Эзили Дантор

Эзили Данто или Эрзули Дантор — главный лоа (или лва ) или старший дух семьи Петро в гаитянском Вуду . Эзили Данто, или Эзили Данто, — «проявление Эрзули, божественности любви». Говорят, что у Эзили Данто смуглая кожа и материнская натура. Эзили — женские духи в гаитянском вуду, олицетворяющие женственность. [1] Эрзули — богиня, дух или лоа любви в гаитянском языке вуду. У нее есть несколько проявлений или воплощений, но наиболее выдающимися и известными проявлениями являются Ласиренн (русалка) , Эрзули Фреда и Эрзули Дантор. Существуют варианты написания Эрзули, второй — Эзили. Это английская интерпретация креольского слова, но не различающаяся по значению. [2]
Поклонение
[ редактировать ]Вторники — дни, отведенные для поклонения Эзили Дантору. Поклонение обычно совершается в одиночестве перед алтарем, обозначенным синим, черным и красным цветами. Наиболее частые жертвоприношения состоят из какао-крема , драгоценностей, золотых колец и воды Флориды . На ее день рождения обычно главным жертвоприношением становится дикая свинья. [ нужна ссылка ]
Гаитянская мифология
[ редактировать ]В гаитянской мифологии существует множество духовных сущностей, или Ива , которые действуют между миром смертных и миром божественным. Эзили — женские духи, олицетворяющие различные аспекты женственности. Эзили Фреда — Рада Лоа, олицетворяющая романтическую любовь и эротическую сексуальность, а Эзили Дантор — Петро, олицетворяющая трудолюбивую, а иногда и злую мать. [1] хотя известно, что она также заводит себе любовников. [3] Считается, что в некоторых историях, таких как «Ти-Жан Петво», у Эзили Дантор есть собственные дети, и она является ярой защитницей молодежи и маргинализированных слоев населения. [4]
Эзили Фреда - соперник Дантора и, как говорят, несет ответственность за то, что оставил шрамы на щеке Дантора, известные как тва мак. [3] во время ссоры из-за любви Ого . — по некоторым легендам, [5] Еще одно различие между ними заключается в том, что Фреда светлокожа и относительно богата, что свидетельствует о ее статусе женщины из высшего сословия. [3] Таким образом, Эзили Дантор находит большой отклик среди женщин из низшего сословия гаитянского общества. [6]
В других религиозных историях отмечается, что Эзили Данто молчит из-за того, что другие гаитянские революционеры отрезали ей язык, опасаясь, что она их предаст. [4] Из-за этого Эзили Данто во время одержимости произносит только слоги и способна стать чрезвычайно злой и мстительной до такой степени, что ее считают злой, хотя по своей сути она таковой не является. [3]
Гнев Дантор обладает разрушительной силой, а ее яростное недовольство принесло ей репутацию красноглазой «Èzili je wouj». Ее разрушительная сила часто проявляется в форме стихийных бедствий и сил природы. Говорят даже, что ее ярость способна поражать тех, кто ее злит, чрезвычайно болезненными болезнями. [7] В книге Зоры Нил Херстон «Гаити , и их глаза смотрели на Бога» ярость Данто Эзили описывается как «жестокое напоминание людям о том, что их пассивная вера в евроамериканцев или христианство, определяющее их судьбу, ошибочна». [1]
В конечном счете, Эзили Дантор «бушует и разрушает, но она также страдает», что, как известно, связано с проблемами фертильности, с которыми сталкиваются женщины, включая афазию. Однако в глубине души Эзили Дантор — преданная и самоотверженная мать, готовая сделать все возможное, чтобы защитить тех, кого она любит и о ком заботится, даже «перевернуть мир с ног на голову». Ожидается, что те, кто почитает Дантора, будут служить ей с такой же вечной преданностью и осторожностью. [4]
Эзили Дантор и гаитянская революция
[ редактировать ]
Считается, что восстание рабов 1791 года началось с заключения пакта, последовавшего за большим праздником в честь Эзили Дантора. По этой причине ее считают национальной Лва . Считающийся бесстрашным воином в нации Петро ( Петво Нанчон на гаитянском креольском языке ), Дантор был популярен среди матерей-одиночек в 1980-х и 1990-х годах на Гаити и в Доминиканской Республике .
Синкретические современные представления о Данторе иногда связывают ее с Матерью Сальваторис. [4] особенно изображенные с детьми; Богоматерь Лурдская и Богоматерь горы Кармель в качестве примеров. [3] Однако наиболее распространенной ассоциацией является Черная Мадонна Ченстоховская . [8] [9] покровитель Польши .
Предполагается, что первоначальная ассоциация Эзили Дантора с Ченстоховской Черной Мадонной произошла от копий иконы, привезенной на Гаити польскими солдатами, посланными по приказу Наполеона Бонапарта , чтобы подчинить тогда еще продолжавшуюся гаитянскую революцию . Считается, что польский легион видел борьбу польской нации во время разделов Польши в борьбе гаитянских рабов за свою свободу, и в результате польские солдаты в конечном итоге обратились против французской армии, чтобы присоединиться к гаитянским рабам. . [10] В результате этого действия во время Жан-Жака Дессалина в резни 1804 году , которая произошла вскоре после победы Гаити; поляки были оставлены в живых и получили гражданство новообразованной Республики Гаити . Потомки этих солдат до сих пор живут на острове, а именно в местности Казале . [11]
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Роман 2013 года «Зора Нил Херстон, Гаити, и их глаза смотрели на Бога» представляет собой сборник из десяти (10) эссе разных авторов, в которых разбивается и анализируется литературное творчество Зоры Нил Херстон и ее роман 1937 года « Их глаза смотрели на Бога». В рассказах Херстона рассказывается о светлокожей женщине по имени Джени Кроуфорд. Херстон пишет характер Джени с характеристиками, напоминающими Эзили Фреду, но в ней живут и Фреда, и Данто. Джени влюбляется и выходит замуж за темнокожего мужчину по имени Чайный пирог, но должна показать ему, что она не гнушается работать в поле, как другие люди из рабочего класса. Работая в поле, Джени показывает, что она не боится тяжелой работы, зрелая и обнимает Эзили Данто. [1]
- В сериале Вероники Г. Генри «Мамбо Рейна» главным героем является Мамба, посвященная Эрзули. [12]
Музыка
[ редактировать ]- Поль Бобрен исполнил песню, посвященную Эзили, на своем альбоме Ayibobo . [13]
- «Ezili» — (из альбома «Potomitan») — песня, написанная Селеной Сент-Эме, франко-карибской контрабасисткой, вокалисткой и поэтессой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Нил Херстон, Зора (2013). Зора Нил Херстон, Гаити, и их глаза смотрели на Бога . Электронная книга ProQuest Central: Издательство Северо-Западного университета. стр. xi, 49–54, 79–80. ISBN 9780810166585 .
- ^ Даян, Джоан (1994). «Эрзули: женская история Гаити». Исследования африканской литературы . 25 (2).
- ^ Jump up to: а б с д и Браун, Карен Маккарти (2001). Мама Лола, жрица вуду из Нью-Йорка . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 225-248. ISBN 9780520224759 .
- ^ Jump up to: а б с д Бразил, Яна Эванс (2016). «ATIS REZISTANS (ХУДОЖНИКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ): Скульптура на улице Воду на Гран-Рю, Порт-о-Пренс». " . Каллалу . 39 (2): 419–437 . Проверено 21 мая 2023 года .
- ^ Ллерена Кано, Гильермо. Петр и Рада. Январь 2011.
- ^ Селес, Урсула (2011). «Восстание морской тайны: Лва Ласиренн в гаитянском водоу» . Журнал гаитянских исследований . 17 (1): 193–210. JSTOR 41711916 – через JSTOR.
- ^ Деманглс, Лесли Джеральд. Лица богов: вуду и католицизм на Гаити. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины, стр. 133, 1992.
- ^ Смит, Бонни Г., изд. (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории, Vol. 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 436 . ISBN 978-0-19-514890-9 .
- ^ Криста, Уайт (1999–2000). «Поддержка Эзили: образы Лва, размышления гаитянской женщины». Журнал гаитянских исследований . 5/6 . Центр исследований чернокожих: 68.
- ^ Эбботт, Элизабет (21 июля 2011 г.). Гаити: разрушенная нация . ISBN 9781468301601 . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ «О присутствии Польши на Гаити: комментарии Джадсона». Архивировано 25 марта 2008 г. на Wayback Machine — обсуждение на webster.edu.
- ^ «Мамбо Рейна» . www.amazon.com . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Поль Бобрен. «Эзили». Айибобо , ООО «Ропеадоп», 2018 г.