Шанго
Шанго | |
---|---|
Гром, Молния, Огонь, Справедливость, Танец, Мужественность | |
Член Ориша | |
![]() Представительство Шанго, Национальный музей Бразилии, Рио-де-Жанейро. | |
Другие имена | Санго, Шанго, Чанго, Ксанго, Джакута, Нзази, Хэви, Семь лучей |
Почитается в | Религия йоруба , мифология Дагомеи , религия эве , водун , сантерия , кандомбле , гаитянское вуду , луизианское вуду , народный католицизм |
День | Пятый день недели |
Цвет | Красный и Белый |
Область | Нигерия , Бенин , Того, Гана, Латинская Америка |
Этническая группа | Народ йоруба , народ фон , народ эве |
Генеалогия | |
Супруг | Оя , Оба , Осун |
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Шанго ( язык йоруба : Ṣàngó , также известный как Changó или Xangô в Латинской Америке ; как Jakuta или Badé ; и как Ṣangó в Тринидаде, Ориша) [1] ) — Ориша (или дух) в религии йоруба . С генеалогической точки зрения Шанго является королевским предком йоруба, поскольку он был третьим алаафином Королевства Ойо до своего посмертного обожествления . Шанго имеет множество проявлений, включая Айру, Агодо, Афонью, Любе и Обомин. [2] [3] Он известен своим мощным двойным топором ( Осе ). Он считается одним из самых могущественных правителей Йорубаленда , когда-либо созданных.
В Новом Свете его синкретизируют либо со Святой Варварой , либо со Святым Иеронимом .
Историческая личность
[ редактировать ]Шанго был третьим алафином Ойо после Оранмияна и Аджаки . [3] Он принес процветание Империи Ойо . [4] Согласно «Мифологическому рассказу о героях и королях» профессора Мейсона , в отличие от своего мирного брата Аджаки, он был могущественным и жестоким правителем. Он правил семь лет, отмеченных его непрерывными кампаниями и многочисленными сражениями. Его правление закончилось из-за непреднамеренного разрушения его дворца молнией. У него было три жены, а именно королева Ошун , королева Оба и королева Оя .
Некоторые из рабов, привезенных в Америку, были йоруба, одной из различных этнических групп, вовлеченных в атлантическую работорговлю , и в результате они принесли поклонение Шанго в Новый Свет. Сильная преданность Шанго привела к появлению религий йоруба в Тринидаде и Ресифи , Бразилия была названа в честь божества. [5]
Почитание Шанго
[ редактировать ]Нигерия
[ редактировать ]Шанго считается самым могущественным из пантеона ориша и часто описывается в двух разных повествованиях. [6] В первом повествовании Шанго бросает на землю «громовой камень», который создает гром и молнию для любого, кто его оскорбляет. Прихожане Йорубаленда в Нигерии не едят вигну, потому что верят, что на них обрушится гнев бога грома и молнии. [7] Во втором повествовании Шанго одарен способностью дышать огнем и дымом через ноздри и известен тем, что его злят свои сварливые жены. Эти повествования также воплощают мужественность, храбрость и умение управлять Шанго. [6] Хотя его боялись за тиранию и разрушительную силу, его также очень почитали за его храбрость, справедливость и огромные силы. [6]
Ожерелья бога Шанго состоят из красных и белых бус разного рисунка, обычно группами по четыре или шесть, которые являются его священными числами. Скалы, созданные ударами молний, почитаются поклонниками Шанго; эти камни, если они найдены, хранятся в священных местах и используются в ритуалах. Шанго вызывают во время церемоний коронации в Нигерии и по сей день. [8] [9] [5]
В Йорубаленде Шанго поклоняются в пятый день недели, который называется Оджо Джакута. К ритуальной пище поклонения относятся гугуру, горькая кола, амала и суп гбегири. Также ему поклоняются с барабаном Бата. Одна важная особенность этого божества заключается в том, что ему поклоняются в красной одежде, так же, как говорят, что он восхищался красной одеждой при жизни. [10]
Америка
[ редактировать ]Шанго почитается в Сантерии как «Чанго». Как и в религии йоруба, Чанго — один из самых страшных богов Сантерии. [8]
На Гаити он из народа «наго» и известен как Ого Чанго. Пало узнает в нем «Сите Райос».
Кандомбле
[ редактировать ]Санго известен как Ксанго в пантеоне Кандомбле . Говорят, что он сын Ораньяна , а его женами являются Ойя , Ошун и Оба , как в традиции йоруба. Ксанго приобрел большое значение среди рабов в Бразилии благодаря своим качествам силы, сопротивления и агрессии. Он известен как бог молнии и грома. Он стал покровителем плантаций и многих террейро Кандомбле. Напротив, Око , ориша сельского хозяйства, не нашел особой поддержки среди рабов в Бразилии и имеет мало последователей в Америке. Главный барракао Илье-Аксе-Ия-Нассо-Ока , или террейро Каса-Бранка, посвящен Ксанго. Ксанго изображается с быком , или двусторонним топором, похожим на лабрис ; и медная корона. [11] [5] [12]
Характеристики
[ редактировать ]- Освященный день: пятница.
- Цвета: белый и красный
- Стихии: гром, молния, огонь
- Священная еда: амала (тушеная бамия с креветками и пальмовым маслом ).
- Инструменты: оксэ, двойной топор; браслеты; латунная корона; Громовые камни или предметы, пораженные молнией.
- Одежда: красная ткань с напечатанными белыми квадратами или ракушками каури.
- Колье или Элекес: белый и красный бисер.
- Архетип: власть, доминирование.
- Священный танец: алуха , рода де Ксанго . Здесь говорится о его достижениях, поступках, супругах, власти и владычестве.
- Жертвенные животные: пресноводная черепаха, козел, овца. [12] [11] [13]
Амала, также известная как амала де Ксанго , — это ритуальное блюдо, предлагаемое ориша. Это рагу из нарезанной бамии, лука, сушеных креветок и пальмового масла. Амалу подают в среду у пеги , или алтаря, на большом подносе, традиционно украшенном 12 вертикальными сырыми бамиями. Из-за ритуальных запретов блюдо нельзя подавать на деревянном подносе или сопровождать горькой колой . Амала де Ксанго также может быть приготовлена с добавлением говядины, в частности бычьего хвоста. Амала де Ксанго отличается от амала , блюда, распространенного в районах йоруба в Нигерии. [11]
Популярная культура
[ редактировать ]- «Shango (Chant to the God of Thunder)» — трек из альбома Drums of Passion , выпущенного нигерийским перкуссионистом Бабатунде Олатунджи в 1960 году.
- «Шанго» — это название трека Хью Масекела из его альбома No Borders 2016 года .
- Шанго — название корабля миссии Европы во втором сезоне сериала « Звёздный путь: Пикард» .
- Песня «Que Viva Chango» Селины и Реутилио относится как к Чанго, так и к Санта-Барбаре. [14] [15]
- Шанго — большая тема в песне Mighty Sparrow «Congo Man».
- Калибан призывает Шанго в Эме Сезера пьесе «Une Tempête» ( «Буря» ). [16]
- Шанго появляется как второстепенный персонаж в «Хрониках Железного Друида» Кевина Хирна .
- В 28-й серии теленовеллы «Селия» , основанной на жизни Селии Крус и спродюсированной Telemundo, культурные предки африканского наследия Селии посещают ее во сне, воспевая и призывая к присутствию Чанго.
- «Shango» — бонус-трек к Guadalcanal Diary альбому 2x4 .
- Чанго изображается Уэйлом в третьем сезоне сериала «Американские боги» . [17]
- ФК «Шанго» — американский мужской любительский футбольный клуб, базирующийся в Миннесоте и основанный в 1992 году. Выступая в высшем дивизионе любительского футбола Миннесоты, ФК «Шанго» выиграл государственный турнир любительского футбола в 2017 году и в настоящее время состоит из трёх команд: MASL D2, MSSL. О40 и О50. Они являются более чем 50 чемпионами Мастерс-лиги 2023 года Старшей футбольной лиги Миннесоты (MSSL). [1] .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 24. ISBN 0-415-94180-6 .
- ^ Адеайе, CL (1989). Вера и религия йоруба (на языке йоруба). Ибадан: Evans Bros. Издательство Нигерии. стр. 285–302. ISBN 9781675098 .
- ^ Перейти обратно: а б Баском, Уильям Рассел (1980). Шестнадцать каури: гадание йоруба от Африки до Нового Света . Издательство Университета Индианы . п. 44. ИСБН 0-253-20847-5 .
- ^ Лам, Кеннет Энтони (2000). Прославление Его имени в танце . Рутледж . п. 231. ИСБН 90-5702-610-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вокс, Роберт (1997). Священные листья Кандомбле: африканская магия, медицина и религия в Бразилии . Остин: Издательство Техасского университета . п. 55 . ISBN 9780292787315 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тишкен, Джоэл Э., изд. (2009). Санго в Африке и африканская диаспора . Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 218–219. ISBN 9780253220943 .
- ^ «Санго извергает огонь в Ойо @ World Sango Festival 2016 Mp3 Indir» . mp3indir.icu . Проверено 10 июня 2019 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Мюррелл, Натаниэль Сэмюэл (2010). Афро-карибские религии: введение в их исторические, культурные и священные традиции . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 32–33. ISBN 9781439900406 .
- ^ Онифаде, Оласунканми Адеойе (2006). «. Восприятие преподавателя здравоохранения о влиянии пищевых табу и заблуждений на здоровье нигерийцев» (PDF) . Образовательные исследования и разработки (JOERD) : 44–50. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2016 года . Проверено 13 мая 2016 г.
- ^ Джонсон, История йоруба , 149–152.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоди, Рауль (2003). Словарь сакрального искусства и афро-бразильских техник . Рио-де-Жанейро: Паллас. стр. 38, 195–197. ISBN 9788534701877 .
- ^ Перейти обратно: а б Харгривз, Патрисия, изд. (2018). Афрорелигии: истоки, божества, ритуалы . Сан-Паулу: апрель. п. 28. ISBN 9788569522492 .
- ^ Магальяйнс, Элиетт Гимарайнш де (2003). Оришас да Баия (8-е изд.). Сальвадор, Баия: Секретариат культуры и туризма. стр. 155–156.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ «Слова Селины и Реутилио Que Viva Chango» .
- ^ Сезер, Эме (2010). В бурю . Александрия, Вирджиния: Александр Стрит Пресс .
- ^ Эбби Уайт (31 января 2021 г.). «Почему Чанго из третьего сезона «Американских богов» выглядит таким знакомым» . Looper.com . Проверено 1 февраля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джонсон, Сэмюэл, История йоруба , Лондон, 1921 г. (стр. 149–152).
- Ланге, Дирк: «Происхождение йоруба и «потерянные племена Израиля»» , Anthropos 106 (2011), 579–595.
- Ло, Робин: Империя Ойо ок. 1600 – ок. 1836 г. , Оксфорд, 1977 г.
- Се, М.-Ж., Аккадские и шумерские царские эпитеты , Париж, 1967.
- Тишкен, Джоэл Э., Тойин Фалла и Акинтундей Акиними (редакторы), Новости в Африке и африканской диаспоре , Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 2009.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чарльз Спенсер Кинг, «Древняя религия природы: поклонение Ориша и IFA» ISBN 1-4404-1733-4
- Чарльз Спенсер Кинг, «ИФА и Ориша: древняя религия природы» ISBN 1-4610-2898-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]