Макумба
Макумба ( Португальское произношение: [maˈkũᵐbɐ] ) — общий термин для различных афро-бразильских религий, последователей которых называют макумбейрос . Обычно считается, что эти термины имеют негативный оттенок, сравнимый с таким английским термином, как « черная магия ». В более широком смысле термин Макумба используется для обозначения большинства афро-бразильских религиозных традиций, включая Кандомбле и Умбанду . В более ограниченном смысле макумба используется только для характеристики таких традиций, как Кимбанда , которые вращаются вокруг меньших духов эксу , особенно если они практикуются в Рио-де-Жанейро . Некоторые приверженцы афро-бразильских традиций называют себя макумбейрос , хотя в некоторых случаях это делается преимущественно в шутку.
Этимология
[ редактировать ]
Существуют споры относительно этимологического происхождения термина Макумба , и этот вопрос остается нерешенным. [1] Некоторые ученые утверждают, что Макумба происходит от термина на языке банту, обозначающего тип ударного инструмента . Если это так, то использование таких инструментов в ритуалах носителей банту, привезенных в Бразилию, могло привести к тому, что это слово стало ассоциироваться с афро-бразильскими религиозными традициями. [1] Альтернативный аргумент, выдвинутый Маркосом Аурелио Лусом и Жоржем Лапассадом, утверждал, что макумба произошла оттермин мокамба , обозначавший дом беглых рабов. [1]
Например, в контексте Восточной/Восточно-Центральной Африки Филпот (1936) представляет временную шкалу племенного руководства и преемственности, одновременно связывая это с религиозными верованиями и практиками, связанными с Макумбой. [2] Более того, Спир (2020:11-12) отмечает среди ауши , что «консультанты были непреклонны в своем отрицании его утверждений, поскольку они настаивали на том, что Макумба никогда не был божеством и, конечно, никогда не имел физического присутствия, как тот, который Филпот (1936) Вместо этого они утверждают, что Макумба — это дух, связанный с землетрясениями». [3]
Определения
[ редактировать ]Существуют противоречивые мнения относительно того, что описывает термин Макумба . [1] Этот термин иногда используется как разговорный термин для всех афро-бразильских религий. [4] Ученый Стефания Капоне отметила, что применительно к афро-бразильским религиям Макумба может «указывать все, что связано с духами». [5] В этом смысле макумба используется почти так же, как термин калунду , который использовался в 18 веке для описания афро-бразильских традиций. [6]
В этом смысле термин макумбейрос иногда использовался для практиков Кандомбле и Умбанды , двух афро-бразильских религий, возникших в 19 и начале 20 веков соответственно. [7] В своей статье 1990-х годов антрополог Роберт А. Вокс отметил, что те, кто крайне негативно относился к Кандомбле, по-прежнему считали его «пропитанным поклонением дьяволу и макумбой». [8] Термин макумба также исторически использовался для обозначения Умбанды. [9] а некоторые умбандисты называли себя макумбейрос , часто в шутку из-за негативного значения этого термина. [10] В то же время есть те, кто положительно относится к Кандомбле и Умбанде и стремится отличить эти традиции от того, что они называют макумбой . [11]
Более строгий смысл
[ редактировать ]Другие определения предполагают более ограничительное использование этого термина. Ученый Келли Хейс отметила, что, хотя Макумба был «термином, используемым для обозначения афро-бразильских религиозных культов, практик и ритуальных объектов» в целом, он использовался «особенно» для «тех, кто, как считалось, имел в виду feitiçaria , колдовство или черную магию». ." [12] Ученый Стивен Энглер отметил, что Макумба «относится не к конкретной религии, а к ряду популярных афро-бразильских ритуалов (часто называемых «черной магией»), которые направлены на исцеление и мирские блага». [13]
В частности, этот термин использовался для тех практиков, которые развивают отношения с духами, называемыми exus ; [14] в Бразилии их иногда еще называют «дьяволами». [15] а преданные называют их пово да руа , «люди улиц». [12] В этом смысле макумба больше всего ассоциируется с территорией вокруг Рио-де-Жанейро . [16] Большая часть специальной литературы по этой теме определяет этот город как дом Макумбы. [17] при этом некоторые практикующие афро-бразильские традиции в Рио называют свои практики Макумбой. [13]
Хейс утверждал, что этот термин эффективно действует как «пограничный маркер в рамках более крупных классификационных проектов», который обычно используется «для определения законных форм религиозного выражения, устанавливая границырелигиозная подлинность, уместность и мораль». [18] Они отметили, что большая часть литературы стремилась изобразить Кандомбле как законную религию чисто африканского происхождения, одновременно очерняя Макумбу как «особенно синкретическую, нечистую или деградирующую». [19] Это разделение очевидно в работе социолога Роже Бастида , который представил традицию Кандомбле наго, посвященным в которой он был, как законную религию, отвергая при этом традицию банту Кандомбле как форму Макумбы , которую можно было только обозначить как магия . [20]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хейс 2007 , с. 286.
- ^ Филпот, Рой (1936). «Макумба — бог племени Бауши». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 66 : 189–208. дои : 10.2307/2844123 . JSTOR 2844123 .
- ^ Спайер, Трой Э. (2020). Описательная грамматика икьяуши . Университет Тулейн, Новый Орлеан, Луизиана: доктор философии. диссертация.
- ^ Вафля 1991 , с. 13; Капоне 2010 , с. 72.
- ^ Капоне 2010 , с. 283.
- ^ Капоне 2010 , стр. 71–72.
- ^ Капоне 2010 , с. 155.
- ^ Воэкс 1997 , с. 69.
- ^ Браун 1986 , с. 6.
- ^ Дом 2009 , с. 42.
- ^ Хейс 2007 , стр. 285–286.
- ^ Перейти обратно: а б Хейс 2007 , с. 284.
- ^ Перейти обратно: а б Энглер 2020 , с. 14.
- ^ Вафля 1991 , с. 13; Хейс 2007 , с. 284.
- ^ Вафля 1991 , с. 13.
- ^ Вафля 1991 , с. 13; Хейс 2007 , с. 285.
- ^ Капоне 2010 , с. 96.
- ^ Хейс 2007 , с. 287.
- ^ Хейс 2007 , с. 285.
- ^ Капоне 2010 , стр. 193, 195, 207.
Источники
[ редактировать ]- Браун, Диана ДеГ. (1986). Умбанда: религия и политика в городах Бразилии . Анн-Арбор: UMI Research Press. ISBN 0-8357-1556-6 .
- Капоне, Стефания (2010). В поисках Африки в Бразилии: сила и традиции в Кандомбле . Перевод Люси Лайалл Грант. Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4636-4 .
- Энглер, Стивен (2020). «Умбанда: Африкана или Эзотерика?» . Открытая гуманитарная библиотека . 6 (1): 1–36. дои : 10.16995/olh.469 .
- Хейл, Линдси (2009). Слушая песню русалки: религия Умбанда в Рио-де-Жанейро . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-8263-4733-6 .
- Хейс, Келли Э. (2007). «Черная магия и Академия: Макумба и афро-бразильское «православие» ». История религий . 46 (4): 283–31. JSTOR 10.1086/518811 .
- Вафля, Джим (1991). Вкус крови: одержимость духом в бразильском кандомбле . Филадельфия : Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-8122-1341-6 .
- Вокс, Роберт А. (1997). Священные листья Кандомбле: африканская магия, медицина и религия в Бразилии . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292787315 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Макумба - определение и синонимы макумбы в словаре английского языка». Английский словарь, englishdictionary.education/en/macumba.
- Филпот, Рой (1936). «Макумба — бог племени Бауши». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии , 66: 189-208.
- Шапиро, Долорес Дж. «Кровь, масло, мед и вода: символизм в сектах одержимости духами на северо-востоке Бразилии». Уайли, ноябрь 1995 г.
- Спайер, Трой Э. (2020). Описательная грамматика икьяуши . Университет Тулейн, Новый Орлеан, Луизиана: доктор философии. диссертация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «BBC — Религия: Кандомбле» . bbc.co.uk. Проверено 7 мая 2017 г.
- «Определение Макумбы» . Проверено 1 ноября 2017 г.
- Шапиро, Долорес Дж. (1995). «Кровь, масло, мед и вода». Американский этнолог . 22 (4): 828–847. дои : 10.1525/ae.1995.22.4.02a00090 .