Иджае из Курунми
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( сентябрь 2022 г. ) |
Орил Иджайе — небольшой городок, расположенный в Акиньеле местном правительстве , штат Ойо , Нигерия . Это примерно в 18 милях от Ибадана , столицы штата Ойо. Этот город был вновь заселен в 1895 году , через 32 года после того, как он был разрушен из-за внутриэтнической войны и войны за превосходство с Ибаданом; еще одна военная держава того времени. В 1895 году его назвали Орил Иджайе от первоначального названия Иджайе. также означает город-город иджае.
История
[ редактировать ]Первыми жителями Иджае были Эгбас из южного племени йоруба . [1] В основном они занимались сельскохозяйственным производством. [1] Между 1831 и 1833 годами воины фулани из Илорина , штат Квара , атаковали и захватили несколько городов на севере Йорубаленда. [2] Перемещенные беженцы из городов, захваченных фулани, двинулись на юг. [1] Среди бежавших из Ойо беженцев были воинственные вожди Курунми и Дадо, которые возглавляли армию из небольшого городка под названием Эзиеле. [1] Эти воины-беженцы первоначально поселились в деревне под названием Ика-Одан. [1] Город Ика-Одан стал обителью многих воинов и генералов Ойо, которые отказывались признавать военную власть Илорина, но ждали того времени, когда у них будет возможность победить Фулани, а затем вернуться в свои города. [1] Они вытеснили коренных жителей Ика-Одана. [1]
Поскольку эти люди были военными воинами, они добывали деревень . окрестных на фермах еду [3] [4] В 1833 году эти преступники во главе с Дадо после этого напали на город Иджае, которые были людьми Эгба (люди Эгба родом из Абеокута); и прогнали всех коренных жителей. [3] [2] Они жаждали имущества, оставленного коренными жителями, и сделали Иджае своим постоянным домом, где занимались обширным сельским хозяйством, за исключением Дадо, который продолжал свое руководство как воин. [3] [4] Позже Дадо стал безудержным. [3] [4] Он создавал ложную военную тревогу и не уважал других военачальников; пока Курунми не противостоял ему, и не началась гражданская война. [3] [4] Дадо со своими женами и небольшой армией были изгнаны из Иджае. [3] Он бродил по нескольким городам йоруба, включая Ибадан. [3] После смерти своего друга Лаканле, военного генерала Ибадана, он стал бездомным. [3] [4] Затем он вернулся в Иджае, где был убит по настоянию Курунми. [3] [4]
Курунми прогнала из Иджае нескольких военачальников, которым пришлось перебраться примерно на двенадцать миль в другую деревню под названием Акесе. Благодаря военной мощи под руководством Курунми и легкому доступу к торговле и сельскохозяйственной продукции Иджае смог быстро расшириться и привлечь множество беженцев. [5] Иджае стал городом-государством, сравнимым с Ибаданом и Абеокутой. [5] Курунми в рамках своих заговоров начал формировать союзы с другими военными державами, такими как Ибадан, возглавляемый военным генералом Олуйоле . [5] Он возглавил несколько совместных экспедиций с Олуйоле из Ибадана, и оба были особенно близкими друзьями и современниками. [5] Несколько случаев касались Ибадана в войне в Гбанаму против вождя Мэйе, изгнанного из Ибадана, и его союзной армии. [5] Кроме того, во время Онидисской войны Курунми просила и получила помощь от Ибадана. [5] Война возникла, когда Курунми завидовала растущей популярности города. [5] Между 1835 и 1836 годами Курунми и его воины были частью последней военной коалиции йоруба в неудавшейся войне Эледуве с целью вернуть Илорин от гегемонии Фулани. [5] [2]
До войны в Иджае
[ редактировать ]В 1837 году новым королем Ойо стал Атиба Атобателе , хотя старый Ойо был уничтожен армией Фулани Илорина. [6] Он назначил Курунми из Иджае Аре-она-Каканфо или генералиссимусом всех воинов йоруба. [6] Он будет управлять и защищать йоруба на западе. [6] Олуйоле из Ибадана был назначен башоруном или премьер-министром. [6] Он будет управлять и защищать йоруба на севере и северо-востоке. [6] В 1847 году умер Олуйоле из Ибадана. [6] При его жизни и руководстве Ибаданом отношения с Курунми из Иджае были в основном сердечными и уважительными. [6] Но именно в то время Ибадан вырос и стал военной силой. [6] Оно подчинило себе многие города и деревни; поставил мат фулани Илорина во время войны Осогбо. [6] Руководство Ибадана стало враждебно настроено по отношению к Курунми из Иджае. [6] В 1859 году умер Атиба Атобателе, алаафин Ойо, и его наследником стал его сын Аделу. [6] В то время как установление Аделу было поддержано Ибаданом и многими королевствами йоруба на основе новой социальной реформы, одобренной Атибой Атобателе перед его смертью, Курунми из Иджае хотел сохранить статус-кво, обычаи, которые предусматривали, что Аделу должен был умереть вместе со своим отцом. . [6] Поэтому Курунми отказался признать руководство короля Аделу. [6]
Иджае война
[ редактировать ]1860 -1862
[ редактировать ]превратил Иджае в процветающую военную базу, сравнимую с Абеокутой и Ибаданом. К 1860 году Курунми [7] В то время как Курунми стал ветераном сменилось несколько лидеров нескольких войн и старшим государственным деятелем, у Ибадана после смерти Олуйоле . [7] К 1860 году вождь Олугбоде стал Баале Ибадана (что означает господин или владелец земли). [7] Среди его военачальников были Ибикунле, Балогун (или военный генерал); Огунмола, Отун (что означает Правая рука). [7] Война Иджае с Ибаданом была вызвана; Попытки Ибадана стать единоличной властью в Йорубаленде; Король Аделу укрепит свое правление в Ойо. [7] Возможность столкновения с Иджае возникла из-за одного случая. [7] Некая Абу, богатая женщина из Иджаны, города под Иджае, умерла без завещания. [7] Ее собственность должна была вернуться алаафинам Ойо. [7] Когда король Аделу отправил гонцов, чтобы перевезти ее имущество в Ойо, военные мальчики Курунми напали на посланников и взяли их в плен. [7] Все попытки короля Аделу договориться мирным путем были отвергнуты Курунми. [7] Поэтому Алаафин приказал Ибадану объявить войну Курунми из Иджае. [8]
10 апреля 1860 года на заседании совета Ибадана Балогун Ибикунле военный генерал поднял знамя войны против Иджае. [8] В отличие от Ибадана с молодыми воинами и современным оружием, Курунми из Иджае была старым деспотическим лидером. [8] Он казнил нескольких храбрых воинов Иджае и запретил вождям приобретать боеприпасы, чтобы обеспечить свое непрерывное правление. [8] Неудивительно, что его воинам пришлось сражаться с луками и стрелами. Иджае получила поддержку от таких городов, как Эгба, Илорин и Иджебу, которые видели в Ибадане главную угрозу и общего врага, учитывая ее победы над Иджеса , Экити , Акоко и Игбомина странами . Война в Иджае длилась два года. Ибадан и его союзники победили Иджае и разрушили город. В отместку Эгба и Иджебу напали на Ремо и взяли его; Иджебу взял Иперу, а Эгба захватил Макуна. Это фактически закрыло два основных торговых пути к побережью Ибадана.
В атаке, возглавляемой Огунмолой, Отуном или правой рукой Ибадана, и Ивавуном, чтобы перекрыть поставки продовольствия в Иджае через Оке-Огун . города [7] Пятеро сыновей Курунми, в том числе Араволе, его старший выживший ребенок, были пойманы и убиты. [7] Смерть детей Курунми нанесла для него сильный удар. [7] Он умер в июне 1861 года. [7] Он был похоронен в секретном месте Абогунрином, главой своих рабов, вместе с двумя рабами, которые вырыли ему могилу. [7] Когда позже было обнаружено его захоронение, его голова была отрезана и доставлена алаафинам Ойо, как того требовал обычай обладателей звания Ареона-каканфо или генералиссимуса. [7] Абогунрин взял на себя управление городом Иджае. [7] Все сокровища и имущество Курунми, включая военное оружие, перешли к Абогунрину. [7] Он принимал все гражданские и военные решения. [7] 17 марта 1862 года Иджае, город с богатым сельским хозяйством, полный храбрых и трудолюбивых людей, но находившийся под диктатурой, пал в руки армии Ибадана. [7] Абогунрин и другие вожди бежали в Абеокуту, где им были выделены участки земли для строительства палаток и домов и восстановления своего положения. [7] Они назвали его Аго Иджайе. [7]
Интеграция в новые общества
[ редактировать ]Жестокая война Иджайе была вызвана массовым разрушением сельскохозяйственных угодий , людей и имущества, а также голодом, вызванным снятием осады города. [9] Ибаданские военные перенесли свою постоянную базу в лагерь Алабата, который позже превратился в деревню. [9] Несколько граждан Иджае мигрировали в большие города Ибадан , Абеокута , Ойо , Лагос и многие другие близлежащие города. [9] Многие мигранты из Иджае, прибывшие в Ибадан, приехали, чтобы присоединиться к своим родственникам. [9] Некоторые пришли в плен и работали на фермах Ибадана, либо пошли в армию и участвовали в экспедициях. [9] Некоторые купили сельскохозяйственные земли, но обложили их чрезмерным налогом. [9] Беженцы Иджае в Абеокуте пришли встретиться с теми, кто был перемещен Курунми в 1833 году. [9] Они поселились в местах под названием Иджайе Кукуди и Иджайе Обиринти. [9] Новые беженцы поселились в достопримечательностях Сокену, где они получили защиту через христианские миссии в Абеокуте . [9] Деревня под названием Иджайе-Оджутайе была основана как поселение для мигрантов из Иджайе в Ойо; в то время как те, кто переехал в отдаленное место в Лагосе, поселились в основном в Абуле-Иджае в районе Агеге. [9]
1870 - 1895
[ редактировать ]В 1870-х годах родственники Курунми, находившиеся в Абеокуте, сформировали общество Иль Аре и еще одно общество Эгбе Агба Иджайе. [10] Основной целью было восстановление и переселение обратно на свою землю. [10] К 1893 году их воодушевил тот факт, что Ибадан теперь находился под колониальным правлением; и потребность в те дни в более крупных сельскохозяйственных угодьях для выращивания товарных культур какао, хлопка и каучука со стороны британцев. [10] В 1895 году была основана компания Orile Ijaye. [10] Первые поселенцы смогли приобрести огромные земли для выращивания какао, а позже сдали их в аренду тем, кто прибыл позже. [10] В недавно созданном Ориле Иджае отношения Курунми были отвергнуты для руководства их монархически-республиканской системой, и они получили поддержку от Ибадана, которому пришлось навязать, человека по имени Олания. [10] Когда Олания был свергнут, его заменил другой человек, Фаджинми. [10] Но в отличие от процветающего города-города Иджае, разрушенного войной, Ориле-Иджайе был и с тех пор остается маленькой деревней, находящейся под влиянием Ибадана. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала Британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 219–220. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с Право, РСС (1970). «ХРОНОЛОГИЯ ВОЙН ЙОРУБА НАЧАЛА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА: ПЕРЕСМОТРЕТЬ» . Журнал Исторического общества Нигерии . 5 (2): 211–222. ISSN 0018-2540 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Акинтойе, SA (2010). История народа йоруба Дакар, Сенегал: Издательство Amalion. стр. 100-1 293–294. ISBN 978-2-35926-005-2 . OCLC 609888714 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала Британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 236–237. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 238, 241–242. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 280–282, 331–336. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба с древнейших времен до начала британского протектората . Великобритания: Лоу и Брайдон. стр. 310, 331–336. ISBN 9781642275308 .
- ^ Jump up to: а б с д Хиндерер, Анна (2016). Семнадцать лет в стране йоруба. Мемориалы Анны Хиндерер . США: Creative Media Partners LLC. стр. 210–212, 218. ISBN. 9781371184346 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фалола, Тойин (1 января 1987 г.). «Иджайе в диаспоре, 1862-1895: проблемы интеграции и расселения» . Журнал азиатских и африканских исследований . 22 (1–2): 67–79. дои : 10.1163/156852187X00052 . ISSN 1568-5217 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фалола, Тойин (1 января 1987 г.). «Иджайе в диаспоре, 1862-1895: проблемы интеграции и расселения» . Журнал азиатских и африканских исследований . 22 (1–2): 67–79. дои : 10.1163/156852187X00052 . ISSN 1568-5217 .