Блобитектура

Блобитектура (от blob архитектура ), блобизм и блобизм — это термины, обозначающие движение в архитектуре , в котором здания имеют органическую форму здания в форме амебы . [1] Хотя термин «блоб-архитектура» уже был в моде в середине 1990-х годов, слово «блобитектура» впервые появилось в печати в 2002 году в Уильяма Сафайра колонке «О языке» в журнале New York Times . [2] Хотя в статье Safire предполагалось иметь уничижительное значение, это слово прижилось и часто используется для описания зданий изогнутых и закругленных форм.
Происхождение термина «блоб-архитектура»
[ редактировать ]Термин «капля» был использован чешско-британским архитектором Яном Каплицким впервые для обозначения «Офисного здания Blob» в Лондоне в 1986 году. Здание характеризовалось органичной аэродинамической формой и рекламировалось как энергосберегающее. «Блоб-архитектура» была придумана архитектором Грегом Линном в 1995 году в ходе его экспериментов по цифровому дизайну с помощью графического программного обеспечения Metaball . [3] Вскоре ряд архитекторов и дизайнеров мебели начали экспериментировать с этим «капельным» программным обеспечением для создания новых и необычных форм.
Несмотря на кажущийся организм, блоб-архитектура невозможна без программ автоматизированного проектирования . Архитекторы получают формы, манипулируя алгоритмами на платформах компьютерного моделирования. Другими используемыми функциями компьютерного проектирования являются неоднородный рациональный B-сплайн или NURB, поверхности произвольной формы и оцифровка скульптурных форм, аналогичная компьютерной томографии . [4]
Прецеденты
[ редактировать ]

Одним из прецедентов является Archigram , группа английских архитекторов, работавшая в 1960-х годах, к которой принадлежал Питер Кук . Их интересовала надувная архитектура, а также формы, которые можно было создавать из пластика. Рон Херрон , также член Archigram, создавал каплевидную архитектуру в своих проектах 1960-х годов, таких как Walking Cities и Instant City , как это делал Майкл Уэбб с Sin Center . [5]
Работа Бакминстера Фуллера с геодезическими куполами предоставила как стилистические, так и структурные прецеденты. Геодезические купола являются строительными блоками проекта «Рай» . [6]
Нимейера, Здание Edificio Copan построенное в 1957 году, имеет асимметричные волнистые формы, что напоминает нерегулярную нелинейность, часто наблюдаемую в блобитектуре. [7] В 1970-е годы царила атмосфера психоделии, частью которой были эти экспериментальные архитектурные проекты.

Дом Флинтстоуна Уильяма Николсона в 1976 году был построен на больших надутых воздушных шарах. Фредерика Кислера Непостроенный « Бесконечный дом» — еще один пример ранней каплевидной архитектуры, хотя он симметричен в плане и спроектирован до появления компьютеров; его проект Храма Книги (строительство началось в 1965 году), который имеет характерную форму капли жидкости, также предвосхищает формы, которые интересуют сегодня архитекторов. Точно так же работы Витторио Джорджини (Casa Saldarini), Паскаля Хаузермана и особенно Антти Ловага являются примерами успешно построенных BLOB-объектов. Последний построил знаменитый Дворец Бюлей. [8] недалеко от Канн на Лазурном берегу Франции, принадлежит модельеру Пьеру Кардену .
на основе формы, а не технологии . Органические проекты Антонио Гауди в Барселоне и экспрессионистов , таких как Бруно Таут и Герман Финстерлин, считаются архитектурой-каплей [9] Появление новых эстетически ориентированных архитектурных теорий, таких как ООО, побудило современных архитекторов тщательно изучить формально-технологические и теоретические последствия блобитектуры, включая цифрово-физические с дополненной реальностью, как iheartblob. работы таких архитекторов [10]
Построенные примеры
[ редактировать ]

Этот термин, особенно в просторечии, стал ассоциироваться со странными на вид зданиями, включая Фрэнка Гери ( Музей Гуггенхайма в Бильбао 1997) и Проект Experience Music Project (2000). [11] В более узком смысле это не здания-блобы, хотя они были спроектированы с помощью передовых инструментов автоматизированного проектирования, CATIA . в частности [12] Причина этого в том, что они были созданы на основе физических моделей, а не компьютерных манипуляций. Первое полноблоб-здание было построено в Нидерландах Ларсом Спейбруком (NOX) и Касом Остерхейсом . Названный «Водный павильон» (1993–1997 гг.), он имеет полностью компьютерную форму, созданную с использованием инструментов компьютерного проектирования, и электронный интерактивный интерьер, где посетитель может изменять звук и свет.

которое также можно считать примером капли, — это Питера Кука и Колина Фурнье Кунстхаус Здание , (2003) в Граце , Австрия. Другими примерами являются » Роя Мейсона ( «Дом Ксанаду 1979) и редкая экскурсия в поле Херцога и де Мерона на их «Альянц Арене» (2005).
К 2005 году Норман Фостер в некоторой степени также увлекся блобитектурой, создав дизайн в форме мозга для Филологической библиотеки Свободного университета Берлина и Стеклянного дома в Гейтсхеде . Архитектор французского происхождения Эфраим Генри Пави [ фр ] построил Биоморфный дом свободной формы (2012 г.) в Израиле. [13]
Галерея
[ редактировать ]- Лондонская ратуша , сэр Норман Фостер, Лондон , Великобритания
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (мягкая обложка) (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 880 страниц. ISBN 0-19-860678-8 .
- ^ Сафайр, Уильям. Нью-Йорк Таймс : О языке. Дефенестрация. 1 декабря 2002 г.
- ^ Шумахер, Патрик (6 мая 2010 г.). «Патрик Шумахер о параметризме - «Да начнутся войны стилей» » . Журнал архитекторов . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ Джон К. Уотерс, Блобитектура: волновая архитектура и цифровой дизайн (Rockport, 2003).
- ^ Archigram , Питер Кук, редактор (Princeton Architectural Press, 1999).
- ^ Фрэнсис, Шэрон. «Странная история и радикальное будущее пузырьковой архитектуры» . CNN . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ «Исследование Эдифисио Копан» . фризе.com . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ «Любимая резиденция Пьера Кардена, спроектированная архитектором Антти Ловагом | Le Palais Bulles» . www.palaisbulles.com .
- ^ Дженкс, Чарльз (2002). Новая парадигма в архитектуре: язык постмодернизма . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09513-9 . OCLC 799467778 .
- ^ «iheartblob – коллекция архитектурных объектов» . www.iheartblob.com . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «World Wide Words: Блобитектура» . Всемирные слова . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ Обсуждение см.: Уотерс, Джон К. Там же.
- ^ «Биоморфный дом Пейви» . Туви .
Источники
[ редактировать ]- Линн, Грег. Складки, тела и капли: Сборник эссе. Украденное письмо, 1998. ISBN.
- Мушан, Герберт. The New York Times, Заявление архитектуры о будущем: капля . 23 июля 2000 г.
- Сафайр, Уильям. Нью-Йорк Таймс: О языке. Дефенестрация . 1 декабря 2002 г.
- Уотерс, Джон К. Блобитектура: волновая архитектура и цифровой дизайн. Издательство Rockport, 2003. ISBN.
- Маргарет Вертхайм (13 марта 2004 г.). «Прототип показывает, что когда-нибудь здания смогут строить роботы» . Окленд Трибьюн. п. 2.