Теоретик (марксизм)

В марксизме теоретик общества — это человек, который наблюдает и пишет о состоянии или динамике , истории или экономики , основные принципы марксистского социализма используя в анализе .
Вывод термина
[ редактировать ]Термин «теоретик», используемый Марксом, первоначально имел гораздо более конкретное значение, когда теоретик очень тесно связан с рабочим классом и является частью рабочего класса, разъясняющей его борьбу и выражающей его интересы. В «Бедности философии» (1847 г.) [1] Маркс отмечает, что «так же, как экономисты » — имея в виду классических политических экономистов — «являются научными представителями класса буржуазии, так социалисты и коммунисты являются теоретиками пролетарского класса». Другими словами, они являются партизанскими мыслителями на стороне рабочего класса.
Когда капитализм был относительно незрелым, а борьба рабочего класса неразвитой, их мышление принимало утопические формы, и они «импровизировали системы и отправлялись на поиски регенеративных форм». Однако по мере взросления капитализма и развития самостоятельной классовой борьбы пролетариата «им остается только замечать то, что происходит у них на глазах, и становиться его рупором». Как только они поймут, что бедность — это не просто бедность, но что у нее есть «революционная, подрывная сторона, которая свергнет старое общество», наука — коммунистическое мышление, в той мере, в какой оно включает в себя эту подрывную сторону — «перестанет быть доктринерством и стал революционным».
Маркс противопоставлял эту научную, партийную роль пролетарских теоретиков поверхностному нейтралитету Прудона, который пытался подняться как над политической экономией, так и над коммунизмом:
«Он хочет как человек науки возвыситься над буржуазией и пролетариями; он всего лишь мелкий буржуа, постоянно мечущийся взад и вперед между капиталом и трудом, политической экономией и коммунизмом».
В Манифесте Коммунистическом [2] Маркс и Энгельс уже не говорят о коммунистах просто как о теоретиках, а подчеркивают, что это одна сторона их деятельности:
«Таким образом, коммунисты, с одной стороны, практически самая передовая и решительная часть рабочего класса партии каждой страны, та часть, которая продвигает вперед все остальные; с другой стороны, теоретически у них более огромная масса пролетариата имеет явное преимущество понимание направления движения, условий и конечные общие итоги пролетарского движения».
В той мере, в какой они являются теоретиками, они являются «теоретиками-практиками», не абстрактно анализирующими общество в целом или какую-то его сторону, а посвященными пониманию и разъяснению «линии движения» пролетарского движения. Именно такую задачу поставили перед собой Маркс и Энгельс, выдающиеся теоретики марксизма.
Так, в обзоре « Капитала» , жизненного труда Маркса, который Энгельс написал для « Рейнской газеты» , [3] он подчеркнул ее важность для немецких социал-демократов, назвав «настоящую книгу их теоретической библией , арсеналом, из которого они возьмут свои самые убедительные аргументы». В других обзорах и переписке Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивают значение этой теоретической работы для вооружения рабочего класса.
Маркс и Энгельс, напротив, крайне настороженно относились к роли тех, кого можно назвать «профессиональными теоретиками», какими бы образованными они ни были, которые были лишь поверхностно знакомы с их теорией и не были связаны с борьбой рабочего класса. Так, мы видим, как Маркс писал Зорге в октябре 1877 года: [4] после слияния немецких социал-демократов с лассальянцами, жалуясь на повторное введение в движение утопического социализма («который мы в течение десятков лет с таким трудом и трудом вычищали из голов немецких рабочих») « целая шайка полузрелых студентов и сверхмудрых врачей, желающих придать социализму «высшую идеальную» направленность, т. е. заменить его материалистическую основу (требующую серьезного объективного изучения от всякого, кто пытается ее использовать) на современная мифология с ее богинями Справедливости, Свободы, Равенства и Братства». Поскольку их влияние сохранялось, Энгельс заметил в том же духе:
«мы... совсем прекратили всякое общение с людьми, которые хотят пронести в партию эту ерунду и этих ерундучей... Скоро пора будет выступить против человеколюбивых типов из верхушки и низшего среднего класса, студентов и профессоров» которые проникают в немецкую партию и хотят разбавить классовую борьбу пролетариата против его угнетателей во всеобщую человеческую братскую организацию» (Энгельс Беккеру, 8 сентября 1879 г. [5] )
Менее лаконично Маркс и Энгельс разъяснили свою позицию лидерам партии:
«Это неизбежное явление, укорененное в ходе развития, что люди из того, что до сих пор было правящими классами, также должны присоединиться к воинствующему пролетариату и внести в него культурные элементы. Мы ясно заявили об этом в [Коммунистическом] Манифесте. Но здесь следует отметить два момента:
Во-первых, чтобы быть полезными пролетарскому движению, эти люди должны привнести в него и настоящие культурные элементы. Но с подавляющим большинством новообращенных немецких буржуа обстоит иначе. ... точек зрения у этих господ примерно столько же, сколько голов; вместо того, чтобы внести ясность в один-единственный случай, они лишь вызвали отчаянное замешательство – к счастью, почти исключительно между собой. Партия вполне может обойтись без культурных элементов, первый принцип которых состоит в том, чтобы учить тому, чему они не научились.
Во-вторых. Если такого рода люди из других классов присоединяются к пролетарскому движению, то первое условие состоит в том, чтобы они не принесли с собой остатков буржуазных, мелкобуржуазных и т. д. предрассудков, а всецело встали на пролетарскую точку зрения. Но эти господа, как доказано, напичканы и напичканы буржуазными и мелкобуржуазными идеями».(«Циркулярное письмо», 17–18 сентября 1879 г. [6] )
Известные теоретики марксизма
[ редактировать ]- Отто Бауэр
- Август Бабель
- Эдуард Бернштейн
- Амедео Бордига
- Николай Бухарин
- Морис Корнфорт
- Достопочтенный Дамен
- Гай Дебор
- Дэниел ДеЛеон
- Georgi Dimitrov
- Хэл Дрейпер
- Раджани Палме Датт
- Фридрих Энгельс
- Антонио Грамши
- Эрнесто «Че» Гевара
- Абимаэль Гузман
- Энвер Ходжа
- Эдвард Кардель
- Карл Каутский
- Карл Корш
- Антонио Лабриола
- Поль Лафарг
- Фердинанд Лассаль
- V.I. Lenin
- Карл Либкнехт
- Вильгельм Либкнехт
- Дьёрдь Лукач
- Роза Люксембург
- Это Цзэдун
- Карл Маркс
- Iulii Martov
- Пол Мэттик
- Франц Меринг
- Ибрагим Кайпаккая
- Антон Блины
- Александр Маленький
- Georgii Plekhanov
- Евгений Преображенский
- Давид Рязанов
- Иосиф Сталин
- Михаил Суслов
- Август Тальгеймер
- Пальмиро Тольятти
- Лев Троцкий
- Andrei Zhdanov
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карл Маркс, Бедность философии, International Publishers, Нью-Йорк, 1992, стр. 92ff.
- ^ Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Избранные сочинения, том первый, Издательство «Прогресс», Москва, 1983, стр. 120.
- ↑ Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Собрание сочинений, том 20, Издательство «Прогресс», Москва, 1985, стр. 210.
- ^ Карл Маркс и Фредерик Энгельс, Письма американцам, международные издательства, 1969, стр. 116-117.
- ^ Карл Маркс и Фридрих Энгельс, О реформизме, Издательство «Прогресс», Москва, 1984, стр. 244.
- ^ О реформизме, стр. 263-4.