План Тирпица

адмирала Альфреда фон Тирпица План по достижению Германией статуса мировой державы посредством военно-морской мощи, одновременно решая внутренние проблемы, называется « Планом Тирпица» . В политическом плане план Тирпица был отмечен Законами о флоте 1898, 1900, 1908 и 1912 годов. К 1914 году они предоставили Германии вторую по величине военно-морскую силу в мире (примерно на 40% меньше, чем Королевский флот ). В его состав входили семнадцать современных дредноутов , пять линейных крейсеров , двадцать пять крейсеров до дредноутов и двадцать линкоров , а также более сорока подводных лодок . Хотя программа расширения включала в себя довольно нереалистичные цели, она была достаточной, чтобы встревожить британцев, начав дорогостоящую гонку военно-морских вооружений и подтолкнув британцев к более тесным связям с французами. [ 1 ]
Тирпиц разработал «Теорию риска», согласно которой, если Императорский флот Германии достигнет определенного уровня силы по сравнению с Королевским флотом Великобритании , британцы попытаются избежать конфронтации с Германией (то есть сохранить флот ). Если бы два флота вступили в бой, немецкий флот нанес бы британцам достаточный урон, и последние рисковали бы потерять свое военно-морское господство. Поскольку британцы полагались на свой военно-морской флот для сохранения контроля над Британской империей , Тирпиц чувствовал, что они предпочтут сохранить военно-морское превосходство, чтобы защитить свою империю, и позволить Германии стать мировой державой, а не потерять империю в качестве цены за сохранение Германии. менее мощный. Эта теория спровоцировала гонку военно-морских вооружений между Германией и Великобританией в первом десятилетии 20-го века.
Эта теория основывалась на предположении, что Великобритании придется направить свой флот в Немецкую бухту для тесной блокады портов (блокада Германии была единственным способом, которым Королевский флот мог серьезно навредить Германии), где германский флот мог бы форсировать битва. Однако в силу географического положения Германии Великобритания могла применить дистанционную блокаду, закрыв вход в Северное море через Ла-Манш и район между Бергеном и Шетландскими островами . Столкнувшись с таким вариантом, немецкий адмирал прокомментировал: «Если британцы сделают это, роль нашего военно-морского флота будет печальной», правильно предсказав роль надводного флота во время Первой мировой войны .
Кроме того, план учитывал внутриполитические проблемы, в основном сохранение политического статус-кво и борьбу с подъемом социал-демократов. Тирпиц считал, что развитие морской мощи будет способствовать экономическим интересам Германии и, таким образом, послужит «паллиативом против образованных и необразованных социал-демократов». [ 2 ] В то время как канцлер Бернхард фон Бюлов писал, что план «мобилизует лучшие патриотические силы» и «обратится к высшим национальным эмоциям», что, в свою очередь, «удержит несоциалистических рабочих от социал-демократии» и оттянет рабочих от « ловушки социалистов и приучить его к монархическому порядку». [ 3 ]
Политически и стратегически теория риска Тирпица обеспечила себе провал. По самой своей природе оно вынудило Великобританию пойти на меры, которые ранее были неприемлемы для британского истеблишмента. Необходимость сосредоточить флот против немецкой угрозы потребовала от Великобритании заключения соглашений с другими державами, которые позволили ей вернуть большую часть своих военно-морских сил в Хоум-Уотерс . Первое свидетельство этого можно увидеть в англо-японском договоре 1902 года, который позволил линкорам Китайской эскадры быть перераспределенным обратно в Европу. Японский флот, в основном построенный на британских верфях, затем приступил к полному уничтожению российского флота в войне 1904–06 годов, устранив Россию как надежного морского противника. Необходимость сокращения Средиземноморского флота для усиления военно-морского флота в своих водах также оказала мощное влияние на разрядку и сердечное согласие с французами. Вынудив британцев прийти к соглашению со своим наиболее традиционным противником, Тирпиц разрушил свою собственную политику. Британия больше не подвергалась «риску» со стороны Франции, а уничтожение Японией российского флота устранило эту страну как военно-морскую угрозу. В течение нескольких лет Германия столкнулась с практически всеми силами Королевского флота, развернутыми против ее собственного флота, а Великобритания присоединилась к своему списку потенциальных врагов. «Теория риска» Тирпица делала более вероятным, что в любом будущем конфликте между европейскими державами Британия окажется на стороне врагов Германии и что все силы самого мощного военно-морского флота в мире будут сосредоточены против ее флота. .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берган, Волкер Р. (1971). План Тирпица: возникновение и распад внутренней кризисной стратегии при Вильгельме II (на немецком языке). Дюссельдорф: Дросте Верлаг. ISBN 3-7700-0258-Х .
- Брезе, Франсуа Эммануэль (1998). План Тирпица 1897-1914: боевой флот Германии против Англии (на французском языке). Книжный магазин Индии. ISBN 978-2905455215 .
- Эпкенханс, Майкл. Тирпиц: архитектор немецкого флота открытого моря (2008 г.)
- Хобсон, Рольф (2002). Империализм на море: военно-морская стратегическая мысль, идеология морской мощи и план Тирпица, 1875-1914 гг . Исследования по истории Центральной Европы. Академический паб «Брилл». ISBN 978-0391041059 .
- Келли, Патрик Дж. Тирпиц и Императорский флот Германии (2011)
- Кеннеди, Пол. Взлет и падение британского военно-морского мастерства (1983). стр. 205–38.
- Оливье, Дэвид Х. (2004). Немецкая военно-морская стратегия, 1856-1888: предшественники Тирпица . Серия Касс: Военно-морская политика и история. Том. 25. Рутледж. ISBN 978-0714655536 .
- Селигманн, Мэтью С. (2012). Королевский флот и немецкая угроза 1901-1914: планы Адмиралтейства по защите британской торговли в войне против Германии . Исследования по истории Центральной Европы. США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199574032 .