Йогини
Йогини Индийском ( санскрит : योगिनी, IAST : yoginī ) — женщина-мастер, практикующая тантру и йогу , а также формальный термин уважения к женщинам-индуистским или буддийским духовным учителям на субконтиненте , в Юго-Восточной Азии и Большом Тибете . Этот термин представляет собой женское санскритское слово мужского рода йога , тогда как термин « йог » IPA: [ˈjoːɡɪn] используется в нейтральном, мужском или женском смысле. [1]
Йогини в некоторых контекстах — это священная женская сила, воплотившаяся как аспект Парвати и почитаемая в храмах йогини Индии. Они часто почитают группу из 64 йогинь и называются таковыми, но также могут иметь 42 или 81 йогинь. Имена 64 йогинь различаются в разных классификациях.
История
[ редактировать ]Поклонение йогиням началось за пределами ведической религии , начиная, согласно Видье Дехеджиа, с культов местных деревенских богинь, грама-деват . Каждый из них защищает свою деревню, иногда давая определенные преимущества, такие как безопасность от укусов скорпионов . Постепенно, посредством Тантры , эти богини были сгруппированы в число, которое считалось могущественным, чаще всего 64, и они стали считаться важной частью индуизма. [2] Исторические свидетельства о Йогини Кауласе позволяют предположить, что эта практика прочно утвердилась к 10 веку как в индуистской, так и в буддийской тантрической традиции. [3] Природа йогинь в разных традициях различается; в Тантре они свирепы и устрашающи, тогда как в Индии женщины-саньясины, соблюдающие целомудрие, могут называть себя йогинями. [4]
Деви
[ редактировать ]В древних и средневековых текстах индуизма йогиня связана с Деви или непосредственно является ее аспектом. богиней [5] В сборнике мифов XI века « Катхасарицагара » йогини относятся к классу женщин с магическими способностями, волшебниц, которых иногда называют 8, 60, 64 или 65. [6] В «Хатха-йога-прадипике» упоминаются йогини. [7] Деви иногда изображают с наложенной на нее Йогини-чакрой, колесом из 64 йогинь, помещая их как аспекты Деви. [8]
- Тканевое изображение Деви с наложенной Йогини-чакрой, колесом 64 йогинь. Раджастан, 19 век.
Натх Йога
[ редактировать ]Термин «йогини» использовался в средние века для обозначения женщины, принадлежащей к традиции натх-йоги, основанной примерно в 11 веке. [9] Обычно они принадлежат к шиваитской традиции, но некоторые натхи принадлежат к вайшнавской традиции. [10] В любом случае, утверждает Дэвид Лорензен, они практикуют йогу , и их главным Богом, как правило, является Ниргуна , то есть лишенный формы и полумонистический , [10] В средневековую эпоху под влиянием индуизма Адвайта Веданта , буддизма Мадхьямаки и Тантры. [11] [12] Человеческие йогини были значительной частью этой традиции, и многие картины второго тысячелетия изображают их и их практики йоги. Лоренцен утверждает, что натх-йоги были популярны среди сельского населения в Южной Азии, а средневековые сказки и рассказы о натх-йогах продолжают помнить и в наше время, в Декане , западных и северных штатах Индии и в Непале. [10]
Тантра
[ редактировать ]Женщины в тантрических традициях, будь то индуистские или буддийские, также называются йогинями. [13] [14] В тантрическом буддизме Миранда Шоу утверждает, что многие женщины, такие как Домбийогини, Сахаджайогичинта, Лакшминкара, Мекхала, Канкхала Гангадхара, Сиддхараджни и другие, были уважаемыми йогинями и продвинутыми искателями на пути к просветлению . [15]
64 йогини
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]Примерно с 10-го века йогини появляются группами, часто по 64 человека. Они появляются как богини, но человеческие женщины-адепты тантры могут подражать «и даже воплощать» эти божества, которые могут выглядеть как смертные женщины, создавая двусмысленную и размытую границу между человеческое и божественное. [16] Йогини, божественные или человеческие, принадлежат к кланам; в Шайве одними из важнейших являются кланы 8-ми Матерей (матрис или матрик ). Йогини часто териоморфны , имеют формы животных, представленных в скульптурах в виде женских фигур с головами животных. Йогини ассоциируются с «настоящим превращением » в самок животных и способностью трансформировать других людей. [17] Они связаны с Бхайравами , часто несут черепа и другие тантрические символы и практикуют на местах кремации и в других пограничных местах. Они сильны и опасны. Они одновременно защищают и распространяют эзотерические тантрические знания. Они обладают сиддхами , необычайными способностями, включая способность летать; [18] многие йогини имеют форму птиц или используют птицу в качестве ваханы , или животного-транспортного средства. [19] В более позднем тантрическом буддизме дакини , женский дух, способный летать, часто используется как синоним йогини. [20] Ученый Шаман Хэтли пишет, что архетипическая йогиня - это «автономный небесный путешественник ( кхечари )», и что эта сила является «высшим достижением для практикующего, ищущего сиддхи ». [21]
По словам ученого Видья Дехеджиа , в конце 20-го века йогини вызывали «глубокое чувство страха и трепета» среди «средних» людей в Индии . Она отмечает, что такой страх может быть древним, поскольку « Брахманда-пурана» и «Джнянарнава-тантра» предупреждают, что передача тайных знаний непосвященным навлечет на себя проклятие йогинь. [22]
Ассоциация с Матриками
[ редактировать ]В санскритской литературе йогини представлены как помощники или проявления Дурги, сражающиеся с демонами Шумбхой и Нишумбхой , а главные йогини отождествляются с Матриками . [23] Другие йогини описываются как рожденные от одной или нескольких Матрик. Происхождение 64 йогинь из 8 Матрик стало традицией. К середине 11 века связь между йогинями и матриками стала общеизвестной. Мандала ( круг ) и чакра йогинь использовались поочередно. 81 йогиня развивается из группы из 9 Матрик. Семь Матерей, или Саптаматрика (Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани (Аиндри) и Чамунди), к которым присоединяются Чанди и Махалакшми, образуют группу из девяти Матрик. Каждая Матрика считается йогиней и связана с 8 другими йогинями, в результате чего получается труппа из 81 человека (9×9). [24] В некоторых традициях есть только 7 Матрик и, следовательно, меньше йогинь.
Имена
[ редактировать ]Не существует общепризнанного списка имен 64 йогинь; Дехеджия обнаружила и сравнила около 30 различных списков, обнаружив, что они редко совпадают и что относительно 64, должно быть, существовало множество традиций. Она утверждает, что списки можно разделить на те, которые включают Матрики среди йогинь и придают йогиням высокий статус. , и те, которые не делают ни того, ни другого. Высокий статус означает, что йогини являются либо аспектами Великой Богини Деви , либо ее помощниками. [25]
Калика -пурана включает 16 матрик среди йогинь. 9 из этих Матрик относятся к серии Брахми ; Дехеджия комментирует, что в этой традиции йогини представляют собой «64 различных аспекта самой Деви»; им следует поклоняться «индивидуально». [26]
Агни Пурана не включает Матриков в число йогинь, но утверждает, что они связаны между собой. Он делит йогинь на 8 семейных групп, каждую из которых возглавляет Матрика, которая является либо матерью, либо другой родственницей каждой из ее йогинь. [25]
«Агни -пурана» , «Сканда-пурана» и «Калика-пурана» содержат по два списка ( намавали ) йогинь, часто совершенно разного содержания. Шри Матоттара-тантра говорит, что Кхечари-чакра и Йогини-чакра представляют собой круги из 64 йогинь, тогда как Мула-чакра имеет круг из 81 йогини, а Малини-чакра имеет круг из 50 йогинь. [27] Число 8 благоприятно; его квадрат, 64, «еще более мощный и эффективный». [28] В тантрических текстах предположительно имеется 64 Агамы и Тантры, 64 Бхайравы, 64 мантры , 64 места, посвященные Богине ( питхи ), и 64 необычайные силы ( сиддхи ). Дехеджиа отмечает, что йогини тесно связаны с сиддхами . [28]
Храмы
[ редактировать ]Храмы йогини просты по сравнению с типичными индийскими храмами, без обычных башен, ворот и сложной резьбы, привлекающей внимание ученых. [22]
Основные сохранившиеся гипаэтральные (открытые) храмы 64 йогинь ( Чаусати Джоган ) [29] [23] в Индии, построенные между 9 и 12 веками, включая два в Одише в Хирапуре и Ранипуре Джариал ; [30] и три в Мадхья-Прадеше , в Кхаджурахо , Бхедагхате , [31] [32] и хорошо сохранившийся храм на вершине холма в Матаоли в районе Морена. [33] [34]
Иконографии статуй йогинь в различных храмах неодинаковы, и йогини не одинаковы в каждом наборе из 64 штук. В храме Хирапура все йогини изображены со своими ваханами (транспортными животными) и в стоячих позах. В храме Ранипур-Джариал изображения йогини находятся в танцующих позах. В храме Бхедагхат йогини сидят в лалитасане . [29]
- Храм Чаусати Йогини, Хирапур , Одиша , 2012 год. В последнее время йогини удостаиваются дара платков.
- Одна из йогинь храма Чаусати Йогини в Хирапуре, Одиша . К стопам йогини подносят цветы.
- VIII века Храм Чаусат Йогини , Морена , Мадхья-Прадеш
Статуи
[ редактировать ]Храмовые изображения йогинь были выполнены из материалов, включая камень и бронзу, по крайней мере, 9 века.
Сиддхи
[ редактировать ]Целью поклонения йогини, как описано и в Пуранах , и в Тантрах, было приобретение сиддх . [35]
Шри Матоттара-тантра описывает 8 основных сил, названных в «Йога-сутрах» Патанджали , а именно: Анима , становящаяся микроскопически маленькой, дающая знание о том, как устроен мир; Махима , став огромным, способен обозревать всю Солнечную систему и Вселенную; Лагхима , становящаяся невесомой, позволяющая левитировать и астральные путешествия вдали от тела; Гарима , ставший очень тяжелым и сильным; Пракамья , обладающий непреодолимой силой воли, способный управлять умами других; Ишитва , контролирующая и тело, и ум, и все живое; Вашитва , управляющая природными элементами, такими как дождь, засуха, вулканы и землетрясения; и Камавашаита, обретение всех желаний и любых сокровищ. [36]
Шри Матоттара-тантра перечисляет множество других более или менее магических сил, которые преданные могут получить, правильно призывая йогинь: от способности вызывать смерть, разочарование, паралич или потерю сознания до провокации, восхитительной поэзии и соблазнения. [37]
Практики
[ редактировать ]Вино, плоть, кровь
[ редактировать ]Поклонение йогиням, направленное на обретение оккультных сил, состояло из набора ритуалов, называемых Махаягой . Они происходили в священном пространстве круглого храма, подходящем для магической деятельности. Йогини призывались с подношениями вина, мяса и крови. Шри Матоттара Тантра описывает йогинь, наслаждающихся вином и опьяняющих его; одного из них действительно зовут Сураприя (любитель вина). Куларнава -тантра дает рецепт приготовления напитка йогинь, включающего сухой имбирь, кору лимона, черный перец, цветки, мед и сахарный диабет в воде, и настаивать в течение 12 дней. Согласно « Брихаддхарма-пуране», йогини танцевали, пили кровь и вино . « Каулавали Нирная» добавляет, что для поклонения йогиням необходимы кровь и мясо. Принесение в жертву животных, всегда мужского пола, практикуется в Ассаме в храме Камакхья , где продолжают поклоняться 64 йогиням. [38]
Трупные ритуалы
[ редактировать ]Скульптуры в некоторых храмах йогинь, таких как Шахдол, Бхерагхат и Ранипур-Джариал, изображают йогинь с ножами картари , человеческими трупами, отрубленными головами и чашами из черепов. По-видимому, существовали трупные ритуалы, шава садхана , как описано в Вира-тантре , которая призывает подносить еду и вино 64 йогиням и практиковать пранаяму, сидя на трупе. Вира Кудамани требует, чтобы обнаженный практикующий ( садхака ) и его партнер сидели на трупе и практиковали майтхуна , тантрический секс. Шри Матоттара-тантра учит, что труп должен быть неповрежденным, красивым и свежим; Дехеджиа отмечает, что здесь подразумевается не человеческое жертвоприношение, а отбор лучших трупов. В кругу Матерей, перед статуей Бхайравы, труп нужно омыть, покрыть сандаловой пастой и отрубить ему голову одним ударом. В нем говорится, что Матери будут наблюдать за этим с неба, и садхака обретет 8 основных сиддх . Далее мясо трупа едят; Дехеджия заявляет, что эта практика «не является редкостью» и что в Камакхье люди избегают оставлять труп на ночь перед кремацией «из страха потерять его из-за практикующих тантру». [39]
Майтуна
[ редактировать ]Дехеджия отмечает, что ни в одном из храмов йогини нет скульптур, изображающих майтхуну , ритуальный секс, и нет никаких маленьких фигурок в объятиях, вырезанных на постаменте какой-либо статуи йогини. Тем не менее, пишет она, «совершенно очевидно», что майтхуна была одним из ритуалов Махаяги. [40] Куларнава -тантра упоминает «восемь и шестьдесят четыре митхуны » (обнимающиеся пары); и он предлагает изображать 64 йогини «в объятиях 64 Бхайравов» и поклоняться полученным изображениям. [40] Джнянарнава -тантра описывает 8 Матрик в паре ( югма югма ) с 8 Бхайравами. [40]
Йогини-чакра, также называемая Каула- чакрой или Бхайрави- чакрой, формируется в виде круга ( чакры ), состоящего как минимум из 8 человек, причем равное количество мужчин и женщин. Дехеджия пишет, что это означало, что создание пар было случайным, а не прибытием людей парами, и что это объясняет тщательную сексуальную подготовку в текстах Каулы, такую как помазание тела и прикосновение к его частям, чтобы стимулировать обоих партнеров. (кругового поклонения) каста игнорировалась Во время такой чакра-пуджи : все мужчины в круге были Шивой, а все женщины - Деви, а женщины из низших каст считались наиболее подходящими для этой роли. [40]
Дехеджиа также отмечает, что потребность в «конфиденциальности и секретности» при такой практике легко объясняет изолированное расположение храмов йогини на вершине холма, вдали от городов с «ортодоксальным брахманским мышлением, благоприятствующим вегетарианству и возражающим против алкоголя», не говоря уже о том, что есть майтхуна среди них . храмовые ритуалы. [40]
Дэвид Гордон Уайт пишет, что современная практика « тантрического секса » (его кавычки) радикально отличается от средневековой практики. [41]
См. также
[ редактировать ]- Апсара - тип женского духа облаков и воды в индуистской и буддийской культуре.
- Девадаси - женщина, посвятившая себя поклонению богу-покровителю храма.
- Ваджрайогини - тантрическая буддийская женщина-Будда и дакини.
- Женщины в индуизме - Положение женщин в религиозных текстах индуизма.
- Якшини - класс природных духов в индуистской, буддийской и джайнской религиозной мифологии.
- Йога для женщин - Йога как упражнение для женщин и рекламируется для женщин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монье-Вильямс, Монье . «योगिन् (йог)». Список санскритского словаря Монье-Вильямса, 1899 г. Санскритско-английский словарь с этимологией . Издательство Оксфордского университета . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 1–10.
- ^ Белый 2012 , с. 73–75, 132–141.
- ^ Данн 2019 .
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 19–31.
- ^ Монье-Вильямс , Санскритский словарь (1899).
- ^ Фейерштейн 2000 , с. 350.
- ^ Дехеджия 1986 , стр. 22.
- ^ Белый 2012 , с. 8–9, 234–256, 454–467.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лоренцен и Муньос, 2012 , стр. х-кси
- ^ Лоренцен 2004 , стр. 310–311.
- ^ Лоренцен и Муньос 2012 , стр. 24–25.
- ^ Гросс 1993 , стр. 87, 85–88.
- ^ Уайт 2013 , стр. xiii–xv.
- ^ Шоу 1994 .
- ^ Хэтли 2007 , стр. 12–13.
- ^ Хэтли 2007 , стр. 13–14.
- ^ Хэтли 2007 , стр. 16–17.
- ^ Хэтли 2007 , с. 14.
- ^ Хэтли 2007 , с. 59.
- ^ Хэтли 2007 , с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дехеджиа 1986 , с. ix–x.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхаттачарья 1996 , с. 128.
- ^ Глаз 2003 , с. 114.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дехеджиа 1986 , стр. 187.
- ^ Дехеджия 1986 , стр. 188.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. xi.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дехеджиа 1986 , стр. 44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чаудхури, Джанмеджай (октябрь 2004 г.). «Происхождение тантризма и культа шестидесяти четырех йогинь в Ориссе» (PDF) . Обзор Ориссы . Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2010 года.
- ^ Патель, CB (август 2004 г.). «Монументальный расцвет Ранипур-Джариала» (PDF) . Обзор Ориссы : 41–44. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 г.
- ^ Официальный сайт округа Джабалпур - о нас. Архивировано 14 августа 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Храм Чаузат Йогини - План территории, фотографии и опись богинь. Архивировано 17 апреля 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ «Храм Экаттарсо Махадева» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 91–144.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 53–66.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 53–54.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 54.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 56–58.
- ^ Дехеджиа 1986 , стр. 58–61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дехеджиа 1986 , стр. 62–64.
- ^ Уайт 2006 , с. xiii.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бхаттачарья, Нарендра Натх (1996) [1974]. История религии шактов (2-е изд.). Издательство Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8121507134 .
- Дехеджия, Видья (1986). Культ йогини и храмы: тантрическая традиция . Национальный музей , Джанпат, Нью-Дели.
- Данн, Лаура М. (2019). «Йогини во плоти: сила, практика и воплощенное женское божество». Журнал исследований Дхармы . 1 (2). Спрингер: 287–302. дои : 10.1007/s42240-019-00023-4 . ISSN 2522-0926 . S2CID 151147589 .
- Фейерштейн, Георг (2000). Энциклопедия йоги Шамбалы . Публикации Шамбалы.
- Гросс, Рита (1993). Буддизм после патриархата . СУНИ Пресс. ISBN 978-0791414033 .
- Хэтли, Шаман (2007). Брахмаямалатантра и ранний шиваитский культ йогинь . Пенсильванский университет (докторская диссертация, номер UMI: 3292099). стр. 1–459.
- Лоренцен, Дэвид (2004). Религиозные движения в Южной Азии, 600-1800 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195664485 .
- Лоренцен, Дэвид Н.; Муньос, Адриан (2012). Йоги-герои и поэты: истории и легенды натхов . СУНИ Пресс. ISBN 978-1438438900 .
- Шоу, Миранда (1994). Страстное просветление: женщины в тантрическом буддизме . Издательство Принстонского университета.
- Вангу, Мадху Базаз (2003). Изображения индийских богинь . Публикации Абхинава. ISBN 978-8170174165 .
- Уайт, Дэвид Гордон (2012). Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226149349 .
- Уайт, Дэвид Гордон (2013). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120817784 .
- Уайт, Дэвид Гордон (2006) [2003]. Поцелуй йогини: «тантрический секс» в контексте Южной Азии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226894843 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Чивер Маккензи (1998). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-3939-5 .
- Чопра, Шамбхави (2006). Йогини: раскрытие внутренней Богини . Пресса «Древо мудрости». ISBN 978-8183280358 .
- Джонсен, Линда (1994). Дочери Богини: Святые женщины Индии . Да, международное издательство. ISBN 978-0936663098 .
- Макдэниел, июнь (2004 г.). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534713-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с йогиней, на Викискладе?