Используйте людей
использовать | |
---|---|
Охотник за прощением | |
Расположение | Юго-запад Овиа , штат Эдо , ![]() |
Ближайший город | Окада , Идре , Оре |
Координаты | 6 ° 44'41 "N 5 ° 20'38" E / 6,74472 ° N 5,34389 ° E |
Область | 418 км 2 (161 кв. миль) |
Оде Усен, также известный как Уфе Кекере и Оде Авуре, — это название небольшого городка в штате Эдо , Нигерия. Это также название подгруппы йоруба, состоящей из связанных в культурном отношении деревень, расположенных между Офосу на западе и Огбесе на востоке. [ 1 ] Усен со всех сторон окружен небольшими деревнями и усадьбами, известными на местном диалекте йоруба Эгунре. как Некоторые из деревень, находящихся под властью Усена, включают; Арере, Оладаро, Арекпа, Огунвейн, Огидигбо, Илорин (Улорин), Уканкан, Аджегунле, Обаме, Агхакпо, Леледжи, Офаран, Океодо, Адеянба. [ 2 ] Все эти деревни были основаны выходцами из Усена и говорят на одном диалекте языка йоруба. Есть и другие сообщества, которые говорят на том же диалекте языка йоруба, что и Усен, например; Эгбета, Утесе и Иге Ого между Экиадолу и Усеном. [ 3 ]
География
[ редактировать ]Территория Усен расположена в северо-западной части южного штата Эдо на географическом юго-западе Нигерии. [ 4 ] и граничит с рекой Офосу на западе, образуя местную границу с местным правительством Иданре штата Ондо , в то время как притоки реки Оссе Ала и Огбесе расположены вдоль ее восточного склона, образуя еще одну местную границу с районами Окелусе и Уте в Осе. территория местного самоуправления штата Ондо. Река Аден протекает через середину территории. Площадь территории составляет около 416 км2. 2 земли и расположен почти на равном расстоянии (на полпути) между Акуре и Бенином, в 59 км к юго-востоку от первого и в 55 км к северо-западу от второго по прямой линии. Естественная растительность земли представляет собой влажный тропический лес, а территория окружена густыми лесами, составляющими южную часть лесного заповедника Акуре Офосу . В 2008 году в городе проживало около 30 000 человек. [ 5 ]
Достопримечательности
[ редактировать ]Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Некоторые примечательные достопримечательности и географические особенности города и его окрестностей включают:
- Ручей Эреде
- Дворец Олу Ауре
- я Олофен
- Фестиваль эссе
- Водопады Омоми
- Водопады Оду
История
[ редактировать ]Ода Авуре возникла как усадьба, основанная примерно в 10 веке н. э. некоторыми коренными жителями Уфе (Иле Ифе) во главе с неким Ойебо, однако первым коронованным правителем Усена был принц Афелогиян , брат принца Оранмияна , основателя и прародителя нынешнего династия королей Эдо. [ 6 ] Они оба были потомками олофенов из Ифе (Ухе), которые оба направлялись в современный Бенин. [ 7 ] Место первоначальной усадьбы, из которой вырос Усен, находится в нынешних кварталах города Одомукпе. Народная устная традиция гласит, что во время одной из своих охотничьих экспедиций в окружающий лес он обнаружил ручей/реку, которую назвал Ẹri Ọdẹ (т.е. Охотничий ручей). Сегодня считается, что этот поток обладает некоторыми мифическими свойствами и является одним из самых почитаемых божеств людей, принадлежащих сегодня к культурному сообществу Усен. [ 8 ] Согласно традициям Усена, город и прилегающая территория являются центром культурной колонизации, заимствованной из Ифе. [ 9 ]
В политической структуре региона Бенин так называемая посольская провинция находилась под властью Олу Авуре (Элавуре) и считалась регионом-каналом для переписки между королевствами Йоруба и Бенин. [ 10 ]
В 1897 году майор Рупель, британский офицер в Бенине, писал: « Страна полностью йоруба по своим обычаям, везде говорят на йоруба » [ 11 ]
Традиционные институты
[ редактировать ]Сообществом усенов управляет Оба Олуогбе II, Олу Авуре (Элавуре) Усена, резиденцией власти является Агофен или королевский дворец. [ 12 ] Королю помогает совет наследственных (и назначаемых) вождей, таких как Аро, Олусойен, Обатеру, Элемо/Элема, Одофин, Эрибо, Ологбосере, Асорон Оба (Эсон), Олулемо, Арасе, Осума, Асамо/Асама, Асорон-огва (Ашоронгва или Ошорун), Одзомо и их лидер Олиха, среди других. Говорят, что нынешний Олу Авуре является 33-м королем Оде Авуре на памяти. Основные божества, почитаемые в городе, включают: Огун, Ора, Санго, Уджа, Увен, Ифа (Оронмила), Эреде (Эри Ода), Осаньин (Орханьин) и другие. Главное место/святилище/роща государственных божеств Бенина, также известное как Эбо-н'Эдо, на самом деле находится в Усене и находится под надзором Олиго , главного жреца. [ 13 ]
Осоло (Эхолор) — первосвященник Олува Огуна и был одним из титулов, присвоенных некоторым выдающимся личностям, которые путешествовали в одном путешествии с Оранмияном и Афелогияном из Ифе; Олиха и Ине, Одофин (Эдоэн), который занимает второе место в рейтинге Аво сразу после Олуво с Оджомо (Эдзомо), Аро (Эро), который занимает третье место в рейтинге после Олуво, и Одофин с Элемо (Элама) , Осоло и Олотун (Олотон) также были скопированы из учреждений Ифе и переданы там же, в Усене. В результате все первоначальные титулы высших бенинских вождей, продолживших экспедицию с принцем Оранмианом в Бенин, в точности отражены в Усене. Другие включены; Асорон (Эсон) и Асамо (Эсама). Ирадо (Эрандо), основатель Утезе, [ 14 ] и Арухале Одзима из Окелусе, среди других, были людьми, которые, как известно, позже впоследствии мигрировали из Оде Авуре (Усен).
Правящая династия Джегун царей в Оде Идепе ( Окитипупа ) среди группы Икале Йоруба также мигрировала из Усена, о чем прямо говорится в Орики (хвалебных панегириках) народа Окитипупа, в которых говорится: [ 15 ]
- Ọma Jegun Abé выбрал двоих, ojeja kek he'e waro - Мы потомки Джегуна
- Дети горожан , которые построили стенд для Увена
- Чтобы пыль не собиралась на божестве
- Олувун р'увун - Жрец Увена должен нести Увена.
- Огбори рувен эгунгун — Непосвященный ( огбори ), носящий его, присоединится к проклятию.
- Усене. Дом отца, родившего нас, находится в Оде
- Дети Джегуньоми Абежуа - Дети Джегуньоми Абежуа
- Белый Оба из Усена - Белый Оба из Усена
Таким образом, Усен можно точно охарактеризовать как второстепенный пункт миграции для многих близлежащих городов, в том числе; Ода идепе (Окитипупа), Утезе, Окелусе и др. Йейе Эреде — верховная жрица ручья Эри Ода.
Оба Афелогиян был первым правителем, а Оба Алакае - десятым. Нынешнему правителю Оба Олуогбе II предшествовал Оба Уфелуйи II, а до него - Оба Агбарамуда II (Агбарамуда Орон). Их явные наследные принцы в Королевстве Усен владеют и известны под титулом: Оронмия. [ 16 ]
Список правителей Королевства Усен
[ редактировать ]Список бывших Оба из Усена был в основном составлен Г. Ф. Маршаллом (сэром Хьюго), который был британским помощником окружного офицера, базировавшимся в Бенинской дивизии и проводившим обширную этнологическую работу в окружающем регионе. Он посетил Агофен (дворец) Усена в 1930-х годах и получил несколько устных рассказов об именах, которые можно было запомнить. Его работа была опубликована под названием; Разведывательный отчет по округу Усехин, Бенинская дивизия, провинция Бенин, 1939 год . Это одна из старейших династий в штате Эдо.
Начало династии Афелогиянов
[ редактировать ]- Аладин - 1 место
- Генерал - 2-й
- Атакумара — 3-е место
- Оловогуду - 4 место
- Оба Афелогян - 5-е место
- Oba Obamoroyetufe - 6th
- Оба Аранмари — 7 место
- Король Аджагболу - 8 место
- Оба Игбен - 9 место
Имя | Продолжительность жизни | Начало правления | Конец правления | Примечания | Семья | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
Оба Алакае | 10-й Олу Авуре. Усен потерпел крупное поражение от Иданре ( Уфе Окэ ) , оставив Окэде (Олиха) единственным сохранившимся кварталом города. В битве при Оми-фунфуне река Офосу была признана границей между королевствами Иданре и Усен. | Дом Афелогияна | ||||
Покойный король I | 11-й Олу Авуре. При нем имя Усен , отраженное на старых колониальных картах как Усехин, стало более популярным названием Ода Авуре , которое в значительной степени вышло из употребления. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Усенмеро | 12-я благоприятная столица. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Обара | 13-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Король Агбарамуда I | 14-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба из Ародолу | 15-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Уфелуйи I | 16-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Огбороборо | 17-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Олибара
| 18-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Лукпекпеге | 19-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Акериха | 20-й Олу Авуре. Либерализовано исполнение музыки и танцев Агбала , самого почитаемого традиционного представления Усена, которое когда-то исполнялось только для членов королевской семьи. | Дом Афелогияна | ||||
Обе бури | 21-я Счастливая столица. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Аджибулу | 22-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Олурокпо I | 23-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Угболумая | 24-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Ольгун | 25-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Оба Оодуамуфе
| 26-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Король Олугбелокун | 27-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Король Обурумусен | 28-я столица удачи. | Дом Афелогияна | ||||
Арисойен Осашеи | Регент | Дом Афелогияна | ||||
Король Олурокпо II | 30-я столица | Дом Афелогияна | ||||
Король Агбарамуда II
| 31-й Олу Авуре. Родился в Осашейи. Когда его отец умер, его считали слишком молодым, чтобы править, поэтому его дяди Арисойен и Акинсола боролись за право править в качестве регентов. Жители поддержали Аризоена, который правил несколько лет. | Дом Афелогияна | ![]() | |||
Или Уфелуйи II
| б. 1921 год | 7 декабря 1974 г. [ 17 ] Охотник за прощением | 32-й Олу Авуре. Сын Агбарамуды II и Томолы, дочери семьи Эрибо из Усена. Стал оба в 53 года. | Дом Афелогияна | ![]() | |
Покойный король II | 1 февраля 2007 г. Охотник за прощением | ___ | 33-й и ныне действующий Олу Авуре | Дом Афелогияна | ![]() |
Фестивали
[ редактировать ]Общие культурные фестивали в Усене включают фестиваль Эреде, фестиваль Удасу (Новый Ям), фестиваль Эседже.
Диалект
[ редактировать ]Используемая речь представляет собой диалект языка йоруба, который на 69,3% схож со стандартным языком йоруба, согласно списку слов, составленному жителями Ибадана. Однако он имеет значительно более высокую степень сходства с диалектной группой юго-восточных йоруба (SEY), демонстрируя высшую степень сходства (более 80%) с диалектом Икале, а также с диалектом Ифон (осе). 78% у Ого (Ово), 75% у Ондо, 74% у Иладже и Икаре Акоко , 70% у Иджебу и Ао. [ 18 ] Было обнаружено, что он взаимопонятен с языком йоруба на основе аналитических методов с использованием лексикостатистики и полевых исследований на основе данных. Таким образом, он относится к юго-восточным диалектам языка йоруба.
Большинство жителей центрального города Усен говорят на двух языках как в Усене, так и в Эдо.
Учреждения и объекты
[ редактировать ]В сообществе Усен расположены следующие учебные заведения:
- Начальная школа Атамабале
- Начальная школа Адеянба
- Начальная школа Осашейи
- Элавюрская гимназия
- Государственный политехнический институт Эдо, Усен, является высшим учебным заведением. Ранее он был известен как Государственный институт технологий и менеджмента Эдо (ESITM) Усен. Основан в 2002 году, нынешним ректором является профессор Абиодун Фалодун . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Двусмысленные звуки в Усене» (PDF) . Ихимвин, Глэдис Амез, доктор философии, Университет Бенина, Нигерия . Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Усен: Происхождение, культура и развитие . Беседка: Амбик Пресс. 2002. с. 31. ISBN 978-978-35712-1-1 . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ ОДИГИ, ЭМОКПАЕ (2015). КОГДА РАЗУМАНИЕ В КАНИКУЛЕ . [Место издания не указано]: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ Книгоиздательство. п. 33. ISBN 9781631351914 .
- ^ Огву, Мэтью (июль 2017 г.). «Этноботаническое исследование лекарственных растений, используемых в традиционных репродуктивных целях народом усен штата Эдо, Нигерия» . Малайский журнал биологических наук : 3 . Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ Ичеджи, Удо, Аньянву, Ндимеле, Имельда, Лоуренс, Огбонна, Озо-Мекури (2014). Критические проблемы изучения лингвистики, языков и литературы в Нигерии: Festschrift для Конрада Макса Бенедикта Бранна . Мюнхен. п. 589. ИСБН 9783862884599 . Проверено 2 января 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Блэкмун, Барбара В. (1988). «От торговца к священнику за двести лет: трансформация иностранного деятеля в Бенине Слоновой Кости» . Художественный журнал . 47 (2): 132. дои : 10.2307/777066 . ISSN 0004-3249 . JSTOR 777066 . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Омозуси, НЕТ (1997). Королевство Бенин спустя столетие после британского вторжения . Международная служба муфтия. ISBN 978-978-2692-14-6 . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Люди Оды Авуре» . Фонд развития Усена – Чикаго, США – Медицинская помощь, социальные услуги, помощь в образовании и стипендии – Люди ODE AWURE (USEN) . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Международная серия БАР . Британские археологические отчеты. 1978. ISBN 978-0-86054-275-9 . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Деннетт, Ричард Эдвард (1906). В глубине души черного человека: или Заметки о королевской канцелярии в Западной Африке . Макмиллан. п. 182. ИСБН 978-0-524-03365-4 . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Исследование потенциала хвалебных стихов для исторической реконструкции среди идепе-икале на юго-востоке Йорубаленда, стр. 85» . Олукойя Оген, Издательство Кембриджского университета. JSTOR 23470999 . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Эдварду Оморуйи присвоено звание Ухе Оби Оба из общины Усен» . Независимое телевидение (ITV) Бенина . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Искусство голодания: церемония бенинской лихорадки» . Государственный университет Кливленда, Кэти Керноу, 1997 г. Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Усен: происхождение, культура и развитие . Бенин-Сити, Нигерия: Ambik Press. 2002. с. 86. ИСБН 9789783571211 . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Оген, Олукойя (2012). «Исследование потенциала хвалебных стихов для исторической реконструкции среди идепе-икале на юго-востоке Йорубаленда, стр.85» . История Африки : 77–96. JSTOR 23470999 . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Усен: Происхождение, культура и развитие . Амбик Пресс. 2002. ISBN 978-978-35712-1-1 . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Установление Джонсона Огуасемоньена Эдувена в качестве Элауре Усена 7 декабря 1974 года» . 1974 год . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ «Лингвистический статус усена» . Амезе Фогбейфун; Журнал Oye Taiwo лингвистической ассоциации Нигерии, JOLAN, том 22, № 2 (2019), стр. 248–263. JSTOR 23470999 . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Нигерия, СМИ (6 февраля 2018 г.). «Политехнические институты в Нигерии с указанием штата и местоположения» . СМИ Нигерии . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 1 января 2023 г.