Архитектура йоруба
Годы активности | в. ? н.э. – настоящее время |
---|
Архитектура йоруба описывает архитектурные стили народа йоруба в Западной Африке , относящиеся примерно к 8 веку. [ 1 ] [ 2 ] и длился до и после колониального периода, начавшегося в 19 веке нашей эры.
Типичные дома представляли собой прямоугольные однокомнатные постройки без окон, расположенные вокруг центрального двора, окруженного верандами. [ 3 ] [ 4 ] Стили строительства напоминали стили Ашанти , включая строительство из земли, дерева и пальмового масла. [ 4 ] и солома, подкрепленная деревянными каркасами и крытая соломенными листьями и деревом, а позже — алюминием и гофрированным железом .
Большинство средневековых/доколониальных поселений йоруба были окружены защитными глинобитными стенами. [ 5 ] [ 3 ] Эредо Сунгбо , серия таких укреплений, оборудованных караульными домиками и рвами, считается крупнейшим доколониальным памятником в Африке, превосходящим даже пирамиду Хуфу в Египте или Великом Зимбабве . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
После британской колонизации архитектура Лагоса , в частности, находилась под влиянием бразильской архитектуры , в значительной степени привнесенной Агудасом , которая представила такие элементы, как каменная кладка , лепнина , арочные окна и дверные проемы, а также добавила известности многоэтажным зданиям .
История
[ редактировать ]Доколониальные стили
[ редактировать ]Доколониальные люди йоруба преимущественно жили кольцевыми городскими кластерами. Семьи жили в квадратных строениях, построенных так, чтобы окружать открытые дворы, а дворцы оба часто имели открытый рынок, составлявший центр города. [ 9 ] Своего рода иерархия сохранялась во многих городах йоруба, где оба или другой правитель мог похвастаться самым большим поместьем и наибольшим количеством дворов. Жилища городских приходов или глав родословных были такими же по размеру и пространству, которые также обычно имели более одного центрального двора. Этому примеру последовали размеры домов городских старост местных семей. [ 9 ]
Традиционные архитектурные формы йоруба можно рассматривать как полые квадраты или круги, а здания можно рассматривать как соединения, состоящие из различных подразделений, расположенных в четырехугольной форме, окружающих открытый двор. Открытое пространство служило точкой социального контакта жителей, а также использовалось для приготовления пищи и изготовления поделок. [ 10 ] Открытые пространства или дворы были намеренно спроектированы так, чтобы они были намного больше внутренних помещений, чтобы способствовать общению между членами семьи. С другой стороны, закрытые помещения, сделанные намного меньше и темнее, в основном использовались для сна. [ 9 ] Основным материалом для строительства стен дома служил формованный глинозем, добываемый из латеритных почв. Дома йоруба строились без окон. [ 10 ] На кровельные материалы повлияли условия окружающей среды. В районах, ближайших к побережью Атлантического океана, для кровли часто использовались пальмовые листья рафии , а в северных регионах пальмовые листья заменялись древесиной. [ 10 ]
Дворцы и дома вождей имели расширенные дворы. Фрески с животными и резные столбы украшали дворцы и главным образом дома, которые также служили выдающимися святилищами для посвящения Ориша . [ 10 ] Сады занимали видное место в искусстве и архитектуре йоруба. Дворцы йоруба часто включали сады. Например, во дворце Олово существовали различные виды садов: фермерские, храмовые, священные , кухонные и травяные. Имплювиумы также использовались в комплексах йоруба для сбора дождевой воды. [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]Экстерьер здания
[ редактировать ]-
Старый дворец Порто-Ново, построенный в стиле йоруба, с центральным двором, который также служит имплювием .
-
Вид на часть наружных стен старого дворца Порто-Ново (Аджаше, Хогбону).
Столбы, столбы, панели и балки
[ редактировать ]-
Деревянная панель дворцовой двери из Икере
-
Интерьер здания в Оде Ондо , столице Королевства Ондо .
-
Резные доски и балки, полученные из храмов йоруба.
Возрождение йоруба или архитектура нео-йоруба
[ редактировать ]Некоторые строительные стили йоруба возродились как в Западной Африке, так и в Америке.
Бразильские стили
[ редактировать ]После британского завоевания Лагоса город превратился в город с разнообразным населением. Это население состояло из коренных жителей Исале Эко ( остров Лагос ), йоруба, вернувшихся из Бразилии, Тринидада и Кубы , дважды пересекших Атлантику, европейских купцов и британских колонистов, а также креолов смешанной расы . [ 12 ] Многие африканские репатрианты из Бразилии прошли обучение каменному делу и построили оштукатуренные бунгало и многоэтажные здания с арочными окнами и дверными проемами под влиянием бразильской архитектуры. Этот стиль стал доминировать в колониальном Лагосе, особенно в Оловогбово , Попо Агуда, Эбуте Метта и Яба. [ 12 ] Ученики, обученные вернувшимися, позже распространили модифицированный вариант по всему региону. Эти дома в бразильском стиле были построены с открытыми пространствами для вентиляции между верхушками стен и крышами, а также верандами перед задними входами. Стали популярными двухэтажные собрадо , четырехугольные с центральными зонами, в которых могли располагаться ниши , часовни и лестницы с соответствующими проходами. Житель Сардинии основал в Лагосе завод по производству кирпича и черепицы, что привело к производству доступных по цене многоэтажных домов из кирпича. [ 13 ] Кирпичные колонны и стены были покрыты орнаментом. [ 14 ] и другие украшения были включены в постаменты , колонны, валы и основания. [ 15 ]
Величественные дома были построены и воспроизведены в разных формах и размерах йоруба, вернувшимися из Нового Света в город Лагос. Примеры включают: резиденцию Эндрю Томаса, двухэтажный дом в бразильском стиле, украшенный декоративной штукатуркой; Кирпичный дом Хоакима Девонде Бранко с коваными окнами; и Caxton House on Marina, который был построен с двухэтажным главным зданием, двумя выставочными залами с каждой стороны главного здания, конюшнями и садом. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иле-Ифе | Нигерия» . Британская энциклопедия . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Ифе» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Доколониальная традиционная архитектура Нигерии» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 23 февраля 2020 г. Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Идс, Дж. С. (1980). Йоруба сегодня . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22656-2 . OCLC 5126050 .
- ^ Ноубл, Аллен Г. (2007). Традиционные здания: глобальный обзор структурных форм и культурных функций . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-4356-3489-3 . OCLC 216931397 .
- ^ «10 удивительных фактов о Нигерии, которые вы, вероятно, не знаете» . The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости . 01.10.2018 . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ Асанте, Молефи Кете (2015). История Африки: поиски вечной гармонии (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-84454-3 . OCLC 879329853 .
- ^ Питер Г. Стоун, изд. (2011). Культурное наследие, этика и армия . Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. ISBN 978-1-84615-944-2 . OCLC 801440701 .
- ^ Jump up to: а б с Влах, Джон Майкл (1976). «Влияние на архитектуру йоруба». Африканское искусство . 10 (1): 48–99. дои : 10.2307/3335257 . JSTOR 3335257 .
- ^ Jump up to: а б с д Оджо, Г. Дж. Афолаби (1968). «Традиционная архитектура йоруба». Африканское искусство . 1 (3): 14–72. дои : 10.2307/3334339 . JSTOR 3334339 .
- ^ Фаладе, Дж. Б. (1990). «Сады дворца Йоруба». История сада . 8 (1): 47–56. дои : 10.2307/1586979 . JSTOR 1586979 .
- ^ Jump up to: а б Кунья, Марианно Карнейро да; Верже, Пьер (1985). От кварталов рабов до таунхаусов: бразильская архитектура в Нигерии и Народной Республике Бенин . Сан-Паулу, SP: Нобелевская премия: EDUSP. стр. 24–34. ISBN 9788521301738 . OCLC 14241928 .
- ^ Jump up to: а б Акинсемоин, Кунле (1977). Строим лагос . F. & A. Services: Pengrail Ltd., Джерси. ОСЛК 26014518 .
- ^ Адейеми, Экундайо (1989). «11. Архитектурное развитие в Нигерии». Нигерия с момента обретения независимости: первые двадцать пять лет . Панель истории Нигерии со времен независимости. Ибадан, Нигерия: Образовательные книги Heinemann. стр. 322–340. ISBN 9781294736 . ОСЛК 24911400 .
- ^ Идову, Аджибаде-Самуэль (июнь 2016 г.). «Максвелл Фрай и Джейн Дрю Партнеры: Вклад британских архитекторов в искусственную среду в колониальной Нигерии, 1946–1959» . История — журнал факультета искусств Университета Порту . 6 (а6): 269–288.