Поклонение в индуизме
Часть серии о |
индуизм |
---|
Поклонение в индуизме — это акт религиозной преданности, обычно направленный одному или нескольким индуистским божествам , вызывающий чувство бхакти или преданной любви. Этот термин, вероятно, является центральным в индуизме, но прямой перевод с санскрита на английский затруднен. Поклонение в индуизме принимает множество форм, и его выражение варьируется в зависимости от географических, языковых и культурных факторов. Индуистское богослужение не ограничивается конкретным местом, и индуисты совершают богослужение в храмах и дома. Оно часто включает в себя личные размышления, музыку, танцы, поэзию, ритуалы и церемонии. Поклонение в индуизме служит различным целям, в том числе поиску благословений, руководства или конкретных результатов, а также укреплению чувства внутреннего мира и духовного роста. Это также может быть выражением преданности ( бхакти ) божеству. Цель состоит в том, чтобы вести чистую жизнь, чтобы духовно прогрессировать и в конечном итоге достичь освобождения ( мокши ) от цикла перерождений.
Божества
[ редактировать ]В индуизме многим личным богам (Ишварам) поклоняются как мурти . Эти существа являются либо аспектами верховного Брахмана , аватарами высшего существа, либо весьма могущественными сущностями, известными как дэвы . Точная природа веры в отношении каждого божества варьируется в зависимости от различных индуистских конфессий и философий . Часто эти существа изображаются в гуманоидных или частично гуманоидных формах, в каждом случае сопровождающихся набором уникальных и сложных иконографий . Эти божества могут быть разными, но обычно все они считаются формами одного бога ( Брахмана ). Эти божества и их пуджи (религиозные ритуалы) предоставляют один из способов общения с этим единственным божеством.
Мурти
[ редактировать ]В индуизме мурти — это воплощение божественного, Высшей Реальности или Брахмана . В религиозном контексте мурти встречаются в индуистских храмах или домах, где к ним могут относиться как к любимым гостям и служить участниками ритуалов Пуджи в индуизме. Мурти устанавливают священники в индуистских храмах во время церемонии Прана Пратиштха . [1] Это также утсава-мурти («подвижный образ бога»). [2] ), который используется для шествий и различных праздничных торжеств. В отличие от установленных изображений главного божества в индуистских храмах, эти мурти можно выносить из храма и выставлять напоказ во время особых случаев, шествий и фестивалей. [2] Практики преданности ( бхакти ), направленные на развитие глубоких и личных уз любви к Богу, часто включают почитание мурти. Акты преданности могут включать в себя пробуждение мурти утром и проверку того, что оно «вычищено, одето и украшено гирляндами». [3] Более того, строительство храма для мурти считается высшим актом преданности. [3]
Пуджа
[ редактировать ]Пуджа или альтернативная транслитерация Пуджа (санскрит: почтение, почитание, поклонение или поклонение) — это религиозный ритуал, совершаемый индусами как подношение различным божествам, выдающимся людям или особым гостям. Это делается в самых разных случаях и в самых разных условиях: от ежедневной пуджи дома до храмовых церемоний и больших фестивалей или при начале нового предприятия. [4] Священник определяет время пуджи, сверяясь с панчангой (ритуальным календарем), в котором указаны благоприятные даты и время для религиозных церемоний. [5] Ритуалы пуджи варьируются от простых подношений воды, цветов и благовоний в домашних святынях до сложных 16 упачар в храмах. Физические проявления смирения, такие как жест намасте , наклоны или полное простирание, сопровождают пуджу . Многие индуисты приравнивают ее к молитве на английском языке, но пуджа отличается от других и включает в себя материальные подношения изображениям божеств. Пуджа завершается аарти . Подношения, сделанные во время пуджи, такие как еда и цветы, возвращаются верующим в виде прасада , который , как полагают, несет благословения божества. Этим прасадом часто делятся с другими, увеличивая пользу от пуджи. [6]
Аарти
[ редактировать ]Аарти — это индуистский религиозный ритуал поклонения, часть пуджи, в котором свет от фитилей, пропитанных гхи (очищенным маслом) или камфорой , предлагается одному или нескольким божествам. Аарти обычно совершается от одного до пяти раз в день и обычно в конце пуджи (в Южной Индии) или бхаджана сеанса (в Северной Индии). Его исполняют почти во всех индуистских церемониях и мероприятиях. Он включает в себя обращение «тарелки Аарти» или «лампы Аарти» вокруг человека или божества и обычно сопровождается пением песен, восхваляющих этого дэва или человека (существует множество версий). При этом тарелка или лампа должны обрести силу божества. Священник раздает тарелку или лампу всем присутствующим. Они кладут повернутые вниз руки над пламенем, а затем поднимают ладони ко лбу — очистительное благословение, переданное от изображения дэва к пламени, теперь передано преданному.
Даршан
[ редактировать ]Даршана или Даршан — это санскритский термин, означающий «зрение» (видение или созерцание), видение , видение или проблеск. Чаще всего он используется для обозначения теофании – «проявления/видения божественного» в индуистском поклонении, например, божества (особенно в форме изображения), очень святого человека или артефакта. Можно также «получить» даршан или проблеск божества в храме или от великого святого человека, например великого гуру . [7]
Хома, Гаван и Яджна
[ редактировать ]Хома (также известная как хомам или хаван ) — это санскритское слово, обозначающее любой ритуал, в котором основным действием является подношение освященному огню. [8] В настоящее время слова хома/хомам и хаван взаимозаменяемы словом Ягна . [9]
Ягья — это ритуал жертвоприношения, заимствованный из практики ведических времен. Его совершают, чтобы доставить удовольствие богам или достичь определенных желаний. Важным элементом является жертвенный огонь – божественный Агни , в который выливаются приношения, поскольку считается, что все, что приносится в огонь, достигает богов. Ведическая ( Шраута ) яджна обычно проводится священником - адхварью, читающим ведические стихи . Обычно в центре места для жертвоприношений горит один или три костра. Среди предметов, предлагаемых в качестве подношений во время яджны, есть большое количество топленого масла , молока, зерен, пирожных или сомы . Продолжительность яджны зависит от ее типа; некоторые могут длиться несколько минут, часов или дней, а некоторые даже годами. Некоторые ягьи проводятся в частном порядке, другие – в присутствии большого количества людей.
Вещества и объекты
[ редактировать ]Вещества, которые обычно используются в индуистском богослужении, включают цветы , топленое масло , благовония , кумкум , бархатцы , молоко , сандал , туласи и вибхути . Среди используемых предметов - алтарь , банановые листья , бхог , кокосы , дия (масляные лампы), мухи , гирлянды , прасад , шанкха (раковина) и тилака .
Прасад
[ редактировать ]Прасад — это умственное состояние щедрости, а также материальная субстанция, которая сначала предлагается божеству, а затем потребляется. [10] В буквальном смысле, щедрый подарок. В прасаде пребывает благословение божества. Считается, что божество впервые попробовало его во время ритуального подношения, символизирующего божественное принятие и благословение. В стихе 9.26 Бхагавад-гиты Кришна объясняет, что даже небольшое подношение от чистого сердца принимается Богом: [11]
Если кто-то с любовью и преданностью предложит Мне лист, цветок, плод или воду, Я приму это.
- Бхагавад-гита, стих 9.26.
Космос
[ редактировать ]Тилака, тилак или тика — это знак, который носят на лбу, а в некоторых случаях и на верхней части головы. Тилаку можно носить ежедневно или только по особым религиозным случаям, в зависимости от различных обычаев. Тилака символизирует третий глаз , или мысленный глаз, связанный со многими индуистскими богами, а также идею медитации и духовного просветления. В прошлом тилаку обычно носили боги, священники, аскеты или верующие, но сейчас это обычная практика для большинства индуистов. Он может выразить, какой индуистской традиции следует человек. Его можно сделать из сандаловой пасты, пепла ( вибхути ), кумкума , синдура , глины или других веществ.
Поклонение дереву
[ редактировать ]В индуизме много священных деревьев: Пипал , Баньян , Ним , Аамла , Баел . [12] Листья и плоды дерева Баел используются при поклонении Господу Шиве . [12] Стволы деревьев нима оборачивают декоративной красной тканью, предложенной богине, а к дереву прикрепляют медную человеческую маску. На лицо наносится декоративная краска, а вокруг елки нанизываются гирлянды из бархатцев и цветов жасмина. Люди поклоняются дереву Ним как Шитале , обеспечивающему хорошее здоровье и защиту от опасных болезней. Поклонники деревьев, как правило, тяготеют к одному дереву, с которым они чувствуют связь как с близким человеком. [13]
Бхаджан
[ редактировать ]Бхаджан – это любая индийская религиозная песня . У него нет фиксированной формы: он может быть простым, как мантра или киртан, или таким сложным, как дхрупад или крити , с музыкой, основанной на классических рагах и таласах . [ нужна ссылка ] Обычно это лирическое произведение, выражающее любовь к Божественному . Название, родственное слову «бхакти» , что означает религиозная преданность, предполагает его важность для движения бхакти , которое распространилось с юга Индии по всему субконтиненту в эпоху Великих Моголов .
Киртан
[ редактировать ]Киртан (санскрит: «повторять»). [14] ) — это призыва и ответа, пение или « ответное пение », исполняемое в религиозных традициях Индии . [15] Человек, совершающий киртан, известен как киртанкар . Практика киртана включает пение гимнов или мантр под аккомпанемент таких инструментов, как фисгармония , табла , двуглавый барабан мриданга или пахавадж и ручные тарелки каратал.
Мантра
[ редактировать ]Мантра — это звук, слог, слово или группа слов, которые считаются способными «создавать трансформацию» (ср. духовная трансформация ). [16] Ее использование и тип варьируются в зависимости от школы и философии, связанной с мантрой. [17] возникли в ведической традиции Индии Мантры . Самая основная мантра — это Аум , которая в индуизме известна как «пранава-мантра», источник всех мантр.
Мантра- джапа — это концепция ведических мудрецов, которая включает мантры как одну из основных форм пуджи или поклонения, конечной целью которой является мокша (освобождение). По сути, мантра-джапа означает повторение мантры. [18] и это стало общепринятой практикой всех индуистских традиций. Он предполагает повторение мантры снова и снова, обычно в циклах благоприятных чисел (кратных трем), наиболее популярным из которых является 108 .
Дверь
[ редактировать ]В контексте индуизма термин врата (произношение: врат, вратхам или брат) обозначает религиозную практику выполнения определенных обязательств с целью достижения божественного благословения для исполнения одного или нескольких желаний. Этимологически врата, санскритское слово (а также используемое в нескольких индоевропейских языках ), означает «обет» или «обещание» . [19] Врата может состоять из одного или нескольких действий. Такие действия могут включать полное или частичное голодание в определенные дни; ятра ( паломничество ) в определенное место или места; посещение, даршан и пуджа в конкретном храме или храмах; чтение мантр и молитв; проведение яджн .
Фестивали
[ редактировать ]Индусы отмечают священные события праздничными обрядами. Все праздники в индуизме носят преимущественно религиозный характер и значение. Многие фестивали носят сезонный характер. Некоторые празднуют урожай и рождение Бога или героев. Многие из них посвящены Шиве и Парвати, Вишну и Лакшми, Брахме и Сарасвати. [20]
Ятра
[ редактировать ]Ятра («путешествие», «шествие») обычно означает паломничество к святым местам, таким как места слияния священных рек, места, связанные с индуистскими эпосами, такими как Махабхарата и Рамаяна , и другие священные места паломничества. [21] Тиртха-ятра означает паломничество к святому месту и обычно совершается группами. Тот, кто совершает ятру, известен как ятри . Ятра — это ритуал камья ; желательно, но не обязательно, чтобы это выполнял индус. На ятру можно пойти по разным причинам, в том числе по праздникам, для совершения ритуалов в честь своих предков или для получения хорошей кармы . Для традиционных индуистов само путешествие так же важно, как и пункт назначения, и трудности путешествия сами по себе служат актом преданности. [22] Паломники верят, что посещение священного места очищает себя и приближает к божественному. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элгуд, Хизер (1 апреля 2000 г.). Индуизм и религиозные искусства . Издательство Блумсбери. стр. 14–15, 32–36. ISBN 978-0-8264-9865-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вагхорн, Джоан Пунзо; Катлер, Норман; Нарайанан, Васудха (1996). Боги плоти, боги камня: воплощение божественности в Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 100-1 2, 56. ISBN 978-0-231-10777-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клостермайер, Клаус . Индуизм: Руководство для начинающих. 2-й. Оксфорд: Публикации OneWorld, 2007.
- ^ Линдси Джонс, изд. (2005). Гейл Энциклопедия религии . Том. 11. Томсон Гейл. стр. 7493–7495. ISBN 0-02-865980-5 .
- ^ Вагхорн, Джоан Пунзо; Катлер, Норман; Нарайанан, Васудха (1996). Боги плоти, боги камня: воплощение божественности в Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 41. ИСБН 978-0-231-10777-8 .
- ^ Флюкигер, Джойс Буркхальтер (6 мая 2015 г.). Повседневный индуизм . Джон Уайли и сыновья. п. 89. ИСБН 978-1-4051-6021-6 .
- ^ Британская энциклопедия (2011). даршан .
- ^ Глоссарий: Свобода, Роберт (1993). Агхора II: Кундалини . Лас-Вегас: Братство жизни. ISBN 0-914732-31-5 .
- ^ Мехта, Киран К. (2008). Молоко, мед и виноград . Мумбаи: Киран К. Мехта. п. 103. ИСБН 978-1-4382-0915-9 .
- ^ Глоссарий санскритских терминов в литературе по интегральной йоге.
- ^ Розен, Стивен (2006). Эссенциальный индуизм (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Прегер. п. 189. ИСБН 978-0-275-99006-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Какие растения и деревья в Индии считаются божественными?» . Государственный деятель . 8 ноября 2019 года . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Хаберман, Дэвид Л. «Лица на деревьях». Журнал по изучению религии, природы и культуры 4, вып. 2 (1 июня 2010 г.): 173–190. База данных ATLA Religion с ATLASerials, EBSCOhost (по состоянию на 4 февраля 2014 г.).
- ^ МакДонелл, А.А. (2004). Практический словарь санскрита. Дели: Мотилал Банарсидасс.
- ^ «Киртан» . Архивировано из оригинала 21 августа 2009 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ Фейерштейн, Г. Более глубокое измерение йоги . Публикации Шамбалы, Бостон, Массачусетс. 2003.
- ^ Что такое мантра? http://www.meditationden.com/questions/what-is-a-mantra/
- ^ Статли, Маргарет и Джеймс (8 апреля 2019 г.). Словарь индуизма (1-е изд.). Рутледж. п. 126. ИСБН 978-0-367-14535-4 .
- ^ Верма, Маниш (2000). Посты и праздники Индии . Карманные книги с бриллиантами. ISBN 81-7182-076-Х .
- ^ Амуля Мохапатра; Биджая Мохапатра (1 декабря 1995 г.). Индуизм: аналитическое исследование . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-388-9 . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513798-1 .
- ^ Фаулер, Джинин Д. (1997). «Ятра: Паломничество». Индуизм: верования и практики . Сассекс Академик Пресс . ISBN 1-898723-60-5 .
- ^ Тимоти, Даллен Дж.; Дэниел Х. Олсен (2006). Туризм, религия и духовные путешествия . Рутледж. ISBN 0-415-35445-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фуллер, CJ (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета, Нью-Джерси. ISBN 0-691-12048-X .
- Хайлер, Стивен П. (2002). Встреча с Богом: элементы индуистской преданности . Издательство Йельского университета , Нью-Хейвен . ISBN 0-300-08905-8 .