Реформа мышления в Китае
Часть серии о |
маоизм |
---|
![]() |
Реформа мышления в Китае ( китайский : 思想改造 ; пиньинь : sīxiǎng gǎizào ), также известная как идеологическая перестройка или идеологическая реформа , была кампанией Коммунистической партии Китая (КПК) по реформированию мышления китайских граждан, чтобы они приняли марксизм-ленинизм и Мао. Мысль Цзэдуна ( маоизм ) с 1951 по 1952 год. [1] Используемые методы включали идеологическую обработку, « сеансы борьбы », пропаганду , критику и самокритику , а также множество других методов. [2]
Терминология
[ редактировать ]Китайский термин sīxing gǎizào (思想改造, букв. «реформа мышления») «идеологическое переформирование» состоит из слов sīxing ( 思想 ) «мысль; мышление; идея; идеология» и gώizào 改造 «трансформировать; реформировать; переделывать; переделывать; исправлять». . [3] : 893, 893, 284
Родственный термин sīxiǎng gōngzuò (思想工作, букв. «мысленная работа»; также переводится как мыслительная работа или мыслительная работа) «идеологическое образование», с gōngzuò ( 工作 ) «работа; работа». [4] [3] : 893, 311 В современном использовании КПК сиксианг гунцзуо «мыслительная работа» является более неприметным термином для сисианг гуизао «реформа мышления». [5]
История
[ редактировать ]Движение за реформу мышления впервые началось в сентябре 1951 года после выступления премьер-министра Чжоу Эньлая, призывающего интеллектуалов реформировать свое мышление. Газета People's Daily призвала преподавателей и сотрудников колледжей «вооружиться мыслью о марксизме-ленинизме» и «отбросить вульгарные взгляды индивидуализма и либерализма, а также культурную мысль европейско-американской реакционной буржуазии ». [6] : 275
Интеллектуалов, обучавшихся за границей, заставляли признаться в своей роли «осуществителей империалистического культурного вторжения», а писателям по всей стране было приказано изучать лекции Мао на « Беседе о литературе и искусстве на Яньаньском форуме » и заниматься самодеятельностью. -критика. Во время движения многие школьные программы были реструктурированы: естествознание и техника адаптировали советские модели, а курсы, считавшиеся «псевдобуржуазными», такие как социология, политология и экономика, были отменены. [6] : 275
Кампании «Три анти» и «Пять анти»
[ редактировать ]Движение за реформу мышления закончилось к 1952 году и слилось с кампаниями «Три-анти» и «Пять-анти» 1951–1952 годов. КПК В результате Центральный отдел пропаганды взял идеологический контроль над культурной и образовательной системами Китая. [6] : 275
По словам Роберта Джея Лифтона , программа реформирования мышления КПК стала одной из самых мощных попыток пропаганды, когда-либо предпринятых, и включала навязанные доктрины, идеологические чистки и движения массового обращения, проводимые организованным и всеобъемлющим образом. [7] [ название отсутствует ] Программа реформы мышления применялась в университетах, школах, специальных «революционных колледжах», тюрьмах, на предприятиях, в государственных учреждениях и крестьянских организациях. Это принесло значительные личные потрясения пострадавшим. [7] [ название отсутствует ]
«Новый социалистический человек»
[ редактировать ]Согласно тезису Теодора Чена 1969 года, важной концепцией реформы мышления является концепция «нового социалистического человека», основанная на идее о том, что коммунистическая революция основана на «новых людях с новым умом, новыми идеями, новыми эмоциями и новыми идеями». отношения». Таким образом, прежде чем новый образ жизни сможет восторжествовать, старый должен быть отменен. В Китае и старое, и новое поколения должны были быть переформированы в соответствии с коммунистической идеологией, поэтому создание и переделка «новых людей» стало фундаментальной задачей коммунистической революции и главной целью образования. [8]
Чэнь сообщает, что КПК отбирала «образцовых граждан» из разных слоев общества, включая рабочих, крестьян, женщин и молодежь, для популяризации атрибутов этой концепции. [8] Теодор Чен пишет, что из добродетелей, выдвигаемых в идеологической обработке и пропаганде, а также из различных «моделей», выбранных для продвижения желаемого поведения, можно различить несколько основных характеристик образцового человека, представленного коммунистическими планировщиками. К ним относятся: абсолютная самоотверженность; подчинение Коммунистической партии; классовое сознание; идеологическое исследование; участие в труде и производстве; универсальность; и быть «красным экспертом». [8]
Китайское представление о «новом человеке» испытало значительное влияние своего советского предшественника. [9] В психологии это было связано с теорией высшей нервной деятельности Ивана Павлова и методом обусловленности, которые были подхвачены китайскими революционерами, обещая возможность создания «нового человека». [10]
Реформа мышления интеллектуалов
[ редактировать ]По словам Лифтона, проект реформы мышления китайских интеллектуалов является показательным для общенациональной программы. Наиболее интенсивные программы реформирования мышления для интеллектуалов проводились в «революционных колледжах», созданных по всему Китаю сразу после коммунистической революции . Они были наиболее активны между 1948 и 1952 годами, когда они представляли собой идеологическое ядро всего движения за реформу мышления и крайнюю модель реформаторских усилий среди населения. [11]
См. также
[ редактировать ]- Культурная революция
- Инженеры человеческой души , сталинская концепция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лифтон, Роберт Джей (1953). Реформа мышления и психология тотализма: исследование «промывания мозгов» в Китае . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 978-0-8078-8288-7 . OCLC 769189698 .
- ^ Уильямс, Филип Ф.; Ву, Йенна (2004). Великая стена заключения: китайский тюремный лагерь через современную художественную литературу и репортаж (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета . п. 6. ISBN 978-0-520-22779-8 . JSTOR 10.1525/j.ctt1pnrnr .
- ^ Перейти обратно: а б ДеФрэнсис, Джон (2003). Китайско-английский большой словарь ABC . Гонолулу: Гавайский университет Press . ISBN 0-8248-2766-Х . OCLC 51607147 .
- ^ Брэди, Энн-Мари (2008). Маркетинговая диктатура: пропаганда и мыслительная работа в современном Китае . Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-0-7425-4057-6 . OCLC 968245349 .
- ^ Бислев, Ане; Тёгерсен, Стиг (2012). Организация сельского Китая, Организация сельского Китая . Лексингтонские книги. стр. 53. ISBN 978-0-7391-7009-0 . OCLC 802495081 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фу, Чжэнъюань (1993). Автократическая традиция и китайская политика . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-44228-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Лифтон (1962), с. 4-5.
- ^ Перейти обратно: а б с Чен, Теодор Си-эн (1969). «Новый социалистический человек». Сравнительный обзор образования . 13 (1): 88–95. дои : 10.1086/445389 . ISSN 0010-4086 . JSTOR 1186949 . S2CID 145116780 .
- ^ Ченг, Инхун (2009). Создание «нового человека»: от идеалов Просвещения к социалистическим реалиям . Гавайский университет Press . ISBN 978-0-8248-3074-8 . JSTOR j.ctt6wqzq7 .
- ^ Гао, Чжипенг (март 2015 г.). «Павловианство в Китае: политика и дифференциация научных дисциплин в маоистскую эпоху» . История науки . 53 (1): 57–85. дои : 10.1177/0073275314567436 . HDL : 10315/33009 . ISSN 0073-2753 . S2CID 146989176 .
- ^ Лифтон, Роберт Дж. (ноябрь 1956 г.). «Реформа мышления китайских интеллектуалов: психиатрическая оценка». Журнал азиатских исследований . 16 (1): 75–88. дои : 10.2307/2941547 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 2941547 . S2CID 144589833 .