Это Империя
Это Империя Королевство Ойо ( Йоруба ) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1300 –1896 гг. [ нужна ссылка ] | |||||||||||
Статус | Империя | ||||||||||
Капитал |
| ||||||||||
Общие языки | Йоруба | ||||||||||
Религия | Религия йоруба , ислам , христианство | ||||||||||
Правительство | Выборная монархия | ||||||||||
Алаафин | |||||||||||
• в. 1300 | Оранмиян | ||||||||||
• ????–1896 | Адейеми и Аловолоду | ||||||||||
Законодательная власть | Ойо Меси и Огбони | ||||||||||
Область | |||||||||||
1680 [1] | 150 000 км 2 (58 000 квадратных миль) | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Йорубаленд · Нигерия · Бенин |
Дом Ораняна | |
---|---|
Нигерийская королевская династия | |
Родительский дом | Черный |
Текущий регион | Йорубаленд |
Основан | в. 13 век |
Основатель | Оранян |
Текущий руководитель | Междуцарствие |
Титулы | |
Стиль(ы) | Привет Величество Императорское Высочество |
Члены | |
Сплоченные семьи | королевская семья Ифе Королевская семья Бини |
Традиции | Ифа христианство ислам |
Девиз | Вам не обязательно идти к Ойо, вы идете и называете его Алаафином ( Йоруба от Ойо, Потомки Алаафинов) |
Кадетские отделения |
Империя Ойо — империя йоруба в Западной Африке . Он располагался на территории современного южного Бенина и западной Нигерии (включая юго-западную зону и западную половину северо-центральной зоны). Империя выросла и стала крупнейшим государством, говорящим на языке йоруба, благодаря организационным и административным усилиям народа йоруба, торговле, а также военному использованию кавалерии . Империя Ойо была одним из наиболее политически важных государств Западной Африки с середины 17 до конца 18 века. [2] и господствовал не только над большинством других королевств Йорубаленда , но и над близлежащими африканскими государствами, особенно над Королевством Фон Дагомея в современной Республике Бенин на западе.
История [ править ]
Легенда происхождения [ править ]
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
Истоки Империи Ойо лежат с Ораньяном (также известным как Оранмиян), последним принцем Королевства йоруба Иле-Ифе ( Ифе ). Оранмиян договорился со своим братом о проведении карательного рейда на северных соседей за оскорбление их отца Одудувы , первого уни Ифе . По дороге на битву братья поссорились и войско разделилось. [3] Силы Оранмияна были слишком малы, чтобы провести успешную атаку, поэтому он бродил по южному берегу реки Нигер , пока не достиг Бусы. Там местный вождь развлекал его и подарил большой змее волшебный амулет, прикрепленный к ее горлу.
Вождь поручил Оранмияну следовать за змеей, пока она не остановится где-то на семь дней и не исчезнет в земле. Оранмиян последовал совету и основал Ойо там, где остановился змей. Сайт запомнился как Ajaka . Оранмиян сделал Ойо своим новым королевством и стал первым «оба» (что означает «король» или «правитель» на языке йоруба ) с титулом « Алаафин Ойо » (Алаафин означает «владелец дворца» на языке йоруба). Он оставил все свои сокровища в Ифе и позволил править там другому королю. [4]
Одно время Ойо-Иле находился в состоянии войны с бариба из Боргу, которые хотели подчинить себе новый город, тогда еще строившийся. Орангун Аджагунла из Илы, старший брат Оранмияна, ворвался со своими людьми, чтобы помочь. Вскоре после победы в войне у Оранмияна родился сын Аджувон Аджака от принцессы Тороси из Тапа ( Нупе ); намного позже от той же женщины родилась Арабамби. Считается, что имя «Санго» дал его дед по материнской линии или что он заимствовал его от местного имени бога грома. В любом случае, королевская семья была предана Духам Грома (Джакута) и Войны (Огун).
(13 век – 1535 Ранний период г. )
Основание Ойо считается 1300 годом, но это можно оценить только путем возврата к хронологии.
Оранмияну, первому оба (королю) Ойо, наследовал Оба Аджака, алаафин Ойо. Аджака был свергнут, потому что ему не хватало военных достоинств йоруба и он позволял своим заместителям слишком большую независимость. [5] Затем лидерство было передано брату Аджаки, Шанго , который позже был обожествлен как божество грома и молнии. Аджака была восстановлена после смерти Санго. Аджака вернулась на трон еще более воинственной. Его преемнику Кори удалось завоевать остальную часть того, что позже историки назовут метрополией Ойо. [4]
Ойо Иль [ править ]
Сердцем метрополии Ойо была его столица Ойо-Иле (также известная как Оя Катунга , Старый Ойо или Ойо-Оро ). [6] Двумя наиболее важными сооружениями в Ойо-Иле были «Афин», или дворец Оба, и его рынок. Дворец находился в центре города, недалеко от рынка Оба под названием «Оджа-Оба». Вокруг столицы была огромная земляная стена с 17 воротами. Важность двух больших построек (дворца и Оджа Оба) обозначала важность короля в Ойо.
Нупе Оккупация
К концу 14 века Ойо превратился в грозную внутреннюю державу. На протяжении более столетия штат йоруба расширялся за счет своих соседей. Во время правления Онигбоги Ойо потерпел военные поражения от Нупе во главе с Цоеде. [7] Где-то около 1535 года нупе оккупировали Ойо и заставили свою правящую династию укрыться в королевстве Боргу . [8] Нупе разграбили столицу, разрушив Ойо как региональную державу до начала 17 века. [9]
Императорский период (1608–1800) [ править ]
Йоруба из Ойо пережили 80-летнее междуцарствие в качестве изгнанной династии после своего поражения от Нупе. Они восстановили Ойо, сделав его более централизованным и экспансивным, чем когда-либо. Народ создал правительство, установившее свою власть на огромной территории. [8] В 17 веке Ойо начал длительный период роста, став крупной империей. [9] Ойо никогда не охватывал весь народ йоруба, но это было самое густонаселенное королевство в истории йоруба. [10]
Завоевание и расширение [ править ]
Ключом к восстановлению Ойо йоруба были более сильная армия и более централизованное правительство. Следуя примеру своих врагов Нупе (которых они называли «Тапа»), йоруба перевооружились доспехами и кавалерией. [8] Оба Офинран , алаафин Ойо, сумел вернуть себе первоначальную территорию Ойо у Нупе. [7] Была построена новая столица Ойо-Игбохо, а первоначальная стала известна как Старый Ойо. [7] Следующий оба, Эгугодзё , завоевал почти весь Йорубаленд. [7] После этого Оба Оромпото возглавил атаки с целью уничтожить Нупе, чтобы гарантировать, что они больше никогда не будут угрожать Ойо. [7] Во время правления Оба Аджибоеде он провел первый фестиваль Бере, мероприятие, посвященное празднованию мира в королевстве. Отмечаемый регулярно, он сохранял большое значение среди йоруба еще долгое время после падения Ойо. [7]
При его преемнике Абипе йоруба вновь заселили Ойо-Иле и восстановили первоначальную столицу. [7] Ойо пытался захватить и завоевать Бенинскую империю где-то между 1578 и 1608 годами, но потерпел неудачу, поскольку горы в Экити остановили продвижение кавалерийских частей для атаки на Бенин. Несколько городов Экити подпали под власть Ойо, а Отун Экити служил буферным независимым городом между Ойо и Бенином. [7] тем не менее, Ойо продолжал расширяться. Ойо предоставил автономию юго-востоку от столичного города Ойо, где районы, не относящиеся к йоруба, также могли выступать в качестве буфера между Ойо и Бенином. [11] К концу 16 века штаты Эве и Аджа современной Республики Бенин платили дань Ойо. [12]
Дагомейские войны Возродившаяся Империя Ойо начала набеги на юг еще в 1682 году. [13] К концу военной экспансии границы Ойо простираются до побережья, примерно в 100 километрах (62 мили) к юго-западу от его столицы. [14] До начала 18 века он не встречал серьезного сопротивления. В 1728 году империя Ойо вторглась в Королевство Дагомея в ходе крупной кампании, в которой доминировала ее кавалерия. [13] [15] С другой стороны, воины Дагомеи не имели кавалерии, но имели много огнестрельного оружия. Их выстрелы напугали кавалерийских лошадей Ойо и помешали им атаковать. [16] Армия Дагомеи также построила укрепления, такие как траншеи, что фактически сделало бесполезным использование кавалерии. [17] Битва длилась четыре дня, но после прибытия подкрепления ойо в конечном итоге одержали победу. [17] Дагомея была вынуждена платить дань Ойо. Ойо вторгались в Дагомею 11 раз, прежде чем окончательно подчинили себе королевство в 1748 году. [18]
Позднее завоевание Благодаря своей кавалерии Ойо действовал на больших расстояниях. Армия Ойо смогла атаковать оборонительные укрепления, но снабжать армию было труднее, и они отступили, когда запасы закончились. [19] Ойо не использовало оружие в своих крупных завоеваниях. Военные ждали их принятия на вооружение до XIX века. [19] В 1764 году состоялась совместная сделка Акьем -Дагомея-Ойо. [20] силы разгромили вторгшуюся армию Ашанти . [13] Победа альянса определила границы между соседними государствами. [13] Ойо возглавил успешную кампанию на территории Махи к северу от Дагомеи в конце 18 века. [13] Йоруба также использовали силы своих данников, например, они осуществили морскую блокаду Бадагри в 1784 году силами Ойо-Дагомеи-Лагоса. [21]
Организация [ править ]
Вначале люди были сосредоточены в столичном Ойо. С имперской экспансией Ойо реорганизовался, чтобы лучше управлять своими обширными владениями внутри и за пределами Йорубаленда. Она была разделена на четыре слоя, определяемых по отношению к ядру империи. [22] Этими слоями были Метрополитен Ойо, южный Йорубаленд, Коридор Эгбадо и Аджаланд.
Метрополитен Ойо Митрополит Ойо более или менее соответствовал штату Ойо до вторжения Нупе. [22] Это был центр империи, где йоруба говорили на диалекте ойо. [11] Митрополит Ойо был разделен на шесть провинций: три на западном берегу реки Огун и три на восточном берегу реки. [11] Каждой провинцией руководил губернатор, назначаемый непосредственно алаафинами Ойо. [23]
Йорубаленд Второй слой империи составили ближайшие к Ойо-Иле города, признанные братьями. [22] Этот район находился к югу от столичного города Ойо, и его жители йоруба говорили на диалектах, отличных от диалекта Ойо. [11] Эти подчиненные государства возглавлялись собственными правителями по имени Обас. [23] которые были подтверждены алаафинами Ойо. [23]
Коридор Эгбадо Третьим слоем империи был коридор Эгбадо к юго-западу от Йорубаленда. Эта область была населена Эгба и Эгбадо и гарантировала торговлю Ойо с побережьем. Притокам Эгба и Эгбадо было разрешено, как и их коллегам из Йоруба, управлять собой. Однако ими руководил Ажеле. [22] Это были агенты, назначенные алаафинами Ойо для наблюдения за его интересами и торговлей. Главным представителем Ойо в коридоре был Олу, правитель города Иларо. [14]
Аджаланд Аджаланд был последним слоем, добавленным к империи. Оно было самым норовистым и далеким и держалось в согласии с угрозами экспедиций против него. [22] Эта территория простиралась от территорий, не принадлежащих йоруба, к западу от коридора Эгбадо далеко до контролируемой эве территории в современном Того . [11] Этой территории, как и всем подчиненным государствам, была предоставлена достаточная степень автономии при условии уплаты налогов, строгого выполнения приказов Ойо и предоставления торговцам Ойо доступа к местным рынкам. [12] Ойо часто требовали дань с рабов. Вожди-данники других королевств иногда вели войну с другими, чтобы захватить для этой цели рабов. [24] Ойо был известен тем, что наказывал неповиновение массовыми убийствами заблудшего сообщества, как это произошло в Алладе в 1698 году. [12]
Политическая структура [ править ]
Империя Ойо разработала весьма сложную политическую структуру для управления своими территориальными владениями. Ученые не определили, какая часть этой структуры существовала до вторжения Нупе. Вернувшись из ссылки в начале 17 века, Ойо приобрел заметно более воинственный характер. Влияние агрессивной культуры йоруба иллюстрируется стандартами, возложенными на Оба (короля) иРоли его совета.
Алаафины Ойо
Оба (что на языке йоруба означает «король») в Ойо, которого называли алаафином Ойо (алаафин означает «владелец дворца» на языке йоруба), был главой империи и верховным повелителем народа. [25] Он отвечал за защиту данников от нападений, урегулирование внутренних ссор между субправителями и посредничество между этими субправителями и их народом. [25] Ожидалось, что алаафин Ойо также окажет своим подчиненным почести и подарки. [25] В свою очередь, все субправители должны были отдать дань уважения Оба и подтвердить свою верность на ежегодных церемониях. [23] Самым важным из них был фестиваль Бере, отмечавший провозглашение успешного правления алаафинов. [23] После фестиваля Бере мир в Йорубаленде должен был продлиться три года. [23] От короля нельзя было избавиться, но его можно было заставить покончить жизнь самоубийством, если он больше не был нужен. Это было сделано путем отправки Башоруна (премьер-министра) преподнести ему либо пустой калебас , либо блюдо с яйцами попугая и вынести приговор об отказе, известный как Авон Эниян Ку (т. е. люди отвергают вас, мир отвергает вас). и боги отвергают и тебя). Согласно традиции, после этого алаафины должны были совершить ритуальное самоубийство . [26]
Башорун [ править ]
Басорун был ключевым политическим офисом в Ойо (часто сравниваемым с ролью премьер-министра и канцлера королевства) в 16-18 веках, контролируемым семьями Ибариба. Выступая в качестве главы семи высокопоставленных некоролевских лордов в совете Ойо Меси, Башорун играл решающую роль в консультировании короля и представлении некоролевских интересов. Их власть была значительной, особенно при выборе нового короля. С 1570 по 1750 год несколько басорунов имели происхождение из Ибариба или не-Йоруба, например Басорун Магаджи, Воруда, Бири, Ямба, Джамбу и Гаа.
Обязанности Башоруна были тесно связаны с войной и ведением военных кампаний на благо государства. Их позиция была второй после алаафинов. [27]
Выбор Алаафина [ править ]
Империя Ойо не была ни чисто наследственной монархией, ни абсолютной. [25] Ойо Меси выбрали Алаафинов. Он не всегда был близким родственником своего предшественника, хотя должен был происходить от Оранмияна , сына Одудувы , и родом из прихода Она Исокун (который является одним из трех королевских приходов). [25] В начале Империи Ойо старший сын Алаафинов обычно наследовал трон своему отцу. Иногда это приводило к тому, что наследный принц , известный как Аремо, ускорял смерть своего отца. Чтобы предотвратить это явление, стало традицией заставлять наследного принца совершить ритуальное самоубийство после смерти его отца. Независимо от преемственности, Аремо сам по себе был весьма могущественным. Например, по обычаю алаафины воздерживались от выхода из дворца, за исключением важных праздников, которые на практике ограничивали его власть. Напротив, Аремо часто покидали дворец. Это побудило известного историка С. Джонсона заметить: «Отец - король дворца, а сын - король для широкой публики». [28] Два совета, которые сдерживали Алаафинов, имели тенденцию выбирать слабых Алаафинов после правления сильного, чтобы не допустить, чтобы эта должность стала слишком могущественной. [29]
Илари [ править ]
Алаафины Ойо назначали определенных религиозных и правительственных чиновников, которые обычно были евнухами . [30] Эти чиновники были известны как илари или полуголовы из-за обычая брить половину головы и наносить на нее то, что считалось магическим веществом. [31] Сотни илари были поровну разделены между полами. [31] Младшие члены Илари выполняли черную работу, а старшие выступали в роли охранников, а иногда и посланников в потусторонний мир посредством жертвоприношений. [31] Их титулы, связанные с королем, такие как оба л'олу («король верховный») или мадарикан («не противодействуйте ему»). [31] Они несли красные и зеленые веера как подтверждение своего статуса. [31]
Во всех подсудах Ойо были Илари, которые действовали как шпионы, так и сборщики налогов. [23] Ойо назначал их посещать, а иногда и проживать в Дагомее и коридоре Эгбадо, чтобы собирать налоги и шпионить за военными успехами Дагомеи, чтобы алаафины Ойо могли получить свою долю. [32]
Советы [ править ]
Хотя алаафин Ойо был верховным повелителем народа, его власть не обошлась без ограничений. Ойо Меси и культ Земли йоруба, известный как Огбони, держали власть Оба под контролем. [30] Ойо Меси выступали от имени политиков, а Огбони говорили от имени людей, и их поддерживала сила религии. [29] Власть алаафинов Ойо над Ойо Меси и Огбони зависела от его личного характера и политической проницательности.
Это Мессия
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2012 г. ) |
Ойо Меси были семью главными советниками штата. Они составляли Избирательный совет и обладали законодательными полномочиями. Возглавляемые Башоруном, исполнявшим обязанности премьер-министра, и состоящие из агбаакин, саму, алапини, лагуна, акинику и ашипа, они представляли голос нации и несли главную ответственность за защиту интересов народа. империя. Алаафины должны были консультироваться с ними всякий раз, когда возникало какое-либо важное дело, затрагивающее государство. [33] Каждый вождь имел государственную обязанность выполнять при дворе каждое утро и день. У каждого также был заместитель, которого они отправляли к Алаафинам, если их отсутствие было неизбежным. Ойо Меси возник как сдерживающий фактор власти алаафинов, не позволяющий алаафинам быть автократами ; они вынудили многих алаафинов покончить жизнь самоубийством в 17 и 18 веках. [33]
Глава совета Ойо Меси, Башорун, перед царской преемственностью посоветовался с оракулом Ифа за одобрением богов. Таким образом, новые алаафины Ойо считались назначенными богами. Их считали Экеджи Ориса, что означает «наместники богов». Последнее слово при назначении нового Алаафина оставалось за Башоруном, его власть могла соперничать с властью самого короля. Например, Башорун организовал множество религиозных праздников; он делал это в дополнение к тому, что был главнокомандующим армией, что давало ему значительный независимый религиозный авторитет.
Главной обязанностью Башоруна был важнейший праздник Орун. Это религиозное гадание, проводимое каждый год, должно было определить, пользуются ли члены Меси по-прежнему благосклонностью алаафинов. Если совет принимал решение о неодобрении алаафина, башорун преподносил алаафину пустой калабас или яйца попугая в знак того, что он должен покончить жизнь самоубийством. Это был единственный способ свергнуть Алаафина, поскольку его нельзя было свергнуть по закону. Получив калабаш или яйца попугая, Алаафин, его старший сын Аремо и его личный советник в Ойо Меси, Асаму, [33] всем пришлось покончить жизнь самоубийством, чтобы обновить правительство. Церемония самоубийства произошла во время фестиваля Орун.
Огбони [ править ]
Ойо Меси также не обладал абсолютной властью. В то время как Ойо Меси обладали политическим влиянием, Огбони представляли общественное мнение, подкрепленное авторитетом религии, и поэтому взгляды Ойо Меси могли модерироваться Огбони. Власть Алаафинов и Ойо Меси существовала сдержек и противовесов, и поэтому никто не мог присвоить себе абсолютную власть. Огбони было очень могущественным тайным обществом, состоящим из свободных аристократов, известных своим возрастом, мудростью и важностью в религиозных и политических делах. [30] Его члены пользовались огромной властью над простыми людьми благодаря своему религиозному положению. Свидетельством того, насколько широко был распространен этот институт, является тот факт, что советы Огбони существовали (и существуют до сих пор) почти во всех подсудах Йорубаленда. [30] Помимо своих обязанностей в отношении поклонения земле, они отвечали за судебное разбирательство любого дела, связанного с пролитием крови. [30] Лидер Огбони, Олуво, имел безоговорочное право прямого доступа к алаафинам Ойо по любому вопросу. [30]
Военный [ править ]
В армии Империи Ойо был высокий уровень профессионализма. [34] Его военный успех во многом был обусловлен кавалерией, а также лидерством и храбростью офицеров и воинов Ойо. [34] Поскольку его основной географический центр находился к северу от леса, Ойо наслаждался более легким сельским хозяйством и, следовательно, устойчивым ростом населения. [34] Это способствовало способности Ойо постоянно выставлять на вооружение большие силы. В Ойо также существовала укоренившаяся военная культура, где победа была обязательной, а поражение влекло за собой самоубийство. [29] Эта политика «сделай или умри», несомненно, способствовала военной агрессивности генералов Ойо. [29]
Кавалерия [ править ]
Империя Ойо была одним из немногих штатов йоруба, принявших на вооружение кавалерию ; он сделал это потому, что большая часть его территории находилась в северной саванне . [15] Происхождение кавалерии неясно; однако нупе , боргу и хауса на соседних территориях также использовали конницу и, возможно, имели тот же исторический источник. [35] Ойо смог закупать лошадей с севера и содержать их в столичном Ойо из-за частичной свободы от мухи цеце . [36] Кавалерия была длинной рукой Империи Ойо. Экспедиции конца 16 и 17 веков полностью состояли из кавалерии. [15] В этом были свои недостатки. Ойо не мог содержать свою кавалерийскую армию на юге, но мог совершать набеги по своему желанию. [13] [37]
Конница в высокоразвитых обществах, таких как Ойо, делилась на легкую и тяжелую. [15] Тяжелая кавалерия на более крупных импортных лошадях была вооружена луками и стрелами . [15] Легкая кавалерия на небольших местных пони была вооружена дубинками. [38] Кольчужные доспехи были импортированы в Йорубаленд с севера и, возможно, их носили кавалеристы Ойо. [35]
Пехота [ править ]
Пехота в регионе вокруг Империи Ойо была одинаковой как по доспехам, так и по вооружению. Вся пехота в регионе имела щиты, мечи и копья того или иного типа. [13] Щиты были четырех футов высотой и двух футов шириной и делались из шкуры слона или быка. [39] Тяжелый меч длиной 3 фута (0,91 м) был основным вооружением ближнего боя. [39] Йоруба и их соседи использовали дротики с тройными зазубринами, которые можно было метко метать примерно с 30 шагов. [13]
Структура [ править ]
Империя Ойо, как и многие другие империи до нее, использовала как местные силы, так и силы-данники для расширения своих владений. Структура вооруженных сил Ойо до имперского периода была простой и ближе к центральному правительству метрополии Ойо. Этого могло быть достаточно в 14 веке, когда Ойо контролировал только свою центральную часть, но для того, чтобы осуществлять и поддерживать завоевания дальше, структура претерпела несколько изменений.
Эсо [ править ]
Ойо содержал полупостоянную армию специалистов-кавалеристов, называемую Эсо , Эсё или, формально, Эсо Икойи . [40] Это были 70 младших военачальников, которые были назначены Ойо Меси и утверждены Алаафинами Ойо. [40] Эсо были назначены за свои военные навыки независимо от происхождения, хотя де-факто также было известно о существовании династий Эсо. Эсо возглавлял Ааре-Она-Каканфо. [29] и были известны тем, что жили по воинскому кодексу , сравнимому с латинским dictum infra dignitatem .
Ааре Она Каканфо [ править ]
После возвращения Ойо из ссылки был учрежден пост верховного военачальника Ааре-Она-Каканфо. [41] От него требовалось жить в приграничной провинции, имеющей большое значение, чтобы следить за врагом и не давать ему узурпировать трон. [29] В период правления Ойо Ааре-Она-Каканфо лично командовал полевой армией во всех кампаниях. [29]
Столичная армия [ править ]
Поскольку Ааре-Она-Каканфо не могли проживать вблизи столицы, необходимо было принять меры для защиты последней в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Силами внутри метрополии Ойо командовал Башорун, ведущий член Ойо Меси. [41] Как говорилось ранее, митрополит Ойо был разделен на шесть провинций, равномерно разделенных рекой. Таким образом, силы провинции были сгруппированы в две армии под командованием Оникойи и Окере на восточном и западном берегу реки соответственно. [41] Меньшие военные вожди были известны как Балогун, титул, который носили солдаты государства-преемника Ойо, Ибадана . [42]
Трибьютная армия [ править ]
Лидеры данников и губернаторы провинций отвечали за сбор дани и предоставление войск под местным командованием в имперскую армию в чрезвычайных ситуациях. [11] Иногда лидерам-данникам приказывали атаковать соседей даже без поддержки основной имперской армии. [11] Эти силы часто использовались в отдаленных кампаниях Ойо на побережье или против других штатов.
Культура [ править ]
Коммерция [ править ]
Ойо стал южным центром транссахарской торговли. Обмен производился на соль, кожу, лошадей, орехи кола , слоновую кость , ткани и рабов. [36] Йоруба столичного города Ойо также обладали высокими навыками ремесла и работы с железом. [36] Помимо налогов на торговые продукты, ввозимые и вывозимые из империи, Ойо также разбогател за счет налогов, взимаемых с ее притоков. Налоги только в королевстве Дагомея приносили сумму, оцениваемую в 14 миллионов долларов США в год. [34] В доколониальные времена Эсусу представляло собой разновидность вращающейся сберегательной и кредитной ассоциации среди йоруба. Зарегистрировано, что Эсусу практиковалось в Ойо во время правления Алаафина Абиодуна в 18 веке. [43]
Архитектура [ править ]
Архитектура Империи Ойо представляла собой сложную застроенную среду. Элитные резиденции Ойо-Иле отличались самобытным архитектурным стилем, подчеркнутым замысловатыми скульптурами, символизировавшими статус жителей. Скульпторы украшали дома и комплексы тонко резными деревянными столбами и барельефами на дверях, часто изображая повествования о важных событиях, утверждая власть и увековечивая переживания жителей. Однако самые сложные и сложные архитектурные произведения предназначались для храмов, посвященных божествам. Исключительный пример – храм Санго. Сооружение, идеально квадратное и имеющее примерно двадцать ярдов с каждой стороны, имело полированные полы и стены, окрашенные в темно-красный цвет. Хью Клэппертон назвал его «самым большим и причудливо украшенным из всех подобных во внутренних районах Африки». [27]
В прилегающих провинциях Империи Ойо были установлены меньшие копии архитектурного искусства, посвященного Санго. Например, храм в Иларо описывался как «большое квадратное здание», поддерживаемое круглыми колоннами, против которых были установлены скульптуры мужчин, некоторые из которых были вооружены мечом и щитом, а другие — с пистолетами». заявив, что некоторые из их скульптурных творений по изысканности могли конкурировать с теми, которые он видел в Европе. [27]
Опорные колонны дворца Ойо были сделаны из латуни и имели высоту около 2 метров. Говорят, что в период своего расцвета крыша дворца Ойо поддерживалась примерно 100 медными колоннами в длинном коридоре до того, как дворец был захвачен и разграблен эмиратом Илорин в 19 веке. Утверждается, что они были впервые возведены во время правления Алаафина Аганджу примерно в 15 веке, хотя некоторые источники утверждают, что они были отлиты между 1750 и 1780 годами. [44]
Двери также были искусно отлиты и изготовлены из ойо. Большая железная дверь, украденная в Ойо, была сохранена и передана от эмиров, а алаафин XVIII века, как говорят, «сделал семь серебряных дверей для семи входов в свою спальню».
Керамические тротуары в Старом Ойо датируются 13-14 веками. [45]
в Ойо разнообразие Этническое
После кризиса в Нупе население Ойо стало более разнообразным. Элементы йоруба оставались доминирующим населением в реконструированной империи. Следующими за ними по влиянию были ибариба, а к этой многоэтнической нации присоединились элементы Нупе, Сонгай и Мосси. Наличие шрамов на лице Ибариба, Сонгай и Мосси среди населения Ойо является свидетельством этой многоэтнической и мультикультурной интеграции в формировании идентичности Ойо после 1570 года. [27]
Зенит [ править ]
К 1680 году империя Ойо охватывала территорию более 150 000 квадратных километров. [1] Пика своего могущества он достиг в 18 веке. [12] Несмотря на насильственное создание, его скрепляли взаимные интересы. [25] Правительство смогло обеспечить единство огромной территории за счет сочетания местной автономии и имперской власти. [34]
В отличие от великих империй саванны, преемницей которых Ойо нельзя назвать, поскольку она была преемницей Ифе, исламское влияние в империи было незначительным или вообще каким-либо. [22] Известно, что как минимум несколько мусульманских чиновников содержались в Метрополитене Ойо. [46] о людях, способных писать и считать по -арабски . В 1787 году французские торговцы сообщили [46] К 19 веку мусульманские общины существовали в нескольких городах по всей империи. [47]
Отклонить [ править ]
Многие полагают, что упадок империи Ойо начался еще в 1754 году с династических интриг и дворцовых переворотов, спонсируемых премьер-министром Ойо Гаха . Гаха , в своем стремлении к абсолютной власти, вступил в сговор с Ойо Меси и, вероятно, в некоторой степени с Огбони, чтобы заставить четырех последовательных алаафинов совершить ритуальное самоубийство после того, как им подарили символические яйца попугая. Только с июня по октябрь 1754 года Гаха заставил двух алаафинов покончить жизнь самоубийством. [48] Из-за этого Алаафин Авонбиоджу провел на троне 130 дней, а Алаафин Лабиси - всего 17 дней. Предательство Гахи не закончилось до 1774 года, во время правления алаафина Абиодуна, пятого алаафина, которому он служил. Впоследствии Гаха был казнен Абиодуном, но нестабильность, вызванная этими интригами, еще больше ослабила Ойо.
Алаафин Абиодун во время своего правления также провел неудачную кампанию против Боргу в 1783 году. [49] и Нупе в 1789 году, [50] потеряв эквивалент 11 и 13 генералов и их людей соответственно. Впоследствии Абиодун был убит своим собственным сыном Аволе, который впоследствии взошел на трон своего отца.
События, которые привели к отделению Илорина, начались в 1793 году. Илорин представлял собой военный лагерь, возглавляемый Ааре-Она Каканфо Афонья . Афонья встал на сторону Аволе, когда последний приказал ему атаковать материнский дом Алаафина Абиодуна, Ивере-Иле. Афонья, связанный клятвой, а также желавший не подпасть под проклятие предыдущего Алаафина, гласившее, что любой Ааре Она Каканфо, напавший на Ивере-Иле (дом его отца), должен был умереть несчастной смертью, отказался подчиниться. Еще одна причина была указана в 1795 году, когда Аволе приказал Афонье атаковать торговый город Апому , часть Иль-Ифе. Все алаафины, из-за веры йоруба в то, что Ифе был духовным домом йоруба, ранее были вынуждены дать клятву никогда не нападать на Ифе. [51] Афонья выполнил приказ Аволе и уволил Апому, но по возвращении армии из кампании он двинулся на столицу Ойо-Иле (которая сама по себе была табу) и потребовал, чтобы Аволе отрекся от престола. [52] В конце концов Аволе совершил ритуальное самоубийство. [51]
После смерти Аволе за трон развернулась борьба многочисленных претендентов; Сообщалось, что некоторые провели на троне менее шести месяцев; был также период междуцарствия, длившийся почти двадцать лет, когда различные фракции не могли договориться о кандидате. [51] Этот вакуум власти привел к возвышению таких могущественных военных и региональных командиров, как Адегун, Оникойи и Солагберу, Отун Аре-Она Каканфо. Шеху Алими, вождь фулани , который был лидером растущего мусульманского населения в Ойо, также пришел к власти в это время. Эти новые элементы потеряли уважение к офису Алаафинов из-за различных политических разногласий и отсутствия центральной власти в то время; эта ситуация в конечном итоге привела к тому, что Афонджа отделил Илорин от Ойо в 1817 году с помощью мусульман Ойо. В 1823 году, после того как Афонджа был убит своими бывшими союзниками Шеху Алими и Солагберу (который сам позже был убит сыном Алими), Илорин стал частью Халифата Сокото. [53] К тому времени, когда капитан Хью Клэппертон посетил Ойо-Иле в 1825 году во время правления Алаафина Маджоту, империя уже находилась в состоянии упадка. Группа Клэппертона зафиксировала прохождение многочисленных деревень Ойо, сожженных фулани Илорина, в то время как Маджоту также обратился за помощью к английскому королю и Оба Бенина в подавлении восстания Илорина. Клэппертон также заметил нехватку лошадей, хотя Ойо были известны как мощный кавалерийский отряд; это могло быть как-то связано с тем фактом, что большая часть солдат империи и, следовательно, кавалерии находилась в Илорине под командованием Афонджи (а позже и преемников Алими). [53]
Затем Илорин осадил Оффу и начал совершать набеги, сжигать и грабить деревни в Ойо, в конечном итоге разрушив столицу Ойо-Иле в 1835 году. [51]
коридора Эгбадо Потеря
Когда Ойо развалился на части из-за политических интриг, его вассалы начали использовать ситуацию в своих интересах, чтобы добиться независимости. Эгба под предводительством военного вождя по имени Лишаби уничтожили илари, дислоцированных в их районе, и отогнали карательные силы Ойо. [11]
Дагомейское восстание [ править ]
Сообщалось, что в 1823 году Дагомея совершала набеги на деревни, находившиеся под защитой Ойо. огромную дань Ойо немедленно потребовал от короля Гезо за несанкционированное вторжение, на что Гезо отправил своего бразильского наместника Чача Франсиско Феликса де Соуза к алаафинам в Ойо, чтобы заключить мир. Мирные переговоры в конечном итоге сорвались, и впоследствии Ойо напал на Дагомею. [54] Армия Ойо потерпела решительное поражение, положив конец гегемонии Ойо над Дагомеей. [55] После обретения независимости Дагомея начала совершать набеги на коридор. [14]
Аго д'Ойо [ править ]
После разрушения Ойо-Иле столица была перенесена южнее, в Аго-д'Ойо. Оба Атиба стремился сохранить то, что осталось от Ойо, возложив на Ибадан обязанность защищать столицу от илоринцев на севере и северо-востоке. [56] Он также пытался заставить Иджае защитить Ойо с запада от дагомейцев. [56] Центр власти йоруба переместился дальше на юг, в Ибадан , военный лагерь йоруба, основанный командирами Ойо в 1830 году. [15]
Окончательная гибель [ править ]
Гамбит Атибы провалился, и Ойо так и не вернул себе известность в регионе. Оба, иначе называемый Атиба Атобателе , умер в 1859 году; Его первый сын Аделу Алао Агунлойе стал алаафином после него и правил с 1859 по 1876 год, за ним последовал его четвертый сын Аловолоду Адейеми I, третий алаафин, правивший в нынешнем Ойо, который также умер в 1905 году. Другими, кто правил после Адейеми I, были Лавани Агого иджа, Ладигболу I, Адейеми II, Гбадегесин и Ламиди Адейеми, умершие в 2022 году.
В колониальный период йоруба были одной из самых урбанизированных групп в Африке. Около 22% населения проживало на больших территориях с населением, превышающим 100 000 человек, а более 50% проживало в городах с населением 25 000 и более человек. Индекс урбанизации в 1950 году был близок к показателю США, за исключением Илорина. Йоруба сегодня продолжают оставаться самой урбанизированной африканской этнической группой. Выдающиеся современные города включают Ойо , Ибадан , Абеокута , Осогбо , Огбомосо и Иларо , которые являются одними из крупнейших городов, которые процветали после краха старого Ойо. [57] [58]
Остаток монархии продолжает существовать как одно из традиционных государств современной Нигерии.
- Ìbọ̀ ( узел Соломона ), квазигеральдический символ королевской семьи йоруба.
- узел Четверной Соломона .
См. также [ править ]
- Королевство Иджебу
- Королевство Ондо
- Империя Ифе
- Правители штата йоруба Ойо
- Африканская деревня Оётунджи
- История Нигерии
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торнтон 1998, с. 104.
- ^ Форд, 1967, с. 36
- ^ «Оранян» . Литкаф . 12 января 2016 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Страйд и Ифека 1971, с. 291
- ^ «Аяка» . Литкаф . 12 января 2016 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Годдард 1971, стр. 207–211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Страйд и Ифека с. 292
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оливер и Атмор 2001, с. 89.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торнтон 1999, с. 77.
- ^ Альперн 1998, с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Страйд и Ифека 1971, с. 296.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Страйд и Ифека 1971, с. 293.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Торнтон 1999, с. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит 1989, с. 122.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Смит 1989, с. 48.
- ^ Торнтон 1999, с. 82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торнтон 1999, с. 86.
- ^ Альперн 1998, с. 165.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торнтон 1999, с. 97.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 февраля 2007 года . Проверено 8 июля 2012 года .
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Торнтон 1999, с. 88.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Оливер и Атмор 2001, с. 95.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Страйд и Ифека 1971, с. 297.
- ^ Альперн 1998, с. 34: Амазонки Черной Спарты, 2-е издание: Женщины-воительницы Дагомеи Стэнли Б. Альперн
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Страйд и Ифека 1971, с. 298.
- ^ Фасанья, Акин (2004). «Документ без названия» . Техасский университет в Остине . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д меч, меч (2020). Йоруба: новая история Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253051509 .
- ^ Церковное миссионерское общество, G.31 A.2/1888-9, Письмо С. Джонсона преподобному Дж. Б. Вуду, 8 ноября 1887 г., цитируется Ло Р., Империя Ойо ок. 1600-ок. 1836 , с. 71 (1977)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Страйд и Ифека 1971, с. 300.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Страйд и Ифека 1971, с. 299.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Смит 1989, с. 12.
- ^ Смит 1989, с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Афолаян, Фунсо. (2000) «Королевства Западной Африки», Africa Vol. 1 изд. Тони Фалола, стр. 173.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Страйд и Ифека 1971, с. 301.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 1975 г., стр. 1–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Страйд и Ифека 1971, с. 302.
- ^ Почему нации терпят неудачу : истоки власти, процветания и бедности. п. 254. Аджемоглу, Дарон; Робинсон, Джеймс А. 2012. ISBN 9780307719218
- ^ Смит 1989, с. 50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торнтон 1999, с. 80.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 1989, с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит 1989, с. 53.
- ^ Смит 1989, с. 57.
- ^ Фалола, Тойин; Адебайо, Аканму Гафари (2000). Культура, политика и деньги среди йоруба . Издатели транзакций . стр. 132–135. ISBN 9781580462969 .
- ^ Мортон-Уильямс, Питер (1995). «Два медных столба йоруба» . Африканское искусство . 28 (3). Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: 60–61 +92. дои : 10.2307/3337272 . JSTOR 3337272 .
- ^ Фалола, Тойин; Дженнингс, Кристиан (2004). Источники и методы по истории Африки: устные, письменные, раскопанные . Университет Рочестера Пресс. п. 50. ISBN 9781580461405 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 1989, с. 20.
- ^ Солиху, Абдул Кабир Хусейн (2015). «Самый ранний перевод Корана йоруба: миссионерское взаимодействие с исламом в Йорубаленде» . Журнал коранических исследований . 17 (3): 10–37. дои : 10.3366/jqs.2015.0210 . ISSN 1465-3591 .
- ^ (PRO:T.70/1523). «Отрывок из письма У. Девейнса, губернатора английского форта в Уайде, 22 г.Октябрь 1754 г., цитируется в письме Т. Мелвила, Замок Кейп-Кост, 30 ноября 1754 г.». Государственный архив, Лондон.
- ^ (ПРО: Т.70/1545). «Письмо Лайонела Эбсона, губернатора английского форта Уайда, 26 сентября 1783 года» Государственный архив, Лондон
- ^ Далзель, Арчибальд. «История Дагомии, внутреннего королевства Африки», Лондон, 1793 г., стр. 229
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Акинджогбин, Адеагбо (1998). Война и мир в Йорубаленде 1793-1893 гг . Образовательные книги Heinemann (Нигерия). ISBN 9781294973 .
- ^ Боудич, Эдвард (1966). Миссия из замка Кейп-Кост в Ашанти (1819 г.) . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0714617946 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клэппертон, Хью (1829). Журнал второй экспедиции во внутренние районы Африки: от залива Бенин до Сокату .
- ^ ". Королевская газета Голд-Коста и коммерческий разведчик " Кейп-Кост, 1822–1823 гг.
- ^ Альперн 1998, с. 166.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 1989, с. 123.
- ^ Баском 1962, стр. 699-709.
- ^ Джонсон, Сэмюэл (1921). История йоруба: с древнейших времен до начала британского протектората . Лагос: Книжные магазины CMS (Нигерия). стр. 223–226.
Ссылки [ править ]
- Афолаян, Фунсо (2000). Фаллола, Тойин (ред.). Западноафриканские королевства: Бенин, Ойо и Асанте. Том. 2. Каролина Академик Пресс. п. 173. ИСБН 0-89089-768-9 .
- Альперн, Стэнли Б. (1998). Амазонки Черной Спарты: Женщины-воительницы Дагомеи . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-0678-9 .
- Боудич, Томас Эдвард (1819). Миссия из замка Кейп-Кост в Ашанти со статистическим отчетом об этом королевстве и географическими примечаниями о других частях внутренних районов Африки . Лондон: Дж. Мюррей.
- Баском, Уильям (август 1962 г.). «Некоторые аспекты урбанизма йоруба» . Американский антрополог . 64 (4): 699–709. дои : 10.1525/aa.1962.64.4.02a00010 . JSTOR 667787 .
- Годдард, Стивен (июнь 1971 г.). «Назад, это стало Ойо: очерк исторической географии йоруба». Географический журнал . 137 (2). Издательство Блэквелл: 207–211. Бибкод : 1971GeogJ.137..207G . дои : 10.2307/1796741 . JSTOR 1796741 .
- Закон, Робин (1975). «Западноафриканское кавалерийское государство: Королевство Ойо». Журнал африканской истории . 16 (1): 1–15. дои : 10.1017/S0021853700014079 . ISSN 0021-8537 . JSTOR 181095 . S2CID 165298301 .
- Оливер, Роланд (1975). Кембриджская история Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20981-1 .
- Оливер, Роланд и Энтони Атмор (2001). Средневековая Африка 1250-1800 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-79372-6 .
- Смит, Роберт С. (1989). Война и дипломатия в доколониальной Западной Африке, второе издание . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. ISBN 0-299-12334-0 .
- Страйд, GT & C. Ифека (1971). Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории 1000-1800 гг . Эдинбург: Нельсон. ISBN 0-17-511448-Х .
- Торнтон, Джон К. (1999). Война в Атлантической Африке 15.00-18.00 . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 1-85728-393-7 .
- Торнтон, Джон (1998). Африка и африканцы в создании атлантического мира, 1400–1800 (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 340 страниц. ISBN 0-521-62724-9 .
- Исли, доктор Ларри. «Четыре лесных государства Африки». Империя Ойо. Университет штата Юго-Восточный Миссури, Кейп-Жирардо. 2 марта 2009 г.
- Кениде Салами, Юнуса, доктор философии. « Демократическая структура политико-культурного наследия йоруба ». Кафедра философии Университета Обафеми Аволово Иль-Ифе. 29 апреля 2009 г.
- Шиллингтон, Кевин. История Африки. 2-е изд. Нью-Йорк: Macmillan Limited, 1995 г.
- Фасанья, Акин (2004). «Первоначальная религия йоруба» http://www.laits.utexas.edu/africa/2004/database/fashion.html
- Форд, Дэрилл (1967). Западноафриканские королевства в девятнадцатом веке . Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 0-19-724187-5 .
Внешние ссылки [ править ]
- Это Империя
- Заведения XIV века в Африке
- Государства и территории, основанные в 14 веке.
- Страны средневековой Африки
- Нигерийские традиционные государства
- История йоруба
- История Нигерии
- Штаты и территории упразднены в 1905 году.
- Заведения XIV века в Нигерии
- 16 век в Нигерии.
- 17 век в Нигерии.
- 18 век в Нигерии.
- Застой 1900-х годов в Нигерии