Сачин Литтлфезер
Сачин Литтлфезер | |
---|---|
![]() Литтлфезер на 45-й церемонии вручения премии Оскар в 1973 году, на которой она присутствовала от имени Марлона Брандо. | |
Рожденный | Мария Луиза Крус 14 ноября 1946 г. Салинас, Калифорния , США |
Умер | 2 октября 2022 г. Новато, Калифорния , США | (75 лет)
Гражданство | США (до 1972 г.) |
Занятия |
|
Супруги |
|
Мария Луиза Крус [1] (14 ноября 1946 — 2 октября 2022), более известный как Сачин Литтлфезер , [2] [3] американская актриса и активистка за гражданские права коренных американцев . После ее смерти члены семьи и журналисты обвинили ее в ложном заявлении о происхождении коренных американцев. [4] [5] [6] [7]
Литтлфезер представляла Марлона Брандо на 45-й церемонии вручения премии Оскар (более известной как «Оскар» ) в 1973 году, где она – от имени Брандо – отказалась от награды за лучшую мужскую роль , которую он получил за свою роль в «Крестном отце» . Фаворит на победу, Брандо бойкотировал церемонию в знак протеста против того, как Голливуд изображает коренных американцев , и чтобы привлечь внимание к противостоянию в Вундед-Ни . Во время ее выступления реакция аудитории на бойкот Брандо разделилась между освистыванием и аплодисментами.
После выступления на церемонии вручения премии Оскар Литтлфезер работал в хосписе. Она продолжала свою активную деятельность по вопросам коренных американцев, включая здравоохранение и безработицу, и снимала фильмы о коренных американцах. В июне 2022 года Академия направила Литтлфезер заявление с извинениями, которое было полностью зачитано на вечере с Сачин Литтлфезер 17 сентября, за две недели до ее смерти.
Литтлфезер сказала, что ее отец имел корни апачей и яки , а мать была европейского происхождения. Вскоре после смерти Литтлфезер навахо писательница и активистка Жаклин Киллер взяла интервью у двух сестер Литтлфезер, которые сказали, что их семья не является коренной американкой и что Литтлфезер сфабриковала свое индейское происхождение. Они также рассказали, что их отец, родившийся в Окснарде, Калифорния , имел испанско-мексиканец по происхождению и не имел никаких племенных связей. [4] [5] [6] [7]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Литтлфезер родилась Мари Луиза Крус или Мария Луиза Крус. [1] 14 ноября 1946 года, Салинас, Калифорния . [8] [9] Ее мать, Джерольдин Мари Крус ( урожденная Барниц), была мастером по коже французского, немецкого и голландского происхождения, родилась и выросла в Санта-Барбаре, Калифорния . [10] [9] [11] Отцом Литтлфезера был Мануэль Ибарра Круз, шорник мексиканского происхождения, который родился и вырос в Окснарде, Калифорния . [12]
Литтлфезер неоднократно утверждала, что ее отец был родословной апачей Белой горы и яки . [9] [11] Однако ее сестры, а также исследователи, изучившие это заявление, подтверждают, что он имел испано-мексиканец по происхождению, не имел известных предков, имевших племенную идентичность в Мексике, и не имел никакой связи с племенами яки или апачей Белой горы. из Аризоны. [1] [13] [4] [5] [6]
И Джерольдина, и Мануэль были шорниками. Джерольдина научилась этому ремеслу у Лео Леонарда, который владел компанией Leonard Saddle Company в Санта-Барбаре, а Мануэль еще мальчиком научился делать седла в Сан-Франциско. К 1949 году они переехали в Салинас и открыли собственный бизнес Cruz Saddlery. [14] [12] Джерольдин Круз продолжила вести бизнес после смерти мужа в 1966 году. [10]
Литтлфезер учился в средней школе Норт-Салинас с 1960 по 1964 год и принимал активное участие в программе 4-H , получая награды в категориях домоводства, таких как сохранение продуктов питания и мода. [15] [16] [17] После школы она поступила в колледж Хартнелл и получила начальное образование. [18] [19]
Литтлфезер сказала, что около 19 лет она провела год в психиатрической больнице после того, как ранее услышала голоса, которые подтолкнули ее к попытке самоубийства, рассказывая о том, что произошло во время трехчасового интервью по визуальной истории в 2022 году с директором Музея киноакадемии Академии. . По словам Литтлфезер, учреждение было «адской дырой», и врачи использовали, по ее словам, « психодраму », разыгрывая ее родителей, «в то время как фигуры в черных капюшонах слушали в тускло освещенной комнате», чтобы помочь ей «реконструировать воспоминания о жестоком обращении в детстве». и оставление». [20] Литтлфезер сказала, что ей поставили диагноз шизофрения . [20] В 1969 году она переехала в район залива Сан-Франциско, чтобы продолжить карьеру модели, имея портфолио фотографий, сделанных Кеннетом Куком из Cook's Photography. [21] [22] Она сказала, что ее лечили торазином и другими лекарствами, но ее состояние «в основном стабилизировалось благодаря большой помощи» со стороны индейского сообщества в районе залива Сан-Франциско. [20]
Хотя она училась в Калифорнийском государственном колледже в Хейворде (ныне Калифорнийский государственный университет, Ист-Бэй ) и изучала драматическое искусство и речь, она продолжала культивировать индейскую идентичность. [23] [24] В 1969 году она присоединилась к Совету индейцев Объединенного залива. [25] Она утверждала, что частично участвовала в оккупации Алькатраса в 1970 году, хотя это утверждение оспаривается. [26] Примерно в это же время она приняла имя Сачин Литтлфезер. [8] Она сказала, что выбрала имя Сачин, потому что именно так ее назвал отец перед смертью, а Литлфезер произошло от пера, которое она всегда носила в волосах. [23] Она узнала больше об обычаях коренных американцев от старейшин и других протестующих, таких как Адам Фортунейт Орел (тогда известный как Адам Нордволл). [9] В интервью после выступления на церемонии вручения премии Оскар Удачливый Орел подтвердила, что Литтлфезер поддержала протест в Алькатрасе; [27] однако, согласно статье, опубликованной после смерти Литтлфезера, активист ЛаНада Уор Джек , который был в Алькатрасе, сказал, что Литтлфезера там не было. [4]
В 1974 году Литтлфезер посещала занятия в Американском театре-консерватории , изучая актерское мастерство, йогу, фехтование, Шекспира , танцы и другие различные навыки для своей актерской карьеры. [28] Она сыграла роль Бледноцветка в «Зимнем ястребе» , снятом в Калиспелле, штат Монтана . [29]
Рассказы о жестоком детстве
[ редактировать ]В интервью Литтлфезер рассказала, что у нее было трудное детство. В интервью 1974 года она заявила, что ее мать оставила отца, когда ей было четыре года, и забрала ее жить к бабушке и дедушке по материнской линии. [30] В 1988 году она заявила, что ее родители жили по соседству с ее бабушкой и дедушкой по материнской линии, Мари и Джерольдом «Барни» Барниц, а она и две ее младшие сестры жили с этими бабушкой и дедушкой. [31] Она охарактеризовала это как «усыновление», [26] или в приемной семье . [32] Во время телеинтервью 1976 года она описала своего отца как жестокого человека. [33] Она сказала, что ее мать и две сестры подверглись гневу и избиениям своего отца. [34]
В статье, написанной после ее смерти, навахо писательница и активистка Жаклин Килер написала, что сестры Литтлфезер оспаривали жестокость их отца и что рассказ Литтлфезер о ее детстве, похоже, был взят из рассказа ее отца, который вырос в бедности и чей собственный отец жестоко обращался. [4] [5]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Стремясь стать актрисой, Литтлфезер получила несколько рекламных работ на радио и телевидении и вступила в Гильдию киноактеров . [8] [9] Позже она сказала, что «рано узнала в жизни, что, вероятно, для меня есть место в сфере драматического искусства, актерского мастерства… если у вас глухой родитель, вам, естественно, придется разыгрывать для них сообщения», имея в виду общение с ее отцом. [25] В 1970 году как «Сачин Литтлфезер из Алькатраса» она была названа «Мисс Вампир США» в рамках промоушена « Дома темных теней» . [35] [36]
Живя в районе залива Сан-Франциско в начале 1970-х годов, Литтлфезер участвовала в Фестивале американских индейцев 1971 года в Футхилл-колледже , судила местный конкурс красоты 1972 года как «Принцесса Литтлфезер» и организовала фестиваль американских индейцев 1972 года во Дворце изящных искусств. . [37] [38] [39] Она проработала на радиостанции KFRC около шести месяцев и вела внештатный репортаж для , входящей в состав PBS станции KQED . [25] [40]
Журнал Playboy планировал разворот под названием «10 негритят» в 1972 году, и одной из моделей была Литтлфезер, но разворот был отменен. [41] Год спустя, в октябре 1973 года, из-за ее известности на церемонии вручения премии Оскар, они выпустили фотографии Литтлфезер как отдельный материал. [9] [42] Литтлфезер лично раскритиковали за то, что было воспринято как эксплуатация ее славы. [43] но она объяснила, что это было «исключительно деловое соглашение», чтобы заработать деньги, необходимые для участия во Всемирном театральном фестивале в Нанси, Франция. [44] Вспоминая фотосессию, Литтлфезер позже сказал: «Я был молод и глуп». [11]
В январе 1973 года она появилась в программе «Макияж для женщин из числа меньшинств» и была признана профессиональной моделью. [45] В качестве представителя Национального совета американских индейцев она протестовала против президента Ричарда Никсона на федеральные программы для индейцев в феврале 1973 года. сокращения бюджета [46] 6 марта 1973 года она участвовала во встрече Федеральной комиссии по связи с членами нескольких групп меньшинств по поводу представительства меньшинств на телевидении. [47] В интервью, опубликованном незадолго до ее появления на церемонии вручения премии Оскар, она заявила, что помогла отправить двух индийских медсестер в Вундед-Ни и что она отказалась от гражданства Соединенных Штатов вместе с семью коренными американцами. [48]
В 1975 году Литтлфезер сообщила, что она работала над сценарием фильма об Эдварде С. Кертисе вместе с Кэпом Вайнбергером-младшим, который написал статью о Кертисе для журнала Smithsonian . [49] В 1976 году она вела вечернее выступление на конференции Объединенной национальной молодежи индейских племен в Оклахома-Сити, штат Оклахома . [50] Она продолжала использовать возможности актерского мастерства, например, гастролировала с труппой Red Earth Theater Company. [51]
Речь на церемонии вручения премии Оскар 1973 года
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Рассказы о том, как Литтлфезер впервые встретил Марлона Брандо, различаются. В одном из своих первых интервью после выступления она упомянула, что они встретились «благодаря его интересу к индийскому движению». [52] В отчете с вечера церемонии вручения Оскара рассказывается, как Фрэнсис Форд Коппола наблюдал за Литтлфезер на мониторе телевизора за кулисами и заявил: «Сачин Литтлфезер. Она живет в Сан-Франциско. Она моя подруга, которую я познакомил с Би… Она индийская принцесса. " [53]
В статье 1974 года об интервью Littlefeather говорилось, что она работала на радиостанции Сан-Франциско, когда подала заявку на работу с Копполой, и что затем он направил ее к Брандо, «зная интерес Брандо к индейцам». На момент вручения «Оскара» она знала Брандо почти год. [28] В более поздних отчетах Коппола описывается как сосед Литтлфезера в Сан-Франциско. [54] [55]
В интервью 2021 года Литтлфезер сказала, что познакомилась с Копполой во время прогулки по холмам Сан-Франциско и получила от него адрес Брандо. Впоследствии она написала Брандо письмо, спрашивая о его интересе к проблемам коренных американцев. В этом аккаунте он позвонил на радиостанцию, где она работала, через несколько месяцев после того, как отправила письмо. [56] Литтлфезер также сказала, что она встретила Брандо в Вашингтоне, округ Колумбия , где она выступала перед Федеральной комиссией по связи с докладом о меньшинствах. [9]
В 1972 году Брандо сыграл Вито Корлеоне в «Крестном отце» , который многие критики считают одним из величайших фильмов всех времен. [57] За этот спектакль он был номинирован на лучшую мужскую роль на 45-й церемонии вручения премии Оскар , которая была вручена 27 марта 1973 года в павильоне Дороти Чендлер в Лос-Анджелесе , Калифорния. [58] Перед церемонией Брандо решил, что — как фаворит на победу [57] - он будет бойкотировать в знак протеста, возглавляемого AIM , против продолжающейся осады Вундед-Ни и его взглядов на то, как коренные американцы представлены в американских фильмах . [55] Он позвонил Литтлфезер и попросил ее выступить от его имени. «Я была, так сказать, выразителем стереотипа о коренных американцах в кино и на телевидении», - сказала она позже. [9]
Церемония награждения
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Литтлфезер присоединился к аудитории за несколько минут до объявления награды за лучшую мужскую роль. Ее сопровождала секретарша Брандо Алиса Маршак. Она носила свои длинные темные волосы, связанные вышивкой из бисера в туземном стиле , мокасины с бахромой и бисером и платье из оленьей кожи . [59] [60] [4] Продюсер Говард В. Кох , как она позже сказала, сказал ей, что «вы не можете все это прочитать», имея в виду речь Брандо из 739 слов: [61] поэтому она сократила все это до 60 секунд. [62] В других пересказах того вечера Литтлфезер сказала, что Кох сказал ей, что у нее есть 60 секунд на произнесение речи, иначе ее снимут со сцены и арестуют. [62] [63] [64] Кох вспомнил, что разрешил ей остаться и произнести речь после того, как она пообещала не устраивать сцену. [65]
Награду за лучшую мужскую роль вручили норвежская актриса Лив Ульманн и британский актер Роджер Мур . Сделав краткие замечания и объявив пять номинантов, они объявили Брандо победителем. Литтлфезер вышла на сцену и подняла руку, отказываясь от трофея «Оскар», который ей предложил Мур. Отклоняясь от подготовленной речи, она сказала следующее: [66]
Привет. Меня зовут Сачин Литтлфезер. Я апач и президент Национального комитета по позитивному имиджу коренных американцев. Сегодня вечером я представляю Марлона Брандо, и он попросил меня произнести очень длинную речь, которой я не могу поделиться с вами сейчас из-за времени, но буду рад впоследствии сообщить прессе, что он с большим сожалением не может принять эту весьма щедрую награду. И причины этого - сегодняшнее обращение с американскими индейцами со стороны киноиндустрии - извините... [ освистывание и аплодисменты ] и на телевидении в повторных показах фильмов, а также недавние события в Вундед-Ни. Сейчас я прошу, чтобы я не вторгался в этот вечер и чтобы в будущем наши сердца и наше понимание встретились с любовью и щедростью. Спасибо от имени Марлона Брандо. [ аплодисменты ] [66]
Мур проводил Литтлфезер со сцены мимо нескольких критиковавших ее людей к прессе. [67] В 2022 году Литтлфезер заявила, что некоторые люди насмешливо использовали по отношению к ней отбивную томагавком, когда ее вели. [68] Продюсер «Оскара» Кох и режиссер Марти Пасетта позже вспоминали, что Джон Уэйн ждал своего часа, и его пришлось удерживать шестью охранниками, чтобы не дать ему выгнать ее со сцены. [69] [70] [71] [72] [73] Это утверждение с тех пор оспаривается историком кино Фарраном Неме и биографом Скоттом Эйманом. [74] [75] На более поздней пресс-конференции Литтлфезер зачитал журналистам речь, которую подготовил Брандо; На следующий день газета New York Times опубликовала полный текст. [76] [11]
Инцидент вызвал замечания других участников той же церемонии. Позже тем же вечером, прежде чем объявить победителя в номинации «Лучшая женская роль» , Ракель Уэлч сказала: «Надеюсь, у победителя нет причины». [77] Когда Клинт Иствуд начал вручать награду за лучший фильм , он пошутил: «Я не знаю, стоит ли мне вручать эту награду от имени всех ковбоев, снятых во всех вестернах Джона Форда за эти годы». [78] [77] Майкл Кейн , соведущий вечера, раскритиковал Брандо за то, что он «позволил какой-то бедной маленькой индийской девочке выслушивать критику» вместо того, чтобы «[встать] и [сделать] это самому». [77]
| ||
---|---|---|
Прием и наследие
[ редактировать ]Публика в павильоне Дороти Чендлер разделилась между аплодисментами и насмешками. [79] Протест Брандо и Литтлфезера в целом сочли неуместным для церемонии награждения. [43] «Я был огорчен тем, что люди освистывали, свистели и топали ногами, хотя, возможно, это было направлено против меня», - позже сказал Брандо Дику Каветту . «Они должны были, по крайней мере, иметь любезность выслушать ее». [79] Ее появление побудило Академию кинематографических искусств и наук исключить будущее получение премии Оскар по доверенности. (Оскары для победителей, которые не могут принять лично, теперь принимаются от их имени ведущими.) [80]
После произнесения речи Литтлфезер провел два дня в Лос-Анджелесе, а затем вернулся в Сан-Франциско. [81] Позже она рассказала, что посетила дом Марлона Брандо после церемонии вручения премии Оскар, и во время их разговора в его входную дверь были выпущены пули. [82]
По словам Энн Бребнер из агентства Brebner, которое занималось заказами моделей Литтлфезер, после ее выступления на Оскаре ее завалили письмами и телефонными звонками, что привело к появлению на радио и телевидении, а также к возможности прочитать несколько ролей в кино. [83] В первые годы после протеста Литтлфезер заявила, что это «мало повлияло на ход ее карьеры». [28] Однако позже Литтлфезер рассказала, что внесло ее в черный список сообщество голливудское и ей угрожали. [63] Она также сказала, что в сообщениях СМИ было опубликовано несколько ложных сведений, например, о том, что она не была коренной американкой и не взяла напрокат одежду по этому случаю. [11] Она сказала, что федеральное правительство поощряло занесение в черный список, чтобы уменьшить активность коренных американцев после Вундед-Ни. [84]
Литтлфезер отметил, что эта речь вернула внимание к ситуации в Вундед-Ни. [63] хотя в новостях о противостоянии в то время мало упоминаются Литтлфезер или Брандо. Рассел Минс утверждал, что «Марлон Брандо и Сачин Литтлфезер полностью улучшили» жизнь жителей Вундед-Ни . [85] [11] Актер Джей Сильверхилс , сыгравший Тонто в «Одиноком рейнджере» и позже основавший Мастерскую индийских актеров, отметил, что, по его мнению, появление Литтлфезера на «Оскаре» «принесло какой-то вред или какую-то особую пользу. Я знал Сачина и не думаю, что это было так». ее идея вообще - я уверен, что Брандо завербовал ее». [86]
На The Comedy Awards в 2012 году комик Норм Макдональд устроил пародию на речь при принятии награды от имени Мелиссы Маккарти .
Коретта Скотт Кинг похвалила Брандо за его ненасильственную позицию, заявив: «Приятно видеть, что люди в сфере развлечений все больше обеспокоены несправедливостью в обществе, а не просто заинтересованы в зарабатывании денег». [87] Много лет спустя Литтлфезер рассказала, что Кинг позвонил ей, чтобы поблагодарить за речь. [55] В 2016 году 88-я церемония вручения премии «Оскар» вызвала критику из-за отсутствия разнообразия в номинациях; актриса Джада Пинкетт Смит , которая бойкотировала церемонию, назвала Литтлфезер источником вдохновения для этого. [88]
В июне 2022 года Академия направила Littlefeather заявление с извинениями, в котором тогдашний президент организации Дэвид Рубин написал: «Злоупотребления, которым вы подверглись из-за этого заявления, были неоправданными и неоправданными. Эмоциональное бремя, которое вы пережили, и цена, которую вы пережили. Ваша собственная карьера в нашей отрасли непоправима. Слишком долго проявленное вами мужество оставалось непризнанным. В связи с этим мы приносим свои глубочайшие извинения и искреннее восхищение». Заявление было полностью зачитано на «Вечере с Сачин Литтлфезер» 17 сентября, мероприятии в честь Литтлфезер, на котором была представлена беседа между ней и продюсером Бёрдом Бегущим Уотером, сопредседателем Альянса коренных народов Академии. Она также записала эпизод для Академии Музея подкаста и визуальную историю для проектов Академии устной истории. [89] [90]
Она описала извинения Академии как «сбывшуюся мечту» и сказала, что «мы, индийцы, очень терпеливые люди - прошло всего 50 лет!» Она добавила: «Мы должны всегда сохранять чувство юмора по этому поводу. Это наш метод выживания». [90]
На 95-й церемонии вручения премии Оскар в 2023 году Академия не признала Литтлфезера на вечере памяти . [91] [92]
Позже карьера и активизм
[ редактировать ]Литтлфезер был описан как один из основателей Индийской театральной труппы Red Earth в Сиэтле, когда он был удостоен награды Eagle Spirit Award (Почетной) на Фестивале американских индейских фильмов в 2013 году . [93] [94] В современных отчетах об основании труппы Red Earth Performing Arts актером и драматургом Нез Персе Джоном Кауфманом-младшим в 1974 году Литтлфезер не упоминается. [95] [96] В 1978 году сообщалось, что Литтлфезер поедет в Ньюфаундленд вместе с Фондом Гринпис, Ньюфаундленда чтобы протестовать против охоты на тюленей вместе с политиками и другими деятелями шоу-бизнеса. [97] Она работала консультантом в PBS проекте « Танец в Америке: Песня для мертвых воинов» (1984), хореограф которого Майкл Смуин получил премию «Эмми» . [98] [99]
В качестве сотрудника Центра американских индейцев Литтлфезер участвовал в конференции об американских индейцах в средствах массовой информации в отеле «Сан-Франциско» в 1978 году. [100] Как директор Образовательного ресурсного центра первой нации в Сан-Франциско, Литтлфезер прокомментировал письмо двух американских индейцев из Окленда, которое было передано Нельсону Манделе , заявив, что в письме изложены проблемы, с которыми сталкиваются американские индейцы, включая здравоохранение и безработицу. Письму, подписанному Бетти Купер, директором программы борьбы с алкоголизмом американских индейцев, и Салли Гальегос, директором Консорциума Объединенных индейских наций , приписывают решение Манделы встретиться с лидерами американских индейцев в октябре 1990 года. [101]
Она продолжала заниматься активистской деятельностью и стала уважаемым членом индейского сообщества Калифорнии. [11] Она сыграла роль в смене талисмана в средней школе Тамалпаиса в конце 1980-х, впервые приняв участие в ней, когда посетила среднюю школу в качестве приглашенного режиссера спектакля драматического класса «Бабушка Земля». [102] [103] Она раскритиковала использование талисмана в индийском стиле в школе Томалес в 2001 году. [104] В 1980-х годах она вела молитвенные кружки в честь Катери Текаквиты , первой индейской католической святой. [79] [105]
В профиле Литлфезер за 1987 год говорилось, что она была лауреатом Премии за достижения в традиционной индийской медицине 1986 года за участие в программе традиционной индийской медицины в больнице Святой Марии в Тусоне, штат Аризона . [106] Хотя больница и медицинский центр Святой Марии в 1986 году получили награду от Католической ассоциации здравоохранения США за роль традиционной индийской медицины в системе здравоохранения Каронделет, [107] в статье о премии упоминаются только инициатор программы, медсестра Apache Белинда Акоста, и координатор программы Энн Хабберт. [108] Литтлфезер также назвала себя одним из первых учителей программы традиционной индийской медицины Святой Марии. [9] [109] который состоял из серии конференций, проведенных в период с 1984 по 1990 год, и координировался знахарем команчей Эдгаром Монетатчи-младшим, который работал в Службе здравоохранения Индии и был первым знахарем, работавшим на постоянной основе в католической больнице. [110] [111] [112]
В 1988 году она работала секретарем и членом сообщества во временном совете директоров Института СПИДа американских индейцев в Сан-Франциско. [113] Примерно в то же время Литтлфезер работал в хосписе для больных СПИДом « Дар любви» в Сан-Франциско, который был основан в 1988 году Матерью Терезой , и имел возможность встретиться с Матерью Терезой по крайней мере во время одного из пяти ее визитов в это учреждение перед ее смертью. в 1997 году. [114] [115] Она выступала против ожирения, алкоголизма и диабета и особенно помогала коренным американцам, больным СПИДом. [116] В 1990 году сообщалось, что брат Литтлфезера умер от СПИДа. [42] [117] В некрологах отца Литтлфезер и бабушки по материнской линии не упоминается биологический сын в семье, только Литтлфезер и две ее младшие сестры. [12] [118]
В статье 1991 года Литтлфезеру приписывают участие в создании Реестра исполнительских искусств американских индейцев. Реестр был основан в начале 1980-х годов Маскоги актером Уиллом Сэмпсоном , который работал с Американской ассоциацией коренных народов над публикацией справочника американских индейцев в сфере искусства и развлечений. [54] [119] [120] В 1991 году Литтлфезер сообщила, что она работала над двумя шоу для PBS: « Помни меня навсегда» и «Америка до Колумба» , трансляция которых запланирована на 1992 год. [32] Littlefeather участвовал в мероприятиях, связанных с годовым празднованием Америки до Колумба, но нет никаких записей о шоу PBS под любым названием, которое транслировалось в 1992 году. [121] [122] В 2009 году она дала показания в документальном фильме Reel Injun о коренных американцах в кино. [85]
В 2015 году Литтлфезер сообщила, что ее имя и имидж использовались обманным путем для сбора денег, которые якобы предназначались для народа Лакота. Собранные деньги никогда не были пожертвованы ни на одну кампанию. [123]
В ноябре 2019 года она получила Премию Брандо, присуждаемую людям за их вклад в жизнь американских индейцев, на Международном кинофестивале Red Nation . [124] Она участвовала в мероприятиях, посвященных 50-летию оккупации Алькатраса , в том числе работала в качестве главного судьи пау-вау . [125] автору Томми Оранжу поручила Платформа Open Space Музея современного искусства Сан-Франциско написать статью под названием «Дорогой Марлон Брандо» для журнала Alcatraz Is Not an Island , посвященную 50-летнему юбилею. [126] В этой статье персонаж из романа Оранжа « Там, там» пишет Брандо о том, что значит увидеть Литтлфезера на церемонии вручения «Оскара». [127]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1973 году Литтлфезер вышла замуж за инженера Майкла Рубио. Позже она состояла в 32-летних отношениях и вышла замуж за Чарльза Кошивея Джонстона, который умер в 2021 году. [128]
Литтлфезер изучала ортомолекулярное питание , а позже сказала, что «хотела увидеть, откуда взялась вся «белая» еда», поэтому она поехала в Швецию и жила в Стокгольме . [129] [130] [131] [9] Она заявила, что хотела бы поехать в Европу, чтобы «увидеть, откуда пришли белые люди», точно так же, как люди «всегда ходят в резервации, чтобы увидеть, откуда пришли индейцы». [9] Во время путешествия она заинтересовалась едой других культур и отметила сходство между такими продуктами, как испанские бунюэло американских индейцев и жареный хлеб , а также русские пирожки и мясные пироги, приготовленные ее друзьями из кайова . [9]
Проблемы со здоровьем и смерть
[ редактировать ]На протяжении многих лет Литтлфезер описывала свой личный опыт серьезных проблем со здоровьем, включая внутреннее кровотечение, коллапс легких и рак. [9] [32] Она сообщила, что заболела туберкулезом лечилась в кислородной палатке . в четыре года и во время госпитализации [59] [132] Она заявила, что была склонна к суициду и была госпитализирована в психиатрическую больницу на год. [62] В 1974 году она заявила, что Марлон Брандо отправил ее к врачу, когда она испытывала сильную боль, и помог ей выздороветь, поэтому она произнесла речь на «Оскаре», чтобы отплатить ему. [62]
В возрасте 29 лет у нее произошел коллапс легких. [59] После выздоровления она получила степень в Антиохийском университете в области целостного здоровья и питания с упором на индейскую медицину , и именно этой практике она способствовала своему выздоровлению. [9] [106] Сообщалось, что в 1991 году Литтлфезер выздоравливал после радикальной операции по поводу рака. [32] у нее развился рак толстой кишки . В статье 1999 года говорилось, что в начале 1990-х [133]
В 2018 году у Литтлфезер развился IV стадии рак молочной железы . [134] рецидив рака молочной железы, от которого, как сообщалось, в 2012 году она находилась в стадии ремиссии. [11] В интервью 2021 года она сказала, что рак метастазировал в ее правое легкое и что она неизлечима. [59]
Литтлфезер умерла в своем доме в Новато, Калифорния , 2 октября 2022 года в возрасте 75 лет. [135] [136]
Спор о происхождении
[ редактировать ]После смерти Литтлфезера навахо писательница Жаклин Киллер взяла интервью у биологических сестер Литтлфезер Розалинд Круз и Труди Орланди, которые говорят, что их семья не имеет индейского происхождения. Килер пишет, что сестры заявляют, что их отец, родившийся в Окснарде, штат Калифорния, имел мексиканское происхождение и не имел никаких племенных связей, а также не был родственником племени яки в Северной Мексике. [4] [5] Более того, Круз считала, что Литтлфезер сфабриковала коренную идентичность, потому что она считала, что быть коренным американцем более «престижно», чем быть латиноамериканцем. Киллер просмотрел записи о семье Литтлфезера, начиная с 1850 года, и не нашел доказательств местного происхождения. [4] [5] Хотя некоторые из дальней семьи Круза/Литтлфезера, возможно, родились на территории племен Пима / О'одхам в Соноре, Мексика, ученые заявили, что фактические члены племени в этих общинах в то время составляли меньшинство. [4] По словам Лизы Блэк, доцента кафедры истории и исследований коренных американцев и коренных народов в Университете Индианы и гражданки народа чероки , «Килер доказывает, что Литтлфезер была проблемной женщиной, которая делала истории других своими собственными». [137] Племя Паскуа Яки заявило, что, хотя ни Литтлфезер, ни ее родители не были зачислены в члены племени, «это не означает, что мы можем независимо подтвердить, что она вообще не принадлежит к родословной Яки, из Мексики или юго-запада Соединенных Штатов». [137]
Роджер Эберт оспорил индейскую этническую принадлежность Литтлфезер в 2004 году в некрологе Марлона Брандо, заявив, что после ее присутствия на церемонии вручения Оскара ее «опознали как Марию Круз, актрису, которая не была индианкой». Впоследствии он опубликовал письмо, полученное от адвоката Литтлфезера, в котором его просили разъяснить, что Литтлфезер был коренным американцем, а отцом был «яки и апачи Белой горы». В письме адвоката утверждалось, что Круз — ее фамилия по браку. [138] Однако на ее официальном сайте ответ на статью Эберт противоречит адвокату и утверждает, что она родилась Марией Крус. В заявлении Литтлфезер продолжал утверждать, что он яки и апач Белой горы. [13]
Поскольку Литтлфезер был известным активистом, эти обвинения вызвали неоднозначную реакцию. [7] Академик и журналист Дина Гилио-Уитакер , изучающая коренных американцев в США , написала, что правда о лидерах общин «решает», даже если это означает потерю «героя», и что работа, которую проделал Литтлфезер, все еще ценна, но Это необходимость честно рассказать о вреде, причиненном притворщиками , особенно теми, кому удается обмануть так много людей, что они становятся культовыми, как это сделал Литтлфезер. [6] Гилио-Уитакер уточнил: [6]
Стереотип, воплощенный Литтлфезером, зависел от того, что некоренные люди не знали, на что они смотрят, или не знали, что составляет законную идентичность американских индейцев. Существует образец, которому следуют «претенденты»: они эксплуатируют недостаток знаний людей о том, кто такие американские индейцы, увековечивая двусмысленность разными способами. Например, самоидентификация или даже тесты ДНК скрывают тот факт, что американские индейцы имеют не только культурные отношения с конкретным племенем и Соединенными Штатами, но и юридические. Претенденты редко могут назвать имена людей, с которыми они связаны в сообществе коренных народов или в своем генеалогическом древе. Они также просто откровенно лгут. Претендизм особенно распространен в сфере развлечений, издательского дела и научных кругов. [...] Вред наносится, когда ресурсы и даже рабочие места достаются фейкам, а не людям, для которых они предназначены.
— Дина Гилио-Уитакер
Раздавались призывы к пересмотру или удалению выставки, посвященной Литтлфезеру, в Музее кино Академии, а также поднимались вопросы о « приверженности организации исторической точности». [139] Историки и активисты говорят, что обвинения должны «побудить Академию провести расследование и определить, следует ли ей изменить представление Littlefeather в своих галереях или в подкастах и видеоинтервью, размещенных на ее официальном канале». [139] По мере приближения 50-летия появления Литтлфезер на церемонии вручения «Оскара» ее сестры подтвердили, что Литтлфезер все это время имитировала индейскую идентичность. [140] В письме от февраля 2023 года сестра Литтлфезера Труди Орланди попросила Академию убрать дань уважения из ее музейной галереи. [141] По состоянию на 7 марта 2023 г. [update], Орланди еще не получил ответа. [141]
6 марта 2024 года недавно опубликованное исследование показало, что покойная активистка, возможно, имела мексиканские коренные корни, со ссылкой на церковные записи, свидетельствующие о том, что ее прапрадедушка числилась в 1815 году как «Яки криоллос де ла Тьерра». Килер заявила, что эта формулировка не соответствует действительности. не обязательно подразумевают коренное происхождение и что семья могла быть испанскими мигрантами в Мексику. [142]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания | Ссылка. |
---|---|---|---|---|
1970 | Дом мрачных теней | Второстепенная роль | [143] | |
1971 | Банда, которая не умела стрелять метко | Второстепенная роль | [143] | |
1973 | Советник по преступности | Мэгги | Эпизодическое появление | [144] |
1973 | Смеющийся полицейский | Второстепенная роль | В титрах не указан | [145] |
1974 | Халява и боб | Второстепенная роль | В титрах не указан | [145] |
1974 | Суд над Билли Джеком | Пэтси Литтлджон | [146] | |
1975 | Джонни Файерклауд | Неня | [147] | |
1975 | Зимний ястреб | Бледный цветок | [148] | |
1978 | Сбить солнце вниз | Женщина Навахо | [149] | |
2009 | Рил Инджун | Себя | Документальный фильм | [85] |
2018 | Сачин: Нарушая тишину | Себя | Короткометражный документальный фильм | [134] |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Трэвис, Эмлин (22 октября 2022 г.). «Протестующая на вручении премии «Оскар» Сашин Литтлфезер была «мошенницей», — говорят сестры» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ «RIP Сачин Литтлфезер, индейский актер и активист» . АВ-клуб . 3 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Сачин Литтлфезер, произнесший речь Марлона Брандо на церемонии отказа от Оскара, умер в возрасте 75 лет» . WGCU PBS и NPR для юго-западной Флориды . 3 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Киллер, Жаклин (22 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер была иконой коренных народов. Ее сестры говорят, что она была этнической мошенницей» . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 22 октября 2022 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крепс, Дэниел (22 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер солгал о индейском происхождении, утверждают сестры» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 23 октября 2022 года . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гилио-Уитакер, Дина (28 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер и этническое мошенничество – почему правда имеет решающее значение, даже если она [sic] означает потерю героя американских индейцев» . Разговор . Архивировано из оригинала 12 марта 2023 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Хоффман, Джордан (22 октября 2022 г.). «Сестры Сачина Литтлфезера заявляют, что заявление о наследии американских индейцев было мошенничеством» . Ярмарка тщеславия . Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Олсон, Джеймс Стюарт (1990). Исторический словарь 1970-х годов . Издательская группа Гринвуд . п. 232. ИСБН 978-0-313-30543-6 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Снелл, Лиза (26 октября 2010 г.). «Что бы сказал Сашин Литтлфезер?» . Таймс коренных американцев . Архивировано из оригинала 4 октября 2021 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Нордстранд, Дэйв (28 июля 2001 г.). «Шить, чтобы кататься» . Калифорнийский . п. 25. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гилио-Уитакер, Дина (24 ноября 2012 г.). «Недавнее оскорбление на телевидении возобновило дебаты о Сачин Литтлфезер и ее роли в отказе Марлона Брандо от Оскара» . Индийская страна сегодня . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Круз, Мануэль (23 сентября 1966 г.). «Некролог Мануэля Ю. Круса (44 года)» . Калифорнийский . п. 2. Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б О'Кейн, Кейтлин (24 октября 2022 г.). «Сестры Сачин Литтлфазер говорят, что она не была коренной американкой. Актриса и раньше оспаривала подобные утверждения» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ «Крус Сэддлери» . Калифорнийский . 21 октября 1949 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Заместитель Брандо, активист» . Независимый журнал (Сан-Рафаэль, Калифорния) . 29 марта 1973 г. с. 6. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Больше победителей 4-х часов» . Калифорнийский . Салинас, Калифорния. 7 апреля 1962 г. с. 24. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Результаты 4-H Home Ec, перечисленные на ярмарке округа Монтерей» . Калифорнийский . Салинас, Калифорния. 1 сентября 1964 г. с. 3. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «ДеСерпа избран студенческим вице-президентом Хартнелла» . Калифорнийский . Салинас, Калифорния. 2 октября 1964 г. с. 22. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Краткий обзор новостей» . Калифорнийский . Салинас, Калифорния. 19 апреля 1968 г. с. 13. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сипли, Майкл (24 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер: факт или вымысел? Музею Академии нужен экспонат» . Крайний срок . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 25 октября 2022 г.
По ее собственным свидетельствам, большая часть которых, как говорят, дана здесь впервые, Сачин Литтлфезер была глубоко обеспокоенной душой, которая сильно боролась с проблемами идентичности и принятия. По ее собственным словам, она была больной шизофренией и провела год в психиатрической больнице после попытки самоубийства примерно в 19 лет. Она описывала это учреждение как «настоящую адскую дыру, «Гнездо кукушки»». Почти два месяца она описывала это учреждение как «настоящую адскую дыру, «Гнездо кукушки». , она была в кататоническом состоянии, сказала она. Голоса подтолкнули ее к самоубийству. Пара врачей, имена которых она не назвала, использовала ужасающий режим «психодрамы» — они играли ее родителей, в то время как фигуры в черных капюшонах слушали ее в тускло освещенной комнате — чтобы помочь ей восстановить воспоминания о жестоком обращении и заброшенности в детстве. Тогда она принимала торазин, а позже принимала и другие лекарства, рассказал Литтлфезер Стюарту. Был и более поздний эпизод, но ее состояние в основном стабилизировалось благодаря большой помощи индейского сообщества в районе залива Сан-Франциско...
- ^ «Бывшая девушка из Салинаса говорит за Брандо» . Калифорнийский . Салинас, Калифорния. 8 марта 1973 г. стр. 1–2. Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Сачин Литтлфезер моделирует фотосессию» . Архив телевидения района залива . 16 января 1971 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Профиль: Сачин Литтлфезер» . Говорящий лист . 1973. с. 3. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Чейверс, Дин (2009). Расизм в индийской стране . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Peter Lang Publishing, Inc. стр. 48–49. ISBN 9781433103933 .
- ^ Jump up to: а б с Келли, Кен (6–12 апреля 1973 г.). «Эксклюзивное интервью» . Беркли Барб . стр. 2–3, 14. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фортье, Джеймс (25 октября 1997 г.). «Интервью с Сашином Крузом Литтлфизером в Алькатрасе» . Архив телевидения района залива . Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ «Сачин вырос в Салинасе» . Страж Санта-Крус . 29 марта 1973 г. с. 2. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Томас, Боб (3 сентября 1974 г.). «Что случилось с Сачином Литтлфезером?» . Журнал Akron Beacon Journal . п. 16. Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Прибытие Бледного Цветка» . The Daily Inter Lake (Калиспелл, Монтана) . 4 октября 1974 г. с. 1. Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Сачин Литтлфезер однажды приветствовал ковбоев» . Рекорд Колумбии . 14 декабря 1974 г. с. 24. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Смит, Джоан (3 июля 1988 г.). «Однажды молодой, индеец навсегда» . Ревизор Сан-Франциско . п. 239. Архивировано из оригинала 3 июня 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Штраус, Боб (3 апреля 1991 г.). «Литтлфезер отбрасывает воспоминания об Оскаре и находит новые танцы» . Окленд Трибьюн . п. 23. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Райли, Майлз (17 мая 1976 г.). «Телепрограмма «Я верю: отец Гарри Шлитт и Сашин Литтлфезер» . Калифорния раскрыта . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Мансо 1994 , с. 772.
- ^ Алайс, Анджела (2005). Создание индейца белого человека: коренные американцы и голливудские фильмы . Издательская группа Гринвуд . п. 193. ИСБН 978-0-275-98396-3 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Мисс Алькатрас выбрана лучшей женщиной-вампиром» . The Daily Report (Онтарио, Калифорния) . 7 ноября 1970 г. с. 16. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Фестиваль американских индейцев» . Ревизор Сан-Франциско . 28 марта 1971 г. с. 204. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Сегодня вечером официальная церемония открытия ярмарки» . Петалума Аргус-Курьер . 21 июня 1972 г. с. 1. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Воскресные превью: На площади» . Окленд Трибьюн . 17 сентября 1972 г. с. 164. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Битовый игрок, который заменил» . Индепендент (Лонг-Бич, Калифорния) . 29 марта 1973 г. с. 2. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «Сан-Франциско: Херб Кан» . Рекламодатель Гонолулу . 28 сентября 1972 г. с. 55. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Пришло время вручения Оскара. Знаете ли вы, где Сачин Литтлфезер?» . Люди . 26 марта 1990 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Зоннеборн, Лиз (2014). Хронология истории американских индейцев . Издание информационной базы . п. 322. ИСБН 978-1-4381-0984-8 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Она разгромила Академию, теперь журнал Playboy» . Утский вестник . 18 октября 1973 г. с. 6. Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Брахман, Джеймс (7 января 1973 г.). «Маленькое перо и макияж для девочек для меньшинств» . Ревизор Сан-Франциско . п. 215. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Индийцы взорвали бюджет Никсона» . Ревизор Сан-Франциско . 8 февраля 1973 г. с. 34. Архивировано из оригинала 17 августа 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Предложения СМИ от женщин» . Отчет СМИ для женщин . 1 (4): 5. 1 мая 1973. Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Получено 19 апреля 2022 г. - через Jstor.org.
- ^ Сильвер, Сэм (23–29 марта 1973 г.). «Здесь растет поддержка Оглаласа» . Беркли Барб . п. 2. JSTOR.28033418 Сообщество . Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Морч, Альберт (1975). «Большой пау-вау-Сачин и Кэп-младший» . Ревизор Сан-Франциско . п. 18. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Молодежь приглашена на конференцию» . Лас-Крусес Сан-Ньюс . 11 октября 1976 г. с. 8. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ "Следовать за" . Чикаго Трибьюн . 4 октября 1976 г. с. 16. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Маккарти, CP (30 марта 1973 г.). «Заместитель Брандо рассказывает, почему в Сан-Франциско» The San Francisco Examiner . п. 1. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Лохте, Дик (6 апреля 1973 г.). «За кулисами церемонии вручения Оскара» . Свободная пресса Лос-Анджелеса . стр. 8, 15. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Штраус, Боб (7 апреля 1991 г.). «Родная дочь: Сачин Литтлфезер помогла все изменить» . Лос-Анджелес Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэлоун, Алисия (2017). Назад и на каблуках: прошлое, настоящее и будущее женщин, работающих в кино . Манго Медиа. п. 82. ИСБН 978-1-63353-618-0 .
- ^ Тейлор, Кейт (25 февраля 2016 г.). «Сачин Литтлфезер, бывший сообщник Марлона Брандо на вручении Оскара, о том, как изменился Голливуд» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Робинсон, Мелия (27 февраля 2014 г.). «Невероятная история о том, почему Марлон Брандо отказался от «Оскара» 1973 года за «Крестного отца » . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «45-я церемония вручения премии Оскар | 1973» . Академия кинематографических искусств и наук . 5 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Роуз, Стив (3 июня 2021 г.). « Я обещал Брандо, что не трону его Оскара»: тайная жизнь Сашина Литтлфезера» . Хранитель . Архивировано из оригинала 17 августа 2022 года . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Томсон, Дэвид (2003). Марлон Брандо . Дорлинг Киндерсли . п. 119. ИСБН 978-0-7894-9317-0 .
- ^ Брандо, Марлон (30 марта 1973 г.). «Эта незаконченная речь на Оскаре» . Нью-Йорк Таймс . п. 39. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уилсон, Эрл (8 декабря 1974 г.). «Сачин: «Ни боевик, ни политик» » . Independent Press-Telegram (Лонг-Бич, Калифорния) . п. 57. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «43 года спустя индейская активистка Сачин Литтлфезер размышляет об отказе от премии «Оскар» Марлона Брандо . Женщины в мире . 27 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Браун и Пинкстон 1988 , с. 141.
- ^ Мартин, Боб (30 марта 1973 г.). «Прокси Брандо неудивительно» . Пресс-Телеграм . п. 42. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Оскар» (2 октября 2008 г.). «Оскар» Марлона Брандо за лучшую мужскую роль за фильм «Крестный отец» » . Ютуб . Архивировано из оригинала 17 февраля 2011 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Гуттман, Дик (24 мая 2017 г.). «Как Роджер Мур помог Сачин Литтлфезер на ее свидании вслепую с историей» . ХаффПост . Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Курсино, Мало (16 августа 2022 г.). «Сачин Литтлфезер: «Оскар» извиняется перед актрисой спустя 50 лет» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Маккормик, Линд (5 марта 1981 г.). «И награда за самое необычное событие во время вручения Оскара достается… (затаившая дыхание пауза)» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Когда вручается «Оскар», зрители выступают» . Ноблсвилльская книга . 7 апреля 1984 г. с. 9. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Лар, Джон (21 марта 1994 г.). «Рождение Оскара». Житель Нью-Йорка .
Шок от победы и поражения — культовая драма американского лотереи, которую ежегодно разыгрывают премии «Оскар» — был ничем по сравнению с закулисным шоком, который пережил Джон Уэйн в 1973 году, когда он услышал женщину, назвавшуюся Сачин Литтлфезер из племени апачей. , объясните, почему Марлон Брандо не смог принять награду за лучшую мужскую роль в фильме «Крестный отец». Шестеро мужчин удерживали Уэйна от того, чтобы он стащил Литтлфезера со сцены.
- ^ Скотт, Вернон (4 апреля 1984 г.). «Мир Скотта: Лучшее выступление зрителей на Оскаре» . Петалума Аргус-Курьер . п. 21. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Авраам, Джефф (18 января 2007 г.). «Интервью Марти Пасетты» . Фонд Телевизионной Академии: Интервью . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Хильцик, Майкл (23 августа 2022 г.). «Колонка: Пытался ли Джон Уэйн напасть на Сашин Литтлфезер на церемонии вручения Оскара 1973 года? Развенчание голливудского мифа» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 23 августа 2022 года . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Неме, Фарран (20 августа 2022 г.). «Джон Уэйн и шестеро охранников: расследование» . Самозваная сирена . Архивировано из оригинала 23 августа 2022 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Брандо, Марлон (30 марта 1973 г.). «Эта незаконченная речь на Оскаре» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Йохансен 2013 , стр. 62.
- ^ Ховард, Джонатан (15 октября 2021 г.). «Клинту Иствуду грозит онлайн-проверка из-за комментария к церемонии вручения премии Оскар 1973 года» . Аутсайдер . Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 года . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Роттенберг, Джош (19 января 2013 г.). «Встреча с Сачин Литтлфезер, спустя 40 лет после ее скандального столкновения с историей Оскара» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Шефер, Стивен (16 марта 2003 г.). «Oscar Watch; Оскар раскланяется за противоречивое наследие» . Бостон Геральд .
- ^ «Индийские термины принадлежат ей, а не Брандо» . Нью-Йорк Таймс . 1 апреля 1973 года. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Уокер, Дэйв (26 августа 2010 г.). «Йоко Оно и Сачин Литтлфезер отправляют Летний телетур в прошлое» . «Таймс-Пикаюн» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2018 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «Некоторые предложения для Сачина» . Ревизор Сан-Франциско . 20 мая 1973 г. с. 9. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «Сачин Литтлфезер рассказывает о внесении в черный список и попытках убийства» . Христианский научный монитор . 9 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рил Инджун: По следам голливудского индейца» . pbs.org . ПБС . 2 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Кляйнер, Дик (6 сентября 1973 г.). «Шоубит» . Сент-Люси Ньюс Трибьюн . п. 6. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ «Word Art — это работа для Грэма» . Майами Геральд . 1 апреля 1973 г. с. 152. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Томас, Декстер (5 февраля 2016 г.). «Познакомьтесь с женщиной, которая отказалась от Оскара Марлона Брандо и вдохновила Джаду Пинкетт-Смит на бойкот» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 17 августа 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Сан, Ребекка (15 августа 2022 г.). «Академия приносит извинения Сачин Литтлфезер за жестокое обращение с ней на церемонии вручения премии «Оскар» 1973 года (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Павел, Лариша (15 августа 2022 г.). «Академия принесла официальные извинения Сачину Литтлфезеру за премию «Оскар» 1973 года: «Я никогда не думала, что доживу до этого дня » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 17 августа 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ «Слезливый Джон Траволта не мог отвлечься от пропавших без вести громких имен «Оскара» In Memoriam» . Лос-Анджелес Таймс . 13 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Кларендон, Дэн (12 марта 2023 г.). «13 диких моментов из истории вручения Оскара» . ТВ-инсайдер . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Дитц, Нанетт Брэдли (19 ноября 2013 г.). «38-я церемония награждения ежегодного кинофестиваля американских индейцев» . Тулалип Новости . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ «Церемония награждения 38-го ежегодного фестиваля американских индийских кино NVTV 2013» . Родное Голосовое ТВ. 21 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 года . Проверено 8 апреля 2022 г. - через YouTube.
- ^ «Средне редкие образы индийского театра» . Утский вестник . 25 июля 1974 г. с. 3. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Получено 8 апреля 2022 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Этот месяц в истории театра» . Американский театр . 1 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 г. Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Фэрроу, Мойра (4 марта 1978 г.). «Конгрессмены США собираются заняться охотой на тюленей» . Ванкувер Сан . п. 7. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Танец в Америке: Песня для мертвых воинов» . Эммис.com . 5 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Песня для мертвых воинов» . nypl.org . Публичная библиотека Нью-Йорка. 5 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Старр, Кевин (13 мая 1978 г.). «Образы индейцев» . Ревизор Сан-Франциско . п. 11. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Пэйтон, Кен (2 июля 1990 г.). «Письмо заставило Манделу осознать тяжелое положение индейцев» . Сакраменто Би . п. 1. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Пакетт, Мэй (22 апреля 2013 г.). «Отпустить индейца: эволюция талисмана Тэма» . Тамские новости . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Родригес, Адриан (12 августа 2020 г.). «Житель Марина приступает к проекту устной истории американских индейцев» . Независимый журнал Марин . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Шнитцер, Линн (21 марта 2001 г.). «Попечители голосуют за сохранение имени Брэйвса в качестве талисмана Высокого Томалеса» . Петалума Аргус-Курьер . п. 6. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Добро пожаловать в круг Катери Сан-Франциско» . Сан-Франциско Катери Серкл . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Сачин Литтлфезер» . Творческая женщина . 8 (3). Губернаторский государственный университет : 47. Осень 1987 г. - через CARLI Digital Collections.
- ^ «Цитата за достижения» . www.chausa.org . Католическая ассоциация здравоохранения США. Архивировано из оригинала 20 марта 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Модельная забота» . Тусонский гражданин . 16 июля 1986 г. с. 19. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Сачин Литтлфезер» . shamanismconference.org . Общество местной и древней мудрости и исцеления. Архивировано из оригинала 18 августа 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Берри, Джейн (15 января 1987 г.). «Индийский путь: традиционная индийская медицина соединяется с наукой в больнице» . Тусонский гражданин . п. 13. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Бринкли-Роджерс, Пол (11 сентября 1985 г.). «Сент-Мэри спонсирует конференцию по традиционной индийской медицине» . Аризона Дейли Стар . п. 38. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Хабберт, Энн О (апрель 2008 г.). «Партнерство католической религиозной системы здравоохранения, медсестер и специалистов традиционной медицины американских индейцев» . Современная медсестра . 28 (1–2): 64–72. дои : 10.5172/conu.673.28.1-2.64 . ПМИД 18844559 . S2CID 30264550 . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Получено 24 апреля 2022 г. - через Taylor & Francisco Online.
- ^ «Празднование 40-летия борьбы со СПИДом» . Блог Британской библиотеки о коллекциях Америки и Океании . 4 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Штраус, Боб (14 апреля 1991 г.). «Индийские активисты настроены оптимистично: Литтлфезер говорит, что «Волки» помогли» . Лидер-Телеграм . стр. 57–58. Архивировано из оригинала 4 мая 2022 года . Проверено 3 мая 2022 г.
Она работала в Центре «Дар любви матери Терезы» в Сан-Франциско и изучала методы глубокой терапии тканей и техники массажа шиацу.
- ^ Латтин, Дон (6 сентября 1997 г.). «Мать Тереза умерла / Район залива был близок ее сердцу» . sfgate.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Йохансен 2013 , стр. 178.
- ^ Уайт, Аллен (24 мая 1990 г.). «Первая леди присоединяется к мемориалу Аллена Уайта» (PDF) . Репортер из района залива . п. 12 . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ «Мари Маргарет Барниц» . Калифорнийский . 12 февраля 1979 г. с. 2. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Траммелл, Робби (19 апреля 1984 г.). «Слова индийского философа оживут в игре» . Дейли Оклахоман . п. 28. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Бендер, Рон (8 июня 1984 г.). «В фильмах по-прежнему стереотипно представлены индейцы, — говорит актер» . Журнал Рапид-Сити . п. 27. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ «Америка до Колумба» . Лос-Анджелес Еженедельник . 17 октября 1991 г. с. 133. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Испытайте историческое празднование Америки до Колумба» . Лос-Анджелес Еженедельник . 24 сентября 1992 г. с. 83. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Заявление Сачина Литтлфезера в Генеральную прокуратуру SD» . Голос женщины лакота. 27 марта 2015 г. – через YouTube.
- ^ «Премия Марлона Брандо» . Международный кинофестиваль «Красная нация» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Дитц, Нанетт (21 ноября 2019 г.). « Мы организовались» после Алькатраса и потребовали перемен» . Индийская страна сегодня . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Оранж, Томми (28 октября 2019 г.). «Дорогой Марлон Брандо» . openspace.sfmoma.org . Открытое пространство музея современного искусства Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Оранж, Томми (28 октября 2019 г.). «Письмо Марлону Брандо о том, как вывести индейца на сцену Оскара» . Нация . Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Смит, Харрисон (3 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер, отказавшийся от «Оскара» Брандо, умирает в 75 лет» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Монтандон, Пэт (12 февраля 1980 г.). «По 75 долларов за штуку» . Ревизор Сан-Франциско . п. 24. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Монтандон, Пэт (17 декабря 1981 г.). «Это моя вечеринка» . Ревизор Сан-Франциско . п. 83. Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Монтандон, Пэт (12 апреля 1980 г.). «По 75 долларов за штуку» . Ревизор Сан-Франциско . п. 24. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ Беннетт, Рэй (7 декабря 1974 г.). «Публикация не была моей причиной для этого» . Виндзорская звезда . п. 41. Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ ЛаСалль, Мик (14 марта 1999 г.). «Обнажённое сердце и…» The San Francisco Examiner . п. 329. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фустер, Джереми (5 марта 2018 г.). «Сачин Литтлфезер, отказавшийся от Оскара за Марлона Брандо, болен раком четвертой стадии» . Обертка . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Сан, Ребекка (2 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер, произнесший речь Марлона Брандо об отказе от Оскара, умер в возрасте 75 лет» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Саперштейн, Пэт (2 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер, активист, который вышел на сцену, чтобы отклонить премию «Оскар» Марлона Брандо, умер в возрасте 75 лет» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Медина, Эдуардо; Левенсон, Майкл (29 октября 2022 г.). «Сачин Литтлфезер и вопрос местной идентичности» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 29 октября 2022 года . Проверено 29 октября 2022 г.
- ^ Роджер Эберт (3 июля 2004 г.). «Брандо был бунтовщиком в кино, персонажем в жизни» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 10 сентября 2005 года . Проверено 25 октября 2022 г.
Литтлфезер позже был идентифицирован как Мария Круз, актриса неиндийского происхождения, что только усугубило его известность. [См. разъяснения относительно г-жи Литтлфезер ниже.]
- ^ Jump up to: а б Росс, Марта (6 марта 2023 г.). «Другой скандал на церемонии вручения Оскара: Академия действительно не хочет говорить о Сачине Литтлфезере» . Страж Санта-Крус . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Росс, Марта (10 февраля 2023 г.). «Странная и печальная история о Сачине Литтлфезере: Иконка подделала индейскую идентичность?» . Новости Меркурия . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Росс, Марта (6 марта 2023 г.). «Другой скандал с Оскаром: Академия действительно не хочет говорить о Сачине Литтлфезере» . Новости Меркурия . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Сан, Ребекка (7 марта 2024 г.). «Притязания Сачина Литтлфезера на коренное происхождение только что стали немного сложнее» . Голливудский репортер . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Штраус, Боб (1991). «Родная дочь» . Чикаго Трибьюн . Чикаго. Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Курти, Роберто (2013). Итальянская криминальная фильмография, 1968–1980 гг . МакФарланд и компания . стр. 79–80. ISBN 978-0-7864-6976-5 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Да Силва, Джордж Батиста (2008). Do Vitascope Ao Imax (на португальском языке). Клуб де Авторс . п. 281. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Кэнби, Винсент (14 ноября 1974 г.). «Экран: «Суд над Билли Джеком», продолжение» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Фишер, Остин; Уокер, Джонни (2016). Грайндхаус: культурный обмен на 42-й улице и за ее пределами . Издательство Блумсбери . п. 209. ИСБН 978-1-62892-749-8 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Хильгер, Майкл (1986). Американские индейцы в кино . Пугало Пресс . п. 155. ИСБН 978-0-8108-1905-4 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Питтс, Майкл Р. (2013). Вестерны: Путеводитель по 5105 художественным фильмам . МакФарланд и компания . п. 310. ИСБН 978-1-4766-0090-1 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Браун, Питер Х.; Пинкстон, Джим (1988). Самый дорогой Оскар: шесть десятилетий скандалов, политики и жадности за вручением премии Американской киноакадемии в Голливуде, 1927–1986 гг . Вечная библиотека . ISBN 978-0-06-096091-9 .
- Йохансен, Брюс Э. (2013). Энциклопедия движения американских индейцев . АВС-КЛИО . «Брандо, Марлон» (стр 60–63 ; . ) , Сачин» (стр. 176–178 . « Литтлфезер ) ISBN 978-1-4408-0318-5 . OCLC 864552064 - через Интернет-архив.
- Мансо, Питер (1994). Брандо: Биография . Книги Гипериона . ISBN 978-0-7868-6063-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стюарт, Жаклин (15 августа 2022 г.). «Устная история Сачина Литтлфезера: Оскар, Марлон Брандо и наследие активизма» . Академия кинематографических искусств . Проверено 19 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Текст, аудио, видео речи на церемонии вручения премии Оскар
- Текст непроизнесенной речи из The New York Times
- Изображение Сачина Литтлфезера, стоящего перед статуей Оскара с заявлением Марлона Брандо на 45-й ежегодной церемонии вручения премии Оскар в Лос-Анджелесе, Калифорния, 1973 год. Los Angeles Times Фотоархив (коллекция 1429). Специальные коллекции библиотеки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Исследовательская библиотека Чарльза Э. Янга , Калифорнийский университет, Лос-Анджелес .
- 1946 года рождения
- 2022 смертей
- Награды Академии
- Активисты из района залива Сан-Франциско
- Актрисы из Калифорнии
- Американские активисты мексиканского происхождения
- Выпускники Американского театра консерватории
- Американцы, считающие себя выходцами из апачей
- Американцы, считающие себя выходцами из яки
- Калифорнийский государственный университет, выпускники Ист-Бэй
- Смертность от рака молочной железы в Калифорнии
- Марлон Брандо
- Члены Движения американских индейцев
- Споры, связанные с коренными американцами
- Люди из Новато, Калифорния
- Люди из Салинаса, Калифорния
- Люди из Сан-Рафаэля, Калифорния
- Американские женщины-активистки
- Выпускники средней школы Северного Салинаса
- Люди, отказавшиеся от гражданства США