Бог помогает тем, кто помогает себе сам
Фраза « Бог помогает тем, кто помогает себе сам » — это девиз , подчеркивающий важность инициативы и свободы действий . Фраза возникла в Древней Греции как « боги помогают тем, кто помогает себе сам » и, возможно, первоначально была пословицей . Это иллюстрируется двумя баснями Эзопа , и аналогичное чувство можно найти в древнегреческой драме . Хотя его обычно приписывают Бенджамину Франклину , современная английская формулировка появляется раньше в Алджернона Сидни работах . Юмористическое дополнение к поговорке гласит: «Бог помогает тем, кто помогает себе сам, но Бог помогает тем, кто пойман за помощью самому себе».
Эту фразу часто ошибочно принимают за цитату из Священных Писаний, хотя в Библии она не указана . Некоторые христиане считают это выражение противоречащим библейскому посланию о Божьей благодати и помощи беспомощным, а также осуждению жадности и эгоизма. [1] Вариант этой фразы рассматривается в Коране (13:11). [2] [3]
Источник
[ редактировать ]Древняя Греция
[ редактировать ]Это чувство проявляется в нескольких древнегреческих трагедиях. Софокл в своем «Филоктете» (ок. 409 г. до н. э.) писал: «Ничего хорошего не бывает от бесцельного досуга; И небеса никогда не помогают людям, которые бездействуют». [4]
Еврипид во фрагментарном «Ипполите под покровом» (до 428 г. до н. э.) упоминает, что: «Сначала испытай себя, а после призови Бога; ибо работнику сам Бог оказывает помощь». [5] В своей «Ифигении в Тавриде » Орест говорит: «Я думаю, что Фортуна наблюдает за нашей жизнью надежнее, чем мы. Но хорошо сказано: тот, кто стремится, обнаружит, что его боги будут стремиться к нему в равной степени». [6]
Похожий вариант этого высказывания «Сам Бог помогает тем, кто смеет», лучше перевести как «божественность помогает тем, кто смеет» ( audentes deus ipse iuvat ), взят из , » Овидия «Метаморфоз 10.586. Эту фразу произнес Гиппомен, когда обдумывал, стоит ли участвовать в гонке против Аталанты за ее руку и сердце. Однако если Гиппомен проиграет, его убьют. Гиппомен решает бросить вызов Аталанте на гонку, и с помощью Венеры Гиппомен смог выиграть гонку. [7]
Эта же концепция встречается в басне о Геракле и Повозчике , впервые записанной Бабрием в I веке нашей эры. В нем повозка падает в овраг, а в более поздних версиях застревает, но когда ее возница обращается за помощью к Геркулесу , ему велят приступить к работе самому. [8] Эзопу также приписывают подобную басню о человеке, который обращается за помощью к богине Афине, когда его корабль терпит крушение, и ему советуют сначала попробовать плавать. [9] Было высказано предположение, что обе истории были созданы для иллюстрации уже существующей пословицы. [10]
Французский автор Жан де Лафонтен также адаптировал первую из этих басен как Lechartier embourbé ( Басни VI.18) и рисует мораль Aide-toi, le ciel t'aidera (Помоги себе, и Небеса помогут и тебе). [11] Чуть раньше Джордж Герберт включил фразу «Помоги себе, и Бог поможет тебе» в свой сборник пословиц « Jacula Prudentum» (1651). [12] Но именно английский политический теоретик Алджернон Сидни придумал ныне знакомую формулировку: «Бог помогает тем, кто помогает себе сам». [13] по-видимому, первая точная передача этой фразы. Бенджамин Франклин позже использовал его в своем «Альманахе бедного Ричарда» (1736 г.), и его широко цитировали. [14]
Еврейское Писание
[ редактировать ]Некоторые отрывки Танаха подразумевают предпочтение благословений среди тех, кто работает на себя, в том числе:
- Второзаконие 28:8 – Господь ниспошлет благословение на ваши житницы и на все, к чему вы прикладываете руку.
- Притчи 6:10–12 – Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет на тебя бедность, как разбойник, и нужда, как вооруженный человек.
- Притчи 12:11 – Кто обрабатывает свою землю, тот будет иметь обильную пищу, а у того, кто гоняется за мечтами, недостает рассудительности.
- Притчи 12:24 – Руки прилежные будут господствовать, а лень заканчивается рабским трудом.
- Притчи 13:4 – Ленивец жаждет и ничего не получает, а желания прилежных вполне насыщаются.
- Притчи 21:31 – Коня готовят на день битвы, но победа за Господом.
Христианское Писание
[ редактировать ]Хотя этот термин не встречается дословно в христианских писаниях, эти отрывки используются, чтобы предложить этику личной свободы воли и проявления инициативы:
- Колоссянам 3:23 – Всё, что делаете, делайте от всего сердца, как для Господа, а не для человеков.
- 1 Тимофею 5:8 – Если кто о своих родных, а особенно о своих ближайших родственниках, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
- Иакова 2:26 – Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Опора на Бога не упоминается, но явно подразумевается в дополнение к помощи самому себе.
Есть также связь с Притчей о верном рабе и Притчей о десяти девах , имеющей сходную эсхатологическую тему: будьте готовы к дню расплаты.
В отличие от свободы воли, в других случаях Библия подчеркивает зависимость от Бога и примеры того, как Иисус служил или исцелял тех, у кого не было возможности помочь себе, подразумевая, что уверенность в своих силах и надежда на Бога дополняют друг друга (см. Марка 6:34; Марка 1: 30–31 и Марка 10:46–52.)
Исламские тексты
[ редактировать ]Отрывок с подобными чувствами можно найти в Коране:
Воистину, Аллах не изменит положение населения, пока оно не изменит то, что есть в нем самом.
Воистину, Аллах с теми, кто избегает зла и творит добрые дела.
Есть ли за добро какая-нибудь награда, кроме добра?
Оно имеет иной смысл, поскольку подразумевает, что помощь в самом себе является предпосылкой ожидания помощи Божией. Арабская пословица и высказывание исламского пророка Мухаммеда с аналогичным значением: « Надейся на Бога, но привязывай верблюда» . По словам Тирмизи , однажды Мухаммед заметил, как бедуин вышел из своего верблюда, не привязав его. Он спросил бедуина: «Почему бы тебе не привязать своего верблюда?» Бедуин ответил: «Я уповал на Аллаха». При этом Мухаммед сказал: «Привяжите своего верблюда и доверьтесь Аллаху». [15]
Китайская идиома
[ редактировать ]Китайская идиома 天道酬勤 ( пиньинь : tiān dào choú qín ) также выражает аналогичное значение: «Небеса вознаграждают прилежных».
Другое историческое использование
[ редактировать ]Французское общество Aide-toi, le ciel t'aidera («Помоги себе, и небо поможет и тебе») сыграло важную роль в проведении Июльской революции 1830 года во Франции. [16]
Канадскому обществу Aide-toi, le Ciel t'aidera, основанному Луи-Виктором Сикоттом , приписывают введение празднования Дня Сен-Жан-Батиста для французских канадцев.
Aide-toi et Dieu t'aidera (Помоги себе, и Бог поможет тебе) — таков был девиз на штурвале знаменитого построенного в Великобритании морского рейдера Конфедерации CSS Alabama , капитаном которого был Рафаэль Семмес во время Гражданской войны в США .
Современные взгляды и противоречия
[ редактировать ]Вера в то, что эта фраза встречается в Библии или даже является одной из Десяти заповедей , распространена в Соединенных Штатах. [17] Верования американцев относительно этой фразы и Библии были изучены христианским демографом и социологом Джорджем Барной . На утверждение «Библия учит, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам», по результатам серии опросов, [18] 53% американцев полностью согласны, 22% частично согласны, 7% частично не согласны, 14% категорически не согласны и 5% заявили, что не знают. Опрос, проведенный в конце 1990-х годов, показал, что большинство (81%) считают, что этой концепции учит Библия. [19] другой заявляет 82%, [20] с « возрожденными » христианами меньше (68%) шансов согласиться, чем с «нерожденными свыше» христианами (81%). [21] Несмотря на то, что эта фраза не встречается в Библии, она возглавила опрос самых известных библейских стихов. [22] [23] Пять процентов американских подростков заявили, что верят, что это центральное послание Библии. [24]
Барна видит в этом свидетельство растущего незнания американцев с Библией и считает, что это отражает сдвиг к ценностям, противоречащим доктрине благодати в христианстве, и «предполагает духовную самостоятельность, несовместимую с христианством». [25] Христианский служитель Эрвин Луцер утверждает, что это высказывание имеет некоторую поддержку в Библии ( 2 Фессалоникийцам 3:10 , Иакова 4:8 ); однако гораздо чаще Бог помогает тем, кто не может помочь себе сам, в чем и состоит благодать (притча о фарисее и мытаре , Ефесянам 2:4–5 , Римлянам 4:4–5 ). [26] Это заявление часто критикуют за поддержку полупелагианской модели спасения , которую большинство христиан осуждают как ересь . [27] [28]
См. также
[ редактировать ]- Доверьтесь Богу и держите порох сухим — аналогичное наставление Оливера Кромвеля своим войскам.
- Притча об тонущем человеке , современная история, часто рассказываемая с этой моралью.
- Протестантская трудовая этика - Социально-теологическая концепция
- Теология процветания - Христианская вера, основанная на материальном богатстве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейнс, Кларенс Л. младший (7 июля 2020 г.). «Почему фраза «Бог помогает тем, кто помогает себе» считается библейской» . Христианство.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2020 года.
- ^ «Коран – Сурат Ар-Раад. Сахих перевод» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 года . Проверено 9 апреля 2015 г.
- ^ «Коран Сура Ар-Раад (стих 11)» . Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Софокл: Трагедии и фрагменты . Том. 2. Перевод Э. Х. Пламптра . п. 165.
фрагмент 288. Также во фрагменте 302 говорится: «Случай никогда не помогает тем, кто не работает».
- ^ «Фрагмент 432 | Еврипид. Фрагменты: Эгей-Мелеагр», Классическая библиотека Леба 504 (на иврите), отредактированный и переведенный Кристофером Коллардом, Мартином Кроппом, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2008
| ибо тот, кто причиняет боль, и Бог арестовывает
{{citation}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ ИФИГЕНИЯ В ТАВРИДЕ ЕВРИПИДА . Перевод Теодора Алоиса. Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 31 июля 2018 г.
строки 910–913
- ^ «АТАЛАНТА» . Цифровая библиотека Персея . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Другие версии см.: «Указатель Перри к Эзопике» . Эзопика . Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ « Человек, потерпевший кораблекрушение, и Афина», перевод Гиббса» . MythFolklore.net. Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Франсиско Родригес Адрадос (1999). История греко-латинской басни . Том. 3. БРИЛЛ. п. 43. ИСБН 9004118918 . Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ «Картер в болоте» . Жан де Лафонтен Басни . 27 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г.
- ^ Джордж Герберт (1651 г.). Якула Прудентум .
пословица 533
- ^ Сидней, Алджернон (1698). «глава 2». Рассуждения о правительстве . Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 16 декабря 2010 г.
раздел 23
) - ^ Wikiquote: Альманах бедного Ричарда
- ^ «Привяжи своего верблюда (хадис)» . Мохамед 2.0: Манифест подрыва . Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 4 октября 2014 г. - через muxlim.com.
- ^ Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия . Том. 1 (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ Вудро М. Кролл (2007). Возвращение хорошей книги: как Америка забыла Библию и почему это важно для вас . Книги Перекрестка. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 19 июля 2011 г.
Пять десятилетий упадка
, опубликовано на Worldview Weekend - ^ Библейские знания американцев находятся на приблизительном уровне, но часто зашкаливают . Исследование Барны онлайн. 12 июля 2000 г. Как указано в Марвин Хант. «Библейские знания американцев… не соответствуют действительности» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года.
- ^ Опрос Барны в 1997 и 1998 годах, цитируется на веб-сайтах. Кроме того, «Исследователь предсказывает растущие проблемы христианской церкви» . Обновление Барны . 16 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2010 г. Проверено 22 декабря 2010 г.
описывает это как большинство
- ^ Барна, Джордж (1998). Второе пришествие Церкви . Нэшвилл: Слово. стр. 21–22. как указано в Майкл С. Хортон . «Секуляризуют ли церкви Америку?» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ Джордж Барна; Марк Хэтч (2001). Точка кипения: как грядущие культурные сдвиги изменят вашу жизнь . Королевские книги. п. 90.
Из опроса, проведенного где-то между 1997 и 2000 годами (см. стр. 205, пункт 2).
- ^ Джордж Барна (2001). Воспитание истинных учеников: новые стратегии воспитания истинных последователей Христа . Религиозная издательская группа Doubleday.
- ^ «Понимание ученичества, раскрытое в новой книге Джорджа Барны» . Интернет-исследования Барны . Архивировано из оригинала 12 июня 2004 года . Майкл Дж. Влах. «Кризис в американских церквях: знание Библии на рекордно низком уровне» . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Опрос Барны в 1997 году, согласно одному сайту; около 2006 г. по другим данным; и Барна, «Библия», 2000, по другому
- ^ Билл Бродвей (2 сентября 2000 г.). "статья". Лексингтон Геральд-Лидер . как указано в , «Re: «Бог помогает тем, кто помогает себе сам» . The Phrase Finder . 31 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 г. Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ Эрвин В. Луцер (2000). «Ложь 10: Бог помогает тем, кто помогает себе сам». Десять лжи о Боге . Нэшвилл, Теннесси: Word. стр. 173–185.
- ^ Проект христианской истории. Наступает тьма: 350–565 гг. н.э., падение Западной Римской империи . Архивировано из оригинала 20 декабря 2012 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Роджер Олсон (2002). «Глава 12». Мозаика христианской веры . Роща Даунера: InterVarsity Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение бога помогает тем, кто помогает себе в Викисловаре.
- Работы, связанные с Гераклом и Повозчиком, в Wikisource
- Словарное определение слова «дьявол отстает» в Викисловаре - отрицательная форма