Лотосовый трон
Трон лотоса , иногда называемый платформой лотоса , представляет собой стилизованный цветок лотоса, используемый в качестве сиденья или основания для фигуры в искусстве, связанной с индийскими религиями . Это обычный пьедестал для божественных фигур в буддийском и индуистском искусстве , его часто можно увидеть в джайнском искусстве . [ 1 ] Зародившись в индийском искусстве , он последовал за индийскими религиями в Восточную Азию , в частности, .

Точная форма варьируется, но она призвана изображать раскрывающийся цветок Nelumbo nucifera , индийского лотоса . В традиционных биографиях цветы лотоса выросли на первых семи шагах Будды младенец Падмасамбхава , а в некоторых буддийских легендах из цветка лотоса появился . Индийский лотос — водное растение, похожее на кувшинку , хотя на самом деле не имеющее близкого родственника. У него большая, круглая и плоская семенная головка в центре цветка с первоначально небольшими отверстиями над каждым из относительно небольшого количества семян. Помимо других необычных характеристик, Nelumbo nucifera обладает особыми свойствами отталкивания воды, известными как эффект лотоса или ультрагидрофобность . Помимо других символических значений, он возвышается над водной средой, в которой живет, и не загрязняется ею, что является образцом для буддистов. [ 2 ] Согласно Палийскому канону , сам Будда начал эту часто повторяемую метафору в Ангуттара-никае , говоря, что цветок лотоса поднимается из мутной воды незапятнанным, как он поднимается из этого мира, свободным от омрачений, которым учит сутра . [ 3 ]
На санскрите трон называется либо падмасаной ( санскрит : पद्मासन , [pɐdmaːsɐnɐ] , асана — название сидячей позы), что также является названием позы Лотоса в медитации и йоге , или падмапитха , [ 4 ] падма означает лотос, а питха — основание или постамент. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Самая ранняя из Вед , Ригведа , описывает других богов, наблюдающих за рождением Агни , бога огня, восседающего на цветах лотоса; также рождение Васиштхи . [ 6 ] В индуистском мифе главное божество Брахма возникло из лотоса, растущего из пупка Вишну . [ 7 ]

В искусстве эта форма впервые рассматривается как основа для редких ранних изображений Лакшми II века до нашей эры; многие или большинство из них могут иметь буддийский контекст. [ 8 ] Однако впервые это становится обычным явлением для фигур сидящего Будды в греко-буддийском искусстве Гандхары примерно в конце 2-го или 3-го века нашей эры. [ 9 ] Возможно, он достиг Декана еще в конце II века. [ 10 ] В какой-то момент, вероятно, около 200 г., а перед своей смертью примерно в 250 г., буддийский мыслитель Нагарджуна призывал неизвестного буддийского монарха, весьма вероятно, жившего в Декане,:
...Пожалуйста, постройте из всех драгоценных веществ
Изображения Будды с прекрасными пропорциями
Хорошо спроектировано и сидит на лотосах... [ 11 ]
– предполагая, что эта иконография к тому времени была актуальна. Из языка неясно, имелись в виду скульптуры или картины, или и то, и другое. [ 12 ]
В раннем буддийском искусстве оно могло быть предназначено специально для изображения второго из Двойных чудес в легенде о жизни Будды. В некоторых рассказах об этом говорится, что во время состязания с колдунами Будда размножал себя в другие тела, которые сидели или стояли на цветах лотоса. [ 13 ] Его стали использовать для обозначения других буддийских фигур и других индуистских божеств, кроме Лакшми .
Форма
[ редактировать ]Трон в искусстве оказался довольно далеким от реального завода. В исторической скульптуре очень часто имеется четкая разделительная линия примерно посередине; этот тип называется пьедесталом или троном «двойного лотоса» ( вишвападма ). [ 14 ] Чаще всего формы лепестков поднимаются и опускаются от разделительной линии, но иногда верхняя часть трона представляет собой выступающую семенную головку с плоской вершиной в качестве основы для фигуры, возможно, с кругами вместо отверстий, удерживающих семена, как у созревающего лотоса. головы. [ 15 ]
Лотос Бингди — это особый сорт с двумя цветками, расположенными спина к спине на каждом стебле, но неясно, повлияло ли это на форму в искусстве. В восточноазиатских картинах, а также в современных индуистских картинах лотосовый трон часто изображается более реалистично по форме (а не по размеру).
-
Золотая динарская монета Чандрагупты II , царствовавшего ок. 375–ок. 415 г. н. э.
-
Сдержанный трон в виде двойного лотоса, типичный для бронзовых изделий Чола , если они вообще есть. Шива Натараджа , 10 век.
-
Гуаньинь , Япония, XII век.
-
Помимо трех фигур, у подножия этой тибетской Махакалы XII века есть собственный трон.
-
Кришна , похититель масла, слоновая кость, Индия, 16 век.
-
Одиночный лотосовый трон под Гаджа-Лакшми , с боковыми стеблями и бутонами, Одиша , 18 век.
-
Раджа Рави Варма , богиня Лакшми , 1896 г.
Представление всего завода
[ редактировать ]
Подавляющее большинство лотосовых тронов просто изображают изолированный цветок или группу цветов под разными фигурами. Но на некоторых изображениях изображено больше растения. Знаменитый рельеф Гаджа-Лакшми в пещере 16 в Эллоре изображает пруд с листьями лотоса и распускающимися цветами в виде вертикальной панели под троном. [ 17 ]

В других композициях стебли, бутоны и цветы поднимаются вверх рядом с главной фигурой. [ 18 ] Они могут заканчиваться цветком, который держит главная фигура. [ 19 ] особенно, если это Авалокитешвара или Вишну V или VI века (оба также имеют эпитет Падмапани, «держатель лотоса»), [ 20 ] или на другом лотосовом троне за рукой, если она вытянута в мудре . В качестве альтернативы стебли могут подниматься вверх, чтобы поддерживать лотосовые троны под второстепенными, меньшими фигурами, как на ранней терракотовой мемориальной доске, показанной выше, где стебли поднимаются сбоку, чтобы поддерживать слонов, украшающих Гаджа-Лакшми. Это видно на терракотовой мемориальной доске I века до нашей эры, показанной выше. [ 21 ] На изображенном здесь каменном рельефе Санчи царицы изображена похожая композиция с изображением Майи, матери Будды . Над или под водой стебли могут поддерживаться небольшими фигурками наг . [ 22 ]
Растение лотоса на лотосовых тронах часто представляют растущим из космического океана , а на нескольких изображениях растение представлено ниже уровня воды, стебель которого также представляет мировую ось . [ 23 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Pal, 39
- ^ Pal, 39–42; Coomaraswamy, 21; Krishan & Tadikonda, 65; Rodrigues
- ^ Пал, 39–40; Кумарасвами, 21 год; тексты: AN 10.81, «Бахуна суттам»; АН 4.36, «Дона суттам».
- ^ Янсен, 18 лет.
- ^ Pal, 45
- ^ Кумарасвами, 18–19; Пал, 40 лет
- ^ Pal, 40
- ^ Кумарасвами, 22 года; Кришан и Тадиконда, 78 лет, примечание 89
- ^ Мур и Кляйн, 149; Кришан и Тадиконда, 65 лет
- ^ Pal, 41; Walser, 80–87
- ^ Вальзер, 80, 86–87 на дату.
- ^ Вальзер, 81–83.
- ^ Кришан и Тадиконда, 67 лет.
- ^ Лернер и Коссак, Nos. 68, 84, 88, 89, 92, 94, 97, 101 (для вишвападмы ), 110, 111, 113 и т. д.
- ^ Лернер и Коссак, вып. 133, 139, 140; Ханда, Омаканда, Земля Гадди в Чамбе: ее история, искусство и культура: новый взгляд на ранние деревянные храмы , 78–79, 2005, Indus Publishing, ISBN 8173871744 , 9788173871740, книги Google
- ^ Pal, 40
- ^ Мичелл, 362
- ^ Лернер и Коссак, Nos. 116, 117, 119
- ^ Pal, 39
- ^ Pal, 41
- ^ Pal, 40
- ^ Кумарасвами, 53 года.
- ^ Кумарасвами, 20, 53–55.
Ссылки
[ редактировать ]
- Кумарасвами, Ананда , Элементы буддийской иконографии , издательство Гарвардского университета, 1935, онлайн-текст
- Янсен, Ева Руди, Книга индуистских образов: Боги и их символы , 1993, Binkey Kok Publications, ISBN 9074597076 , 9789074597074, книги Google
- Кришан, Ювраджмм, Тадиконда, Калпана К., Образ Будды: его происхождение и развитие , 1996, Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 8121505658 , 9788121505659, книги Google
- Лернер, Мартин и Коссак, Стивен, Трансцендентный лотос: искусство Индии и Юго-Восточной Азии из коллекции Сэмюэля Эйленберга , 1991, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк), ISBN 0870996134 , 9780870996139, книги Google
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1990, Penguin Books, ISBN 0140081445
- Мур, Альберт К., Кляйн, Шарлотта, Иконография религий: введение , 1977, Крис Робертсон, ISBN 0800604881 , 9780800604882, книги Google
- Пал, Пратападитья, Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. , Том 1 индийской скульптуры: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес , 1986, Музей искусств округа Лос-Анджелес/Издательство Калифорнийского университета, ISBN 0520059913 , 9780520059917, книги Google
- Родригес, Х. «Символ священного лотоса» , Махавидья , 2016 г.
- Уолсер, Джозеф, Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура , 2005, издательство Колумбийского университета, ISBN 0231506236 , 9780231506236, книги Google