Jump to content

Койот (мифология)

(Перенаправлен из койота в мифологии )
Койот каноэ, в традиционной истории

Койот является мифологическим персонажем, общим для многих культур коренных народов Северной Америки , основанного на животном койоте ( Canis Latrans ). Этот персонаж обычно является мужским и, как правило, является антропоморфным , хотя у него могут быть некоторые физические особенности, подобные койотам, такие как мех, заостренные уши, желтые глаза, хвост и тупые когти. Мифы и легенды, которые включают в себя койот, варьируются от культуры к культуре.

Роль Койот принимает традиционные истории, разделяет некоторые черты с фигурой ворона в других культурах.

Койот - это дух опекуна «Coyoteway», одной из церемоний лечения навахо . Церемония предназначена для восстановления гармоничных отношений пациента с Койотом и миром, а также для возвращения к хорошему здоровью.

По культуре

[ редактировать ]
Койот (canis latrans), животное , на котором основаны мифы

Койот представлен в мифологии ряда коренных культур Америки , в том числе:

Калифорния

[ редактировать ]

Койот представлен в мифологии многочисленных народов из района, охваченного современным государством Калифорния, включая Ахомави и Атесугеви , [ 1 ] Чумаш , [ 2 ] Diegueños , [ 3 ] Gallinonomonero , [ 4 ] Хуаненьо , [ 5 ] Руки , [ 6 ] Луизньо , [ 7 ] Майду , [ 8 ] Мивук , [ 4 ] Помо , [ 9 ] Рамсен , [ 10 ] Шаста , [ 11 ] Синьоне , [ 12 ] Wappo , [ 13 ] @The , [ 14 ] и йокуты . [ 10 ] Во многих из этих историй он является главным священным персонажем с божественными творческими способностями; В других он злой и часто комичный трюк. В некоторых историях он сочетает в себе обе роли.

Примером является миф о Майду, в котором говорится, что в начале времени, первичное существо, называемое земной производителем, плавает на бесконечных водах, когда Койот зовет его. Вместе они поют, чтобы создать мир. После того, как он завершен, и создатель Земли создал людей, Койот клянется испортить мир и представить ему зло. Земля приказывает людям уничтожить койота, но, несмотря на все свои усилия, Койот использует сверхъестественную хитрость, чтобы перехитрить их. В конце концов, производитель Земли вынужден признать, что сила Койота равна его собственной. [ 8 ] [ 15 ]

Общей темой является койот, приносящий пользу человеческому сообществу, организуя кражу огня или солнца, от сверхъестественных существ, которые держали его для себя; В этих мифах его изображают как благодетель народа. [ 9 ] [ 6 ] [ 16 ] [ 12 ] [ 15 ] В мифе Шаста Койот спасает мир от десяти злых лун, которые поразили его вечной зимой. [ 11 ] [ 15 ]

В мифе Мивок Койот создает всех животных, а затем призывает их к совету, чтобы обсудить создание людей. Каждое животное хочет, чтобы люди были наполнены своими лучшими качествами, вызывая аргумент. Койот издевается над ними всем, пообещав, что у людей должен быть свое остроумие и хитрость. Каждое животное делает человеческую модель в своем собственном сходстве; Но за ночь Койот разрушает другие модели, так что только его собственная модель оживает. [ 4 ]

Миф о Майду говорит, что, поскольку создатель создавал различных существ из глины, Койот пытался сделать то же самое. Однако, когда он продолжал смеяться, его усилия не оказались хорошо. Создатель предположил, что если он перестанет смеяться, он может добиться большего успеха. Койот отрицал смех - таким образом, сказав первую ложь в мире. [ 17 ]

Некоторые истории изображают койота как воплощение злого лечевица: серийный насильник, который использует хитрость, чтобы напасть на множество жертв, в том числе, например, его собственную свекровь [ 8 ] и его сестра. [ 14 ] Такие сказки могли послужить для укрепления морального кодекса сообщества, используя возмутительный юмор, чтобы изобразить примеры невыносимого поведения.

Отличный бассейн

Койот представлен в «Мифах о Чимхуеви» , [ 18 ] Хорошо , [ 19 ] Shoshone [ 20 ] [ 21 ] и Ute [ 22 ] [ 23 ] народы. В этом регионе большинство историй показывают его как злой и развратный обманщик. Тем не менее, есть некоторые отголоски его божественной роли, выраженной в «Мифе о Калифорнии», в частности, получая огонь для людей. [ 22 ] [ 15 ]

Происхождение лошади

[ редактировать ]

Один из таких мифов из Chemehuevi включает в себя Coyote, привлеченный к помощи других животных, чтобы достичь своих целей. Во второй половине мифа под названием «Койот пошел, чтобы получить материал для корзины», койот заполняет помощь Черного Паука и Паротокитапитси , неизвестного вида птиц, чтобы отомстить небо-реки за то, что они убили его внука. Этот миф также включает в себя Койот, обнаруживший первую лошадь, которая, как оказалось, является его собственным внуком.

Это начинается с того, что внук Койота был послан его матерью, чтобы посмотреть на Койота, и до того, как внук уйдет, ему явно сказано не входить в пещеру, которая находится между домом его матери и домом Койота. Однако после того, как внук некоторое время путешествовал в течение некоторого времени, стал темнеть, а дождь начал падать. Решив не подчиняться обучению своей матери, внук проводит ночь и последующее утро в пещере.

Когда молодежь пробуждается, он обнаруживает, что его голова чувствует себя тяжелой, его руки теперь выглядят совершенно иначе, и он покрыт волосами. Когда он покидает пещеру, к нему приближается какая -то горная овца ( Bighorn Oher ), которые сопровождают его в его пути к дому его дедушки. Когда он достигает дома Койота, Койот видит их, и замечает, что одна из горных овец намного больше, чем остальные. Он планирует убить Большого, прежде чем Вольф скажет ему, что эта горная овца на самом деле является его собственным внуком, и призывает его не только не убивать его, но и кормить большую гонку овец . Койот обязывает и решает убить вместо этого убить некоторых небольших горных овец. После еды его внук уходит, чтобы провести ночь с другими горными овцами, прежде чем вернуться утром. Еще раз, Койот убивает некоторых меньших овец и питает самую большую из них. Этот же процесс повторяется несколько раз, когда койот получает огромное количество мяса.

Однажды утром, однако, большие горные овцы шпионивают от двух неба-вниз-братьев. Старший, зная, кто на самом деле такая горный овцы, планирует оставить его в покое, но младший брат игнорирует предупреждение своего старшего брата и решает убить больших горных овец. После стрельбы по большим горным овцам младший брат обнаруживает, что его большой улов внезапно превратился в мальчика в мокасинах . Два брата затем бьют тело и улетают. На следующее утро Вольф оплакивает потерю своего внука и разрабатывает план мести. Волк говорит Койоту, чтобы спрятать почти всю воду, заставить черного паука вращать сеть, чтобы заполнить дыру неба, и спрятаться возле маленькой воды, все еще открытой с Parotsok ^^ itapitsi с горячим камнем из ямы огня. Койот соглашается с этим планом, но прежде чем он приведет его в движение, он отправляется в то место, где его внук был убит, где он находит немного крови и немного волос, которые он упаковывает в корзину перед отъездом.

Койот просит черного паука сделать сеть из приготовленного сухожилия, и паук соглашается помочь ему. Затем он просит Паротока ^^ Итапитси сопровождать его на краю воды и кричать, когда братья вниз вниз пытаются улететь, чтобы удержать их на месте, и он также соглашается сделать это. В конце концов, оба неба-вниз-брата испытывают жажду и ищут воды, чтобы пить. Младший брат быстро замечает воду, где скрывается Койот, и предполагает, что они приземляются там, чтобы пить, но старший брат знает лучше и говорит своему брату, что именно там прячется Койот, ожидая их. Затем братья пытаются обмануть Койота несколько раз, полетев рядом с водой и сказав: «О, Койот, сидя у жаркой ямы, нагревая камень!» Каждый раз Койот почти показывает себя, думая, что он был обнаружен, но каждый раз, когда Пароток ^^ Итапитси останавливает его, говоря, что братья пытаются его обмануть. Наконец, двое братьев останавливаются, чтобы пить, и в этот момент Койот бросает в них горячий камень, и Parotsok ^^ Itapitsi кричит, пытаясь улететь, и братья попадают в ловушку в Интернете, блокируя дыру неба. Затем черный паук спускается по сети и кусает братьев на шею, и они оба падают на землю.

История заканчивается тем, что Койот отправился туда, где он оставил останки своего внука, только чтобы обнаружить, что его внук был возрожден и исчез. Койот выходит из строя, что его внук стал лошадью из -за того, что вся трава в окрестностях была съедена. [ 24 ]

Мифы и истории Койота также встречаются в культурах районы Плато: Чинукан (включая народ Вишрам и Малтнома ), [ 25 ] Блаженство , [ 26 ] Nez Perce , [ 27 ] Nlaka'pamux . , Syilx (Okanagan , St'at'imc , Tsilhqot'in и Yakama ) [ 28 ]

Одна история из Чинукана описывает попытки Койота поймать лосося. После повторных неудач Койот отвергает, и его собственные фекалии начинают оскорблять его. В конце концов, его фекалии перестают оскорблять его и предлагают подробный совет не только для того, чтобы ловить лосося, но и для подготовки рыбы, как только он их получит. Койот некоторое время добивается успеха, прежде чем он снова начнет потерпеть неудачу. Койот останавливается и, как и прежде, снова испражняется. Эта партия фекалий говорит Койоту, что есть еще больше аспектов, которые он должен учитывать при рыбалке, включая конкретные инструкции по конкретному географическому положению. История заканчивается тем, что Койот наконец понимает, как правильно ловить рыбу, но полностью истощенную. [ 29 ]

SK'ELEP - это традиционная фигура Tickster в мифологии Secwepemc . Он представлен во многих легендах и имеет много сил, в том числе способность умереть и возвращаться к жизни. Как и животное, к которому предписан его персонаж, он очень умный. Но, как и все умные существа, он также может иметь свои глупые моменты и может сделать символические ошибки, у которых люди могут учиться. Согласно одной истории, он однажды решил, что должен забраться на дерево и вращать сеть, как паук. Единственным результатом этой ошибочной идеи было то, что он оставил сгустки своих волос на дереве. Эти волшебные волосы, однако, стали Виллой , языком Secwepemc для вида лишайника . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]

В некоторых других культурах салиша Койот вошел в дерево по другим причинам; Например, в культуре Колвилла-Оканагана его бросили на дерево некоторыми лебедями, которые он схватил на охоте. В этой истории также, однако, его волосы стали лишайкой для волос. [ 33 ]

Между реками Фрейзера и Колумбии уроженцы этого района содержали истории Койота в их мифологии творения. Койот сыграл ключевую роль в изменениях между миром животных и растений, в мир, где люди тоже бродили. "Люди того времени, хотя у них была человеческая форма, были действительно животными, одаренными волшебными способностями. В мир появился определенные трансформаторы, величайшими из которых были койот и старик, которые по порядку ставили землю, давая горы и долины их нынешние аспекты и преобразование злых среди них, и это были существа, которые древние жители мира в формы животных, которые все еще являются их; [ 34 ]

Юго -запад

[ редактировать ]

Койот также появляется в традициях Jicarilla Apache . В мифологии Тохоно О'Одхэма народа Аризоны он появляется в качестве сотрудника культурного героя Монтесумы . Койот также появляется как обманщик в рассказах о людях Тохоно О'Дхэма . Как рассказывал коллектив туземцев в О'Одхэм-создании и связанных соревнованиях- койот женится на жены, красных гонщика змей и койота, черепах и койота, а также многих других историй о койоте, имеющих дело в его обычном сочетаниях добрых жестов с хитрыми поворотами и и Сведуемые мотивы. [ 35 ]

Он появляется с ключевой ролью в мифе о создании народа навахо северной Аризоны. «Народ навахо считает, что мир построен в последовательности историй, пятая часть из них - земля, на которой люди сейчас живут. Легенда об этом племени, разделится на четыре эпизодических рассказа: первая из которых, эпоха начала, Рассказывает восхождение предшественников жителей Земли от истории до истории подземного мира и их последнего появления на Земле » [ 34 ] Поскольку история разрабатывает Койот направляет людей на землю, в то время как Барсук продолжается в подземный мир. «Однажды они увидели, как небо наклонилось, а земля поднималась, чтобы встретить его. . "

Он также появляется в легенде о Апаче Белой горы , «Койот борется с куком высоты» (вариант темы дремедения ) и в аналогичных легендах Zapotec и Пополуки Мексики. [ Цитация необходима ]

Койот играет важную роль во многих рассказах в мифах Дине ( Навахо ); См. Койот (мифология навахо) .

Функциональные родственники

[ редактировать ]

Койот сравнивается как с скандинавским Локи , так и с Прометеусом , который поделился с Койотом, уловлен, когда украл огонь из богов как дар для человечества, и Ананси , героя мифологической культуры из западной африканской мифологии. В Евразии, а не койоте, лиса часто фигурируется в качестве героя Трикстера, начиная от рассказов Kitsune (Fox) в Японии до цикла Рейнарда в Западной Европе.

Клод Леви-Страусс , французский антрополог предложил структуристскую теорию, которая предполагает, что Койот и Кроу получали мифический статус, потому что они являются медиаторными животными между жизнью и смертью. [ 36 ]

Реализация и сохранение языка

[ редактировать ]

Койот фигурирует в ряде коренных языковых и культурных и сохраненных проектов в Северной Америке. Например, народ Secwepemc индийской группы Kamloops в Камлупсе , Британская Колумбия , назвали свою недавно открытую начальную школу Sk'lep School of Excellence, в то время как образовательные веб-сайты, такие как один соавтор, спонсируемый индийской группой Neskonlith Indian of Chase, British Колумбия заметно показывает истории о Sk'lep . [ 32 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Диксон, Роланд Б. (апрель 1908 г.). "Ахомави и Ахомави сказки" Журнал американского фольклора 21 (81): 159–177. doi : 10.2307/534634 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   534634 .
  2. ^ Блэкберн, Томас С., изд. (1980). Декабрьский ребенок: книга устных повествований Чумаша . Калифорнийский университет. ISBN  9780520040885 .
  3. ^ Буа, Констанс Годдард Дю (июль 1901 г.). «Мифология дигиеноса». Журнал американского фольклора . 14 (54): 181–185. doi : 10.2307/533630 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   533630 .
  4. ^ Jump up to: а беременный в Берри., Джадсон, Кэтрин. Мифы и Легенды Калифорнии и Старого Юго -Запада . ISBN  978-1153643757 Полем OCLC   606221450 . {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Kroeber, AL (1925) [1919]. Справочник индейцев Калифорнии . Бюро американской этнологии.
  6. ^ Jump up to: а беременный Пауэрс, Стивен (1877). Племена Калифорнии . Вашингтон: вклад в этнологию Северной Америки.
  7. ^ Буа, Констанс Годдард Дю (январь 1906 г.). «Мифология индейцев миссии». Журнал американского фольклора . 19 (72): 52–60. doi : 10.2307/534762 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   534762 .
  8. ^ Jump up to: а беременный в Диксон, Роланд Б. (1912). Майдус тексты . Публикации Американского этнологического общества.
  9. ^ Jump up to: а беременный Барретт, СА (январь 1906 г.). «Составной миф об индейцах Помо». Журнал американского фольклора . 19 (72): 37–51. doi : 10.2307/534761 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   534761 .
  10. ^ Jump up to: а беременный Kroeber, AL (1907). Индийские мифы о Южной Центральной Калифорнии . Калифорнийский университет. OCLC   890498334 .
  11. ^ Jump up to: а беременный Диксон, Роланд Б. (январь 1910). "Мифы Шаста". Журнал американского фольклора . 23 (87): 8–37. doi : 10.2307/534320 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   534320 .
  12. ^ Jump up to: а беременный Кребер, Ал. (Апрель 1919). "Стиноне сказки". Журнал американского фольклора . 32 (124): 346–351. doi : 10.2307/534986 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   534986 .
  13. ^ Кребер, Генриетта Ротшильд (октябрь 1908 г.). "Мифы о ваппо". Журнал американского фольклора . 21 (82): 321–323. doi : 10.2307/534580 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   534580 .
  14. ^ Jump up to: а беременный Sapir, Edward & Dixon, Roland B (1910). Яна пишет вместе с мифами Яны . Калифорнийский университет. {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Керен, Розалинда (2018). Мифы коренных американцев собраны 1636 - 1919 . Говорящий камень. ISBN  9780953745487 .
  16. ^ Merriam, C. Hart (1910). Рассвет мира: мифы и странные сказки, рассказанные индейцами Мевана (Мивок) Калифорнии . Кливленд: Артур Х. Кларк Ко.
  17. ^ ЛИМИНГ, Дэвид. «Койот», Оксфордский компаньон мировой мифологии , издательство Оксфордского университета, США, 2005 ISBN   9780195156690
  18. ^ Kroeber, AL (апрель 1907 г.). "Горацио Нельсон Ржавчина". Журнал американского фольклора . 20 (77): 153. doi : 10.2307/534662 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   534662 .
  19. ^ Kroeber, Al & Marsden, WL (1972) [1923]. Примечания по северной этнографии . Калифорнийский университет, 1972. {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Лоуи, Роберт Х. (1909). Северный шошон . Американский музей естественной истории.
  21. ^ Сент -Клер, HH & Lowie, RH (1909). Shoshone и Comanche Tales . Журнал американского фольклора. {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Jump up to: а беременный Kroeber, AL (1901). Ute Tales . Журнал американского фольклора.
  23. ^ Мейсон, Дж. Олден (1910). Мифы Уинта . (Журнал американского фольклора).
  24. ^ Лейрд, Каробет (1978). «Происхождение лошади» . Журнал Калифорнийской антропологии . 5 (2): 251–255 - через Escholarship.
  25. ^ «Истории Чинукана» . Архивировано с оригинала 2015-02-09 . Получено 2006-10-02 .
  26. ^ Бесплановые истории
  27. ^ Nez Perce Stories
  28. ^ Другие истории из племен плато
  29. ^ Эллиот, Майкл (декабрь 2003 г.). «Койот приходит в Нортон: коренное устное повествование и американская литературная история». Американская литература . 75 (4): 723–749. doi : 10.1215/00029831-75-4-723 . S2CID   162303256 .
  30. ^ Кроуфорд, С. 2007. Этнолихенология Брайрии Фримонти : мудрость старейшин, экология населения и химия питания . Магистр Тезис, Междисциплинарные исследования: Университет Виктории, Виктория, Британская Колумбия, Канада
  31. ^ Тернер, Нью -Джерси. 1977. Экономическая важность лишайника черного дерева ( Брайория Фримонти ) для индейцев западной Северной Америки. Экон. Бот. 31: 461-470
  32. ^ Jump up to: а беременный «STSEPTEKWLE - Истории Secwepemc» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2004 года . Получено 13 февраля 2016 года .
  33. ^ Траур голубь. 1933. Как Койот случайно приготовил еду черного мха. Истории койотов . Caldwell, Adaho, Caxton Printers, Ltd.: 119-125
  34. ^ Jump up to: а беременный «Справочник по мифологии коренных американцев» . Выбор обзоров онлайн . 42 (9): 42–4987-42-4987. 2005-05-01. doi : 10.5860/выбор.42-4987 . ISSN   0009-4978 .
  35. ^ Фицджеральд, Коллин М.; Бенедикт, Рут; Блэкуотер, Уильям; Ванико, Томас; Ахэль, Клара; Стивенс, Уильям; Веллингтон, Оливер; Кисто; Бахр, Дональд (2002). «Создание и связанные с этим события О'Дхэма, как сказано Рут Бенедикт в 1927 году в прозе, ораторском состоянии и песни Пимаса Уильяма Блэкуотера, Томаса Ваньико, Клары Ахиэля, Уильяма Стивенса, Оливера Веллингтона и Кисто» . Западный фольклор . 61 (3/4): 367. doi : 10.2307/1500436 . ISSN   0043-373X . JSTOR   1500436 .
  36. ^ Леви-Страсс, Клод. Структурная антропология . Транс. Клэр Джейкобсон. Нью -Йорк: Основные книги, 1963. (стр. 224)

9. Купер, парень. «Мифология мира». Мифология мира, Рой Г. Уиллис, Vol. 1, Metro Books, 2012, с. 220–234.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3349bc4d45a2290adc07d2bb6f6af760__1719316440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/60/3349bc4d45a2290adc07d2bb6f6af760.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Coyote (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)