Jump to content

Роберт Джей Лифтон

Роберт Джей Лифтон
Лифт 2000 года.
Рожденный ( 1926-05-16 ) 16 мая 1926 г. (98 лет)
Альма-матер Корнелльский университет
Нью-Йоркский медицинский колледж
Известный Автор книги «Реформа мышления и психология тотализма» ; Смерть при жизни: Выжившие в Хиросиме ; Нацистские врачи: медицинские убийства и психология геноцида
Научная карьера
Поля психиатрия , психоистория , контроль сознания , реформа мышления
Учреждения Вашингтонская школа психиатрии
Гарвардский университет
Колледж уголовного правосудия Джона Джея
Йельский университет

Роберт Джей Лифтон (родился 16 мая 1926 г.) - американский психиатр и писатель, известный главным образом своими исследованиями психологических причин и последствий войн и политического насилия, а также своей теорией реформы мышления. Он был одним из первых сторонников методов психоистории .

Биография [ править ]

Лифтон родился в 1926 году в Бруклине, штат Нью-Йорк , в семье бизнесмена Гарольда А. Лифтона и Сиэля Лифтона, урожденной Рот. В 1942 году он поступил в Корнеллский университет в возрасте 16 лет. В 1944 году он поступил в Нью-Йоркский медицинский колледж , который окончил в 1948 году. [1] Он стажировался в Еврейской больнице Бруклина в 1948–49. В 1949–51 годах он проходил стажировку по психиатрической резиденции в Медицинском центре Даунстейт в Бруклине, Нью-Йорк.

С 1951 по 1953 год Лифтон работал психиатром ВВС в Японии и Корее, чему позже он объяснил свой интерес к войне и политике. С тех пор он работал преподавателем и исследователем в Вашингтонской школе психиатрии, Гарвардском университете и Колледже уголовного правосудия Джона Джея , где помог основать Центр изучения человеческого насилия.

В 1952 году он женился на детской писательнице Бетти Джин Киршнер , и у них родилось двое детей. Она умерла в Бостоне 19 ноября 2010 года от осложнений пневмонии . Лифтон сказал, что рисование карикатур — его призвание ; издал две книги юмористических мультфильмов о птицах .

Он является членом Collegium International , организации лидеров с политическим, научным и этическим опытом, целью которой является предоставление новых подходов в преодолении препятствий на пути к мирному, социально справедливому и экономически устойчивому миру. В 2012 году Лифтон был удостоен звания почетного доктора Новой школы . [2]

Группа Уэллфлита психоистории

В 1960-е годы Лифтон вместе со своим наставником Эриком Эриксоном и историком Брюсом Мазлишом из Массачусетского технологического института сформировал группу, которая применяла психологию и психоанализ к изучению истории. Встречи проводились в доме Лифтона в Уэллфлите, штат Массачусетс . Группа психоистории Уэллфлита, как ее стали называть, сосредоточилась в основном на психологических мотивах войны, терроризма и геноцида в новейшей истории. В 1965 году они получили спонсорскую поддержку от Американской академии искусств и наук, чтобы сделать психоисторию отдельной областью исследований. В 1975 году был опубликован сборник исследовательских работ группы: «Исследования в области психоистории: документы Уэллфлита» (см. Библиографию; Лифтон в качестве редактора). На работу Лифтона в этой области глубоко повлияли исследования Эриксона Гитлера и других политических деятелей, а также озабоченность Зигмунда Фрейда массовыми социальными последствиями глубоко укоренившихся влечений, особенно отношения к смерти. В число участников входят Эриксон, Лифтон и Кеннет Кенистон, составляющие «постоянное ядро» ежегодных собраний, а также Брюс Мазлиш, Норман Бирнбаум, Александр и Маргарет Мичерлих, Маргарет Бреннен, Питер Брукс, Роберт Коулз, Ллойд и Сюзанна Рудольф, Чарльз Строзье, Филип Рифф, Кай Эриксон, Бетти Джин Лифтон, Норман Мейлер, Ховард Зинн, Фредерик Вятт, Ноам Хомский, Ричард Сеннетт, Питер Гэй, Эшис Нэнди, Ричард Гудвин, Харви Кокс, Фрэнк Мануэль, Лео Маркс, Джонатан Шелл, Рауль Хилберг, Судхир Какар, Дэвид Деллинджер, Дэн Берриган, Венди Донигер, Кэти Карут, Дэвид Рисман, Стив Маркус, Ричард Барнет, Дэниел Эллсберг, Ричард Фальк, Хиллель Левин, Аарон Роланд и многие другие, пока компания не закрылась в 2015 году. [3] [4]

Исследования реформы мышления

Начиная с 1953 года Лифтон брал интервью у американских военнослужащих, бывших военнопленными (военнопленными) во время Корейской войны , а также у священников и студентов или учителей, находившихся в тюрьме в Китае после 1951 года. Помимо интервью с 25 американцами и Будучи европейцами, Лифтон взял интервью у 15 китайцев, которые бежали после того, как подверглись идеологической обработке в китайских университетах. [5]

Книга Лифтона 1961 года « Реформа мышления и психология тотализма : исследование «промывания мозгов» в Китае» , основанная на этом исследовании, представляла собой исследование методов принуждения, используемых в Китайской Народной Республике . Он описал этот процесс как «реформу мышления» или « промывание мозгов », хотя предпочитал первый термин. термин « клише, останавливающее мысли В этой книге был популяризирован ». Лифтон обнаружил, что после того, как военнопленные вернулись в Соединенные Штаты, их мышление вскоре вернулось в норму, вопреки популярному представлению о «промывании мозгов», приводящем к необратимым изменениям. [6] Репринтное издание 1989 года было опубликовано издательством University of North Carolina Press . [7]

переживших войну и Исследования людей , зверства

В нескольких его книгах рассказывается о психических адаптациях, которые люди совершали в экстремальных условиях военного времени: «Смерть при жизни: выжившие в Хиросиме» (1967), «Домой с войны: ветераны Вьетнама — ни жертвы, ни палачи» (1973) и «Нацистские врачи: медицинские убийства и Психология геноцида (1986). Что касается выживших в Хиросиме и Вьетнаме или нацистских преступников, Лифтон считал, что психическая фрагментация, от которой страдали его подданные, была крайней формой патологий, которые возникают в мирной жизни из-за давления и страхов современного общества.

Его исследования поведения людей, совершивших военные преступления , как индивидуально, так и в группах, пришли к выводу, что, хотя человеческая природа не является изначально жестокой и лишь редкие социопаты могут участвовать в злодеяниях, не испытывая длительного эмоционального вреда, такие преступления не требуют какой-либо необычной степени. личного зла или психического заболевания. Он говорит, что они почти наверняка произойдут при определенных условиях (случайных или намеренно организованных), которые Лифтон назвал «ситуациями, порождающими злодеяния». «Нацистские врачи» стали первым углубленным исследованием того, как медицинские работники рационализировали свое участие в Холокосте , от ранних этапов программы эвтаназии Т-4 до лагерей смерти .

В исследованиях Хиросимы и Вьетнама Лифтон также пришел к выводу, что чувство личностной дезинтеграции, которое испытали многие люди после того, как стали свидетелями массовых смертей и разрушений, может в конечном итоге привести к новой эмоциональной устойчивости, но без надлежащей поддержки и консультирования большинство выживших оставаться в ловушке чувства нереальности и вины. В своей автобиографии 2005 года « Моя жизнь до сих пор » Джейн Фонда описала работу Лифтона с ветеранами Вьетнама, а также работу его коллег-психиатров Леонарда Неффа , Хаима Шатана и Сары Хейли , как «неутомимую и чуткую». [8]

В 1975 году BBC адаптировала книгу Лифтона « Смерть при жизни» как 31-ю серию 11-го сезона своей программы «Горизонт» . Документальный фильм « Умереть, жить, выжившие в Хиросиме » был написан и снят Робертом Васом , а редактором выступил Питер Гудчайлд . Программа вышла в эфир 6 августа 1975 года. [9] В New York Times обзоре Джон Леонард написал: «Я не хотел смотреть это целый час. Я понял суть. Я с подозрением относился к образованным европейским голосам, переводящим слова выживших. Меня возмущала зловещая музыка. , беременные паузы, механическое чередование сцен современной Хиросимы в яростных, живых цветах с черно-белыми кадрами кинохроники 1945 года. Где был центр этой иронии и за чей счет мне не нравилось манипулировать своими эмоциями? грубыми сопоставлениями изуродованных женщин и манекенов из универмага с американскими париками, отсутствующих ушей и хоккейных выступлений, реки трупов и ночного бейсбола, я думал, что тонкости книги доктора Лифтона затенены нагромождением изображений. предназначено и гарантированно шокировать. Изувеченные тела выглядят одинаково, не так ли, в лагерях смерти, в Дрездене и при крушениях поездов? Что такого особенного в этом несчастном веке в Хиросиме?» [10]

Лифтон был одним из первых организаторов терапевтических дискуссионных групп по этой теме, в которых практикующие психиатры встречались лицом к лицу с ветеранами. Он и доктор Нефф успешно лоббировали включение посттравматического стрессового расстройства в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). Его книга о выживших в Хиросиме получила в 1969 году Национальную книжную премию в области науки . [11]

Теории тоталитаризма и изменчивого я « »

Тотализм , слово, которое он впервые использовал в «Реформе мышления» , — это термин Лифтона для характеристики идеологических движений и организаций, которые стремятся к полному контролю над человеческим поведением и мышлением. Использование Лифтона отличается от теорий тоталитаризма , поскольку его можно применить к идеологии групп, не обладающих государственной властью.

По мнению Лифтона, хотя такие попытки всегда терпят неудачу, они следуют общей схеме и наносят предсказуемые виды психологического ущерба отдельным людям и обществам. Он находит два общих мотива в тоталитарных движениях: страх и отрицание смерти, выливающиеся в насилие против групп козлов отпущения, которые представляют собой метафорическую угрозу выживанию, и реакционный страх перед социальными переменами.

В своих более поздних работах Лифтон сосредоточился на определении типа изменений, которым противостоит тотализм, для чего он ввел термин изменчивое « я» . В одноименной книге он утверждает, что развитие «подвижной и многогранной личности» является положительной тенденцией в современных обществах. Он сказал, что психическое здоровье теперь требует «непрерывных исследований и личных экспериментов», что требует роста чисто релятивистского общества, готового отбросить и принизить ранее устоявшиеся культуры и традиции.

современной войны Критика и терроризма

После работы с выжившими в Хиросиме Лифтон стал ярым противником ядерного оружия , утверждая, что ядерная стратегия и доктрина ведения войны сделали даже массовый геноцид банальным и мыслимым. Хотя он и не был строгим пацифистом , он при жизни выступал против военных действий США, особенно войны во Вьетнаме и войны в Ираке , полагая, что они возникли из-за иррациональных и агрессивных аспектов американской политики, мотивированных страхом.

В 1993 году он сказал:

То, что происходит там [в Боснии], заслуживает использования слова «геноцид». Предпринимаются попытки систематического уничтожения целой группы. даже концептуализировали это Сербские националисты как так называемую «этническую чистку». Этот термин означает массовые убийства, массовое переселение, и это действительно представляет собой геноцид. [12]

Лифтон считает терроризм все более серьезной угрозой из-за распространения ядерного и химического оружия и тоталитарных идеологий. » администрации Буша Однако он раскритиковал « войну с терроризмом как ошибочную и опасную попытку «уничтожить всю уязвимость». [13] В его книге 1999 года « Уничтожение мира, чтобы спасти его» описывается апокалиптическая террористическая секта Аум Синрикё как предвестник «нового глобального терроризма».

Появления [ править ]

Лифтон показан в документальном фильме 2003 года «Бегство от смерти» , фильме, в котором исследуется связь человеческого насилия со страхом смерти, связанная с подсознательными влияниями. В 2006 году Лифтон появился в документальном фильме о культах на канале History Channel « Расшифровка прошлого » вместе с коллегой-психиатром Питером А. Олссоном . [14] 18 мая 2008 года Лифтон выступил с вступительной речью в колледже Стоунхилл и обсудил очевидный «синдром сверхдержавы», с которым сталкиваются Соединенные Штаты в современную эпоху. [15] В 2018 году он также появляется в документальном фильме «Метаморфоза» об изменении климата и позитивных изменениях на пути к более устойчивому будущему.

Библиография [ править ]

  • Реформа мышления и психология тотализма: исследование «промывания мозгов» в Китае . Нью-Йорк: Нортон. 1961. ISBN  0-8078-4253-2 . ; Перепечатано с новым предисловием: University of North Carolina Press, 1989 ( онлайн в Интернет-архиве ).
  • Смерть при жизни: Выжившие в Хиросиме , Рэндом Хаус (Нью-Йорк), 1968.
  • Революционное бессмертие: Мао Цзэ-Дун и китайская культурная революция , Random House, 1968.
  • Птицы, слова и птицы (мультфильмы), Random House, 1969.
  • История и выживание человечества: очерки о молодых и старых, выживших и мертвых, мире и войне и современной психоистории , Random House, 1970.
  • «Границы» , Канадская радиовещательная корпорация (Торонто), 1969, опубликовано как «Границы: психологический человек в революции» , Random House, 1970.
  • Домой с войны: ветераны Вьетнама — ни жертвы, ни палачи , Саймон и Шустер (Нью-Йорк), 1973.
  • (С Эриком Олсоном) Жизнь и смерть , Прегер, 1974.
  • Жизнь самого себя: к новой психологии , Саймон и Шустер, 1976.
  • Psychobirds , Countryman Press, 1978.
  • Шуичи Като и Майклом Райхом) Шесть жизней/шесть смертей: портреты из современной Японии (первоначально опубликовано на японском языке как Nihonjin no shiseikan, 1977), Yale University Press (Нью-Хейвен, Коннектикут), 1979.
  • Разорванная связь: о смерти и непрерывности жизни , Саймон и Шустер, 1979.
  • (С Ричардом А. Фальком) Незащитимое оружие: политические и психологические аргументы против нуклеаризма , Basic Books (Нью-Йорк), 1982.
  • Нацистские врачи: медицинские убийства и психология геноцида , Basic Books, август 2000 г. (первое издание 1986 г.).
  • Будущее бессмертия и другие очерки ядерного века , Basic Books, 1987.
  • (С Эриком Маркусеном) Геноцидальный менталитет: нацистский Холокост и ядерная угроза , Basic Books, 1990.
  • Изменчивое «Я»: устойчивость человека в эпоху фрагментации , Basic Books, 1993.
  • (С Грегом Митчеллом) Хиросима в Америке: пятьдесят лет отрицания , Патнэм (Нью-Йорк), 1995.
  • Уничтожение мира, чтобы спасти его: Аум Синрикё, апокалиптическое насилие и новый глобальный терроризм , Owl Books, 2000.
  • (С Грегом Митчеллом) Кому принадлежит смерть? Смертная казнь, американская совесть и конец казней , Морроу, 2000.
  • Синдром сверхдержавы: апокалиптическая конфронтация Америки с миром , Nation Books, 2003.
  • Лифтон, Роберт Джей (15 октября 2019 г.). Потеря реальности: о культах, культизме и мышлении политического и религиозного фанатизма (издание epub). Нью-Йорк, Лондон: Нью Пресс. ISBN  9781620975121 .
  • Выжить в наших катастрофах: устойчивость и обновление от Хиросимы до пандемии COVID-19 , The New Press, 2023.

Лифтон редактор как

  • (С Джейкобом Д. Линди) За невидимыми стенами: психологическое наследие советской травмы, восточноевропейские терапевты и их пациенты , братья Эдвардс (Лиллингтон, Северная Каролина), 2001.
  • Женщина в Америке , Хоутон (Бостон), 1965.
  • Америка и азиатские революции , Trans-Action Books, 1970, второе издание, 1973 год.
  • (С Ричардом А. Фальком и Габриэлем Колко) Военные преступления: юридическое, политико-документальное и психологическое исследование ответственности лидеров, граждан и солдат за военные преступные действия , Random House, 1971.
  • (С Эриком Олсоном) Исследования в области психоистории: The Wellfleet Papers , Simon & Schuster, 1975.
  • Эриком Чивианом , Сюзанной Чивиан и Джоном Э. Маком) Последняя помощь: медицинские аспекты ядерной войны , WH Freeman, 1982.
  • Николасом Хамфри ) В темное время: образы для выживания , издательство Гарвардского университета, 1984.

Награды [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Лифтон, Роберт Джей, 1926» . Энциклопедия.com .
  2. ^ «Правильное сочетание для начала новой школы» . 01.05.2012. Архивировано из оригинала 6 июля 2018 г. Проверено 5 июля 2018 г.
  3. ^ Якобсен, Курт (август 2021 г.). « Дьяволу должное: психоистория и психосоциальные исследования. Психоанализ, культура и политика» . Психоанализ, культура и общество . 26 (3): 304–322. дои : 10.1057/s41282-021-00223-7 . S2CID   236901441 .
  4. ^ Якобсен, Курт (июль 2020 г.). « Парадигматические саботажники: эриксоновская психоистория и ее перипетии». Журнал психосоциальных исследований» . Журнал психосоциальных исследований . 13 (2): 165–178. дои : 10.1332/147867320X15903843545311 . S2CID   225526152 .
  5. ^ А.Л. Уилкс, Знание в умах , стр. 323, Psychology Press, 1997. ISBN   978-0-86377-439-3
  6. ^ Лифтон, Роберт Дж. (апрель 1954 г.). «Домой на корабле: модели реакции американских военнопленных, репатриированных из Северной Кореи» . Американский журнал психиатрии . 110 (10): 732–739. дои : 10.1176/ajp.110.10.732 . ПМИД   13138750 . Проверено 30 марта 2008 г.
  7. ^ Лифтон, Роберт Джей. «Реформа мышления и психология тотализма» . УНК Пресс. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. Проверено 29 сентября 2013 г.
  8. ^ Джейн Фонда (5 апреля 2005 г.). Моя жизнь до сих пор (с бонусным контентом) . Случайный дом. п. 349. ИСБН  978-1-58836-478-4 . Проверено 9 сентября 2013 г.
  9. ^ Умереть, чтобы жить: Выжившие в Хиросиме , Horizon, 6 августа 1975 г. , получено 23 декабря 2021 г.
  10. ^ Леонард, Джон (1 августа 1976 г.). «Оглядываясь назад на Хиросиму, просмотр становится непростым» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 23 декабря 2021 г.
  11. ^ "Национальная книжная премия - 1969" . Национальный книжный фонд . Проверено 5 марта 2012 г.
  12. Толедо Блейд, « Славянский ужас, названный геноцидом », 28 февраля 1993 г.
  13. ^ Альбарелли, HP (27 января 2017 г.). Ужасная ошибка: убийство Фрэнка Олсона и секретные эксперименты ЦРУ времен холодной войны . Прочтите HowYouWant.com. ISBN  9781458785701 .
  14. ^ 2006, History Channel , «Расшифровка прошлого».
    «Культы: опасная преданность»: ученые и выжившие обсуждают тайну культов. (120 мин). История. (ПГ/ТВ-ПГ)
  15. ^ «Новости» . www.stonehill.edu . Архивировано из оригинала 28 мая 2008 года.
  16. ^ «Прошлые победители» . Еврейский книжный совет . Проверено 21 января 2020 г.

Внешние ссылки [ править ]

Статьи
СМИ

Интервью NPR Fresh Air :

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d592ff9c07d0371684e103a2338aa205__1720290120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/05/d592ff9c07d0371684e103a2338aa205.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robert Jay Lifton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)