Jump to content

Эзили Дантор

Эзили Данто. Металлическая конструкция, воспроизводящая стихи

Эзили Данто или Эрзули Дантор — главный лоа (или лва ) или старший дух семьи Петро в гаитянском Вуду . Эзили Данто, или Эзили Данто, — «проявление Эрзули, божественности любви». Говорят, что у Эзили Данто смуглая кожа и материнская натура. Эзили — женские духи в гаитянском вуду, олицетворяющие женственность. [1] Эрзули — богиня, дух или лоа любви в гаитянском языке вуду. У нее есть несколько проявлений или воплощений, но наиболее выдающимися и известными проявлениями являются Ласиренн (русалка) , Эрзули Фреда и Эрзули Дантор. Существуют варианты написания Эрзули, второй — Эзили. Это английская интерпретация креольского слова, но не различающаяся по значению. [2]

Поклонение

[ редактировать ]

Вторники — дни, отведенные для поклонения Эзили Дантору. Поклонение обычно совершается в одиночестве перед алтарем, обозначенным синим, черным и красным цветами. Наиболее частые жертвоприношения состоят из какао-крема , драгоценностей, золотых колец и воды Флориды . На ее день рождения обычно главным жертвоприношением становится дикая свинья. [ нужна ссылка ]

Гаитянская мифология

[ редактировать ]

В гаитянской мифологии существует множество духовных сущностей, или Ива , которые действуют между миром смертных и миром божественным. Эзили — женские духи, олицетворяющие различные аспекты женственности. Эзили Фреда — Рада Лоа, олицетворяющая романтическую любовь и эротическую сексуальность, а Эзили Дантор — Петро, ​​олицетворяющая трудолюбивую, а иногда и злую мать. [1] хотя известно, что она также заводит себе любовников. [3] Считается, что в некоторых историях, таких как «Ти-Жан Петво», у Эзили Дантор есть собственные дети, и она является ярой защитницей молодежи и маргинализированных слоев населения. [4]

Эзили Фреда - соперник Дантора и, как говорят, несет ответственность за то, что оставил шрамы на щеке Дантора, известные как тва мак. [3] во время ссоры из-за любви Ого . — по некоторым легендам, [5] Еще одно различие между ними заключается в том, что Фреда светлокожа и относительно богата, что свидетельствует о ее статусе женщины из высшего сословия. [3] Таким образом, Эзили Дантор находит большой отклик среди женщин из низшего сословия гаитянского общества. [6]

В других религиозных историях отмечается, что Эзили Данто молчит из-за того, что другие гаитянские революционеры отрезали ей язык, опасаясь, что она их предаст. [4] Из-за этого Эзили Данто во время одержимости произносит только слоги и способна стать чрезвычайно злой и мстительной до такой степени, что ее считают злой, хотя по своей сути она таковой не является. [3]

Гнев Дантор обладает разрушительной силой, а ее яростное недовольство принесло ей репутацию красноглазой «Èzili je wouj». Ее разрушительная сила часто проявляется в форме стихийных бедствий и сил природы. Говорят даже, что ее ярость способна поражать тех, кто ее злит, чрезвычайно болезненными болезнями. [7] В книге Зоры Нил Херстон «Гаити , и их глаза смотрели на Бога» ярость Данто Эзили описывается как «жестокое напоминание людям о том, что их пассивная вера в евроамериканцев или христианство, определяющее их судьбу, ошибочна». [1]

В конечном счете, Эзили Дантор «бушует и разрушает, но она также страдает», что, как известно, связано с проблемами фертильности, с которыми сталкиваются женщины, включая афазию. Однако в глубине души Эзили Дантор — преданная и самоотверженная мать, готовая сделать все возможное, чтобы защитить тех, кого она любит и о ком заботится, даже «перевернуть мир с ног на голову». Ожидается, что те, кто почитает Дантора, будут служить ей с такой же вечной преданностью и осторожностью. [4]

Эзили Дантор и гаитянская революция

[ редактировать ]
Чёрная Мадонна Ченстохова.

Считается, что восстание рабов 1791 года началось с заключения пакта, последовавшего за большим праздником в честь Эзили Дантора. По этой причине ее считают национальной Лва . Считающийся бесстрашным воином в нации Петро ( Петво Нанчон на гаитянском креольском языке ), Дантор был популярен среди матерей-одиночек в 1980-х и 1990-х годах на Гаити и в Доминиканской Республике .

Синкретические современные представления о Данторе иногда связывают ее с Матерью Сальваторис. [4] особенно изображенные с детьми; Богоматерь Лурдская и Богоматерь горы Кармель в качестве примеров. [3] Однако наиболее распространенной ассоциацией является Черная Мадонна Ченстоховская . [8] [9] покровитель Польши .

Предполагается, что первоначальная ассоциация Эзили Дантора с Ченстоховской Черной Мадонной произошла от копий иконы, привезенной на Гаити польскими солдатами, посланными по приказу Наполеона Бонапарта , чтобы подчинить тогда еще продолжавшуюся гаитянскую революцию . Считается, что польский легион видел борьбу польской нации во время разделов Польши в борьбе гаитянских рабов за свою свободу, и в результате польские солдаты в конечном итоге обратились против французской армии, чтобы присоединиться к гаитянским рабам. . [10] В результате этого действия во время Жан-Жака Дессалина в резни 1804 году , которая произошла вскоре после победы Гаити; поляки были оставлены в живых и получили гражданство новообразованной Республики Гаити . Потомки этих солдат до сих пор живут на острове, а именно в местности Казале . [11]

[ редактировать ]
  • Роман 2013 года «Зора Нил Херстон, Гаити, и их глаза смотрели на Бога» представляет собой сборник из десяти (10) эссе разных авторов, в которых разбивается и анализируется литературное творчество Зоры Нил Херстон и ее роман 1937 года « Их глаза смотрели на Бога». В рассказах Херстона рассказывается о светлокожей женщине по имени Джени Кроуфорд. Херстон пишет характер Джени с характеристиками, напоминающими Эзили Фреду, но в ней живут и Фреда, и Данто. Джени влюбляется и выходит замуж за темнокожего мужчину по имени Чайный пирог, но должна показать ему, что она не гнушается работать в поле, как другие люди из рабочего класса. Работая в поле, Джени показывает, что она не боится тяжелой работы, зрелая и обнимает Эзили Данто. [1]
  • В сериале Вероники Г. Генри «Мамбо Рейна» главным героем является Мамба, посвященная Эрзули. [12]
  • Поль Бобрен исполнил песню, посвященную Эзили, на своем альбоме Ayibobo . [13]
  • «Ezili» — (из альбома «Potomitan») — песня, написанная Селеной Сент-Эме, франко-карибской контрабасисткой, вокалисткой и поэтессой.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Нил Херстон, Зора (2013). Зора Нил Херстон, Гаити, и их глаза смотрели на Бога . Электронная книга ProQuest Central: Издательство Северо-Западного университета. стр. xi, 49–54, 79–80. ISBN  9780810166585 .
  2. ^ Даян, Джоан (1994). «Эрзули: женская история Гаити». Исследования африканской литературы . 25 (2).
  3. ^ Jump up to: а б с д и Браун, Карен Маккарти (2001). Мама Лола, жрица вуду из Нью-Йорка . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 225-248. ISBN  9780520224759 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Бразил, Яна Эванс (2016). «ATIS REZISTANS (ХУДОЖНИКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ): Скульптура на улице Воду на Гран-Рю, Порт-о-Пренс». " . Каллалу . 39 (2): 419–437 . Проверено 21 мая 2023 года .
  5. ^ Ллерена Кано, Гильермо. Петр и Рада. Январь 2011.
  6. ^ Селес, Урсула (2011). «Восстание морской тайны: Лва Ласиренн в гаитянском водоу» . Журнал гаитянских исследований . 17 (1): 193–210. JSTOR   41711916 – через JSTOR.
  7. ^ Деманглс, Лесли Джеральд. Лица богов: вуду и католицизм на Гаити. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины, стр. 133, 1992.
  8. ^ Смит, Бонни Г., изд. (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории, Vol. 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 436 . ISBN  978-0-19-514890-9 .
  9. ^ Криста, Уайт (1999–2000). «Поддержка Эзили: образы Лва, размышления гаитянской женщины». Журнал гаитянских исследований . 5/6 . Центр исследований чернокожих: 68.
  10. ^ Эбботт, Элизабет (21 июля 2011 г.). Гаити: разрушенная нация . ISBN  9781468301601 . Проверено 1 января 2015 г.
  11. ^ «О присутствии Польши на Гаити: комментарии Джадсона». Архивировано 25 марта 2008 г. на Wayback Machine — обсуждение на webster.edu.
  12. ^ «Мамбо Рейна» . www.amazon.com . Проверено 18 марта 2023 г.
  13. ^ Поль Бобрен. «Эзили». Айибобо , ООО «Ропеадоп», 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5617d3b6a40d69d1b0057b17a6c70ce3__1714695360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/e3/5617d3b6a40d69d1b0057b17a6c70ce3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ezili Dantor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)