Эпически-пуранические царские генеалогии
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Итихаса -Пурана , эпико-пуранические повествования санскритских эпосов ( Махабхарата и Рамаяна ) [1] и Пураны , [1] содержат королевские генеалогии лунной , и солнечной династий которые в индийских традициях рассматриваются как исторические события и используются в эпико-пуранской хронологии для установления традиционной временной шкалы индийской истории.
Циклическое время и юги
[ редактировать ]Пураны . ориентированы на циклическое понимание времени Они содержат истории о создании и разрушении мира, а также о югах (эпохах). [2] четыре юги В одном цикле :
- Сатья Юга (время истины и праведности)
- Treta Yuga
- Dvapara Yuga
- Кали Юга (время тьмы и недобродетели)
Согласно Манусмрити ( ок. 2 г. н.э.), [3] В одном из самых ранних известных текстов, описывающих юги , продолжительность каждой юги составляет 4800, 3600, 2400 и 1200 лет богов соответственно, что дает в общей сложности 12 000 божественных лет для завершения одного цикла. Для человеческих лет их умножают на 360, что дает 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет соответственно, что в сумме дает 4 320 000 человеческих лет. Эти четыре юги имеют соотношение длин 4:3:2:1. [4]
Бхагавата Пурана [3.11.18-20] ( ок. 500-1000 гг. н.э.) дает соответствующее описание продолжительности юг в божественные годы.
Кали -юга – это нынешняя юга . Согласно пураническим источникам , уход Кришны знаменует конец Двапара-юги и начало Кали-юги . [примечание 1] который датирован 17/18 февраля 3102 г. до н. э. , [5] [6] двадцать лет после войны в Бхарате. [7]
Вайвасвата Ману и солнечные и лунные династии
[ редактировать ]Солнечная династия и Лунная династия были двумя легендарными главными династиями кшатриев варны , или класса воинов-правителей, упомянутых в древнеиндийских текстах.
Нынешняя Кальпа называется Вараха . Из четырнадцати манвантар этой Кальпы прошло шесть. Традиции рассказывают, что в манвантаре Чакшуша, шестой манвантаре, непосредственно предшествовавшей нынешней манвантаре, царь Притху , правнук Чакшуши Ману, выравнивал землю, строил города и деревни и развивал земледелие, торговлю, пастбища и скотоводство. . Этот цикл закончился всего через восемь поколений с Великим Потопом . Седьмая и текущая Манвантара называется Вайвасватой по имени Ману, который ею управляет. свое начало от Вайвасваты Ману Царские генеалогии Итихасы ведут .
Согласно Харивамсе , Икшваку считается прародителем Сурьявамши, или Солнечной династии, и получил царство Арьяварта от своего отца Вайвасваты Ману . Ману поселился в районе Арьяварты после того, как пережил великое потоп. А. К. Мозумдар утверждает, что именно Ману построил город на Сараю (реке, богиней которой была его мать Санджана) и назвал его Айодхья, что означает «непобедимый город». Этот город служил столицей многих царей солнечной династии, а также считается местом рождения Рамы . [8]
Лунная династия ( IAST : Чандравамша Говорят, что ) произошла от божеств, связанных с луной ( Сома или Чандра ). [9] Согласно Шатапатха-брахману , Пуруравас был сыном Будхи (его самого часто называют сыном Сомы) и меняющего пол божества Илы (родившегося как дочь Ману ). [10] Правнуком Пурураваса был Яяти , у которого было пять сыновей по имени Яду , Турвасу , Друхью , Ану и Пуру . Похоже, это названия пяти ведических племен, описанных в Ведах . [11]
Satya Yuga
[ редактировать ]Великий Потоп в конце манвантары Чакшуша уничтожил все формы жизни. Только Вайвасвата Ману спасен Господом Вишну в аватаре рыбы Матсья , чтобы заново заселить землю в следующем цикле. [12] [13] [14] Все царские линии в настоящем цикле прослеживаются в итихасах от сыновей Ману Вайвасваты и его единственной дочери Илы . Икшваку , старший сын Ману, устанавливает Солнечную Линию (от Вивасвана , бога Солнца, отца Вайвасваты Ману) в Айодхье в Косале . Младший сын Икшваку Ними мигрирует немного дальше на восток и основывает дом Видехи . Его столица Митхила основана его сыном Митхи. [15] также называется Джанака , что позже становится общим именем царей Видехи.
Лунная династия основана примерно в то же время в Пратистане (отождествляемом с пригородом современного Аллахабада ) в Мадхьядеше ( доабе между реками Ганга и Ямуна ) Пурурававом , сыном Илы и Будхи, внебрачным ребенком Сомы . , бог луны. [16] История о его любви к нимфе Урваши — это история, которая захватывала воображение индийцев на протяжении нескольких поколений. Это тема известного классического произведения Калидасы под названием «Викраморвасиям» . В то время как Аюс, старший сын Пурураваса, восходит на трон после него, его младший брат Амавасу основывает другую династию , которая правила королевством, сосредоточенным вокруг Каньякубджи (современный Каннаудж ). [17]
Лунная линия снова разделяется на две после правления Аюса, старшего сына Пурураваса. Нахуса , старший сын Аюса, становится его преемником, но получает положение Индры на небесах, но изгнан оттуда, когда он страстно желает Шачи , жены Индры. [18] Кшатравриддха, другой сын Аюса, основывает династию Каши (Варанаси). Его потомков называли Касеями. [17]
Сын и преемник Нахусы Яяти был известным завоевателем и считался чакравартином . У него было два сына по имени Яду и Турвасу от Деваяни , дочери Шукры , наставника асуров . У него также было трое других сыновей, Друхью , Ану и Пуру от Сармиштхи, дочери царя асуров Вришапарвы. Яяти устанавливает Пуру, самого младшего. но самый послушный сын как его преемник в правлении предков в Пратистхане. [19] Старшие сыновья получают окраины. От сыновей Яяти происходят пять знаменитых царских линий Ядавов , Турвасу, Друхью, Анава и Пауравов , вместе называемых Панча Джана или Пять Племен . [20]
Сразу после Яду династия Ядавов разделилась – основную линию продолжил Крости и самостоятельную линию Хайхайев во главе с Сахасраджитом. Ветвь Ядава сначала создает великое княжество под руководством короля Сасабинду, который становится чакравритином . Царь Мандхата , сын Юваншвы, [21] король Айодхьи женится на его дочери Биндумати и становится знаменитым. Он идет по стопам своего тестя, очень широко расширяет свое влияние и сам становится чакравритином . [22] Его сын Пурукутса женится на Нармаде , речной богине. Другой сын, тоже знаменитый царь, по имени Мучукунда строит и укрепляет город на берегу этой реки; это был Махишмати .
Вскоре после этого царь Друхью Гандхара удаляется на северо-запад (современная Хайбер-Пахтунхва ) и основывает там королевство Гандхара . Его потомки рассеялись по регионам за пределами Индии и основали множество княжеств млеччха . [23] Позже Анавы разделились на две ветви под властью Усинары и Титиксу. Сыновья Усинары основывают отдельные племена Яудхеи , Амбастхи, Наварастра, Кримилас и Сивис в восточном Пенджабе . Сиви , сын Усинары и создатель Шиви в Сивапуре, прославляется в индийской мифологии своей щедростью. Его сыновья основали королевства Врисадарбхас, Мадракас , Кайкаяс и Саувирас и оккупировали весь Пенджаб. Другая ветвь Анава под предводительством Титиксу двинулась на восток и основала княжества Анга , Банга , Калинга , Сухама и Пундра . [23]
Царь Хайхайи Критавирья нанял Бхаргавов в качестве своих священников и обогатил их. Его родственники пытались вернуть богатство, но Бхаргавы сопротивлялись. Затем хайхайи подвергли их жестокому обращению, из-за чего они бежали в разные страны. [24] Гадхи был тогда царем Каньякубджи и имел дочь Сатьявати. Бхаргава ричика женится на ней и рожает сына Джамадагни . Примерно в то же время у Гадхи рождается сын Вишвамитра . [17] [25]
По солнечной линии королевством Айодхья в это время правил Трайяруна, близкий современник Гадхи и Критавирьи. По совету своего жреца Васиштхи он изгоняет своего сына Сатьяврату, также называемого Тришанку . После Трайяруны Васиштха отказывается провести освящение Трисанку. [26] Немного позже Вишвамитра из Каньякубджи пытается заполучить желающую корову Нандини из Васиштхи. Между ними следует ожесточенная битва, в которой Вишвамитра терпит поражение. Убежденный в превосходстве брахманов , он решает стать брахмарси и отказывается от своего трона. [27] Когда Вишвамитра занимается аскезами, ему оказывает поддержку Тришанку. Затем он защищает дело Трисанку, совершает его королевское посвящение и после его смерти возносит его в живом теле на небеса. [28]
Соперничество Вишвамитры и Васиштхи продолжается даже во времена правления Харишчандры , сына Тришанку. У Харишчандры был сын Рохита, которого он поклялся принести в жертву Варуне . Он откладывал жертвоприношение на многие годы, из-за чего страдал водянкой. Рохита, по совету Васиштхи, чтобы умилостивить Варуну, покупает вместо себя в жертву сына Аджигарты Сунахшепу (внучатого племянника Вишвамитры). Перед смертью Сунахшепа повторяет варунамантру , которой его научил Вишвамитра. Появляется Варуна, дарует мальчику свободу, а королю лекарство от болезни. Затем Вишвамитра усыновляет мальчика своим главным сыном по имени Деварата. [29] [30] Ряд сыновей Вишвамитры, протестующих против статуса, данного Деварате, были прокляты своим разгневанным отцом и стали изгоями. Они становятся предками племен дасью, таких как андхрас, мутибас, пулинды и т. д. [31] [32] Впоследствии Вишвамитра получает положение брахмарши. [33]
По линии Хайхайи Критавирье наследовал его сын Арджуна Картавирья, который был могущественным царем. После долгого правления у него возникли разногласия с Джамадагни. В результате Парашурама , сын Джамадагни от Ренуки , дочери мелкого царя Икшваку, убивает Картавирью Арджуну, после чего сын Картавирьи убивает Джамадагни. В отместку Парашурама решает уничтожить весь класс воинов (кшатриев), и пока ему это удается, и только пятеро выживают, чтобы продолжить великие династии. [34]
После Картавирьи хайхайи разделились на пять второстепенных племен – таладжанги, витихотры, авантьи, тудикерасы и джаты. Они нападают на Айодхью и свергают короля Баху с трона. [35] Они также нападают, побеждают и изгоняют короля Каси Диводаса из Варанаси. Пратардана, сын Диводаса, подчиняет Витихотру и возвращает себе трон. [36] Чуть позже Баху рожает сына Сагару , и Сагара побеждает всех этих врагов, возвращает себе королевство и навсегда уничтожает власть Хайхая. [35]
У Сагары было шестьдесят тысяч сыновей, которые оскорбляли Капилу Риши и, в свою очередь, обращали его в пепел. Таким образом, на троне Айодхьи Сагаре наследует его внук Амсуман. [37] С правлением Сагары Сатья Юга подходит к концу.
Treta Yuga
[ редактировать ]Бхагиратха , правнук Сагары, низводит божественную реку Ганг на землю, чтобы искупить грехи сыновей Сагары. [38] Рупарна — следующий выдающийся царь в династии, прославившийся своей связью с Налой , царем Нишадаса. Нала женился на Дамаянти , дочери Бхимы, царя Ядава Видарбхи. Восхитительная история их брака и печальное продолжение его последующей временной потери своего царства и нищеты из-за азартных игр рассказаны в Махабхарате Юдхиштхире, страдающему в аналогичных обстоятельствах. [39]
После длительного затмения (соответствующего восхождению солнечной династии при Мандхате) линия Пауравов возрождается Душьянтой , близким современником Бхагиратхи. Он женится на Сакунтале , дочери Вишвамитры , и рождает Бхарату . [40] Бхарата коронован как чакравартин и позднее дает свое имя династии, великой братоубийственной войне между Кауравами и Пандавами и самой Индии (т.е. Бхаратаварше ). Его пятый преемник Хастин переносит столицу в место в верхнем доабе и называет его Хастинапурой в честь себя. [41]
Вскоре после Хастина династия Бхараты разделилась на четыре отдельные линии, наиболее известными из которых являются основная линия Пауравы и линия Панкала. Царь Панчалы Диводаса прославляется как разрушитель 99 фортов дасью Самбара . [42] Его сестрой была Ахалия , жена Гаутамы Махариши . Она была обманута Индрой и изгнана мужем в лес за неверность. [43]
Солнечная линия снова восходит под благосклонным правлением Рагху , Аджи и Дашаратхи . [44] История Рамы, сына Дашаратхи, составляет тему стихотворения Валмики «Рамаяна » . Интриги его мачехи Кайкейи приводят к изгнанию Рамы , его жены Ситы и брата Лакшмана в лес. В лесу Сита похищена Раваной , царем ракшасов, и заключена в тюрьму на Ланке, его столице. Рама заключает союз с лесными обезьянами и медведями и осаждает Ланку. В конечном итоге Рама побежден и убит Раваной. Затем он возвращается в Айодхью со своей женой Ситой и восходит на трон.
С исчезновением Рамы Трета-юга подходит к концу и Двапара-юга начинается . После Рамы солнечная династия приходит в постоянный упадок.
Dvapara Yuga
[ редактировать ]Линия Ядава снова разделилась на две отдельные линии после правления Бхимы, сына Сатвата от его сыновей Андхаки и Вришни , которые назвали свои династии по их соответствующим именам. Уграсена , отец Камсы, был Андхакой, а Васудева Анакадундубхи , отец Кришны , был Вришни.
Династия Панчала Бхарата во главе с царем Сринджайей теперь приобретает выдающееся положение. Его сын Чьявана-Пиджавана был великим воином, а сын последнего, Судас , присоединил несколько королевств. Конфедерация царей Пауравов, Ядавов, Шиви, Друхью, Матсьев, Турвасу и других формируется против Судаса, который побеждает их в великой битве у реки Парушни. Это называется Битвой Десяти Королей . [45] Основная часть гимнов (книги II-IX) представляет лишь 5-6 поколений царей (и современных поэтов) этой династии. [46]
Линия Пауравов продолжается через Аджамидху, сына Хасти. По его линии царь Самварана потерпел поражение и был сослан Панчалами в леса на берегу реки Синдху. Паргитер идентифицирует этого царя Панчалы как Судаса, но точная связь между династиями, хронологическая и политическая, не зафиксирована. Позже Самварана вновь получает свою столицу у Панчалов и женится на Тапати, дочери Солнца. [47] Драматург Кулашекхара (ок. 900 г. н.э.) увековечил их историю в своей пьесе «Тапатисамварана» . Их сыном был Куру , а его потомков называли Кауравами. Эта линия продолжается через второго сына Куру Джахну.
Васу , потомок Куру, завоевывает королевство Ядава Чеди и обосновывается там. Его старший сын Брихадратха основывает Гириврадж в Магадхе в качестве своей столицы. Его сын Джарасандха распространяет свою власть до Матхуры (под управлением царя Андхаки Камсы, который признал его своим повелителем) на севере и Видарбхи на юге. Камса был тираном. Он заключил в тюрьму своего отца и узурпировал трон. Его племянник Кришна убивает его и возвращает старого короля на его трон. Это вызывает гнев Джарасандхи, и он нападает на Матхуру . Кришна вместе с Андхаками и Вришни мигрирует на западное побережье и строит новую столицу Дваравати ( Дварака ) в Саурастре. Затем Кришна похищает Рукмини, принцессу Видарбхи, побеждая ее брата, и женится на ней. [48] В более позднем возрасте Кришна становится другом Пандавов.
Следующим знаменитым царем рода Кауравов является Пратипа. Его сын Сантану сменяет своего старшего брата Девапи на троне , после чего дождь не выпадает в течение двенадцати лет. Затем Девапи действует как Хотр (главный жрец), совершает жертвоприношение своему брату и получает дождь. [49]
Внуками Шантану были Дхритараштра и Панду . Первый будучи слепым, второй восходит на престол. У Дхритараштры много сыновей, из которых Дурьодхана старший; У Панду пятеро сыновей: Юдхиштхира , Бхима , Арджуна , Накула и Сахадева . Сынов Дхритараштры, принадлежащих к старшей ветви, звали Кауравами, а сыновей Панду — Пандавами. Вопрос о престолонаследии приводит к вражде между двумя семьями, кульминацией которой является ужасающая резня во время войны в Бхарате. Говорят, что все древние династии кшатриев Индии приняли участие в великой битве, сражаясь на той или иной стороне. В битве, которая длится восемнадцать дней, уловки Кришны позволяют Пандавам, находящимся в тяжелом положении, победить. Махабхарата . подробно повествует историю этой вражды
Впоследствии Ядавы сами охвачены гражданской войной, и Кришна уходит к жизни аскета в лесу. Здесь его случайно застрелил охотник. [50] Пандавы восстанавливают его внука в Индрапрастхе. Вскоре сами Пандавы венчают Парикшита , внука Арджуны, на трон Хастинапура и удаляются в лес. Двапара -юга завершается с уходом Кришны.
Kali Yuga
[ редактировать ]Парикшита , отправляясь на охоту, не уважает риши Самику и, в свою очередь, был проклят своим сыном Срингином, чтобы тот умер от яда змеи Таксаки в течение семи дней. Таксака подкупает Кашьяпу, единственного человека, у которого есть противоядие от яда. По прошествии семи дней Парикшит умирает от укуса Таксаки. [51] Его сын Джанамеджая , который тогда был несовершеннолетним, позже узнает о смерти своего отца от своих министров и решает отомстить. Он организует обряд ( сарпасатра ) по уничтожению всех змей. Змеи входят в жертвенный огонь силой обряда. [52] Астика (полузмея со стороны матери), рожденная, чтобы спасти их, [53] участвует в обряде и получает дар по своему выбору, восхваляя Джанамеджаю. Он требует прекратить разбирательство. Джанамеджая не может отказаться и завершает обряд. [54] Именно во время этого обряда Вайшампаяна , ученик Вьясы, рассказывает Махабхарату . Джанамеджае [55]
Никаксу, шестой в очереди после Парикшиты, переносит свою столицу из Хастинапура в Каусамби в Васте, поскольку бывший город опустошен разливом Ганги. [56] Эта линия продолжается на протяжении многих поколений, пока Удаяна , знаменитый король Ватсы (и современник Будды ), не похитил Васавадатту , принцессу Аванти. Их историю прославляет сначала Гунадхья в его романе «Брхаткатха», а затем Бхаса и Шудрака в их драмах «Свапнавасавадатта» и «Винавасавадатта» соответственно.
В Магадхе потомки Брихадратхи и Джарасандхи сохраняют трон до тех пор, пока их не сменит династия Шисунага, в которую среди прочих входят знаменитые цари Бимбисара и Аджаташатру . Махападма Нанда узурпирует трон у последнего короля рода Сисунага. Он свергает все старые династии кшатриев — Икшваку, Панчалов, Касей, Хайхая, Калингов, Асмаков, Куру, Майтхил, Шурасен и Витихотров — и подчиняет себе всю центральную Индию. Поэтому Пураны называют его «разрушителем всех кшатриев» и «монархом всей земли, которая находилась под его единоличной властью». [57] После династии Сисунага правление Магадхи продолжила династия Маурья .
Согласно Махабхарате , Кали-юга завершится с приходом Калки , после чего Сатья-юга . возобновится [58] [примечание 2]
Генеалогии как источник актуальной истории.
[ редактировать ]Историк Ромила Тапар обсуждает проблему связи «основных линий ранней традиции» с археологическими свидетельствами (например, с расписной серой посудой или энеолитической черной и красной посудой), понимая пуранические генеалогии как «записи общей схемы поселений и миграций». а не «фактические сведения по истории и хронологии». Однако она пытается связать хронологию «очевидно более значительных линий, Пуру и Ядавов» с разными археологическими слоями.
Как и Паргитер, она делит линию передачи Пуру на три отдельные фазы, соединяя фазу I (от Ману к Бхарате) с керамикой цвета охры , фазу II (после перерыва, от «приемных сыновей» Бхараты к Куру) с расписной серой посудой; фаза III (начиная с Куру) завершается войной Махабхараты. Линия Ядава связана с Черной и Красной посудой, географическое распространение которой прослеживается в связи с разными ветвями и миграциями племени Ядава, согласно пураническим источникам.
Тапар заключает, однако более осторожно: [примечание 3] рассматривая проблему хронологии (археологические данные в сравнении с «традиционной» хронологией) и вопрос идентификации индоарийских носителей, при этом фаза I (до Бхараты) понимается как доиндоарийская линия передачи, которая позже была перенята в традиция арийскоязычных народов. [59]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бхагавата -пурана (1.18.6), Вишну-пурана (5.38.8) и Брахма-пурана (2.103.8) утверждают, что день, когда Кришна покинул землю, был днем, когда закончилась Двапара-юга и началась Кали-юга :
* часть I. Бхагавата-пурана , Мотилал Банарсидасс Паблишерс Прайвит Лимитед. 1950. с. 137.(1.18.6) В тот самый день и в тот самый момент, когда Господь [Кришна] покинул землю, в тот самый день сюда вошла эта Кали, источник нерелигиозности (в этом мире).
* Уилсон, HH (1895). Вишну Пурана . СПКК Пресс. п. 61.(5.38.8) Дерево Париджата вознеслось на небеса, и в тот же день, когда Хари [Кришна] покинул землю, сошел тёмный век Кали.
* Брахма Пурана, часть 2 . Мотилал Банарсидасс. 1955. с. 515.(2.103.8) Именно в тот день, когда Кришна покинул Землю и отправился на небеса, наступил возраст Кали, со временем для ее тела.
- ^ «И когда эти ужасные времена закончатся, творение начнется заново. … эпоха Крита начнется снова. … И по поручению Времени родится брахман по имени Калки. И он прославит Вишну и овладеет великая энергия, великий интеллект и великая доблесть… И он восстановит порядок и мир в этом мире, наполненном существами и противоречивом в своем пути… И он станет Разрушителем всего и откроет новую Югу».
- ^ Тапар: «Попытка связать линии передачи Пуру и Ядава с определенными археологическими культурами... привела к некоторым отголоскам идентификации, но на данный момент нельзя сказать ничего более определенного, чем это. Идентификация остается спекулятивной»
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клостермайер (2007) , с. 59.
- ^ Роше 1986 , стр. 123–124.
- ^ Оливель 2005 , стр. 24–25.
- ^ Оливель 2005 , стр. 90, 240 (1,61), 241 (1,70-71).
- ^ Мэтчетт, Фреда. «Пураны». Во «Наводнении» (2003) , с. 139.
- ^ Яно, Мичио. «Календарь, астрология и астрономия». Во «Наводнении» (2003) , с. 390.
- ^ Сингх 2008 , с. 22.
- ^ Мазумдар 2008 , стр. 161.
- ^ Паливал, Б.Б. (2005). Послание Пуранов . Diamond Pocket Books Ltd. с. 21. ISBN 978-8-12881-174-6 .
- ^ Тапар 2013 , с. 308.
- ^ АК Вардер (1972). Введение в индийскую историографию . Популярный Пракашан. стр. 21–22.
- ^ Сатапатха Брахман, I.8.1
- ^ Махабхарата, III.185
- ^ Бхагавата Пурана, VIII.24.
- ^ Вишну Пурана, IV.5.
- ^ Вишну-пурана, IV.6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вишну Пурана, IV.7
- ^ Махабхарата, Т.9-18.
- ^ Махабхарата, I.76-93.
- ^ Вишну Пурана, IV.10.
- ^ Махабхарата, III.126
- ^ Вишну Пурана, IV.2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вишну Пурана, IV.18
- ^ Махабхарата, I.178.
- ^ Махабхарата, III.115.
- ^ Ваю Пурана, 88.78-116.
- ^ Рамаяна, I.51-56.
- ^ Рамаяна, I.57-60
- ^ Айтарейя Брахман, VII.15-18
- ^ Рамаяна, I.61-62
- ^ Махабхарата, XIII.3
- ^ Айтарейя Брахман, VII.18
- ^ Рамаяна, I.65
- ^ Махабхарата, III.115-117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вишну Пурана, IV.3
- ^ Махабхарата, XIII.30.
- ^ Рамаяна, I.38-41
- ^ Рамаяна, I.42-44.
- ^ Махабхарата, III.50-78.
- ^ Махабхарата, I.62-69.
- ^ Вишну Пурана, IV.19.
- ^ Ригведа, I.112.14; И.116.18
- ^ Рамаяна, I.48
- ^ Рагхувамша из Калидасы - Отредактировано с выдержками, примечаниями и т. д. Нараяном Рамом Ачарьей Кавьятиртхой, Chaukhambha Publishers, Варанаси, 2-е изд. (2002 г.)
- ^ Ригведа, VII.18;
- ^ Витцель, Майкл. Развитие ведического канона и его школ: социальная и политическая среда. Внутри текстов, за пределами текстов. Гарвардский восточный сериал (1997)
- ^ Махабхарата, I.173-175.
- ^ Visnu Purana, V
- ^ Брихаддевата, vii, 155-7, viii.1-9.
- ^ Махабхарата, XIX
- ^ Махабхарата, I.40-43.
- ^ Махабхарата, I.49-53.
- ^ Махабхарата, I.13-39.
- ^ Махабхарата, I.54-58.
- ^ Махабхарата, I.60
- ^ Вишну Пурана, IV.21.
- ^ Вишну Пурана, IV.23-24.
- ^ Вьяса, Кришна-Двайпаяна. «РАЗДЕЛ CLXXXIX». Махабхарата Кришна-Двайпаяна Вьясы . Перевод Мохана Гангули, Кисари. стр. 390–391.
- ^ Тапар, Ромила Пуранические линии передачи и археологические культуры в древней индийской социальной истории: некоторые интерпретации . Нью-Дели. Ориент Лонгманс. 1978.
Источники
[ редактировать ]- Флуд, Гэвин , изд. (2003), Блэквеллский спутник индуизма , Blackwell Publishing, ISBN 0-631-21535-2
- Клостермайер, Клаус К. (2007). Обзор индуизма (3-е изд.). СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-7082-4 .
- Мазумдар, АК (2008). Индуистская история . Публикации Рупа, Индия. ISBN 978-81-86772-17-1 .
- Оливель, Патрик (2005), Кодекс законов Ману , Oxford University Press, ISBN 978-0195171464
- Роше, Людо (1986), Пураны , Издательство Отто Харрассовица
- Сингх, Апиндер (2008), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education India
- Тапар, Ромила (2013), Прошлое перед нами , издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-72651-2