Jump to content

Йогини

Йогини, X век, династия Чола , Тамил Наду , Индия . Из Смитсоновского института .

Йогини Индийском ( санскрит : योगिनी, IAST : yoginī ) — женщина-мастер, практикующая тантру и йогу , а также формальный термин уважения к женщинам-индуистским или буддийским духовным учителям на субконтиненте , в Юго-Восточной Азии и Большом Тибете . Этот термин представляет собой женское санскритское слово мужского рода йога , тогда как термин « йог » IPA: [ˈjoːɡɪn] используется в нейтральном, мужском или женском смысле. [1]

Йогини в некоторых контекстах — это священная женская сила, воплотившаяся как аспект Парвати и почитаемая в храмах йогини Индии. Они часто почитают группу из 64 йогинь и называются таковыми, но также могут иметь 42 или 81 йогинь. Имена 64 йогинь различаются в разных классификациях.

Поклонение йогиням началось за пределами ведической религии , начиная, согласно Видье Дехеджиа, с культов местных деревенских богинь, грама-деват . Каждый из них защищает свою деревню, иногда давая определенные преимущества, такие как безопасность от укусов скорпионов . Постепенно, посредством Тантры , эти богини были сгруппированы в число, которое считалось могущественным, чаще всего 64, и они стали считаться важной частью индуизма. [2] Исторические свидетельства о Йогини Кауласе позволяют предположить, что эта практика прочно утвердилась к 10 веку как в индуистской, так и в буддийской тантрической традиции. [3] Природа йогинь в разных традициях различается; в Тантре они свирепы и устрашающи, тогда как в Индии женщины-саньясины, соблюдающие целомудрие, могут называть себя йогинями. [4]

В древних и средневековых текстах индуизма йогиня связана с Деви или непосредственно является ее аспектом. богиней [5] В сборнике мифов XI века « Катхасарицагара » йогини относятся к классу женщин с магическими способностями, волшебниц, которых иногда называют 8, 60, 64 или 65. [6] В «Хатха-йога-прадипике» упоминаются йогини. [7] Деви иногда изображают с наложенной на нее Йогини-чакрой, колесом из 64 йогинь, помещая их как аспекты Деви. [8]

Натх Йога

[ редактировать ]

Термин «йогини» использовался в средние века для обозначения женщины, принадлежащей к традиции натх-йоги, основанной примерно в 11 веке. [9] Обычно они принадлежат к шиваитской традиции, но некоторые натхи принадлежат к вайшнавской традиции. [10] В любом случае, утверждает Дэвид Лорензен, они практикуют йогу , и их главным Богом, как правило, является Ниргуна , то есть лишенный формы и полумонистический , [10] В средневековую эпоху под влиянием индуизма Адвайта Веданта , буддизма Мадхьямаки и Тантры. [11] [12] Человеческие йогини были значительной частью этой традиции, и многие картины второго тысячелетия изображают их и их практики йоги. Лоренцен утверждает, что натх-йоги были популярны среди сельского населения в Южной Азии, а средневековые сказки и рассказы о натх-йогах продолжают помнить и в наше время, в Декане , западных и северных штатах Индии и в Непале. [10]

Женщины в тантрических традициях, будь то индуистские или буддийские, также называются йогинями. [13] [14] В тантрическом буддизме Миранда Шоу утверждает, что многие женщины, такие как Домбийогини, Сахаджайогичинта, Лакшминкара, Мекхала, Канкхала Гангадхара, Сиддхараджни и другие, были уважаемыми йогинями и продвинутыми искателями на пути к просветлению . [15]

64 йогини

[ редактировать ]

Характеристики

[ редактировать ]

Примерно с 10-го века йогини появляются группами, часто по 64 человека. Они появляются как богини, но человеческие женщины-адепты тантры могут подражать «и даже воплощать» эти божества, которые могут выглядеть как смертные женщины, создавая двусмысленную и размытую границу между человеческое и божественное. [16] Йогини, божественные или человеческие, принадлежат к кланам; в Шайве одними из важнейших являются кланы 8-ми Матерей (матрис или матрик ). Йогини часто териоморфны , имеют формы животных, представленных в скульптурах в виде женских фигур с головами животных. Йогини ассоциируются с «настоящим превращением » в самок животных и способностью трансформировать других людей. [17] Они связаны с Бхайравами , часто несут черепа и другие тантрические символы и практикуют на местах кремации и в других пограничных местах. Они сильны и опасны. Они одновременно защищают и распространяют эзотерические тантрические знания. Они обладают сиддхами , необычайными способностями, включая способность летать; [18] многие йогини имеют форму птиц или используют птицу в качестве ваханы , или животного-транспортного средства. [19] В более позднем тантрическом буддизме дакини , женский дух, способный летать, часто используется как синоним йогини. [20] Ученый Шаман Хэтли пишет, что архетипическая йогиня - это «автономный небесный путешественник ( кхечари )», и что эта сила является «высшим достижением для практикующего, ищущего сиддхи ». [21]

По словам ученого Видья Дехеджиа , в конце 20-го века йогини вызывали «глубокое чувство страха и трепета» среди «средних» людей в Индии . Она отмечает, что такой страх может быть древним, поскольку « Брахманда-пурана» и «Джнянарнава-тантра» предупреждают, что передача тайных знаний непосвященным навлечет на себя проклятие йогинь. [22]

Ассоциация с Матриками

[ редактировать ]

В санскритской литературе йогини представлены как помощники или проявления Дурги, сражающиеся с демонами Шумбхой и Нишумбхой , а главные йогини отождествляются с Матриками . [23] Другие йогини описываются как рожденные от одной или нескольких Матрик. Происхождение 64 йогинь из 8 Матрик стало традицией. К середине 11 века связь между йогинями и матриками стала общеизвестной. Мандала ( круг ) и чакра йогинь использовались поочередно. 81 йогиня развивается из группы из 9 Матрик. Семь Матерей, или Саптаматрика (Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани (Аиндри) и Чамунди), к которым присоединяются Чанди и Махалакшми, образуют группу из девяти Матрик. Каждая Матрика считается йогиней и связана с 8 другими йогинями, в результате чего получается труппа из 81 человека (9×9). [24] В некоторых традициях есть только 7 Матрик и, следовательно, меньше йогинь.

Не существует общепризнанного списка имен 64 йогинь; Дехеджия обнаружила и сравнила около 30 различных списков, обнаружив, что они редко совпадают и что относительно 64, должно быть, существовало множество традиций. Она утверждает, что списки можно разделить на те, которые включают Матрики среди йогинь и придают йогиням высокий статус. , и те, которые не делают ни того, ни другого. Высокий статус означает, что йогини являются либо аспектами Великой Богини Деви , либо ее помощниками. [25]

Калика -пурана включает 16 матрик среди йогинь. 9 из этих Матрик относятся к серии Брахми ; Дехеджия комментирует, что в этой традиции йогини представляют собой «64 различных аспекта самой Деви»; им следует поклоняться «индивидуально». [26]

Агни Пурана не включает Матриков в число йогинь, но утверждает, что они связаны между собой. Он делит йогинь на 8 семейных групп, каждую из которых возглавляет Матрика, которая является либо матерью, либо другой родственницей каждой из ее йогинь. [25]

«Агни -пурана» , «Сканда-пурана» и «Калика-пурана» содержат по два списка ( намавали ) йогинь, часто совершенно разного содержания. Шри Матоттара-тантра говорит, что Кхечари-чакра и Йогини-чакра представляют собой круги из 64 йогинь, тогда как Мула-чакра имеет круг из 81 йогини, а Малини-чакра имеет круг из 50 йогинь. [27] Число 8 благоприятно; его квадрат, 64, «еще более мощный и эффективный». [28] В тантрических текстах предположительно имеется 64 Агамы и Тантры, 64 Бхайравы, 64 мантры , 64 места, посвященные Богине ( питхи ), и 64 необычайные силы ( сиддхи ). Дехеджиа отмечает, что йогини тесно связаны с сиддхами . [28]

Храмы йогини просты по сравнению с типичными индийскими храмами, без обычных башен, ворот и сложной резьбы, привлекающей внимание ученых. [22]

Основные сохранившиеся гипаэтральные (открытые) храмы 64 йогинь ( Чаусати Джоган ) [29] [23] в Индии, построенные между 9 и 12 веками, включая два в Одише в Хирапуре и Ранипуре Джариал ; [30] и три в Мадхья-Прадеше , в Кхаджурахо , Бхедагхате , [31] [32] и хорошо сохранившийся храм на вершине холма в Матаоли в районе Морена. [33] [34]

Иконографии статуй йогинь в различных храмах неодинаковы, и йогини не одинаковы в каждом наборе из 64 штук. В храме Хирапура все йогини изображены со своими ваханами (транспортными животными) и в стоячих позах. В храме Ранипур-Джариал изображения йогини находятся в танцующих позах. В храме Бхедагхат йогини сидят в лалитасане . [29]

Храмовые изображения йогинь были выполнены из материалов, включая камень и бронзу, по крайней мере, 9 века.

Целью поклонения йогини, как описано и в Пуранах , и в Тантрах, было приобретение сиддх . [35]

Шри Матоттара-тантра описывает 8 основных сил, названных в «Йога-сутрах» Патанджали , а именно: Анима , становящаяся микроскопически маленькой, дающая знание о том, как устроен мир; Махима , став огромным, способен обозревать всю Солнечную систему и Вселенную; Лагхима , становящаяся невесомой, позволяющая левитировать и астральные путешествия вдали от тела; Гарима , ставший очень тяжелым и сильным; Пракамья , обладающий непреодолимой силой воли, способный управлять умами других; Ишитва , контролирующая и тело, и ум, и все живое; Вашитва , управляющая природными элементами, такими как дождь, засуха, вулканы и землетрясения; и Камавашаита, обретение всех желаний и любых сокровищ. [36]

Шри Матоттара-тантра перечисляет множество других более или менее магических сил, которые преданные могут получить, правильно призывая йогинь: от способности вызывать смерть, разочарование, паралич или потерю сознания до провокации, восхитительной поэзии и соблазнения. [37]

Практики

[ редактировать ]

Вино, плоть, кровь

[ редактировать ]

Поклонение йогиням, направленное на обретение оккультных сил, состояло из набора ритуалов, называемых Махаягой . Они происходили в священном пространстве круглого храма, подходящем для магической деятельности. Йогини призывались с подношениями вина, мяса и крови. Шри Матоттара Тантра описывает йогинь, наслаждающихся вином и опьяняющих его; одного из них действительно зовут Сураприя (любитель вина). Куларнава -тантра дает рецепт приготовления напитка йогинь, включающего сухой имбирь, кору лимона, черный перец, цветки, мед и сахарный диабет в воде, и настаивать в течение 12 дней. Согласно « Брихаддхарма-пуране», йогини танцевали, пили кровь и вино . « Каулавали Нирная» добавляет, что для поклонения йогиням необходимы кровь и мясо. Принесение в жертву животных, всегда мужского пола, практикуется в Ассаме в храме Камакхья , где продолжают поклоняться 64 йогиням. [38]

Трупные ритуалы

[ редактировать ]

Скульптуры в некоторых храмах йогинь, таких как Шахдол, Бхерагхат и Ранипур-Джариал, изображают йогинь с ножами картари , человеческими трупами, отрубленными головами и чашами из черепов. По-видимому, существовали трупные ритуалы, шава садхана , как описано в Вира-тантре , которая призывает подносить еду и вино 64 йогиням и практиковать пранаяму, сидя на трупе. Вира Кудамани требует, чтобы обнаженный практикующий ( садхака ) и его партнер сидели на трупе и практиковали майтхуна , тантрический секс. Шри Матоттара-тантра учит, что труп должен быть неповрежденным, красивым и свежим; Дехеджиа отмечает, что здесь подразумевается не человеческое жертвоприношение, а отбор лучших трупов. В кругу Матерей, перед статуей Бхайравы, труп нужно омыть, покрыть сандаловой пастой и отрубить ему голову одним ударом. В нем говорится, что Матери будут наблюдать за этим с неба, и садхака обретет 8 основных сиддх . Далее мясо трупа едят; Дехеджия заявляет, что эта практика «не является редкостью» и что в Камакхье люди избегают оставлять труп на ночь перед кремацией «из страха потерять его из-за практикующих тантру». [39]

Дехеджия отмечает, что ни в одном из храмов йогини нет скульптур, изображающих майтхуну , ритуальный секс, и нет никаких маленьких фигурок в объятиях, вырезанных на постаменте какой-либо статуи йогини. Тем не менее, пишет она, «совершенно очевидно», что майтхуна была одним из ритуалов Махаяги. [40] Куларнава -тантра упоминает «восемь и шестьдесят четыре митхуны » (обнимающиеся пары); и он предлагает изображать 64 йогини «в объятиях 64 Бхайравов» и поклоняться полученным изображениям. [40] Джнянарнава -тантра описывает 8 Матрик в паре ( югма югма ) с 8 Бхайравами. [40]

Йогини-чакра, также называемая Каула- чакрой или Бхайрави- чакрой, формируется в виде круга ( чакры ), состоящего как минимум из 8 человек, причем равное количество мужчин и женщин. Дехеджия пишет, что это означало, что создание пар было случайным, а не прибытием людей парами, и что это объясняет тщательную сексуальную подготовку в текстах Каулы, такую ​​​​как помазание тела и прикосновение к его частям, чтобы стимулировать обоих партнеров. (кругового поклонения) каста игнорировалась Во время такой чакра-пуджи : все мужчины в круге были Шивой, а все женщины - Деви, а женщины из низших каст считались наиболее подходящими для этой роли. [40]

Дехеджиа также отмечает, что потребность в «конфиденциальности и секретности» при такой практике легко объясняет изолированное расположение храмов йогини на вершине холма, вдали от городов с «ортодоксальным брахманским мышлением, благоприятствующим вегетарианству и возражающим против алкоголя», не говоря уже о том, что есть майтхуна среди них . храмовые ритуалы. [40]

Дэвид Гордон Уайт пишет, что современная практика « тантрического секса » (его кавычки) радикально отличается от средневековой практики. [41]

См. также

[ редактировать ]
  • Апсара - тип женского духа облаков и воды в индуистской и буддийской культуре.
  • Девадаси - женщина, посвятившая себя поклонению богу-покровителю храма.
  • Ваджрайогини - тантрическая буддийская женщина-Будда и дакини.
  • Женщины в индуизме - Положение женщин в религиозных текстах индуизма.
  • Якшини - класс природных духов в индуистской, буддийской и джайнской религиозной мифологии.
  • Йога для женщин - Йога как упражнение для женщин и рекламируется для женщин.
  1. ^ Монье-Вильямс, Монье . «योगिन् (йог)». Список санскритского словаря Монье-Вильямса, 1899 г. Санскритско-английский словарь с этимологией . Издательство Оксфордского университета . Проверено 9 ноября 2022 г.
  2. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 1–10.
  3. ^ Белый 2012 , с. 73–75, 132–141.
  4. ^ Данн 2019 .
  5. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 19–31.
  6. ^ Монье-Вильямс , Санскритский словарь (1899).
  7. ^ Фейерштейн 2000 , с. 350.
  8. ^ Дехеджия 1986 , стр. 22.
  9. ^ Белый 2012 , с. 8–9, 234–256, 454–467.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лоренцен и Муньос, 2012 , стр. х-кси
  11. ^ Лоренцен 2004 , стр. 310–311.
  12. ^ Лоренцен и Муньос 2012 , стр. 24–25.
  13. ^ Гросс 1993 , стр. 87, 85–88.
  14. ^ Уайт 2013 , стр. xiii–xv.
  15. ^ Шоу 1994 .
  16. ^ Хэтли 2007 , стр. 12–13.
  17. ^ Хэтли 2007 , стр. 13–14.
  18. ^ Хэтли 2007 , стр. 16–17.
  19. ^ Хэтли 2007 , с. 14.
  20. ^ Хэтли 2007 , с. 59.
  21. ^ Хэтли 2007 , с. 17.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дехеджиа 1986 , с. ix–x.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхаттачарья 1996 , с. 128.
  24. ^ Глаз 2003 , с. 114.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дехеджиа 1986 , стр. 187.
  26. ^ Дехеджия 1986 , стр. 188.
  27. ^ Дехеджиа 1986 , стр. xi.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дехеджиа 1986 , стр. 44.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чаудхури, Джанмеджай (октябрь 2004 г.). «Происхождение тантризма и культа шестидесяти четырех йогинь в Ориссе» (PDF) . Обзор Ориссы . Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2010 года.
  30. ^ Патель, CB (август 2004 г.). «Монументальный расцвет Ранипур-Джариала» (PDF) . Обзор Ориссы : 41–44. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 г.
  31. ^ Официальный сайт округа Джабалпур - о нас. Архивировано 14 августа 2007 г., в Wayback Machine.
  32. ^ Храм Чаузат Йогини - План территории, фотографии и опись богинь. Архивировано 17 апреля 2010 г., в Wayback Machine.
  33. ^ «Храм Экаттарсо Махадева» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 26 октября 2020 г.
  34. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 91–144.
  35. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 53–66.
  36. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 53–54.
  37. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 54.
  38. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 56–58.
  39. ^ Дехеджиа 1986 , стр. 58–61.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дехеджиа 1986 , стр. 62–64.
  41. ^ Уайт 2006 , с. xiii.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Чивер Маккензи (1998). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-3939-5 .
  • Чопра, Шамбхави (2006). Йогини: раскрытие внутренней Богини . Пресса «Древо мудрости». ISBN  978-8183280358 .
  • Джонсен, Линда (1994). Дочери Богини: Святые женщины Индии . Да, международное издательство. ISBN  978-0936663098 .
  • Макдэниел, июнь (2004 г.). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-534713-5 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с йогиней, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e0d4d2f22e40b6dfd8310b74e19e444__1712228280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/44/6e0d4d2f22e40b6dfd8310b74e19e444.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yogini - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)