Jump to content

Шанго

Шанго
Гром, Молния, Огонь, Справедливость, Танец, Мужественность
Член Ориша
Представительство Шанго, Национальный музей Бразилии, Рио-де-Жанейро.
Другие имена Санго, Шанго, Чанго, Ксанго, Джакута, Нзази, Хэви, Семь лучей
Почитается в Религия йоруба , мифология Дагомеи , религия эве , водун , сантерия , кандомбле , гаитянское вуду , луизианское вуду , народный католицизм
День Пятый день недели
Цвет Красный и Белый
Область Нигерия , Бенин , Того, Гана, Латинская Америка
Этническая группа Народ йоруба , народ фон , народ эве
Генеалогия
Супруг Оя , Оба , Осун

Шанго ( язык йоруба : Ṣàngó , также известный как Changó или Xangô в Латинской Америке ; как Jakuta или Badé ; и как Ṣangó в Тринидаде, Ориша) [1] ) — Ориша (или дух) в религии йоруба . С генеалогической точки зрения Шанго является королевским предком йоруба, поскольку он был третьим алаафином Королевства Ойо до своего посмертного обожествления . Шанго имеет множество проявлений, включая Айру, Агодо, Афонью, Любе и Обомин. [2] [3] Он известен своим мощным двойным топором ( Осе ). Он считается одним из самых могущественных правителей Йорубаленда , когда-либо созданных.

В Новом Свете его синкретизируют либо со Святой Варварой , либо со Святым Иеронимом .

Историческая личность

[ редактировать ]

Шанго был третьим алафином Ойо после Оранмияна и Аджаки . [3] Он принес процветание Империи Ойо . [4] Согласно «Мифологическому рассказу о героях и королях» профессора Мейсона , в отличие от своего мирного брата Аджаки, он был могущественным и жестоким правителем. Он правил семь лет, отмеченных его непрерывными кампаниями и многочисленными сражениями. Его правление закончилось из-за непреднамеренного разрушения его дворца молнией. У него было три жены, а именно королева Ошун , королева Оба и королева Оя .

Некоторые из рабов, привезенных в Америку, были йоруба, одной из различных этнических групп, вовлеченных в атлантическую работорговлю , и в результате они принесли поклонение Шанго в Новый Свет. Сильная преданность Шанго привела к появлению религий йоруба в Тринидаде и Ресифи , Бразилия была названа в честь божества. [5]

Почитание Шанго

[ редактировать ]

Шанго считается самым могущественным из пантеона ориша и часто описывается в двух разных повествованиях. [6] В первом повествовании Шанго бросает на землю «громовой камень», который создает гром и молнию для любого, кто его оскорбляет. Прихожане Йорубаленда в Нигерии не едят вигну, потому что верят, что на них обрушится гнев бога грома и молнии. [7] Во втором повествовании Шанго одарен способностью дышать огнем и дымом через ноздри и известен тем, что его злят свои сварливые жены. Эти повествования также воплощают мужественность, храбрость и умение управлять Шанго. [6] Хотя его боялись за тиранию и разрушительную силу, его также очень почитали за его храбрость, справедливость и огромные силы. [6]

Ожерелья бога Шанго состоят из красных и белых бус разного рисунка, обычно группами по четыре или шесть, которые являются его священными числами. Скалы, созданные ударами молний, ​​почитаются поклонниками Шанго; эти камни, если они найдены, хранятся в священных местах и ​​используются в ритуалах. Шанго вызывают во время церемоний коронации в Нигерии и по сей день. [8] [9] [5]

В Йорубаленде Шанго поклоняются в пятый день недели, который называется Оджо Джакута. К ритуальной пище поклонения относятся гугуру, горькая кола, амала и суп гбегири. Также ему поклоняются с барабаном Бата. Одна важная особенность этого божества заключается в том, что ему поклоняются в красной одежде, так же, как говорят, что он восхищался красной одеждой при жизни. [10]

Шанго почитается в Сантерии как «Чанго». Как и в религии йоруба, Чанго — один из самых страшных богов Сантерии. [8]

На Гаити он из народа «наго» и известен как Ого Чанго. Пало узнает в нем «Сите Райос».

Кандомбле

[ редактировать ]

Санго известен как Ксанго в пантеоне Кандомбле . Говорят, что он сын Ораньяна , а его женами являются Ойя , Ошун и Оба , как в традиции йоруба. Ксанго приобрел большое значение среди рабов в Бразилии благодаря своим качествам силы, сопротивления и агрессии. Он известен как бог молнии и грома. Он стал покровителем плантаций и многих террейро Кандомбле. Напротив, Око , ориша сельского хозяйства, не нашел особой поддержки среди рабов в Бразилии и имеет мало последователей в Америке. Главный барракао Илье-Аксе-Ия-Нассо-Ока , или террейро Каса-Бранка, посвящен Ксанго. Ксанго изображается с быком , или двусторонним топором, похожим на лабрис ; и медная корона. [11] [5] [12]

Характеристики

[ редактировать ]
  • Освященный день: пятница.
  • Цвета: белый и красный
  • Стихии: гром, молния, огонь
  • Священная еда: амала (тушеная бамия с креветками и пальмовым маслом ).
  • Инструменты: оксэ, двойной топор; браслеты; латунная корона; Громовые камни или предметы, пораженные молнией.
  • Одежда: красная ткань с напечатанными белыми квадратами или ракушками каури.
  • Колье или Элекес: белый и красный бисер.
  • Архетип: власть, доминирование.
  • Священный танец: алуха , рода де Ксанго . Здесь говорится о его достижениях, поступках, супругах, власти и владычестве.
  • Жертвенные животные: пресноводная черепаха, козел, овца. [12] [11] [13]

Амала, также известная как амала де Ксанго , — это ритуальное блюдо, предлагаемое ориша. Это рагу из нарезанной бамии, лука, сушеных креветок и пальмового масла. Амалу подают в среду у пеги , или алтаря, на большом подносе, традиционно украшенном 12 вертикальными сырыми бамиями. Из-за ритуальных запретов блюдо нельзя подавать на деревянном подносе или сопровождать горькой колой . Амала де Ксанго также может быть приготовлена ​​с добавлением говядины, в частности бычьего хвоста. Амала де Ксанго отличается от амала , блюда, распространенного в районах йоруба в Нигерии. [11]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 24. ISBN  0-415-94180-6 .
  2. ^ Адеайе, CL (1989). Вера и религия йоруба (на языке йоруба). Ибадан: Evans Bros. Издательство Нигерии. стр. 285–302. ISBN  9781675098 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Баском, Уильям Рассел (1980). Шестнадцать каури: гадание йоруба от Африки до Нового Света . Издательство Университета Индианы . п. 44. ИСБН  0-253-20847-5 .
  4. ^ Лам, Кеннет Энтони (2000). Прославление Его имени в танце . Рутледж . п. 231. ИСБН  90-5702-610-4 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Вокс, Роберт (1997). Священные листья Кандомбле: африканская магия, медицина и религия в Бразилии . Остин: Издательство Техасского университета . п. 55 . ISBN  9780292787315 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Тишкен, Джоэл Э., изд. (2009). Санго в Африке и африканская диаспора . Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 218–219. ISBN  9780253220943 .
  7. ^ «Санго извергает огонь в Ойо @ World Sango Festival 2016 Mp3 Indir» . mp3indir.icu . Проверено 10 июня 2019 г. [ мертвая ссылка ]
  8. ^ Перейти обратно: а б Мюррелл, Натаниэль Сэмюэл (2010). Афро-карибские религии: введение в их исторические, культурные и священные традиции . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 32–33. ISBN  9781439900406 .
  9. ^ Онифаде, Оласунканми Адеойе (2006). «. Восприятие преподавателя здравоохранения о влиянии пищевых табу и заблуждений на здоровье нигерийцев» (PDF) . Образовательные исследования и разработки (JOERD) : 44–50. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2016 года . Проверено 13 мая 2016 г.
  10. ^ Джонсон, История йоруба , 149–152.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Лоди, Рауль (2003). Словарь сакрального искусства и афро-бразильских техник . Рио-де-Жанейро: Паллас. стр. 38, 195–197. ISBN  9788534701877 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Харгривз, Патрисия, изд. (2018). Афрорелигии: истоки, божества, ритуалы . Сан-Паулу: апрель. п. 28. ISBN  9788569522492 .
  13. ^ Магальяйнс, Элиетт Гимарайнш де (2003). Оришас да Баия (8-е изд.). Сальвадор, Баия: Секретариат культуры и туризма. стр. 155–156.
  14. ^ «- Ютуб» . Ютуб .
  15. ^ «Слова Селины и Реутилио Que Viva Chango» .
  16. ^ Сезер, Эме (2010). В бурю . Александрия, Вирджиния: Александр Стрит Пресс .
  17. ^ Эбби Уайт (31 января 2021 г.). «Почему Чанго из третьего сезона «Американских богов» выглядит таким знакомым» . Looper.com . Проверено 1 февраля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Джонсон, Сэмюэл, История йоруба , Лондон, 1921 г. (стр. 149–152).
  • Ланге, Дирк: «Происхождение йоруба и «потерянные племена Израиля»» , Anthropos 106 (2011), 579–595.
  • Ло, Робин: Империя Ойо ок. 1600 – ок. 1836 г. , Оксфорд, 1977 г.
  • Се, М.-Ж., Аккадские и шумерские царские эпитеты , Париж, 1967.
  • Тишкен, Джоэл Э., Тойин Фалла и Акинтундей Акиними (редакторы), Новости в Африке и африканской диаспоре , Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 2009.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чарльз Спенсер Кинг, «Древняя религия природы: поклонение Ориша и IFA» ISBN   1-4404-1733-4
  • Чарльз Спенсер Кинг, «ИФА и Ориша: древняя религия природы» ISBN   1-4610-2898-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f75bae4585a6d69f116a0e99181b9692__1718615400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/92/f75bae4585a6d69f116a0e99181b9692.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shango - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)