Jump to content

Лалитасана

Шива , бронза Чола , 12 век.
Китайская деревянная Гуаньинь в позе «королевской непринужденности», династия Сун.

Лалитасана — это поза или мудра в индийском искусстве и искусстве дхармических религий других стран. На английском языке ее часто называют «королевской позицией» или « королевской непринужденностью », и это расслабленная поза, типичная для королевских портретов и портретов религиозных деятелей, чьи «королевские» атрибуты подчеркиваются. Фигура сидит на троне, одна нога которого подогнута внутрь сиденья, а другая свисает («подвеска»), касаясь земли или опираясь на опору (часто стилизованный трон лотоса ). Обычно висит правая нога, но можно встретить и перевернутое изображение. Босые ноги – это нормально. Асана — это общий термин для обозначения позы сидя, с санскрита : आसन āsana «сидеть» (от आस ās «сидеть»), сидячая поза, сиденье. [ 1 ] [ 2 ]

В некоторых источниках различают позу лалитасаны , описанную выше, и «королевскую легкость» ( махараджалиласану или раджалиласану ), когда правая нога (обычно) согнута, а ступня лежит на одном уровне с сидящим телом, а вытянутая рука кладется на поднятое колено. [ 3 ] Во всех вариантах техническая формулировка описывает фигуру как находящуюся «в» позе: «сидящей в лалитасане ». [ 4 ] Другие источники считают эти два синонимами. [ 5 ]

Поза с рукой, покоившейся на поднятом колене, особенно распространена в китайском буддийском искусстве для бодхисаттвы . изображений [ 6 ] но встречается в индийском искусстве по крайней мере с 8 века, [ 7 ] с одним известным примером из пещер Аджанты (царь нагов, изображенный ниже), вероятно, датируемым примерно 478 годом. [ 8 ] В Китае он стал ассоциироваться с Гуаньинь с конца 9 века. [ 9 ] Во многих китайских позах лалитасаны , особенно Майтрейи , подогнутая нога опирается на другое бедро, чего обычно не наблюдается в индийском искусстве. [ 10 ]

Подробности

[ редактировать ]
Брахма , 7 век, Айхоле

Очень часто правая левая рука держит цветок лотоса , а правая нога может опираться на другой. или «транспортное средство» фигуры Свисающая нога часто опирается на что-нибудь, будь то цветок лотоса, вахана , животное, которое также является идентифицирующим атрибутом, или ваза. Поскольку поза подчеркивает королевский аспект фигуры, они очень часто носят высокую индийскую корону. В индийском искусстве, особенно древнем и средневековом, поза часто используется для женских фигур, но в искусстве Явы они очень редки и ограничиваются фигурами, близкими к индийским моделям. Это ограничение вполне может быть связано с тем, что обычное женское платье (хотя и не носимое божествами в искусстве) делало эту позу невозможной для женщин. [ 11 ]

Поза с подвешенной левой ногой технически называется савья-лалитасаной или сукхасаной , а с подвешенной правой ногой — вама-лалитасаной . [ 12 ]

Поза типична для изображений королей, а иногда и королев и придворных знати, в ранней буддийской скульптуре (в целом датируемой ок. 100 г. до н. э. — 200 г. н. э.) из таких мест, как Санчи , Бхархут и Амаравати . В основном это сцены из жизни или ранних жизней Будды, но есть и другие светские сцены. [ 13 ]

Поза встречается у религиозных деятелей кушанского искусства (1-4 века н.э.) из Гандхары и Матхуры . [ 14 ] хотя в этот период это редкость, с большим количеством изображений сидящего Будды, многие со скрещенными ногами, поза, которая позже исчезает. [ 15 ] Он становится все более популярным в период постгуптов в средневековой Индии и остается таковым, в частности, часто используется в современных индуистских образах.

Фигуры, обычно изображаемые в лалитасане.

[ редактировать ]

В более поздние периоды поза очень распространена для изображений бодхисаттв и божеств, таких как Тара , но редка для самого Будды, за исключением «будущего Будды» Майтрейи . [ 16 ] Его часто можно увидеть изображающим пузатого бога богатства, Джамбхала в буддизме и Кубера в индуизме.

Поза обычна для Брахмы , [ 17 ] Вишну , Шива и их супруги, начиная с периода Гуптов. Также Матрики , которых обычно называют различными сторонниками животных, и множество других фигур. Отличительной региональной особенностью является то, что храмы в Одише в классическом архитектурном стиле Канинга очень часто имеют фигуру Гаджалакшми в лалитасане в качестве лалатабимбы или центрального защитного изображения над дверным проемом храма или его святилища. [ 18 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). «Асана» . Санскритско-английский словарь . Оксфорд Кларендон Пресс. п. 159.
  2. ^ МакДонелл, Артур Энтони. "Дан" . Практический санскритский словарь . Цифровые словари Южной Азии . Проверено 23 ноября 2018 г.
  3. ^ Харл, 216
  4. ^ См. музей и другие ссылки. В источниках наблюдаются противоречивые определения и различия между вариантами основной позы.
  5. ^ «Зеленая Тара, сидящая в позе королевской непринужденности (Лалитасана)...» , Чикагский институт искусств (бронза с подвесной ногой)
  6. ^ «Осанка королевской непринужденности» , Всемирный музей Чунг Тай.
  7. ^ Азия, 130–132.
  8. ^ Крэйвен, 129
  9. ^ «Гуаньинь, сидящая в королевской позе, около 1250 года» , Художественный музей Принстонского университета.
  10. ^ «Поза созерцания» и «Поза Лалитасаны» , Всемирный музей Чунг Тай
  11. ^ Кемперс, 54–55.
  12. ^ Энциклопедия буддийских божеств, полубогов, божков, святых и демонов: с особым вниманием к иконографическим атрибутам, том 2 , стр. 1014–1016, 1994, DK Printworld, ISBN   8124600198 , 9788124600191
  13. ^ Розенфилд, 186
  14. ^ Азия, 125
  15. ^ Азия, 120
  16. ^ Pal, 24
  17. ^ Азия, 132-133.
  18. Панда, Сасанка Сехар, «Богиня Лакшми: Супруга Господа» , стр. 121–124, Orissa Review , июль 2005 г.
  • «Азия»: Барнхарт, Ричард М., Азия , 1987, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), ISBN   0870994530 , 9780870994531, книги Google
  • Крейвен, Рой К. , Индийское искусство: краткая история , 1987, Thames & Hudson (Praeger в США), ISBN   0500201463
  • Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN   0300062176
  • Кемперс, А. Дж. Бернет, Бронзы Наланды и индуистско-яванское искусство , 1933, BRILL, книги Google
  • Пал, Пратападитья , Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. , Том 1 индийской скульптуры: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес , 1986, Музей искусств округа Лос-Анджелес/Калифорнийский университет Press, ISBN   0520059913 , 9780520059917, книги Google
  • Розенфилд, Джон М., Династические искусства кушанов , 1967, University of California Press, ISSN 0068-5909, книги Google
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27e0a0022c2c9ff56f77f3d3f3f3cd5b__1678740960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/5b/27e0a0022c2c9ff56f77f3d3f3f3cd5b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lalitasana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)