Сомалийская архитектура
Часть серии о |
Культура Сомали |
---|
Культура |
Люди |
Религия |
Язык |
Политика |
Сомалийская архитектура — это проектирование таких , множества различных сооружений, как каменные города, замки , цитадели , крепости , мечети , храмы типов акведуки , маяки , башни и гробницы в древние, средневековые и ранние современные периоды в Сомали и других регионах, населенных сомалийцев, а также слияние сомалийско-исламской архитектуры с западным дизайном в наше время.
Древний
[ редактировать ]Обнесенные стеной поселения, храмы и гробницы
[ редактировать ]Некоторые из старейших известных сооружений на территории современного Сомали представляют собой погребальные пирамиды из камней ( таало ). [1] Хотя Сомали встречается по всей стране и в более широком регионе Африканского Рога , Сомали , в частности, является домом для многочисленных подобных археологических сооружений, причем множество подобных построек найдено в Хайлане , Каабле , Комбоуле , Эль-Айо , Дамо , Майде и Хейсе, среди других. города. Однако многие из этих древних построек еще предстоит должным образом изучить, и этот процесс поможет пролить свет на местную историю и облегчить их сохранение для потомков. [1]
Дома строились из тесаного камня, как в Древнем Египте . [2] Есть также примеры дворов и больших каменных стен, окружающих поселения, таких как Стена Варгаде .
Рядом с Босасо , в конце долины Балади, находится земляной вал длиной 2–3 км (1,2–1,9 мили) . [1] [3] Местная традиция гласит, что массивная насыпь отмечает могилу матриарха общины. Это самая крупная подобная структура в регионе Хорн. [3] Кроме того, как сообщается, старые храмы, расположенные в северо-западном городе Ших, похожи на храмы на плато Декан на Индийском субконтиненте . [4] В Сомали также существует несколько древних некрополей . Одна из таких структурированных территорий находится на северо-восточной оконечности страны, на полуострове Хафун . [5]
Буко в районе Алуула содержит ряд древних построек. Два из них представляют собой сложенные вместе закрытые платформенные памятники, окруженные небольшими каменными кругами . Считается, что каменные круги обозначают связанные могилы. [6]
Мудун расположен в долине Вади района Искушубан . В этом районе есть множество руин, которые, по местному преданию, принадлежат древнему большому городу. Среди старых построек около 2000 гробниц с высокими башнями и куполообразной формой. [1] [3]
Порт-Данфорд на юге провинции Нижняя Джуба содержит ряд древних руин, в том числе несколько гробниц с колоннами . До обрушения одна из опор этих сооружений стояла на высоте 11 метров (36 футов) от земли, что делало ее самой высокой башней такого типа в более широком регионе. [7] Считается, что это место соответствует древнему торговому центру Никона , который описан в греко-римском путеводителе I века нашей эры « Перипл Эритрейского моря» . [8] В южном городе Ханнасса руины домов с арками и внутренними дворами , а также другие гробницы с колоннами, в том числе редкая восьмиугольная гробница. были найдены [9] Кроме того, в юго-восточном районе Марки существуют различные гробницы с колоннами. Местная традиция гласит, что они были построены в 16 веке, когда Аджуранского султаната . наибы районом управляли [10]
Менгиры и дольмены
[ редактировать ]Сомалийская архитектура |
---|
На прибрежной равнине в 20 км к востоку от Алулы найдены руины древнего памятника платформенного типа. Сооружение представляет собой прямоугольную стену из сухого камня небольшой высоты; пространство между ними засыпано щебнем и вручную засыпается мелкими камнями. Относительно большие стоячие камни также расположены по углам здания. Рядом с платформой находятся могилы, очерченные камнями. Это сооружение размером 24 на 17 м является крупнейшим из ряда древних платформ и памятников закрытых платформ, эксклюзивных для крайнего северо-востока Сомали. [11]
около 200 каменных памятников ( таалос обнаружено На северо-восточной территории Ботиалы ) , большинство из которых представляют собой пирамиды из камней . Большие пирамиды из камней покрыты черепицей и, как правило, имеют более прочную конструкцию. имеется несколько рядов стоячих камней ( менгиров На восточной стороне сооружений ), которые похожи на те, что находятся в Салвейне , большой пирамиде из камней, расположенной недалеко от Хейса . Помимо пирамид из камней, в районе Ботиалы также есть несколько других памятников из сухого камня. К ним относятся дисковые памятники с круглыми элементами на уровне земли, а также низкие прямоугольные памятники-платформы. [12]
Северный город Ау Баркхадл, названный в честь ученого XIII века и святого Юсуфа бин Ахмада аль-Каунейна (Ау Баркхадл), окружен множеством древних построек. Среди них менгиры, курганы и дольмены . [13]
Стелы
[ редактировать ]Рядом с древним северо-западным городом Амуд , всякий раз, когда в названии старого места имелся префикс Aw (например, руины Авбаре и Авбубе). [14] ), оно обозначало место последнего упокоения местного святого. [15] Исследования, проведенные А. Т. Керлом в 1934 году в нескольких из этих важных разрушенных городов, обнаружили различные артефакты , такие как керамика и монеты , которые указывают на средневековый период деятельности в конце правления султаната Адал . [14] Среди этих поселений Ав Баркхадл окружен множеством древних стел . [13] На захоронениях возле Бурао также есть старые стелы. [16]
Средневековый
[ редактировать ]Введение ислама в эпоху раннего средневековья в истории Сомали принесло исламские архитектурные влияния с Аравийского полуострова и Персии . Это стимулировало переход от сухого камня и других родственных материалов в строительстве к коралловому камню, высушенному на солнце кирпичу и широкому использованию известняка в сомалийской архитектуре. Многие из новых архитектурных проектов, таких как мечети, были построены на руинах старых построек, и эта практика будет продолжаться снова и снова на протяжении следующих столетий. [17]
Каменные города
[ редактировать ]Прибыльные торговые сети сменявших друг друга средневековых сомалийских королевств и городов-государств, таких как султанат Адал , султанат Могадишо , султанат Аджуран и султанат Геледи , привели к созданию нескольких десятков каменных городов во внутренних районах Сомали, а также в прибрежных районах. регионы. Ибн Баттута, посетивший Могадишо в начале 14 века, назвал его городом бесконечных размеров. [18] и Васко да Гама, проезжавший мимо Могадишо в 15 веке, отметил, что это был большой город с четырех-пятиэтажными домами и большими дворцами в центре. [19]
Сомалийские купцы были неотъемлемой частью караванной торговой сети на большие расстояния, соединяющей крупные сомалийские города, такие как Могадишо , Мерка , Зейла , Бербера , Булхар и Барава , с другими деловыми центрами на Африканском Роге. Многочисленные разрушенные и заброшенные города внутри Сомали можно объяснить остатками некогда процветающей внутренней торговли, восходящей к средневековому периоду. [20]
Внутренние города Амуд и Абаса , процветавшие в 15 веке, содержали более 200 каменных зданий в несколько этажей и до четырех комнат. Разбросанные руины этого места занимают площадь примерно 1,5 мили (2,4 км) в окружности. [21]
Гоан-Богаме , расположенный в районе Лас-Анод , содержит руины большого древнего города, насчитывающего около двухсот зданий. Структуры были построены в архитектурном стиле, подобном зданиям в старых районах Могадишо Хамар-Вайне и Шангани. [1] [3]
Цитадели и городские стены
[ редактировать ]Городские стены были установлены вокруг прибрежных городов Мерка, Барава и Могадишо для защиты городов от таких держав, как Португальская империя . В эпоху Адала многие внутренние города, такие как Амуд и Абаса в северной части Сомали, были построены на холмах высоко над уровнем моря и окружены большими оборонительными каменными стенами. Бардеры Боевики во время борьбы с султанатом Геледи располагали своей главной штаб-квартирой в городе-крепости Бардера , который был укреплен большой крепостью, возвышающейся над рекой Джубба . В начале 19 века цитадель Бардеры была разграблена султаном Юсуфом Махамудом Ибрагимом , и город стал городом-призраком .
Городские стены Сомали также служили барьером против распространения оружия, которое обычно носили сомалийские кочевники и кочевники Африки, входившие в города со своими караванными поездами . Им пришлось оставить свое оружие у городских ворот, прежде чем они смогли выйти на рынки со своими товарами и торговать с горожанами Сомали , жителями Ближнего Востока и азиатскими купцами . [22]
Мечети и святыни
[ редактировать ]В соответствии с древним присутствием ислама в регионе Африканского Рога, мечети в Сомали являются одними из старейших на всем континенте. Одной из архитектурных особенностей, отличающих сомалийские мечети от других африканских мечетей, были минареты .
На протяжении веков Арбаа Рукун (1269 г.), пятничная мечеть Мерка (1609 г.) и Факр ад-Дин (1269 г.) были единственными мечетями в Восточной Африке, имевшими минареты. [23] [24] Массивная круглая коралловая башня Арба Рукун высотой около 13,5 метров (44 футов) и диаметром более 4 метров (13 футов) у основания имеет узкий дверной проем, окруженный множественной упорядоченной утопленной аркой, что может быть первым примером утопленная арка, ставшая прототипом местного стиля михраб.
Мечеть Факр-ад-Дин, построенная первым султаном султаната Могадишо и названная в его честь, датируется 1269 годом. Построенная из мрамора и кораллового камня компактной прямоугольной формы, она имеет куполообразный михраб (указатель направления на Мекку). . В отделке михраба также использовались глазурованные изразцы, на одной из которых имеется датированная надпись. Кроме того, мечеть отличается системой составных балок и двумя основными колоннами. Этот хорошо спланированный, сложный дизайн не повторяется в мечетях южнее за пределами региона Хорн. [25]
13-го века Университет Аль-Гами представлял собой прямоугольное основание с большой цилиндрической башней, архитектурно уникальной в исламском мире .
Святыни , воздвигнутые в честь сомалийских патриархов и предков, возникли на основе древних сомалийских погребальных обычаев. Такие гробницы, которые преимущественно встречаются на севере Сомали (предположительное место происхождения сомалийской этнической группы, составляющей большинство в Сомали), имеют структуры, состоящие в основном из куполов и квадратных планов. [26] На юге Сомали предпочтительной архитектурой средневековых храмов был стиль гробниц с колоннами .
Ряд древних захоронений, датируемых доисламским периодом, расположены на вершине Буур-Хейбе , гранитного инзельберга в южном поясе Дой. Они служат центром ежегодного паломничества ( сияро ). Эти захоронения на вершине горы позже были превращены в мусульманские святыни в последующий исламский период, в том числе Овол Каасинг (происходящее от арабского «Абул Каасим», одно из имен Мухаммеда ) и Шейх Абдулкадир аль-Джилаани (названный в честь основатель ордена Кадирия ). [27]
Башни и маяки
[ редактировать ]в мире Историческое стратегическое расположение Сомали на старейших и наиболее оживленных морских островах способствовало строительству маяков для координации судоходства и обеспечения безопасного входа коммерческих судов во многие портовые города страны . Во времена слабой центральной власти сомалийская цивилизационная матрица внутренних городов и портовых городов основывалась на клановой формуле, в которой различные кланы вели ожесточенную конкуренцию за природные ресурсы, что приводило к хронической вражде между соседями. Башни обеспечивали защиту купечества и городского населения от возможных набегов со стороны кочевых регионов. Каменные башни, такие как башня Альмнара 15 века в Могадишо и башня Джамия в Мерке, также были построены для защиты.
Ранняя современная эпоха
[ редактировать ]Замки
[ редактировать ]В ранний современный или колониальный период продолжилось использование таких материалов, как коралловый камень, высушенный кирпич и известняк, в сомалийской архитектуре, которое с ростом европейского влияния на сомалийский полуостров теперь дополнялось новыми строительными материалами, такими как цемент . Этот период характеризовался военной архитектурой в виде многоцелевых фортов и строительством новых портов. Султаны эпохе Алуулы . в северной части страны и султанат Геледи на юге находились на пике своего развития в этот период, и многие из замков, дворцов и фортов, найденных в различных сомалийских городах, относятся к той
На протяжении всей средневековой замки и крепости, известные как Калькад, строили эпохи сомалийские султаны для защиты как от внешних, так и от внутренних угроз. Главной средневековой сомалийской державой, занимавшейся строительством замков, был Аджуранский султанат , и многие из сотен разрушенных укреплений, усеивающих ландшафты Сомали сегодня, приписываются аджуранским инженерам . [28]
В 1845 году Хаджи Шармарке Али Салех захватил Берберу , построил четыре форта в стиле Мартелло в окрестностях города и разместил в каждом гарнизоне тридцать человек с фитильными ружьями . [29]
Дхулбаханте гаресас
[ редактировать ]В описании Саидом падения Талеха в феврале 1920 года, в письме от апреля 1920 года, переписанном с оригинального арабского письма на итальянский действующим губернатором Сомали , различные сооружения, построенные даравишами, описываются как гареса, взятые у клана Дхулбаханте Британский: [30] [31]
Большая часть Дулбоханта сдалась англичанам и передала двадцать семь гарез (домов), полных винтовок, боеприпасов и денег. | Дхулбаханте по большей части сдались британцам и передали двадцать семь гарес им (домов), полных оружия, боеприпасов и денег. |
Каменные башни Дар Илало , хотя изначально были построены для защиты крепости Таликс , также использовались в качестве зернохранилищ для государства дервишей .
Государство дервишей в конце 19-го и начале 20-го веков было еще одной плодотворной державой, строившей крепости на сомалийском полуострове . В 1909 году, после ухода британцев на побережье, постоянная столица и штаб-квартира дервишей была построена в Тале , большом городе-крепости с четырнадцатью крепостями. Главная крепость, Сильсилат , включала в себя обнесенный стеной сад и караульное помещение. Он стал резиденцией Дийрие Гуре, его жен, семьи, видных сомалийских военачальников, а также принимал у себя нескольких турецких , йеменских и немецких высокопоставленных лиц , архитекторов, каменщиков и оружия производителей . [32] Несколько десятков других гарес Дхулбаханте были построены в Иллиге , Эйле , Шимбирисе и других частях Африканского Рога .
1990-е годы по настоящее время
[ редактировать ]В современный период несколько сомалийских городов, таких как Могадишо , Харгейса и Гароуэ, получили крупные проекты, в которых строительство было выполнено в новых стилях, которые гармонично вписывались в существующую старую архитектуру.
Из-за итальянского влияния некоторые части Могадишо построены в классическом стиле : от Виллы Сомали (официальной резиденции президентов Сомали) до Дворца губернатора Могадишо и здания «Фиат Боэро». Существует множество примеров этой архитектуры, был разработан, когда Могадишо находился под властью Италии .Другие районы Сомали демонстрируют итальянское влияние, например, знаменитый маяк на мысе Гуардафуи.
Правительство Сомали продолжило это наследие, одновременно открыв двери немецким , американским и китайским дизайнерам.
В отличие от преобладающего в Сомали архитектурного стиля Национальный театр в Могадишо был полностью построен с китайской точки зрения. Ратуша построена в марокканском стиле . Большая часть новой архитектуры также продолжила древние традиции: отель Аль-Уруба , выдающийся отель в Сомали и знаковая особенность набережной Могадишо, был полностью спроектирован и построен сомалийцами в стиле арабески .
В последнее время из-за гражданской войны и последующей децентрализации многие города по всей стране быстро превратились в городские центры и самостоятельно приняли свои собственные архитектурные стили.
В городах Могадишо , Харгейса , Бербера и Босасо строительные фирмы построили отели, правительственные учреждения, аэропорты и жилые кварталы в модернистском стиле , часто с использованием из хрома , стали и стекла материалов .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ходд, Майкл (1994). Справочник по Восточной Африке . Публикации по торговле и путешествиям. п. 640. ИСБН 978-0-8442-8983-0 .
- ↑ Человек, Бог и цивилизация, стр. 216.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Али, Исмаил Мохамед (1970). Сомали сегодня: общая информация . Министерство информации и национальной ориентации Сомалийской Демократической Республики. п. 295.
- ^ Пиз, Альфред Э. (1898). «Некоторые сведения о Сомалиленде: с заметками о путешествиях по странам Гадабурси и Западного Огадена, 1896–1897 гг.» . Шотландский географический журнал . 14 (2): 57–73. дои : 10.1080/00369229808732974 .
- ^ Национальное обозрение (1965). Сомали зовет мир . п. 25.
- ^ Международная ассоциация исследований Сомали, Хусейн Мохамед Адам, Чарльз Ли Гешектер (редактор) (1992). Материалы Первого международного конгресса сомалийских исследований . Ученые Пресс. стр. 37 и 40. ISBN. 978-0891306580 . Проверено 9 ноября 2014 г.
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хусейн Мохамед Адам, Чарльз Ли Гешектер (редактор) (1992). Материалы Первого международного конгресса сомалийских исследований . Ученые Пресс. п. 106. ИСБН 978-0891306580 . Проверено 1 ноября 2014 г.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Мохтар, Г. (1990). Древние цивилизации Африки Издательство Калифорнийского университета . п. 311. ИСБН 978-0520066977 . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Сансеверино, Хилари Коста (1983). «Археологические находки на южном побережье Сомали». Азания: Археологические исследования в Африке . 18 (1): 151–164. дои : 10.1080/00672708309511319 .
- ^ Кассанелли, Ли В. (1982). Формирование сомалийского общества: реконструкция истории пастушеского народа, 1600–1900 гг . Издательство Пенсильванского университета . п. 97. ИСБН 978-0812278323 . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Читтик, Невилл (1975). Археологическая разведка Рога: Британско-сомалийская экспедиция . стр. 117–133.
- ^ Читтик, Невилл (1984). Информационный бюллетень Общества археологов-африканистов, выпуски 24–32 . Кафедра археологии Университета Калгари . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бриггс, Филипп (2012). Сомалиленд . Брэдт Путеводители. п. 98. ИСБН 978-1-84162-371-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Льюис, IM (1998). Святые и сомалийцы: популярный ислам в клановом обществе . Пресса Красного моря. п. 90. ИСБН 978-1-56902-103-3 .
- ^ GWB Хантингфорд, «Город Амуд, Сомали», Азания , 13 (1978), с. 184
- ^ «Национальные музеи» . Сомалийское наследие и археология . Проверено 13 октября 2013 г.
- ^ Мохамед Дирие Абдуллахи, Культура и обычаи Сомали , (Greenwood Press: 2001), стр.102.
- ^ Археология ислама в Африке к югу от Сахары, стр. 62.
- ↑ Первое путешествие Да Гамы, стр.88.
- ^ Формирование сомалийского общества - Ли Кассанелли, стр.149
- ^ Бриггс, Филип (2012). Сомалиленд: по сухопутному маршруту из Аддис-Абебы через восточную Эфиопию (1-е изд.). Брэдт Путеводители. ISBN 9781784776053 .
Дома разбросаны повсюду без какого-либо плана; здесь нет улиц и следов окружающей стены. В южной половине жилого района находится мечеть... [с] довольно странно построенным михрабом, обращенным к входу... и сразу к югу... находится кладбище. Здесь более двухсот домов, все хорошо построенные из камня [и] высотой до 2,6 м... Количество комнат колеблется от двух до четырех... иногда нет никаких признаков входа во внутреннюю часть дома. комнаты. Это означает, что вход осуществлялся с крыши, которая, несомненно, была плоской и достигала исчезнувших ступеней... Во внутренних стенах много ниш или шкафов.
- ^ Сказки, которые сохраняются на языке - Скотт С. Риз, стр. 4
- ↑ Исследования по исламской истории и цивилизации Дэвида Аялона, стр. 370.
- ^ Асгар, Аджаз. «Сомалийская архитектура от средневековой до постмодернистской и объединение местных элементов и стилей на протяжении веков - Architects77» . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Питер С. Гарлейк, Раннее искусство и архитектура Африки , (Oxford University Press, США: 2002), стр.176.
- ^ Мохамед Дирие Абдуллахи, Культура и обычаи Сомали , (Greenwood Press: 2001), стр.8.
- ^ Мухтар, Мохамед Хаджи (2003). Исторический словарь Сомали . Пугало Пресс. п. 60. ИСБН 978-0810866041 . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Формирование сомалийского общества, стр. 101.
- ^ Труды Бомбейского географического общества, 1849 г., том 8, с. 185 .
- ^ Железо и огонь в Сомали, Франческо Саверио Кароселли, Рим, 1931; п. 272.
- ^ Сиисе, Яамак (1976). Taariikhdii daraawiishta iyo Саид Максамед Кабдулле Хасан .
По этой причине мы дезертировали, и между нами больше не было никакого соглашения: Дульбоханты по большей части сдались англичанам, которые передали им двадцать семь домов в Гарерии, наполненных винтовками, боеприпасами и деньгами.
- ^ Талех В.А. Макфадьен Географический журнал, Vol. 78, № 2 (август 1931 г.), стр. 125-128.