Мирра Альфасса
Мирра Альфасса | |
---|---|
![]() Мирра Альфасса | |
Персональный | |
Рожденный | Бланш Рэйчел Мирра Альфасса 21 февраля 1878 г. Париж , Франция |
Умер | 17 ноября 1973 г. Пондичерри , Индия | (95 лет)
Место отдыха | Пондичерри , Индия |
Религия | индуизм |
Национальность |
|
Супруг | Анри Моррисе (1870–1956) |
Известные работы | Молитвы и размышления, Давние слова, О мыслях и афоризмах, Слова Матери |
Псевдоним | Мать |
Подпись | ![]() |
Организация | |
институт | Ашрам Шри Ауробиндо Ауровиль |
Религиозная карьера | |
Студенты |
Мирра Альфасса (21 февраля 1878 — 17 ноября 1973), известная своим последователям как Мать или Ла Мер , была франко-индийским духовным гуру , оккультистом и учителем йоги, а также сотрудником Шри Ауробиндо , который считал ее равной йогического роста и назвал ее именем «Мать». Она основала Ашрам Шри Ауробиндо и основала город Ауровиль ; она оказала большое влияние на тему интегральной йоги .
Мирра Альфасса (Мать) родилась в Париже в 1878 году в сефардской еврейской буржуазной семье из Турции . В юности она отправилась в Алжир, чтобы практиковать оккультизм вместе с Максом Теоном . После возвращения, живя в Париже, она руководила группой духовных искателей. В 1914 году она отправилась в Пондичерри, Индия, встретила Шри Ауробиндо и нашла в нем «темную азиатскую фигуру», о которой у нее были видения, и назвала его Кришной. Во время этого первого визита она помогла опубликовать французскую версию периодического журнала «Арья» , в котором публиковалась большая часть постполитических прозаических произведений Шри Ауробиндо.
Во время Первой мировой войны ей пришлось покинуть Пондичерри. После 4-летнего пребывания в Японии в 1920 году она вернулась в Пондичерри. Постепенно, по мере того как к ней и Шри Ауробиндо присоединялось все больше и больше людей, она организовала и развивала Ашрам Шри Ауробиндо. В 1943 году она открыла школу в ашраме, а в 1968 году основала Ауровиль, экспериментальный поселок, посвященный человеческому единству и эволюции. Она умерла 17 ноября 1973 года в Пондичерри.
Сатпрем , который был одним из ее последователей, запечатлел последние тридцать лет жизни Альфассы в 13-томном труде «План Матери» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]

Мирра Альфасса родилась в 1878 году в Париже в семье Мойза Мориса Альфассы, турецкого еврея , мигрировавшего из Эдирне через Египет, и Матильды Исмалун, матери египетской еврейки . Это была буржуазная семья, и полное имя Мирры при рождении было Бланш Рэйчел Мирра Альфасса. У нее был старший брат Маттео Матье Морис Альфасса, который позже занимал многочисленные государственные посты во Франции в Африке. Семья переехала во Францию за год до рождения Мирры. Мирра была близка со своей бабушкой Мирой Исмалум (урожденной Пинто), которая была соседкой и была одной из первых женщин, выехавших в одиночку за пределы Египта. [1] [2]
Мирра научилась читать в семь лет и очень поздно пошла в школу, в девять лет. Она интересовалась различными областями искусства, теннисом, музыкой и пением, но вызывала беспокойство у матери из-за очевидного отсутствия постоянного интереса к какой-либо конкретной области. [3] [4] К 14 годам она прочитала большую часть книг из коллекции отца, что, как полагают, помогло ей овладеть французским языком . [5] Ее биограф Врекхем Мирра имела различные оккультные отмечает, что в детстве переживания, но ничего не знала об их значении или значимости. Она держала эти переживания при себе, поскольку ее мать считала оккультные переживания психической проблемой, которую необходимо лечить. [6] Мирра особенно вспоминает, как в возрасте тринадцати или четырнадцати лет ей приснился сон или видение светящейся фигуры, которую она называла Кришной, но никогда раньше не видела в реальной жизни. [7] [8] [9]
Как художник и путешественник
[ редактировать ]
В Париже
[ редактировать ]В 1893 году после окончания школы Мирра поступила в Академию Жюлиана. [10] [11] изучать искусство. Бабушка Мира познакомила ее с отцом Анри Мориссе , бывшим студентом Академии; они поженились 13 октября 1897 года. [12] Оба были обеспечены и работали художниками в течение следующих десяти лет, в эпоху, известную множеством художников-импрессионистов . Ее сын Андре родился 23 августа 1898 года. Некоторые картины Альфассы были приняты жюри Осеннего салона и выставлялись в 1903, 1904 и 1905 годах. [13] Она вспоминает, что в то время была полной атеисткой , но переживала различные воспоминания, которые, как она обнаружила, были не ментальными образованиями, а спонтанными переживаниями. Она держала эти переживания при себе, и у нее появилось желание понять их значение. Она наткнулась на книгу Раджа-йога» « Свами Вивекананды , в которой были даны некоторые объяснения, которые она искала. Мирра также получила экземпляр Бхагавад-гиты на французском языке, который значительно помог ей узнать больше об этом опыте. [14]
Макс Теон и миссис Теон (Мэри Уэр)
[ редактировать ]
В это время Мирра познакомилась с Луи Теманлисом, который был главой Космического движения , группы, основанной Максом Теоном. Прочитав экземпляр Cosmic Review , она посетила выступления Теманлиса и стала активной в группе. Впервые 14 июля 1906 года она поехала одна в алжирский город Тлемсен, чтобы встретиться с Максом Теоном и его женой Мэри Уэр. Впоследствии она еще дважды, в 1906 и 1907 годах, путешествовала в их поместье в Тлемсене и там практиковала и экспериментировала с учениями Макса Теона и Мэри Уэр. [15]
В 1908 году Мирра переехала на улицу де Леви, 49 в Париже, жила одна в маленькой квартире и участвовала в дискуссиях с буддистами и кругами космического движения. В это время она также познакомилась с мадам Давид Неель . [16] Мирра вышла замуж за Пола Ришара в 1911 году, который после четырех лет службы в армии занялся философией и теологией. Он познакомился с Миррой, когда беседовал с Максом Теоном. Врекхем, биограф Мирры, упоминает, что у Ричарда возникла юридическая проблема при получении детей от первого брака с голландкой, и он попросил Мирру о помощи, которую она приняла, выйдя за него замуж. [17] [18]
Первые встречи со Шри Ауробиндо и Японией
[ редактировать ]
Ричард также был честолюбивым политиком и пытался победить на выборах во французский сенат от Пондичерри , который тогда находился под контролем Франции. Несмотря на свою первоначальную неудачу, он хотел сделать вторую попытку, и 7 марта 1914 года Мирра вместе с Ричардом отплыли в Индию и к 29 марта достигли Пондичерри. В 1914 году Мирра Альфасса, которая позже стала известна как Мать, впервые ступила в Пудучерри, остановилась в Гранд-отеле Д'Европа и встретила Шри Ауробиндо. [19] [20] Достигнув Пондичерри, они назначили встречу со Шри Ауробиндо, который тогда поселился в Пондичерри и приостановил всю свою деятельность за независимость Индии от британского правления. Когда она впервые встретила Шри Ауробиндо, Мирра узнала в нем человека, которого она видела во сне. Во время более поздней встречи она испытала полную тишину ума, свободную от любых мыслей. [21]

Ричард проиграл выборы Полу Блюйсену , которого он поддерживал на предыдущих выборах. Ричард решил опубликовать обзор йоги Шри Ауробиндо, называться Арья и говорить на английском и французском языках. Журнал был впервые опубликован 15 августа 1914 года и выходил в свет следующие шесть с половиной лет. Последующие опубликованные журналы позже были преобразованы в полноценные книги. [22] К этому времени разразилась Первая мировая война , и британцы преследовали индийских революционеров за то, что они были шпионами немецкой армии . Хотя Шри Ауробиндо полностью отказался от своей деятельности против британского правления, его сочли небезопасным, и всем революционерам было предложено переехать в Алжир . Шри Ауробиндо отказался от этого предложения, поэтому британцы написали французскому правительству в Париже письмо с просьбой выдать революционеров, оставшихся во французском Пондичерри. Этот запрос поступил к брату Мирры, Маттео Альфассе, который к тому времени был министром иностранных дел и подал запрос в другие рабочие файлы, чтобы к нему больше никогда не обращались. [23] [24]
По настоянию британцев в 1915 году Ричарду было приказано покинуть Пондичерри. После неудачной попытки остаться, Мирра и Ричард уехали в Париж 22 февраля 1915 года. Через несколько лет Ричарду было приказано развивать французскую торговлю в Японии (которая тогда была союзником Франции и Великобритании) и Китаем. Мирра уехала в Японию вместе с Ричардом, чтобы больше никогда не вернуться в Париж. [25]
Мирра и Ричард остались в Японии и завели знакомства среди индийской общины. Их время в Японии было относительно мирным, и они провели там следующие четыре года. 24 апреля 1920 года Мирра вернулась с Ричардом в Пондичерри. [26] [27] в сопровождении Дороти Ходжсон. Мирра переехала жить недалеко от Шри Ауробиндо в гостевой дом на улице Франсуа Мартен. Ричард недолго оставался в Индии; он провел год, путешествуя по Северной Индии, вернулся во Францию и снова женился в Англии после официального развода с Миррой. Проработав несколько лет профессором в США, он умер в 1968 году. [28] 24 ноября 1920 года из-за шторма и сильного дождя Шри Ауробиндо попросил Мирру и Дороти Ходжсон (позже известную как Датта) переехать в дом Шри Ауробиндо, и она начала жить в нем вместе с другими жителями. [29] [30]
Основание ашрама
[ редактировать ]Integral yoga |
---|
Со временем многие под влиянием журнала Arya Magazine и других людей, слышавших о Шри Ауробиндо, начали приезжать в его резиденцию либо на постоянное место жительства, либо для практики йоги Шри Ауробиндо. Мирра изначально не была полностью принята другими членами семьи и считалась посторонней. Шри Ауробиндо считал ее равной йогической фигурой и начал называть ее «Мать», и с тех пор она стала известна всему сообществу как таковая. Примерно с 1924 года Мать начала организовывать повседневную работу домашнего хозяйства, и постепенно дом превратился в ашрам , куда каждый день притекало множество последователей. [31] После 1926 года Шри Ауробиндо начал отходить от повседневной деятельности и полностью сосредоточился на йогических практиках. К тому времени сообщество выросло до 85 членов, и группа постепенно превратилась в духовный ашрам. [ нужна ссылка ]
Интегральная йога и День Сиддхи
[ редактировать ]Мать была уважаемым учителем йоги в современном контексте. [32] 24 ноября 1926 года, позже объявленный Днем Сиддхи (Днем Победы) и до сих пор отмечаемый Ашрамом Шри Ауробиндо , [33] Мать и Шри Ауробиндо заявляли, что надразумное сознание проявилось непосредственно в физическом сознании, давая возможность человеческому сознанию напрямую осознавать и находиться в надразумном сознании. [примечание 1]
Шри Ауробиндо получил несколько жалоб на Мать по поводу ежедневного управления ашрамом. Чтобы окончательно решить этот вопрос, Шри Ауробиндо в письме в апреле 1930 года объявил «Мать» единоличной ответственной за дальнейшую деятельность ашрама. [34] К августу 1930 года число членов ашрама выросло до 80–100 жителей, представив собой самодостаточное сообщество со всеми основными удобствами. [35]
Работа и принципы йоги Шри Ауробиндо и Матери были названы ими: интегральная йога , всеобъемлющая йога. Эта йога отличалась от старых способов йоги, потому что последователь не отказывался от внешней жизни, чтобы жить в монастыре, но присутствовал в обычной жизни и практиковал духовность во всех сферах жизни. [36]
К 1937 году число жителей ашрама выросло до более чем 150, поэтому возникла необходимость в расширении зданий и сооружений, чему способствовал Диван Хайдер Али, низам Хайдарабада, который предоставил ашраму грант на дальнейшее расширение. Под руководством Матери Антонин Раймонд , главный архитектор, при содействии Франтичека Заммера и Джорджа Накашимы построил здание общежития. К этому времени разразилась Вторая мировая война, задержавшая строительство, но, наконец, через десять лет оно было завершено и получило название Голконда. [37] В 1938 году Маргарет Вудро Вильсон , дочь президента США Вудро Вильсона , приехала в ашрам и решила остаться там до конца своей жизни. [38]
К 1939 году разразилась Вторая мировая война. Некоторые члены ашрама, возможно, косвенно поддержали Гитлера, потому что Великобритания подверглась нападению, но и Мать, и Шри Ауробиндо публично заявили о своей поддержке союзных войск , в основном путем пожертвований в военный фонд вице-короля, к большому удивлению многих индийцев. [39]
Школа в ашраме и смерть Шри Ауробиндо
[ редактировать ]2 декабря 1943 года Мать открыла в ашраме школу примерно для двадцати детей. Она считала, что это значительный отход от обычной жизни в ашраме, которая до этого заключалась в практике полного отречения от внешнего мира. Однако она обнаружила, что школа постепенно будет соответствовать принципам интегральной йоги Шри Ауробиндо. [40] Позже школа стала известна как Международный образовательный центр Шри Ауробиндо. С 21 февраля 1949 года она основала ежеквартальный журнал The Bulleti , в котором Шри Ауробиндо опубликовал серию из восьми статей под названием «Супраментальное проявление на Земле», в которых он впервые написал о переходном бытии между человеком и сверхчеловеком. [41]

Шри Ауробиндо умер 5 декабря 1950 года. Для Матери это был очень трудный опыт. [41] Вся деятельность в ашраме была приостановлена на двенадцать дней, после чего Матери пришлось решать будущее развитие ашрама. Мать решила взять на себя всю работу ашрама, а также продолжать интегральную йогу внутри страны. Годы с 1950 по 1958 год были годами, когда ее чаще всего видели ее ученики. [42]
Пондичерри, Индия
[ редактировать ]15 августа 1954 года французский Пондичерри стал союзной территорией Индии . Альфасса объявила двойное гражданство Индии и Франции. [43] которое она пыталась получить, но не смогла из-за закона о гражданстве и стала гражданкой Индии в 1954 году. вступившего в силу [44] Джавахарлал Неру посетил ашрам 16 января 1955 года и встретился с ней. Эта встреча развеяла многие его сомнения относительно ашрама. Во время его второго визита в ашрам 29 сентября 1955 года его дочь Индира Ганди сопровождала . Альфасса оказала на нее глубокое влияние, которое в последующие годы переросло в близкие отношения. [45] Мать продолжала преподавать французский язык после смерти Шри Ауробиндо. Она начала с простых бесед и декламаций, которые позже переросли в более глубокие дискуссии об интегральной йоге, где она читала отрывки из сочинений Шри Ауробиндо или своих собственных и комментировала их. Эти сеансы превратились в семитомную книгу под названием «Вопросы и ответы» . [46]
После 1958 года Альфасса постепенно начала отказываться от внешней деятельности. 1958 год также ознаменовался большим прогрессом в йоге. [47] С 1959 года она прекратила всю свою деятельность, чтобы полностью посвятить себя йоге. 21 февраля 1963 года, в свой 85-й день рождения, она дала свой первый даршан на террасе, построенной для нее. С тех пор она будет присутствовать там в дни даршана, когда внизу собираются посетители, чтобы мельком увидеть ее. [48] Мать регулярно встречалась со многими учениками, и одним из них был Сатпрем . Он записал их разговоры, которые позже собрал в сборник из 13 книг под названием «Программа Матери» .

Основание Ауровиля
[ редактировать ]Мать опубликовала статью под названием «Мечта», в которой предложила место на земле, на которое ни одна нация не может претендовать как на свою исключительную собственность, для всего человечества без каких-либо различий. [49] В 1964 году было наконец решено построить этот город. 28 февраля 1968 года они составили устав города Ауровиль , что означает «Город Зари» (от французского слова aurore), образцового универсального городка, одной из целей которого должно было стать достижение человеческого единства. Город все еще существует и продолжает расти (хотя и не по количеству постоянных жителей, зафиксированному переписью). [ нужна ссылка ]
Спустя годы
[ редактировать ]Многие политики регулярно посещали Альфассу. Ее посещали В.В. Гири , Нандини Сатпати , Далай-лама и особенно Индира Ганди , которая находилась с ней в тесном контакте. [50] К концу марта 1973 года она тяжело заболела. После 20 мая 1973 г. все заседания были отменены. Альфасса умерла в 19:25 17 ноября 1973 года в возрасте 95 лет. Она была похоронена 20 ноября в Самадхи, рядом с телом Шри Ауробиндо. [51]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Подробное описание Сверхразума представлено в Книге I, глава 28, и Книге II, глава 26 философского опуса Ауробиндо « Жизнь Божественная».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Врекхем 2004 , стр. 4–7.
- ^ Хроники матери, том I; Мать о себе – Хронология с.83.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 8.
- ^ Айенгар 1978 , стр. 6–7.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 10.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 11–13.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 14.
- ↑ Бюллетень Образовательного центра Шри Ауробиндо , 1976, стр. 14, Мать о себе, стр. 17–18.
- ^ Бюллетень 1974 г., стр.63.
- ^ «Мать» . sriaurobindoashram.org . 2013. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Мирра Альфасса, картины и рисунки , стр. 157-158.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 15–20.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 24.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 29.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 37–67.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 73–75.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 84.
- ^ Гус, Боаз . «Космическое движение» (PDF) . Проект «Мировые религии и духовность» (WRSP) . Проверено 13 февраля 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ↑ Интервью с Притвиндрой Мукерджи , The Sunday Standard , 15 июня 1969 г.; «Мать» , Према Нандакумар, Национальный книжный фонд, 1977, стр. 9.
- ^ Кармайоги без даты, Ван Врекхем, 2001.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 140–155.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 160–172.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 175–177.
- ^ Пурани 1982 , с. 9–12 [ нужна полная цитата ]
- ^ Врекхем 2004 , стр. 178–180.
- ^ Айенгар 1978 , с. 182.
- ^ Собрание сочинений 1978 , том 8, стр. 106–107.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 215–216.
- ^ Врекхем 2004 , с. 225.
- ^ Программа матери 1979 , том 2, стр. 371–372.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 228–248.
- ^ Джонс и Райан 2007 , с. 292.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 250–251.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 258–259.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 286–287.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 270–271.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 303–305.
- ^ Ниродбаран 1972 .
- ^ Врекхем 2004 , стр. 310–326.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 334–335.
- ^ Jump up to: а б Врекхем 2004 , стр. 353–354.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 385.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 408–409.
- ^ Камалакаран, Аджай (10 декабря 2023 г.). «Когда духовный гуру поставил индийское правительство в затруднительное положение с просьбой о двойном гражданстве» . Прокрутка.com . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 412–413.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 414.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 479–486.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 541.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 547–549.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 573.
- ^ Врекхем 2004 , стр. 593–598.
Библиография
[ редактировать ]- Хехс, Питер (2008). Жизни Шри Ауробиндо . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14098-0 .
- Врекхем, Жорж Ван (2004). Мать – история ее жизни . Рупа и Ко ISBN 8129105934 .
- Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). «Мать (Мирра Ричард)» . Энциклопедия индуизма . Энциклопедия мировых религий. Дж. Гордон Мелтон , редактор серии. Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 292–293. ISBN 978-0-8160-5458-9 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2020 года.
- Ниродбаран (1972). Двенадцать лет со Шри Ауробиндо . Том. 1. Пондичерри: Ашрам Шри Ауробиндо.
- Пурани, AB, изд. (1982). Вечерние беседы со Шри Ауробиндо . Пондичерри: Ашрам Шри Ауробиндо.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анон., Мать – Некоторые даты
- Ауробиндо, Шри (1972). Собрание сочинений Шри Ауробиндо (изд. К столетию со дня рождения). Ашрам Шри Ауробиндо, Пондичерри.
- (1972b) Мать , Ашрам Шри Ауробиндо, Пондичерри
- Айенгар, KRS (1978). О матери: Хроника проявления и служения (2-е изд.). Международный образовательный центр Шри Ауробиндо / Пондичерри. (2 тома, с непрерывной нумерацией страниц)
- Альфасса, Мирра (1977) Мать на себе , Ашрам Шри Ауробиндо, Пондичерри
- Собрание сочинений матери (Столетие изд.). Ашрам Шри Ауробиндо, Пондичерри. 1978 (набор из 17 томов)
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Повестка дня матери . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Институт эволюционных исследований. 1979 (набор из 13 томов)
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )- (дата?) Цветы и их послания , Ашрам Шри Ауробиндо
- (дата?) Цветы и их духовное значение , Ашрам Шри Ауробиндо
- Дас, изд. Нолимы, (1978) Взгляд на жизнь матери, том 1, Ашрам Шри Ауробиндо, Пондичерри
- Мукерджи, Притвиндра (2000), Шри Ауробиндо: Биография , Дескле де Брауэр, Париж
- Нахар, Суджата (1986) Хроники матери, Бк. 2. Мирра Художница , Париж: Институт эволюционных исследований, Париж и Мира Адити, Майсур.
- (1989) Хроники матери Бк. 3. Мирра Оккультистка . Париж: Институт эволюционных исследований, Париж и Мира Адити, Майсур.
- К.Д. Сетна , Мать, прошлое-настоящее-будущее, 1977 г.
- Сатпрем (1982) Разум клеток (перевод Франсин Махак и Люка Вене) Институт эволюционных исследований, Нью-Йорк, Нью-Йорк
- Ван Врекхем, Жорж : Мать - История ее жизни , HarperCollins Publishers India, Нью-Дели, 2000 г., ISBN 81-7223-416-3 (см. также Мать встречает Шри Ауробиндо – отрывок из этой книги)
- Ван Врекхем, Жорж : За пределами человека – Жизнь и творчество Шри Ауробиндо и Матери , HarperCollins Publishers India, Нью-Дели, 1999, ISBN 81-7223-327-2
Частичная библиография
[ редактировать ]- Комментарии к Дхаммападе , Lotus Press, Twin Lakes, WI 2004, ISBN 0-940985-25-X
- Цветы и их послания , Lotus Press, Twin Lakes, WI. ISBN 0-941524-68-X
- В поисках души в повседневной жизни , Lotus Press, Twin Lakes, WI. ISBN 0-941524-57-4
- Душа и ее силы , Lotus Press, Твин Лейкс, Висконсин ISBN 0-941524-67-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Сочинения Матери (архивировано 3 марта 2015 г.)
- 1878 рождений
- 1973 смерти
- Индийские женщины-биографы
- Французские женщины-биографы
- Французские эмигранты в Индию
- Французские эмигранты в Японии
- Французские евреи-сефарды XIX века
- Французы египетско-еврейского происхождения
- Французы турецко-еврейского происхождения
- Переходит в индуизм из иудаизма
- Французские оккультисты
- Индийские индуистские духовные учителя
- Шри Ауробиндо
- Основатели индийских школ и колледжей
- Духовенство из Парижа
- Академия выпускников Джулиана
- Индийские женщины-филантропы
- Ауровиль
- Люди из Французской Индии
- Обращается в индуизм
- Индийские индуистские святые
- Индийский народ французского происхождения
- Ученые из Пудучерри
- Женщины-преподаватели из Пудучерри
- Педагоги из Пудучерри
- Женщины-мистики
- Натурализованные граждане Индии
- Французские женщины-педагоги XX века
- Французские педагоги ХХ века
- Индийские женщины-педагоги XX века
- Индийские педагоги XX века
- Индийские теоретики образования XX века
- Теоретики образования индийских женщин XX века
- Индийские филантропы XX века
- Индийские писательницы XX века
- Индийские биографы XX века
- Авторы «Говорящего дерева»