Jump to content

Теоретик (марксизм)

Карл Маркс в 1861 году

В марксизме теоретик общества — это человек, который наблюдает и пишет о состоянии или динамике , истории или экономики , основные принципы марксистского социализма используя в анализе .

Вывод термина

[ редактировать ]

Термин «теоретик», используемый Марксом, первоначально имел гораздо более конкретное значение, когда теоретик очень тесно связан с рабочим классом и является частью рабочего класса, разъясняющей его борьбу и выражающей его интересы. В «Бедности философии» (1847 г.) [1] Маркс отмечает, что «так же, как экономисты » — имея в виду классических политических экономистов — «являются научными представителями класса буржуазии, так социалисты и коммунисты являются теоретиками пролетарского класса». Другими словами, они являются партизанскими мыслителями на стороне рабочего класса.

Когда капитализм был относительно незрелым, а борьба рабочего класса неразвитой, их мышление принимало утопические формы, и они «импровизировали системы и отправлялись на поиски регенеративных форм». Однако по мере взросления капитализма и развития самостоятельной классовой борьбы пролетариата «им остается только замечать то, что происходит у них на глазах, и становиться его рупором». Как только они поймут, что бедность — это не просто бедность, но что у нее есть «революционная, подрывная сторона, которая свергнет старое общество», наука — коммунистическое мышление, в той мере, в какой оно включает в себя эту подрывную сторону — «перестанет быть доктринерством и стал революционным».

Маркс противопоставлял эту научную, партийную роль пролетарских теоретиков поверхностному нейтралитету Прудона, который пытался подняться как над политической экономией, так и над коммунизмом:

«Он хочет как человек науки возвыситься над буржуазией и пролетариями; он всего лишь мелкий буржуа, постоянно мечущийся взад и вперед между капиталом и трудом, политической экономией и коммунизмом».

В Манифесте Коммунистическом [2] Маркс и Энгельс уже не говорят о коммунистах просто как о теоретиках, а подчеркивают, что это одна сторона их деятельности:

«Таким образом, коммунисты, с одной стороны, практически самая передовая и решительная часть рабочего класса партии каждой страны, та часть, которая продвигает вперед все остальные; с другой стороны, теоретически у них более огромная масса пролетариата имеет явное преимущество понимание направления движения, условий и конечные общие итоги пролетарского движения».

В той мере, в какой они являются теоретиками, они являются «теоретиками-практиками», не абстрактно анализирующими общество в целом или какую-то его сторону, а посвященными пониманию и разъяснению «линии движения» пролетарского движения. Именно такую ​​задачу поставили перед собой Маркс и Энгельс, выдающиеся теоретики марксизма.

Так, в обзоре « Капитала» , жизненного труда Маркса, который Энгельс написал для « Рейнской газеты» , [3] он подчеркнул ее важность для немецких социал-демократов, назвав «настоящую книгу их теоретической библией , арсеналом, из которого они возьмут свои самые убедительные аргументы». В других обзорах и переписке Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивают значение этой теоретической работы для вооружения рабочего класса.

Маркс и Энгельс, напротив, крайне настороженно относились к роли тех, кого можно назвать «профессиональными теоретиками», какими бы образованными они ни были, которые были лишь поверхностно знакомы с их теорией и не были связаны с борьбой рабочего класса. Так, мы видим, как Маркс писал Зорге в октябре 1877 года: [4] после слияния немецких социал-демократов с лассальянцами, жалуясь на повторное введение в движение утопического социализма («который мы в течение десятков лет с таким трудом и трудом вычищали из голов немецких рабочих») « целая шайка полузрелых студентов и сверхмудрых врачей, желающих придать социализму «высшую идеальную» направленность, т. е. заменить его материалистическую основу (требующую серьезного объективного изучения от всякого, кто пытается ее использовать) на современная мифология с ее богинями Справедливости, Свободы, Равенства и Братства». Поскольку их влияние сохранялось, Энгельс заметил в том же духе:

«мы... совсем прекратили всякое общение с людьми, которые хотят пронести в партию эту ерунду и этих ерундучей... Скоро пора будет выступить против человеколюбивых типов из верхушки и низшего среднего класса, студентов и профессоров» которые проникают в немецкую партию и хотят разбавить классовую борьбу пролетариата против его угнетателей во всеобщую человеческую братскую организацию» (Энгельс Беккеру, 8 сентября 1879 г. [5] )

Менее лаконично Маркс и Энгельс разъяснили свою позицию лидерам партии:

«Это неизбежное явление, укорененное в ходе развития, что люди из того, что до сих пор было правящими классами, также должны присоединиться к воинствующему пролетариату и внести в него культурные элементы. Мы ясно заявили об этом в [Коммунистическом] Манифесте. Но здесь следует отметить два момента:

Во-первых, чтобы быть полезными пролетарскому движению, эти люди должны привнести в него и настоящие культурные элементы. Но с подавляющим большинством новообращенных немецких буржуа обстоит иначе. ... точек зрения у этих господ примерно столько же, сколько голов; вместо того, чтобы внести ясность в один-единственный случай, они лишь вызвали отчаянное замешательство – к счастью, почти исключительно между собой. Партия вполне может обойтись без культурных элементов, первый принцип которых состоит в том, чтобы учить тому, чему они не научились.

Во-вторых. Если такого рода люди из других классов присоединяются к пролетарскому движению, то первое условие состоит в том, чтобы они не принесли с собой остатков буржуазных, мелкобуржуазных и т. д. предрассудков, а всецело встали на пролетарскую точку зрения. Но эти господа, как доказано, напичканы и напичканы буржуазными и мелкобуржуазными идеями».(«Циркулярное письмо», 17–18 сентября 1879 г. [6] )

Известные теоретики марксизма

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Карл Маркс, Бедность философии, International Publishers, Нью-Йорк, 1992, стр. 92ff.
  2. ^ Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Избранные сочинения, том первый, Издательство «Прогресс», Москва, 1983, стр. 120.
  3. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Собрание сочинений, том 20, Издательство «Прогресс», Москва, 1985, стр. 210.
  4. ^ Карл Маркс и Фредерик Энгельс, Письма американцам, международные издательства, 1969, стр. 116-117.
  5. ^ Карл Маркс и Фридрих Энгельс, О реформизме, Издательство «Прогресс», Москва, 1984, стр. 244.
  6. ^ О реформизме, стр. 263-4.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f74f98b1aa8878437aca47170cf82b58__1673842200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/58/f74f98b1aa8878437aca47170cf82b58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theoretician (Marxism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)