Гаитянская мифология
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Гаитянская мифология состоит из множества фольклорных историй разных периодов времени, в которых участвуют священные танцы и божества, вплоть до Вуду. Гаитянское вуду представляет собой синкретическую смесь римско -католических ритуалов, разработанных во время французского колониального периода , основанных на традиционных африканских верованиях , имеющих корни в традициях Дагомеи , Конго и йоруба , а также фольклорном влиянии коренных народов Таино на Гаити . Ива , или духи, с которыми приверженцы Вуду работают и практикуют, не боги , а слуги Верховного Создателя Бондье (произносится как Бон Дье). Многие идентичности Ива происходят от божеств, сформировавшихся в традиционных регионах Западной Африки, особенно Фон и Йоруба . [ нужна ссылка ] В соответствии с франко-католическим влиянием веры, последователи Воду по большей части являются монотеистами, полагая, что ива — это великие и могущественные силы в мире, с которыми люди взаимодействуют, и наоборот, что приводит к симбиотическим отношениям, призванным объединить оба люди и Ива возвращаются в Бондай. «Вуду — это религиозная практика, вера, которая указывает на глубокое познание Бога и предлагает практикующим средства для вступления в общение с Божественным через постоянно развивающуюся парадигму танца, песни и молитв». [1]
История и истоки вудуизма на Гаити
[ редактировать ]Воду возникла из анимистических верований племен йоруба в Бенине . [2]

Вудон воплощает в себе целый ряд культурных элементов, включая личные верования и практики, среди которых сложная система народных медицинских практик . Для некоторых Вудон — это больше, чем просто вера, а образ жизни, на котором основаны популярные пословицы, истории, песни и фольклор. [3] Вудон учит вере в высшее существо по имени Бондье, непознаваемого и незаинтересованного сотворенного бога. [3] Верующие вудон поклоняются Ива. Всего в религии Воду насчитывается 180 Ива, каждый из которых имеет имя и специфическую и исключительную функцию. Например, Геде [4] — дух жизни и смерти, которому поручено разделять души и тела людей, когда придет время, а также присматривать за их кладбищами. Геде также служит связующим звеном прошлого, настоящего и будущего, а также объединением их в одну реальность.
Мифология на Гаити использовалась не только в политике, но и в революции. Такие мифы, как: L'Union Fait La Force (Вместе - это сила) - это история о рабах, которые восстали 22 августа 1791 года в героической битве за свою свободу, и это история о солидарности между двумя разными группами людей. получить свободу для коллектива. [5] Мифические символы Вудон и традиция перехода от хаоса к коллективности, известная как религия Вуду, играют большую роль в формировании гаитянской мифологии. [5] Сегодня люди, которых называют алхимиками памяти, являются хранителями истории Вуду и гаитянской мифологии, сохраняя истории, рассказанные их предками. [6]
Связанные понятия
[ редактировать ]- Асагве – гаитянский танец вуду, используемый в честь Ива .
- Лакоу – центральное место поклонения.
- Дерево Мапу — священное дерево, которое считается связующим звеном между духовным миром и землей. Авалу — («мольба») гаитянский танец вуду.
- Коко-макака — орудие гаитянского вуду. Это палка, которая должна уметь ходить сама по себе. Владелец кокосовой макаки может отправить ее по делам. Если его использовать для поражения врага, враг умрет до рассвета.
- Ганган, Хунган — гаитянские жрецы. Они руководят народами в танцах, игре на барабанах и пении, призывая Ива.
- Геде — семейство духов, связанных со смертью и плодородием.
- Гвинея – загробная жизнь Гаити. Это также место, где зародилась жизнь, и дом их духов.
- Бокор - мужской эквивалент ведьмы Вуду. Говорят, что они служат Ива «обеими руками», что означает, что они практикуют добро и зло.
- Зомби — реанимированное тело без души, используемое Бокорами для выполнения или выполнения заданий.
- Лва — гаитянский дух вуду.
- Мамбо - гаитянская жрица, которая вместе с хунганом руководит ритуалами вуду и призывает ива.
- Paquet congo — обереги из органического материала, обернутые тканью, предназначенные для пробуждения Ива.
- Петро — агрессивный и воинственный род духов.
- Рада – древний, благотворный род духов.
- Тонтон Макут — гаитянская мифологическая фраза, означающая «призрак» (буквально: «дядя Бэгмен »).
- Ти Мэлис и Тонтон Буки — пара конкурирующих обманщиков.
- Виль-о-Камп — («Дом в полях») подводная столица Ивы.
- Русалка - существо с верхней частью тела женщины (иногда мужчины) и нижней частью тела, напоминающей рыбу . Русалки, как известно, заманивают детей в океан, чтобы отвезти их домой и научить темной магии или утопить.
- Зомби — мифическое существо-нежить, созданное бокором . [7]
Духи Лва Воду
[ редактировать ]- Аджасу-Лингетор – гаитянская ива в форме родниковой воды (богини). [3]
- Адья Хоунто – гаитянский барабанщик. [3]
- Агассу – гаитянская ива, хранящая дагомейские традиции. [3]
- Азака-Тоннерре – гаитянский бог грома, сельского хозяйства и фермеров. [3]
- Бадесси – гаитянский бог неба. [3]
- Барон Ла Круа – лва мертвецов и сексуальности. [3]
- Барон Самеди – лва мертвых. [3]
- Дамбалла – отец Ива и человечества. [3]
- Дьябле Тоннере – гаитянский бог грома. [3]
- Динклинсин - гаитянское божество вуду, которого боялись за свою суровость. [3]
- Эрзули Дантор – гаитянская богиня вуду богатства, мести и защиты. [3]
- Обатала - бог-создатель йоруба. [3]
- Огун - гаитянский бог огня, железа, политики, грома и войны. [3]
- Ошун – богиня любви йоруба, также Эрзули Фреда (в Вуду). [3]
- Оя – богиня-воительница йоруба. [3]
- Папа Легба – посредник между Ива и человечеством. [3]
См. также
[ редактировать ]- Гаитянский Воду
- Культура Гаити
- Религия на Гаити
- гаитянское искусство
- Веве , религиозный символ, обычно используемый в Воду и Пало.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вы Зо Команда ЛаМенфо, Мамбо (2011). Служение духам: религия Вуду . США: Мамбо Вье Зо Команде ЛаМенфо. п. 12. ISBN 978-0615535241 .
- ^ Вебер, А.С. (декабрь 2018 г.). «Гаитянский вуду и экотеология». Экуменический обзор . 70 (4): 679–694. дои : 10.1111/erev.12393 . S2CID 151028156 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «МИФОЛОГИИ ГАИТИ» . Литература коренных народов . 12 октября 2022 г. Проверено 03 мая 2023 г.
- ^ Скалора, Сал (март – апрель 1993 г.). «Приветствие духам» . Америки . 45 (2): 26.
- ^ Jump up to: а б Ларош, Максимилиан (сентябрь 2005 г.). «Основополагающие мифы гаитянского народа» . Маленький Топор . 9 (2): 1–15. дои : 10.1215/-9-2-1 . ПроКвест 195818093 .
- ^ Ларджи, Майкл (июль 2005 г.). «Рекомбинантная мифология и алхимия памяти: Оксид Жанти, Огу и Жан-Жак Дессалин на Гаити». Журнал американского фольклора . 118 (469): 327–353. дои : 10.2307/4137917 . JSTOR 4137917 . ПроКвест 3030890449 .
- ^ Ганди, Лакшми (15 декабря 2013 г.). «Zoinks! Прослеживая историю« зомби »от Гаити до CDC» . энергетический ядерный реактор .