Бедность философии

«Бедность философии» ( фр. Misère de la philosophie ) — книга Карла Маркса, опубликованная в Париже и Брюсселе в 1847 году, где он жил в изгнании с 1843 по 1849 год. Первоначально она была написана на французском языке как критика экономических и философских взглядов. Аргументы французского анархиста Пьера-Жозефа Прудона изложены в его книге 1846 года «Система экономических противоречий, или Философия бедности» .
История
[ редактировать ]Идеи Прудона
[ редактировать ]
Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865) был французским анархистом -теоретиком, который много писал об отношениях между личностью и государством. Прудон верил в упорядоченное общество, но утверждал, что государство представляет собой незаконную концентрацию официального насилия, которая фактически подрывает любые усилия по построению справедливого общества. [1] Прудон отвергал все политические действия как форму классового сотрудничества , но вместо этого утверждал, что рабочий класс может достичь своего спасения только за счет экономических действий; воздержание от политики пропагандировалось с целью окончательного искоренения существующего государства и его политического аппарата. [2]
Прудон считал, что безгосударственное будущее не предопределено железными законами истории, а скорее должно быть сознательным созданием морально пробужденного населения. [3] Эта необходимая мораль , основанная на честности, порядочности, самоуважении и индивидуальной ответственности, считалась неотъемлемой частью рабочего класса, которую необходимо развивать и подчеркивать. [3]
Напротив, промышленники, бизнесмены и те, кто им служит, считались неспособными развивать эту мораль из-за характера их повседневной экономической и политической деятельности. [3] Сам акт труда считался социально облагораживающим, тогда как акт экономической эксплуатации, подкрепленный политической силой, считался по своей сути развращающим. [4] Поэтому Прудон решительно выступал за строгий сепаратизм между рабочим классом и всеми остальными. [3]
Карл Маркс в изгнании
[ редактировать ]Карл Маркс в отношении газеты, которую он редактировал, « Рейниш Цайтунг покинул Германию после репрессий правительства Пруссии » в начале 1843 года. Он высадился в Париже , где жил с октября 1843 года по декабрь 1845 года. [5] Именно там он впервые встретил Прудона, который уже был известным писателем-радикалом, на его счету четыре книги. [5] Несмотря на призыв, сделанный в качестве потенциального французского коллаборациониста, Прудон отказался участвовать в злополучном проекте Deutsch-Französische Jahrbücher (Немецко-французский ежегодник), с которым Маркс был тесно связан. [6]
Хотя личный контакт между ними был ограниченным, Маркс в это время читал сочинения Прудона, обсуждения которых можно найти в его работах того периода, включая книгу, написанную против Бруно Бауэра , «Святое семейство» (1845 г.) и неопубликованную «Экономическую теорию». и философские рукописи 1844 года. [6] В опубликованной книге Маркс критически поддержал некоторые идеи Прудона в противовес конкурирующим идеям Бауэра. [6]
Маркса особенно привлекал всеобъемлющий характер сочинений Прудона до 1845 года и готовность последнего устанавливать более широкие связи из более мелких наблюдений. [7] В своей книге « Что такое собственность?» Прудон подчеркивал социальные отношения, возникающие из частной собственности , и тенденцию экономического развития к созданию неимущего пролетариата во все возрастающем количестве — идеи, которые Маркс считал убедительными. [7] Однако похвала Маркса Прудону не была безграничной, поскольку он чувствовал, что Прудон не до конца осознавал, например, что заработная плата и деньги сами по себе являются формами частной собственности. [8]
Маркс был вынужден покинуть Париж французским правительством в 1845 году, и его следующим пунктом назначения стал Брюссель, Бельгия. [9] Несмотря на свой отъезд из Франции, он продолжал рассматривать Прудона как потенциального политического коллаборациониста, попросив его в 1846 году принять участие в новом международном заочном комитете, созданном по образцу лондонской Образовательной ассоциации рабочих , призванной пропагандировать социалистические идеи среди рабочего класса Франции. континентальная Европа. [9] Прудон осторожно отреагировал на призыв Маркса. [10] Возможно, отчасти поэтому Маркс и его друг и политический соратник обратили свои организационные усилия на авторитетный политический орган — Лигу Справедливых . [9]
Прудона. «Философия бедности»
[ редактировать ]Маркс «Бедность философии».
[ редактировать ]Маркс прочитал книгу Прудона в конце 1846 г. и отреагировал резко и отрицательно, написав 28 декабря 1846 г. пространное письмо своему русскому корреспонденту П. В. Анненкову с подробным изложением своих взглядов, составившее ядро его книги 1847 г. [11] В январе следующего года он начал работу над официальным ответом длиной в книгу, завершил работу весной и отправился в печать в апреле 1847 года. [11]
Книга под официальным названием «Бедность философии: ответ на философию бедности» М. Прудона была напечатана в Брюсселе и Бельгии в начале июля 1847 года. [11] Книга была написана на французском языке, чтобы как можно точнее поразить цель и чтобы каламбур названия был передан наиболее безошибочно. , рассматривал книгу Политический круг вокруг Маркса, организованный как Коммунистический союз как ключевую часть их современной программы, отличающую взгляды Союза от взглядов Прудона и его последователей. [11]
Несколько удивительно, что после своего первого выпуска в 1847 году «Бедность философии» так и не была переиздана полностью до смерти Маркса в 1883 году. [12] Первое немецкое издание книги было опубликовано в 1885 году; перевод на русский язык группы «Освобождение труда» ( русский : Освобождение труда ) был выпущен в 1886 году. [12] Исправленное второе французское издание появилось в 1896 году по инициативе Фридриха Энгельса и завершено после его смерти дочерью Маркса Лаурой Лафарг . [12]
Первое англоязычное издание « Бедности философии» было представлено в Лондоне в 1900 году пионером марксистского издательства «Twentieth Century Press» . [13] Перевод для этого издания сделал британский социалист Гарри Квелч . [13] Версия Квелча была впервые перепечатана в Соединенных Штатах в 1910 году Чарльзом Х. Керром и компанией , социалистическим издательством, базирующимся в Чикаго. [13]
Содержание
[ редактировать ]Тон полемики Маркса против Прудона задан с самого начала остроумной врезкой вместо предисловия:
«Г-н Прудон имеет несчастье быть особенно непонятым в Европе. Во Франции он имеет право быть плохим экономистом, потому что слывет хорошим немецким философом. В Германии он имеет право быть плохим философом. , потому что он считается одним из талантливейших французских экономистов. Будучи одновременно немцем и экономистом, мы желаем протестовать против этой двойной ошибки... — Карл Маркс, Брюссель, 15 июня 1847 г. " [14]
» присутствует заметное слово « философия Несмотря на то, что в названии « Бедности философии », по сути, это книга, посвященная предмету критики политической экономии : первый англоязычный переводчик Гарри Квелч утверждал, что эта работа содержит «фундамент теорий, столь полных разработанный в «Капитале» , помимо исчерпывающего анализа капиталистической системы производства и распределения». [15] а также закон стоимости . [16] Чтобы обосновать метод применения диалектики к политической экономии, он цитирует « Науку логики Гегеля » . [17] И Маркс отвергает идею Прудона о налоге на потребление. [18] и отказ от забастовки . [19] В конце книги он приводит слова Жорж Санд : «Бой или смерть: кровавая борьба или вымирание. Так неумолимо ставится вопрос». [20] Он также цитирует теорию Джона Грея . [21] Действительно, один советский ученый назвал эту книгу «одним из первых произведений зрелого марксизма». [22]
В «Бедности философии » Маркс утверждает, что, приобретая новые производительные силы , люди меняют свой способ производства , меняя, в свою очередь, свои общественные отношения . [23] : 30
Наследие
[ редактировать ]В 1956 году экономист Джоан Робинсон в рецензии на новое британское издание « Бедности философии» заявила , что с точки зрения современной экономики полемика Маркса с Прудоном была «дохлой лошадью», представляющей лишь «узкоспециализированный интерес». [24] Она написала:
«Развлекательная ценность... невелика. В «Бедности философии» нет никакого остроумия , если не считать ее названия; идеи Прудона с самого начала были достаточно запутаны, а изложение их Марксом делает их совершенно неуловимыми, так что в этом мало развлечений. Тем не менее, для тех, кто интересуется тем, «Что на самом деле имел в виду Маркс», некоторые отрывки из этой книги очень ценны, в некотором смысле они имеют то же отношение к «Капиталу» Маршалла , что «Чистая теория» к его «Принципам» . Идеи, которые были ясны в ранней и краткой версии, позже превратились в безвестность». [24]
является широко признанным и периодически переиздаваемым названием, Несмотря на то, что «Бедность философии» она не считается одним из фундаментальных произведений марксистской мысли, о чем свидетельствует ее отсутствие в двух томах « Карл Маркс: Избранные сочинения», опубликованных одновременно в нескольких странах в 1930-х годах под эгидой института Маркса -Энгельса-Ленина . Московского [25]
Новый перевод произведения появился одновременно с выходом в свет шестого тома совместного советско-британско-американского издания « Собрание сочинений Маркса-Энгельса» в 1975 году. [26]
«Poverty of Philosophy» — название песни рэпера Immortal Technique .
Название упоминается в книге Карла Поппера 1957 года « Бедность историзма ».
Сноски
[ редактировать ]- ^ Пол Томас, Маркс и анархисты . Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1980; стр. 176.
- ^ Томас, Маркс и анархисты , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б с д Томас, Маркс и анархисты, стр. 179.
- ^ Томас, Маркс и анархисты , стр. 179–180.
- ^ Jump up to: а б Томас, Маркс и анархисты , стр. 191.
- ^ Jump up to: а б с Томас, Маркс и анархисты , стр. 192.
- ^ Jump up to: а б Томас, Маркс и анархисты , стр. 197–198.
- ^ Томас, Маркс и анархисты , стр. 201.
- ^ Jump up to: а б с Томас, Маркс и анархисты , стр. 205.
- ^ Томас, Маркс и анархисты , стр. 206.
- ^ Jump up to: а б с д Вера Морозова, «Вводная записка к бедности философии», Собрание сочинений Маркса-Энгельса: Том 6, Маркс и Энгельс, 1845–1848 . Нью-Йорк: Международные издательства, 1976; стр. 672.
- ^ Jump up to: а б с Морозова, «Вступительная записка», с. 673.
- ^ Jump up to: а б с Морозова, «Вступительная записка», с. 674.
- ^ Карл Маркс, Бедность философии, в Собрании сочинений Маркса-Энгельса: Том 6: Маркс и Энгельс, 1845–1848 . Нью-Йорк: Международные издательства, 1976; стр. 109.
- ^ Гарри Квелч, «Введение» в Карла Маркса, «Бедность философии» . Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания, без даты [1910]; стр. 5.
- ^ Бедность философии , Глава 1, 2.
- ^ Бедность философии , Глава 2, 1.
- ^ Бедность философии , Глава 2, 3.
- ^ Бедность философии , Глава 2, 5.
- ↑ Из романа «Жан Сиска» Санда (на французском языке) Борьба или смерть, кровожадная борьба или небытие. Вот как бесспорно ставится вопрос.
- ^ Бедность философии , Приложение, 2.
- ^ Вера Морозова, «Предисловие» к Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, Собрание сочинений Маркса-Энгельса: Том 6: Маркс и Энгельс, 1845–1848 . Нью-Йорк: Международные издательства, 1976; стр. XVIII.
- ^ Седерлёф, Густав (2023). Противоречие с низким уровнем выбросов углерода: энергетический переход, геополитика и инфраструктурное государство на Кубе . Критическая среда: природа, наука и политика. Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-39313-4 .
- ^ Jump up to: а б Джоан Робинсон, «Бедность философии Карла Маркса», [обзор] Economic Journal, vol. 66, нет. 262 (июнь 1956 г.), стр. 334–335. В JSTOR .
- ^ Для американского издания: В. Адоратский (ред.), Карл Маркс: Избранные труды: В двух томах. Нью-Йорк: Международные издательства, 1933–34.
- ^ Карл Маркс, Бедность философии, в Собрании сочинений Маркса-Энгельса: Том 6: Маркс и Энгельс, 1845–1848 . Нью-Йорк: Международные издательства, 1976; стр. 105–212.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст «Философия бедности» на английском языке (формат HTML)
- Текст на английском языке «Бедность философии» (формат HTML)
- Текст на английском языке «Бедность философии» (формат PDF)
- Нищета философии, французский текст
- Misery of Philosophy Оригинальное издание (на французском языке), отсканированное
- Бедность философии (перевод Гарри Квелча) в Google Книгах