Jump to content

Саткарьявада

Школа философии санкхьи , следующая Пракрити Паринама-вада (доктрине преобразования объективной природы), описывает возникновение и эволюцию вселенной посредством своей теории Саткарьявады ( санскрит : सत्कार्यवाद ), которая является теорией причинности. Согласно этой теории, проявленное следствие предсуществует в причине; а изначальная материальная причина всего, что воспринимается, — это Пракрити. Когда Пракрити не находится в близости с неизменным Пурушей, сознательные способности (чити-шакти), три вида (гунас-саттва, раджас и тамас) пракрити находятся в равновесии, и пракрити представляет собой непроявленный потенциал. Когда сознательная способность и объективная способность взаимодействуют, три модуса объективной природы нарушаются и входят в состояние изменения, порождая разнообразные проявления.

Саткарьявада — это теория санкхья о предсуществующем следствии, которая утверждает, что следствие Карья уже существует в своей материальной причине, то есть Сат , и поэтому ничего нового не возникает.

Эта теория использует две основные концепции.

  • Сб(सत्) – существование
  • Карья – проявленный эффект

Эта теория утверждает, что то, что существует ( Сат ), не может возникнуть из небытия ( Асат ).

Эта теория, также связанная со школой йоги Патанджали, представляет собой систематическое развитие » Уддалаки Аруни « субстанциализма » и « тернализма ( Сассатавада ). Ишваракришна в своей «Самкхьякарике», глава 9, приводит пять причин, почему следствие должно предсуществовать в своей материальной причине:

Из-за отсутствия всех возможностей заняться делом зла.

Хорошая работа делается благодаря возможности сделать это возможным и благодаря причине. 9 ॥ [1]

  1. то, чего нет, не может быть произведено,
  2. следствие требует материальной причины,
  3. не все возникает из всего,
  4. причина производит только то, что соответствует ее потенциалу
  5. следствие имеет природу причины. [2]

Ведические корни

[ редактировать ]

В ведические времена, стремясь определить rta или порядок, лежащий в основе всех явлений, было высказано предположение, что изменение можно понимать с точки зрения силы, присущей этим явлениям, то есть причины, вызывающей результат, эта сила называлась свадха (собственная сила). Но позже сама реальность перемен оказалась под вопросом. Однако Упанишады и Санкхья , хотя и расходились во мнениях относительно того, были ли феноменальные изменения иллюзией или реальностью, приняли саткарьяваду . Свадха и саткарьявада выходят за рамки действенной причинности и приобщаются к природе формальной и материальной причины. Пратитьясамутпада буддистов ; подразумевает нелинейную причинность Слово пакчайа в слове пакчайа-намарупа буквально означает поддержку, и это представляет причинность не с точки зрения односторонней силы, а с точки зрения отношений. Буддисты считают , что все способы отношений имеют случайное значение. [3]

Веданта объяснение

[ редактировать ]

Из Чандогья-упанишады III.19 и Тайттирия-упанишады II.7 явствует, что возникновение из насыщенного и недифференцированного хаоса, известного как асат («небытие»), но брахманы описывают творение как трансформацию сат, называемую безличной абстрактной реальность (Таиттирия-упанишада II.i) или как личный творец ( Прасна-упанишада I.4); саткарьявада рассматривает творение как паринама:: викара («модификация») Брахмана ( Брахма Сутры II.i.7), и эта ортодоксальная точка зрения не принимается последователями Адвайта Веданты , которые верят в Вивартаваду , теорию наложения. [4]

Гаудапада , защищая аджативаду , утверждает, что эффект митхья («ложный», «нереальный») имеет митхьевское происхождение; это не настоящее происхождение. Поэтому Тотакачарья , ученик Шанкары , в Шрутисарасамуддхаранам шлоке 151 утверждает – даже если кто-то думает, что мир, начиная с ума, каким-то образом возникает в соответствии либо с предшествующим существованием, либо с несуществованием (следствия), даже тогда это не реально; ибо шрути заявило, что это нереально. [5]

Согласно Веданте , Брахман , вечно существующая недвойственная сущность , которая является вечным субъектом, а не объектом, который следует познать, является единственным источником радости ( расах ), не-сущность не может быть источником счастья. Брахман – причина творения. Как Сагуна Брахман или Ишвара , с его силой безначальной майи , он порождает это творение, которое также безначально, контролирует и управляет им, как Господь внутри. Майя – это Пракрити ( аваякрита ), состоящая из трех Гун . Шанкара расширяет саткарьяваду , заявляя, что творение — это всего лишь проявление имен и форм; трансформируясь в Становление, неопределенное становится определенным в сочетании с майей , иначе мир нереален – акосмический подход показывает творение как наложение на Брахман, тогда как согласно субъективному подходу феноменальный мир разнообразия нереален, просто сон. [6]

Шанкара защищает саткарьяваду от асаткарьявады , но в свете вивартавады в отличие от паринамавады он постулирует бесконечное и вечное как цель человеческих устремлений, различая парамартху и вьявахару и соглашаясь с тем, что первая вневременна, а вторая фундаментально непостоянна и иллюзорна, отличаясь друг от друга. хотя и в своем анализе эмпирических вещей и причинности. [7] Он утверждает, что шрути говорит о прарабдхе с эмпирической точки зрения; Прарабдха принимается за возникновение (или рождение) для объяснения различий существ и т. д., которые не могут быть произведены иным способом. [8] В том же контексте, но вопреки точке зрения Шанкары, Рамануджа , сторонник Вишиштадвайты , в своей «Ведартхасамграхе» определяет творение следующим образом: Брахман, тело которого образовано одушевленными и неодушевленными существами, который в своей грубой форме разделен различиями имен и форм, представлен в эффекте; это разобщенное и грубое состояние Брахмана называется творением. [9]

Очертание санкхьи

[ редактировать ]

Саткарьявада — это теория санкхьи о предсуществующем следствии, согласно которой следствие ( карья ) уже существует в своей материальной причине и, следовательно, в процессе творения не возникает и не производится ничего нового. Эта теория, также связанная со школой йоги Удалаки Аруни ( Чандогья Упанишад , представляет собой систематическое развитие «субстанциализма» и «этернализма» VI.i.4-5). Ишваракришна в своей «Самкхьякарике» (шлока 9):

От хватки стихии, от дурного уха, от отсутствия всех возможностей
Добрые дела совершаются от слуха способного к способному и из чувства причины ||

приводит пять причин, почему следствие должно предсуществовать в своей материальной причине: а) асадкарнат - то, чего нет, не может быть произведено, б) упадана граханат - следствие требует материальной причины, в) сарвасамбхавабхават - не все возникает из всего, г ) шактасья-сакья-карнат — причина производит только то, что соответствует ее потенциалу и д) каранабхават — следствие имеет природу причины. [10]

Последователи школы санкхьи считают, что карья («следствие») является сат («существующим») еще до того, как каракавьяпара («причинное действие») превращает авирбхуту («проявленное») из тирохиты («непроявленное состояние»). Санкхьи утверждают Паринама-ваду, что причина постоянно трансформируется в следствие. [11] Они защищают две вечные реальности, Пракрити и Пурушу ; Пятеричные доводы в пользу вывода Пуруши таковы ( Самкхьякарика Sl.10) –

Причинный, бесконечный, всепроникающий, активный, зависящий от одного, род
Сокомпонентный, независимый от другого, проявленный, противоположный, непроявленный.

Пракрити и ее проявления служат цели «я», которым является Сознание, б) «Я», цели которого служит Пракрити, должно отличаться от всего, что состоит из трех гун, в) опыт предполагает трансцендентальное синтетическое единство чистого сознания для со- ординация всех переживаний для знания предполагает существование самости, г) физическая вселенная нуждается в разумном пуруше , чтобы испытать ее, и д) существует желание уйти от пракрити ( Самкхьякарика, гл. 10). [12]

Оппозиция

[ редактировать ]

Асаткарьявада также называется арамбхавадой или новым началом. Вопреки взгляду асаткарьявады на причинность, принятому ньяя и вайшешиками , [13] Санкхья утверждает, что если бы эффект был чем-то совершенно новым, без предварительного существования в какой-либо форме, тогда пришлось бы допустить возникновение существования из несуществования, что невозможно. Но Шанкара ставит под сомнение утверждение санкхьи, спрашивает он: если эффект действительно существует заранее, как могут быть настоящие изменения? [14]

  1. ^ «СанхьякАрика Ишваракришны» (PDF) . sanskritdocuments.org . Архивировано (PDF) из оригинала 23 февраля 2012 г. Проверено 23 ноября 2020 г.
  2. ^ Вильгельм Хальбфасс (28 июля 1992 г.). О бытии и о том, что существует . СУНИ Пресс. стр. 28, 56. ISBN.  978-0-7914-1178-0 .
  3. ^ Джоанна Мэйси (январь 1991 г.). Взаимная причинность в буддизме и общих системах . СУНИ Пресс. п. 15,32,52. ISBN  978-0-7914-0636-6 .
  4. ^ Ричард Кинг (январь 1995 г.). Ранняя Адвайта Веданта и буддизм . СУНИ Пресс. стр. 58, 78. ISBN.  978-0-7914-2513-8 .
  5. ^ Тотакачарья (1996). Извлечение сущности Шрути . Мотилал Банарсидасс. п. 100. ИСБН  9788120814103 .
  6. ^ Шанкарачарья (2012). С. Рангасвами (ред.). Корни Веданты . Книги о пингвинах. стр. 165, 213. ISBN.  978-0-14-306445-9 .
  7. ^ Говинда Чандра Панде (1994). Жизнь и мысли Шанкарачарьи . Мотилал Банарсидасс. п. 259. ИСБН  9788120811041 .
  8. ^ Чандрасекхара Бхарати. Вивекачудамани Шри Шанкары . Бхаратия Видья Бхаван. п. 437. OCLC   633667305 . Ст.462-463
  9. ^ Н. В. Исаева (январь 1993 г.). Шанкара и индийская философия . СУНИ Пресс. п. 222. ИСБН  978-0-7914-1281-7 .
  10. ^ Вильгельм Хальбфасс (28 июля 1992 г.). О бытии и о том, что существует . СУНИ Пресс. стр. 28, 56. ISBN.  978-0-7914-1178-0 .
  11. ^ Сурендранатх Дасгупта (1975). История индийской философии Том. 1 . Мотилал Банарсидасс. п. 258.ISBN  9788120804128 .
  12. ^ Джей Л.Гарфилд (9 июня 2011 г.). Оксфордский справочник мировой философии . Упс США. ISBN  978-0-19-532899-8 .
  13. ^ «Ньяя вайшешика Философия» . www.kamakotimandali.com . 28 декабря 2008 г. Проверено 23 ноября 2020 г.
  14. ^ Рутледж-компаньон по философии религии . Рутледж. 17 января 2013 г. п. 103. ИСБН  978-1-136-69685-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b89878acbe68285ad40d1820dddfc41__1705317660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/41/8b89878acbe68285ad40d1820dddfc41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Satkaryavada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)