Будха
Будха | |
---|---|
Член Наваграхи | |
Изображение Будхи из книги «Полный индуистский пантеон» 1842 года. Э.А. Родригеса | |
Принадлежность | Граха , Дева |
Обитель | Будхалока |
Планета | Меркурий |
День | Среда |
Число | 5 |
Устанавливать | лев и колесница, запряженная восемью желтыми лошадьми |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруга | Кроме [2] Читра |
Дети | Пуруравас из ИлыЧайтра из Читры |
Будха ( санскрит : बुध ) — санскритское слово, обозначающее планету Меркурий . [2] [3] Будха также является богом планеты Меркурий. [4]
Он также известен как Сомайя , Рохиная , [4] и управляет ( накшатрами лунными особняками) Ашлеши , Джьештхи и Ревати . [5]
Планета
[ редактировать ]Будха — это планета, которая появляется в различных индуистских астрономических текстах на санскрите , таких как «Арьябхатия» 5-го века нашей , Арьябхатты эры » 6-го века нашей эры « Ромака Латадевы и Панча Сиддхантика Варахамихиры, «Кхандакадьяка » 7-го века нашей эры Брахмагупты и 8-го века нашей эры. Сисядхиврддида Лаллы. [6] [7] : vii – xi Эти тексты представляют Будху как одну из планет и находят характеристики соответствующих планетарных движений. [7] : vii – xi Другие тексты, такие как «Сурья Сиддханта», датированные завершением где-то между 5-м и 10-м веками н.э., представляют свои главы на разных планетах с мифологией их богов. [7] : vii – xi
Рукописи этих текстов существуют в несколько разных версиях, отражают движение Будхи в небе, но различаются по своим данным, что позволяет предположить, что текст был открыт и переработан на протяжении их жизни. Тексты несколько расходятся в своих данных, в измерениях оборотов Будхи, апогея, эпициклов, узловых долгот, наклонения орбиты и других параметров. [7] : ix–xi Например, и Кхандакадьяка , и Сурья Сиддханта из Варахи заявляют, что Будха совершает 17 937 000 оборотов вокруг своей оси каждые 4 320 000 лет и имел апогей (афелию) 220 градусов в 499 году нашей эры; в то время как другой манускрипт Сурьи Сиддханты увеличивает обороты на 60 до 17 937 060, а апогей до 220 градусов и 26 секунд. [7] : ix–x
Индуистские ученые 1-го тысячелетия нашей эры на основе своих астрономических исследований оценили время, необходимое для сидерических вращений каждой планеты, включая Будху, с несколько разными результатами: [7] : 26–27
Источник | Расчетное время одного сидерического оборота [7] : 26–27 |
---|---|
Сурья Сиддханта | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 22,3 секунды |
Сиддханта Широмани | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 41,5 секунды |
Птолемей ( Альмагест ) | 87 дней, 23 часа, 16 минут, 42,9 секунды |
расчет 20 века | 87 дней, 23 часа, 15 минут, 43,9 секунды |

Легенды
[ редактировать ]Будха — бог в индуистской мифологии, сын Чандры и Рохини. [4] или Тара . [8] [9] События, приведшие к его рождению от последнего, подробно описаны в мифе о Таракамайской войне . У Будхи есть сын, царь Пуруравас , от его жены Илы .
Одно из самых ранних упоминаний о Будхе встречается в ведическом тексте Панчавимша Брахман , а также в других древних текстах, таких как Шатапатха Брахман , но не в контексте астрологии. [4]
Календарь и индуистская астрология
[ редактировать ]Будха — это корень слова «Будхавара» или среда в индуистском календаре. [2] Слово «среда» в греко-римском и других индоевропейских календарях также посвящено планете Меркурий («день Одина»).
Будха — часть Наваграхи в индийской зодиакальной системе, считается доброжелательной, связанной с живым умом и памятью. Роль и значение Наваграхи менялись с течением времени под различными влияниями. Прославление планетных тел и их астрологического значения произошло еще в ведический период и зафиксировано в Ведах . Самый ранний труд по астрологии, записанный в Индии, — это « Веданга Джйотиша» , который начал составляться в 14 веке до нашей эры. Классические планеты , включая Меркурий, упоминаются в Атхарваведе около 1000 г. до н.э.
Наваграхе способствовали дополнительные вклады из Западной Азии , включая зороастрийские и эллинистические влияния. «Яванаджатака » , или «Наука яванов » , была написана индо-греком по имени «Яванешвара» («Господин греков») во время правления западных кшатрапов царя Рудракармана I. «Яванаджатаку», написанную в 120 г. н. э., часто приписывают стандартизации индийской астрологии. Наваграха получила дальнейшее развитие и достигла кульминации в эпоху Шака с появлением народа Шака , или скифов. Кроме того, вклад народа шака станет основой индийского национального календаря , который также называется календарем шака.
Будха также является корнем названия дня недели во многих других индийских языках. На современных хинди , одиа , телугу , бенгали , маратхи , урду , каннада и гуджарати среда называется Будхавара ; Тамильский : Будхан Кижамаи ; Малаялам : Будханажча ; Тайский : Ван Пхут ( тайский ). [ нужна ссылка ]
Иконография
[ редактировать ]Иконография Будхи, по мнению Рошен Далала, представляет собой доброжелательный [10] бог-мужчина с зеленым телом, одетый в желтую одежду, держащий ятаган, дубину и щит. Он едет на колеснице, запряженной восемью желтыми лошадьми; а на иллюстрациях он ездит на льве и имеет четыре руки, а в храме Будхи он изображен верхом на льве. [2] [11] [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Господь Будда, планета Меркурий, индуистский бог Будда – АстроВедПедия »
- ^ Перейти обратно: а б с д Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 88. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ «Лучшая история жизни Гаутамы Будхи на хинди» . motivatorindia.in . Сентябрь 2019.
- ^ Перейти обратно: а б с д Махони, Терри (2013). Меркурий . Спрингер Наука. п. 2. ISBN 978-1-4614-7951-2 – через Google Книги.
- ^ Кришнамурти, Кутур Суббарайя Айер (1971). Транзит (Гочарапала Нирнаям) . п. 49.
- ^ Чаттерджи, Бина (1970). Кхандакадьяка (астрономический трактат) Брахмагупты с комментарием Бхаттотпалы (на санскрите). Мотилал Банарсидасс. стр. 59–64. OCLC 463213346 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Берджесс, Эбенезер (1989). Гангули, П.; Сенгупта, П. (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка); Издательство Йельского университета, Американское восточное общество (оригинал). ISBN 978-81-208-0612-2 – через Google Книги.
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 171. ИСБН 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 394. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма . Том. ЯВЛЯЮСЬ. Издательская группа Розен. п. 324 . ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ «[название не указано]» . Университет Вашингтона. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ Грей, Патрик (2015). Разновидности религиозных изобретений: Основатели и их функции в истории . Издательство Оксфордского университета. п. 46, сноска [19]. ISBN 978-0-19-935972-1 – через Google Книги.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Свобода, Роберт (1997). Величие Сатурна: терапевтический миф . Лотос Пресс. ISBN 0-940985-62-4 .
- Пингри, Дэвид (1973). «Месопотамское происхождение ранней индийской математической астрономии». Журнал истории астрономии . 4 (1). МУДРЕЦ: 1–12. Бибкод : 1973JHA.....4....1P . дои : 10.1177/002182867300400102 . S2CID 125228353 .
- Пингри, Дэвид (1981). Джйотихшастра: астральная и математическая литература Отто Харрасовиц. ISBN 978-3447021654 .
- Охаси, Юкио (1999). Андерсен, Йоханнес (ред.). Основные моменты астрономии . Том. 11Б. Спрингер Наука. ISBN 978-0-7923-5556-4 – через Google Книги.