Патриций (постримская Европа)
Патрицианство , качество принадлежности к патрициату , зародилось в древнем мире, где в таких городах, как Рим, существовал социальный класс патрицианских Древний семей, члены которых изначально были единственными людьми, которым разрешалось выполнять многие политические функции. во время подъема европейских городов в XII и XIII веках патрициат, ограниченная группа семей с особым конституционным положением, По мнению Анри Пиренна , [3] была движущей силой. XIX века В Центральной Европе этот термин стал синонимом высшей буржуазии и не может быть заменен средневековым патрициатом в Центральной Европе. В морских республиках итальянского полуострова , а также в немецкоязычных частях Европы патриции фактически были руководящим органом средневекового города. В частности, в Италии они были частью дворянства .
С созданием средневековых городов, итальянских городов-государств и морских республик патрициат стал формально определенным социальным классом, управляющим богатыми семьями. Они были обнаружены в итальянских городах-государствах и морских республиках, особенно в Венеции , Генуе , Пизе и Амальфи . Они также были обнаружены во многих вольных имперских городах Священной Римской империи , таких как Нюрнберг , Равенсбург , Аугсбург , Констанц , Линдау , Берн , Базель , Цюрих и многих других.
Как и в Древнем Риме, статус патриция обычно мог передаваться только по наследству. Однако членство в патрициате могло передаваться по женской линии . [ нужна ссылка ] Например, если союз был одобрен ее родителями, муж дочери-патриция по праву получал членство в патрицианском обществе Zum Sünfzen Имперского вольного города Линдау на тех же условиях, что и младший сын патриция мужского пола (т. е. при уплате номинальной платы), даже если муж по другим причинам считался социально непригодным. [ нужна ссылка ] Присоединение к патрициату посредством этого механизма называлось «эрвайберн». [4] [ нужны разъяснения ]
В любом случае только патриции-мужчины могли занимать или участвовать в выборах на большинство политических должностей. Зачастую, как в Венеции, непатриции почти не имели политических прав. Ведлись списки лиц, имевших этот статус, наиболее известным из которых является Libro d'Oro ( Золотая книга ) Венецианской республики.
После падения Гогенштауфенов ( 1268 г.) города-республики все чаще становились княжествами, такими как Миланское герцогство и Веронское герцогство . Меньшие из них были поглощены монархическими государствами, а иногда и другими республиками, как Пиза и Сиена во Флоренции. После этих событий любая особая роль местных патрициев была ограничена муниципальными делами.
Немногие оставшиеся патрицианские конституции, особенно конституции Венеции и Генуи, были сметены завоевавшими французскими армиями в период после Французской революции , хотя многие патрицианские семьи оставались социально и политически важными, как некоторые делают и по сей день.
В современную эпоху термин «патриций» также широко используется для обозначения высшей буржуазии (не приравниваемой к аристократии) во многих странах; в некоторых странах это неопределенно относится к недворянскому высшему классу, особенно до 20 века. [5]
Патриций в поздней средневековье раннем и античности
Был промежуточный период в Поздней Римской империи и Византийской империи , когда этот титул давался правителям в западных частях Империи, таких как Сицилия — Стилихон , Аэций V века и другие военные магистры служат полезным примером роли и масштабов Патриций в этот момент. Позже эта роль, как и роль Джудикати Сардинии де , приобрела судебный оттенок и использовалась правителями, которые часто были -факто независимыми от имперского контроля, такими как Альберик II Сполето , «Патриций Рима» с 932 по 954 год.
В IX и X веках византийские императоры стратегически использовали титул патриция , чтобы заручиться поддержкой местных князей южной Италии в борьбе с Каролингской империей за контроль над регионом. Верность княжества Салерно была куплена в 887 году за счет инвестиций принца Гуаймара I , а затем в 955 году за счет Гисульфа I. В 909 году принц Беневенто Атенульфа Ландульф I лично добивался и получил этот титул в Константинополе как для себя, так и для своего брата II . Заключив союз, выигравший битву при Гарильяно в 915 году, византийский стратег Николас Пичингли предоставил титул Иоанну I и Дочибилису II Гаэтскому , а также Григорию IV и Иоанну II Неаполитанским .
В то время для определенного города или территории обычно существовал только один «Патриций»; в некоторых городах Сицилии, таких как Катания и Мессина , единоличная должность патриция была частью муниципального управления гораздо дольше. Амальфи управлялся рядом патрициев , последний из которых был избран герцогом.
Формирование европейских патрициатов [ править ]
Хотя это часто ошибочно описывается, патрицианские семьи итальянских городов по своему происхождению были не членами территориальной знати , а членами мелких землевладельцев, судебными приставами и управляющими лордов и епископов, против остаточных полномочий которых они вели борьбу за установление городские коммуны . В Генуе самые ранние записи о торговых товариществах содержатся в документах начала XI века; там типичным спящим партнером является член местной мелкой знати, обладающий некоторым капиталом для инвестирования, а в расширении торговли ведущую роль взяли на себя люди, уже занимавшие выгодные позиции в феодальном порядке, получавшие доходы от ренты или таможенных пошлин или рыночные сборы. Затем, в XII и XIII веках, к этому первому классу патрициев добавились семьи, выросшие благодаря торговле, Дориа , Чигала и Леркари. [6] В Милане первые консулы выбирались из числа вальвасоров , капитаней и вивеев . Х. Сапори обнаружил, что первые патрициаты итальянских городов, узурпировавшие общественные и финансовые функции сюзерена, были набраны из таких мелких вассалов , держателей наследственных владений и рантье, отдававших в аренду сельскохозяйственный труд своих владений. [7]
В определенный момент необходимо было добиться признания независимости города, а зачастую и его конституции, либо от Папы Римского, либо от императора Священной Римской империи — «свободные» города в Империи продолжали подчиняться императору, но без каких-либо промежуточные правители.
В период позднего средневековья и раннего Нового времени патриции также приобретали дворянские титулы, иногда просто приобретая владения в окружающих контадо , которые несли наследственное феодальное владение . Однако на практике статус и богатство патрицианских семей великих республик были выше, чем у большинства дворян, поскольку денежная экономика распространялась, а прибыльность и прерогативы землевладения разрушались, и они были признаны имеющими аналогичный статус. В Генуэзской республике существовал отдельный, гораздо меньший по размеру класс дворянства, происходящий из сельских магнатов, которые объединили свои интересы с молодым городом-государством. В некоторых городах, таких как Неаполь и Рим , которые никогда не были республиками в постклассические времена, также существовали классы патрициев, хотя большинство владельцев также имели дворянские титулы. Республика Рагуза управлялась строгим патрициатом, официально установленным в 1332 году, который впоследствии был изменен лишь один раз, после землетрясения в Дубровнике 1667 года .
Впоследствии «патриций» стал более расплывчатым термином, используемым для обозначения аристократов и элитной буржуазии во многих странах.
Преобразования внутри патрициатов [ править ]
В некоторых итальянских городах ранние патрициаты, состоящие из мелкой знати и феодальных чиновников, проявляли прямой интерес к торговле, особенно к торговле текстилем и торговле специями и предметами роскоши на дальние расстояния по мере ее расширения и трансформировались в процессе. В других случаях негибкость патрициата привела бы к созданию мощных сил, исключенных из его рядов, и в ходе городского переворота великие торговые интересы свергли бы grandi , не свергая при этом городской порядок, а просто наполняя его формальные органы членами, взятыми из нового ряды или переписать конституцию, чтобы дать больше власти «народу». Флоренция в 1244 году пришла довольно поздно в пиковый период этих преобразований, который пришелся на период между 1197 годом, когда Лукка пошла по этому пути, и 1257 годом, когда Генуя приняла аналогичные изменения. [9] Однако во Флоренции предстояли другие потрясения, уменьшившие власть класса патрициев, в движении, приведшем к Изданию Постановлений о правосудии в 1293 году и Восстанию Чомпи в 1378 году.
Из крупных республик только Венеции удалось сохранить исключительно патрицианское правительство, просуществовавшее до Наполеона . В Венеции, где эксклюзивный патрициат оставил за собой всю власть по управлению Serenissima Repubblica и воздвиг юридические барьеры для защиты государства, усилил контроль над составом своего патрициата в поколении после битвы при Кьодже . Венецианцы, имевшие оспариваемые претензии на патрициат, должны были представить avogadori di comun , созданному для рассмотрения таких претензий, генеалогию, называемую prova di nobiltà , «проверку на благородство». Это особенно требовалось от венецианской колониальной элиты в отдаленных регионах венецианской талассократии , например, на Крите , ключевой венецианской колонии 1211–1669 годов и границе между венецианской и византийской, а затем османской зонами власти. Для венецианцев в Венеции prova di nobiltà была просто формальным обрядом перехода во взрослую жизнь, засвидетельствованным семьей и соседями; для колониальной венецианской элиты на Крите политические и экономические привилегии были важнее социальных, а для Республики первостепенное значение имел местный патрициат на Крите с лояльными связями с Венецией, выраженными через родственные связи. [10]
Набор в патриции [ править ]
Активное привлечение богатой новой крови было также характерно для некоторых более гибких патрициатов, которые привлекали членов торговой элиты посредством специальных партнерств в предприятиях, которые стали более прочно скреплены брачными союзами. «В таких случаях возникает высшая группа, частично феодально-аристократическая, частично торговая, группа смешанного характера, подобная «магнатам» Болоньи , состоящая из дворян, ставших буржуазными благодаря бизнесу, и буржуазии, облагороженных городскими указами, и обе они слились вместе в закон." [11] Другие, такие как Венеция, жестко ограничивали членство, которое было закрыто в 1297 году, хотя некоторым семьям, «case nuove» или «новым домам», было разрешено присоединиться в 14 веке, после чего членство было заморожено.
Немецкие города Священной Римской империи [ править ]
Начиная с XI века, привилегированный класс, который намного позже стал называться патрицие [12] сформировались в немецкоязычных вольных имперских городах . Помимо богатых купцов- великих бюргеров ( нем . Großbürger ), они были набраны из рядов имперских рыцарей , администраторов и министров ; последние две группы были приняты, даже если они не были свободными гражданами.
Члены патрицианского общества приносили клятву верности друг другу и непосредственно по отношению к императору Священной Римской империи .
Немецкие средневековые патриции, патриции (постримская Европа) не называли себя таковыми. Вместо этого они организовались в закрытые общества (т.е. Gesellschaften). [ нужна ссылка ] и указывало бы на их принадлежность к определенным семьям или «домам» (например, Гешлехтерам), как это документально подтверждено для имперских вольных городов Кельна , Франкфурта-на-Майне , Нюрнберга. [ нужна ссылка ] . Танцевальный статут 1521 года является примером такой закрытой идентификации. Использование слова Patrizier для обозначения наиболее привилегированного слоя городского общества восходит не к средневековью, а к эпохе Возрождения. В 1516 году нюрнбергский советник и юрист Кристоф Шойерль (1481–1542) поручил Иоганну Штаупитцу, генеральному викарию ордена Святого Августина , составить краткий обзор Нюрнбергской конституции, представленный 15 декабря 1516 года в форме письмо. Поскольку письмо было составлено на латыни, Шойерль называл нюрнбергские «дома» «патрициями», охотно используя очевидную аналогию с конституцией Древнего Рима. Его современники вскоре превратили это слово в заимствованные слова Patriziat и Patrizier, обозначающие патрицианство и патрициев. Однако это использование не стало обычным явлением до 17 и 18 веков.
Патрицие заполнили места городских советов и присвоили себе другие важные гражданские должности. С этой целью они собирались в патрицианские общества и предъявляли наследственное право на желанные должности. Во Франкфурте общества патрициев начали запрещать прием новых семей во второй половине 16 века. Трудолюбивые беженцы-кальвинисты из южных Нидерландов внесли значительный вклад в торговлю города. Но их продвижение во многом ограничивалось материальной сферой. В то время это было резюмировано как
есть У католиков церкви, у лютеран есть власть, а у кальвинистов есть деньги. [13]
В любом случае евреи никогда даже не рассматривались для членства в патрицианских обществах. Однако , в отличие от нелютеранских христиан, и до их частичного освобождения, вызванного наполеоновской оккупацией , для них были закрыты и другие пути к продвижению в обществе.
Как и в итальянских республиках, этому противостояли ремесленники, организованные в собственные гильдии ( Zünfte ). В 13 веке они начали оспаривать прерогативы патрициев и их гильдий. В большинстве случаев гильдиям удавалось добиться представительства в городском совете. Однако в большинстве имперских вольных городов эти достижения были отменены в результате реформ 1551–1553 годов, проведенных императором Карлом V (Священной Римской империи, 1519–1556 годы), и патриции закрепили свое исключительное право на места городских советников и связанные с ними должности, сделав патрициат единственные семьи, имеющие право быть избранными в городской совет.
В годы становления патриция- юнкера было обычным делом проходить международное обучение и получать академическую квалификацию. За свою карьеру патриции часто занимали высокие военные и государственные должности на службе своих городов и императора. Патриции также часто получали богатство в качестве акционеров корпораций, торговавших товарами по всей Европе.
На территориях бывшей Священной Римской империи патриции считались равными феодальному дворянству («помещичьему дворянству»). [14] Действительно, многие патрицианские общества, такие как Суэнфцен из Линдау, называли своих членов «благородными», а себя — «благородными» или даже «высокоблагородными» обществами. Некоторые патрицианские общества, такие как общество Берна, официально предоставили своим членам право использовать дворянские предикаты, тогда как другие патриции предпочитали использовать дворянский предикат «фон» в связи со своим первоначальным именем или поместьем, см., например, патрицианские семьи Линдау Хайдер. фон Гитценвайлер (также фон Хайдер), Функ фон Зенфтенау, Зойтер фон Лётцен (также фон Зюттер), Гальдер фон Мёлленберг (также фон Гальдер), Куртабатт (также фон Куртабат или де Куртабат). В 1696 и 1697 годах император Леопольд подтвердил благородное качество (т. е. ebenburtigkeit) нюрнбергских патрициев и их право возвышать новые семьи до своего общества. [14]
Несмотря на то, что членство в патрицианском обществе (или право на участие в нем, т. е. «Ratsfähigkeit») само по себе было свидетельством принадлежности к высшему социальному классу Священной Римской империи, патриции всегда имели возможность получить подтверждение своего дворянского статуса путем дворянский патент от императора Священной Римской империи, который был предоставлен в порядке вещей после уплаты пошлины. [15] В любом случае, при путешествии в другие части Европы, например ко двору Людовика XIV , члены патрицианских обществ имперских вольных городов признавались знатными придворными, о чем документально подтверждено в автобиографии Линдау Суенфзенюнкера Рудольфа Куртабатта . [16]
) не является арбитром принадлежности к историческому немецкому патрициату Священная Римская империя прекратила свое существование в 1806 году. Современный Genealogisches Handbuch des Adels (= Генеалогический справочник дворянства после соответствующего рассмотрения четвертой палатой немецкого Adelsrechtsausschuß или Комитет дворянского права, будут включать семьи даже без дворянского титула, подтвержденного императором, когда есть доказательства того, что их прародители принадлежали к потомственным «советским домам» в немецких имперских городах. В той степени, в которой патриции и их потомки решили воспользоваться дворянским предикатом после 1806 года и, следовательно, без имперского подтверждения, такие титулы и предикаты также были бы приняты немецким Adelsrechtsausschuß, если бы они были приобретены через юридический механизм, аналогичный незаконному владению , т.е. Эрситцунг . [17]
В любом случае, в Нидерландах (см. ниже) и во многих ганзейских городах, таких как Гамбург , патриции высмеивали идею облагораживания. [ нужна ссылка ] . Действительно, Иоганн Христиан Зенкенберг , знаменитый натуралист, заметил: «Честный человек стоит больше, чем вся знать и все бароны. Если бы кто-нибудь сделал меня бароном , я бы назвал его [женским собачьим органом] или с тем же успехом Барон. Вот как сильно я дорожу любым титулом». [18]
В 1816 году новая конституция Франкфурта отменила привилегию наследственной должности для патрициев. [19] В Нюрнберге последовательные реформы сначала ограничили привилегии патрициев (1794 г.), а затем фактически отменили их (1808 г.), хотя некоторые остатки власти они сохраняли до 1848 г.
Патричество в Нидерландах [ править ]
В Нидерландах также есть патрициат. Они зарегистрированы в Патрициате Нидерландов , в просторечии называемом «Синей книгой» (см . « Список голландских патрицианских семей »). Чтобы иметь право на въезд, семьи должны играть активную и важную роль в голландском обществе , занимая высокие посты в правительстве , в престижных комиссиях и на других видных государственных постах на протяжении более шести поколений или 150 лет.
Чем дольше семья занесена в «Синюю книгу», тем выше ее уважение. Самые ранние записи часто представляют собой семьи, которые считаются равными низшей знати ( йонхеры , рыцари и бароны ), потому что они являются младшими ветвями одной семьи или постоянно заключали браки с представителями голландской знати в течение длительного периода времени.
Существуют « регентские семьи », чьи предки принимали активное участие в управлении городскими советами, графствами или самой страной во времена Голландской республики . Некоторые из этих семей отказались от дворянства, потому что они не пользовались к титулу таким большим уважением . В конце XIX века они еще гордо называли себя «патрициями». Другие семьи принадлежат к патрициату, поскольку пользуются таким же уважением, как и дворянство, но по определенным причинам никогда не были облагорожены. Даже внутри одних и тех же важных семей могут быть ветви с дворянскими титулами и без них.
[ править ]
В Дании и Норвегии термин «патрициат» стал обозначать, в основном, недворянский высший класс, включая буржуазию , духовенство , государственных служащих и, как правило, представителей элитных профессий, таких как юристы. Датская серия Danske Patriciske Slægter (позже Patriciske Slægter и Danske patricierslægter ) была опубликована в шести томах в период с 1891 по 1979 год и подробно описывала семьи датских патрициев. [20] [21] [22] Этот термин аналогичным образом использовался в Норвегии с 19 века на основе датской модели; в частности, Генрик Ибсен описал свою семью как патриция. [23] Йорген Хааве определяет патрициат в норвежском контексте как широкий собирательный термин для государственных служащих (embetsmenn) и горожан в городах, которые часто были торговцами или капитанами кораблей, то есть неблагородного высшего класса. [23] Буржуазия часто вступала в брак с семьями высших чиновников и дворянства; границы между группами не были резкими.
См. также [ править ]
- Аристократия (класс)
- Буржуа Брюсселя
- Буржуазия
- Дайг (Швейцария)
- Джентри
- Гранд Бюргер (нем. Großbürger )
- Ганзейцы (класс)
- Ла Отличие
- Благородный
- Княжество
- Семь благородных домов Брюсселя
- Социальная среда
- Высший класс
Цитаты [ править ]
- ^ Чарльз Нейдер, Рост Томаса Манна , 1968.
- ^ Вольфганг Бойтин, История немецкой литературы: от истоков до наших дней , Routledge, 1993, ISBN 0-415-06034-6 , с. 433
- ^ Пиренн, Средневековые города: их происхождение и возрождение торговли (1927) предлагает поздний, развитый взгляд на «тезис Пиренна», берущий свое начало в статьях о происхождении городских конституций 1895 года: см. Henri Pirenne#Pirenne Thesis .
- ^ Альфред Отто Штольце, Зюнфзен в Линдау. Патрициат швабского имперского города (Бернхард Целлер, Линдау/Констанц, 1956) обсуждает этот механизм присоединения к Патрициату; «Если дочь товарища-грешника выходила замуж по воле родителей, муж, «который иначе не смог бы выйти замуж за грешника», принимался в обмен на два гульдена, или как младший сын».
- ^ Т.К. Дерри, История Скандинавии , Лондон, Джордж Аллен и Анвин, 1979, стр. 193, ISBN 0-04-948004-9
- ^ Хибберт, AB (1953). «Истоки средневекового городского патрициата». Прошлое и настоящее . 3 (3): 15–27 [с. 18]. дои : 10.1093/прошлое/3.1.15 . JSTOR 650033 .
- ^ Х. Сапори, статья в Международном историческом конгрессе 1950 г., отмечено Хиббертом 1953 г., примечание 10.
- ^ «ЛОРЕДАН, Франческо в «Биографическом словаре» » . www.treccani.it (на итальянском языке) . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Холл, Питер (1999). Города в цивилизации . Лондон: Феникс. п. 91. ИСБН 0-7538-0815-3 .
- ^ О'Коннелл, Моник (2004). «Венецианский патрициат в Средиземноморье: юридическая идентичность и происхождение на венецианском Крите пятнадцатого века». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 57 (2): 466–493. JSTOR 1261723 . Стэнли Хойнацки также изучил венецианский патрициат в ряде статей.
- ^ Хибберт 1953:19.
- ^ Это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.
- ^ Кернер, с. XIII. Позже беженцы -гугеноты , стекавшиеся во Франкфурт после отмены Нантского эдикта французским королем Людовиком XIV в 1685 году, оказались столь же ценным вкладом в экономику города, но они также обнаружили, что членство в обществах Патрицие неуловимо.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрес, Рудольф. Дворянство в раннее Новое время. Энциклопедия немецкой истории, том 18, Ольденбург, с. 72.
- ^ Таким образом, титул «фон» основан только на дворянских грамотах, которые можно было получить за деньги. Одна семья ценила титул «из», а другая — нет. Штольце, Альфред О., Суэнфцен цу Линдау, Патриций швабского имперского города, 1956.
- ^ Жизнь мэра Линдау Рудольфа Куртабатта. Под редакцией Франца Йоэце, Sch.VGB 35 стр. 355 FF.
- ^ «Обсуждение, касающееся IV. Каммера ARA и невозражения против дворянского статуса потомков Patrizier и Ersitzung дворянского предиката на страницах 6-7» (PDF) . www.adelsrecht.de .
- ↑ Цитируется в биографии Зенкенберга Августа де Бари, переиздание издания 1947 года, 2004 г., стр. 162: « Честный человек дороже всякого дворянства и баронов. Если бы кто-нибудь сделал меня бароном, я хотел назвать его собакой или бароном. Все титулы мне так дороги » .
- ^ Сила патрициев. Архивировано 19 сентября 2008 г. в Wayback Machine , Frankfurter Rundschau Online.
- ^ Софус Эльвиус и Ганс Рудольф Хиорт-Лоренцен (ред.), Danske Patriciske Slægter , Копенгаген, 1891 г.
- ^ Теодор Хаух-Фаусбёлль и HR Хиорт-Лоренцен (ред.), Patriciske Slægter , 3 тома, 1911–1930
- ^ Вильгельм фон Антоньевиц, Датские патрицианские семьи: новая серия , 2-й том, 1956–1979
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йорген Хааве, Семья Ибсенов , Museumsforlaget, 2017, ISBN 9788283050455
Общие ссылки [ править ]
- Ханс Кёрнер: Франкфуртский патриций. Историко-генеалогический справочник дворянского наследия Дома Альтен-Лимпург во Франкфурте-на-Майне . Эрнст Фогель (издатели), Мюнхен, 1971. [ISBN не указан] (на немецком языке)
- Дж. Дронкерс и Х. Шийф (2004): «Брак между дворянством и патрициатом: средство сохранения своих элитных позиций в современном обществе?» (на голландском языке)
- МЕБ. «Голландский патрициат» (на голландском языке)
- Альфред Отто Штольце: Зюнфзен в Линдау. Сословие патрициев швабского имперского города . Бернхард Целлер, Линдау/Констанц, 1956 г.
- Кристоф Хейерманн: Верх социальной структуры: организация городских элит в районе Боденского озера . Матиас Мейнхардт и Андреас Ранфт (ред.): Социальная структура и социальная топография доиндустриальных городов . Академия Верлаг, Берлин, 2005 г.
- Вольфганг Рейнхард: Олигархические связи и конфессии в городах Верхней Германии . Антони Мончак (ред.): Клиентские системы в Европе раннего Нового времени . Ольденбург, Мюнхен, 1988 г.
- Жизнь мэра Линдау Рудольфа Куртабатта . Под редакцией Франца Йоэце, Sch.VGB 35 стр. 355 FF.
- Вечный источник: Книга жизни д. Анна Штольце фон Пфистер . 1-3. Тысячи, Шпеер-Штольце, Клара, Хайльбронн, Зальцер, 1937 год.
- Атрибуция
- Приведенный выше раздел « Немецкие города Священной Римской империи» частично основан на Patrizier из немецкой Википедии.
Внешние ссылки [ править ]
- Власть патрициев , Frankfurter Rundschau Online (на немецком языке)
- Проект Rootsweb: южногерманские патриции
- Клэй, Агнес Мюриэл; Митчелл, Джон Малкольм (1911). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). стр. 931–933. (раздел II) .