Jump to content

Атиба Атобателе

Атиба Атобателе
Рожденный
Алаафин Атиба Атобателе

Умер в. 1858 г.
Известный Король Империи Ойо
Родители) Царь Абиодун, Даритель

Не было ничего похожего на короля Империи Ойо . [ 1 ] Он был сыном короля Абиодуна из Ойо и Эни-олуфана из Акейтана.

В детстве он занимался воровством и похищениями людей, прежде чем переехать в город Аго и собрать частную армию . После смерти короля Олуеву Ойо Атобателе был выбран для восстановления королевства и стал алаафином Ойо. Он заключил союзы с могущественными военачальниками и провел социальные реформы, включая отмену наследного принца, который должен был умереть вместе с умершим королем. Атобателе умер в преклонном возрасте после празднования фестиваля Бебе, и ему наследовал его сын Аделу.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Принц Атобателе был сыном короля Абиодуна Ойо. [ 2 ] и Эни-олуфан из Акейтана, раб из Гудугбу, предложенный в качестве поручительства царю Абиодуну. Другом детства Атобателе был Онипеде, чья мать была гражданкой Гудугбу и закадычной подругой Эни-олуфана. [ 2 ] Оба мальчика родились в Гудугбу. [ 2 ] Вскоре после смерти его отца и коронации короля Аоле в Ойо он и его мать переехали в Акейтан, поскольку ненавидели своего нового короля. [ 2 ] Повзрослев, Атобателе научился портняжному делу , но его больше интересовала эффективность и вознаграждение за воровство и похищение людей. [ 2 ] Его преступная деятельность заставила его переехать обратно в Аго. [ 2 ] На своей новой станции со своим новым хозяином по имени Оджа Баале из Аго был любезным человеком, который, как и Атобателе, не слушал, несмотря на протесты своего младшего брата Элебу. [ 2 ] Принц Атобателе собрал свою частную армию, состоящую из беззаконных преступников и рабов . [ 2 ] Его военная мощь значительно возросла. Его брат Элебу стал новым Баале Аго после смерти Оджи. [ 2 ] Его противодействие Атобателе продолжалось, но он был инвалидом, поскольку в настоящее время у Атобателе положительная репутация. [ 2 ] В рамках процесса примирения Шитта из Илорина, которому Аго отдавал дань уважения, потребовал, чтобы Элебу и Атобателе обратились в ислам , а также заставил всех детей, взрослых и пожилых людей в Аго принять исламские имена. [ 2 ]

Карьера воина

[ редактировать ]

Во время войны Гободо Элебу утонул в реке Огун . [ 3 ] Также во время войны оборвалась вечная дружба принца Атобателе и Онипеде, его закадычного друга. [ 3 ] Никто не мог видеть Атобателе, кроме как через Онипеде. [ 3 ] К Онипеде постоянно относились как к королю из-за его прямых связей с принцем Атобателе, и он начал считать себя равным. [ 3 ] Армия Илорина разгромила войска йоруба . [ 3 ] Когда Атобателе сбежал на другой берег реки Огун от погони Барибас , его лошадь была застрелена. [ 3 ] Онипеде пронесся мимо Атобателе, несмотря на его призывы о помощи. [ 3 ] Атобателе бы умер, но с помощью своего дяди Есуфу он отвез его на своей лошади на другой берег реки. [ 3 ] Между Онипеде и принцем Атобателе возникло соперничество. Еще в Аго, после предприятия в Гбодо, по приказу принца Атобателе Онипеде был убит. [ 3 ]

После смерти Элебу принц Атобателе назначил Айлумо Могаджи и себя администратором города Аго. [ 3 ] На этом этапе руководство и управление городом Аго перешло от основателя Оджи и его потомков. [ 3 ]

В то время как Атобателе стал администратором города Аго, у него было желание стать следующим королем Ойо. [ 4 ] Он объединился с могущественными военачальниками того времени: Олуйоле из Ибадана и Курунми из Иджае . Он пообещал установить Басорун и Ареона-каканфо соответственно. [ 4 ] [ 5 ]

После смерти короля Олуэву Ойо в 1835 году, войны Эледуве и разрушения старой Империи Ойо было решено, что необходимо поставить на престол принца, у которого будет власть и богатство для восстановления. [ 4 ] Ойо Меси отправил послов к принцу Атобателе. [ 4 ] Сразу после коронации он немедленно восстановил королевство и присвоил титулы. [ 4 ]

Среди них был титул Басоруна Олуйоле из Ибадана, потомка Басоруна Ямбы. [ 4 ] Отцом Олуйоле был Олокуойе, а матерью — Агбонрин, дочь короля Абиодуна. [ 4 ] Следовательно, Олуйоле был племянником принца Атобателе. [ 4 ] Олуйоле был удостоен этого звания в Ойо . [ 4 ] Это был первый раз, когда верховный вождь рядом с королем проживал за пределами королевства. [ 6 ] Аре-она-каканфо, фельдмаршал армий йоруба, был пожалован Курунми из Иджае. [ 6 ] Ему пришлось поехать в Ойо, чтобы получить награду. [ 6 ]

Функции этих двух высоких должностей рядом с сувереном Ойо были определены следующим образом: [ 6 ]

  1. Каждая будет защищать все провинции, находящиеся под ее контролем, и прилагать усилия по возвращению утраченных стран у фулани из Илорина . [ 6 ]
  2. Король Ойо больше не будет вести войну, но будет занят всеми религиями и гражданскими делами в стране йоруба. [ 6 ]
  3. Ибадан будет свободно управлять городами на севере, северо-востоке Иджесаса, Экитиса и восточных регионах; и защитить их от всех внешних агрессий. [ 6 ]
  4. Иджайе будет защищать города йоруба в западных провинциях и проводить военные операции против сабесов и попо. [ 6 ]
  5. Города Илуку, Саки, Гбохо, Кихиси, древний Ойо и прилегающие города будут находиться под прямым управлением и управлением Нового Ойо. [ 6 ]

Армия Ибадана стала очень успешной и прочной силой в Йорубаленде. [ 7 ] Эти успехи воодушевили Басоруна Олуйоле из Ибадана, и он решил занять трон Ойо себе, заменив Атобателе, алаафина Ойо. [ 7 ] Однако существовало два препятствия. [ 7 ] Он был племянником Атобателе по женской линии, что делало невозможным наследование власти в Йорубаленде. [ 7 ] Единственным препятствием был Курунми, Ареона-каканфо, который поклялся, что никогда не допустит нападения на Ойо, пока тот еще жив. [ 7 ] Атобателе узнал о намерениях Олуйоле, поэтому он поручил Латубосуну, спиритуалисту, укрепить город от внезапных атак, который также решил управлять Ибаданом дипломатическим путем. [ 7 ] Когда попытки заручиться поддержкой Курунми не сработали, включая требование, чтобы Курунми приехал в Ибадан, чтобы выразить почтение, появилась возможность, когда армия Иджае ​​атаковала Фидити. [ 7 ] Асу, основатель, обратился за помощью к армии Ибадана и получил ее. [ 7 ] Эта война длилась около двух лет, пока Алаафин из Ойо не послал обеим воюющим сторонам эмблему бога Санго, чтобы они прекратили свой меч. [ 7 ]

Социальные реформы

[ редактировать ]

В результате того, что тысячи рабов были захвачены в качестве военной добычи, многие из них переехали в Ибадан из нескольких стран Йорубаленда из-за военной мощи и силы Ибадана; город стал свидетелем быстрого расширения, что потребовало социальных реформ и принятия законов. [ 8 ] В 1858 году Совет вождей Ибадана под руководством Балогун Ибикунле согласился и передал это решение королю Атобателе, Алаафину Ойо , на одобрение. [ 8 ] Он не только одобрил, но и принял эти реформы в новом королевстве Ойо и во всех окружающих городах Ойо. [ 8 ]

В результате адаптации новых реформ в Ибадане Атобателе, алаафин Ойо, смог заменить старую традицию, согласно которой Аремо (наследный принц) должен был умереть вместе с умершим королем. [ 8 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Король Атобателе умер в преклонном возрасте. У него было много детей, двое из которых позже стали королем: первый ребенок, Аделу (наследный принц), и четвертый ребенок, Адейеми Адедотун. [ 9 ] В 1858 году король Атобателе решил отпраздновать Бебе. [ 9 ] Этот праздник отмечали короли, достигшие преклонного возраста и правившие мирно, но лишь немногие короли, имевшие привилегию праздновать его, умерли почти сразу после этого. [ 9 ] Король Атобателе отверг все просьбы не праздновать Бебе. [ 9 ] Само значение празднования Бебе заключалось в том, что живой король мог посетить Бару для проведения определенной традиционной церемонии, а также только во время коронации короля и когда он был похоронен после его кончины. [ 9 ] Поэтому объявления были сделаны во всех странах йоруба. [ 9 ] Присутствовали дворяне, жрицы и Эгунгун. [ 9 ] Вскоре после Бебе король Атобателе Атобателе умер, и Аделу, его сын, в соответствии с новым законом о престолонаследии, был назначен новым алаафином Ойо . [ 9 ] По словам преп. Джонсон, король Атобателе, был отцом следующих принцев: Аделу (наследный принц), Аделабу, Адесиен, Адейеми, Адедиран, Адехумо, Олавойин, Тела Агбоджул'огун, Ала (был от той же матери, что и Аделабу), Адевуси (был того же происхождения). мать как Аделу), Адезетан I, Аделие, Адезетан II, Адедотун, Афонья, Агборин, Тела Окити папа, Ого, Момоду, Адесокан и Адеджохо». [ 10 ]

  1. ^ Акинтойе, С. Адебанджи (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. п. 299. ИСБН  978-2-35926-005-2 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 274–277. ISBN  9781642275308 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала Британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 277–278. ISBN  9781642275308 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Акинтойе, С. Адебанджи (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. стр. 100-1 299–300. ISBN  978-2-35926-005-2 .
  5. ^ Фалола, Тойин (1 января 1987 г.). «Иджайе в диаспоре, 1862-1895: проблемы интеграции и расселения» . Журнал азиатских и африканских исследований . 22 (1–2): 67–79. дои : 10.1163/156852187X00052 . ISSN   1568-5217 . S2CID   143990591 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. п. 282. ИСБН  9781642275308 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Акинтойе, С. Адебанджи (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. стр. 100-1 297–307. ISBN  978-2-35926-005-2 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 324–327. ISBN  9781642275308 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сэмюэл, Джонсон (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 328–331. ISBN  9781642275308 .
  10. ^ Джонсон, Сэмюэл; Джонсон, О. (2010). История йоруба: с древнейших времен до начала британского протектората . Нью-Йорк. стр. 328–329. ISBN  978-0-511-70261-7 . OCLC   889959125 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63449754b526bb5b46ce974d162844fe__1722884100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/fe/63449754b526bb5b46ce974d162844fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atiba Atobatele - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)