Астрология и наука
Астрология |
---|
Фон |
Традиции |
Филиалы |
Астрологические знаки |
Символы |
Астрология состоит из ряда систем верований, которые утверждают, что существует связь между астрономическими явлениями и событиями или описаниями личности в человеческом мире. Научное сообщество отвергло астрологию как не имеющую объяснительной силы для описания Вселенной. Научные испытания не нашли никаких доказательств, подтверждающих предпосылки или предполагаемые эффекты, изложенные в астрологических традициях. [1]
Там, где астрология делала фальсифицируемые предсказания, они были фальсифицированы. [1] : 424 Самое известное испытание возглавил Шон Карлсон и включал в себя комитет ученых и комитет астрологов. Это привело к выводу, что натальная астрология работает не лучше, чем случайность.
Астрология не продемонстрировала свою эффективность в контролируемых исследованиях и не имеет научной обоснованности. [1] [2] : 85 и поэтому считается лженаукой . [3] [4] : 1350 Не существует предложенного механизма действия, с помощью которого положения и движения звезд и планет могли бы влиять на людей и события на Земле так, как говорят астрологи, и который не противоречил бы хорошо понятным основным аспектам биологии и физики . [5] : 249 [6]
Современные научные исследования в области астрологии в первую очередь сосредоточены на установлении корреляции между астрологическими традициями и влиянием сезонности рождения на человека . [7] [8] [9]
Введение
[ редактировать ]Большинство профессиональных астрологов полагаются на проведение личностных тестов на основе астрологии и на соответствующие прогнозы относительно будущего получателя вознаграждения. [2] : 83 Тех, кто продолжает верить в астрологию, характеризуют как тех, кто верит в астрологию, «несмотря на то, что для их убеждений не существует проверенного научного обоснования и, действительно, существуют убедительные доказательства обратного». [10] Астрофизик Нил де Грасс Тайсон прокомментировал астрологическую веру, заявив, что «частью умения думать является знание того, как законы природы формируют мир вокруг нас. Без этого знания, без этой способности мыслить вы можете легко стать жертвой людей, которые стремятся воспользоваться вами». [11]
Продолжающаяся вера в астрологию, несмотря на отсутствие доверия к ней, рассматривается как демонстрация низкой научной грамотности , хотя некоторые продолжают верить в нее, даже несмотря на свою научную грамотность. [12]
Исторические связи с астрономией
[ редактировать ]Основы теоретической структуры, используемой в астрологии, зародились у вавилонян, хотя широкого ее использования не произошло до начала эллинистического периода , после того как Александр Великий пронесся по Греции. Вавилонянам не было известно, что созвездия находятся не на небесной сфере и расположены очень далеко друг от друга. Видимость их близости иллюзорна. Точное определение того, что такое созвездие, зависит от культуры и различается в зависимости от цивилизации. [13] : 62 астрономии Работа Птолемея по в некоторой степени была обусловлена желанием, как и всех астрологов того времени, легко рассчитать движение планет. [14] : 40 Ранняя западная астрология действовала в соответствии с древнегреческими концепциями макрокосма и микрокосма , и поэтому медицинская астрология связывала то, что происходило с планетами и другими объектами на небе, с медицинскими операциями. Это послужило дополнительным стимулом для изучения астрономии. [14] : 73 Продолжая защищать практику астрологии, Птолемей признавал, что предсказательная сила астрономии движения планет и других небесных тел стоит выше астрологических предсказаний. [15] : 344
Во время Золотого века ислама астрономия финансировалась для того, чтобы астрономические параметры, такие как эксцентриситет солнечной орбиты, необходимые для модели Птолемея , могли быть рассчитаны с достаточной точностью и точностью. Лица, облеченные властью, такие как Фатимидского халифата визирь в 1120 году, финансировали строительство обсерваторий, чтобы можно было делать астрологические предсказания, подкрепленные точной планетарной информацией. [14] : 55–56 Поскольку обсерватории были построены для помощи в составлении астрологических предсказаний, немногие из этих обсерваторий просуществовали долго из-за запрета на астрологию в исламе, а большинство из них были снесены во время или сразу после строительства. [14] : 57
Явный отказ от астрологии в работах по астрономии начался в 1679 году с ежегодной публикации La Connoissance des temps . [14] : 220 В отличие от Запада, в Иране отказ от гелиоцентризма продолжался вплоть до начала 20 века, отчасти мотивированный опасениями, что это подорвет широко распространенную веру в астрологию и исламскую космологию в Иране. [16] : 10 Первая работа Иктизада ас-Салтаны «Фалак ас-Саада», направленная на подрыв этой веры в астрологию и «старую астрономию» в Иране, была опубликована в 1861 году. Что касается астрологии, она указывала на неспособность разных астрологов сделать одно и то же предсказание. о том, что происходит после соединения , и описал атрибуты, которые астрологи приписывали планетам, как неправдоподобные. [16] : 17–18
Философия науки
[ редактировать ]Астрология представляет собой типичный пример лженауки, поскольку она неоднократно проверялась и не прошла все тесты. [13] : 62
Фальсифицируемость
[ редактировать ]Науку и ненауку часто различают по критерию фальсифицируемости . Критерий впервые предложил философ науки Карл Поппер . По мнению Поппера, наука не опирается на индукцию ; вместо этого научные исследования по своей сути являются попытками фальсифицировать существующие теории посредством новых тестов. Если хотя бы один тест не пройден, то теория фальсифицирована. [17] [18] : 10
Следовательно, любая проверка научной теории должна запрещать определенные результаты, которые фальсифицируют теорию, и ожидать других конкретных результатов, согласующихся с теорией. По этому критерию фальсифицируемости астрология является лженаукой. [17]
Астрология была наиболее частым примером лженауки Поппера. [19] : 7 Поппер считал астрологию «псевдоэмпирической» в том смысле, что «она апеллирует к наблюдению и эксперименту», но «тем не менее не соответствует научным стандартам». [20] : 44
В отличие от научных дисциплин, астрология не реагирует на фальсификации посредством эксперимента. По мнению профессора неврологии Теренса Хайнса , это признак лженауки. [21] : 206
«Нет головоломок, которые нужно решать»
[ редактировать ]В отличие от Поппера, философ Томас Кун утверждал, что не отсутствие фальсифицируемости делает астрологию ненаучной, а скорее то, что процесс и концепции астрологии не являются эмпирическими. [22] : 401 По мнению Куна, хотя исторически астрологи делали предсказания, которые «категорически терпели неудачу», это само по себе не делает их ненаучными, равно как и попытки астрологов объяснить неудачу, заявляя, что она произошла из-за создания гороскопа , очень сложно (из-за включения постфактум более общего гороскопа, который приводит к другому предсказанию).
Скорее, в глазах Куна астрология не является наукой, потому что она всегда была больше похожа на средневековую медицину ; они следовали ряду правил и рекомендаций для, казалось бы, необходимой области с известными недостатками, но не проводили исследований, потому что эти области не поддаются исследованию, [19] : 8 и поэтому: «У них не было головоломок, которые нужно было решать, и, следовательно, не было науки, которую можно было бы практиковать». [19] : 8 [22] : 401
Хотя астроном мог исправить ошибку, астролог не мог. Астролог мог только объяснить неудачу, но не мог пересмотреть астрологическую гипотезу осмысленно . Таким образом, по мнению Куна, даже если звезды могут влиять на путь человека в жизни, астрология не является научной. [19] : 8
Прогресс, практика и последовательность
[ редактировать ]Философ Поль Тагард считал, что астрологию нельзя считать фальсифицированной в этом смысле, пока ей не заменит преемника. В случае прогнозирования поведения альтернативой является психология. [23] : 228 Для Тагарда дополнительным критерием отделения науки от лженауки было то, что современное состояние должно развиваться и что сообщество исследователей должно пытаться сравнивать действующую теорию с альтернативами, а не быть «избирательным при рассмотрении подтверждений и опровержений». [23] : 227–228
Прогресс определяется здесь как объяснение новых явлений и решение существующих проблем, однако астрология не смогла добиться прогресса, изменившись лишь незначительно за почти 2000 лет. [23] : 228 [24] : 549 По мнению Тагарда, астрологи действуют так, как если бы они занимались нормальной наукой, полагая, что основы астрологии прочно устоялись, несмотря на «множество нерешенных проблем» и перед лицом лучших альтернативных теорий (психологии). По этим причинам Тагард считал астрологию лженаукой. [23] : 228
По мнению Тагарда, астрологию не следует рассматривать как лженауку из-за неспособности Гоклена найти какую-либо корреляцию между различными астрологическими знаками и чьей-либо карьерой, близнецов, не демонстрирующих ожидаемых корреляций от наличия одинаковых знаков в исследованиях близнецов, отсутствия согласия относительно значимости планет, открытых со времен Птолемея, и крупномасштабные катастрофы, уничтожающие людей с совершенно разными знаками одновременно. [23] : 226–227 Скорее, его демаркация науки требует трех различных фокусов: «теория, сообщество [и] исторический контекст».
В то время как проверка и фальсифицируемость были сосредоточены на теории, работа Куна сосредоточена на историческом контексте, но следует также учитывать и астрологическое сообщество. Независимо от того, являются ли они: [23] : 226–227
- сосредоточены на сравнении своего подхода с другими.
- иметь последовательный подход.
- попытаться фальсифицировать свою теорию с помощью эксперимента.
При таком подходе истинная фальсификация, а не модификация теории во избежание фальсификации, действительно происходит только тогда, когда предлагается альтернативная теория. [23] : 228
Иррациональность
[ редактировать ]По мнению философа Эдварда Джеймса, астрология иррациональна не из-за многочисленных проблем с механизмами и фальсификаций, вызванных экспериментами, а потому, что анализ астрологической литературы показывает, что она пропитана ошибочной логикой и плохими рассуждениями. [25] : 34
Что, если в астрологических трудах мы встретим мало понимания последовательности, вопиющую нечувствительность к доказательствам, отсутствие чувства иерархии причин, слабую власть над контекстуальной силой критериев, упрямое нежелание продолжать аргументацию, к которой она ведет, полную наивность в отношении эффективности объяснение и так далее? В этом случае, я думаю, мы совершенно справедливо отвергаем астрологию как иррациональную. ... Астрология просто не может удовлетворить разнообразные требования законного рассуждения.
- Эдвард В. Джеймс [25] : 34
Это плохое рассуждение включает в себя обращение к древним астрологам, таким как Кеплер, несмотря на любую актуальность темы или конкретных рассуждений, а также расплывчатые утверждения. Утверждение о том, что свидетельством астрологии является то, что люди, родившиеся примерно «в одном и том же месте, имеют очень похожий образ жизни», является расплывчатым, но также игнорирует тот факт, что время зависит от системы отсчета , и не дает определения «одного и того же места», несмотря на движение планеты. в системе отсчета Солнечной системы . Другие комментарии астрологов основаны на крайне ошибочных интерпретациях фундаментальной физики, таких как общее убеждение средневековых астрологов о том, что геоцентрическая Солнечная система соответствует атому. Далее Джеймс отметил, что реакция на критику также опирается на ошибочную логику, примером которой стал ответ на исследования близнецов с утверждением, что совпадения у близнецов обусловлены астрологией, но любые различия обусловлены «наследственностью и средой», в то время как для Для других астрологов эти вопросы слишком сложны, и они просто хотят вернуться к своей астрологии. [25] : 32 Более того, астрологи, если что-то оказывается в их пользу, они могут ухватиться за это как за доказательство, не делая при этом попыток изучить его последствия, предпочитая ссылаться на аргумент, который выступает в их пользу, как на окончательный; возможности, которые не делают астрологию благоприятной, игнорируются. [25] : 33
Квиновская дихотомия
[ редактировать ]В сети знаний Куайна существует дихотомия, согласно которой нужно либо отвергнуть астрологию, либо принять астрологию, но отвергнуть все устоявшиеся научные дисциплины, несовместимые с астрологией. [18] : 24
Тесты по астрологии
[ редактировать ]Астрологи часто избегают делать проверяемые предсказания и вместо этого полагаются на расплывчатые утверждения, которые позволяют им избежать фальсификаций. [20] : 48–49 За несколько столетий испытаний предсказания астрологии никогда не были более точными, чем ожидалось по чистой случайности. [2] Один из подходов, используемый для количественного тестирования астрологии, — это слепой эксперимент . Когда конкретные предсказания астрологов были проверены в строгих экспериментальных процедурах теста Карлсона, предсказания были опровергнуты . [1] Все контролируемые эксперименты не показали никакого эффекта. [18] : 24
Эффект Марса
[ редактировать ]В 1955 году астролог [27] и психолог Мишель Гоклен заявил, что, хотя ему не удалось найти доказательства в поддержку таких показателей, как знаки зодиака и планетарные аспекты в астрологии, он обнаружил положительную корреляцию между дневным положением некоторых планет и успехом в профессиях (например, врачи, ученые, спортсмены, актеры, писатели, художники и т. д.), которых астрология традиционно связывает с этими планетами. [26] Самое известное из открытий Гоклена основано на положении Марса в натальных картах успешных спортсменов и стало известно как «эффект Марса». [28] : 213 Исследование, проведенное семью французскими учеными, попыталось повторить это утверждение, но не обнаружило никаких статистических подтверждений. [28] : 213–214 Они объяснили этот эффект избирательной предвзятостью со стороны Гоклена, обвинив его в попытке убедить их добавить или удалить имена из их исследования. [29]
Джеффри Дин предположил, что этот эффект может быть вызван самоотчетом родителей о датах рождения, а не какими-либо проблемами с исследованием Гоклена. Предполагается, что небольшая группа родителей могла изменить время рождения, чтобы соответствовать лучшим астрологическим картам для соответствующей профессии. Группа выборки была взята из того времени, когда вера в астрологию была более распространена. Гоклену не удалось обнаружить эффект Марса в более поздних популяциях. [а] где медсестра или врач записали информацию о рождении. Число рождений в астрологически нежелательных условиях также было ниже, что указывает на больше доказательств того, что родители выбирают даты и время в соответствии со своими убеждениями. [30] : 116
эксперимент Карлсона
[ редактировать ]Знаменитый эксперимент Шона Карлсона был проведен 28 астрологами, сопоставившими более 100 натальных карт с психологическими профилями, полученными с помощью теста Калифорнийской психологической инвентаризации (CPI) с использованием двойного слепого метода.
Протокол эксперимента, использованный в исследовании Карлсона, был согласован группой физиков и астрологов до начала эксперимента. [1] Астрологи, назначенные Национальным советом по геокосмическим исследованиям , выступили в роли астрологических консультантов и помогли убедиться в том, что тест был справедливым. [30] : 117 [31] : 420 Они также выбрали для тестов 26 из 28 астрологов, двое других были заинтересованными астрологами, которые впоследствии вызвались добровольцами. [31] : 420 Астрологи приехали из Европы и США. [30] : 117 Астрологи помогли составить центральное положение натальной астрологии для проверки. [31] : 419 Исследование, опубликованное в журнале Nature в 1985 году, показало, что предсказания, основанные на натальной астрологии, не лучше случайности, и что тестирование «явно опровергает астрологическую гипотезу». [31]
Дин и Келли
[ редактировать ]Ученый и бывший астролог Джеффри Дин и психолог Иван Келли [32] провел крупномасштабный научный тест, включивший более ста когнитивных , поведенческих , физических и других переменных, но не нашел подтверждения астрологии. [33] В следующем тесте приняли участие 45 уверенных [б] астрологи со средним опытом 10 лет и 160 испытуемыми (из первоначального размера выборки в 1198 испытуемых), которые категорически отдавали предпочтение определенным характеристикам в личностном опроснике Айзенка до крайности. [33] : 191 Астрологи показали гораздо худшие результаты, чем просто принятие решений на основании возраста людей, и намного хуже, чем 45 участников из контрольной группы, которые вообще не использовали карты рождения. [с] [33] : 191
Другие тесты
[ редактировать ]Был проведен метаанализ , объединивший 40 исследований с участием 700 астрологов и более 1000 карт рождения. В десяти тестах, в которых приняли участие в общей сложности 300 человек, астрологи выбирали правильную интерпретацию карты из ряда других, которые не были астрологически правильной интерпретацией карты (обычно от трех до пяти других). Когда дата и другие очевидные подсказки были удалены, не было обнаружено никаких значимых результатов, позволяющих предположить наличие какой-либо предпочтительной карты. [33] : 190
В 10 исследованиях участники выбрали гороскопы, описания которых, по их мнению, были точными, причем один из них был «правильным» ответом. И снова результаты оказались не лучше случайности. [13] : 66–67
В исследовании 2011 года группа людей, родившихся с интервалом в 5 минут друг от друга («близнецы во времени»), чтобы увидеть, был ли какой-либо заметный эффект; никакого эффекта не наблюдалось. [13] : 67
Количественный социолог Дэвид Воас изучил данные переписи населения более чем 20 миллионов человек в Англии и Уэльсе, чтобы выяснить, соответствуют ли знаки зодиака условиям брака. Никакого эффекта не наблюдалось. [13] : 67
Теоретические препятствия
[ редактировать ]Помимо научных испытаний астрология потерпела неудачу, предложения по астрологии сталкиваются с рядом других препятствий из-за множества теоретических недостатков астрологии. [13] : 62 [18] : 24 включая отсутствие последовательности, отсутствие способности предсказывать недостающие планеты, отсутствие связи зодиака с созвездиями в западной астрологии и отсутствие какого-либо правдоподобного механизма. Основы астрологии имеют тенденцию противоречить многочисленным основным фактам научных дисциплин. [18] : 24
Отсутствие последовательности
[ редактировать ]Проверка достоверности астрологии может быть затруднена, поскольку среди астрологов нет единого мнения относительно того, что такое астрология и что она может предсказать. [2] : 83 Дин и Келли задокументировали 25 исследований, которые показали, что степень согласия предсказаний астрологов оценивалась как низкая - 0,1. [д] [13] : 66 Большинству профессиональных астрологов платят за предсказание будущего или описание личности и жизни человека, но большинство гороскопов содержат лишь расплывчатые, непроверяемые утверждения, которые могут быть применимы практически к любому человеку. [2] : 83
Жорж Шарпак и Анри Брох рассмотрели утверждения западной астрологии в книге «Разоблаченные!» Экстрасенсорное восприятие, телекинез и другие лженауки . [34] Они отметили, что астрологи имеют лишь небольшие познания в астрономии и что они часто не принимают во внимание такие базовые особенности, как прецессия равноденствий . Они прокомментировали пример Элизабет Тейсье, которая утверждала, что «солнце оказывается в одном и том же месте на небе в один и тот же день каждый год», как основу для утверждений о том, что два человека с одинаковым днем рождения, но с разницей в несколько лет, должны быть под тем же планетарным влиянием. Чарпак и Брох отметили, что «между местоположением Земли в любой конкретный день в течение двух последовательных лет существует разница примерно в двадцать две тысячи миль» и что, таким образом, согласно астрологии, они не должны находиться под одинаковым влиянием. За 40-летний период разница составит более 780 000 миль. [35] : 6–7
Отсутствие физической базы
[ редактировать ]Эдвард В. Джеймс отметил, что придание значения созвездию на небесной сфере, в котором находится Солнце на закате, было сделано на основе человеческого фактора, а именно, что астрологи не хотели рано просыпаться, и точное время полудня было трудно узнать. Далее, создание зодиака и отключение от созвездий произошло потому, что Солнце не находится в каждом созвездии одинаковое количество времени. [25] : 25 Это отключение от созвездий привело к проблеме прецессии, отделяющей символы зодиака от созвездий, с которыми они когда-то были связаны. [25] : 26 Философ науки Массимо Пильуччи , комментируя это движение, высказал мнение: «Интересно, на какую вывеску мне следует смотреть, когда я открываю воскресную газету?» [13] : 64
Тропический зодиак не имеет связи со звездами, и пока не делается никаких заявлений о том, что сами созвездия находятся в соответствующем знаке , астрологи избегают концепции о том, что прецессия, по-видимому, перемещает созвездия, потому что они не связаны с ними. [35] Чарпак и Брох, отмечая это, называли астрологию, основанную на тропическом зодиаке, «...пустыми ящиками, не имеющими ничего общего и лишенными какой-либо последовательности или соответствия со звездами». [35] Исключительное использование тропического зодиака несовместимо со ссылками тех же астрологов на Эру Водолея , которая зависит от того, когда весенняя точка входит в созвездие Водолея. [1]
Отсутствие предсказательной силы
[ редактировать ]Некоторые астрологи заявляют, что необходимо учитывать положение всех планет, но астрологи не смогли предсказать существование Нептуна на основании ошибок в гороскопах. Вместо этого Нептун был предсказан с использованием закона всемирного тяготения Ньютона . [2] Включение Урана , Нептуна и Плутона в астрологический дискурс производилось на разовой основе. [1]
На понижение Плутона до статуса карликовой планеты Филип Зарка из Парижской обсерватории в Медоне (Франция) задался вопросом, как должны реагировать астрологи: [1]
Должны ли астрологи исключить его из списка люминаров [Солнце, Луна и 8 планет, кроме Земли] и признать, что на самом деле оно не принесло никакого улучшения? Если они решат сохранить его, как насчет растущего списка других недавно открытых подобных тел (Седна, Квавар и т. д.), у некоторых из которых даже есть спутники (Зена, 2003EL61)?
Отсутствие механизма
[ редактировать ]Астрологию критиковали за неспособность предоставить физический механизм , связывающий движения небесных тел с их предполагаемым воздействием на поведение человека. На лекции в 2001 году Стивен Хокинг заявил: «Причина, по которой большинство учёных не верят в астрологию, заключается в том, что она не согласуется с нашими теориями, проверенными экспериментами». [36] В 1975 году, на фоне растущего интереса к астрологии, журнал The Humanist представил опровержение астрологии в заявлении, составленном Бартом Дж. Боком , Лоуренсом Э. Джеромом и Полом Курцем . [10] Заявление, озаглавленное «Возражения против астрологии», подписали 186 астрономов, физиков и ведущих ученых того времени. Они заявили, что принципы астрологии не имеют научного обоснования, и предостерегли общественность от безоговорочного принятия астрологических советов. Их критика была сосредоточена на том факте, что не существует механизма, посредством которого могли бы возникнуть астрологические эффекты:
Мы можем видеть, насколько бесконечно малы гравитационные и другие эффекты, производимые далекими планетами и гораздо более далекими звездами. Было бы просто ошибкой полагать, что силы, действующие со стороны звезд и планет в момент рождения, могут каким-либо образом формировать наше будущее. [10]
Астроном Карл Саган отказался подписать заявление. Саган сказал, что занял эту позицию не потому, что считал астрологию обоснованной, а потому, что он считал тон заявления авторитарным и что отказ от астрологии из-за отсутствия механизма (хотя «определенно важный момент») сам по себе не является убедительно. В письме, опубликованном в следующем издании «Гуманиста» , Саган подтвердил, что он был бы готов подписать такое заявление, если бы оно описывало и опровергало основные принципы астрологической веры. По его мнению, это было бы более убедительно и вызвало бы меньше споров. [10]
Использование поэтических образов, основанных на концепциях макрокосма и микрокосма, « как вверху, так и внизу », для определения значения, например, пример Эдварда У. Джеймса «Марс вверху красный, поэтому Марс внизу означает кровь и войну», является ложная причина заблуждения. [25] : 26
Многие астрологи утверждают, что астрология научна. [37] Если попытаться объяснить это с научной точки зрения, существует только четыре фундаментальные силы (традиционно), ограничивающие выбор возможных естественных механизмов. [13] : 65 Некоторые астрологи предложили традиционные причинные факторы, такие как электромагнетизм и гравитация . [37] [38] Сила этих сил падает с расстоянием. [13] : 65 Ученые отвергают эти предложенные механизмы как неправдоподобные. [37] поскольку, например, магнитное поле большой, но далекой планеты, такой как Юпитер, при измерении с Земли, намного меньше, чем создаваемое обычными бытовыми приборами. [38] Астроном Фил Плэйт отметил, что с точки зрения величины Солнце является единственным объектом с заметным электромагнитным полем, но астрология основана не только на Солнце. [13] : 65 [39] Хотя астрологи могли бы попытаться предположить существование пятой силы, это несовместимо с тенденциями в физике по объединению электромагнетизма и слабого взаимодействия в электрослабое взаимодействие. Если бы астролог настаивал на своем несоответствии нынешнему пониманию и доказательной базе физики, это было бы экстраординарное заявление . [13] : 65 Это также было бы несовместимо с другими силами, которые уменьшаются с расстоянием. [13] : 65 Если расстояние не имеет значения, то, по логике вещей, следует учитывать все объекты в космосе. [13] : 66
Карл Юнг стремился использовать синхронность , утверждение о том, что два события имеют некую акаузальную связь, чтобы объяснить отсутствие статистически значимых результатов в астрологии в одном проведенном им исследовании. Однако сама синхронность не считается ни проверяемой, ни фальсифицируемой. [40] Впоследствии исследование подверглось резкой критике за неслучайную выборку и использование статистики, а также за отсутствие соответствия астрологии. [и] [41]
Психология
[ редактировать ]Психологические исследования не обнаружили какой-либо устойчивой связи между астрологическими знаками и жизненными результатами. Например, исследование показало, что знаки зодиака не более эффективны, чем случайные числа, в прогнозировании субъективного благополучия и качества жизни. [42]
Также было показано, что предвзятость подтверждения является психологическим фактором, который способствует вере в астрологию. [12] : 344 [43] : 180–181 [44] : 42–48 Предвзятость подтверждения — это форма когнитивной предвзятости . [ф] [45] : 553
Судя по литературе, верующие в астрологию часто склонны избирательно запоминать те предсказания, которые оказались правдой, и не запоминать те, которые оказались ложными. Другая, отдельная форма предвзятости подтверждения также играет роль, когда верующие часто не могут отличить сообщения, демонстрирующие особые способности, от сообщений, которые этого не делают. [43] : 180–181
Таким образом, существуют две различные формы предвзятости подтверждения, которые изучаются в отношении астрологических убеждений. [43] : 180–181
Эффект Барнума — это склонность человека давать высокую оценку точности описанию своей личности, которое предположительно создано специально для него, но на самом деле является расплывчатым и достаточно общим, чтобы его можно было применить к широкому кругу людей. Если для прогноза запрашивается дополнительная информация, тем больше людей принимают результаты. [12] : 344
В 1949 году Бертрам Форер провел личностный тест среди учеников своего класса. [12] : 344 Каждому студенту якобы выставлялась индивидуальная оценка, но на самом деле все студенты получили одинаковую оценку. Описания личности были взяты из книги по астрологии. Когда студентов попросили прокомментировать точность теста, более 40% поставили ему высшую оценку 5 из 5, а средняя оценка составила 4,2. [46] : 134, 135 Результаты этого исследования были воспроизведены во многих других исследованиях. [47] : 382
Изучение эффекта Барнума/Форера было сосредоточено в основном на уровне принятия фальшивых гороскопов и фальшивых астрологических профилей личности. [47] : 382 Получатели этих оценок личности постоянно не могут отличить общие и необычные дескрипторы личности. [47] : 383 В исследовании Пола Роджерса и Дженис Соул (2009), которое соответствовало предыдущим исследованиям по этому вопросу, было обнаружено, что те, кто верил в астрологию, как правило, более склонны доверять профилю Барнума, чем скептики. [47] : 393
В многочисленных исследованиях было показано, что с помощью процесса, известного как самоатрибуция, люди, знающие астрологию, склонны описывать свою личность с точки зрения черт, совместимых с их солнечными знаками. Эффект усиливается, когда люди осознают, что описание личности используется для обсуждения астрологии. У людей, не знакомых с астрологией, такой тенденции не было. [48]
Социология
[ редактировать ]В 1953 году социолог Теодор В. Адорно провел исследование астрологической колонки газеты Лос-Анджелеса в рамках проекта по изучению массовой культуры в капиталистическом обществе. [49] : 326 Адорно считал, что популярная астрология как метод неизменно приводит к утверждениям, поощряющим конформизм, и что астрологи, выступающие против конформизма с утверждениями, которые препятствуют производительности на работе и т. д., рискуют потерять работу. [49] : 327 Адорно пришел к выводу, что астрология является крупномасштабным проявлением систематического иррационализма, когда лесть и расплывчатые обобщения тонко заставляют людей поверить, что автор колонки обращается к ним напрямую. [50] Адорно провел параллель с фразой «опиум для народа » , Карла Маркса отметив: «Оккультизм — это метафизика наркотиков». [49] : 329
Ложный баланс - это когда ложная, непринятая или ложная точка зрения включается вместе с хорошо аргументированной точкой зрения в сообщения средств массовой информации и выступления на телевидении, и в результате ложный баланс подразумевает, что «в истории было две равные стороны, хотя их явно не было». [51] Во время Солнечной системы» телевизионной программы BBC « Чудеса физик Брайан Кокс сказал: «Несмотря на то, что астрология — это чушь, Юпитер на самом деле может оказывать глубокое влияние на нашу планету. И это происходит посредством силы. ... гравитация». Это расстроило верующих в астрологию, которые жаловались, что не было астролога, который мог бы предложить альтернативную точку зрения. После жалоб верующих в астрологию Кокс сделал следующее заявление Би-би-си: «Я приношу извинения астрологическому сообществу за то, что не выразился ясно. Я должен был сказать, что эта нью-эйджовая чепуха подрывает саму ткань нашей цивилизации». [51] В программе Stargazing Live Кокс далее прокомментировал это, сказав: «В интересах баланса на BBC, да, астрология — это чепуха». [52] В редакционной статье медицинского журнала BMJ редактор Тревор Джексон привел этот инцидент, показывающий, где может возникнуть ложное равновесие . [51]
Исследования и опросы показали, что в западных странах вера в астрологию выше, чем можно было бы ожидать. [12] В 2012 году опросы 42% американцев заявили, что считают астрологию хотя бы частично научной. [53] : 7/25 Эта вера уменьшалась по мере образования, а образование тесно коррелирует с уровнем научных знаний. [12] : 345
уровней убеждений обусловлены путаницей астрологии из заявленных с астрономией Некоторые (научным изучением небесных объектов). Близость этих двух слов варьируется в зависимости от языка. [12] : 344, 346 Простое описание астрологии как «оккультного влияния звезд, планет и т. д. на человеческие дела» не оказало никакого влияния на оценку широкой общественностью того, является ли астрология научной или нет, согласно опросу Евробарометра 1992 года . Частично это может быть связано с неявной ассоциацией среди широкой публики любой формулировки, оканчивающейся на «-ология», с законной областью знаний. [12] : 346 В опросах «Евробарометры 224» и «225», проведенных в 2004 году, использовался разделенный опрос, чтобы выявить путаницу в формулировках. В половине опросов использовалось слово «астрология», в другой — слово «гороскоп». [12] : 349 Вера в то, что астрология была хотя бы частично научной, составила 76%, а вера в то, что гороскопы были хотя бы частично научными, составила 43%. В частности, вера в то, что астрология очень научна, составила 26%, а вера в гороскопы - 7%. [12] : 352 Это, по-видимому, указывало на то, что высокий уровень явной поддержки астрологии в ЕС действительно был вызван путаницей в терминологии. [12] : 362
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гоклен объяснил это явление увеличением «искусственных» часов рождения из-за более широкого использования хирургического вмешательства для родов ( C'est écrit dans les astres , стр. 240 и Les Horloges cosmiques, стр. 200).
- ^ Уровень уверенности оценили сами астрологи.
- ^ Также обсуждается в Мартенс, Ронни; Траше, Тим (1998). Разбираемся в астрологии . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-218-0 .
- ^ 0,8 обычно считается ненадежным в социальных науках. [13] : 66
- ↑ Юнг сделал такие заявления, несмотря на то, что знал, что результаты не имели статистической значимости. Поиск совпадений post hoc имеет весьма сомнительную ценность, см. Выемка данных . [40]
- ^ см . Эвристика в суждениях и принятии решений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Зарка, Филипп (2011). «Астрономия и астрология» . Труды Международного астрономического союза . 5 (С260): 420–425. Бибкод : 2011IAUS..260..420Z . дои : 10.1017/S1743921311002602 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Беннетт, Джеффри; Донохью, Меган; Шнайдер, Николас; Войт, Марк (2007). Космическая перспектива (4-е изд.). Сан-Франциско, Калифорния: Пирсон/Аддисон-Уэсли. стр. 82–84 . ISBN 978-0-8053-9283-8 .
- ^ Ханссон, Свен Уве; Залта, Эдвард Н. «Наука и псевдонаука» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 6 июля 2012 года .
- «Астрономическая лженаука: список ресурсов скептика» . Астрономическое общество Тихого океана.
- ^ Хартманн, П; Рейтер, М.; Нюборга, Х. (май 2006 г.). «Взаимосвязь между датой рождения и индивидуальными различиями в личности и общем интеллекте: масштабное исследование». Личность и индивидуальные различия . 40 (7): 1349–1362. дои : 10.1016/j.paid.2005.11.017 .
Чтобы оптимизировать шансы обнаружить даже отдаленную связь между датой рождения и индивидуальными различиями в личности и интеллекте, мы дополнительно применили две разные стратегии. Первый был основан на общей хронологической концепции времени (например, месяц рождения и сезон рождения). Вторая стратегия была основана на (псевдонаучной) концепции астрологии (например, Солнечные знаки, стихии и астрологический пол), как обсуждалось в книге «Астрология: наука или суеверие?» Айзенк и Ниас (1982).
- ^ Вишвешвара, СК; Бисвас, DCV; Маллик, резюме, ред. (1989). Космические перспективы: очерки, посвященные памяти МКВ Баппу (1-е изд.). Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-34354-1 .
- ^ Питер Д. Асквит, изд. (1978). Труды проводимого раз в два года собрания Ассоциации философии науки, том. 1 . Дордрехт ua: Reidel ua ISBN 978-0-917586-05-7 .
- «Глава 7: Наука и технологии: отношение и понимание общественности» . показатели науки и техники 2006 . Национальный научный фонд. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 г. Проверено 28 июля 2012 г.
Около трех четвертей американцев придерживаются хотя бы одного псевдонаучного убеждения; т.е. они верили как минимум в 1 из 10 пунктов опроса[29]" ..." Эти 10 пунктов относились к экстрасенсорному восприятию (ЭСВ), что в домах могут быть привидения, призраки/что духи умерших людей могут возвращаться в определенные места /ситуации, телепатия/общение между разумами без использования традиционных чувств, ясновидение/способность разума знать прошлое и предсказывать будущее, астрология/ что положение звезд и планет может влиять на жизнь людей, с которыми люди могут общаться мысленно тот, кто умер, ведьмы, реинкарнация/возрождение души в новом теле после смерти и направление/позволение «духовному существу» временно взять на себя контроль над телом.
- «Глава 7: Наука и технологии: отношение и понимание общественности» . показатели науки и техники 2006 . Национальный научный фонд. Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 г. Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Гамильтон, Марк (6 мая 2015 г.). «Астрология как передаваемая в культуре эвристическая схема для понимания эффектов сезонности: ответ Дженовезе (2014)» . Комплексная психология . 4 : 4–7. дои : 10.2466/17.CP.4.7 . S2CID 148369358 .
- ^ Одент, М. (2005). «Сезонность рождения: есть ли связь между исследованиями в области первичного здоровья и астрологией?». Журнал пренатальной и перинатальной психологии и здоровья . 20 (2): 143–155. S2CID 142143148 .
- ^ Болл, Филип (4 апреля 2008 г.). «Астрологическая близорукость». Природа . 452 (7187). дои : 10.1038/news.2008.731 .
- ^ Jump up to: а б с д «Возражения против астрологии: заявление 186 ведущих ученых» . The Humanist, сентябрь/октябрь 1975 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2009 г.
- Гуманист, том 36, №5 (1976).
- Бок, Барт Дж.; Лоуренс Э. Джером; Пол Курц (1982). «Возражения против астрологии: заявление 186 ведущих ученых». В Патрике Гриме (ред.). Философия науки и оккультизма . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 14–18. ISBN 978-0-87395-572-0 .
- ^ «Аккредитованная школа астрологии в Аризоне» . Вашингтон Пост . 27 августа 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Аллум, Ник (13 декабря 2010 г.). «Что заставляет некоторых людей думать, что астрология научна?». Научная коммуникация . 33 (3): 341–366. CiteSeerX 10.1.1.598.6954 . дои : 10.1177/1075547010389819 . S2CID 53334767 .
Это лежит в основе «эффекта Барнума». Названный в честь шоумена XIX века Финеаса Т. Барнума, чье цирковое представление предоставило «кое-что для каждого», оно относится к идее, что люди верят утверждениям о своей личности, которые являются расплывчатыми или тривиальными, если они думают, что они происходят от каких-то систематическая процедура, разработанная специально для них (Dickson & Kelly, 1985; Furnham & Schofield, 1987; Rogers & Soule, 2009; Wyman & Vyse, 2008). Например, чем больше деталей рождения используется в астрологическом предсказании или гороскопе, тем более доверчивыми становятся люди (Furnham, 1991). Однако предвзятость подтверждения означает, что люди не склонны обращать внимание на другую информацию, которая может опровергнуть достоверность прогнозов.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пильуччи, Массимо (2010). Чушь на ходулях: как отличить науку от койки ([Online-Ausg.]. Ред.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226667850 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хоскин, Майкл, изд. (2003). Кембриджская краткая история астрономии (изд. Печать, 2003 г.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521572910 .
- ^ Эванс, Джеймс (1998). История и практика древней астрономии . Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN 9780195095395 .
- ^ Jump up to: а б Арджоманд, Камран (1997). «Появление научной современности в Иране: противоречия вокруг астрологии и современной астрономии в середине девятнадцатого века». Иранские исследования . 30 (1–2): 5–24. дои : 10.1080/00210869708701857 .
- ^ Jump up to: а б Стивен Торнтон; Эдвард Н. Залта (старое издание) (2018). «Карл Поппер» . Стэнфордская энциклопедия философии.
- ^ Jump up to: а б с д и Пильуччи, Массимо ; Будри, Мартин (2013). Философия лженауки: новый взгляд на проблему демаркации . Чикаго: Университет. из Чикаго Пресс. ISBN 9780226051796 .
- ^ Jump up to: а б с д Кун, Томас (1970). Имре Лакатос ; Алан Масгрейв (ред.). Материалы Международного коллоквиума по философии науки [проходившего в Бедфордском колледже, Риджентс-парк, Лондон, с 11 по 17 июля 1965 г.] (Переиздание. Под ред.). Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN 978-0521096232 .
- ^ Jump up to: а б Поппер, Карл (2004). Гипотезы и опровержения: рост научных знаний (Перепечатка под ред.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-28594-0 .
- Соответствующая статья также опубликована в журнале Шик-младший, Теодор (2000). Чтения по философии науки: от позитивизма к постмодернизму . Маунтин-Вью, Калифорния: Паб Mayfield. стр. 33–39. ISBN 978-0-7674-0277-4 .
- ^ Коган, Роберт (1998). Критическое мышление: шаг за шагом . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. ISBN 978-0761810674 .
- ^ Jump up to: а б Райт, Питер (1975). «Астрология и наука в Англии семнадцатого века». Социальные исследования науки . 5 (4): 399–422. дои : 10.1177/030631277500500402 . ПМИД 11610221 . S2CID 32085403 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тагард, Пол Р. (1978). «Почему астрология — лженаука» . Труды проводимого раз в два года собрания Ассоциации философии науки . 1 : 223–234. doi : 10.1086/psaprocbienmeetp.1978.1.192639 . S2CID 147050929 .
- ^ Херли, Патрик (2005). Краткое введение в логику (9-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт. ISBN 978-0534585051 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джеймс, Эдвард В. (1982). Патрик Грим (ред.). Философия науки и оккультизма . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0873955720 .
- ^ Jump up to: а б Гоклен, Мишель (1955). Влияние звезд: критическое и экспериментальное исследование . Париж: Éditions du Dauphin.
- ^ Понт, Грэм (2004). «Философия и наука о музыке в Древней Греции» . Сетевой журнал Nexus . 6 (1): 17–29. дои : 10.1007/s00004-004-0003-x .
- ^ Jump up to: а б Кэрролл, Роберт Тодд (2003). Словарь скептика: собрание странных верований, забавных обманов и опасных заблуждений . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. ISBN 978-0-471-27242-7 .
- ^ Бенски, Клод; Ниенхейс, Ян Виллем ; и др. (1995). «Эффект Марса»: французский тест с участием более 1000 спортивных чемпионов . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-0-87975-988-9 .
- ^ Jump up to: а б с Смит, Джонатан К. (2010). Псевдонаука и необычайные утверждения о паранормальных явлениях: инструментарий критического мыслителя . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8123-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Карлсон, Шон (1985). «Двойной слепой тест астрологии» (PDF) . Природа . 318 (6045): 419–425. Бибкод : 1985Natur.318..419C . дои : 10.1038/318419a0 . S2CID 5135208 .
- ^ Мэтьюз, Роберт (17 августа 2003 г.). «Астрологи не могут предсказать доказательство своей неправоты» . Телеграф . Лондон . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дин Г.; Келли, И.В. (2003). «Имеет ли астрология отношение к сознанию и пси?». Журнал исследований сознания . 10 (6–7): 175–198.
- ^ Гиоматарис, Иоаннис (27 октября 2010 г.). «Некролог природы Жорж Шарпак (1924–2010)» . Природа . 467 (7319): 1048. дои : 10.1038/4671048a . ПМИД 20981084 .
- ^ Jump up to: а б с Шарпак, Жорж; Голландия, Анри Брох (2004). Разоблачено! : экстрасенсорное восприятие, телекинез и прочая лженаука . Том. 58. Перевод Барта К. Балтимора ua9: Университет Джонса Хопкинса. Нажимать. стр. 6, 7. Бибкод : 2005ФТ....58е..67С . дои : 10.1063/1.1995751 . ISBN 978-0-8018-7867-1 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: расположение ( ссылка ) - ^ «Британский физик разоблачает астрологию в индийской лекции» . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ Jump up to: а б с Крис, француз (7 февраля 2012 г.). «Астрологи и другие обитатели параллельных вселенных» . 7 февраля 2012 года . Лондон: Гардиан . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Рэнди, Джеймс. «ЕРУНДИЯ британских СМИ — СНОВА» . 21 мая 2004 года . Свифт, Интернет-газета JREF . Архивировано из оригинала 9 июля 2009 года . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ Плейт, Фил. «Астрология» . Плохая астрономия . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Шермер, изд. (2002). Скептическая энциклопедия лженауки . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 241 . ISBN 978-1-57607-653-8 .
- ^ Сэмюэлс, Эндрю (1990). Юнг и постюнгианцы . Лондон: Тависток/Рутледж. п. 80 . ISBN 978-0-203-35929-7 .
- ^ Джошанлоо, Мохсен (27 мая 2024 г.). «Положение Солнца при рождении не связано с субъективным благополучием: развенчание астрологических утверждений» . Киклос . дои : 10.1111/kykl.12395 . ISSN 0023-5962 .
- ^ Jump up to: а б с Никерсон, Раймонд С. Никерсон (1998). «Предвзятость подтверждения: повсеместное явление во многих проявлениях». Обзор общей психологии . 2. 2 (2): 175–220. дои : 10.1037/1089-2680.2.2.175 . S2CID 8508954 .
- ^ Айзенк, HJ; Ниас, ДКБ (1984). Астрология: наука или суеверие? . Хармондсворт: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14-022397-2 .
- ^ Жан-Поль Каверни; Жан-Марк Фабр; Мишель Гонсалес, ред. (1990). Когнитивные предубеждения . Амстердам: Северная Голландия. ISBN 978-0-444-88413-8 .
- ^ Пол, Энни Мерфи (2005). Культ личностного тестирования: как личностные тесты заставляют нас неправильно обучать наших детей, плохо управлять нашими компаниями и неправильно понимать самих себя (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0-7432-8072-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Роджерс, П.; Соул, Дж. (5 марта 2009 г.). «Межкультурные различия в принятии профилей Барнума, предположительно полученных из западной и китайской астрологии». Журнал межкультурной психологии . 40 (3): 381–399. дои : 10.1177/0022022109332843 . S2CID 145505701 .
Эффект Барнума — это устойчивый феномен, который был продемонстрирован в клинических, профессиональных, образовательных, судебно-медицинских и военных условиях, а также в многочисленных якобы паранормальных контекстах (Dickson & Kelly, 1985; Furnham & Schofield, 1987; Snyder, Shenkel & Lowery, 1977). ; Тириарт, 1991). В первом исследовании Барнума, проведенном Форером (1949), верующие в астрологию считали, что профиль Барнума, предположительно полученный из астрологии, лучше описывает их собственную личность, чем астрологические скептики. Это было верно независимо от этнической принадлежности респондента или очевидного источника профиля. Это еще больше укрепляет мнение о том, что люди, поддерживающие астрологические убеждения, склонны судить о законности и полезности гороскопов в соответствии со своими априорными ожиданиями.
- ^ Вундер, Эдгар (1 декабря 2003 г.). «Самоатрибуция, черты солнечного знака и предполагаемая роль благосклонности как переменной модератора: долгосрочный эффект или артефакт?». Личность и индивидуальные различия . 35 (8): 1783–1789. дои : 10.1016/S0191-8869(03)00002-3 .
Эффект повторялся несколько раз (Айзенк и Ниас, 1981, 1982; Фихтен и Сунертон, 1983; Джексон, 1979; Келли, 1982; Смитерс и Купер, 1978), даже если до опроса испытуемых не делалось никаких упоминаний об астрологии ( Hamilton, 1995; Van Rooij, 1994, 1999), или если данные изначально были собраны с целью, не имеющей ничего общего с астрологией (Clarke, Gabriels and Barnes, 1996; Van Rooij, Brak & Commandeur, 1988), но эффект усиливается, когда испытуемым дают понять, что исследование посвящено астрологии (Van Rooij 1994). Ранние доказательства эффектов самоатрибуции, обусловленных солнечными знаками, уже были представлены Сильверманом (1971) и Делани и Вудьярдом (1974). В исследованиях с субъектами, незнакомыми со значением астрологической символики солнечных знаков, никакого эффекта не наблюдалось (Fourie, 1984; Jackson & Fiebert, 1980; Kanekar & Mukherjee, 1972; Mohan, Bhandari & Meena, 1982; Mohan and Gulati, 1986 г.; Саклофске, Келли и МакКеррахер, 1982 г.; Сильверман и Уитмер, 1974 г.;
- ^ Jump up to: а б с Кэри Дж. Недерман и Джеймс Рэй Гулдинг (зима 1981 г.). «Популярный оккультизм и критическая социальная теория: исследование некоторых тем в критике астрологии и оккультизма Адорно». Социологический анализ . 42 .
- ^ Теодор В. Адорно (весна 1974 г.). «Звезды на Землю: астрологическая колонка Los Angeles Times». Телос . 1974 (19): 13–90. дои : 10.3817/0374019013 . S2CID 143675240 .
- ^ Jump up to: а б с Джексон, Т. (20 декабря 2011 г.). «Когда баланс — это предвзятость». БМЖ . 343 (19 декабря 2): d8006. дои : 10.1136/bmj.d8006 . ПМИД 22187191 . S2CID 206894358 .
- ^ Роббинс, Мартин (24 января 2011 г.). «Астрологи возмущены звездами» . Хранитель . Проверено 7 сентября 2013 г.
- ^ Показатели науки и технологий, 2014 г. (PDF) . Национальный научный фонд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Меррифилд, Майкл. «Прямое восхождение и склонение» . Шестьдесят символов . Брэди Харан из Ноттингемского университета . - где также обсуждаются ошибки восхождения и склонения в различных системах астрологии.
- Смит, Рудольф Х. «Астрология и наука» . Архив научно обоснованных исследований
- Фракной, Андрей. «Астроном смотрит на астрологию» . Скептическое рассмотрение астрологии для начинающих.