Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта
Часть серии о |
марксизм |
---|
«Восемнадцатое брюмера Луи Наполеона» ( нем . Der 18te Brumaire des Louis Napoléon ) — эссе, написанное Карлом Марксом в период с декабря 1851 по март 1852 года и первоначально опубликованное в 1852 году в Die Revolution , немецком ежемесячном журнале, издаваемом в Нью-Йорке марксистским изданием. Йозеф Вейдемейер . Более поздние английские издания, такие как гамбургское издание 1869 года с предисловием Маркса, назывались «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» . [ нужна ссылка ] Это эссе представляет собой крупное историографическое Маркса применение теории исторического материализма .
В « Восемнадцатом брюмере» рассказывается о французском государственном перевороте 1851 года , в результате которого Луи-Наполеон Бонапарт , президент Второй республики и Наполеона Бонапарта племянник , стал императором Второй Французской империи под именем Наполеона III . Он пытается объяснить, как капитализм и классовая борьба создали условия, которые позволили «гротескной посредственности сыграть роль героя». Маркс описывает разногласия и союзы между буржуазией , мелкой буржуазией , крестьянством , революционерами и социал-демократами , а также другими группами, а также то, как отсутствие доминирования какой-либо из них привело к возрождению монархии, несмотря на революцию 1848 года. . Маркс описывает Вторую империю как « бонапартистское » государство, исключение из основной марксистской концепции государства как инструмента классового правления , поскольку бонапартистское государство становится полуавтономным, не представляющим интересы ни одного класса.
Значение
[ редактировать ]«Восемнадцатое брюмера» считает Социальный историк С. Дж. Ковентри первой социальной историей , базовой моделью или шаблоном для книги Э. П. Томпсона « Создание английского рабочего класса» (1963). [1] Социальная история приобрела популярность в 1960-х годах. По словам Оливера Кассена, подъем истории культуры в 1990-е годы, в соответствии с неолиберальным капитализмом, привел к тому, что представление Маркса о необходимости революционных перемен заменилось элитарным пессимизмом Алексиса де Токвиля о том, что народное восстание приведет только к деспотам. [2]
В эссе присутствуют две наиболее узнаваемые цитаты Маркса. Первый касается повторения истории : « Гегель где-то замечает, что все великие всемирно-исторические факты и персонажи появляются, так сказать, дважды. Он забыл добавить: первый раз как трагедия, второй раз как фарс». Второй касается роли личности в истории: «Люди творят свою собственную историю, но они делают ее не так, как им заблагорассудится; они делают ее не при обстоятельствах, выбранных ими самими, а при обстоятельствах, уже существующих, данных и переданных из Традиции всех мертвых поколений тяготят мозги живых, как кошмар».
Содержание книги
[ редактировать ]Название относится к перевороту 18 брюмера , в ходе которого Наполеон I захватил власть в революционной Франции (9 ноября 1799 года или 18 брюмера VIII года по французскому республиканскому календарю ), чтобы противопоставить его перевороту 1851 года.
В предисловии ко второму изданию «Восемнадцатого брюмера » Маркс заявил, что целью этого эссе было «продемонстрировать, как классовая борьба во Франции создала обстоятельства и отношения, которые позволили гротескной посредственности играть роль героя». [3]
«Восемнадцатое брюмера» представляет классификацию массы буржуазии , которая, по словам Маркса, конфисковала республику как ее собственность, состоящую из: крупных землевладельцев , финансовых аристократов и крупных промышленников , высших сановников , университетов, армии церковь , бар, академия и пресса. [4] [5]
Влияние на развитие марксизма
[ редактировать ]Наряду с современными работами Маркса об английской политике и «Гражданской войне во Франции» , « Восемнадцатое брюмера» Маркса является основным источником для понимания теории капиталистического государства . [6]
Интерпретация Марксом возвышения и правления Луи Бонапарта представляет интерес для более поздних ученых, изучающих природу и значение фашизма . Многие -марксисты учёные [ ВОЗ? ] считают переворот предвестником феномена фашизма 20-го века . [7]
Сначала как трагедия, потом как фарс
[ редактировать ]Первые строки книги являются источником одного из наиболее цитируемых и неверно цитируемых высказываний Маркса. [8] утверждения, что исторические сущности появляются два раза, «сначала как трагедия, затем как фарс» ( das eine Mal als Tragödie, das andere Mal als Farce ), имея в виду соответственно Наполеона I и его племянника Луи Наполеона ( Наполеона III ):
Гегель где-то замечает, что все великие всемирно-исторические факты и персонажи появляются, так сказать, дважды. Он забыл добавить: первый раз как трагедия , второй раз как фарс . Коссидьер для Дантона , Луи Блан для Робеспьера , Гора 1848–1851 годов для Горы 1793–1795 годов, племянник для дяди . И та же карикатура возникает в обстоятельствах второго издания «Восемнадцатого брюмера». [9]
Настроение Маркса перекликалось с наблюдением, сделанным Фридрихом Энгельсом как раз в то время, когда Маркс начал работу над этой книгой. В письме Марксу от 3 декабря 1851 года Энгельс писал из Манчестера:
.... действительно кажется, будто старик Гегель в облике Мирового Духа руководил историей из могилы и с величайшей добросовестностью заставлял все повторяться дважды: один раз как великую трагедию, а второй - как великую трагедию. время как гнилой фарс, Коссидьер для Дантона, Л. Блан для Робеспьера, Бартелеми для Сен-Жюста , Флокон для Карно и лунотель вместе с первой доступной дюжиной обремененных долгами лейтенантов для маленького капрала и его банды маршалов. Таким образом, 18-е брюмера уже наступило. [10]
Однако этот мотив появился еще раньше, в неопубликованном романе Маркса 1837 года «Скорпион и Феликс» , на этот раз со сравнением первого Наполеона и короля Луи-Филиппа:
Всякий великан... предполагает карлика, всякий гений - косого обывателя ... Первые слишком велики для этого мира, и поэтому их выбрасывают вон. Но последние укореняются в нем и остаются... Цезарь -герой оставляет после себя играющего Октавиана , император Наполеон - буржуазного короля Луи-Филиппа ... [11]
Комментарий Маркса, скорее всего, касается «Лекций Гегеля по философии истории» (1837 г.), Часть III: Римский мир, Раздел II: Рим от Второй Пунической войны императорам, относительно Цезаря:
Но тотчас же стало очевидно, что только одна воля могла руководить Римским государством, и теперь римляне были вынуждены принять это мнение; поскольку во все периоды мира политическая революция одобряется в глазах людей, когда она повторяется. Таким образом, Наполеон был дважды побеждён, а Бурбоны дважды изгнаны. Благодаря повторению то, что поначалу казалось лишь вопросом случая и случайности, становится реальным и утвердившимся существованием.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Ковентри, CJ (январь 2023 г.). Кейнс снизу: социальная история кейнсианской экономики Второй мировой войны (докторская диссертация). Федерационный университет Австралии .
- ^ Оливер Кассен, «Буржуазное рагу», Лондонское обозрение книг , 16 ноября 2023 г., https://www.lrb.co.uk/the-paper/v45/n22/oliver-cussen/bourgeois-stew
- ^ «Восемнадцатое брюмера Луи Наполеона» . Архивировано из оригинала 3 марта 2017 года . Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ «Ч. 3» . Архивировано из оригинала 3 марта 2017 года . Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ «Парлато, Валентино (1970). Строительный блок » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2011 года. [1] , il манифест , н. 3-4 марта-апреля 1970 г., стр.29, переиздано в Ф. Индовине (1972) Строительные отходы
- ^ Джон Элстер, Введение в Карла Маркса , Кембридж, Англия, 1990 (первая публикация 1986 г.), стр. 8.
- ^ Такер, RC «Чтец Маркса-Энгельса, 2-е изд.», стр. 594. Нью-Йорк: Нортон, 1978.
- ^ «Дрейфузианская революция Джорджа Сореля 1908 года» . Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ Карл Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта .
- ^ Собрание сочинений Маркса/Энгельса . Международные издательства .
- ^ Цитируется в Фрэнсис Уин (июль 2001 г.). Карл Маркс: Жизнь . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32157-9 . Проверено 8 марта 2011 г. , страницы 25-26. Уин указывает на сходство этого отрывка с отрывком из «Восемнадцатого брюмера» , но его цитата из последнего представляет собой другой перевод или версию, чем тот, который приведен выше, или, возможно, представляет собой искаженную комбинацию отрывков из Маркса и Энгельса.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маргарет А. Роуз, Читая молодого Маркса и Энгельса: поэзия, пародия и цензор. Лондон: Крун Хелм, 1978.
- Марк Коулинг и Джеймс Мартин (редакторы), «Восемнадцатое брюмера» Маркса (пост)современные интерпретации. Лондон: Книги Плутона, 2002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Восемнадцатое брюмера Луи Наполеона» (главы 1 и 7 в переводе Сола К. Падовера из немецкого издания 1869 года; главы со 2 по 6 основаны на третьем издании, подготовленном Фридрихом Энгельсом (1885 г.), переведенном и опубликованном Progress Publishers. , Москва , 1937.)
- Предисловие ко второму изданию (1869 г.)
- Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта , Чарльз Х. Керр, Чикаго , 1907 год.
- Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта , Международное издательство, Нью-Йорк , 1963.