Акимел О'одхам
Общая численность населения | |
---|---|
19,921 ± 4,574 (2010) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Аризона ) | |
Языки | |
О'одэм , английский , испанский | |
Религия | |
Римский католицизм , традиционная племенная религия [2] | |
Родственные этнические группы | |
Акимел О'одхам ( о'одхам означает «речные люди»), также называемые пима , — это группа коренных американцев, живущих на территории, состоящей из нынешней центральной и южной Аризоны , а также северо-западной Мексики в штатах Сонора и Чиуауа . Большая часть населения двух нынешних групп Акимел О'одхам в Соединенных Штатах проживает в двух резервациях: Кели Акимел О'одхам в индейской общине реки Гила (GRIC) и Онк Акимел О'одхам на Соленой реке. Индийская община Пима-Марикопа (SRPMIC).
Акимел О'одхам тесно связаны с Ак-Чин О'одхам , образуя в настоящее время индейскую общину Ак-Чин . Они также связаны с собаипури , потомки которых проживают в индейской резервации Сан-Ксавьер или Вак (вместе с тохоно о'одхам), а также в индейской общине Солт-Ривер. Вместе с родственными ему Тохоно О'одхам («Люди пустыни») и Хиа С-эд О'одхам («Люди песчаных дюн») Акимел О'одхам образуют Верхний О'одхам или Верхнюю Пиму (также известную как Пима Альто). .
Короткое имя «Пима», как полагают, произошло от фразы pi 'añi mac или pi mac, означающей «я не знаю», которую они неоднократно использовали во время своих первых встреч с испанскими колонистами. Испанцы называли их пима. [2] [3] Этот термин был принят более поздними носителями английского языка: торговцами, исследователями и поселенцами.
История до 1688 г.
[ редактировать ]Индейцы пима называли себя отама. [6] пока не был зафиксирован первый отчет о взаимодействии с некоренными американцами. Испанские миссионеры зафиксировали деревни Пима, известные как Кина, Эквитуни и Утуритук. Американцы европейского происхождения позже исказили это недопонимание в Пимос, которое было адаптировано для жителей реки Пима. Люди Акимель Оодхам сегодня называют свои деревни Район № 1 – У'с Кехк (Блэкуотер), Район № 2 – Хашан Кек (Стенд Сагуаро), Район № 3 – Гуонг У Ки (Сакатон), Район № 4 – Сантан, Район № 5 – Вах Ки (Каса Бланка), Район № 6 – Коматке ( горы Сьерра-Эстрелла ) и Район № 7 – Колония Марикопа. [7]
Акимель О'одхам (известный антропологам как Пима) — подгруппа Верхнего О'одхама или Верхнего Пима (также известного как Пима Альто ), чьи земли были известны на испанском языке как Пимерия Альта .
Акимел О'одхам жили вдоль рек Хила , Солт , Яки и Сонора в ранчерии деревнях в стиле . Деревни были построены как разрозненная группа домов с семейными группами, разделявшими центральный рамаду и кухню. Вокруг этой центральной площади были построены кисти «Олас Ки:ки» (круглые дома). Оодхам являются матрилокальными людьми : дочери и их мужья живут с матерью дочери или рядом с ней. Семейные группы, как правило, состояли из расширенных семей. Акимел Оодхам также сезонно жили во временных полевых домиках, чтобы ухаживать за посевами.
На языке О'одхам , который по-разному называют О'одхам-ньокки , О'одхам-ньокки или О'отам-ньок, говорят все группы О'одхама. Существуют определенные диалектные различия, но они взаимопонятны, и все группы О'одхэма могут понимать друг друга. лексикографические Между различными группами возникли различия, особенно в отношении новых технологий и инноваций.
Древняя экономика Акимеля О'одхама была в основном натуральной, основанной на сельском хозяйстве, охоте и собирательстве. Они также вели обширную торговлю. Доисторические народы построили обширную ирригационную систему, чтобы компенсировать засушливые условия. [8] Он используется и сегодня. Со временем общины построили и изменили системы каналов в соответствии со своими меняющимися потребностями.
Акимел Оодхам были экспертами в области текстиля и производили замысловатые корзины, а также тканые ткани. До прибытия европейцев их основными военными соперниками были апачи и явапаи , которые время от времени совершали набеги на их деревни из-за конкуренции за ресурсы. Последние племена были более кочевыми, зависели в первую очередь от охоты и собирательства и совершали набеги на более оседлые группы, выращивавшие продукты питания. Они установили дружеские отношения с апачами.
История после 1694 года
[ редактировать ]Первоначально Акимел О'одхам не имел интенсивных колониальных контактов. Первые встречи ограничивались группами, путешествующими по территории, или членами общин, посещавшими поселения на юге. Латиноамериканская эпоха (1694–1853 гг. н.э.) исторического периода началась с первого визита отца Кино в их деревни в 1694 году. Восстание Пима , также известное как Восстание О'одхама или Вспышка Пима , было восстанием народа Пима в 1751 год против колониальных войск в испанской Аризоне и один из крупнейших пограничных конфликтов на севере ранней Новой Испании .
Контакты с мексиканцами были нечастыми во время их правления южной Аризоной между 1821 и 1853 годами. Акимел Оодхам пострадали от завезенных европейских элементов, таких как инфекционные заболевания, к которым у них не было иммунитета, новые культуры (культигены, например, пшеница), и использование инструментов и изделий из металла.
Евроамериканские контакты с Акимел Оодхам в средней части долины Хила увеличились после 1846 года в результате американо-мексиканской войны . Акимел О'одхам торговал и оказывал помощь экспедициям Стивена Уоттса Кирни и Филипа Сент-Джорджа Кука на пути в Калифорнию. После поражения Мексики она уступила территорию нынешней Аризоны Соединенным Штатам, за исключением земель к югу от реки Хила. Вскоре после этого началась Калифорнийская золотая лихорадка , которая побудила американцев отправиться в Калифорнию через территорию Мексики между Месильей и переправами через реку Колорадо возле Юмы , по так называемой « Тропе южных эмигрантов» . Путешественники использовали деревни Акимель Оодхам как оазисы, чтобы восстановить силы после пересечения незнакомых пустынь. Они также купили новые припасы и домашний скот, чтобы проехать через оставшиеся пустыни на запад.
Американская эра (1853–1950 гг. н.э.) началась в 1853 году с покупки Гадсдена , когда США приобрели южную Аризону. Были созданы новые рынки, первоначально для снабжения иммигрантов, направлявшихся в Калифорнию. Зерно было необходимо для лошадей Баттерфилдской сухопутной почты и для военных во время Гражданской войны в США . В результате Акимель Оодхам пережил период процветания. Индийская община реки Хила (GRIC) была основана в 1859 году. Перепись 1860 года зафиксировала деревни Пима как Агуа-Раис , Ареналь, Каса-Бланка, Качанильо , Серрито, Серро-Чикито, Эль-Льяно и Ормигеро . [9]
После Гражданской войны в США многочисленные евроамериканские мигранты прибыли, чтобы поселиться в верховьях вдоль реки Гила, а также в нижнем течении Соленой реки. Из-за их вторжения и конкуренции за скудные ресурсы взаимодействие между группами коренных американцев и евро-американскими поселенцами становилось все более напряженным. Правительство США приняло политику умиротворения и заключения коренных американцев в резервации. Неопределенность и переменная урожайность сельскохозяйственных культур привели к серьезной реорганизации поселений. Создание штаб-квартир агентства, церквей и школ, а также торговых постов в Ваки (Каса Бланка) и Гу У ки (Сакатон) в 1870-х и 1880-х годах привело к росту этих городов как административных и торговых центров за счет других.
К 1898 году сельское хозяйство в рамках GRIC почти прекратилось. Хотя некоторые акимел Оодхам получали пайки, их основным средством к существованию была рубка леса. Первые наделы земли на реке Гила были созданы в 1914 году в попытке разделить общинные земли. Каждому человеку был выделен участок площадью 10 акров (40 000 м²). 2 ) участок орошаемых земель, расположенный в районах, орошаемых проектами Сантан, Агентство, Блэкуотер и Каса Бланка, в восточной половине резервации. В 1917 году размер надела был увеличен вдвое: в него вошли основной участок орошаемой земли и второстепенный, обычно несмежный участок площадью 10 акров (40 000 м²). 2 ) участок пастбищной земли.
Самой амбициозной попыткой исправить тяжелое экономическое положение Акимеля Оодхама стал Закон о проекте Сан-Карлос 1924 года, который разрешил строительство плотины для хранения воды на реке Хила. Он предусматривал орошение 50 000 акров (200 км²). 2 ) Индии и 50 000 акров (200 км²) 2 ) неиндийской земли. По ряду причин проект Сан-Карлос не смог оживить фермерскую экономику Оодхэма. По сути, проект остановил поступление воды в реку Хила, и у Акимел О'одхама больше не было источника воды для сельского хозяйства. Так начались голодные годы. Многие Оодхамы полагали, что эта неправильная и ошибочная политика правительства была попыткой массового геноцида .
На протяжении десятилетий правительство США способствовало ассимиляции, вынуждая Акимел Оодхам измениться почти во всех аспектах их жизни. Однако после Второй мировой войны интерес к племенному суверенитету и экономическому развитию в акимелах о'одхам возродился. Община восстановила самоуправление и признана племенем. Кроме того, они создали несколько прибыльных предприятий в таких областях, как сельское хозяйство и телекоммуникации, а также построили несколько игровых казино для получения дохода. Они начали строить систему доставки воды через резервацию, чтобы оживить свою фермерскую экономику.
Акимел О'одхам и Соленая река
[ редактировать ]Акимел О'одхам («Речные люди») жили на берегах рек Хила и Соленая задолго до контакта с европейцами.
Их образ жизни ( химдаги , иногда переводимый по-английски как Хим-даг) был и остается сосредоточен на реке, которая считается священной. Следует уточнить термин Хим-даг, так как он не имеет прямого перевода на английский язык и не ограничивается почитанием реки. Он охватывает очень многое, поскольку О'одхам хим-даг переплетает религию, мораль, ценности, философию и общее мировоззрение, которые все взаимосвязаны. Их мировоззрение/религиозные убеждения сосредоточены на мире природы, и это широко распространено во всей их культуре.
Реки Хила и Соле в настоящее время пересохли из-за плотин в верхнем течении ( Ирригационный проект Сан-Карлос ), которые блокируют поток и отводят воду неместными фермерами. Это вызвало большое недовольство среди всего Оодхама. Отклонение вверх по течению в сочетании с периодами засухи привело к длительным периодам голода, которые были разрушительным изменением по сравнению с документально подтвержденным процветанием, которое испытывали люди, до тех пор, пока неместные поселенцы не начали более агрессивное земледелие в районах, которые традиционно использовались Акимел Оодхам и Апачи в Восточной Аризоне. Это нарушение прав на воду послужило толчком для длившейся почти столетие судебной тяжбы между индейской общиной реки Гила и правительством США, которая была урегулирована в пользу Акимеля Оодхама и подписана Джорджем Бушем в декабре 2005 года. примечание: иногда в сезон дождей течет Соленая река, хотя и на низком уровне. В течение нескольких недель после 29 декабря 2004 года, когда неожиданный зимний ливень затопил районы, расположенные намного выше по течению (в Северной Аризоне), вода через плотины на реке сбрасывалась с такой скоростью, которая была выше, чем когда-либо с момента заполнения реки. Озеро Темпе-Таун в 1998 году стало поводом для небольшого празднования в индейской общине Солт-Ривер Пима-Марикопа . Утверждается, что отвод воды и введение неместной диеты стали ведущими факторами, способствующими высокому уровню заболеваемости диабетом среди племени Акимель Оодхам.
Современная жизнь
[ редактировать ]По состоянию на 2014 год большая часть населения проживает в признанной на федеральном уровне индейской общине реки Гила (GRIC). В исторические времена большое количество акимелов О'одхама мигрировали на север, чтобы занять берега Соленой реки, где они сформировали индейскую общину Соленой реки Пима-Марикопа (SRPMIC). Оба племени представляют собой конфедерацию двух различных этнических групп, в том числе марикопа .
Внутри народа О'одхам четыре признанных на федеральном уровне племени на юго-западе говорят на одном и том же языке: их называют индейской общиной реки Гила ( Кели Акимел О'одхам - « Люди реки Гила »); индейская община Солт -Ривер Пима-Марикопа ( Онк Акимел О'одхам - « Люди Соленой реки »); Индийская община Ак -Чин ( Ак-Чин О'одхам ); и нация Тохоно О'одхам ( Тохоно О'одхам - «Люди пустыни»). Оставшаяся группа, Hia C-ed O'odham («Люди песчаных дюн»), не признана на федеральном уровне, но проживает по всей юго-западной Аризоне.
Сегодня GRIC — это суверенное племя, проживающее на территории более 550 000 акров (2200 км2). 2 ) земли в центральной Аризоне. Сообщество разделено на семь округов (аналогично штатам) с советом, представляющим отдельные субправительства. Он имеет самоуправление избираемого губернатора (в настоящее время Грегори Мендоса ), вице-губернатора (в настоящее время Стивен Роу-Льюис ) и Племенного совета, состоящего из 18 членов. Совет избирается по округу, число избранных определяется численностью населения округа. Всего зарегистрировано более 19 000 членов.
Индийская община реки Гила участвует в различных предприятиях экономического развития, обеспечивающих развлечения и отдых: три игровых казино, соответствующие поля для гольфа, роскошный курорт и парк развлечений в западном стиле. Кроме того, они управляют различными индустриальными парками, свалками и строительным снабжением. GRIC также занимается сельским хозяйством и управляет собственными фермами и другими сельскохозяйственными проектами. Индейская резервация реки Хила является домом для Марикопы ( Пиипаа, Пиипааш или Пи-Пош - «Люди») и Кели Акимель О'одхам (также Кели Акимель Ау-Аутм - «Люди реки Гила», подразделение Акимел О'одхам). – «Речные люди»).
Индийская община Солт-Ривер Пима-Марикопа меньше по размеру. Здесь также есть правительство избираемого президента и совет племени. Они управляют племенными играми, промышленными проектами, свалками и строительными поставками. Индийская община Солт-Ривер Пима-Марикопа ( SRPMIC ) является домом для Онк Акимель О'одхам (также Онк Акимель Ау-Аутм - «Люди Соленой реки», подразделение Акимел О'одхам - «Речные люди») , Марикопа Легия (называют себя Халихидом Пиипаа или Халичидом Пиипааш – «Люди, живущие ближе к воде», потомки беженца Халчидхома ), Тохоно О'одхам («Люди пустыни») и некоторые Кели Акимел О'одхам (также Кели Акимель Ау-Аутм – «Люди реки Гила», другое подразделение Акимел О'одхам – «Люди реки»).
Индийская община Ак-Чин расположена в долине Санта-Крус в Аризоне. Сообщество состоит в основном из Ак-Чин О'одхам ( Ак-Чин Ау-Аутм , также называемое Пима , другое подразделение Акимел О'одхам — «Речные люди») и Тохоно О'одхам, а также некоторые Ёэме . По состоянию на 2000 год население, проживавшее в общине, составляло 742 человека. Ак-Чин - это слово на языке О'одхам, которое означает «устье реки» или «место, где вода теряется в песке или земле».
Кели Акимель О'одхам и Онк Акимел О'одхам имеют различные экологические проблемы со здоровьем, связанные с упадком их традиционной экономики и сельского хозяйства. У них самая высокая распространенность диабета 2 типа в мире, намного больше, чем наблюдается в других популяциях США. Хотя люди пима не подвергаются большему риску, чем другие племена, они стали объектом интенсивного изучения диабета, отчасти потому, что они образуют однородную группу. [11]
Общая повышенная распространенность диабета среди коренных американцев была выдвинута гипотезой как результат взаимодействия генетической предрасположенности ( экономный фенотип или бережливый генотип ), как предположил антрополог Роберт Феррелл в 1984 году. [11] и внезапный сдвиг в питании в течение последнего столетия от традиционных сельскохозяйственных культур к обработанным продуктам питания, а также снижение физической активности. Для сравнения, у генетически схожих О'одхэмов в Мексике распространенность диабета 2 типа лишь немного выше, чем у мексиканцев, не принадлежащих к О'одхэму. [12]
Таможня
[ редактировать ]Акимел О'одхам придают большое значение именам людей. С десятилетнего возраста и до момента вступления в брак ни мальчикам, ни девочкам не разрешалось произносить вслух свои имена. Индейцы пима считали, что такой поступок принесет неудачу детям и их будущему. Точно так же люди в племени не произносят вслух имена умерших, чтобы избежать неудач и вызвать их духи обратно к живым. Но слово или слова в названии не исчезли из языка. [ нужна ссылка ]
Люди давали своим детям тщательное устное наставление в моральных, религиозных и других вопросах. Их церемонии часто включали в себя заранее подготовленные речи, в которых оратор декламировал отрывки из космического мифа. Особенно важен был такой пересчет при подготовке к войне. Эти речи были адаптированы для каждого случая, но общий контекст был одинаковым. [ нужна ссылка ]
Традиционно пимы жили в хижине из глины и соломы, как это видели первые европейско-американские поселенцы, рискнувшие проникнуть в их страну: [13]
Их дома представляют собой джакалы , хижины, сделанные из циновок тростника, разрезанных пополам и построенные в форме свода на арочных палках. Сверху они покрыты циновками, достаточно толстыми, чтобы противостоять непогоде. Внутри у них есть только петата, на которой можно спать, и тыквы, в которых можно носить и хранить воду.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Бюро переписи населения США, Опрос американского сообщества 2011 г., http://factfinder.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_10_1YR_B02005&prodType=table . Архивировано 12 февраля 2020 г., archive.today .
- ^ Jump up to: а б Притцер, 62 года
- ^ Аавтам. «Истории Пима о начале мира». Антология американской литературы Нортона . 7-е изд. Том. А. Нью-Йорк: WW Norton &, 2007. 22–31. Распечатать.
- ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. п. 10. ISBN 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Также Аатам [4] или Атам-акимулт . [5]
- ^ О племени: Районы , веб-сайт реки Хила; по состоянию на 28 декабря 2013 г.
- ^ Карл Уолдман (2006). Энциклопедия индейских племен . Издательство информационной базы. п. 4. ISBN 978-0-8160-6274-4 . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Марикопа оккупировала еще два, Уэсо Парадо и Сакатон. Джон П. Уилсон, Народы Средней Гила: Документальная история пима и марикопа, 1500–1945 гг ., Исследовано и написано для индейской общины реки Хила, Сакатон, Аризона, 1999, стр. 166, таблица 1
- ^ "Дуглас Майлз". Архивировано 1 декабря 2008 года в скейтбордах Wayback Machine Apache . (получено 20 декабря 2009 г.)
- ^ Jump up to: а б Проект «Геном человека» и диабет: генетика диабета II типа . Государственный университет Нью-Мексико. 1997. 1 июня 2006. «Диабет и гены в болезнях» . Архивировано из оригинала 16 июня 2006 года . Проверено 1 июня 2006 г.
- ^ Шульц, Л.О., Беннетт, П.Х., Равуссин, Э., Кидд, младший, Кидд, К.К., Эспарса, Дж., и Валенсия, Мэн (2006). «Влияние традиционной и западной среды на распространенность диабета 2 типа у индейцев пима в Мексике и США», Diabetes Care , 29 (8), 1866–1871. два : 10.2337/dc06-0138 .
- ^ Фонтана, Бернар Л.; Робинсон, Уильям Дж.; Кормак, Чарльз В.; Ливитт, Эрнест Э. (1962). Индийская керамика Папаго . Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, от имени Американского этнологического общества. п. 6. ОСЛК 869680 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ДеДжонг, Дэвид Х (2011). Вынужденные покинуть наши поля, интервью Клэя Саутворта Гила Ривер Пима, 1914 год . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. ISBN 978-1-60781-095-7 .
- Гил-Осле, Джон Пол. «Пиджин Примахаиту Кабеса-де-Вака, О'одхам Нэйшн и Эускальдунак». Журнал Юго-Запада 60.1 (2018): 252–68.
- Хиль-Осле, Хуан Пабло. «Раннее картографирование Пимерии Альта (1597–1770) в Аризоне и Соноре: трансграничный пример». Журнал Юго-Запада 63.1 (2021): 39–74.
- Ортис, Альфонсо, редактор тома. Справочник североамериканских индейцев . Том. 10 Юго-Запад . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1983.
- Притцкер, Барри. Энциклопедия коренных американцев . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN 0-19-513877-5 .
- Шоу, Анна Мур. Прошлое Пимы . Тусон: Издательство Аризонского университета, 1974. ISBN 0-8165-0426-1 .
- Смит-Моррис, Кэролайн. Диабет среди пима: истории выживания . Тусон: Издательство Университета Аризоны, 2006. ISBN 978-0816527328 .
- Уолдман, Карл. Энциклопедия индейских племен . Нью-Йорк: Галочка, 1999.
- Заппия, Натале А. Торговцы и рейдеры: коренной мир бассейна Колорадо, 1540–1859 гг . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины, 2014.