Иитой
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2007 г. ) |

Иитой или Иити в космологии народа О'одхам в Аризоне — создатель и Бог, обитающий в пещере под вершиной горы Бабокивари , священном месте на территории народа Тохоно О'одхам. . О'одхама Устная история описывает, как Иитои привел людей Хохокам на эту землю из подземного мира. Хохокам являются предками как Тохоно О'одхам (людей пустыни), так и Акимел О'одхам (речных людей). Он также отвечает за дар Химдаг — серию заповедей, помогающих людям оставаться в равновесии с миром и взаимодействовать с ним так, как задумано.
Посетителей пещеры просят принести с собой подарок, который обеспечит их безопасное возвращение из глубин.
Имя
[ редактировать ]Пима также называют Иитои Се:хе «Старшим Братом», также «Вот-ага». [ 1 ] Термин Иити — это диалектный вариант, используемый Hia C-eḍ O'odham .
Чаще всего его изображают как Человека в лабиринте, этот рисунок появляется на плетениях и петроглифах О'одхэма . Это позиционирует его у входа в лабиринт . Акимел О'одхам и Тохоно О'одхам считают, что этот лабиринт является лабиринтом жизни, в котором человек путешествует по жизни и сталкивается с различными моментами, которые на него влияют.
Современный внешний вид
[ редактировать ]Мотив «Человек в лабиринте» часто появляется в современных ремеслах и искусстве юго-запада Соединенных Штатов, особенно в кольцах и других ювелирных изделиях мастера Тохоно О'одхама, а также в корзинах ремесленников Акимеля О'одхама. Среди этих групп этот узор был очень популярен с 1900-х годов. В каждом узоре корзины есть «ошибка», называемая дау («дверь»), которая намеренно интегрирована в ее дизайн, чтобы можно было высвободить дух корзины. [ нужна ссылка ]
Похожий символ появляется в качестве ключевого сюжета в HBO телесериале «Мир Дикого Запада» , сопровождаемом легендой, описанной как «старый туземный миф», в которой образ лабиринта частично объясняется как представляющий «сумму человеческой жизни». . Выбор, который он делает, мечты, которых он придерживается».
Он также упоминается в четвертом сезоне сериала «Грань» на браслете, принадлежащем партнеру агента Ли, Роберту Данцигу. Ли передает его агенту Данхэму в знак благодарности за спасение его (Ли) жизни. В более позднем эпизоде, забыв, что это значит, она возвращает его Ли, который напоминает ей, что образ «...это коренной американец. Лабиринт представляет собой жизненный путь, препятствия, правильный выбор, пока мы не обнаружим себя». в центре....дом, место, которому я принадлежу...(Данциг) подарил мне это как напоминание о том, что с ним и его семьей у меня всегда будет дом"
Легенда
[ редактировать ]следующей историей Рассказчики Тохоно О'одэм поделились в конце 1930-х годов с Рут Мюррей Андерхилл , которую она записала в своей книге «Singing For Power» :
Мир был создан Создателем Земли из грязи и пота, которые он соскреб со своей кожи... плоская земля столкнулась с небом с грохотом, похожим на грохот падающих камней, и от них двоих родился Иитой, защитник Папагоса. . У него были светлые волосы и борода. []Иитой и Создатель Земли сформировали и заселили новый мир, и за ними повсюду следовал Койот , который ожил несозданным и начал тут же совать свой нос во все. В этом новом мире произошел потоп, и все трое, прежде чем найти убежище, договорились, что тот из них, кто первым выйдет на поверхность после спада вод, должен стать их лидером и иметь титул Старшего Брата. Первым появился Создатель Земли, создатель, а затем Иитои, но Иитои настоял на этом титуле и принял его. [] Иитои «воспитывал людей, как детей» и обучал их искусству, но в конце концов он стал недобрым, и они убили его.... Но Иитои, хотя и был убит, обладал такой большой силой, что снова ожил. Затем он изобрел войну. Он решил смести землю с созданных им людей. [] Ему нужна была армия, и для этой цели он ушел в подполье и воспитал папагос. [] Они живут на земле, усеянной внушительными руинами, принадлежавшими... Хохокумам, «людям, которые ушли». [] Иитои погнал их, кого на север, кого на юг... «У Иитои на все была своя песня». Хотя его люди сражались, Иитои подтвердил свои усилия, повергнув врага в слепоту и беспомощность. [] Иитой ушел из мира и живет, маленький старик, в горной пещере. Или, возможно, он ушел в подполье.
Устная история
[ редактировать ]Согласно устной истории О'одэма, конструкция лабиринта изображает опыт и выбор, которые люди делают на своем жизненном пути. Посреди «лабиринта» человек находит свои мечты и цели. Когда человек достигает центра, у человека появляется последняя возможность (последний поворот в замысле) оглянуться назад на сделанный выбор и пройденный путь, прежде чем Бог Солнца приветствует нас, благословляет нас и передает в следующий мир.
Как рассказала Альфретта Антоне:
Старший Брат жил в лабиринте... и причина, по которой он жил в лабиринте, заключалась в том, что... Я думаю, как бы это сказать... волшебник или, ох, знахарь, который может исчезнуть и который может делать разные вещи. , исцелял людей и тому подобное... это был Старший Брат... Се:он... они звали его... он жил там... но у него было много врагов, поэтому он сделал это, и чтобы живя там, люди заходили туда, но не могли его найти... они разворачивались и уходили обратно.
Но в реальной жизни... когда вы смотрите на лабиринт, вы начинаете сверху и входите в лабиринт... ваша жизнь, вы спускаетесь вниз и затем достигаете места, где вам нужно развернуться... может быть, в вашей в собственной жизни ты падаешь, что-то происходит в твоем доме, тебе грустно, ты поднимаешься и идешь по лабиринту... ты идешь все дальше и дальше... там так много мест, что ты мог бы... может быть у тебя ребенок умер... а может кто-то умер, или ты останавливаешься, падаешь и тебе плохо... ты встаешь, оборачиваешься и иди снова... когда ты дойдешь до середины лабиринта... тогда ты увидишь Бога Солнца, и Бог Солнца благословит тебя и скажет, что ты сделал это... вот тогда ты умрешь.
Лабиринт - символ жизни... счастья, печали... и ты достигаешь своей цели... там есть мечта, и ты достигаешь этой мечты, когда добираешься до середины лабиринта... так я и был сказал, мои бабушка и дедушка рассказали мне, что такое лабиринт. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вудс, Кли (июль 1945 г.). «Я нашел пещеру бога пима» (PDF) . Журнал Desert : 8–10. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2011 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Грайдер, Роберт; Майерс, Джон Л., ред. (1988). Индейцы Соленой реки Пима-Марикопа: легенды, размышления, история, будущее . Размышления жизни. п. 29. ISBN 9780929690001 . Проверено 15 марта 2020 г.
- Майерс, Джон и Роберт Грайдер. индейцев Соленой реки Пима-Марикопа , Inc., 1988. Размышления жизни
- Андерхилл, Рут Мюррей. Пение ради власти. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1938.