Атиба Атобателе
Атиба Атобателе | |
---|---|
Рожденный | Алаафин Атиба Атобателе Гудугбу, Империя Ойо |
Умер | в. 1858 г. |
Известный | Король Империи Ойо |
Родители) | Царь Абиодун, Даритель |
Не было ничего похожего на короля Империи Ойо . [ 1 ] Он был сыном короля Абиодуна из Ойо и Эни-олуфана из Акейтана.
В детстве он занимался воровством и похищениями людей, прежде чем переехать в город Аго и собрать частную армию . После смерти короля Олуеву Ойо Атобателе был выбран для восстановления королевства и стал алаафином Ойо. Он заключил союзы с могущественными военачальниками и провел социальные реформы, включая отмену наследного принца, который должен был умереть вместе с умершим королем. Атобателе умер в преклонном возрасте после празднования фестиваля Бебе, и ему наследовал его сын Аделу.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Принц Атобателе был сыном короля Абиодуна Ойо. [ 2 ] и Эни-олуфан из Акейтана, раб из Гудугбу, предложенный в качестве поручительства царю Абиодуну. Другом детства Атобателе был Онипеде, чья мать была гражданкой Гудугбу и закадычной подругой Эни-олуфана. [ 2 ] Оба мальчика родились в Гудугбу. [ 2 ] Вскоре после смерти его отца и коронации короля Аоле в Ойо он и его мать переехали в Акейтан, поскольку ненавидели своего нового короля. [ 2 ] Повзрослев, Атобателе научился портняжному делу , но его больше интересовала эффективность и вознаграждение за воровство и похищение людей. [ 2 ] Его преступная деятельность заставила его переехать обратно в Аго. [ 2 ] На своей новой станции со своим новым хозяином по имени Оджа Баале из Аго был любезным человеком, который, как и Атобателе, не слушал, несмотря на протесты своего младшего брата Элебу. [ 2 ] Принц Атобателе собрал свою частную армию, состоящую из беззаконных преступников и рабов . [ 2 ] Его военная мощь значительно возросла. Его брат Элебу стал новым Баале Аго после смерти Оджи. [ 2 ] Его противодействие Атобателе продолжалось, но он был инвалидом, поскольку в настоящее время у Атобателе положительная репутация. [ 2 ] В рамках процесса примирения Шитта из Илорина, которому Аго отдавал дань уважения, потребовал, чтобы Элебу и Атобателе обратились в ислам , а также заставил всех детей, взрослых и пожилых людей в Аго принять исламские имена. [ 2 ]
Карьера воина
[ редактировать ]Во время войны Гободо Элебу утонул в реке Огун . [ 3 ] Также во время войны оборвалась вечная дружба принца Атобателе и Онипеде, его закадычного друга. [ 3 ] Никто не мог видеть Атобателе, кроме как через Онипеде. [ 3 ] К Онипеде постоянно относились как к королю из-за его прямых связей с принцем Атобателе, и он начал считать себя равным. [ 3 ] Армия Илорина разгромила войска йоруба . [ 3 ] Когда Атобателе сбежал на другой берег реки Огун от погони Барибас , его лошадь была застрелена. [ 3 ] Онипеде пронесся мимо Атобателе, несмотря на его призывы о помощи. [ 3 ] Атобателе бы умер, но с помощью своего дяди Есуфу он отвез его на своей лошади на другой берег реки. [ 3 ] Между Онипеде и принцем Атобателе возникло соперничество. Еще в Аго, после предприятия в Гбодо, по приказу принца Атобателе Онипеде был убит. [ 3 ]
После смерти Элебу принц Атобателе назначил Айлумо Могаджи и себя администратором города Аго. [ 3 ] На этом этапе руководство и управление городом Аго перешло от основателя Оджи и его потомков. [ 3 ]
Царство
[ редактировать ]В то время как Атобателе стал администратором города Аго, у него было желание стать следующим королем Ойо. [ 4 ] Он объединился с могущественными военачальниками того времени: Олуйоле из Ибадана и Курунми из Иджае . Он пообещал установить Басорун и Ареона-каканфо соответственно. [ 4 ] [ 5 ]
После смерти короля Олуэву Ойо в 1835 году, войны Эледуве и разрушения старой Империи Ойо было решено, что необходимо поставить на престол принца, у которого будет власть и богатство для восстановления. [ 4 ] Ойо Меси отправил послов к принцу Атобателе. [ 4 ] Сразу после коронации он немедленно восстановил королевство и присвоил титулы. [ 4 ]
Среди них был титул Басоруна Олуйоле из Ибадана, потомка Басоруна Ямбы. [ 4 ] Отцом Олуйоле был Олокуойе, а матерью — Агбонрин, дочь короля Абиодуна. [ 4 ] Следовательно, Олуйоле был племянником принца Атобателе. [ 4 ] Олуйоле был удостоен этого звания в Ойо . [ 4 ] Это был первый раз, когда верховный вождь рядом с королем проживал за пределами королевства. [ 6 ] Аре-она-каканфо, фельдмаршал армий йоруба, был пожалован Курунми из Иджае. [ 6 ] Ему пришлось поехать в Ойо, чтобы получить награду. [ 6 ]
Функции этих двух высоких должностей рядом с сувереном Ойо были определены следующим образом: [ 6 ]
- Каждая будет защищать все провинции, находящиеся под ее контролем, и прилагать усилия по возвращению утраченных стран у фулани из Илорина . [ 6 ]
- Король Ойо больше не будет вести войну, но будет занят всеми религиями и гражданскими делами в стране йоруба. [ 6 ]
- Ибадан будет свободно управлять городами на севере, северо-востоке Иджесаса, Экитиса и восточных регионах; и защитить их от всех внешних агрессий. [ 6 ]
- Иджайе будет защищать города йоруба в западных провинциях и проводить военные операции против сабесов и попо. [ 6 ]
- Города Илуку, Саки, Гбохо, Кихиси, древний Ойо и прилегающие города будут находиться под прямым управлением и управлением Нового Ойо. [ 6 ]
Армия Ибадана стала очень успешной и прочной силой в Йорубаленде. [ 7 ] Эти успехи воодушевили Басоруна Олуйоле из Ибадана, и он решил занять трон Ойо себе, заменив Атобателе, алаафина Ойо. [ 7 ] Однако существовало два препятствия. [ 7 ] Он был племянником Атобателе по женской линии, что делало невозможным наследование власти в Йорубаленде. [ 7 ] Единственным препятствием был Курунми, Ареона-каканфо, который поклялся, что никогда не допустит нападения на Ойо, пока тот еще жив. [ 7 ] Атобателе узнал о намерениях Олуйоле, поэтому он поручил Латубосуну, спиритуалисту, укрепить город от внезапных атак, который также решил управлять Ибаданом дипломатическим путем. [ 7 ] Когда попытки заручиться поддержкой Курунми не сработали, включая требование, чтобы Курунми приехал в Ибадан, чтобы выразить почтение, появилась возможность, когда армия Иджае атаковала Фидити. [ 7 ] Асу, основатель, обратился за помощью к армии Ибадана и получил ее. [ 7 ] Эта война длилась около двух лет, пока Алаафин из Ойо не послал обеим воюющим сторонам эмблему бога Санго, чтобы они прекратили свой меч. [ 7 ]
Социальные реформы
[ редактировать ]В результате того, что тысячи рабов были захвачены в качестве военной добычи, многие из них переехали в Ибадан из нескольких стран Йорубаленда из-за военной мощи и силы Ибадана; город стал свидетелем быстрого расширения, что потребовало социальных реформ и принятия законов. [ 8 ] В 1858 году Совет вождей Ибадана под руководством Балогун Ибикунле согласился и передал это решение королю Атобателе, Алаафину Ойо , на одобрение. [ 8 ] Он не только одобрил, но и принял эти реформы в новом королевстве Ойо и во всех окружающих городах Ойо. [ 8 ]
В результате адаптации новых реформ в Ибадане Атобателе, алаафин Ойо, смог заменить старую традицию, согласно которой Аремо (наследный принц) должен был умереть вместе с умершим королем. [ 8 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Король Атобателе умер в преклонном возрасте. У него было много детей, двое из которых позже стали королем: первый ребенок, Аделу (наследный принц), и четвертый ребенок, Адейеми Адедотун. [ 9 ] В 1858 году король Атобателе решил отпраздновать Бебе. [ 9 ] Этот праздник отмечали короли, достигшие преклонного возраста и правившие мирно, но лишь немногие короли, имевшие привилегию праздновать его, умерли почти сразу после этого. [ 9 ] Король Атобателе отверг все просьбы не праздновать Бебе. [ 9 ] Само значение празднования Бебе заключалось в том, что живой король мог посетить Бару для проведения определенной традиционной церемонии, а также только во время коронации короля и когда он был похоронен после его кончины. [ 9 ] Поэтому объявления были сделаны во всех странах йоруба. [ 9 ] Присутствовали дворяне, жрицы и Эгунгун. [ 9 ] Вскоре после Бебе король Атобателе Атобателе умер, и Аделу, его сын, в соответствии с новым законом о престолонаследии, был назначен новым алаафином Ойо . [ 9 ] По словам преп. Джонсон, король Атобателе, был отцом следующих принцев: Аделу (наследный принц), Аделабу, Адесиен, Адейеми, Адедиран, Адехумо, Олавойин, Тела Агбоджул'огун, Ала (был от той же матери, что и Аделабу), Адевуси (был того же происхождения). мать как Аделу), Адезетан I, Аделие, Адезетан II, Адедотун, Афонья, Агборин, Тела Окити папа, Ого, Момоду, Адесокан и Адеджохо». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Акинтойе, С. Адебанджи (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. п. 299. ИСБН 978-2-35926-005-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 274–277. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала Британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 277–278. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Акинтойе, С. Адебанджи (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. стр. 100-1 299–300. ISBN 978-2-35926-005-2 .
- ^ Фалола, Тойин (1 января 1987 г.). «Иджайе в диаспоре, 1862-1895: проблемы интеграции и расселения» . Журнал азиатских и африканских исследований . 22 (1–2): 67–79. дои : 10.1163/156852187X00052 . ISSN 1568-5217 . S2CID 143990591 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. п. 282. ИСБН 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Акинтойе, С. Адебанджи (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. стр. 100-1 297–307. ISBN 978-2-35926-005-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 324–327. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сэмюэл, Джонсон (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Lowe and Brydone Limited. стр. 328–331. ISBN 9781642275308 .
- ^ Джонсон, Сэмюэл; Джонсон, О. (2010). История йоруба: с древнейших времен до начала британского протектората . Нью-Йорк. стр. 328–329. ISBN 978-0-511-70261-7 . OCLC 889959125 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )