени, черпал вдохновение из работы Снайдерса для разработки своих собственных крупномасштабных игровых фигур. [ 13 ]
Большие и обильные натюрморты Снейдерса интерпретировались по-разному. Некоторые читают в этих картинах пропагандистское послание. Демонстрация роскошного изобилия, доступного в Антверпене, который в то время находился под управлением Испании, возможно, служила пропагандистской цели, демонстрируя превосходство испанского правления над Фландрией по сравнению с протестантским контролем над мятежными Северными Нидерландами. [ 14 ]
Хотя в традициях барокко многие из его композиций сложны и динамичны, некоторые более сосредоточены и тихи. Примером последнего является « Виноград, персики и айва в нише» ( Музей изящных искусств, Бостон ), где его манера письма также более схематична, чем обычно. [ 15 ]
Сотрудничество
[ редактировать ]
Считается, что Снейдерс сам по себе был опытным художником-фигуристом, о чем свидетельствует просьба Яна Брейгеля Старшего сделать копию с портрета Тициана из коллекции Борромео во время его пребывания в Милане. [ 3 ] [ 6 ] Несмотря на это, он по-прежнему часто сотрудничал с такими художниками-фигуристами, как Рубенс , Антонис ван Дейк , его зять Корнелис де Вос , Теодор ван Тульден и Ян Бекхорст , которые рисовали фигуры в композициях, к которым он добавлял элементы натюрморта. Он также сотрудничал со специалистами по ландшафту, такими как Ян Вильденс , который предоставил пейзаж для его сцен охоты. [ 8 ]
Сотрудничество с Рубенсом было особенно частым. Выразительность и умение Снейдерса передавать различные фактуры мехов и шкур вызывали восхищение Рубенса. Рубенс часто нанимал его для изображения животных, фруктов и натюрмортов на своих картинах. [ 5 ] Снайдерс установил особенно тесные отношения сотрудничества с Рубенсом между 1610 и 1640 годами. Их совместные усилия хорошо документированы. В ранний период их сотрудничества Рубенс нарисовал масляным наброском всей композиции и четко обозначил, где Снайдерсу придется внести свой вклад. Это зафиксировано на картине «Признание Филопемена» . Возможно, в этот ранний период Рубенс не был уверен в композиционных способностях Снайдерса и хотел указать ему путь. В более позднем «Прометее» процесс был обратным, и Снайдерс сделал набросок, оставив место для фигуры Рубенса. [ 16 ] «Признание Филопемена» считается первым натюрмортом с фигурами в стиле барокко. [ 17 ] Знаменитая совместная работа Рубенса и Снайдерса — «Медуза» ( Музей истории искусств , Вена ). Эта небольшая работа, написанная примерно в 1613–1617/1618 годах, показала, что манера Снейдерса не только хорошо подходит для крупных произведений Рубенса, но и адаптируется к его произведениям меньшего масштаба. [ 18 ] Рубенс полагался на Снайдерса в создании визуального богатства, которое шло рука об руку с его стилем барокко, подчеркивавшим изобилие и щедрость. Манера письма двух художников была настолько близка, что современникам было трудно различить их вклад в совместные работы. [ 7 ]

Его ученик и зять Поль де Вос также был постоянным сотрудником Рубенса. Один историк искусства сравнил вклад Поля де Вос в сцены охоты Рубенса с вкладом Франса Снейдерса и обнаружил, что де Вос менее точен в анатомии животных и менее совершенен в психологическом выражении животных. Другие историки искусства считают сцены охоты де Воса более динамичными и демонстрирующими более личный стиль по сравнению со сценами Снайдерса, который был скорее художником-натюрмортом. Выразительный стиль и мотивы анималистических картин Рубенса оказали важное влияние как на Снейдерса, так и на де Воса. [ 19 ]
Снайдерс также рисовал элементы натюрморта для других художников Антверпена, таких как Якоб Йорданс , Томас Виллебуртс Босхарт , Ян Янссенс и других художников. Франс Снейдерс сотрудничал со своим вторым зятем Корнелисом де Восом. Примером может служить « Натюрморт с фруктами и овощами» , который, вероятно, представляет собой кладовую хорошего дома. Впечатление от этой композиции — одновременно изобилие и хаос. При ближайшем рассмотрении видно, что продукты расположены в иерархии, отражающей их ценность и редкость. Более дешевые корнеплоды лежат на земле, а ценные горох и спаржа — в корзине справа. [ 20 ]
Животное
[ редактировать ]Снайдерс был первым художником, который сконцентрировался на происшествиях с участием животных в повседневной жизни. В этих творениях главными героями были такие животные, как собаки, кошки и обезьяны. Сцены включали в себя драки животных, охоту животных, сцены из басен и символические изображения. [ 21 ]
Концерт птиц
Одним из символических представлений, созданных Снейдерсом и к которым он регулярно возвращался, является концерт птиц . Композиции на эту тему представляют собой птицы разных видов, сидящие на стволах деревьев в виде птичьего концерта , иногда под музыкальное сопровождение. Тема концерта птиц предшествует куртуазной моде периода барокко на содержание вольеров.

Тема уходит корнями в изображения Эола с птицами в средние века , ставшие очень популярными в конце XVI века. Его символическое значение связано с изображением птиц Святого Франциска Ассизского и поклонением Богоматери Птиц. Согласно легенде, в 13 веке возле буковой рощи недалеко от Брюсселя было замечено, как стая птиц собралась. В это место их привлекло изображение Богородицы, зажатой между ветвями деревьев. часовня Тогда же была построена францисканская , посвященная Богородице. Он был разрушен во время иконоборческой ярости Бельденской бури в 16 веке, но реконструирован в конце века. Особенностью часовни были клетки для птиц, подвешенные к потолку. Птицы в клетках внесли свой вклад в литургию в часовне. Говорят, что у Снейдерса были особые отношения с францисканским орденом, и он хотел, чтобы его похоронили в францисканском облачении. Помимо этого религиозного подтекста, концерт птиц также рассматривается как аллегория чувства слуха. Другие интерпретации заключаются в том, что концерт представляет собой Мудрость, поскольку сова, животное, олицетворяющее это качество, иногда изображается дирижером птичьих концертов. Другая интерпретация заключается в том, что концерт птиц символически намекает на гармонию и естественное регулирование, в смысле баланса с природой. Эти представления нашли свое воплощение в систематизации пения птиц. Таким образом, в более широком смысле концерт изображений птиц относится к политической гармонии и социальному порядку, которыми наслаждались владельцы этих картин в то время, когда Южными Нидерландами управляли эрцгерцоги Австрии. Альберт и Изабелла Клара Евгения . Этим объясняется успех концертных картин птиц в буржуазных и аристократических кругах. Эту тему рисовали и различные последователи Снейдерса: в Испанских Нидерландах были Поль де Вос , Ян Фит и Ян ван Кессель Старший ; в Голландской республике Гейсберт д'Хондекутер , его сын Мельхиор д'Хондекутер , Авраам Бусшоп и Якобус Викторс переработали тему, сделав ее более изысканной; а во Франции фламандские эмигранты Никасиус Бернартс или Питер Боэль также создали композиции на эту тему. [ 21 ]

На одной из четырех картин Франса Снейдерса «Концерт птиц», хранящихся в музее Прадо, изображена сова на ветке. Сова дирижирует остальными 15 видами птиц, представленными в композиции, держа между ног партитуру. Как и во многих композициях Снайдерса, более крупные птицы размещаются возле границы и защищают более мелких птиц посередине. Включены некоторые экзотические виды, чуждые европейцам, такие как райская птица Раджана . Видны некоторые фрагменты партитуры, на которых показаны названия голосов, написанные на французском языке. Композитор и произведение не установлены. Кажется, это четырехголосная композиция и, возможно, французская песня. [ 21 ]
Обезьяний бизнес
Его композиции с сеющими хаос обезьянами стали очень популярны. В коллекции Лувра хранятся четыре таких картины на тему обезьян. На трех из них изображены обезьяны-капуцины, грабящие корзины с фруктами и опрокидывающие посуду в кладовых или на открытом воздухе. [ 22 ] Обезьяны нарисованы с натурализмом, без их идеализации и карикатуры. [ 11 ]

Хотя со времен Средневековья обезьяна символизировала грешника – жадное, развратное существо, движимое только своими чувствами, – в XVI и XVII веках она стала символом глупости. В бесконтрольном захвате и поедании пищи обезьяны проявляют свою варварскую натуру, движимую исключительно животными инстинктами и желаниями. Композиции Лувра с обезьянами-капуцинами также можно интерпретировать как разновидность картин vanitas : плоды в этих натюрмортах аппетитны, но обречены погибнуть. Таким образом, плод символизирует краткость и тщетность жизни. Композиции также можно рассматривать как иллюстрацию риска плохого ведения домашнего хозяйства, который обусловлен исключительно удовлетворением чувств. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Художник подписывал документы с «Франшойсом Снейдерсом».
- ^ «Франц Снейдерс» . Нидерландский институт истории искусств . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Матиас Депоортер, Франс Снейдерс в барочной Фландрии
- ^ Jump up to: а б с Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 1132–1133 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 296.
- ^ Jump up to: а б с Франс Снайдерс, продавец игр на аукционе Christie's
- ^ Jump up to: а б с Энн Т. Вуллетт, Ариана ван Сухтелен и др ., Рубенс и Брейгель: Рабочая дружба , Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2006. ISBN 978-0-89236-847-1
- ^ Jump up to: а б с д Франс Снайдерс. Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine в Sphinx Fine Arts.
- ^ Франс Снейдерс из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Питер ван Букле из Нидерландского института истории искусств.
- ^ Jump up to: а б с Две обезьяны крадут фрукты из корзины в Лувре
- ^ Норберт Шнайдер, Натюрморт , Ташен, 2003 г.
- ^ Шейла Д. Мюллер, Голландское искусство: энциклопедия , Routledge, 2013, с. 366
- ↑ Франс Снайдерс и мастерская, Рыночная сцена на набережной. Архивировано 18 сентября 2013 г. в Wayback Machine на сайте artnc.org.
- ^ Персики и айва в нише Музея изящных искусств, Бостон.
- ^ Сьюзан Мерриам, Картины фламандских гирлянд семнадцатого века. Натюрморт, видение и религиозный образ , Ashgate Publishing, Ltd., 2012, с. 53
- ^ Хелла Робельс. «Снайдерс, Франс». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 20 июля 2015 г.
- ^ Сьюзен Козлоу, Как тогда выглядела Горгона. . . Наука и поэтика «Голова Медузы» Рубенса и Снайдерса. Архивировано 10 апреля 2016 года в Wayback Machine , в: Shop Talk: Исследования в честь Сеймура Слайва, Кембридж, Массачусетс, 1995, стр. 147–149.
- ↑ Арнут Балис, Сцены охоты Рубенса, Часть 18, Харви Миллер, 5 марта 1987 г., стр. 70–87.
- ^ Франс Снайдерс, Натюрморт с фруктами и овощами , 1625-35, в музее Нортона Саймона.
- ^ Jump up to: а б с Джей Джей, Перес Пресиадо, Франс Снайдерс , в: Интернет-энциклопедия музея Прадо (2006) (на испанском языке)
- ^ Картины Франса Снейдерса в Лувре.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кослоу, Сьюзен, Франс Снейдерс, Дворянское поместье. Натюрморты и анималистическая живопись семнадцатого века на юге Нидерландов , Антверпен, Fonds Mercator Paribas, 1995, ISBN 9061533430
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Франсом Снейдерсом, на Викискладе?