Роджер Бастид
Роже Бастид ( Ним , 1 апреля 1898 — Мезон-Лаффит , 10 апреля 1974) — французский социолог и антрополог , специалист в области социологии и бразильской литературы. [ нужна ссылка ] .
Он вырос в протестантской семье и изучал философию во Франции, одновременно развивая интерес к социологическим проблемам. Его первое социологическое полевое исследование, проведенное в 1930–31 годах, было посвящено иммигрантам из Армении в Валанс , Франция. Как позже заметили ученые, уже в своих первых работах об армянах его интересовало, как сохраняется память об иной культуре, когда группа людей переезжает в далекую страну, - тема, которая станет решающей в его исследованиях африканского населения в Бразилии. . [1]
В 1938 году Университет Сан-Паулу попросил его заменить Клода Леви-Стросса на кафедре социологии. [2] Он оставался в Бразилии до 1957 года, а в 1958 году вернулся во Францию, где стал профессором социологии религии в Сорбоннском университете . [3]
В 1958 году, незадолго до начала обучения в Сорбонне, Бастид совершил свою первую исследовательскую поездку в Африку, изучая традиционные религии Дагомеи и Нигерии . Бастид посвятил последнюю часть своей карьеры социальной психологии . В 1959 году он создал в Париже Центр социальной психиатрии. После смерти Жоржа Гурвича в 1965 году он также стал директором Парижского центра социологии знания. Он ушел с преподавательской должности в Сорбонне в 1968 году. В 1973 году, за год до своей смерти, он в последний раз посетил Бразилию. [4]
Бастид известен своим вкладом в изучение афро-бразильских и афро-карибских религий . В книге Бастида «Африканские религии Бразилии: к социологии взаимопроникновения цивилизаций» (1960) документированы афро-бразильские религии, такие как Катимбо , Ксанго , Кандомбле , Макумба , Умбанда и Батукес . Бастид также опубликовал «Le Candomblé de Bahia» (1958) и «Африканские цивилизации в Новом Свете», переведенные в 1971 году.
Бастид пришел к «идентификации» с практикующими Кандомбле, как в религиозном, так и в эмоциональном плане, заявив, как известно, «Africanus sum», «Я африканец». [5] Это подверглось критике со стороны более позднего поколения ученых как лишение его необходимой объективности. [6]
С другой стороны, при всей своей симпатии к Кандомбле, Бастид в конечном итоге предложил «историческую модель, в которой кандомбле почти неизбежно превращается в умбанду или дезагрегируется на макумбу». [7] Действительно, он считал «привилегией» возможность стать свидетелем зарождения Умбанды в Бразилии как новой религии. [8]
Непреднамеренным результатом работы Бастида и симпатии к Кандомбле стало то, что его книги читали сами практикующие Кандомбле, что способствовало «кодификации» [9] если нет, как утверждают некоторые ученые, то к новому «изобретению кандомбле» в 20 веке. [10]
Важным, хотя и спорным, социологическим вкладом Бастида является его описание синкретизма . В основе его интерпретации синкретизма лежит «принцип компартментализации» ( principe de coupure ), который «позволяет чередование или сосуществование в одном человеке или внутри одной группы логик или категорий, которые предположительно иначе несовместимы и нередуцируемый». Например, можно быть одновременно католиком и последователем кандомбле : два «отсека» живут вместе, не сливаясь, в одном и том же человеке, который не считает такое сосуществование проблематичным. Только если он или она размышляет о противоречиях, человек переходит к «формальной аккультурации», второму уровню синкретизма, где два ранее разделенных религиозных мировоззрения тревожно сливаются. [11]
Персонаж Алье в «Маятнике Фуко » Умберто Эко похож на Роджера Бастида. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клод Равеле, «Биобиблиография Роже Бастида», Bastidiana 1 (1993), 39–48.
- ^ Ян Меркель, Условия обмена: бразильские интеллектуалы и французские социальные науки (Чикаго: The University of Chicago Press, 2022).
- ^ Марсио Гольдман, «Чтение Роджера Бастида: вторичное изучение африканских религий в Бразилии», Études Agriculture 196 (2015), 9–24 (11).
- ^ Стефания Капоне, «Трансатлантический диалог: Роджер Бастид и афроамериканские религии», Journal of Religion in Africa 37 (2007), 336–370 (344).
- ^ Ордеп Серра, Águas do rei , Петрополис: Возес, 1995, 129.
- ^ Серра [1995], 44–75.
- ^ Голдман (2015), 16.
- ^ Голдман (2015), 15.
- ^ Вероник Бойер, «Дар и посвящение. О влиянии литературы на культы одержимости в Бразилии», L'Homme 138 (1996): 7–24.
- ^ Мишель Деспланд, Бастида о религии: изобретение Кандомбле , Лондон: Равноденствие, 2009.
- ^ Капоне (2007), 344–345.
- ^ Эко, У., Вера в подделки: путешествия в гиперреальности , Пикадор, 1987, ISBN 978-0-330-29667-0
- Французские социологи
- Французские антропологи
- Французские этнологи
- Французские писатели-публицисты XX века.
- Французские писатели-мужчины XX века
- Академический состав Университета Сан-Паулу
- Социологи религии
- 1898 рождений
- 1974 смертей
- Люди из Нима
- Лауреаты премии Брокет-Гонен (литература)
- бразильцы
- Французские антропологи XX века