Искусство йоруба

Йоруба Нигерия в Западной Африке ( Бенин , . и Того ) несут ответственность за особую художественную традицию в Африке , традицию, которая остается жизненно важной и влиятельной сегодня [ 1 ]
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Большая часть искусства йоруба, включая посохи, придворную одежду и вышивку бисером для корон, связана с королевскими дворами. Суды также заказали многочисленные архитектурные объекты, такие как столбы веранд, ворота и двери, украшенные резьбой. Другое искусство йоруба связано со святынями и традициями маскировки. Йоруба поклоняются большому пантеону божеств, а святилища, посвященные этим богам, украшены резьбой и содержат множество алтарных фигур и других ритуальных принадлежностей. Традиции маскировки различаются в зависимости от региона, и на различных фестивалях и праздниках используются самые разные типы масок. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Примерно в 1300 году н. э. художники Ифе разработали изысканную и натуралистическую скульптурную традицию из терракоты , камня и медных сплавов — меди , латуни и бронзы — многие из которых, по-видимому, были созданы под патронажем короля Обалуфона II, человека который сегодня считается божеством-покровителем медного литья, ткачества и регалий йоруба. [ 3 ] За предыдущие девять столетий возник ряд королевств йоруба. Одним из первых из них был Ифе; Ойо также был одним из первых, а королевство Ова на юго-западе поддерживало с Ойо тесные отношения. Бенин начал оказывать эстетическое и культурное влияние на Ифе примерно в четырнадцатом веке или раньше. Художники Ова предоставили бенинскому двору прекрасную резьбу по слоновой кости, а правители Ова модифицировали и изменили многие институты Бенина и знаки отличия руководства.
За последние девять столетий существовало несколько королевств йоруба. Ифе был одним из первых из них; Ойо также был ранним, и королевство Ова на юго-западе поддерживало тесные связи с Ойо. Ифе также испытал на себе художественное и культурное влияние Бенина, начиная с 14 века или ранее. Художники Ова поставляли двору Бенина прекрасные работы из слоновой кости, а члены королевской семьи Ова адаптировали и преобразовали многие бенинские учреждения и регалии руководства. [ 4 ]
Королевства йоруба процветали до тех пор, пока работорговля и войны девятнадцатого века не взяли свое. Одним из последствий этого опустошения стало рассеяние миллионов йоруба по всему миру. Это привело к появлению сильного характера йоруба в художественной, религиозной и общественной жизни африканцев Нового Света. [ 1 ]
Хронология
[ редактировать ]Генри Древаль, Джон Пембертон и Роуленд Абиодун предлагают следующие этапы развития искусства в Ифе:
- Архаическая эпоха, до 800 г. н.э.
- Дотротуарная эпоха, 800–1000
- Эра раннего тротуара, 1000–1200 гг.
- Эра позднего тротуара, 1200–1400 гг.
- Пост-тротуарная эпоха, 1400– ок. 1600
- Стилизованная эпоха гуманизма, ок. 1600 – настоящее время. [ 5 ] [ 6 ]
Искусство и жизнь в культуре йоруба
[ редактировать ]Обычай искусства и художников среди йоруба глубоко укоренен в литературном корпусе Ифа , указывая на то, что ориша Огун, Обатала, Ошун и Обалуфон занимают центральное место в мифологии творения, включая артистизм (т.е. искусство человечества). [ нужна ссылка ]
Чтобы полностью понять центральную роль искусства (она) в мышлении йоруба, необходимо знать их космологию, которая прослеживает происхождение существования (ìwà) до Высшего Божества, называемого Олодумаре , генератора асе , обеспечивающей силы, которая поддерживает и преображает вселенную. Для йоруба искусство началось, когда Олодумаре поручил божеству-художнику Обатале вылепить из глины первое человеческое изображение. Сегодня у йоруба принято желать беременным женщинам удачи с приветствием: Пусть Обатала сотворит для нас хорошее произведение искусства . [ 7 ]
Концепция асе влияет на состав произведений искусства йоруба. В изобразительном искусстве дизайн может быть сегментирован или последователен — «прерывистая совокупность, в которой единицы целого дискретны и имеют равную ценность с другими единицами». [ 8 ] Такие элементы можно увидеть в подносах и чашах Ифа, столбах веранд, резных дверях и масках предков.
-
Ифе Голова , терракота , вероятно, XII–XIV вв.; высота: 15,5 см (6 дюймов)
-
Бюст короля или сановника; 12-15 века нашей эры; терракота; Этнологический музей Берлина (Германия); обнаружен в Ифе (Нигерия)
-
Бруклинский музей, Фрагмент головы Ифе
-
Церемониальный сосуд из слоновой кости
-
Украшенная панельная дверь
-
Женская фигура из Оке-Онигбин , Шанго . святилища
-
Голова, вероятно, короля; 12-14 века; терракота; 26,7 × 14,5 × 18,7 см (10,5 × 5,7 × 7,3 дюйма); Художественный музей Кимбелла ( Форт-Уэрт , Техас , США)
-
Нарукавник народа йоруба (16 век)
Важность Ори в искусстве и культуре йоруба.
[ редактировать ]

Ори-ину, или внутренний духовный руководитель, очень важен для народа йоруба. Ори-ину очень важен с точки зрения существования в мире. В любом доме приоритет отдается Ори. Таким образом, в домах строят святыни. Ори визуально представлен через символические предметы в рамках жертвоприношений или ритуалов, или, что более распространено в домах, это терракотовые головы. Ори обычно могут определить исход жизни каждого человека. Прежде чем быть помещенным в землю, каждый человек должен выбрать свое Ори. Иногда Аджала может производить плохие Ори, что может повлиять на жизнь этих людей. Жертвоприношения и обряды также совершаются для удовлетворения Ори-Исесе, верховного правителя всех Ори. Основные функции жертвоприношений — отразить зло и принести удачу и счастье. [ 9 ]
Анонимность и авторство в африканском искусстве
[ редактировать ]Вопрос анонимности и авторства уже давно беспокоит область истории африканского искусства, особенно в связи с политическим неравенством между Африкой и Западом. [ 10 ] Подобную информацию, по крайней мере поначалу, редко искали в полевых условиях, и многие коллекционеры считали ее ненужной и даже нежелательной. [ 2 ] Сьюзен Маллин Фогель выявила еще один парадокс. «[В] их собственных обществах, – пишет она, – африканские художники известны и даже знамениты, но их имена редко сохраняются в связи с конкретными произведениями… Чаще всего африканский скульптор становится практически нерелевантным для общества. жизнь объекта искусства после завершения его работы... Культуры сохраняют ценную для них информацию». [ 11 ]
Проблема анонимности в искусстве йоруба, в частности, вызывает беспокойство в контексте культуры йоруба, где «для людей абсолютно необходимо признавать личность и присутствие друг друга время от времени, [и где] существует особое приветствие для каждого случая и каждое время суток». [ 12 ]
Известны имена нескольких художников йоруба, в том числе:
- Бангбоше из Оси Илорина
- Ареогун банды Оси
- Мастер Икаре
- Ламиди Фэйкей
- Лорд Исэ
Металлические искусства
[ редактировать ]Кузнецы йоруба создают скульптуры из железа с помощью ручной ковки, сварки и литья. Огун почитается как бог железа. [ 13 ]
Мастера по металлу также создают латунные скульптуры методом литья по выплавляемым моделям . считает Брасса неподкупным Общество Огбони . [ 13 ]
-
Церемониальные топоры; 18 век; из Ово ( штат Ондо , Нигерия); Музей Спид Арт ( Луисвилл , Кентукки , США)
-
Алтарное кольцо Ифе, 16 век, латунь или медный сплав.
-
Мужская фигура; конец 19-начало 20 века; литая бронза; Художественный музей Гонолулу (Гавайи, США)
-
Пара посохов (Эдан Огбони), мужская и женская пара; 19 век; литая бронза и железо; Художественный музей Гонолулу
-
Медный веер (Абебе), один из ритуальных предметов, связанных с богиней йоруба Осун.
-
Латунный браслет Иджебу с изображением головы барана, 18 век.
-
Латунный браслет или подставка для сосуда, Иджебу, Йоруба, 19 век.
-
Меч и ножны из бисера, Нигерия, народ йоруба; бисер, металл, ткань, монеты, латунь, ракушки каури, кожа - Музей искусств Чейзена
-
Церемониальный посох Шанго , XIX век, Бруклинский музей.
Слоновая кость и дерево
[ редактировать ]-
Нарукавная повязка, Ово, Йоруба, 18 век нашей эры, слоновая кость - Этнологический музей, Берлин
-
Гадальщик XVIII века из слоновой кости (ироке ифа) из региона Ово . Бруклинский музей
-
Крышка сосуда из слоновой кости, Ово , Йоруба, (1700-е годы), 18 век.
-
Браслеты из слоновой кости, народ йоруба, Браслеты из слоновой кости , 16 век. Эта конкретная пара, возможно, была частью церемониального наряда Олово.
-
Церемониальный нарукавный браслет из Ово, 18 век нашей эры, слоновая кость - Этнологический музей, Берлин
-
Фрагмент церемониального меча из слоновой кости, Удамалур, Ово, 19 век.
Терракота
[ редактировать ]-
Терракотовая голова Ифе, датируемая 14 веком. Головы (Ори) - очень важный аспект ранних художественных форм Ифе.
-
Мемориальная голова с типичными для голов ифе вертикальными полосами на лице, Нигерия, XII век нашей эры, терракота - Этнологический музей, Берлин.
-
Ифе, мемориальная голова короля или знатного человека с племенной маркировкой/шрамом над глазами, терракота, 12-15 века.
Йоруба Маскарад
[ редактировать ]Тенденция во многих африканских космологиях идентифицировать тело как средство, воплощающее душу на Земле, способствовала метафорическому использованию маскарада для аналогичной цели. Эгунгун , Геледе и Эпа — одни из многих видов маскарада, практикуемых йоруба. [ нужна ссылка ]
-
Шарнирная маска; Museu Afro Brasil ( Сан-Паулу , Бразилия)
-
Маска с 7 птицами; 19-20 век; Детройтский институт искусств (США)
-
Маска с надстройкой и двумя птицами; 19-20 век; Детройтский институт искусств
-
Головной убор; около 1900–1915 гг.; Детройтский институт искусств
-
Карнавальная маска; около 1950 г.; Художественный музей Индианаполиса (США)
-
Маска; древесина; Художественный музей Худа (США)
-
маска Эфе-геледе; начало 20 века нашей эры; древесина, индиго и белые пигменты; Художественный музей Краннерта ( Иллинойс , США)
-
Фестиваль масок Геледе в Кове, Бенин.
Йоруба Короны
[ редактировать ]Вышитая бисером корона ( адэ ) с расшитым бисером покрывалом, главный атрибут Оба, символизирует устремления цивилизации на высшем уровне власти. В своей основополагающей статье на эту тему Роберт Ф. Томпсон пишет: «Корона воплощает интуицию королевской наследственной силы, откровение великой моральной проницательности в личности короля и блеск эстетического опыта». [ 14 ]
-
Бисерная корона (Аде) Ониджагбо Обасоро Аловолоду; конец 19 или начало 20 века; корзинный каркас, покрытый жесткой матерчатой основой, расшитой стеклярусом: белым, синим, зеленым, розовым, красно-оранжевым, охристым, фиолетовым; 57,8 х 21,6 см (диаметр) (22 3 ⁄ 4 х 8 1 ⁄ дюйма ); Бруклинский музей (Нью-Йорк)
-
Королевская церемониальная корона йоруба. Аде Нла или Аде Изенбайе . Бисерная вуаль закрывает лицо Оба и превращает его в живое воплощение Одудува и силы коллективных предков. Птицы означают, что Оба — божественный правитель. Наполовину в физическом, наполовину в духовном царстве, точно так же, как птицы могут путешествовать как по земному, так и по небесному. Музей набережной Бранли
-
Королевская корона Оба из бисера (Акоро), Художественный музей Индианаполиса. Акоро был меньше Аде, и его обычно носили короли более низкого ранга под региональным Оба.
-
Корона из медного сплава (латуни) йоруба XIX века из Иперу, повторяющая типичный дизайн короны предков йоруба на конусе. Эти короны используются в почитании предков по отцовской линии королей Иперу (Иджебу). Четыре пристально смотрящих лица представляют собой всевидящих богов или предков. Их выпученные глаза означают, что духовное око заменяет обычное зрение. Две фигуры с ногами илистых рыб относятся к сверхъестественным силам в двух мирах: земле и воде или реальности и духе.
-
Королевский головной убор под названием Орикогбофо представлял собой облегченную версию короны предков, которая часто была тяжелой и громоздкой. Орикогбофо выполнял функцию постоянного прикрытия головы Оба, поскольку было запрещено видеть Оба с непокрытой головой. Этот стиль сейчас популярен на юге Нигерии, его носят различные члены королевской семьи в регионе. Остатки кисточек расшитой бисером вуали, которая должна была полностью скрывать лицо Оба, были значительно сокращены до нескольких удобных ниток.
-
Королевская корона предков йоруба
-
Бисерная корона (Аде) Ониджагбо Обасоро Аловолоду, Огога Икере Экити; конец 19 века; корзиночный каркас, обтянутый бисером; 95,9 х 24,1 см (37 3 ⁄ 4 х 9 1 ⁄ дюйма ); Бруклинский музей
Аларинджо
[ редактировать ]
Существует также яркая форма традиционного театра, известная как Аларинджо , берущая свое начало в средневековом периоде и давшая многое современной нигерийской киноиндустрии . [ нужна ссылка ]
Музей Эсси
[ редактировать ]Музей , когда он открылся в 1945 году . в Эсиу , Иреподун ( штат Квара ), был первым, созданным в Нигерии Когда-то в музее находилось более тысячи надгробных фигур или изображений, изображающих людей. Считается, что здесь находится самая большая в мире коллекция изображений мыльного камня. [ 15 ] Говорят, что его произведения искусства имеют сходство с произведениями культуры Нок . В наше время музей Эси стал центром религиозной деятельности, и каждый год в апреле здесь проводится фестиваль. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Древаль, Генри Джон; Пембертон III, Джон; Абиодун, Роуленд (1989). Уордвелл, Аллен (ред.). Йоруба: девять веков африканского искусства и мысли . Нью-Йорк: Центр африканского искусства совместно с Х. Н. Абрамсом. ISBN 0-8109-1794-7 .
- ^ Jump up to: а б Аданде, Джозеф; Зигманн, Уильям К.; Дюмушель, Кевин Д. (2009). Африканское искусство века в Бруклинском музее . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей [ua] с. 106. ИСБН 978-0-87273-163-9 .
- ^ Блиер, Сюзанна Престон (2015). Искусство и риск в древней йоруба: история, политика и идентичность Ифе c. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107021662 .
- ^ «Происхождение и империя: королевства Бенин, Ово и Иджебу» . Метрополитен-музей (Хронология истории искусств Хайльбрунна) . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Древаль, Генри; Пембертон, Джон; Абиодун, Роуленд (1990). Йоруба: девять веков африканского искусства и мысли . Нью-Йорк: Центр африканского искусства совместно с издательством Harry Abrams Publishers. п. 46.
- ^ Акинтойе, С. Адебанджи (2014). История народа йоруба Дакар: Издательство Амалион. стр. 100-1 64–65. ISBN 9782359260274 .
- ^ Кларк, эссе Бабатунде Лаваля ; выставка, куратором которой является Кэрол Томпсон, Криста (2007). Воплощение священного в искусстве йоруба: коллекция Бернарда и Патрисии Вагнер . Атланта, Джорджия: Высокий художественный музей. ISBN 978-1-932543-20-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Древал, М.Т. и Х.Дж. Древал (1987). «Составление времени и пространства в искусстве йоруба». Слово и изображение: журнал вербальных и визуальных исследований . 3 (3): 225–251. дои : 10.1080/02666286.1987.10435383 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Абиодун, Роуленд (2014). Искусство и язык йоруба: в поисках искусства в африканском искусстве . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Пиктон, Джон (1994). Роуленд Абидун; Генри Дж. Древэл; Джон Пембертон III (ред.). Художник йоруба: новые теоретические взгляды на африканское искусство; [на основе симпозиума 1992 года, проходившего в музее Ритберг в Цюрихе] . Вашингтон [ua]: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1560983396 .
- ^ Фогель, Сьюзан Маллин (весна 1999 г.). «Известные художники анонимных произведений». Африканское искусство . 32 (1): 40, 42, 50. дои : 10.2307/3337537 . JSTOR 3337537 .
- ^ Абидун, Роуленд (1994). Роуленд Абидун; Генри Дж. Древол; Джон Пембертон III (ред.). Художник йоруба: новые теоретические взгляды на африканское искусство; [на основе симпозиума 1992 года, проведенного в музее Ритберг в Цюрихе] . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1560983396 .
- ^ Jump up to: а б «Формирование: Кузнец». Архивировано 10 ноября 2011 года в Wayback Machine Cutting to the Essence – Shaping for the Fire. 29 марта 1995 г. (получено 15 ноября 2011 г.)
- ^ Томпсон, Роберт Ф. (1972). Дуглас Фрейзер; Герберт М. Коул (ред.). Африканское искусство и лидерство . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 227–260. ISBN 0299058204 .
- ^ «Музей Эзи» . Вся Африка . Проверено 1 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Воплощение священного в искусстве йоруба , Ньюаркский музей
- Нигерийское традиционное искусство, ремесла и архитектура
- Искусство йорубан и акан в дереве и металле , Музей искусств и наук Лейквью
- Для духов и королей: африканское искусство из коллекции Пола и Рут Тишман , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы по искусству йоруба.
- «Архив Ибеджи» . сайт, содержащий самую большую существующую коллекцию фотографий Ибеджи.