Социальный класс на Гаити

Социальный класс на Гаити использует классовую структуру, которая группирует людей по богатству, доходу, образованию, типу занятий и принадлежности к определенной субкультуре или социальной сети . Начиная с колониального периода в составе колонии Сен-Доминго (1625–1804 гг.), раса играла важный фактор в определении социального класса.
История [ править ]



В колониальный период французы ввели трехуровневую социальную структуру, аналогичную кастовой системе в колониальной латиноамериканской Америке . На вершине социальной и политической лестницы находилась белая элита ( grand blancs ). В нижней части социальной структуры находились порабощенные чернокожие ( нуары ), большинство из которых родились в Африке. Между белой элитой и рабами возникла третья группа — вольноотпущенники ( affranchis ), большинство из которых произошли от союзов рабовладельцев и рабов (ср. plaçage ). Некоторые вольноотпущенники-мулаты унаследовали землю от своих белых отцов, стали относительно богатыми и владели рабами (возможно, около четверти всех рабов в Сен-Доминго принадлежали владельцам аффранчи ). Тем не менее, расовые кодексы ставили аффранчи в социальном и политическом отношении на более низкое положение по сравнению с белыми в расовой иерархии . Также между белой элитой и рабами находились белые бедняки ( petits blancs ), которые считали себя социально выше мулатов, даже если иногда оказывались ниже их экономически.
Из населения в 519 000 человек в 1791 году 87 процентов были рабами, 8 процентов - белыми и 5 процентов - вольноотпущенниками. Из-за тяжелых условий жизни и работы уровень смертности среди порабощенных чернокожих был чрезвычайно высок, поэтому постоянно импортировались новые рабы, чтобы заменить умерших. Таким образом, во время восстания рабов 1791 года большинство рабов родились в Африке, а не в Сен-Доминго. [1]
Гаитянская революция изменила социальную структуру страны. Колониальный правящий класс и большая часть белого населения были убиты или изгнаны, а плантационная экономика была в значительной степени разрушена. Первые лидеры чернокожих и мулатов пытались восстановить систему плантаций, которая опиралась по существу на бесплатную рабочую силу, посредством строгого военного контроля (см. «Независимое Гаити», глава 6), но система рухнула во время правления Александра Петиона (1806–1818). . Гаитянская революция разрушила плантации и распределила землю среди бывших рабов. В результате этого процесса новый высший класс Гаити потерял контроль над сельскохозяйственными землями и рабочей силой, которые были экономической основой колониального контроля. Чтобы сохранить свое превосходное экономическое и социальное положение, новый высший класс Гаити отказался от сельскохозяйственной деятельности в пользу городской деятельности, особенно государственной. [1]
Правящий класс Гаити девятнадцатого века состоял из двух групп: городской элиты и военного руководства. Городская элита представляла собой прежде всего закрытую группу образованных, сравнительно богатых и франкоязычных мулатов. Рождение определяло социальное положение человека, а общие ценности и смешанные браки укрепляли классовую солидарность. Однако армия была средством продвижения для обездоленных чернокожих гаитян. В изменчивом и часто непростом союзе с военными городская элита управляла страной и держала крестьянство изолированным от национальных дел. Городская элита продвигала французские нормы и модели как средство отделения от крестьянства. Таким образом, французский язык и манеры, православный католицизм и светлая кожа были важными критериями высокого социального положения. Элита презирала ручной труд, промышленность и торговлю в пользу более благородных профессий, таких как право и медицина. [1]
Небольшой, но политически важный средний класс возник в двадцатом веке. Хотя социальная мобильность немного возросла, традиционная элита сохранила свое экономическое превосходство, несмотря на противодействующие усилия Франсуа Дювалье . По большей части крестьянство продолжало быть исключенным из национальных дел, но к 1980-м годам эта изоляция значительно уменьшилась. Тем не менее, экономические трудности в сельской местности заставили многих земледельцев мигрировать в города в поисках более высокого уровня жизни , тем самым увеличивая размер городского низшего класса. [1]
Высший класс [ править ]
В 1980-х годах высший класс Гаити составлял всего 2 процента от общей численности населения, но контролировал около 44 процентов национального дохода. Высший класс включал не только традиционную элиту, которая не контролировала правительство более тридцати лет, но и отдельных лиц, которые стали богатыми и влиятельными благодаря своим связям с правительствами Франсуа Дювалье и его сына Жан-Клода Дювалье . Расширение доступа к образованию помогло некоторым людям попасть в ряды высшего класса. Другие смогли продвинуться вверх благодаря богатству, накопленному ими в промышленности или экспортно-импортном бизнесе. [2]

Вымышленные представители гаитянской элиты, такие как «девушка Зузу» (наивная богатая головастая голова), и другие узнаваемые культурные стереотипы были карикатурно изображены в популярной культурной комедии « С уважением Круазе » на государственном телевидении Гаити (TNH). телеведущий Гаити. [3]
Традиционная элита занимала ключевые позиции в торговле, промышленности, недвижимости и профессиональных сферах, и их можно было идентифицировать по членству в «хороших семьях», которые претендовали на несколько поколений признанного правового статуса и имени. Чтобы стать членом элиты, требовалось также доскональное знание культурных тонкостей, особенно французских обычаев. Светлая кожа и прямые волосы по-прежнему оставались важными характеристиками этой группы. Французские фамилии были распространены среди элиты мулатов , но возросшая иммиграция из Европы и Ближнего Востока в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков привела к появлению в списке немецких, английских, датских и арабских имен. [2]
Единственной группой, описанной как этническое меньшинство на Гаити, были гаитянские арабы , люди, произошедшие от сирийских, ливанских и палестинских торговцев, которые начали прибывать на Гаити и в другие страны Карибского бассейна в конце девятнадцатого века. С самого начала, будучи странствующими торговцами тканями и другими галантерейными товарами, арабы перешли в экспортно-импортный сектор, порождая враждебность гаитян и иностранных конкурентов. Тем не менее арабы остались. Многие из них приняли французский и креольский языки в качестве предпочтительных, приняли гаитянское гражданство и интегрировались в высший и средний классы. Ранее отвергнутые элитными семьями мулатов и исключенные из лучших клубов, арабы начали вступать в брак с элитными гаитянцами и принимать участие во всех аспектах жизни высшего класса, включая вход в профессии, промышленность и так далее. [2]
Средний класс [ править ]
Средний класс, также известный как мулаты , в девятнадцатом веке практически не существовал. Но примерно во время оккупации Соединенных Штатов (1915–1934 гг.) оно стало более определенным (см. «Оккупация Соединенных Штатов», 1915–34, гл. 6). Создание профессиональной армии и расширение государственных услуг способствовали развитию среднего класса Гаити. Реформа образования 1920-х годов, подъем черного сознания и волна экономического процветания после Второй мировой войны также способствовали укреплению класса. В конце 1980-х годов средний класс, вероятно, составлял менее 5 процентов от общей численности населения, но он рос и становился все более политически влиятельным. [4]
Элита мулатов доминировала в правительстве в 1930-х и начале 1940-х годов и мешала политическим устремлениям черного среднего класса. Президент Дюмарсе Эстиме (1946–50) пришел к власти с целью укрепления среднего класса. Правительство Дювалье также заявляло о своей преданности черному среднему классу, по крайней мере, на протяжении 1970-х годов. В период Дювалье многие представители среднего класса были обязаны своей экономической безопасностью правительству. Однако ряд лиц из этого класса извлекли выгоду из узаконенной коррупции . [4]
Некоторые представители среднего класса приобрели политическую власть к 1980-м годам, но большинство из них продолжало оставаться культурно двойственными и незащищенными. Классовая солидарность, идентичность и традиции были слабыми. Критериями принадлежности к среднему классу были нефизический труд , умеренный доход, грамотность и владение французским языком. Гаитяне среднего класса стремились к карьерному росту для себя и своих детей, и они воспринимали образование и проживание в городе как два важных ключа к достижению более высокого статуса. Хотя гаитяне из среднего класса пытались подражать образу жизни высшего класса, их возмущало социальное превосходство и предрассудки элиты по поводу цвета кожи. Конфликты между франко-гаитянскими и афро-гаитянскими культурными традициями были наиболее распространены среди среднего класса. [4]
Крестьяне [ править ]
Крестьянство Гаити составляло примерно 75 процентов от общей численности населения. В отличие от крестьян большей части Латинской Америки , большинство крестьян Гаити владели землей с начала девятнадцатого века. Земля была самым ценным сельским товаром, и крестьянские семьи шли на все, чтобы сохранить ее и увеличить свои владения. [5]
Крестьяне в целом контролировали свои земельные владения, но у многих не было четкого права собственности на свои участки. Гаити никогда не проводила кадастровую съемку , но вполне вероятно, что многие семьи передавали землю из поколения в поколение, не обновляя права собственности на землю. Разделение земли поровну между наследниками мужского и женского пола привело к тому, что фермерские участки стали слишком маленькими, чтобы оправдать высокие затраты на землемера. Наследники иногда осматривали землю, прежде чем вступить во владение ею, но чаще наследники делили участки между собой в присутствии общественных свидетелей, а часто и нотариуса. Часть унаследованных земель не делилась, а использовалась совместно, например, под пастбища, или обрабатывалась наследниками поочередно. Семьи обычно продавали землю, чтобы собрать деньги на такие непредвиденные расходы, как похороны, или оплатить расходы на эмиграцию. Покупатели часто владели землей на основании нотариально заверенного документа, а не официального акта (см. «Землевладение и земельная политика», гл. 8). [5]
В крестьянстве существовали слои по размеру собственности. Многие крестьяне обрабатывали землю в качестве издольщиков или арендаторов, а некоторые надеялись в конечном итоге унаследовать обрабатываемые участки. Некоторые фермеры-арендаторы владели и обрабатывали участки в дополнение к земле, которую они обрабатывали для других. Число совершенно безземельных крестьян, опиравшихся исключительно на наемный труд, вероятно, было весьма невелико. Заработная плата в сельском хозяйстве была настолько низкой, что крестьяне, лишенные земли, вероятно, мигрировали в городские районы в поисках более высоких доходов. Более богатые крестьяне сохраняли свои экономические позиции за счет контроля над капиталом и влияния в местной политике. [5]
Крестьяне сохраняли хорошую, позитивную идентичность как гаитян и земледельцев, но демонстрировали слабое чувство классового сознания. Ссоры среди крестьян были более обычным явлением, чем общее недовольство высшим классом. [5]
Кооперация между крестьянами в течение двадцатого века уменьшилась. Фермы, управляемые нуклеарными семьями, и обмен между расширенными семьями сформировали основу аграрной системы . До середины двадцатого века коллективные трудовые коллективы, называемые коунбитами, и более крупные группы по обмену рабочей силой были довольно распространены. Эти группы были сформированы для выполнения конкретных задач на земле человека; хозяин обеспечил музыку и праздничный обед. После 1940-х годов на смену коунбитам начали приходить более мелкие группы, называемые эскуад. Эскуад выполнял задания строго на взаимной основе или продавал свой коллективный труд другим крестьянам. [5]
Хотя в гаитянских крестьянских деревнях в целом отсутствовало чувство общности и гражданственности, с годами возникли некоторые группы гражданских действий. После 1960-х годов зажиточные крестьяне возглавляли сельские общественные советы, находившиеся под контролем правительства. Эти советы часто служили больше для контроля потока ресурсов развития в территорию, чем для представления местного населения. В 1980-х годах при поддержке Римско-католической церкви, главным образом на Центральном плато, возникло уравновешивающее движение мелких крестьянских групп (группников). Член группы обсудил общие интересы и предпринял некоторые совместные действия. И правительство Дювалье, и последующий Национальный совет правительства (Conseil National de Gouvernement — CNG), возглавляемый генерал-лейтенантом Анри Намфи, предприняли шаги по ограничению деятельности этих крестьянских групп. [5]
Первое поколение гаитянских крестьян стремилось к независимости, свободе и миру. Однако необходимость посвятить хотя бы некоторую долю своих ограниченных площадей под производство товарных культур препятствовала крестьянам добиться независимости в выращивании основных продуктов домашнего хозяйства. Хотя они приобрели определенную степень свободы, они также оказались изолированными от остального народа и мира. Во второй половине двадцатого века гаитянское крестьянство постепенно стало гораздо менее изолированным. Несколько факторов ускорили взаимодействие крестьян с внешним миром в 1970-х и 1980-х годах. Дорожные проекты улучшили транспортную систему, а иностранные религиозные миссии и частные агентства развития проникли в сельские районы. Эти организации принесли новые ресурсы и обеспечили институциональную связь с внешним миром. Люди почти из каждой общины мигрировали в Порт-о-Пренс или за границу и отправляли деньги домой в сельские районы. Кассеты включены неграмотные люди, уехавшие далеко от дома, чтобы пообщаться со своими семьями. Креольский язык, который стал широко использоваться по радио, доносил новости о Гаити и со всего мира в отдаленные деревни. А в 1986 году освещение в СМИ падения режима Дювалье позволило сельским жителям Гаити соприкоснуться с политическими делами страны.
Городской класс низший
Городской низший класс, составлявший около 15 процентов от общей численности населения в начале 1980-х годов, был сконцентрирован в Порт-о-Пренсе и крупных прибрежных городах. Увеличение миграции из сельской местности во многом способствовало росту этого класса. Однако промышленного роста было недостаточно, чтобы поглотить излишек рабочей силы, возникший в результате растущей урбанизации; безработица и неполная занятость были серьезными в городских районах. Городской низший класс был социально неоднороден и обладал слабым классовым сознанием. Одной из выдающихся характеристик этой группы была ее приверженность образованию. Несмотря на экономические трудности, городские родители из низшего сословия приложили все усилия, чтобы их дети посещали школу на протяжении всего периода начальной школы. Благодаря образованию и участию в политической жизни некоторые представители низшего класса добились мобильности в средний класс. [6]
Беднейшие слои городского низшего класса жили в худших санитарно-гигиенических условиях на Гаити. По данным Всемирного банка (см. Глоссарий), в 1976 году треть населения Порт-о-Пренса проживала с плотностью населения более 1000 человек на гектар. Беднейшие семьи потребляли всего лишь семь литров воды на человека в год. день на приготовление пищи, питье и уборку, и на это они тратили около одной пятой своего дохода. Для многих из этих семей доходы и условия жизни ухудшились в 1980-е годы. [6]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Смакер, Гленн Р. «Социальная структура». Страновое исследование: Гаити (Ричард А. Хаггерти, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1989 г.). В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе. [1]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смакер, Гленн Р. «Высший класс». Страновое исследование: Гаити (Ричард А. Хаггерти, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1989 г.). В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе. [2]
- ^ Алессандра Стэнли (10 июля 2012 г.). «На гаитянском телевидении массы смеются над другой половиной» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смакер, Гленн Р. «Средний класс». Страновое исследование: Гаити (Ричард А. Хаггерти, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1989 г.). В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе. [3]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Смакер, Гленн Р. «Крестьяне». Страновое исследование: Гаити (Ричард А. Хаггерти, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1989 г.). В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе. [4]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смакер, Гленн Р. «Городской низший класс». Страновое исследование: Гаити (Ричард А. Хаггерти, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1989 г.). В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе. [5]