Jump to content

Сутра

Страница санскрите рукописи на Лотосовой сутры (буддизм) из Южного Туркестана, написанная шрифтом брахми.
Страница рукописи из Кальпа-сутры (джайнизм)

Сутра ( санскрит : सूत्र , латинизированное : сутра , букв. «нитка, нить») [1] в индийских литературных традициях обозначает афоризм или сборник афоризмов в форме руководства или, в более широком смысле, сжатого руководства или текста. Сутры — жанр древних и средневековых индийских текстов, встречающихся в индуизме , буддизме и джайнизме . [1] [2]

В индуизме сутры представляют собой особый тип литературного произведения, сборник коротких афористических высказываний. [2] [3] Каждая сутра — это любое короткое правило, подобное теореме, изложенной в несколько слов или слогов, вокруг которого могут быть сплетены учения о ритуалах, философии, грамматике или любой области знаний. [1] [2] Древнейшие сутры индуизма находятся в Брахмана и Араньяка слоях Вед . [4] [5] Каждая школа индуистской философии , ведические руководства по обрядам посвящения, различные области искусства, права и социальной этики разработали соответствующие сутры, которые помогают обучать и передавать идеи от одного поколения к другому. [3] [6] [7]

В буддизме сутры, также известные как сутты , являются каноническими писаниями , многие из которых рассматриваются как записи устных учений Гаутамы Будды . Они не афористичны, но достаточно подробны, иногда с повторами. Это может отражать происхождение от ведической или санскритской сукты (хорошо произнесенной), а не от сутры (нити). [8]

В джайнизме сутры, также известные как суи , представляют собой канонические проповеди Махавиры, содержащиеся в джайнских агамах, а также в некоторых более поздних (постканонических) нормативных текстах. [9] [10]

Этимология

[ редактировать ]
Берестяная рукопись древней Панини-сутры XVII века, трактата по грамматике. [11] найден в Кашмире

Санскритское слово Сутра ( санскрит : сутра, пали : сутта , Ардха Магадхи : суя ) означает «нитка, нить». [1] [2] Корень слова — сив , «то, что сшивает и скрепляет вещи». [1] [12] Это слово связано с сучи (санскрит: सूचि), что означает «игла, список». [13] и суна (санскрит: सूना), что означает «тканый». [1]

В контексте литературы сутра означает очищенный набор слогов и слов, любую форму или руководство «афоризмов, правил, направлений», скрепленных вместе, как нити, с помощью которых могут быть изложены учения о ритуалах, философии, грамматике или любой области знания. тканый. [1] [2]

Сутра — это любое краткое правило индийской литературы, утверждает Мориц Винтерниц; это «теорема, сжатая в нескольких словах». [2] Сборник сутр становится текстом, и его также называют сутрой (в западной литературе часто пишут с заглавной буквы). [1] [2]

Сутра шлоки отличается от других компонентов, таких как , анувьякхая и вьякхья , встречающихся в древнеиндийской литературе. [14] Сутра – это сжатое правило , в котором кратко излагается послание. [15] в то время как шлока — это стих, который передает полное послание и структурирован по определенным правилам музыкального размера, [16] [17] Анувьяхая пояснение рецензируемого текста, а Вяхья — комментарий рецензента. [14] [18]

Сутра, известная с ведической эпохи [19]
Веда Сутры
Ригведа Ашвалаяна Сутра (§), Санкхаяна Сутра (§), Шаунака Сутра (¶)
Самаведа Латьяяна Сутра (§), Драхьяяна Сутра (§), Нидана Сутра (§), Пушпа Сутра (§), Анустотра Сутра (§) [20]
Яджурведа Манава-сутра (§), Бхарадваджа-сутра (¶), Вадхуна-сутра (¶), Вайкханаса-сутра (¶), Лаугакши-сутра (¶), Майтра-сутра (¶), Катха-сутра (¶), Вараха -сутра (¶) , Апастамба-сутра (§), Баудхаяна-сутра (§)
Атхарваведа Кусика Сутра (§)
¶: сохраняются только кавычки; §: текст сохраняется

Сутры впервые появляются в Брахмана и Араньяка . слоях ведической литературы [5] Их число увеличивается в Ведангах, таких как Шраута-сутры и Кальпа-сутры. [1] Они были разработаны таким образом, чтобы их можно было легко передавать от учителя к ученику, а получатель мог запомнить для обсуждения, самостоятельного изучения или в качестве справочного материала. [2]

Сутра сама по себе представляет собой сжатую стенографию, и нити слогов трудно расшифровать или понять без связанной с ними научной бхасьи или дешифровального комментария, заполняющего « уток ». [21] [22]

Самые старые рукописи, дошедшие до наших дней и содержащие обширные сутры, являются частью Вед и датируются концом 2-го тысячелетия до нашей эры до середины 1-го тысячелетия до нашей эры. [23] Например, утверждает Винтерниц, « Айтарейя Араньяка» представляет собой прежде всего сборник сутр . [5] Об их использовании и древних корнях свидетельствуют упоминания сутр в более широком жанре древней неведической индуистской литературы, называемом Гатха , Нарашанси , Итихаса и Акхьяна (песни, легенды, эпосы и рассказы). [24]

В истории индийской литературы большие сборники сутр в различных областях знаний относятся к периоду с 600 г. до н.э. по 200 г. до н.э. (в основном после Будды и Махавиры), и это было названо «периодом сутр». [24] [25] Этот период последовал за более древним периодом Чхандас , периодом Мантры и периодом Брахмана . [26]

(Древний) индийский ученик изучал эти сутры грамматики, философии или теологии тем же механическим методом, который фиксирует в нашем (современном веке) алфавит и таблицу умножения.

- Макс Мюллер , История древней санскритской литературы [6]

Некоторые из самых ранних сохранившихся образцов сутр индуизма можно найти в Анупада-сутрах и Нидана-сутрах . [27] В первом изложены эпистемические дебаты о том, Шрути или Смрити более надежным источником знания. следует ли считать [28] в то время как последний определяет правила музыкальных размеров для песнопений и песен Самаведы . [29]

Большая коллекция древней литературы сутр в индуизме соответствует шести Ведангам, или шести частям Вед . [4] Это шесть предметов, которые, как сказано в Ведах , необходимы для полного овладения Ведами. Шестью предметами со своими собственными сутрами были «произношение ( Шикша ), метр ( Чанды ), грамматика ( Вьякарана ), объяснение слов ( Нирукта ), определение времени с помощью астрономии ( Джйотиша ) и церемониальные ритуалы (Кальпа). [4] Первые два, утверждает Макс Мюллер, в ведическую эпоху считались необходимыми для чтения Вед, вторые два — для ее понимания, а последние два — для применения ведических знаний в яджнах (огненных ритуалах). [4] сутры уровни Брахмана включены в Соответствующие им и Араньяка Вед. Тайттирия Араньяка, например, в Книге 7, вставляет сутры для точного произношения после кратких фраз «О буквах», «Об акцентах», «О количестве», «О доставке» и «О благозвучных законах». [30]

Четвертый и часто последний слой философского, спекулятивного текста в Ведах, Упанишады, также включает в себя сутры, подобные тем, которые можно найти в Тайттирия-упанишаде . [30]

В сборник древней ведической сутровой литературы, сохранившейся полностью или фрагментарно, входят Кальпа-сутры , Шульба-сутры , Шраута-сутры , Дхарма-сутры , Грихья-сутры и традиции Смарта. [31] Другие области, в которых известны древние сутры, включают этимологию, фонетику и грамматику.

Постведические сутры

[ редактировать ]

Пример сутр из Веданта Сутры

Затем следует исследование Абсолютной Истины.
Из-за его рождения и смерти. 1.1.2.
Потому что это источник писаний. 1.1.3.
Это следствие. 1.1.4.
Для глаз нет слова. 1.1.5.

- Брахма Сутра 1.1.1–1.1.5 [32] [33]

Некоторые примеры текстов сутр в различных школах индуистской философии включают:

  • Брахма-сутры (или Веданта-сутра) – санскритский текст, составленный Бадараяной, вероятно, где-то между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [34] Текст содержит 555 сутр в четырех главах, обобщающих философские и духовные идеи Упанишад . [35] Это один из основополагающих текстов школы Веданта . индуистской философии [35]
  • Йога-сутры - содержат 196 сутр по йоге, включая восемь конечностей и медитацию. Йога -сутры около 400 г. н.э. были составлены Патанджали на основе материалов о йоге из более старых традиций. [36] Этот текст оказал большое влияние на индийскую культуру и духовные традиции и является одним из наиболее переводимых древнеиндийских текстов средневековой эпохи: он был переведен примерно на сорок индийских языков. [37]
  • Самкхья Сутра – собрание основных санскритских текстов школы индуистской философии Санкхья , включая сутры о дуализме Капилы. [38] Он состоит из шести книг с 526 сутрами.

Сутра, без комментариев:
Душа есть, ибо нет доказательств того, что это не так. (Сутра 1, Книга 6) Оно отличается от тела из-за неоднородности. (Сутра 2, Книга 6) Также потому, что это выражено посредством шестого случая. (Сутра 3, Книга 6)

С комментарием Виджнянабхиксу бхасья заполнена:
Душа есть, ибо нет никаких доказательств того, что это не так, поскольку мы осознаем «я мыслю», потому что нет доказательств, способных опровергнуть это. Поэтому все, что нужно сделать, — это отличить его от вещей вообще. (Сутра 1, Книга 6) Эта душа отличается от тела из-за неоднородности или полного различия между ними. (Сутра 2, Книга 6) Также потому, что она, Душа, выражается посредством шестого падежа, ибо учёные выражают её посредством притяжательного падежа в таких примерах, как «это моё тело», «это моё понимание»; ибо притяжательный случай был бы необъясним, если бы существовало абсолютное неразличие между телом или ему подобным и Душой, которой оно таким образом приписывается как собственность. (Сутра 3, Книга 6)

- Капила в Санкхья-сутре , перевод Джеймса Роберта Баллантайна [39] [40]

  • Вайшешика Сутра - основополагающий текст индуистской школы Вайшешика , датируемый периодом между 4 веком до нашей эры и 1 веком до нашей эры, автором которого является Канада. [41] В 370 сутрах он афористически учит нетеистическому натурализму , эпистемологии и ее метафизике. Первые две сутры текста расширяются следующим образом: «Теперь объяснение Дхармы . Средством к процветанию и спасению является Дхарма». [41] [42]
  • Ньяя-сутры - древний текст школы ньяя индуистской философии, составленный Акшападой Гаутамой где-то между VI веком до нашей эры и II веком нашей эры. [43] [44] Он примечателен тем, что сосредоточен на знаниях и логике и не упоминает ведические ритуалы. [43] Текст включает 528 афористических сутр о правилах разума, логики, эпистемологии и метафизики. [45] [46] Эти сутры разделены на пять книг, по две главы в каждой. [43] Первая книга построена как общее введение и содержание шестнадцати категорий знаний. [43] Вторая книга посвящена прамане (эпистемологии), третья книга — о прамее или объектах познания, а в остальных книгах обсуждается природа знания. [43]

Реальность — это истина ( прама , основа правильного знания), и то, что истинно, является истиной, независимо от того, знаем ли мы об этом или осознаем эту истину.

- Акшапада Гаутама в Ньяя Сутре , перевод Джинин Д. Фаулер. [47]

  • Мимамса-сутры — основополагающий текст индуистской школы Мимамса , автором которого является Джаймини. Он подчеркивает раннюю часть Вед, то есть ритуалы и религиозные действия, как средства спасения. [48] Школа делала упор на точность в выборе слов, построении предложений, разработала правила герменевтики языка и любого текста, переняла и затем усовершенствовала принципы логики школы ньяя и разработала обширные правила эпистемологии. [48] Атеистическая школа, которая поддерживала внешние ведические жертвоприношения и ритуалы, ее Мимамса Сутра содержит двенадцать глав с почти 2700 сутрами . [48]
  • Дхарма-сутры – Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны и Васиштхи
  • Артха-сутры - Нити-сутры Чанакьи и Сомадевы - это трактаты по управлению, праву, экономике и политике. Версии Чанакья Нити Сутры были найдены в Шри-Ланке и Мьянме. [49] Более всеобъемлющий труд Чанакьи, Артхашастра, сам по себе состоит из многих частей в стиле сутр , причем в первой сутре древней книги признается, что она представляет собой компиляцию артха -знаний предыдущих ученых. [50]
  • Камасутра – древний индийский санскритский текст о сексуальном и эмоциональном удовлетворении в жизни.
  • Мокша-сутры [ нужны дальнейшие объяснения ]
  • Шива-сутры - четырнадцать стихов, которые систематизируют фонемы санскрита.
  • Нарада Бхакти Сутра - почитаемая индуистская сутра, которую, как сообщается, произнес знаменитый мудрец Нарада.

В буддизме сутта или сутра составляют часть канонической литературы. Эти ранние буддийские сутры, в отличие от индуистских текстов, не являются афористическими; скорее, они имеют тенденцию быть довольно длинными. Буддийский термин сутта или сутра , вероятно, происходит от санскритского сукта ( су + укта ), что означает «хорошо сказано», что отражает веру в то, что «все, что было сказано Господом Буддой, было хорошо сказано». [8] Они воплощают суть проповедей, передающих «хорошо изложенную» мудрость, подобную джайнским сутрам.

По-китайски они известны как 經 ( пиньинь : цзин ). Эти учения организованы как часть Трипитаки , конкретно называемой Сутта Питакой . Многочисленные важные или влиятельные тексты Махаяны , такие как « Платформная сутра» и « Лотосовая сутра» , называются сутрами, несмотря на то, что их приписывают гораздо более поздним авторам. [ нужна ссылка ]

В буддизме Тхеравады сутты составляют вторую «корзину» (питаку) Палийского канона . Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи описывают Сутта Питаку как:

Сутта-Питака, второй сборник, объединяет беседы Будды, сказанные им по разным поводам в течение его сорокапятилетнего активного служения. [51]

Джайнизм

[ редактировать ]

В джайнской традиции сутры представляют собой важный жанр «фиксированного текста», который раньше запоминали. [52]

Кальпа Сутра – это, например, джайнский текст, включающий монашеские правила, [53] а также биографии джайнских Тиртханкаров . [54] Во многих сутрах обсуждаются все аспекты аскетической и мирской жизни в джайнизме. Например, различные древние сутры, особенно начала 1-го тысячелетия нашей эры, рекомендуют преданное бхакти как основную джайнскую практику. [9]

Сохранившиеся писания джайнской традиции, такие как Ачаранга Сутра ( Агамы ), существуют в формате сутр. [10] как и « Таттвартха-сутра» , санскритский текст, принятый всеми четырьмя сектами джайнизма как наиболее авторитетный философский текст, полностью обобщающий основы джайнизма. [55] [56]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Монье Уильямс, Санскритский словарь английского языка , Oxford University Press , Статья для сутры , страница 1241
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час М. Винтерниц (переиздание 2010 г.), История индийской литературы, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0264-3 , страницы 249.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гэвин Флуд (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, ISBN   978-0-521-43878-0 , страницы 54–55.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 108–113.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с М. Винтерниц (переиздание 2010 г.), История индийской литературы, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0264-3 , страницы 251–253.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 74.
  7. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2014). Йога-сутра Патанджали: биография . Издательство Принстонского университета. стр. 194–195. ISBN  978-0-691-14377-4 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б К.Р. Норман (1997), Филологический подход к буддизму: лекции Буккё Дендо Кёкай, 1994 . (Буддийский форум, Том v.) Лондон: Школа восточных и африканских исследований, с. 104
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б М. Уитни Келтинг (2001). Пение джинам: джайнские мирянки, мандаловое пение и переговоры о джайнской преданности . Издательство Оксфордского университета. стр. 111–112. ISBN  978-0-19-803211-3 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Падманаб С. Джайни (1991). Гендер и спасение: джайнские дебаты о духовном освобождении женщин . Издательство Калифорнийского университета. п. 32 . ISBN  978-0-520-06820-9 .
  11. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 150–152.
  12. ^ МакГрегор, Геддес (1989). Словарь религии и философии (1-е изд.). Нью-Йорк: Дом Парагона. ISBN  1-55778-019-6 .
  13. ^ suci. Архивировано 9 января 2017 г. в санскритском английском словаре Wayback Machine , Кельнский университет, Германия.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 110–111.
  15. ^ Ирвинг Л. Финкель (2007). Древние настольные игры в перспективе: материалы коллоквиума Британского музея 1990 года с дополнительными материалами . Издательство Британского музея. п. 203. ИСБН  978-0-7141-1153-7 .
  16. ^ Кале Прамод (1974). Театральная Вселенная: (Исследование Натьяшастры) . Популярный. п. 8. ISBN  978-81-7154-118-8 .
  17. ^ Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. п. 135. ИСБН  978-0-226-73034-9 .
  18. ^ व्याख्या. Архивировано 2 февраля 2017 г. в Wayback Machine , Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия.
  19. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 199
  20. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 210
  21. ^ Пол Деуссен, Система Веданты: Согласно Брахма-сутрам Бадараяны и комментарию Шанкары к ним, Переводчик: Чарльз Джонстон, ISBN   978-1-5191-1778-6 , стр. 26.
  22. ^ Табб, Гэри А.; Эмери Б. Буз. «Схоластический санскрит, пособие для студентов». Индо-иранский журнал . 51 : 45–46. дои : 10.1007/s10783-008-9085-y . S2CID   162343189 .
  23. ^ Макс Мюллер , История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 314–319
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер , История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 40–45, 71–77.
  25. ^ Арвинд Шарма (2000), Классическая индуистская мысль: Введение, Oxford University Press, ISBN   978-0-19-564441-8 , стр. 206.
  26. ^ Макс Мюллер , История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 70
  27. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 108
  28. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 101–108.
  29. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 147
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 113–115.
  31. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 108–145.
  32. ^ Радхакришна, Сарвепалли (1960). Брахма Сутра, Философия духовной жизни . стр. 227–232.
    Джордж Адамс (1993), Структура и значение Брахма-сутр Бадараяны, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0931-4 , стр. 38.
  33. ^ Оригинальный санскрит: Брахма сутра Бхасья Ади Шанкара, Архив 2.
  34. ^ Н. В. Исаева (1992), Шанкара и индийская философия, State University of New York Press, ISBN   978-0-7914-1281-7 , страница 35 со сноской 30.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд, Брахман, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   978-0-8239-3179-8 , стр. 124
  36. ^ Вуястик, Доминик (2011), Путь к освобождению через йогическую осознанность в ранней Аюрведе. В: Дэвид Гордон Уайт (редактор), «Йога на практике» , Princeton University Press, стр. 33
  37. ^ Уайт, Дэвид Гордон (2014). Йога-сутра Патанджали: биография . Издательство Принстонского университета. п. xvi. ISBN  978-0-691-14377-4 .
  38. ^ Самкхья Правачана Сутра Н.Л. Синха, Философия санкхьи, страница i
  39. ^ Капила (Джеймс Роберт Баллантайн, переводчик, 1865), Афоризмы санкхья Капилы в Google Книгах , страницы 156–157
  40. ^ Макс Мюллер и др. (Перепечатка 1999 г.), Исследования буддизма, Азиатские образовательные службы, ISBN   81-206-1226-4 , стр. 10 со сноской.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клаус К. Клостермайер (2010), Обзор индуизма, третье издание, State University of New York Press, ISBN   978-0-7914-7082-4 , страницы 334–335.
  42. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1-898723-94-3 , страницы 98–107.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1-898723-94-3 , стр. 129.
  44. ^ Б.К. Матилал «Восприятие. Очерк классических индийских теорий познания» (Oxford University Press, 1986), стр. xiv.
  45. ^ Ганганатха Джа (переиздание 1999 г.), Ньяя Сутры Гаутамы (4 тома), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-1264-2
  46. ^ SC Видьябхушан и Н.Л. Синха (1990), Ньяя-сутры Готамы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0748-8
  47. ^ Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1-898723-94-3 , стр. 130.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джинин Фаулер (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма, Sussex Academic Press, ISBN   978-1-898723-94-3 , страницы 67–86.
  49. ^ SC Banerji (1989), Спутник санскритской литературы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0063-2 , страницы 586–587.
  50. ^ Томас Траутман (2012), Арташастра: наука о богатстве, Пингвин, ISBN   978-0-670-08527-9 , страницы 16–17, 61, 64, 75.
  51. ^ Дхамма, У Ревата ; Бодхи, Бхиккху (2000). Полное руководство по Абхидхамме . Буддийское издательское общество . стр. 1–2. ISBN  1-928706-02-9 .
  52. ^ М. Уитни Келтинг (2001). Пение джинам: джайнские мирянки, мандаловое пение и переговоры о джайнской преданности . Издательство Оксфордского университета. стр. 84–85. ISBN  978-0-19-803211-3 .
  53. ^ Джон Корт (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Издательство Оксфордского университета. стр. 138–139. ISBN  978-0-19-973957-8 .
  54. ^ Якоби, Герман (1884). Макс Мюллер (ред.). Кальпа Сутра, Джайнистские Сутры, Часть I. Издательство Оксфордского университета.
  55. ^ КВ Мардия (1990). Научные основы джайнизма . Мотилал Банарсидасс. п. 103. ИСБН  978-81-208-0658-0 . Цитата: Таким образом, существует обширная литература, но кажется, что Таттвартха-сутра Умасвати может рассматриваться как основной философский текст религии и признается авторитетным всеми джайнами».
  56. ^ Джайни, Падманаб С. (1998). Джайнский путь очищения . Мотилал Банарсидасс. п. 82.ISBN  81-208-1578-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Артур Энтони Макдонелл (1900). «Сутры» . История санскритской литературы . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания.
  • Монье-Вильямс, Монье. (1899) Санскритско-английский словарь . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 1241
  • Табб, Гэри А.; Буз, Эмери Р. (2007). Учебный санскрит: Пособие для студентов . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-9753734-7-7 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9790c33cdfa4200807ed6286fde0a74__1709900580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/74/c9790c33cdfa4200807ed6286fde0a74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sutra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)