Том Б.К. Голдтут
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Том Б.К. Голдтут | |
---|---|
Рожденный | Брюс Кендалл Голдтут 27 июля 1953 г. Фармингтон , Нью-Мексико , США |
Национальность | Другой |
Гражданство | Американский |
Род занятий | Исполнительный директор Экологической сети коренных народов Активист экологической и климатической справедливости Кинорежиссер |
Годы активности | 1980 – настоящее время |
Известный | Активизм в области экологической, климатической, энергетической, водной и продовольственной справедливости ; и о правах коренных народов и правах Матери-Земли |
Веб-сайт | Экологическая сеть коренных народов Восстание коренных народов |
Том Б. К. Голдтут (родился 27 июля 1953 г.) - индейский активист по защите окружающей среды, климата и экономической справедливости, оратор, кинопродюсер и лидер по защите прав коренных народов. Он активно действует на местном, национальном и международном уровнях, выступая за создание здоровых и устойчивых сообществ коренных народов на основе традиционных знаний коренных народов. Голдтут занимал должность исполнительного директора Экологической сети коренных народов (IEN) с 1996 года, после того как с 1992 года был членом Национального совета IEN.
Златозуб (клан Дибе'лижини') является зарегистрированным членом народа навахо . Он также Хунка Бдевакатоава Дакота из Миннесоты . Он хорошо известен под своим дакотским именем Мато Авайякапи, данным ему Питом Кэтчем-старшим (Петага Юха Мани), святым лакота Пути подорлика народа оглала лакота . В настоящее время он проживает недалеко от небольшого городка Бемиджи, штат Миннесота , в верховьях реки Миссисипи.
Ранняя жизнь [ править ]
Голдтут родился в Фармингтоне, штат Нью-Мексико , недалеко от племени навахо. Его мать - Норма Белл Ли, зарегистрированный представитель народа навахо и дочь Мелвина Ли (клан Дзи lt l'ahnii) и Вирджинии Песлакаи (клан Dibe'lizhini'). [1] Его имя при рождении — Брюс Кендалл Голдтут. Его мать была первой навахо и, возможно, первой индейской женщиной в стране, получившей степень бакалавра микробиологии и став профессиональным ученым-лаборантом (медицинским технологом). Его биологический отец неизвестен, но считается, что он коренной американец, возможно, из северного племени. Его отчим - Деннис Уэсли Голдтут, представитель народа навахо из района Угольной шахты Меса/Туба-Сити в Аризоне и один из многих сыновей Фрэнка Голдтута-старшего, известного знахаря, известного как Бшаш Бивоу (Железный- Металлический [Золотой] Зуб). Тома воспитывал Деннис В. Голдтут, который вышел на пенсию после долгой работы полицейским навахо и самостоятельной трудовой деятельности в качестве подрядчика и владельца ранчо.
В молодости Голдтута воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии в Фармингтоне, в то время как его мать получала высшее образование в Сан-Диего. Позже он воссоединился со своей матерью после ее окончания школы и брака с Деннисом В. Голдтутом, бывшим морским пехотинцем США. Его родители вернулись в народ навахо. Его отчим стал полицейским народа навахо, дислоцированным в Туба-Сити, штат Аризона , а затем в северо-западной отдаленной части резервации под названием Навахо-Спрингс, недалеко от Мраморного каньона, штат Аризона , и расположенной в районе, известном как Вермилион-Клифс-Плато Колорадо, расположенном вдоль Река Колорадо.
Том часто останавливался у своей бабушки по отцовской линии, Маргарет Голдтут, в Туба-Сити, часто навещая своего дедушку Бшаша Биво. Его мать была медицинским технологом и работала в Пейдже, штат Аризона, сельском быстро развивающемся городе 1960-х годов, куда приезжали рабочие со всей страны для строительства второй по величине плотины США, плотины Глен-Каньон. Позже Пейдж стал туристическим центром водного отдыха после перекрытия реки Колорадо и образования озера Пауэлл. Том учился в средней школе в Пейдже. Его родители позже переехали из Навахо-Спрингс в Пейдж.
В эти годы Том Голдтут стал активным членом организации бойскаутов Америки и получил награду Life Scout. Он был кандидатом на премию Eagle Scout, почти выполнив требования, но переехал из Пейджа в Уинслоу, когда его мать переехала. В знак признания его молодежного лидерства он был посвящен в Орден Стрелы . Позже он получил Почетную награду, как высшую награду, которую Орден Стрелы может вручить своим членам. Ранний скаутский опыт, а также следование семейным традициям Златозубых в качестве владельцев скота и лошадей, а также культура Охотничьего Пути Навахо и церемонии Дине стали строительными блоками его руководства в последующие годы. Во время семейных охотничьих поездок в Аризону Голдтут стал энтузиастом активного отдыха и научился уважать и защищать окружающую среду.
Карьера [ править ]
Голдтут поступил в Университет штата Аризона в 1971 году. [2] с целью получить степень в области промышленного дизайна на инженерном факультете. Он бросил школу в 1973 году, поступил на службу в армию США и стал специалистом по финансам и бухгалтерскому учету в подразделении заработной платы армии. Голдтут находился в Форт-Льюисе , штат Вашингтон, а позже стал активным участником армейской программы человеческих отношений с целью искоренения расизма. Том стал лидером, организующим местных солдат для укрепления солидарности в поствьетнамскую эпоху. Том был с почетом демобилизован в 1976 году и стал активным участником сообществ коренных жителей Пьюджет-Саунд, занимаясь спортом, пау-вау и общественной деятельностью. Том получил степень младшего специалиста искусств (AA) в Общественном колледже Такомы (TCC) в сфере социальных услуг. Он также был консультантом-консультантом в TCC, помогая студентам из числа коренных народов достигать своих целей в области высшего образования. В молодости он вызвался добровольцем в качестве члена правления Индийского центра Такомы. Именно в это время он решил получить степень по социальной работе, которая позволила бы ему заниматься социальным обеспечением семей коренных американцев. После получения степени AA в TCC он поступил на программу социальной работы (благосостояния) Тихоокеанского лютеранского университета, но не получил степень, решив переехать в народ навахо (NN).
Голдтут был нанят на должность директора социальной службы штата Нью-Йорк в Форт-Дефианс. Благодаря своему опыту работы в регионе Пьюджет-Саунд штата Вашингтон на слушаниях по Закону о защите детей американских индейцев и изучению у женщин коренных народов Северо-Западного побережья потребностей в защите детей и семей, Том обеспечил лидерство в усилении работы по делам о домашнем и сексуальном насилии в Резервация Навахо. После работы в резервации навахо в 1981 году Том переехал со своей семьей в общину Лоуэр-Сиу на юго-западе Миннесоты.
Позже Голдтут стал исполнительным директором Центра американских индейцев Сент-Пола, ездя туда и обратно из сельской местности Миннесоты в Сент-Пол. Он разработал программу семейных услуг американских индейцев, которая включала программу приемной семьи для индейцев. Именно Уилфорду Герно, Красному озеру Анишинаабе, приписывают помощь Тому в разработке первой в штате Миннесота полностью индийской городской программы опеки. Именно в Центре американских индейцев Св. Павла Том разработал программу «Назад к Матери-Земле», которая предоставит возможность детям и родителям коренных народов заново изучить методы ведения сельского хозяйства коренных народов, занимаясь городским садоводством, а также вывозить семьи в деревню для изучения культурных способов земледелия. строительство домиков, снятие шкур с диких животных, а также церемонии дубления и парилки. В середине 80-х Том организовал небольшой бизнес по сносу жилых и коммерческих зданий, который занимался переработкой материалов для демонтажа.
В 1991 году Голдтут стал координатором экологической программы Red Lake Nation, направленной на закрытие трех открытых свалок. Именно в это время он обнаружил, что у племен нет возможностей для реализации необходимых программ по защите окружающей среды на родных землях. В 1991 году он был выбран коренными народами, присутствовавшими на Первом национальном саммите экологического лидерства цветных людей, проходившем 24–27 октября 1991 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в качестве представителя коренных народов на пленарных заседаниях Саммита. Это положило начало лидерству Goldtooth в области экологической и экономической справедливости на родных землях, которое будет продолжаться долгие годы.
Голдтут в настоящее время является исполнительным директором Экологической сети коренных народов, базирующейся в Бемиджи, штат Миннесота. [3] [4]
Активизм [ править ]
Goldtooth присутствует в сообществе коренных американцев и среди коренных народов по всему миру уже более трех десятилетий, защищая и организуя с сообществами коренных народов ради экологической и экономической справедливости на местном, национальном и международном уровне. [5] Он держит портфолио работ коренных народов. [ нужны разъяснения ] по политическим вопросам защиты окружающей среды, изменения климата, энергетики, биоразнообразия, гигиены окружающей среды, водных ресурсов и устойчивого развития. [5] Голдтут был соавтором программы REDD (сокращение выбросов в результате вырубки и деградации лесов). [6] буклет о рисках реализации программы REDD (механизм торговли выбросами и компенсации выбросов углерода) на территориях коренных народов. Он является членом Международного форума коренных народов по изменению климата — фракции коренных народов РКИК ООН. [5] [7] Голдтут является членом правления Сети науки и гигиены окружающей среды, членом Глобального альянса по правам природы, членом Руководящего комитета Альянса за климатическую справедливость (CJA) и членом Координационного комитета организации «Массовые организации за глобальную справедливость» (GGJ). ). [8]
Голдтут также сотрудничал с Мелиссой Нельсон, исполнительным директором Проекта по сохранению культуры, в Сан-Франциско, чтобы организовать первый Форум коренных народов конференции бионеров, который начнется в 2007 году. [9] Голдтут также стал со-продюсером отмеченного наградами документального фильма «Барабанный бой Матери-Земли», в котором исследуются токсичные и синтетические химические вещества, загрязняющие пищевую сеть и нарушающие права коренных народов, изложенные в договорах между Соединенными Штатами и коренными народами , расположенными между их границами, и кумулятивные последствия, которые вызывает воздействие этих химических веществ по мере их биоаккумуляции и биоувеличения в телах женщин, детей и мужчин коренных народов, которые передаются от одного поколения к другому. [10] [11] Участие Голдтута в качестве наблюдателя от неправительственной организации коренных народов (НПО) в заседаниях Межправительственного переговорного комитета ООН (INC) с 1998 по 2000 год в партнерстве с Шейлой Уотт-Клотье, тогдашним президентом Приполярного совета инуитов (ICC), подняло этот вопрос. прав человека – прав коренных народов на этих глобальных встречах INC, в которых обсуждаются вопросы сокращения и ликвидации 12 токсичных химикатов, называемых СОЗ, которые определяются как «химические вещества, которые сохраняются в окружающей среде, биоаккумулируются в пищевой сети и представляют собой риск причинения вредных последствий для здоровья человека и окружающей среды».
Награды и почести [ править ]
Голдтут был награжден Премией мира Ганди в 2015 году. В 2010 году NAACP и Sierra Club удостоили его звания «Цветного зеленого героя». [2]
Личная жизнь [ править ]
В настоящее время Голдтут проживает в Бемиджи , штат Миннесота , недалеко от истоков реки Миссисипи . [12] Его сын, Даллас Голдтут, является организатором кампании Keystone XL для Экологической сети коренных народов , преподавателем языка в Дакоте , писателем, художником и членом комедийной труппы «1491-е» . [13]
Ссылки [ править ]
- ^ Навахо Таймс (19 марта 2015 г.). «Некрологи на 19 марта 2015 года» . Навахо Таймс . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шилдс, Дейл Рикардо (22 января 2012 г.). «Том Голдзуб» . Я за цвет . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Биггс, Шеннон. «Том Б. К. Златозуб» . Глобальный обмен . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Том Б. К. Златозуб» . Эко часы . Проверено 14 июня 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Переговоры об оккупации» . Фильмы о бычьей лягушке . 24 января 2012 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Коренным народам не разрешено выступать на КС 14 РКИК ООН» . Земные люди . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Лухан, Джордж (14 декабря 2008 г.). «Перспективы коренных народов формируют движение «Оккупай» от Нью-Мексико до Торонто» . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Неделя действий по борьбе с изменением климата: CO2лониализм и климатическая справедливость: мировоззрение коренных народов» . Новая школа . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Хансен, Терри (24 октября 2013 г.). «Голоса духа! Основной докладчик Национальной конференции бионеров Том Голдтут формулирует естественное видение» . Сеть СМИ Indian Country Today . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Барабанный бой Матери-Земли. Токсичные химикаты представляют собой величайшую угрозу выживанию коренных народов» . Фильмы о бычьей лягушке . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Том Голдзуб» . Права на движение . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Интервью с Томом Голдтутом из Экологической сети коренных народов: «Мы не можем продолжать так жить» » . В журнале «Движение» . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Даллас Златозуб» . Хранитель . Проверено 28 апреля 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Народ навахо
- Индейские активисты
- Американцы дакотского происхождения
- Американские художники 20 века
- Художники коренных американцев 20-го века
- Американские экологи
- Индейские кинематографисты
- Активисты за права коренных американцев
- Индейские лидеры
- Индейские защитники окружающей среды
- Люди из Фармингтона, Нью-Мексико
- Жители округа Коконино, штат Аризона.
- Люди из Пейджа, Аризона
- 1953 года рождения
- Живые люди