Jump to content

Роджер Бастид

Роже Бастид ( Ним , 1 апреля 1898 — Мезон-Лаффит , 10 апреля 1974) — французский социолог и антрополог , специалист в области социологии и бразильской литературы. [ нужна ссылка ] .

Он вырос в протестантской семье и изучал философию во Франции, одновременно развивая интерес к социологическим проблемам. Его первое социологическое полевое исследование, проведенное в 1930–31 годах, было посвящено иммигрантам из Армении в Валанс , Франция. Как позже заметили ученые, уже в своих первых работах об армянах его интересовало, как сохраняется память об иной культуре, когда группа людей переезжает в далекую страну, - тема, которая станет решающей в его исследованиях африканского населения в Бразилии. . [1]

В 1938 году Университет Сан-Паулу попросил его заменить Клода Леви-Стросса на кафедре социологии. [2] Он оставался в Бразилии до 1957 года, а в 1958 году вернулся во Францию, где стал профессором социологии религии в Сорбоннском университете . [3]

В 1958 году, незадолго до начала обучения в Сорбонне, Бастид совершил свою первую исследовательскую поездку в Африку, изучая традиционные религии Дагомеи и Нигерии . Бастид посвятил последнюю часть своей карьеры социальной психологии . В 1959 году он создал в Париже Центр социальной психиатрии. После смерти Жоржа Гурвича в 1965 году он также стал директором Парижского центра социологии знания. Он ушел с преподавательской должности в Сорбонне в 1968 году. В 1973 году, за год до своей смерти, он в последний раз посетил Бразилию. [4]

Бастид известен своим вкладом в изучение афро-бразильских и афро-карибских религий . В книге Бастида «Африканские религии Бразилии: к социологии взаимопроникновения цивилизаций» (1960) документированы афро-бразильские религии, такие как Катимбо , Ксанго , Кандомбле , Макумба , Умбанда и Батукес . Бастид также опубликовал «Le Candomblé de Bahia» (1958) и «Африканские цивилизации в Новом Свете», переведенные в 1971 году.

Бастид пришел к «идентификации» с практикующими Кандомбле, как в религиозном, так и в эмоциональном плане, заявив, как известно, «Africanus sum», «Я африканец». [5] Это подверглось критике со стороны более позднего поколения ученых как лишение его необходимой объективности. [6]

С другой стороны, при всей своей симпатии к Кандомбле, Бастид в конечном итоге предложил «историческую модель, в которой кандомбле почти неизбежно превращается в умбанду или дезагрегируется на макумбу». [7] Действительно, он считал «привилегией» возможность стать свидетелем зарождения Умбанды в Бразилии как новой религии. [8]

Непреднамеренным результатом работы Бастида и симпатии к Кандомбле стало то, что его книги читали сами практикующие Кандомбле, что способствовало «кодификации» [9] если нет, как утверждают некоторые ученые, то к новому «изобретению кандомбле» в 20 веке. [10]

Важным, хотя и спорным, социологическим вкладом Бастида является его описание синкретизма . В основе его интерпретации синкретизма лежит «принцип компартментализации» ( principe de coupure ), который «позволяет чередование или сосуществование в одном человеке или внутри одной группы логик или категорий, которые предположительно иначе несовместимы и нередуцируемый». Например, можно быть одновременно католиком и последователем кандомбле : два «отсека» живут вместе, не сливаясь, в одном и том же человеке, который не считает такое сосуществование проблематичным. Только если он или она размышляет о противоречиях, человек переходит к «формальной аккультурации», второму уровню синкретизма, где два ранее разделенных религиозных мировоззрения тревожно сливаются. [11]

Персонаж Алье в «Маятнике Фуко » Умберто Эко похож на Роджера Бастида. [12]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Клод Равеле, «Биобиблиография Роже Бастида», Bastidiana 1 (1993), 39–48.
  2. ^ Ян Меркель, Условия обмена: бразильские интеллектуалы и французские социальные науки (Чикаго: The University of Chicago Press, 2022).
  3. ^ Марсио Гольдман, «Чтение Роджера Бастида: вторичное изучение африканских религий в Бразилии», Études Agriculture 196 (2015), 9–24 (11).
  4. ^ Стефания Капоне, «Трансатлантический диалог: Роджер Бастид и афроамериканские религии», Journal of Religion in Africa 37 (2007), 336–370 (344).
  5. ^ Ордеп Серра, Águas do rei , Петрополис: Возес, 1995, 129.
  6. ^ Серра [1995], 44–75.
  7. ^ Голдман (2015), 16.
  8. ^ Голдман (2015), 15.
  9. ^ Вероник Бойер, «Дар и посвящение. О влиянии литературы на культы одержимости в Бразилии», L'Homme 138 (1996): 7–24.
  10. ^ Мишель Деспланд, Бастида о религии: изобретение Кандомбле , Лондон: Равноденствие, 2009.
  11. ^ Капоне (2007), 344–345.
  12. ^ Эко, У., Вера в подделки: путешествия в гиперреальности , Пикадор, 1987, ISBN   978-0-330-29667-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85f86cb0bb06cc25bd1269655da47c6c__1688293080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/6c/85f86cb0bb06cc25bd1269655da47c6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roger Bastide - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)