Лалитасана

Лалитасана — это поза или мудра в индийском искусстве и искусстве дхармических религий других стран. На английском языке ее часто называют «королевской позицией» или « королевской непринужденностью », и это расслабленная поза, типичная для королевских портретов и портретов религиозных деятелей, чьи «королевские» атрибуты подчеркиваются. Фигура сидит на троне, одна нога которого подогнута внутрь сиденья, а другая свисает («подвеска»), касаясь земли или опираясь на опору (часто стилизованный трон лотоса ). Обычно висит правая нога, но можно встретить и перевернутое изображение. Босые ноги – это нормально. Асана — это общий термин для обозначения позы сидя, с санскрита : आसन āsana «сидеть» (от आस ās «сидеть»), сидячая поза, сиденье. [ 1 ] [ 2 ]
В некоторых источниках различают позу лалитасаны , описанную выше, и «королевскую легкость» ( махараджалиласану или раджалиласану ), когда правая нога (обычно) согнута, а ступня лежит на одном уровне с сидящим телом, а вытянутая рука кладется на поднятое колено. [ 3 ] Во всех вариантах техническая формулировка описывает фигуру как находящуюся «в» позе: «сидящей в лалитасане ». [ 4 ] Другие источники считают эти два синонимами. [ 5 ]
Поза с рукой, покоившейся на поднятом колене, особенно распространена в китайском буддийском искусстве для бодхисаттвы . изображений [ 6 ] но встречается в индийском искусстве по крайней мере с 8 века, [ 7 ] с одним известным примером из пещер Аджанты (царь нагов, изображенный ниже), вероятно, датируемым примерно 478 годом. [ 8 ] В Китае он стал ассоциироваться с Гуаньинь с конца 9 века. [ 9 ] Во многих китайских позах лалитасаны , особенно Майтрейи , подогнутая нога опирается на другое бедро, чего обычно не наблюдается в индийском искусстве. [ 10 ]
Подробности
[ редактировать ]Очень часто правая левая рука держит цветок лотоса , а правая нога может опираться на другой. или «транспортное средство» фигуры Свисающая нога часто опирается на что-нибудь, будь то цветок лотоса, вахана , животное, которое также является идентифицирующим атрибутом, или ваза. Поскольку поза подчеркивает королевский аспект фигуры, они очень часто носят высокую индийскую корону. В индийском искусстве, особенно древнем и средневековом, поза часто используется для женских фигур, но в искусстве Явы они очень редки и ограничиваются фигурами, близкими к индийским моделям. Это ограничение вполне может быть связано с тем, что обычное женское платье (хотя и не носимое божествами в искусстве) делало эту позу невозможной для женщин. [ 11 ]
Поза с подвешенной левой ногой технически называется савья-лалитасаной или сукхасаной , а с подвешенной правой ногой — вама-лалитасаной . [ 12 ]
История
[ редактировать ]Поза типична для изображений королей, а иногда и королев и придворных знати, в ранней буддийской скульптуре (в целом датируемой ок. 100 г. до н. э. — 200 г. н. э.) из таких мест, как Санчи , Бхархут и Амаравати . В основном это сцены из жизни или ранних жизней Будды, но есть и другие светские сцены. [ 13 ]
Поза встречается у религиозных деятелей кушанского искусства (1-4 века н.э.) из Гандхары и Матхуры . [ 14 ] хотя в этот период это редкость, с большим количеством изображений сидящего Будды, многие со скрещенными ногами, поза, которая позже исчезает. [ 15 ] Он становится все более популярным в период постгуптов в средневековой Индии и остается таковым, в частности, часто используется в современных индуистских образах.
Фигуры, обычно изображаемые в лалитасане.
[ редактировать ]буддист
[ редактировать ]В более поздние периоды поза очень распространена для изображений бодхисаттв и божеств, таких как Тара , но редка для самого Будды, за исключением «будущего Будды» Майтрейи . [ 16 ] Его часто можно увидеть изображающим пузатого бога богатства, Джамбхала в буддизме и Кубера в индуизме.
индуизм
[ редактировать ]Поза обычна для Брахмы , [ 17 ] Вишну , Шива и их супруги, начиная с периода Гуптов. Также Матрики , которых обычно называют различными сторонниками животных, и множество других фигур. Отличительной региональной особенностью является то, что храмы в Одише в классическом архитектурном стиле Канинга очень часто имеют фигуру Гаджалакшми в лалитасане в качестве лалатабимбы или центрального защитного изображения над дверным проемом храма или его святилища. [ 18 ]
-
Король и королева в сцене Джатаки из ранней жизни Будды, ок. 200, из Гантасалы
-
Нага-король и его супруга, Пещера 19, Пещеры Аджанты , ок. 478
-
Майтрейя , Китай, провинция Хэбэй, династия Северная Ци, 550–577 гг. Китайский вариант «позы созерцания».
-
Буддийская Джамбала в Ратнагири, Одиша , VIII век.
-
Одна из Матрик , Непал, позолоченная бронза , 14 век. Подвесная ступня «покоится» на маленьком лотосовом троне , который сам не имеет опоры.
-
« -ракшас Царь Равана сидит в лалитасане на троне лицом к огненному алтарю , которому он предлагает свою отрубленную голову», Британский музей , фирменный стиль , Тируччирапалли , Тамил Наду , ок. 1830 г.
-
Бодхисаттва Авалокитешвара ( Гуаньшиинь ), Шаньси провинция , Китай. 11-12 века нашей эры. Династия Ляо (907-1125 гг. н.э.). Художественный музей Нельсона-Аткинса .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). «Асана» . Санскритско-английский словарь . Оксфорд Кларендон Пресс. п. 159.
- ^ МакДонелл, Артур Энтони. "Дан" . Практический санскритский словарь . Цифровые словари Южной Азии . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Харл, 216
- ^ См. музей и другие ссылки. В источниках наблюдаются противоречивые определения и различия между вариантами основной позы.
- ^ «Зеленая Тара, сидящая в позе королевской непринужденности (Лалитасана)...» , Чикагский институт искусств (бронза с подвесной ногой)
- ^ «Осанка королевской непринужденности» , Всемирный музей Чунг Тай.
- ^ Азия, 130–132.
- ^ Крэйвен, 129
- ^ «Гуаньинь, сидящая в королевской позе, около 1250 года» , Художественный музей Принстонского университета.
- ^ «Поза созерцания» и «Поза Лалитасаны» , Всемирный музей Чунг Тай
- ^ Кемперс, 54–55.
- ^ Энциклопедия буддийских божеств, полубогов, божков, святых и демонов: с особым вниманием к иконографическим атрибутам, том 2 , стр. 1014–1016, 1994, DK Printworld, ISBN 8124600198 , 9788124600191
- ^ Розенфилд, 186
- ^ Азия, 125
- ^ Азия, 120
- ^ Pal, 24
- ^ Азия, 132-133.
- ↑ Панда, Сасанка Сехар, «Богиня Лакшми: Супруга Господа» , стр. 121–124, Orissa Review , июль 2005 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Азия»: Барнхарт, Ричард М., Азия , 1987, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), ISBN 0870994530 , 9780870994531, книги Google
- Крейвен, Рой К. , Индийское искусство: краткая история , 1987, Thames & Hudson (Praeger в США), ISBN 0500201463
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Кемперс, А. Дж. Бернет, Бронзы Наланды и индуистско-яванское искусство , 1933, BRILL, книги Google
- Пал, Пратападитья , Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. , Том 1 индийской скульптуры: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес , 1986, Музей искусств округа Лос-Анджелес/Калифорнийский университет Press, ISBN 0520059913 , 9780520059917, книги Google
- Розенфилд, Джон М., Династические искусства кушанов , 1967, University of California Press, ISSN 0068-5909, книги Google
