Социальный империализм
Часть серии о |
Исследования империализма |
---|
![]() |
Часть серии о |
маоизм |
---|
![]() |
Как политический термин, социальный империализм — это политическая идеология людей, партий или наций, которые, по словам советского лидера Владимира Ленина , « социалисты на словах, империалисты на деле». [1] Некоторые ученые используют эту фразу для обозначения правительств, которые занимаются империализмом, призванным сохранить внутренний социальный мир.
использование Политическое
Термин «социальный империализм» — марксистское выражение, обычно используемое в уничижительной форме. Эта фраза впервые была использована в марксистских кругах во время дискуссий начала 20 века о позиции международного рабочего движения по отношению к надвигающейся европейской войне и особенно в отношении Социал-демократической партии Германии . [2] [3] В этом контексте он очень похож на термины «социал-шовинизм» и «социал-патриотизм» , но не является взаимозаменяемым .
В последующие десятилетия эта фраза наиболее значимо использовалась в маоистской критике Советского Союза . Мао Цзэдун утверждал, что Советский Союз сам стал империалистической державой, сохранив при этом социалистический фасад. [4] Албанский лидер и союзник Китая Энвер Ходжа Мао согласился с Мао в этом анализе, а затем использовал это выражение, чтобы также осудить теорию трех миров на фоне китайско-албанского раскола . [5]
использование Академическое
Этот термин также использовался левыми учеными, особенно в отношении современной истории Германии. В академических целях эта фраза обычно используется для описания правительств, которые занимаются империализмом, призванным сохранить внутренний социальный мир. Левый » немецкий историк Ганс-Ульрих Велер определил социальный империализм как «отвлечение вовне внутренних напряжений и сил перемен с целью сохранить социальный и политический статус-кво» и как «защитную идеологию», призванную противостоять «подрывному влияние индустриализации на социальную и экономическую структуру Германии». [6] По мнению Велера, социал-империализм был средством, позволяющим правительству Германии отвлечь внимание общественности от внутренних проблем и сохранить существующий социальный и политический порядок. [7] Велер утверждал, что доминирующие элиты использовали социальный империализм как клей, чтобы скрепить раздробленное общество и сохранить общественную поддержку социального статус-кво . [7] Велер утверждал, что колониальная политика Германии в 1880-х годах была первым примером социального империализма в действии, за ней последовал план Тирпица по расширению немецкого военно-морского флота, начиная с 1897 года. [7] С этой точки зрения такие группы, как Колониальное общество и Военно-морская лига, рассматриваются правительством как инструменты мобилизации общественной поддержки. [7] Требования аннексии большей части Европы и Африки в Первой мировой войне рассматриваются Велером как вершина социального империализма. [7]
Британский -марксист историк Джефф Эли утверждает, что в теории социального империализма Велера есть три недостатка. Во-первых, Велер приписывает таким лидерам, как адмирал Альфред фон Тирпиц и принц Бернхард фон Бюлов, большую дальновидность, чем та, которой они обладали на самом деле. [8] Во-вторых, многие из правых групп давления, которые защищали империалистическую политику в отношении Германии, не были творениями правительства и фактически часто требовали гораздо более агрессивной политики, чем та, которую правительство было готово провести. [9] В-третьих, многие из этих империалистических лоббистских групп требовали политики политических и социальных реформ внутри страны, в дополнение к империализму за рубежом. [9] Эли утверждал, что при размышлении о социальном империализме требуется более широкая картина с взаимодействием сверху и снизу, а также более широкий взгляд на отношения между империализмом за рубежом и внутренней политикой. [9]
Одним из наиболее заметных применений концепции социального империализма был британский историк-марксист Тимоти Мейсон, который утверждал, что Вторая мировая война была вызвана социальным империализмом. По мнению Мэйсона, внешняя политика Германии определялась внутриполитическими соображениями, а начало Второй мировой войны в 1939 году лучше всего понимать как «варварский вариант социального империализма». [10] Мейсон утверждал, что «нацистская Германия всегда в какое-то время была склонна к крупной экспансионистской войне». [11] Однако Мейсон утверждает, что время начала такой войны было определено внутриполитическим давлением, особенно в связи с экономическим кризисом. [12] По мнению Мэйсона, к 1939 году «перегрев» немецкой экономики, вызванный перевооружением, провал различных планов перевооружения, вызванный нехваткой квалифицированных рабочих, промышленные волнения, вызванные провалом немецкой социальной политики, и резкое падение уровня жизни Стандарты немецкого рабочего класса вынудили Гитлера начать войну в то время и в месте, которые он не выбирал. [13] Мейсон утверждал, что, столкнувшись с глубоким социально-экономическим кризисом, нацистское руководство решило приступить к безжалостной внешней политике «разбить и захватить» по захвату территорий в Восточной Европе, которые можно было безжалостно грабить для поддержания уровня жизни в Германии. [14] Мейсон описал внешнюю политику Германии как движимую оппортунистическим синдромом «следующей жертвы» после аншлюса , при котором «беспорядочность агрессивных намерений» подпитывалась каждым успешным внешнеполитическим шагом. [15] По мнению Мейсона, решение подписать германо-советский пакт о ненападении и напасть на Польшу, рискуя тем самым начать войну с Великобританией и Францией, было отказом Гитлера от своей внешнеполитической программы, изложенной в «Майн кампф» и «Цвайтс». Буха , и была навязана ему необходимостью захвата и разграбления территорий за границей, чтобы предотвратить крах немецкой экономики. [13] Теория Мэйсона о Второй мировой войне как акте социального империализма и внезапном «бегстве к войне» в 1939 году должна была вовлечь его в 1980-е годы в дебаты с британским историком Ричардом Овери .
См. также [ править ]
- Цивилизаторская миссия - предполагаемое обоснование или оправдание колониализма.
- Просвещенный абсолютизм - Политическая философия
- Красное промывание – использование недостоверной левой риторики ради выгоды.
- Социал-фашизм - коммунистический термин для обозначения социал-демократии в начале 1930-х годов.
- Советская империя - срок советской внешней политики до 1989 года.
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Ленин В.И., (1917), Империализм, высшая стадия капитализма, Часть IX. Критика империализма» .
- ^ «Люксембург Р. (1915), «Восстановление Интернационала» » . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ «Ленин В.И., (1915), «Проект резолюции левых делегатов на Международной социалистической конференции в Циммервальде» » . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ «Мао, (1964), «О фальшивом коммунизме Хрущева и его исторических уроках для мира» » . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ «Ходжа, Э. (1979), «Империализм и революция: теория «трех миров»: контрреволюционная шовинистская теория» » . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ Эли, Джефф «Социальный империализм», страницы 925–926 из «Современной Германии» , том 2, Нью-Йорк, Garland Publishing, 1998, страница 925.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Эли, Джефф «Социальный империализм», страницы 925–926, из «Современной Германии» , том 2, Нью-Йорк, Garland Publishing, 1998, страница 925.
- ^ Эли, Джефф «Социальный империализм», страницы 925–926 из «Современной Германии» , том 2, Нью-Йорк, Garland Publishing, 1998, страницы 925–926.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эли, Джефф «Социальный империализм», страницы 925–926, из «Современной Германии» , том 2, Нью-Йорк, Garland Publishing, 1998, стр. 926.
- ^ Кайлис, Фашистская идеология Аристотеля , Лондон: Routledge, 2000, стр. 7.
- ^ Кайлис, Фашистская идеология Аристотеля , Лондон: Routledge, 2000, стр. 165.
- ^ Кайлис, Фашистская идеология Аристотеля , Лондон: Routledge, 2000, стр. 165.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кайлис, Фашистская идеология Аристотеля , Лондон: Routledge, 2000, страницы 165–166.
- ^ Кайлис, Фашистская идеология Аристотеля , Лондон: Routledge, 2000, стр. 166.
- ^ Кайлис, Фашистская идеология Аристотеля , Лондон: Routledge, 2000, стр. 151.
Источники [ править ]
- Авалоне, Пол В. Рост социального империализма в Социалистической партии Германии, 1890–1914 гг., Университет Висконсина, 1975 г.
- Эли, Джефф «Определение социального империализма: использование идеи и злоупотребление ею», страницы 269–290 из журнала «Социальная история» , том 1, 1976.
- Эли, Джефф «Социальный империализм в Германии: реформистский синтез или реакционная ловкость рук?» из «От объединения к нацизму» , Лондон: Allen & Unwin, 1986.
- Эли, Джефф «Социальный империализм», страницы 925–926, из тома 2 «Современная Германия» , Нью-Йорк, Garland Publishing, 1998.
- Мейсон, Тимоти и Овери, Ричард «Дебаты: Германия, `внутренний кризис и война в 1939 году': комментарий», стр. 205–221 из журнала « Прошлое и настоящее» , том 122, 1989 г., перепечатано как «Дебаты: Германия, «внутренний кризис» и война». в 1939 году» из «Истоков Второй мировой войны» под редакцией Патрика Финни, Эдварда Арнольда: Лондон, Великобритания, 1997, ISBN 0-340-67640-X .
- Солти, Ингар «Социальный империализм как трансформизм: полиэкономическое исследование прогрессивной эпохи, Закона о Федеральной резервной системе и вступления США в Первую мировую войну, 1890–1917», страницы 91–121 из книги «Воинственные затруднения 1914: Великая война». как глобальная война под редакцией Максимилиана Лакича и др., Цюрих, LIT, 2015.
- Велер, Ганс-Ульрих Бисмарк и империализм , Кельн: Kiepenheuer & Witsch, 1969.
- Велер, Ганс-Ульрих «Империализм Бисмарка», страницы 119–115 из «Прошлого и настоящего» , том 48, 1970.
- Велер, Ганс-Ульрих «Промышленный рост и ранний немецкий империализм» из «Исследований по теории империализма» под редакцией Роджера Оуэна и Боба Сатклиффа, Лондон: Лонгман, 1972.