Иконоборчество

Иконоборчество ( произносится [ˈbeːldə(n)ˌstɔr(ə)m] ) на голландском языке и Bildersturm [ˈbɪldɐˌʃtʊʁm] на немецком языке (примерно переводится с обоих языков как «нападение на изображения или статуи») - это термины, используемые для обозначения вспышек разрушения религиозных изображений, которые произошли. в Европе в 16 веке, известный на английском языке как Великое иконоборчество или иконоборческая ярость , а на французском языке как ярость иконоборчества . Во время этих волн иконоборчества католическое искусство и многие формы церковного оборудования и украшений были уничтожены в ходе неофициальных или массовых акций протестантских толп кальвинистов в рамках протестантской Реформации . [2] [3] Большая часть разрушений пришлась на произведения искусства в церквях и общественных местах. [4]

Голландский термин обычно относится к волне беспорядочных нападений летом 1566 года, которая быстро распространилась по Нидерландам с юга на север. Подобные вспышки иконоборчества произошли в других частях Европы, особенно в Швейцарии и Священной Римской империи в период между 1522 и 1566 годами, особенно в Цюрихе (1523 год), Копенгагене (1530 год), Мюнстере (1534 год), Женеве (1535 год), и Аугсбург (1537 г.). [5]
В Англии с 1535 года происходили как спонсируемые правительством удаления изображений, так и спонтанные нападения, а в Шотландии — с 1559 года. [5] произошло несколько вспышек религиозных войн Во Франции, начиная с 1560 года, .
Предыстория [ править ]
Во Франции неофициальные эпизоды крупномасштабного разрушения произведений искусства в церквях гугенотами -кальвинистами начались в 1560 году; в отличие от Нидерландов, католические толпы часто оказывали им физическое сопротивление и отталкивали их, но они продолжались на протяжении всех религиозных войн во Франции . [6] В англиканской Англии уже произошли организованные разрушения по приказу правительства. [7] в то время как в Северной Европе группы кальвинистов маршировали по церквям и снимали изображения, что «спровоцировало ответные беспорядки лютеранской толпы» в Германии и «вызвало недовольство соседних восточно-православных» в Балтийском регионе. [2] [8]

В Германии, Швейцарии и Англии обращение в протестантизм было навязано всему населению на уровне города, княжества или королевства, с различной степенью дискриминации, преследований или изгнания, применявшихся к тем, кто настаивал на том, чтобы оставаться католиком. Нидерланды, Фландрия, Брабант и Голландия. [9] были частью наследства Филиппа II Испанского , который был набожным католиком и самопровозглашенным защитником Контрреформации ; он подавил протестантизм через свою генерал-губернаторшу Маргариту Пармскую , внебрачную дочь императора Карла V , которая сама была более склонна к компромиссу. Протестанты до сих пор представляли лишь относительно небольшую часть населения Нидерландов, но включали непропорционально большое количество представителей дворянства и высшей буржуазии ; тем не менее, но католическая церковь явно потеряла лояльность населения, и традиционный католический антиклерикализм . теперь доминировал [10]
Пострадавший регион был, пожалуй, самым богатым в Европе, но все еще кипел экономическим недовольством среди части населения, перенес плохой урожай и суровую зиму. Однако современные историки, как правило, менее склонны считать, что это движение было вызвано этими факторами, чем это было несколько десятилетий назад. [11] [12]

Бельденский шторм возник в результате изменения поведения протестантов Нидерландов, начавшегося примерно с 1560 года, которые становились все более открытыми в своей религии, несмотря на уголовные санкции. Католические проповедники прерывались в проповедях, организовывались рейды по спасению из тюрем заключенных-протестантов, которые затем часто бежали в изгнание во Францию или Англию. Протестантские взгляды распространялись посредством большого движения «полевых проповедей» или проповедей под открытым небом ( голландский : hagepreken ), проводимых за пределами городов и, следовательно, вне юрисдикции городских властей. Первое произошло на Клоостервельте недалеко от Хондшута , на территории нынешнего округа Дюнкерк во Французской Фландрии , очень близко к тому месту, где позже начались нападения, а первое нападение, которое было вооружено против срыва, состоялось около Бешепе 12 июля 1562 года. через несколько месяцев после того, как религиозная война снова вспыхнула недалеко от (тогда) французской границы. [13]
Эти проповеди под открытым небом, в основном проповедники -анабаптисты или меннониты , распространились по стране, привлекая огромные толпы, хотя и не обязательно из тех, кто склонялся к протестантизму, и во многих местах непосредственно предшествовали иконоборческим нападениям августа 1566 года. Преследования за ересь продолжались, особенно на юге, хотя они были беспорядочными, а кое-где духовенством явно еретических взглядов [ который? ] были назначены в церкви. К 1565 году власти, похоже, осознали, что преследования не являются ответом, и уровень преследований снизился, а протестанты стали все более уверенно действовать открыто. [14] В письме местных властей регенту от 22 июля 1566 года предупреждалось, что «скандальное разграбление церквей, монастырей и аббатств» неизбежно. [15]
нападения в Нидерландах в году 1566 Иконоборческие

10 августа 1566 года, в праздник Святого Лаврентия , в конце паломничества из Хондшута в Стинворде , часовня Синт-Лауренсклостера была осквернена толпой, вторгшейся в здание. Было высказано предположение, что бунтовщики связали святого прежде всего с Филиппом II, чей монастырский дворец Эскориал недалеко от Мадрида был посвящен Лаврентию и как раз близился к завершению в 1566 году. [16] Иконоборческие нападения быстро распространились на север и привели к уничтожению не только изображений, но и всевозможных украшений и инвентаря в церквях и другой церковной или духовной собственности. Однако человеческих жертв было относительно мало, в отличие от аналогичных вспышек во Франции, где часто убивали духовенство, а также некоторых иконоборцев. [17]
Атаки достигли коммерческого центра Нидерландов, Антверпена, 20 августа и 22 августа Гента, где были разрушены собор, восемь церквей, двадцать пять монастырей и женских монастырей, десять больниц и семь часовен. Оттуда он распространился дальше на восток и север, достигнув Амстердама , который тогда был гораздо меньшим городом, к 23 августа и продолжался на крайнем севере и востоке до октября, хотя основные города подверглись нападениям в основном в августе. Валансьен («Валансьен» на карте) был самым южным городом, подвергшимся нападению. На востоке в Маастрихте 20 сентября и Венло 5 октября произошли нападения, но в целом вспышки ограничивались более западными и северными районами. [18] Только во Фландрии подверглись нападениям более 400 церквей. [19]
Очевидец Ричард Клаф , валлийский протестантский купец, находившийся тогда в Антверпене, видел: «Все церкви, часовни и религиозные дома совершенно обезображены, и в них не осталось ничего целого, кроме сломанного и полностью разрушенного, сделанного после такого порядок и так мало людей, что этому можно только удивляться». Церковь Богоматери в Антверпене , позже ставшая собором (на фото вверху): «выглядела как ад, с горящими более чем 10 000 факелами и таким шумом, как будто небо и земля встретились вместе, с падением изображений и ударами дорогостоящих работ, таких, что добыча была настолько велика, что человек не мог пройти через церковь, так что, вкратце, я не могу написать вам на x листах бумаги то странное зрелище, которое я там увидел, органы и все такое. уничтожено». [20] [21]
Николас Сандерс , английский католик в изгнании, профессор богословия в Лувене , описал разрушения в той же церкви:
... эти новые последователи этой новой проповеди сбросили резные [вылепленные] и испортили нарисованные изображения не только Богоматери, но и всех других в городе. Разрывали завесы, разбивали резные изделия из меди и камня, ломали жертвенники, портили одежды и трупиц, вырывали железо, уносили или ломали чаши и облачения, вырывали медь надгробий, не жалея стекла и скамьи, которые были сделаны вокруг столпов церкви для сидения мужчин... Святое Дар алтаря... они топтали им под ноги и (ужасно это сказать!) проливали на него свою вонючую мочу ...эти лжебратья сожгли и разорвали не только всякие церковные книги, но, сверх того, истребили целые библиотеки книг всех наук и языков, да Священное Писание и древних отцов , и разорвали в клочья карты и схемы описания стран. [22]

Подобные подробности подтверждаются многими другими источниками. Сообщения очевидцев о действиях иконоборцев и записи более поздних судебных процессов над многими из них ясно показывают, что в этих вспышках зачастую присутствовал значительный элемент карнавала , с большим количеством насмешек над изображениями и приспособлениями, такими как шрифты, записанные как иконоборцы приступили к своему делу. Алкоголь фигурирует в очень многих случаях, возможно, в некоторых случаях потому, что в нидерландском законодательстве состояние опьянения может рассматриваться как смягчающее обстоятельство при вынесении уголовного приговора. [23]
Разрушения часто включали обыск дома священника, а иногда и частных домов, подозреваемых в хранении церковного имущества. Было много грабежей обычного домашнего имущества из домов духовенства и монастырей, а также несколько уличных ограблений толпой женских украшений; после того, как изображения были разбиты, а имущество занято, «мужчины накормили свои желудки в карнавальном удовольствии пивом, хлебом, маслом и сыром, в то время как женщины унесли провизию на кухню или в спальню». [24]

Существует множество описаний ритуалов инверсии, в которых церковь иногда олицетворяла весь социальный порядок. Дети иногда с энтузиазмом участвовали в них, и впоследствии уличные игры превращались в игровые сражения между « папистами » и « нищими ». Один ребенок был убит в Амстердаме камнем, брошенным во время такой игры. [25] В других местах иконоборцы, казалось, относились к своим действиям как к работе; в одном городе группа ждала звонка, ознаменовывающего начало рабочего дня, прежде чем приступить к работе. Гробницы и мемориальные надписи патрициев и знати, а в некоторых случаях и королевской семьи, были испорчены или уничтожены в нескольких местах, хотя светские общественные здания, такие как ратуши и дворцы знати, не подвергались нападениям. [26] В Генте, с одной стороны, памятник в церкви сестре Карла V Изабелле (и, следовательно, тете Филиппа) был тщательно оставлен в покое, но статуя на улице Карла V и Богородицы была разрушена. [27]
Действия вызвали споры среди протестантов, некоторые из которых неправдоподобно пытались обвинить католических провокаторов . [28] поскольку стало ясно, что «наиболее популярные элементы диссидентского движения вышли из-под контроля». [29] Протестантские священники и активисты, вернувшиеся из изгнания в Англии и других странах, сыграли значительную роль, а отдельных богатых протестантов широко подозревали в найме людей для выполнения работы в некоторых местах, особенно в Антверпене. [30]
В некоторых сельских районах банды иконоборцев в течение нескольких дней перемещались по стране между сельскими церквями и монастырями. [4] [31] В других местах были задействованы большие толпы людей, иногда местные жители, а иногда и пришельцы. В некоторых местах дворянство оказало помощь, приказав расчистить церкви в своих имениях. Местные магистраты часто выступали против, но были неэффективны в прекращении разрушений. [32] Во многих городах гильдии лучников, выполнявшие функцию контроля за общественным порядком, не предпринимали никаких шагов против толпы. [33]
В 1566 году, в отличие от ситуации после Восьмидесятилетней войны и сегодня, протестантизм в Нидерландах был в основном сконцентрирован на юге (примерно современная Бельгия ) и гораздо слабее на севере (примерно нынешние Нидерланды ). Иконоборчество на севере началось позже, после того как были получены новости о событиях в Антверпене, и местные власти в некоторых городах ему более успешно сопротивлялись, хотя в большинстве случаев все же преуспели. [34] И снова общественно видные миряне часто брали на себя инициативу. [35] Во многих местах были или, как позже сообщалось, были ложные заявления официальных комиссий некоторых местных властей о проведении этих действий, и к концу вспышки некоторые северные города удалили изображения по приказу местных властей, предположительно, чтобы предотвратить беспорядок, который сопровождал бы действия толпы. [36]
Анализ протоколов более поздних процессов показывает, что широкий спектр профессий, охватывающий ремесленников и мелких торговцев, особенно в текстильной торговле, а также различных церковных служащих, находится на довольно низком уровне. Там, где учитываются богатство и собственность, это «в лучшем случае скромно». [37]
« Тихое иконоборчество », или 1581 год в Антверпене [ править ]
Антверпен пережил новый период иконоборчества в 1581 году, после того как был избран кальвинистский городской совет, который очистил городское духовенство и гильдии от католических чиновников. Это известно как «тихий» или « тихий » бельденшторм , поскольку удаление изображений осуществлялось учреждениями, которым они принадлежали, самим советом, церквями и гильдиями. Некоторые изображения были проданы, а не уничтожены, но большинство, похоже, утеряно. Летом 1584 года Антверпен был осажден испанской армией герцога Пармского и пал год спустя. [38]
потери Художественные

Редко кто задумывался о художественном наследии этих городов в 1566 году, хотя семьям иногда удавалось защитить церковные памятники своих предков, а в Делфте синдикам Гильдии художников Святого Луки удалось спасти алтарь работы Маартена. van Heemskerck , который гильдия сдала в эксплуатацию всего 15 лет назад. [39]
Ван Эйкса Гентский алтарь , тогда известный как высший образец ранней нидерландской живописи и уже ставший главной туристической достопримечательностью, только что отреставрированный в 1550 году, был спасен путем его разборки и скрытия в башне собора. Первое нападение 19 августа было предотвращено небольшим количеством охранников. Когда два дня спустя ночью была совершена более крупная атака, иконоборцы использовали ствол дерева в качестве тарана и сумели прорваться через двери. [40]

К тому времени панели были сняты с рамы и спрятаны вместе с охранниками на узкой винтовой лестнице, ведущей на башню, с запертой дверью на уровне земли. Их не обнаружили, и толпа ушла, уничтожив все, что еще удалось найти. [40] Затем панели были перенесены в ратушу и вернулись к виду только в 1569 году, когда сложная рама исчезла. [41] Художественные и литературные потери были подробно описаны Маркусом ван Верневиком в его журнале V an die beroerlicketijden in die Nederlanden en voornamelick в Гендте 1566-1568 гг. Оригинал рукописи его журнала до сих пор хранится в библиотеке Гентского университета . [42]
Несмотря на охрану милиции, две из трех главных церквей Лейдена подверглись нападению; в Питерскерк хоровые книги и алтарь Лукаса ван Лейдена . сохранились [43] В Ауде Керк в Амстердаме был утерян алтарь с центральной панелью Яна ван Скореля и боковыми панелями, расписанными с обеих сторон Маартеном ван Хемскерком. [44] Наиболее важные работы нескольких художников, особенно таких, как Питер Артсен , работавший в Антверпене, [45] все они были уничтожены, что привело к несколько искаженному представлению об истории искусства того периода. Алтарь в Кулемборге был заказан в 1557 году художником Яном Деем, затем был разрушен в 1566 году и в 1570 году вновь введен в эксплуатацию у Дея, очевидно, как копия первого. Однако новая работа просуществовала всего пять лет, прежде чем ее убрали, когда город официально стал кальвинистским. [46]
Последствия [ править ]

23 августа Маргарита Пармская , регент или генерал-губернатор Габсбургов, чья столица Брюссель не была затронута движением, согласилась на «Соглашение» с группой аристократических протестантских лидеров, известных как «Компромисс» или Геузен («Нищие»). ), согласно которому была предоставлена свобода религии в обмен на разрешение католикам беспрепятственно совершать богослужения и прекращение насилия. Вместо этого «вспыхнувшая иконоборческая ярость положила начало почти непрерывной череде стычек, походов, грабежей, пиратских набегов и других актов насилия. Не все области подвергались насилию одновременно и в одинаковой степени, но практически ничего не осталось». невредимым». [47]
Многие элитные протестанты были теперь встревожены высвободившимися силами, и часть дворянства начала склоняться к поддержке правительства. Реализация несколько расплывчатых условий соглашения привела к дальнейшей напряженности, и Вильгельм Оранский , назначенный Маргаритой для разрешения ситуации в Антверпене, попытался, но не смог добиться более широкого урегулирования, с которым могли бы смириться все стороны. Вместо этого беспорядки продолжались, и этот эпизод послужил причиной голландского восстания , которое должно было вспыхнуть два года спустя. [48]
29 августа 1566 года Маргарет написала Филиппу несколько паническое письмо, «утверждая, что половина населения заражена ересью и что более 200 000 человек восстали против ее власти». [49] Филипп решил послать герцога Альбу с армией; он возглавил бы их сам, но был удержан в Испании другими причинами, особенно все более очевидным безумием его наследника Карлоса, принца Астурийского . [50] Когда в следующем году прибыл Альба и вскоре сменил Маргарет на посту генерал-губернатора, его жестокие репрессии, включавшие казнь многих осужденных за иконоборческие нападения летом прошлого года, только ухудшили ситуацию. [49]
Антверпен был тогда крупнейшим финансовым и международным торговым центром Европы, на который приходилось от 75 до 80% английского экспорта тканей. [51] и беспорядки породили серьезные и вполне обоснованные опасения, что ее положение как таковое находится под угрозой. Сэр Томас Грешам , английский финансист, который организовал займы Елизаветы I и чьим агентом в Антверпене был Клаф, уехал из Лондона в Антверпен 23 августа, только узнав по пути о нападениях в Антверпене ; ему нужно было пролонгировать 32 000 фламандских фунтов и занять еще 20 000, чтобы профинансировать ее расходы в Ирландии. По прибытии обедая с Вильгельмом Оранским, его спросили, «собираются ли англичане покинуть этот город или нет», и он написал Уильяму Сесилу , главному министру Елизаветы, «встревоженный тем, что ему «не нравится ни одно из их действий», но « предчувствовал большое зло» и призвал, чтобы английское правительство «должно поступить очень хорошо и вовремя рассмотреть какую-то другую сферу и место» для сбыта английской продукции. Это было послание, которое помогло определить ход событий». [52]
Англичане обнаружили, что на денежном рынке Антверпена не хватает средств с начала года, и теперь использовали также Кельн и Аугсбург , но по мере развития событий в следующем году, когда личное положение некоторых ведущих кредиторов стало шатким, англичане к своему удивлению, обнаружили, что выплаты больше не требуют, вероятно, потому, что кредиторы были счастливы хранить свои деньги за границей взаймы надежному заемщику. [53] Голландское восстание, которое начиная с 1585 года включало голландскую блокаду реки Шельды , ведущей к городу, должно было окончательно разрушить Антверпен как крупный торговый центр.

Во многих местах проповедники-кальвинисты пытались захватить разграбленные здания. Обычно они отражались в период после атак. В последующие месяцы во многих городах Вильгельм Оранский и другие пытались вести переговоры о выделении определенных церквей для размещения местных протестантов, часто разделенных на лютеран и кальвинистов. В течение нескольких недель они по большей части провалились, не в последнюю очередь потому, что правительство Маргарет их отвергло; у нее уже была предыдущая попытка компромисса, отклоненная Филиппом несколькими месяцами ранее, и она была вынуждена отозвать указ. [54] Вместо этого произошла волна строительства или адаптации кальвинистских «храмов», хотя, в конце концов, ни один из них не использовался к следующему году, а их планировка, которая, похоже, перекликалась с ранними швейцарскими и шотландскими кальвинистскими проектами, в настоящее время в значительной степени неизвестный. [55]
После того, как началось собственно восстание, было много новых случаев очищения церквей, некоторые из которых все еще неофициальные и беспорядочные, но по мере того, как города официально становились протестантскими, все чаще предпринимались по официальному приказу, как, например, Амстердамское Alteratie («Изменение») 1578 года. Алтари, чтобы против чего кальвинисты, в отличие от лютеран, категорически возражали, обычно полностью удалялись, а в некоторых крупных церквях, таких как Утрехтский собор , большие надгробные памятники устанавливались там, где они стояли, отчасти для того, чтобы затруднить их возвращение в случае изменения политических условий. Когда Восьмидесятилетняя война завершилась, в городах и районах, которые стали протестантскими, старые католические церкви почти все были захвачены новой установленной верой , кальвинистской голландской реформатской церковью , в то время как другим общинам пришлось искать свои собственные здания. [56]
Пустое и пустое состояние этих церквей, оставшихся в руках католиков после окончания военных действий, побудило к реализации масштабной программы пополнения запасов католического искусства, которая во многом была связана с силой северного маньеризма , а затем и фламандской живописи в стиле барокко , и многие готические церкви были переданы в дар. Преображения в стиле барокко . [57] На севере, теперь сильно протестантском, религиозное искусство в значительной степени исчезло, а голландская живопись Золотого века сконцентрировалась на широком спектре светских тем, таких как жанровая живопись , пейзажное искусство и натюрморты , с результатами, которые иногда могли удивить протестантских священников, которые инициировал движение. По словам одного ученого, это «было не только резкое изменение функции искусства, но и контекст, в котором наша нынешняя концепция искусства, то, что литературный критик М. Х. Абрамс назвал «искусством как таковым», впервые начала формироваться». , заменив «модель построения», в которой теория искусства занималась тем, как создатели создавали свои произведения, на «модель созерцания», связанную с воздействием готовых работ на «одинокого воспринимающего» или зрителя. [58]
Изображения [ править ]
- Гравюра на дереве 1563 года из Книги мучеников Фокса.
- Испорченное изображение гробницы епископа Гая Авенского , Утрехтский собор
См. также [ править ]
- Катакомбные святые
- Уничтожение культурного наследия Исламским Государством
- Реформация и искусство
- Европейские религиозные войны
- История Фландрии , История Нидерландов
- Иконофобия#Иконофобия и английская Реформация
Примечания [ править ]
- ^ проанализировано в Arnade, 146 (цитируется); см. также Искусство сквозь время. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маршалл, Питер (22 октября 2009 г.). Реформация . Издательство Оксфордского университета . п. 98. ИСБН 9780191578885 .
Иконоборческие инциденты во время кальвинистской «Второй Реформации» в Германии спровоцировали ответные беспорядки со стороны лютеранской толпы, в то время как разрушение имиджа протестантов в Балтийском регионе вызвало глубокую неприязнь к соседним восточным православным, группе, с которой реформаторы, возможно, надеялись найти общее дело.
- ^ Байфилд, Тед (2002). Век гигантов, 1500–1600 гг. н.э.: В эпоху духовного гения западный христианский мир разрушается . Проект христианской истории. п. 297. ИСБН 9780968987391 .
Убежденные католики, но выступавшие против тактики инквизиции, они поддержали Вильгельма Оранского в подавлении кальвинистского восстания голландской бельденской бури от имени регента Маргариты Пармской и охотно пришли на совет по ее приглашению.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кляйнер, Фред С. (1 января 2010 г.). Искусство Гарднера на протяжении веков: краткая история западного искусства . Cengage Обучение. п. 254. ИСБН 9781424069224 .
В ходе эпизода, известного как Великое иконоборчество, банды кальвинистов посетили католические церкви в Нидерландах в 1566 году, разбивая витражи, разбивая статуи и уничтожая картины и другие произведения искусства, которые они считали идолопоклонническими.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Филлипс, Реформация изображений: разрушение искусства в Англии, 1535–1660 , (Беркли: University of California Press) 1973.
- ^ Эйре, 279–280.
- ^ Бьюкенен, Колин (4 августа 2009 г.). Англиканство от А до Я. Пугало Пресс. п. 26. ISBN 9780810870086 .
Королевские запреты предписывают читать библейские отрывки на английском языке во время мессы, а также уничтожать изображения и предоставлять «ящик для бедных» для подаяния.
- ^ Лэмпорт, Марк А. (31 августа 2017 г.). Энциклопедия Мартина Лютера и Реформации . Издательство Rowman & Littlefield. п. 138. ИСБН 9781442271593 .
Лютеране продолжали поклоняться в церквях дореформации, как правило, с небольшими изменениями в интерьере. Высказывалось даже предположение, что в Германии до сих пор в лютеранских храмах можно найти больше древних марианских алтарей, чем в католических церквях. Таким образом, в Германии и Скандинавии сохранилось множество произведений средневекового искусства и архитектуры. Джозеф Лео Кернер отметил, что лютеране, видя себя приверженцами традиций древней апостольской церкви, стремились защитить, а также реформировать использование изображений. «Пустая, побеленная церковь провозгласила полностью одухотворенный культ, противоречащий учению Лютера о реальном присутствии Христа в таинствах» (Кёрнер 2004, 58). Фактически, в XVI веке наиболее сильное противодействие уничтожению изображений исходило не от католиков, а от лютеран против кальвинистов: «Вы, черный кальвинист, вы разрешаете разбивать наши изображения и ломать наши кресты; мы собираемся разбить вас и в ответ ваши священники-кальвинисты» (Koerner 2004, 58). Произведения искусства продолжали выставляться в лютеранских церквях, часто включая внушительное большое распятие в святилище, что является явной отсылкой к творчеству Лютера. теология креста . ... Напротив, реформатские (кальвинистские) церкви разительно отличаются. Обычно не украшенные и лишенные эстетической привлекательности, картины, скульптуры и богато украшенные алтарные образы практически отсутствуют; свечей мало или нет; распятия и кресты также по большей части отсутствуют.
- ^ То, что сейчас является примерно бельгийским Лимбургом, входило в состав Льежского епископства и управлялось епископом (показано на карте коричневым цветом).
- ^ Эллиотт, 90–91.
- ^ Арнаде, 95–98 и 116, особенно примечание 105 (где «репутация», предположительно, является опечаткой для «опровержения»). Эллиотт, 89–91, впервые написанный в 1968 году, отражает версию старой точки зрения, знаменосцем которой был немецкий историк-марксист Эрих Каттнер.
- ^ Полльманн, 170–175.
- ^ Петегри, 74–75.
- ^ Петегри, 82–86.
- ^ Арнаде, 97
- ^ Арнаде, 103–104.
- ^ Арнаде, 116
- ^ См. карту с датами в Петегри, 118; Арнаде, 90–91.
- ^ Эйре, 280
- ^ Спайсер, 109 (орфография модернизирована); см. также Арнаде, 146–148.
- ↑ Отчет очевидца о разрушении изображений в Антверпене , Universiteit Leiden. Архивировано 9 июля 2012 г., archive.today .
- ^ Миола, 58–59, 59 цитируется.
- ^ Арнаде, 105–111.
- ^ Арнаде, 111–112 (цитата из 112); Ограблено 102 женских украшения.
- ^ Арнаде, 111–114; на весь абзац: 104–122
- ^ Арнаде, 116–124.
- ^ Арнаде, 119–120.
- ^ Петегри, 117–119.
- ^ Уэллс, 91 год.
- ^ Петегри, 116–117 и др., О возвращении изгнанников; Арнаде, 146–147 о платных иконоборцах.
- ^ Арнаде, 101–102; 104–109
- ^ Петегри, 119–124; Арнаде, 120–122.
- ^ Арнаде, 120
- ^ Брауэр, Мария (11 августа 2016 г.). Государственные формы и экономическое развитие: от средневековья до современности . Спрингер. п. 224. ИСБН 9783319420400 .
Город Амстердам проводил политику сдерживания кальвинистов. Иконоборческое движение достигло Амстердама в августе 1566 года, но городское правительство перевезло и спрятало многие церковные владения до того, как иконоборцы достигли города. Все церкви были закрыты, чтобы укротить ярость.
- ^ Петегри, 124–128.
- ^ Арнаде, 120–122.
- ^ Арнаде, 102.
- ^ Фридберг, 133
- ^ Монтиас, 4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чарни, 72–73 – популистский взгляд; когда он говорит «апрель», он имеет в виду август, а «Агнец» относится к алтарю. Петегри, 118, сообщает, что Бельденшторм достигнет Гента 22 августа. См. также Арнаде, 118.
- ^ Риддербос, Бернхард; Вин, Хенк Т. ван; Соседи, Энн ван (25 марта 2018 г.). Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Издательство Амстердамского университета. ISBN 9789053566145 – через Google Книги.
- ^ «О тех несчастных временах в Нидерландах / Маркус Ван Верневейк [рукопись]» . lib.ugent.be . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Иконоборчество — Питерскерк Лейден» . 10 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г.
- ^ Стехов, Вольфганг (25 марта 1966 г.). Искусство Северного Возрождения, 1400-1600: Источники и документы . Издательство Северо-Западного университета. ISBN 9780810108493 – через Google Книги.
- ^ Густав Фридрих Весы , [1]
- ^ Джейкобс, Линн Ф., обзор Лисбет М. Хельмус, Картина на заказ: Контракты Северной Голландии на алтари 1485–1570 гг . Утрехт: Центральный музей, 2010, ISBN 978-90-5983-021-9 . Сайт историков нидерландского искусства . по состоянию на 4 марта 2011 г. Архивировано 26 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Лесгер, 110
- ^ Эллиотт, 91–93; Петегри, 132–134; Уэллс, 89–91; Арнаде, 100
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Луу, Лиен (25 марта 2018 г.). Иммигранты и промышленность Лондона, 1500–1700 гг . Эшгейт. ISBN 9780754603306 – через Google Книги.
- ^ Гельдерен, Мартин ван (3 октября 2002 г.). Политическая мысль голландского восстания 1555-1590 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521891639 – через Google Книги.
- ^ Рамзи, 62–63.
- ^ Рамзи, 50 лет.
- ^ Рамзи, 50–51.
- ^ Рамзи, 48 лет.
- ^ Спайсер, 110–118.
- ^ Спайсер, 116–124 и последующие страницы.
- ^ Влиге, 4, 13.
- ^ Вагнер (короткие цитаты Абрамса), 131
Ссылки [ править ]
- Арнаде, Питер Дж., Нищие, иконоборцы и гражданские патриоты: политическая культура голландского восстания , Cornell University Press, 2008, ISBN 0-8014-7496-5 , ISBN 978-0-8014-7496-5
- Чарни, Ной, Похищение мистического агнца: правдивая история самого желанного шедевра в мире , PublicAffairs, 2010 г., ISBN 1-58648-800-7 , ISBN 978-1-58648-800-0
- Эйре, Карлос М.Н., Война против идолов: реформация богослужения от Эразма до Кальвина , Cambridge University Press, 1989, ISBN 0-521-37984-9 , ISBN 978-0-521-37984-7
- Эллиотт, Дж. Х. , Европа разделена, 1559–1598 гг ., Многие изд., ссылки на страницы из классических историй Европы Блэквелла, Уайли-Блэквелл, 2-е изд. 2000 (1-е изд. 1968 г.), ISBN 0-631-21780-0 , ISBN 978-0-631-21780-0
- Фридберг, Дэвид , «Живопись и Контрреформация» , из каталога к «Эпохе Рубенса» , 1993, Бостон/Толедо, Огайо, дои : 10.7916/D8639ZTP
- Лесгер, Кле, Рост рынка Амстердама и обмен информацией: торговцы, коммерческая экспансия и изменения в пространственной экономике Нидерландов, ок. 1550–1630 , Ashgate Publishing, Ltd., 2006 г., ISBN 0-7546-5220-3 , ISBN 978-0-7546-5220-5
- Миола, Роберт С., Ранний современный католицизм: антология первоисточников , Oxford University Press, 2007, ISBN 0-19-925985-2 , ISBN 978-0-19-925985-4
- Монтиас, Джон Майкл, Вермеер и его окружение: сеть социальной истории , Princeton University Press, 1991, ISBN 0-691-00289-4 , ISBN 978-0-691-00289-7
- Петегри, Эндрю, Эмден и голландское восстание: изгнание и развитие реформированного протестантизма , Oxford University Press, 1992, ISBN 0-19-822739-6 , ISBN 978-0-19-822739-7
- Поллманн, Джудит, «Анонимные иконоборцы: почему историкам потребовалось так много времени, чтобы выявить разрушителей имиджа 1566 года?» . BMGN: Исторический обзор стран Бенилюкса , том. 131, нет. 1 марта 2016 г., стр. 155–176, doi : 10.18352/bmgn-lchr.10184
- Рамзи, Джордж Дэниел, Купцы королевы и восстание в Нидерландах: конец Антверпенской ярмарки , Часть 2 Конца Антверпенской ярмарки , Manchester University Press, 1986, ISBN 0-7190-1849-8 , ISBN 978-0-7190-1849-7
- Спайсер, Эндрю, Кальвинистские церкви в Европе раннего Нового времени , Manchester University Press, 2007, ISBN 0-7190-5487-7 , ISBN 978-0-7190-5487-7
- Влиге, Х., Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700 гг . Издательство Йельского университета, история искусства Пеликана, 1998, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-07038-1
- Вагнер, Роджер, «Искусство и вера», гл. 10 в: Харрис, Ричард и Брайерли, Майкл В. (редакторы), Общественная жизнь и место церкви: размышления в честь епископа Оксфорда , Ashgate Publishing, Ltd, 2006 г., ISBN 0-7546-5301-3 , ISBN 978-0-7546-5301-1
- Уэллс, Гай, «Невероятный макиавеллизм: Вильгельм Оранский и княжеские добродетели», в книге Мак, Филлис и Джейкоб, Маргарет К. (редакторы), « Политика и культура в Европе раннего Нового времени: эссе в честь Герберта Кенигсбергера» , Cambridge University Press , 1987, ISBN 0-521-52702-3 , ISBN 978-0-521-52702-6
Дальнейшее чтение [ править ]

- Дьюк, Аластер, «Кальвинисты и папистское идолопоклонство: менталитет нарушителей имиджа в 1566 году» , в книге Поллманн, Джудит и Спайсер, Эндрю (ред.), Диссидентские идентичности в странах раннего Нового времени , Ashgate Publishing, Ltd, 2009 г. , ISBN 978-0-7546-5679-1
- Фридберг, Дэвид, Иконоборчество и живопись во время восстания в Нидерландах, 1566–1609 , Гарланд, 1988 г. ISBN 978-0-8240-0087-5
- Голландские слова и фразы
- 1566 год в Европе
- 1566 г. в Габсбургских Нидерландах.
- Католицизм 16 века
- Восьмидесятилетняя война
- Реформация в Нидерландах
- Религиозные беспорядки
- Беспорядки 16 века
- Разрушенные произведения искусства
- Нападения на церкви в Европе
- Христианство и насилие
- Иконоборчество
- Антикатолицизм в Нидерландах