Опиум для народа
Часть серии о |
марксизм |
---|
Опиум народа или опиум масс ( нем . Opium des Volkes ) — это изречение , используемое по отношению к религии , полученное из часто перефразированного частичного высказывания немецкого революционера и критика политической экономии Карла Маркса : «Религия — это опиум для народа». люди». В контексте это утверждение является частью анализа Маркса о том, что роль религии заключается в метафизическом бальзаме для реальных страданий во вселенной и в обществе. [1] [2] [3] [4]
Это заявление было переведено с немецкого оригинала « Die Religion [...] ist das Opium des Volkes и часто переводится как «религия [...] является опиатом масс » ». Полное предложение Маркса переводится (включая курсив) как: «Религия — это вздох угнетенного существа, сердце бездушного мира и душа бездушных условий. Это опиум народа ». [5]
Цитата происходит из предисловия к работе Маркса «Вклад в критику философии права Гегеля» , которую он начал в 1843 году, но которая была опубликована только после его смерти. Введение к этой работе было опубликовано отдельно в 1844 году в собственном журнале Маркса Deutsch–Französische Jahrbücher , в сотрудничестве с Арнольдом Руге . Часто цитируемая лишь частично, интерпретация метафоры в ее контексте уделялась гораздо меньше внимания. [6]
Полная цитата и история
[ редактировать ]Маркс написал этот отрывок в 1843 году как часть введения к «Критике философии права Гегеля» , книге, в которой критиковалась книга философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 1820 года «Элементы философии права» . Это введение было опубликовано в 1844 году в небольшом журнале Deutsch–Französische Jahrbücher ; однако сама книга была опубликована посмертно. Поскольку тираж журнала составлял всего 1000 экземпляров, он не имел популярного эффекта в XIX веке. Эта фраза стала более известной в 1930-е годы, когда марксизм стал более популярным . [3]
Цитата в контексте звучит следующим образом (курсив в оригинальном переводе): [5]
Основа нерелигиозной критики такова: человек создает религию , а не религия создает человека. Религия, действительно, есть самосознание и самооценка человека, который либо еще не добил себя, либо уже снова потерял себя. Но человек — не абстрактное существо, находящееся вне мира. Человек – это мир человека – государство, общество. Это государство и это общество производят религию, которая является перевернутым сознанием мира , потому что они и есть перевернутый мир . Религия — это общая теория этого мира, его энциклопедический сборник, его логика в популярной форме, его духовный пункт чести , его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное дополнение и его универсальная основа утешения и оправдания. Это фантастическое осознание человеческой сущности, поскольку человеческая сущность не обрела никакой истинной реальности. Борьба против религии, следовательно, является косвенной борьбой против того мира , духовным ароматом которого является религия.
Религиозное страдание является одновременно выражением реального страдания и протестом против реального страдания. Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бездушного мира и душа бездушных условий. Это опиум народа.
Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его настоящего счастья. Призвать их отказаться от иллюзий относительно своего положения — значит призвать их отказаться от состояния, требующего иллюзий . Критика религии, следовательно, находится в зачаточном состоянии, критика той юдоли слез, которой является религия ореолом .
Метафора
[ редактировать ]Маркс использовал эту фразу, чтобы привести структурно-функционалистский аргумент о религии , и особенно об организованной религии . [2] [3] По его мнению, религия может быть ложной, но она является функцией чего-то реального. [7] В частности, Маркс считал, что религия выполняет в обществе определенные практические функции, аналогичные функции опиума у больного или раненого человека: она уменьшает непосредственные страдания людей и дает им приятные иллюзии, которые дают им силы для продолжения жизни. В этом смысле, хотя Маркс, возможно, и не питает никакой симпатии к самой религии, он глубоко симпатизирует тем пролетариатам , которые доверяют ей. [4] [7]
В то же время Маркс считал религию вредной для революционных целей: сосредотачиваясь на вечном, а не на временном, религия отвлекает внимание угнетенных от эксплуатации и классовой структуры , которая охватывает их повседневную жизнь. В процессе религия способствует развитию своего рода ложного сознания , которое укрепляет культурные ценности и убеждения, которые поддерживают и подтверждают продолжающееся доминирование правящего класса . Тем самым он предотвращает социалистическую революцию , свержение капитализма и установление бесклассового , социалистического общества. [4] По мнению Маркса, как только рабочие наконец свергнут капитализм, неравные социальные отношения больше не будут нуждаться в легализации людей , и отчуждение исчезнет вместе с любой потребностью в религии. [4]
Интерпретации последующих коммунистических лидеров и теоретиков
[ редактировать ]Последующие коммунистические лидеры и теоретики размышляли и расширяли метафору Маркса и рассматривали ее в контексте своих национальных условий.
Владимир Ленин
[ редактировать ]Vladimir Lenin , speaking of religion in Novaya Zhizn in 1905, [8] сослался на более ранние комментарии Маркса: [9] [10]
Тех, кто всю жизнь трудится и живет в нужде, религия учит быть покорными и терпеливыми, находясь здесь, на земле, и утешаться надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит заниматься благотворительностью еще на земле, предлагая им тем самым очень дешевый способ оправдать все свое существование в качестве эксплуататоров и продавая им за умеренную цену билеты в благополучие на небесах. Религия — это опиум для народа . Религия есть своего рода духовная пьянка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ , свою потребность в жизни, более или менее достойной человека.
Ким Ир Сен
[ редактировать ]В своих трудах северокорейский лидер Ким Ир Сен дважды обращался к метафоре «опиума», оба раза в контексте ответа товарищам, которые возражают против работы с религиозными группами («Чонбулыго» и «Чондоизм» ). [11] В первом случае Ким отвечает, что человек «ошибается», если считает, что предложение Маркса относительно «опиума для народа» может быть применено во всех случаях, объясняя, что, если религия «молится о нанесении божественного наказания Японии и благословении Корейская нация», то это «патриотическая религия», а ее верующие — патриоты. [11] Во втором Ким заявляет, что метафору Маркса «не следует истолковывать радикально и односторонне», поскольку Маркс предостерег от «искушения религиозного миража, а не против противодействия верующим вообще». [11] Поскольку коммунистическое движение в Корее вело борьбу за «национальное спасение» против Японии, Ким пишет, что любой, у кого схожая программа, может присоединиться к борьбе и что «даже религиозный деятель [...] должен быть зачислен в наши ряды без колебаний. " [11]
Академические интерпретации
[ редактировать ]Роланд Бур утверждает, что описание Марксом религии как опиума было в значительной степени неверно истолковано и что в то время опиум одновременно ценился и осуждался за его лечебные свойства и потенциал привыкания. [12]
Подобные заявления и влияние
[ редактировать ]Эту же метафору использовали многие авторы XIX века.
В 1798 году Новалис писал в «Блютенштаубе» («Пыльца»): [13]
Их так называемая религия просто действует как опиат, стимулируя, притупляя и успокаивая боль слабости. [Их так называемая религия действует просто как опиат – стимулирующий; онемение; подавление боли посредством слабости.]
В 1840 году Генрих Гейне также использовал ту же аналогию в своем эссе о Людвиге Бёрне : [14]
Добро пожаловать, будьте религией, которая вливает в горькую чашу страдающего человечества несколько сладких, усыпляющих капель духовного опиума, несколько капель любви, надежды и веры.
Сочинения Бруно Бауэра оказали ключевое влияние на критику гегелевской философии права . Метафора Маркса предвосхищается в двух работах Бауэра: « Die gute Sache der Freiheit» и «Der christliche Staat» . В первой работе Бауэр говорит о религии как о причине «опиумного одурения»; в последнем Бауэр упоминает «опиумное» влияние теологии. [15]
Чарльз Кингсли , каноник , англиканской церкви написал следующее в 1847 году, через четыре года после Маркса: [16]
Мы использовали Библию так, как если бы она была просто настольной книгой специального констебля, дозой опиума, позволяющей сохранять терпеливость вьючным животным, пока они перегружены, простой книгой, помогающей беднякам держаться в порядке. [17]
Мигель де Унамуно
[ редактировать ]Мигель де Унамуно , знаменитый испанский автор книги «Поколение 98-го» , сосредоточил свое внимание в своей книге «Сан-Мануэль Буэно, мученик» на теме опиатного воздействия религии на жителей сельской Испании . В книге главный герой Дон Мануэль — священник, который не верит в Бога, но продолжает проповедовать, потому что видит положительное влияние, которое он может оказать на жизнь своих прихожан. Таким образом, религия также помогает излечить его собственную глубокую депрессию через счастье, которое он испытывает, помогая жителям Вальверде де Люцерна. Унамуно прямо ссылается на Маркса, когда Дон Мануэль объясняет:
Да, я знаю, что один из лидеров того, что они называют социальной революцией, сказал, что религия — это опиум для народа. Опиум... опиум, да! Давайте дадим им опиум и позволим им спать и мечтать. И наряду с этой моей безумной деятельностью я еще и употреблял опиум. [18]
Современные сравнения
[ редактировать ]Некоторые авторы проводят современное сравнение фразы «опиум для народа» со спортивным фанатизмом , знаменитостями , развлечениями на телевидении, в Интернете и другими развлечениями и т. д. [3] [19] Это можно рассматривать как параллель с концепцией хлеба и зрелищ .
В 2016 году в журнале Atlantic и на шоу PBS, которое вел Чарли Роуз , до того, как его избрали сенатором или выдвинули на пост Дональда Трампа кандидата в кандидаты от , Джей Ди Вэнс назвал Трампа «культурным героином». [20] [21] и «опиоид масс». [22] [23]
См. также
[ редактировать ]- Критика религии
- Вера и разумность
- Бог помогает тем, кто помогает себе сам
- Марксизм и религия
- Благородная ложь
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Маркс и «опиат масс»» . Либретексты . 20 февраля 2021 г. Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эллвуд, Роберт С.; Аллес, Грегори Д. (1 января 2007 г.). Энциклопедия мировых религий . Издательство информационной базы. стр. 160–161. ISBN 9781438110387 .
- ^ Jump up to: а б с д «Что такое опиум для народа?» . 1843 год . 05.01.2015 . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Роджерс М. и М.Е. Конечный. 2018. « Всегда ли религия помогает бедным? Различия в религии и социальном классе на западе и в обществах на глобальном юге ». Пэлгрейв Коммуникейшнс 4 (73). два : 10.1057/s41599-018-0135-3 .
- ^ Jump up to: а б Маркс, Карл. [1843] 1970. « Введение ». Вклад в критику философии права Гегеля , перевод А. Джолина и Дж. О'Мэлли, под редакцией Дж. О'Мэлли. Издательство Кембриджского университета. – через Marxists.org .
- ^ Маккиннон, Эндрю М. (2005). «Чтение «Опиума для народа»: выражение, протест и диалектика религии». Критическая социология . 31 (1–2): 15–38. дои : 10.1163/1569163053084360 . hdl : 2164/3074 . S2CID 143119316 .
- ^ Jump up to: а б Труман, Карл Р. (29 апреля 2021 г.). «Политика идентичности, опиум для народа» . Первые вещи . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Novaya Zhizn No. 28, December 3, 1905, as quoted in Marxists Internet Archive
- ^ «Отношение рабочей партии к религии» . Ленин: Собрание сочинений . Том. 15. Москва: Издательство «Прогресс». 1973. стр. 402–13 - через Интернет-архив марксистов .
- ^ «Религия: опиум для народа?» .
- ^ Jump up to: а б с д Бур, Роланд (2019). Красная теология: о христианской коммунистической традиции . Бостон: Книги Хеймаркет . п. 221. ИСБН 978-90-04-38132-2 . OCLC 1078879745 .
- ^ «Слева от своего поля» . Ньюкасл.edu.au . Университет Ньюкасла. 13 декабря 2013 года . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ О'Брайен, Уильям Арктандер (1995). Новалис, Признаки революции . Издательство Университета Дьюка. п. 154. ИСБН 978-0-8223-1519-3 .
- ^ Гейне, Генрих. 1840. Людвиг Бёрне — Мемориал .
- ^ Маклеллан, Дэвид (1969). Младогегельянцы и Карл Маркс . Лондон: Macmillan and Co. p. 78.
- ^ Селсам, Ховард и Гарри Мартел, ред. 1987. Читатель марксистской философии: из сочинений Маркса, Энгельса и Ленина .
- ^ FD Морис (Лидеры Церкви 1800-1900) - CFG Мастерман (1907). стр. 65-6
- ^ Мигель де Унамуно, Сан-Мануэль Буэно, Мартир (1930). стр.14
- ^ «Интернет как религиозный опыт» . Новости Би-би-си . 12 июля 2019 г.
- ^ «Появления автора: Джей Ди Вэнс» . Чарли Роуз . Архивировано из оригинала 15 июля 2024 года . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Вогт, Кара (9 ноября 2022 г.). «Джей Ди Вэнс поцеловал задницу Трампу ровно настолько, чтобы пройти в Сенат» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 28 апреля 2024 года . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Вэнс, доктор юридических наук (4 июля 2016 г.). «Опиоид масс» . Атлантика . Архивировано из оригинала 28 июля 2022 года . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ ЛаФраньер, Шэрон (27 апреля 2024 г.). «Матч, заключенный в MAGA: как дружба помогла Джей Ди Вэнсу попасть в список вице-президентов Трампа» . Нью-Йорк Таймс . Том. 173, нет. 60138. стр. А1, А18. ISSN 0362-4331 . Проверено 28 апреля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абрамс, М.Х. [1934] 1971. Райское молоко: влияние опиумных видений на произведения Де Куинси, Крэбба, Фрэнсиса, Томпсона и Кольриджа . Нью-Йорк: Октагон.
- Берридж, Виктория и Эдвард Гриффитс. 1980. Опиум и люди . Лондон: Аллен Лейн
- Маркс, Карл. 1844. « Введение | Вклад в критику философии права Гегеля ». Немецко-французские ежегодники , февраль.
- Маккиннон, Эндрю М. « Чтение «Опиума для народа»: выражение, протест и диалектика религии ». Критическая социология 31(1/2)
- О'Тул, Роджер. 1984. Религия: классические социологические подходы . Торонто: Макгроу Хилл
- Рохо, Серджио Вускович . 1988. «Религия, опиум для народа и протест против реальной бедности: позиции Маркса и Ленина». Социальный компас 35(2/3):197–230.
- Лухте, Джеймс. 2009. « Маркс и сакральное ». Журнал Церкви и государства 51(3):413–37.