Должно
![]() Он должен быть воином. 1913, сфотографировано Лукуллом В. Маквортером | |
Общая численность населения | |
---|---|
10 851 (перепись 2000 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( ![]() | |
Языки | |
Английский , Ичишкиин Синвит | |
Религия | |
Христианство , индийские религии | |
Родственные этнические группы | |
кликабельность |
Якама , — индейское племя насчитывающее около 10 851 члена, проживающее в основном в восточном штате Вашингтон .
Люди якама сегодня зачислены в признанное на федеральном уровне племя - Конфедеративные племена и банды нации якама . Их индейская резервация Якама , расположенная вдоль реки Якима , занимает площадь около 1,2 миллиона акров (5260 км²). 2 ). Сегодня нацией управляет Совет племени Якама, состоящий из представителей 14 племен.
Многие люди якама занимаются церемониальным, натуральным и коммерческим ловом лосося , стальноголового и осетра в реке Колумбия и ее притоках, в том числе на землях, переданных племенем Соединенным Штатам . [ нужна ссылка ] Их право ловить рыбу на своей бывшей территории защищено договорами и было подтверждено в судебных делах конца 20-го века, таких как Соединенные Штаты против Вашингтона (известное как Решение Болдта , 1974 г.) и Соединенные Штаты против Орегона ( Сохэппи против США). Smith , 1969), хотя более чем столетие промышленного загрязнения США привело к загрязнению этих водных путей опасными уровнями токсичных химикатов. [1] Инициатива бассейна Колумбии направлена на улучшение вылова лосося для этого племени.
Этимология
[ редактировать ]Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения имени Якама. Слова Сахаптина « «Э-як-ма» означают «растущая семья», а Якима» - «беременные». Другие ученые отмечают слово якама, что означает «черный медведь», или я-ки-на, что означает «сбежавший». [2]
Их также называли ваптайнсим, «люди узкой реки», и Пакиутлема, «люди разрыва», что описывает расположение племени вдоль реки Якима . [2] Якама идентифицируют себя как Мамачатпам. [2]
Историческая группа Якама и территории
[ редактировать ]» или «Якама» сначала было собирательным термином для пяти (первоначально шести) региональных групп , говорящих на одном языке или диалекте сахаптина « Якима , также известного как Ichishkíin Sɨ́nwit («этот язык»). Обычно они называли отдельные группы, деревенские группы, местные группы и реки в честь определенного скального образования, своих основных лагерей или в честь важной деревни или места рыбалки.
Английские названия следующих местных рек произошли от Сахаптина: Кликитат, Уматилла, Уолла Уолла, Палауз, Якима, Сатус, Топпениш, Титон и Венатчи (в каждом случае исходный местный термин относился не к самой реке, которая обычно остался безымянным): [3] [4]
- Якама (собственно) или Нижняя Якама (автоним на Якаме: Мамачатпам ) - люди вождя Камиакина : их территория охватывает водораздел реки Нижняя Якима к востоку от Каскадного хребта, поэтому их называли Нижними Якимами, чтобы отличить их от своих собратьев, расположенных вверх по реке. - «Киттиты или Верхние Якама». Поскольку они были самой большой группой населения, их часто называли Якама или собственно Якама . Их земли простирались от Селаха («Тихая вода») и Венаса к северу от сегодняшней Якимы на юг до территории вокруг сегодняшнего Проссера (названного в честь близлежащего водопада Проссер как Таптейл, Тап тут, Топтут - «пороги или водопады»). Все основные реки в этом районе, такие как река Начес, Ахтанум, Топпениш и Сатус-Рикс, являются притоками реки Якима. [5]
- Сила-Хлама (вдоль реки Якима между ручьями Венас и Умтанум, самая северная полоса Нижней Якамы)
- Винас-Хлама (вдоль ручья Венас, «перекрестной реки» между Верхней Якамой и Нижней Якамой)
- Нахчиш-лама («Люди вдоль ревущей воды, т.е. реки Начес») жили вдоль рек Тиетон и Начес (последнее означает «ревущая, бурная или бурная вода»), крупнейшего притока реки Якима. Они были тесно связаны с региональной группой Тайтнапам («Люди реки Титон») к западу от Каскадного хребта.
- Ткайвайчаш-лама / Ткайвайчаш-хлама (вдоль ручья Кович, недалеко от восточных предгорий Каскадного горного хребта)
- Атанум-Хлама («Люди вдоль ручья Ахтанум», названные в честь их территории вдоль ручья Ахтанум , правого притока реки Якима, впадающей в реку Якима сразу выше по течению от хребта Ахтанум антиклинали ( Юнион-Гэп ), их главная деревня Пакиут / Паксутакьюу -t («оба холма вместе или разрыв», «головы соединены») в долине между хребтами Ахтанум и хребтами Гремучей Змеи был самым важным из Нижней Якамы, отсюда и самоназвание этой конкретной местной или деревенской группы как Па'киут ; '-ħlama / Pa'kiut'lĕma («Люди пропасти», букв. «Люди горных вершин, объединяющиеся») был переведен европейцами как Pah-quy-ti-koot-lema / Pakiutlema или как индейцы Узкой реки. всем группам Нижнего Якама, а затем и соседним группам Якама)
- Писко-Хлама / Писко-пум («Люди полыни», вдоль ручья Топпениш на равнинах Топпениш, правого притока реки Якима)
- Си-Хлама (на реке Якима выше устья Топпениш-Крик)
- первый Thápnĭś-ħlama / Thap-pah-nish (также на Топпениш-Крик - Топпениш-Крик был назван в честь Tẋápniš / Txápni-sh («то, что внезапно выходит вперед» или «выступало, торчало», намек на произошедший большой оползень) на хребте к югу от Белого Лебедя, штат Вашингтон — современный город Топпениш в индейской резервации Якима является искажением этого местного термина); это самоназвание было перенесено европейцами как Топпениш для обозначения всех групп Нижнего Якама и соседних групп якама)
- второй Thápnĭś-ħlama / Thap-pah-nish (на Топпениш-Крик к северу от гор Симко (в Якаме: Сим Куве - «спина седла» или «провал между двумя холмами, похожий на спину седла»))
- Симко-Хлама (вдоль ручья Симко в долине Симко, позже здесь был основан форт Симко , этот район, первоначально известный как «Мул-мул», был лагерем для летнего и раннего осеннего сезонов)
- Се'тас-Хлама / Сетасс-лема (на ручье Сатус) [6]
- Таптат-Хлама («Люди у порогов, т.е. водопада Проссер», вдоль реки Якима от устья Сатус-Крик до нынешней Кионы, с ключевым промыслом у водопада Проссер (сегодня: Проссер , в Якаме: Таптейл , Тап тут , Топтут – ″пороги, водопады″; это самоназвание было также перенесено европейцами как Тап-тэйл-лема/Тап-тэйл-мин или его собственный вариант Ваптайл-лема/Ваптайлмим на все нижние якама и соседние группы якама) [7]
- Верхняя Якама или Киттитас (значения слова Киттитас различаются - возможно, «сланцевая порода, белый мел или белая глина», но в любом случае название, вероятно, относится к составу почвы региона) [а] (в Якаме: Пшванвапам / Пш-ван-вап-пам / Пиш-вана-пум - «Люди многих скал» или «Люди каменистой земли», также называемые «Люди речных скал») - вождя Оухи и вождя Квалчана люди : Их территория обычно располагалась к северу от ручьев Венас-Крик и Села, а также вдоль реки Верхняя Якима, поэтому их называли Верхней Якимой в отношении живущих ниже по течению групп Якама / собственно Якама (или Нижней Якама). Они заняли северные притоки реки Якима , река Кле Элум (на Якаме: Ти-эль-Лум - «быстрая вода»), река Тианауэй (на Якаме: Тьявнави-инс - «место для сушки [лосося]»), река Качесс до Венатчи. Горы и Седловины на востоке. Их территория включала три крупных озера Каскадного хребта (с востока на запад): озеро Кле Элум , озеро Качесс («больше рыбы») и озеро Кичелус («немного рыбы»).
- Кликатат / Кликитат (искажение топонима látaxat для ключевого рыболовного промысла у водопада реки Кликитат или ládaxat , название верхнечинукской деревни кликитат, жители которой говорят на кикште, Вишрам, [б] в Якаме: Xwálχwaypam / Qwû'lh-hwai-pûm / X̣ʷáɬx̣ʷaypam - «Люди прерий» или «Люди деревни χwálχway (Селлерова сойка)», расположенной на слиянии рек Кликитат и Литл-Кликкит) - люди вождя Слокиша: Их территория обычно располагалась к северу от реки Колумбия, в истоках рек Коулитц, Льюис, Вашугал, Белый лосось и Кликитат.
- Коулитц Кликитат или группа Кликитат реки Льюис , ошибочно называемая Верхним Коулицом или Коулитцем реки Льюис , иногда Чинук реки Льюис (на Якаме: Тайтнапам / Тайднапам / Тайтинпам - «Люди реки Титон »): Тесно связаны со своими родственниками Якама (Áypaχ-pam) - ″Люди равнин″ или ″Люди устья реки″) к востоку от Каскадов – они постоянно оккупировали и контролировали Верхний Коулиц (щил) над Моссироком, реку Циспус (шишпаш), реку Тилтон (лалалкс), самые верхние бассейны рек Нискуалли и Льюис. Они, по-видимому, вступили в брак с говорящими на салише общинами Нижнего Коулица (на Якаме: Т'лквилипам / λ'квилипам) общинами ниже по течению и свободно путешествовали до устья реки Коулитц (на Якаме: шчил-айпах - «устье реки Коулитц»). ), а также свободно передвигаться по прилегающей территории, контролируемой Якамой, к востоку от Каскадного гребня. Их собственное название Тайтнапам указывает на то, что они первоначально пришли с востока от Каскадов - вдоль реки Титон (на Якаме: Тайтин), отсюда и территория Нахчиш-лама, группы Якама / Нижней Якамы вдоль реки. река Начес ; у них были сильные языковые и семейные связи с этой группой и с Кликататом/Кликкитатом.
- Qw':ltɫa'ma / Qwiilt-lá-ma (оккупировал прерию Моссирок возле Моссирока на восточной окраине прерии Кликитат вдоль реки Верхний Коулитц)
- Lalalxɫa'ma / Лалалх-ла-ма (их главное поселение лалалкс находилось в устье реки Тилтон, которую еще называли лалалкс )
- Васаама (жил вокруг Мортона у подножия Каскадных гор в долине реки Тилтон к юго-западу от горы Рейнир )
- Нукну:ɫa'ma (жил в каньоне реки Коулитц)
- Sw:ktsw'ktɫa'ma / Swikt-swikt-lá-ma (жил сегодня в районе Несики, штат Вашингтон, на озере Рифф, к югу от Мортона и вверх по реке Моссирок, а также в Стальном каньоне, горе Уинтерс и Грин-Маунтин)
- К'впа'ма (жил у водопада Коулитц на реке Коулитц, который был ключевым местом рыболовства)
- Cicpacɫa'ma (жил вдоль реки Цисп)
- Qiyanxuɫa'ma / Q'iyanxw-lá-ma (жил вдоль реки Коулитц, примерно в 7 милях к западу от Кионы, штат Вашингтон )
- Ca'q'kɫa'ma / Shíq'k-lá-ma (жил вдоль ручья Киона, притока реки Коулитц)
- Ванапум / Ванапам («Речные люди»): они жили к югу от Седловых гор по обе стороны реки Колумбия вниз по течению до устья реки Снейк, самое важное поселение, а также рыболовные угодья находились в Прист-Рапидс , в 1953 году было построено Плотина Прист-Рапидс и плотина Ванапум затопили жилые и рыболовные угодья Ванапама, образовав водохранилище озера Прист-Рапидс . Сегодня около 60 Ванапамов все еще живут недалеко от сегодняшних плотин Прист-Рапидс. Пророк-мечтатель Ванапама Смохалла («Мечтатель» или «Проповедник») был самым выдающимся лидером васане («Религия мечтателей») , другими пророками были вождь Хомли (Вала Уолла), Котиакан (Пакиут). -лама (местная группа Нижней Якамы), а также Лишвайлайт и Ашнитлай (оба Кликитат). Среди сторонников были вождь Джозеф и его последователи Нез Персе, а также коренные жители других племен региона.
- Мишалпам (на Якаме: Mical-ɫa'ma - ″ Люди Итонвилля ″, букв. ″ Люди реки Машел ″), позже названный Верхним (Горным) Нисквалли , сегодня также широко известный как Мешал / Ме-Шал / Машел / Мика'л Банд Нискуалли - народ вождя Леши : их территория обычно находилась на западной стороне Каскадного хребта и к северо-западу от родственного Кликатата / Кликитата и охватывала реку Машел , приток Нискуалли, а также долины рек Верхний Нисквалли и Верхний Пуйаллап, достигающие до горы Рейнир (Талол/Такома/Тахома) («больше, чем гора Бейкер ») – вместе с Кликататом/Кликкитатом они заняли долину Охоп в округе Пирс (вокруг современных городов Итонвилл и Рой ); их основной деревней был Башалабш на реке Мешал, недалеко от современного Ла-Гранде, штат Вашингтон . Они вступили в брак с живущими ниже по течению и ближе к побережью южными лушутосидами , говорящими на нискалли (Скуалли-Абш / Ск'алиабш) («Люди пастбищ»), народом прибрежных салишей , перешедшим с Сахаптина на Нисквалли / Ск'алиабш. не позднее XIX в. Вождь Леши (из Башалабша , мать якама) был одним из наиболее важных лидеров во время войны в Пьюджет-Саунде (1855 и 1856 гг.) межплеменного союза побережья Салиш (Нискуалли, Пуйаллап (С'Пуялупубш) и Маклшот ) и Народы сахаптины (мишалпам, кликатат/кликитат и якама).
Их земли лежали в пределах водораздела рек Якима (на Якаме: Таптил — «пороги» из-за водопадов в Проссере, штат Вашингтон ) и по большей части к востоку от Каскадного хребта , к югу вдоль северных притоков реки Колумбия (в Якама: Нчи-Вана – «великая река») (здесь группы якама часто жили в двуязычных деревнях вместе с племенами, говорящими на сахаптинах южной реки/Колумбии: Уматилла, Скин-тьфу/Скин, Тенино/Уорм-Спрингс), до на юго-запад вдоль рек Лоуэр-Снейк и Колумбия (здесь банды якама жили также в двуязычных деревнях вместе с местными группами Чамнапам/Чем-на-пум, Ваюкма и Наксиямпам, говорящими на Нижней реке Снейк-Сахаптин), к северо-востоку простирались их племенные территории. вплоть до реки Венатчи (из-за частых смешанных браков некоторые из изначально внутренних групп венатчи , говорящих на салише, перешли на сахаптин в качестве первого языка), на севере до озер Кле Элум (по названию Верхней Якама / Киттитас Ти-эль- Люм , что означает «быстрая вода», имея в виду реку Кле Элум), озеро Качесс («больше рыбы») и озеро Кичелус («немного рыбы») в истоках реки Якима (с северо-западным населением, говорящим на языке побережья-салиш). Сноквалми банды якама сохраняли семейные связи), на западе через Каскадный хребет до истоков рек Коулитц (щ'ил), реки Льюис ((вл'эт'х) и реки Белый лосось (где также существовали семейные связи с говорящим на побережье-салиш Нижнем Коулитцем и Верхним Чинуканом/Кикшт-говорящим Васко-Вишрамом ).
История
[ редактировать ]

Народ якама похож на других коренных жителей плато реки Колумбия . Они были охотниками и собирателями, хорошо известными торговлей лососем, добытым в ходе ежегодных промыслов в реке Колумбия. В 1805 или 1806 году они столкнулись с экспедицией Льюиса и Кларка в месте слияния рек Якима и Колумбия .
В результате Совета Уолла Уолла [8] и война Якима 1855 года, племя было вынуждено уступить большую часть своей земли и переселиться в свою нынешнюю резервацию. [9] Договор 1855 года определил 14 конфедеративных племен и групп Якама, в том числе «Якама (Нижняя Якама или собственно Якама, автоним: Мамачатпам), Палусе (теперь пишется Палус , название Якамы: Пелуспем), Пискуузе (П'скоза, ныне Венатчи) . ), Венатшапам (имя якама: Винатшапам, теперь Венатчи ), Кликатат (имя якама: Xwálxwaypam или L'ataxat), Клинквит (подтримя якама), Ков-вас-сай-и (имя якама: Ккаасу-и или К'касави) , подплемя Тенино , сегодня Кроу-Бьютт, Вашингтон, напротив Бордмана, Орегон), Ли-ай-вас (не идентифицирован), Скин-тьфу (племя Ск'ин или Пильная лапа, также известное как люди Фолл-Бридж и Рок-Крик или К' миллама, подплемя тенино; возможно, другое якамское название уматиллы, которые были известны как индейцы Рок-Крик), Виш-хам (название якама: Вишшам, ныне Вишрам , говорящий на Верхнем Чинуке (Кикшт) ), [10] Шийки (подплемя якама), Очечотес (Учичол, подплемя Тенино), Ках-милт-пай (Кахмилтпа, К'мил-па или Камил'лма, возможно, подтрибу Кликатат) и Се-ап-кот (Си апкат, возможно, подплемя Киттитас (Верхняя Якама) , автоним Киттитас: Пшванапам или Пш-ван-вап-пам), конфедеративные племена и группы индейцев, занимающие земли, далее ограниченные и описанные и лежащие на территории Вашингтона , которые в целях этот договор должен рассматриваться как одна нация под названием «Якама»…». (Договор с Якама, 1855 г.) Название было изменено с Якима на Якама в 1994 году, чтобы отразить местное произношение. [11]
Язык
[ редактировать ]Якама — северо-западный диалект сахаптинского , языка принадлежащего к группе плато-пенутиан . С конца 20-го века некоторые носители языка утверждают, что для этого языка используется традиционное название Якама — Ичишкин Синвит . Программа племенных культурных ресурсов хочет заменить слово Сахаптин, что означает «чужак на земле». [12]
Известные люди Якама
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Другая интерпретация состоит в том, что хлеб, приготовленный из корня коус, назывался кит-тит. Кос вырос в долине Киттитас. «Таш» принято означать «место существования».
- ^ другая версия происхождения названия племени Кликитат, вероятно, является чинуканским словом, означающим «за пределами» применительно к Скалистым горам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллер, Тони Шик, Майя. «США обещали племенам, что они всегда будут иметь рыбу, но рыба, которую они имеют, представляет собой токсичный риск» . ПроПублика . Проверено 22 ноября 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с «Якама», Энциклопедия индейских племен U*X*L , U*X*L. 2008.
- ^ Холли Ши, MS, RPA «УЧАСТОК ГРИССОМ (45KT301): ОБЗОР И СИНТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТКА» – через www.academia.edu.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Топонимы Сахаптина - Индийские топонимы плато Колумбия: чему они могут нас научить?
- ^ «Торговая палата Большой Якимы :: О Якиме :: Местоположение и история» . www.yakima.org .
- ^ «Федеральный реестр, том 71, выпуск 212 (четверг, 2 ноября 2006 г.)» . www.govinfo.gov .
- ^ «Музей долины Якима: Темные времена, светлые видения» . yakimavalleymuseum.org .
- ^ Трафцер, Клиффорд Э. (осень 2005 г.). «Наследие Совета Уолла-Уолла, 1955 год» . Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 106 (3): 398–411. дои : 10.1353/ohq.2005.0006 . ISSN 0030-4727 . S2CID 166019157 .
- ^ Территории, переданные племенам в штате Вашингтон
- ↑ Юджин Ханн: Антропологическое исследование племени якама: традиционные места добычи ресурсов к западу от гребня Каскадных гор в штате Вашингтон и ниже каскадов реки Колумбия , 11 октября 2003 г.
- ^ «Договор с Якама, 1855 г.» . ИсторияСсылка . 24 апреля 2007 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
Обратите внимание, что хотя в договоре название племени пишется как «Якама», позже написание «Якима» стало обычным и до сих пор используется в названиях реки, округа и города, происходящих от названия племени, но в 1994 году Якима Племя изменило написание своего названия обратно на исходное Племя Якама.
- ^ Биверт, Вирджиния и Харгус, Шэрон Ichishkíin sínwit yakama = Словарь Якимы Сахаптина . Топпениш, Вашингтон: Университет наследия; Сиэтл: совместно с Вашингтонским университетом Press, 2009 г.; 492 стр. OCLC 268797329
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Договор с Якама, 1855 г. , Управление по делам индейцев губернатора штата Вашингтон. По состоянию на 3 сентября 2020 г.
- Рэй Хоард Глассли: Индийские войны на северо-западе Тихого океана , Бинфордс и Морт, Портленд, Орегон, 1972 г. ISBN 0-8323-0014-4
- Хелен Х. Шустер (1990). Якима . Дом Челси. ISBN 1-55546-735-0 .
- Дональд М. Хайнс (1992). Голоса призраков: мифы, легенды, юмор и охотничьи истории индейцев Якима . Паб Грейт Игл. ISBN 0-9629539-2-Х .
- Эй Джей Сплаун (1917). Ка-ми-акин, последний герой Якимов . Kilham Stationery & Printing Co. Интернет-магазин
- нации якама Чтение истории
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии Якамы из цифровых библиотек Вашингтонского университета.
- Центр культурного наследия нации Якама
- Онлайн-шоссе: Индийская нация Якама
- Межплеменная рыбная комиссия реки Колумбия , в состав которой входят племена якама.
- Программа дикой природы страны Якама
- Язык якама
- Рыболовство нации Якама
- Рыболовный проект Якима Кликитат