Сутра
Сутра ( санскрит : सूत्र , латинизированное : сутра , букв. «нитка, нить») [1] в индийских литературных традициях обозначает афоризм или сборник афоризмов в форме руководства или, в более широком смысле, сжатого руководства или текста. Сутры — жанр древних и средневековых индийских текстов, встречающихся в индуизме , буддизме и джайнизме . [1] [2]
В индуизме сутры представляют собой особый тип литературного произведения, сборник коротких афористических высказываний. [2] [3] Каждая сутра — это любое короткое правило, подобное теореме, изложенной в несколько слов или слогов, вокруг которого могут быть сплетены учения о ритуалах, философии, грамматике или любой области знаний. [1] [2] Древнейшие сутры индуизма находятся в Брахмана и Араньяка слоях Вед . [4] [5] Каждая школа индуистской философии , ведические руководства по обрядам посвящения, различные области искусства, права и социальной этики разработали соответствующие сутры, которые помогают обучать и передавать идеи от одного поколения к другому. [3] [6] [7]
В буддизме сутры, также известные как сутты , являются каноническими писаниями , многие из которых рассматриваются как записи устных учений Гаутамы Будды . Они не афористичны, но достаточно подробны, иногда с повторами. Это может отражать происхождение от ведической или санскритской сукты (хорошо произнесенной), а не от сутры (нити). [8]
В джайнизме сутры, также известные как суи , представляют собой канонические проповеди Махавиры, содержащиеся в джайнских агамах, а также в некоторых более поздних (постканонических) нормативных текстах. [9] [10]
Этимология
[ редактировать ]Санскритское слово Сутра ( санскрит : сутра, пали : сутта , Ардха Магадхи : суя ) означает «нитка, нить». [1] [2] Корень слова — сив , «то, что сшивает и скрепляет вещи». [1] [12] Это слово связано с сучи (санскрит: सूचि), что означает «игла, список». [13] и суна (санскрит: सूना), что означает «тканый». [1]
В контексте литературы сутра означает очищенный набор слогов и слов, любую форму или руководство «афоризмов, правил, направлений», скрепленных вместе, как нити, с помощью которых могут быть изложены учения о ритуалах, философии, грамматике или любой области знания. тканый. [1] [2]
Сутра — это любое краткое правило индийской литературы, утверждает Мориц Винтерниц; это «теорема, сжатая в нескольких словах». [2] Сборник сутр становится текстом, и его также называют сутрой (в западной литературе часто пишут с заглавной буквы). [1] [2]
Сутра шлоки отличается от других компонентов, таких как , анувьякхая и вьякхья , встречающихся в древнеиндийской литературе. [14] Сутра – это сжатое правило , в котором кратко излагается послание. [15] в то время как шлока — это стих, который передает полное послание и структурирован по определенным правилам музыкального размера, [16] [17] Анувьяхая — пояснение рецензируемого текста, а Вяхья — комментарий рецензента. [14] [18]
История
[ редактировать ]Веда | Сутры |
Ригведа | Ашвалаяна Сутра (§), Санкхаяна Сутра (§), Шаунака Сутра (¶) |
Самаведа | Латьяяна Сутра (§), Драхьяяна Сутра (§), Нидана Сутра (§), Пушпа Сутра (§), Анустотра Сутра (§) [20] |
Яджурведа | Манава-сутра (§), Бхарадваджа-сутра (¶), Вадхуна-сутра (¶), Вайкханаса-сутра (¶), Лаугакши-сутра (¶), Майтра-сутра (¶), Катха-сутра (¶), Вараха -сутра (¶) , Апастамба-сутра (§), Баудхаяна-сутра (§) |
Атхарваведа | Кусика Сутра (§) |
¶: сохраняются только кавычки; §: текст сохраняется |
Сутры впервые появляются в Брахмана и Араньяка . слоях ведической литературы [5] Их число увеличивается в Ведангах, таких как Шраута-сутры и Кальпа-сутры. [1] Они были разработаны таким образом, чтобы их можно было легко передавать от учителя к ученику, а получатель мог запомнить для обсуждения, самостоятельного изучения или в качестве справочного материала. [2]
Сутра сама по себе представляет собой сжатую стенографию, и нити слогов трудно расшифровать или понять без связанной с ними научной бхасьи или дешифровального комментария, заполняющего « уток ». [21] [22]
Самые старые рукописи, дошедшие до наших дней и содержащие обширные сутры, являются частью Вед и датируются концом 2-го тысячелетия до нашей эры до середины 1-го тысячелетия до нашей эры. [23] Например, утверждает Винтерниц, « Айтарейя Араньяка» представляет собой прежде всего сборник сутр . [5] Об их использовании и древних корнях свидетельствуют упоминания сутр в более широком жанре древней неведической индуистской литературы, называемом Гатха , Нарашанси , Итихаса и Акхьяна (песни, легенды, эпосы и рассказы). [24]
В истории индийской литературы большие сборники сутр в различных областях знаний относятся к периоду с 600 г. до н.э. по 200 г. до н.э. (в основном после Будды и Махавиры), и это было названо «периодом сутр». [24] [25] Этот период последовал за более древним периодом Чхандас , периодом Мантры и периодом Брахмана . [26]
(Древний) индийский ученик изучал эти сутры грамматики, философии или теологии тем же механическим методом, который фиксирует в нашем (современном веке) алфавит и таблицу умножения.
- Макс Мюллер , История древней санскритской литературы [6]
индуизм
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
Некоторые из самых ранних сохранившихся образцов сутр индуизма можно найти в Анупада-сутрах и Нидана-сутрах . [27] В первом изложены эпистемические дебаты о том, Шрути или Смрити более надежным источником знания. следует ли считать [28] в то время как последний определяет правила музыкальных размеров для песнопений и песен Самаведы . [29]
Большая коллекция древней литературы сутр в индуизме соответствует шести Ведангам, или шести частям Вед . [4] Это шесть предметов, которые, как сказано в Ведах , необходимы для полного овладения Ведами. Шестью предметами со своими собственными сутрами были «произношение ( Шикша ), метр ( Чанды ), грамматика ( Вьякарана ), объяснение слов ( Нирукта ), определение времени с помощью астрономии ( Джйотиша ) и церемониальные ритуалы (Кальпа). [4] Первые два, утверждает Макс Мюллер, в ведическую эпоху считались необходимыми для чтения Вед, вторые два — для ее понимания, а последние два — для применения ведических знаний в яджнах (огненных ритуалах). [4] сутры уровни Брахмана включены в Соответствующие им и Араньяка Вед. Тайттирия Араньяка, например, в Книге 7, вставляет сутры для точного произношения после кратких фраз «О буквах», «Об акцентах», «О количестве», «О доставке» и «О благозвучных законах». [30]
Четвертый и часто последний слой философского, спекулятивного текста в Ведах, Упанишады, также включает в себя сутры, подобные тем, которые можно найти в Тайттирия-упанишаде . [30]
В сборник древней ведической сутровой литературы, сохранившейся полностью или фрагментарно, входят Кальпа-сутры , Шульба-сутры , Шраута-сутры , Дхарма-сутры , Грихья-сутры и традиции Смарта. [31] Другие области, в которых известны древние сутры, включают этимологию, фонетику и грамматику.
Постведические сутры
[ редактировать ]Пример сутр из Веданта Сутры
Затем следует исследование Абсолютной Истины.
Из-за его рождения и смерти. 1.1.2.
Потому что это источник писаний. 1.1.3.
Это следствие. 1.1.4.
Для глаз нет слова. 1.1.5.
Некоторые примеры текстов сутр в различных школах индуистской философии включают:
- Брахма-сутры (или Веданта-сутра) – санскритский текст, составленный Бадараяной, вероятно, где-то между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [34] Текст содержит 555 сутр в четырех главах, обобщающих философские и духовные идеи Упанишад . [35] Это один из основополагающих текстов школы Веданта . индуистской философии [35]
- Йога-сутры - содержат 196 сутр по йоге, включая восемь конечностей и медитацию. Йога -сутры около 400 г. н.э. были составлены Патанджали на основе материалов о йоге из более старых традиций. [36] Этот текст оказал большое влияние на индийскую культуру и духовные традиции и является одним из наиболее переводимых древнеиндийских текстов средневековой эпохи: он был переведен примерно на сорок индийских языков. [37]
- Самкхья Сутра – собрание основных санскритских текстов школы индуистской философии Санкхья , включая сутры о дуализме Капилы. [38] Он состоит из шести книг с 526 сутрами.
Сутра, без комментариев:
Душа есть, ибо нет доказательств того, что это не так. (Сутра 1, Книга 6) Оно отличается от тела из-за неоднородности. (Сутра 2, Книга 6) Также потому, что это выражено посредством шестого случая. (Сутра 3, Книга 6)
С комментарием Виджнянабхиксу бхасья заполнена:
Душа есть, ибо нет никаких доказательств того, что это не так, поскольку мы осознаем «я мыслю», потому что нет доказательств, способных опровергнуть это. Поэтому все, что нужно сделать, — это отличить его от вещей вообще. (Сутра 1, Книга 6) Эта душа отличается от тела из-за неоднородности или полного различия между ними. (Сутра 2, Книга 6) Также потому, что она, Душа, выражается посредством шестого падежа, ибо учёные выражают её посредством притяжательного падежа в таких примерах, как «это моё тело», «это моё понимание»; ибо притяжательный случай был бы необъясним, если бы существовало абсолютное неразличие между телом или ему подобным и Душой, которой оно таким образом приписывается как собственность. (Сутра 3, Книга 6)
- Капила в Санкхья-сутре , перевод Джеймса Роберта Баллантайна [39] [40]
- Вайшешика Сутра - основополагающий текст индуистской школы Вайшешика , датируемый периодом между 4 веком до нашей эры и 1 веком до нашей эры, автором которого является Канада. [41] В 370 сутрах он афористически учит нетеистическому натурализму , эпистемологии и ее метафизике. Первые две сутры текста расширяются следующим образом: «Теперь объяснение Дхармы . Средством к процветанию и спасению является Дхарма». [41] [42]
- Ньяя-сутры - древний текст школы ньяя индуистской философии, составленный Акшападой Гаутамой где-то между VI веком до нашей эры и II веком нашей эры. [43] [44] Он примечателен тем, что сосредоточен на знаниях и логике и не упоминает ведические ритуалы. [43] Текст включает 528 афористических сутр о правилах разума, логики, эпистемологии и метафизики. [45] [46] Эти сутры разделены на пять книг, по две главы в каждой. [43] Первая книга построена как общее введение и содержание шестнадцати категорий знаний. [43] Вторая книга посвящена прамане (эпистемологии), третья книга — о прамее или объектах познания, а в остальных книгах обсуждается природа знания. [43]
Реальность — это истина ( прама , основа правильного знания), и то, что истинно, является истиной, независимо от того, знаем ли мы об этом или осознаем эту истину.
- Акшапада Гаутама в Ньяя Сутре , перевод Джинин Д. Фаулер. [47]
- Мимамса-сутры — основополагающий текст индуистской школы Мимамса , автором которого является Джаймини. Он подчеркивает раннюю часть Вед, то есть ритуалы и религиозные действия, как средства спасения. [48] Школа делала упор на точность в выборе слов, построении предложений, разработала правила герменевтики языка и любого текста, переняла и затем усовершенствовала принципы логики школы ньяя и разработала обширные правила эпистемологии. [48] Атеистическая школа, которая поддерживала внешние ведические жертвоприношения и ритуалы, ее Мимамса Сутра содержит двенадцать глав с почти 2700 сутрами . [48]
- Дхарма-сутры – Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны и Васиштхи
- Артха-сутры - Нити-сутры Чанакьи и Сомадевы - это трактаты по управлению, праву, экономике и политике. Версии Чанакья Нити Сутры были найдены в Шри-Ланке и Мьянме. [49] Более всеобъемлющий труд Чанакьи, Артхашастра, сам по себе состоит из многих частей в стиле сутр , причем в первой сутре древней книги признается, что она представляет собой компиляцию артха -знаний предыдущих ученых. [50]
- Камасутра – древний индийский санскритский текст о сексуальном и эмоциональном удовлетворении в жизни.
- Мокша-сутры [ нужны дальнейшие объяснения ]
- Шива-сутры - четырнадцать стихов, которые систематизируют фонемы санскрита.
- Нарада Бхакти Сутра - почитаемая индуистская сутра, которую, как сообщается, произнес знаменитый мудрец Нарада.
буддизм
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
В буддизме сутта или сутра составляют часть канонической литературы. Эти ранние буддийские сутры, в отличие от индуистских текстов, не являются афористическими; скорее, они имеют тенденцию быть довольно длинными. Буддийский термин сутта или сутра , вероятно, происходит от санскритского сукта ( су + укта ), что означает «хорошо сказано», что отражает веру в то, что «все, что было сказано Господом Буддой, было хорошо сказано». [8] Они воплощают суть проповедей, передающих «хорошо изложенную» мудрость, подобную джайнским сутрам.
По-китайски они известны как 經 ( пиньинь : цзин ). Эти учения организованы как часть Трипитаки , конкретно называемой Сутта Питакой . Многочисленные важные или влиятельные тексты Махаяны , такие как « Платформная сутра» и « Лотосовая сутра» , называются сутрами, несмотря на то, что их приписывают гораздо более поздним авторам. [ нужна ссылка ]
В буддизме Тхеравады сутты составляют вторую «корзину» (питаку) Палийского канона . Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи описывают Сутта Питаку как:
Сутта-Питака, второй сборник, объединяет беседы Будды, сказанные им по разным поводам в течение его сорокапятилетнего активного служения. [51]
Джайнизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Джайнизм |
---|
В джайнской традиции сутры представляют собой важный жанр «фиксированного текста», который раньше запоминали. [52]
Кальпа Сутра – это, например, джайнский текст, включающий монашеские правила, [53] а также биографии джайнских Тиртханкаров . [54] Во многих сутрах обсуждаются все аспекты аскетической и мирской жизни в джайнизме. Например, различные древние сутры, особенно начала 1-го тысячелетия нашей эры, рекомендуют преданное бхакти как основную джайнскую практику. [9]
Сохранившиеся писания джайнской традиции, такие как Ачаранга Сутра ( Агамы ), существуют в формате сутр. [10] как и « Таттвартха-сутра» , санскритский текст, принятый всеми четырьмя сектами джайнизма как наиболее авторитетный философский текст, полностью обобщающий основы джайнизма. [55] [56]
См. также
[ редактировать ]- Ананда Сутрам
- Китайский буддийский канон
- Искусство сутт
- Литература
- копирование сутры
- Сутрам
- Тибетский буддийский канон
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Монье Уильямс, Санскритский словарь английского языка , Oxford University Press , Статья для сутры , страница 1241
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час М. Винтерниц (переиздание 2010 г.), История индийской литературы, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0264-3 , страницы 249.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гэвин Флуд (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-43878-0 , страницы 54–55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 108–113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с М. Винтерниц (переиздание 2010 г.), История индийской литературы, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0264-3 , страницы 251–253.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 74.
- ^ Уайт, Дэвид Гордон (2014). Йога-сутра Патанджали: биография . Издательство Принстонского университета. стр. 194–195. ISBN 978-0-691-14377-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б К.Р. Норман (1997), Филологический подход к буддизму: лекции Буккё Дендо Кёкай, 1994 . (Буддийский форум, Том v.) Лондон: Школа восточных и африканских исследований, с. 104
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б М. Уитни Келтинг (2001). Пение джинам: джайнские мирянки, мандаловое пение и переговоры о джайнской преданности . Издательство Оксфордского университета. стр. 111–112. ISBN 978-0-19-803211-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Падманаб С. Джайни (1991). Гендер и спасение: джайнские дебаты о духовном освобождении женщин . Издательство Калифорнийского университета. п. 32 . ISBN 978-0-520-06820-9 .
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 150–152.
- ^ МакГрегор, Геддес (1989). Словарь религии и философии (1-е изд.). Нью-Йорк: Дом Парагона. ISBN 1-55778-019-6 .
- ^ suci. Архивировано 9 января 2017 г. в санскритском английском словаре Wayback Machine , Кельнский университет, Германия.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 110–111.
- ^ Ирвинг Л. Финкель (2007). Древние настольные игры в перспективе: материалы коллоквиума Британского музея 1990 года с дополнительными материалами . Издательство Британского музея. п. 203. ИСБН 978-0-7141-1153-7 .
- ^ Кале Прамод (1974). Театральная Вселенная: (Исследование Натьяшастры) . Популярный. п. 8. ISBN 978-81-7154-118-8 .
- ^ Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. п. 135. ИСБН 978-0-226-73034-9 .
- ^ व्याख्या. Архивировано 2 февраля 2017 г. в Wayback Machine , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия.
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 199
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 210
- ^ Пол Деуссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментарию Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN 978-1-5191-1778-6 , стр. 26.
- ^ Табб, Гэри А.; Эмери Б. Буз. «Схоластический санскрит, пособие для студентов». Индо-иранский журнал . 51 : 45–46. дои : 10.1007/s10783-008-9085-y . S2CID 162343189 .
- ^ Макс Мюллер , История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 314–319
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер , История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 40–45, 71–77.
- ^ Арвинд Шарма (2000), Классическая индуистская мысль: Введение, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-564441-8 , стр. 206.
- ^ Макс Мюллер , История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 70
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 108
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 101–108.
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 147
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 113–115.
- ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 108–145.
- ^ Радхакришна, Сарвепалли (1960). Брахма Сутра, Философия духовной жизни . стр. 227–232.
Джордж Адамс (1993), Структура и значение Брахма-сутр Бадараяны, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0931-4 , стр. 38. - ^ Оригинальный санскрит: Брахма сутра Бхасья Ади Шанкара, Архив 2.
- ^ Н. В. Исаева (1992), Шанкара и индийская философия, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-1281-7 , страница 35 со сноской 30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд, Брахман, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 978-0-8239-3179-8 , стр. 124
- ^ Вуястик, Доминик (2011), Путь к освобождению через йогическую осознанность в ранней Аюрведе. В: Дэвид Гордон Уайт (редактор), «Йога на практике» , Princeton University Press, стр. 33
- ^ Уайт, Дэвид Гордон (2014). Йога-сутра Патанджали: биография . Издательство Принстонского университета. п. xvi. ISBN 978-0-691-14377-4 .
- ^ Самкхья Правачана Сутра Н.Л. Синха, Философия санкхьи, страница i
- ^ Капила (Джеймс Роберт Баллантайн, переводчик, 1865), Афоризмы санкхья Капилы в Google Книгах , страницы 156–157
- ^ Макс Мюллер и др. (Перепечатка 1999 г.), Исследования буддизма, Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-1226-4 , стр. 10 со сноской.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клаус К. Клостермайер (2010), Обзор индуизма, третье издание, State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7082-4 , страницы 334–335.
- ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-94-3 , страницы 98–107.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-94-3 , стр. 129.
- ^ Б.К. Матилал «Восприятие. Очерк классических индийских теорий познания» (Oxford University Press, 1986), стр. xiv.
- ^ Ганганатха Джа (переиздание 1999 г.), Ньяя Сутры Гаутамы (4 тома), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1264-2
- ^ SC Видьябхушан и Н.Л. Синха (1990), Ньяя-сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0748-8
- ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-94-3 , стр. 130.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-94-3 , страницы 67–86.
- ^ SC Banerji (1989), Спутник санскритской литературы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0063-2 , страницы 586–587.
- ^ Томас Траутман (2012), Арташастра: наука о богатстве, Пингвин, ISBN 978-0-670-08527-9 , страницы 16–17, 61, 64, 75.
- ^ Дхамма, У Ревата ; Бодхи, Бхиккху (2000). Полное руководство по Абхидхамме . Буддийское издательское общество . стр. 1–2. ISBN 1-928706-02-9 .
- ^ М. Уитни Келтинг (2001). Пение джинам: джайнские мирянки, мандаловое пение и переговоры о джайнской преданности . Издательство Оксфордского университета. стр. 84–85. ISBN 978-0-19-803211-3 .
- ^ Джон Корт (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Издательство Оксфордского университета. стр. 138–139. ISBN 978-0-19-973957-8 .
- ^ Якоби, Герман (1884). Макс Мюллер (ред.). Кальпа Сутра, Джайнистские Сутры, Часть I. Издательство Оксфордского университета.
- ^ КВ Мардия (1990). Научные основы джайнизма . Мотилал Банарсидасс. п. 103. ИСБН 978-81-208-0658-0 .
Цитата: Таким образом, существует обширная литература, но кажется, что Таттвартха-сутра Умасвати может рассматриваться как основной философский текст религии и признается авторитетным всеми джайнами».
- ^ Джайни, Падманаб С. (1998). Джайнский путь очищения . Мотилал Банарсидасс. п. 82.ISBN 81-208-1578-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Артур Энтони Макдонелл (1900). . История санскритской литературы . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
- Монье-Вильямс, Монье. (1899) Санскритско-английский словарь . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 1241
- Табб, Гэри А.; Буз, Эмери Р. (2007). Учебный санскрит: Пособие для студентов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-9753734-7-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- SuttaCentral общественным достоянием, на несколько языков. Переводы сутт из Палийской Типитаки и других коллекций, являющиеся
- Буддийские писания на нескольких языках
- Еще сутры Махаяны
- Индуистские Веды, Упанишады, Пураны и Веданта Sacred-texts.com
- Современная сутра
- Цифровой санскритский буддийский канон
- Мемориальная библиотека сутр Иды Б. Уэллс (пали сутты)
- Китайские и английские буддийские сутры
- Политика Сутра