Обязательство
Обязательство | |
---|---|
Алаафин из Ойо | |
Царствование | в. 31 год |
Преемник | Шанго |
Регент | Аяка |
Рожденный | между 1200 и 1300 годами нашей эры Дом любви |
Умер | между 1200 и 1300 годами нашей эры |
Дом | Дом Одудувы |
Религия | Религия йоруба |
Оранмиян , также известный как Оранян , был легендарным королем йоруба из королевства Иль-Ифе и основателем империи Ойо . [ 1 ] Хотя он был самым младшим из потомков Одудувы, по возвращении он стал главным наследником Одудувы и претендовал на трон своего деда. [ 2 ]
Согласно истории йоруба, он основал Ойо как первый алаафин в 1300 году после того, как покинул Бенин, где был коронован первым Оба Бенина . [ 3 ] Легенда гласит, что после смерти Оба Ораняна его семья установила памятную стелу, известную как Посох Оранмиана - Опа Оранмиан на языке йоруба , - на месте, где умер их дедушка. Этот обелиск имеет высоту 5,5 м и окружность у основания около 1,2 м. Во время шторма 1884 года от его вершины откололось около 1,2 метра, и он дважды падал и каждый раз возводился заново. В настоящее время он стоит в роще в Мопе, Иль-Ифе. Радиоуглеродные тесты показали, что этот королевский памятник был установлен за несколько столетий до начала династии Одудува.
Ранний период жизни
[ редактировать ]О детстве Оранмияна известно немного, и большая часть информации о его молодости поступает из источников Ифе. Его называют человеком двух отцов — Одудува и Огуна , — которые оба имели отношения с его матерью Лаканге Анихункой (рабыней, захваченной Огуном в одной из его военных экспедиций). [ 4 ] Говорят, что его мать, в некоторых устных версиях, происходила из Ягбы или Нупе.
Легенда еще больше усугубляет противоречие, утверждая, что Оранмиян был двухцветным по цвету лица: половина его тела была светлокожей (как у Огуна), а другая половина была черно-черной (как у Одудувы). С научной точки зрения это описание может указывать на то, что у него было витилиго . Тем не менее, из-за этого ему дали имя Оранмиян (или Оран ни Омо ни ян , что означает «Ребенок решил быть противоречивым»). Другое его имя, Одеде, означает «великий охотник», которым он был известен на протяжении всей своей ранней жизни в Ифе. Он также был великим воином, как и его два отца. Он был первым Одоле Одудува (молодежью из дома Одудува), поскольку он был сильным и откровенным принцем из рода Одудува. Его сила и талант в бою заставили его взять на себя роль защиты Ифе, у которого в то время не было постоянной армии, в качестве первого Акогуна Ифе. [ 5 ]
Оранмиян и Бенин
[ редактировать ]Уни из Ифе в то время отправил своего сына Оранмияна к Игодомигодо. Оранмиян разбил лагерь в месте под названием Узе, что означает «создание города» или «политика», и оттуда начал управлять Бенином. Его иностранный стиль управления не понравился руководителям, и они послали агентов шпионить за ним. Все это заставило Оранмияна заявить, что только сын земли сможет справиться с настроем народа игодомигодо. Он назвал землю Иле-Ибину , что означает «Земля Досады».
Покинув Иле-Ибину (позже Ибини, и португальцы превратили его в «Бенин»), он ненадолго остановился в Егоре, где взял в жены Эринмвиду, дочь Эноги (или герцога) Егора. Эвека I родилась в результате этого союза. Оранмияну не суждено было вернуться в Бенин. Вместо него королем [Оба Бенина] стал Эвека I, ставший известным как первый Оба Бенина, новая династия, известная как «Король-бог». который правит и по сей день. [ 6 ]
Оранмиян и Ойо
[ редактировать ]Покинув Бенин примерно в 1290 году, он со своей всегда верной свитой двинулся на север и поселился недалеко от реки Моши (притока реки Нигер ). Он основал там город Ойо-Иле, который его потомки затем расширили до Империи Ойо . [ 7 ] Он участвовал в войне с Бариба , своими непосредственными соседями на севере, и впоследствии женился на Тороси, принцессе Тапа , которая стала матерью Санго Аката Юри-Юри . Он также женился на Мореми Аджасоро . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Оранжевый фестиваль
[ редактировать ]Первый в истории Ораньянский фестиваль искусств, культуры и туризма был инициирован в 2012 году его потомком и правящим преемником Оба Ламиди Адейеми III из Ойо, который распорядился, чтобы впоследствии фестиваль отмечался ежегодно между 8 и 15 числами месяца Ораньяна. Сентябрь в Ойо, Нигерия . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Журнал Исторического общества Нигерии» . 9 (3–4). Историческое общество Нигерии (Калифорнийский университет). 1978.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Огумефу, М.И. (1929). «Посох Ораняна» . Легенды йоруба . Интернет-архив священных текстов. п. 46 . Проверено 21 января 2007 г.
- ^ ГТ Страйд; Кэролайн Ифека (1971). Народы и империи Западной Африки: Западная Африка в истории, 1000-1800 гг . Африкана Паб. Corp (Мичиганский университет). п. 309. ИСБН 9780841900691 .
- ^ Бейер, Улли (2 октября 1980 г.). Мифы йоруба . ISBN 9780521229951 . . Оканби был единственным сыном Одудувы.
- ^ «Обновление жизни Акогунина, Нигерия; Парадигма сохранения культовой архитектуры йоруба» , Журнал Школы искусственной среды , Университет Найроби.
- ^ «Коронационная речь Оба Эвуаре II 2016» . Проверено 9 июля 2017 г.
- ^ Фалола, Тойин. «Роль нигерийских женщин | Британника» . www.britanica.com . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Элдред Дуросими Джонс ; Марджори Джонс (1996). «Новые тенденции и поколения в африканской литературе: обзор» . Африканская литература сегодня . 20 . Издательство Джеймса Карри: 113. ISBN. 9780852555200 .
- ^ Журнал «Нигерия», тома 55–56 . Правительство Нигерии. 1987. с. 46.
- ^ Ассоциация африканских исследований (2001). История в Африке . Мичиганский университет. п. 12.
- ^ «1-й Оранянский фестиваль » Трибьюн Нигерийская Проверено 2 июня 2012 г.