Оромпото
Оронпото/Оронпото | |
---|---|
Занятие | Алаафин из Ойо |
Оромпото (также пишется Оронпото ) [ 1 ] был алаафином Империи Йоруба Ойо . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Империя, которой она правила, расположена на территории современной западной и северо-центральной Нигерии. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Оромпото была сестрой своего предшественника Эгугодзё . [ 7 ] Она стала первой женщиной, ставшей «королем» Ойо в имперскую эпоху, и первой женщиной со времен доимперского правителя Йеёри. [ 2 ] Оромпото вступила на трон, потому что в то время в ее семье не было преемника мужского пола. [ 8 ] Она помогла выгнать Нупе из Ойо в 1555 году. [ 2 ] Оромпото жил в 16 веке. [ 6 ] [ 9 ]
Оромпто был вторым монархом Ойо, правившим в новой столице Игбохо . [ 10 ] Некоторые устные предания утверждают, что она чудесным образом превратилась в мужчину, прежде чем занять там трон. [ 10 ]
Оромпото широко использовал лошадей в военных сражениях и, возможно, получил их от Боргу . [ 11 ] Сообщается, что она мастерски владела верховой ездой и создала в своей армии специализированный орден кавалерийских офицеров, подчинявшихся Эсо Икойи . Первая в своем роде, кавалерия была силой, с которой приходилось считаться в различных войнах с врагами Ойо. [ 1 ] Она сама считается опытным воином и, как говорят, отличилась в битве при Иллайи. Сражаясь там со своими врагами, она быстро потеряла трех военачальников, обладателей титулов, известных в Ойо как Гбонкас . Предполагается, что третий из них упал, на его лице застыла нервирующая ухмылка. Враги подумали, что он все еще жив, и сделали насмешливый жест, и были ошеломлены тем, что они считали своей неспособностью превзойти гбонка Ойо. [ 12 ] После этого они покинули поле битвы, и позже Ойо заявили о своей победе.
Ее сменил Аджибойеде .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гарри Джордж Джадж; Роберт Блейк (1988). Всемирная история, Том 1 (Тома 3-4 Оксфордской иллюстрированной энциклопедии) . Издательство Оксфордского университета (Мичиганский университет). п. 266. ИСБН 9780198691358 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тойин Фалола; Энн Дженова (2006). Йоруба в переходный период: история, ценности и современность . Каролина Академик Пресс (Мичиганский университет). п. 427. ИСБН 9781594601347 .
- ^ Жан Комарофф, Джон Л. Комарофф (1993). Современность и ее недовольные: ритуал и власть в постколониальной Африке . Издательство Чикагского университета. п. 63. ИСБН 978-0-226-1143-92 .
- ^ Ойеронке Оладжубу (2003). Женщины в религиозной сфере йоруба (Исследования Макгилла по истории религий) . СУНИ Пресс. п. 89. ИСБН 9780791458860 .
- ^ Кулвант Рай Гупта (2006). Исследования по мировым делам, Том 1 . Atlantic Publishers & Dist. п. 101. ИСБН 9788126904952 .
- ^ Перейти обратно: а б «Хронология алафинов этого королевства» . Одуа Голос Получено 23 , февраля
- ^ Ойеронке Оёвуми (2005). Африканские гендерные исследования: читатель . Спрингер. п. 178. ИСБН 9781137090096 .
- ^ Дж. Лоранд Матори (2005). Секс и империя, которой больше нет: гендер и политика метафоры в религии ойо йоруба (серия Бергана ) Книги Бергана. п. 84. ИСБН 9781571813077 .
- ^ Бэзил Дэвидсон (2014). Западная Африка до колониальной эпохи: история до 1850 года . Рутледж. п. 114. ИСБН 9781317882657 .
- ^ Перейти обратно: а б Матори, Джеймс Лоранд (2005). Секс и империя, которой больше нет: гендер и политика метафор в религии Ойо Йоруба . Книги Бергана. ISBN 1571813071 . OCLC 910195474 .
- ^ Сэмюэл Джонсон, Обадия Джонсон. История йоруба, с древнейших времен до начала британского протектората . п. 161.
- ^ Смит, Роберт (1965). «Алафины в изгнании: исследование периода игбохо в истории Ойо». Журнал африканской истории . 6 (1): 57–77. дои : 10.1017/s0021853700005338 . ISSN 0021-8537 .