Нилакантха Дайваджна
Нила-кантха ( IAST : Нилакантха) был астрологом и астрономом 16-го века ( джьотиши или дайваджня ) и писателем на санскрите из Империи Великих Моголов на территории современной Индии. Он был королевским астрологом при императоре Акбаре и внес свой вклад в Тодарананду (ок. 1572 г. н.э.), энциклопедию, спонсируемую министром Акбара Тодара-маллой . Он написал «Таджика-Нилаканти» (1587 г. н. э.), самый популярный труд по таджикской астрологии , и, возможно, составил Прашна-тантру , труд по вопросительной астрологии , основанный на более раннем тексте.
Биография
[ редактировать ]Нилакантха происходил из семьи астрологов-астрономов, принадлежавших к Гаргья - готра (клану), и происходил из Дхармапуры, города, расположенного на берегу реки Нармада в центральной Индии. Самым ранним известным членом этой семьи является его дедушка Чинтамани. Нилакантха был сыном Ананты и его жены Падмамбы. [1] Ананта написал Камадхену-тику Махадевы (комментарий к Камадхену ) и Джани-паддхати (или Джатака-паддхати ). [2]
Нилакантха и его брат Рама поселились в Каши , где написали несколько работ по астрологии и астрономии . Город находился под управлением императора Великих Моголов Акбара министра Тодара-маллы (Тодар Мал), а Нилакантха дослужился до должности королевского астролога ( джйотиша-раджа ) в администрации Акбара. [3] Балабхадра, ученик Рамы, описывает Нилакантху как «жемчужину в кругу астрологов». [4] и подробно цитирует его в своей «Хаяна-ратне» (1649 г.). [5]
Брат Нилакантхи Рама написал «Рама-винода» (1590 г.), «Мухурта-чинтамани» (1600 г.) и комментарий под названием «Прамитакшара» к тексту 1600 года. Сын Нилакантхи Говинда (род. 1659 г.) написал «Пиюша-дхару» (1603 г.), «Расалу» (1622 г.) и «Бхава-виврити» . Сын Говинды Чинтамани написал «Саммати-чинтамани» (1661 г.). [1]
Работает
[ редактировать ]Тодарананды Разделы
[ редактировать ]В 16 веке министр императора Великих Моголов Акбара Тодарамалла спонсировал составление Тодарананды ( Тодарананда или Тодаранандам ), самой обширной энциклопедии науки из досовременной Индии. Нилакантха внес свой вклад в создание нескольких разделов ( саукхья ) этой работы, включая Джьяутиша-саукхья (о джйотише ); два раздела по мухурте — Виваха-саукхья и Васту-саукхья ; и другие разделы по различным ветвям дхарма-шастры — Вьявахара-саукхья , Самскара-саукхья и Самайя-саукхья . [1]
В «Джьяутиша-саукхья» , завершенной в 1572 году, обсуждаются предзнаменования ( самхита ); астрономия, возможно, включая математику ( ганита ); и натальная астрология ( хора ). [1]
Таджика-Нилаканти
[ редактировать ]Нилаканты «Таджика-Нилаканти» ( IAST : Tājikanilakaṭhī) — это работа по таджике , санскритизированной персидско-арабской астрологической традиции. Работа состоит из двух томов:
- Самджна-тантра ( Saṃjñā-tantra ), введение в фундаментальные принципы и терминологию таджика.
- Варша-тантра ( Варша-тантра ), сборник техник годового прогнозирования.
Эти два тома, по-видимому, были составлены как полунезависимые произведения и содержат частично перекрывающееся содержание, включая дословно повторяющиеся отрывки. Нилаканта завершил второй том этого труда в 1587 году, и книга стала самым популярным трудом по таджикской астрологии. [4]
Анализ Олы Викандера и Мартина Ганстена предполагает, что глава «Шодаша-йогадхьяя» ( Ṣodashayogādhyāya ) Самджна-тантры основана на гораздо более древних источниках, и это может быть верно в отношении всей книги. Однако эта формулировка, похоже, принадлежит Нилаканте. [4] Возможно, что Самджна-тантра и Варша-тантра были названиями двух более ранних текстов, написанных писателем XIII века Самара-Симхой, и вместе с Прашна-тантрой были известны под общим названием Таджика-шастра ( Таджикашастра ). [5]
В 17 веке Вишванатха Дайваджна написал комментарий под названием Пракашика ( Пракашика ) на Прашна-тантру . [5]
Прашна-тантра
[ редактировать ]Нилакантха мог быть, а мог и не быть ответственным за составление Прашна-тантры ( IAST : Прашна-тантра ), труда по вопрошающей астрологии . [5] Этот труд существует в двух вариантах: некоторые более ранние источники ошибочно приписывали его авторство Нилакантхе, считая его третьим томом «Таджика-нилаканти» . Альтернативные названия книги включают Прашна-каумуди ( Праснакаумуди ), Джйотиша-каумуди ( Джйотишакаумуди ) или Прашна-пракарана . [1] [4]
Исследования Мартина Ганстена (2014) показывают, что оригинальная Прашна-тантра была написана Самара-Симхой в 13 веке и во многом основана на Сахла ибн Бишра тексте 9 века «Китаб фи л-масаил ва-л-ахкам» . Нилакантха или один из его учеников, возможно, составил гибридную версию Прашна-тантры , чтобы дополнить два тома «Таджика-Нилаканти» , включив в оригинальную работу выдержки из других текстов. Эти другие тексты включают в себя в основном нетаджикские санскритские произведения, такие как «Прашна-гьяна» Бхаттотпалы , « Бхувана-дипака » Нараяны-даса Сиддха » Падма-прабха-сури, «Прашна-вайшнава » Притхью-яшаса , «Шатпанчашика , Вараха-михиры » «Брихадьятра Рамачандры. , «Самара-сара» , , Яски Нирукта Прашна - , Прашна-чинтамани , Прашна-дипака и прадипа , Трайлокья-пракаша и Джнана-муктавали другие. [4]
В 17 веке Вишва-натха Дайваджна написал комментарий к Прашна-тантре . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дэвид Пингри (1981). Джйотихшастра: Астральная и математическая литература . История индийской литературы. Отто Харрасовиц. стр. 116, 127. ISBN. 3-447-02165-9 .
- ^ Дэвид Пингри , изд. (1970). Перепись точных наук на санскрите . Серия А. Том. 1. Американское философское общество. п. 40.
- ^ Катерина Гуензи (2021). Слова судьбы: практика астрологии в Северной Индии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 52–53. ISBN 9781438482033 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мартин Ганстен (2014). «Санскритские и арабские источники Прашнатантры» . История науки в Южной Азии . 2 : 101–126. дои : 10.18732/H23W27 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мартин Ганстен (2018). «Самарасимха и ранняя передача таджика» . Журнал интеллектуальной истории Южной Азии . 1 : 79–132. дои : 10.1163/25425552-12340005 . S2CID 190446842 .