Венатчи
np̓əšqʷáw̓səxʷ | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Английский , Салишан , Интерьер Салиш | |
Родственные этнические группы | |
Колвилл , Санпоил , Неспелем , Палус , Синикст , Энтиат , Метоу , Южный Оканаган , Синкиусе-Колумбия и нез-персе из банды вождя Джозефа . |
Народ Венатчи или Šnp̍əšqʷáw̉šəxʷi / Np̓əšqʷáw̓səxʷ («Люди посередине») — коренные американцы , которые первоначально жили недалеко от слияния Колумбия и Венатчи рек в центральном штате Вашингтон . Их язык — внутренний салиш (вариант салиша ). Традиционно они ели лосося, крахмалистые корни, такие как камас и бисквит , ягоды, оленину, овец и все остальное, что они могли охотиться или поймать. Река, на которой они жили, Уэнатчи , имела один из самых больших запасов лосося в мире до того, как в нижнем течении Колумбии были построены многочисленные плотины гидроэлектростанций, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, и была их основным источником пищи.
История
[ редактировать ]
Племенное название «Венатчи» имеет якама-сахаптинское происхождение, соседние Якама назвали «Рыбный промысел Венатчапам» Винатша , а конкретную группу Венатчи в этом месте Винатшапам («Люди в Винатше»), венатчи назвали эту группу Синпусккойсох . Поэтому в исторические времена их еще называли «P'squosa/Pisquouse». Индивидуально отличающиеся полосы Wenatchi следующие:
- Стсиламух ( « Люди на глубокой воде, т. е. озере Челан») на выходе из озера Челан ( Цилан – «Глубокая вода»)
- Синтиатккумух (Ntiátq/ Nt'yátkw («Люди из места травянистой воды») вдоль реки Энтиат /Nt'iátkw - «место травянистой воды»)
- Синиалкумух на реке Колумбия между реками Энтиат и Венатчи
- Синкумчимулх ( « Люди в устье реки [Венатчи]») в устье Венатчи;
- Синхахамчимух ; выше Венатчи и
- Синпускойсо . (уже упоминавшийся) в развилке Венатчи, где сейчас стоит город Ливенворт, штат Вашингтон
Они тесно связаны по языку с народами энтиат и челан, а также по браку и культуре с племенами Верхней Якимы.
Иногда Челан ( Ščəl̕ámxəxʷ - «Люди у глубокой воды, то есть озера Челан») и Энтиат рассматривались просто как еще одни банды Венатчи; Энтиат (также известный как: Инти-етук, Интиетукс ) - которые называли себя Šntiyátkʷəxʷ (Синтиа'ткумук/Синтиатккумух) («Люди из места травянистой воды/Гра в воде, т.е. реки Энтиат») и группа Синиалкумух Энтиата часто классифицировались как «Венатчи» или «Псквоза». Более того, челанцы также называли себя Šntiyátkʷəxʷ («Люди из места травянистой воды/Гра в воде, т.е. реки Энтиат»). [ 1 ]
Племя венатчи было гораздо более изолированным до прибытия лошадей, но впоследствии они переняли многие традиции и стиль одежды равнинных индейцев и Спокана к моменту прибытия белых поселенцев были тесно связаны с племенами .
Венатчи (или «П'скоза») не получили земли резервации от федерального правительства - хотя они фактически подписали договор, он так и не был признан и отошел на второй план, когда новые поселенцы переселились на их территорию. Индейцы венатчи в отличие от многих других племен не воевали с новоприбывшими и даже дружили с первыми белыми поселенцами и их семьями. Джени Холлингсворт, одна из первых поселенок, родившаяся в 1911 году, вспоминает, как с любовью росла вместе с дочерью вождя венатчи в районе каньона Наахум, счастливо катаясь на лошадях, пока правительство не решило собрать всех индейцев и поместить их в существующие резервации. Впоследствии большинство современных венатчи проживают в индейской резервации Колвилл , а небольшое количество — в резервации Якама .
Рыболовство Венатчапам
[ редактировать ]Рыбный промысел Венатчапам является важным культурным объектом для народа Венатчи. В настоящее время эта земля включена в состав Национального леса Венатчи в месте слияния рек Венатчи и Сосульного ручья недалеко от Ливенворта . Рыболовство было названо местом резервации в Якамском договоре Совета Уолла-Уолла (1855 г.) , а границы были обследованы и обозначены военнослужащими в последующие годы. После создания и перераспределения земель индейской резервации Колвилл вождь венатчи Джон Хармельт был поддержан Джозефом вождем народа не-персе в лоббировании федеральной защиты прав венатчи на рыболовство. В этот район переехало больше белых поселенцев, что нарушило притязания Венатчи на эту землю, и Великой Северной железной дороге было разрешено построить маршрут через зарезервированную землю. [ 2 ]
Еще одно исследование было заказано в 1893 году, но в процесс вмешался федеральный агент Л.Т. Эрвин, который был связан с поселенцами и железнодорожной компанией. Он попытался предложить вождю Хармельту отдельные участки в горах оставшимся людям венатчи, однако Хармельт настоял на том, чтобы проконсультироваться со своими людьми, прежде чем принимать решение. В его отсутствие Эрвин сообщил вождям племени Якама , что Венатчи продали свои права на землю, а Якама продали свою долю за 20 000 долларов. [ 3 ] [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конфедеративные племена резервации Колвилл - краткая история
- ^ Перейти обратно: а б Шатлер, Нолан (2011). «Взять горькое со сладким» . Экологическое право . 41 (3): 987–1026. ISSN 0046-2276 . JSTOR 26499656 . Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года.
- ^ де Леон, Вирджиния (8 сентября 2003 г.). «Племя тоскует по дому. Дважды обманутые федеральным правительством, Венатчи борются за возвращение исконных земель»; . Обзор пресс-секретаря .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чалфант, Стюарт А. Этноисторические отчеты об использовании и заселении земель аборигенами: индейцы Спокан, индейцы Палус, Колумбия Салиш, Венатчи Салиш . Внутренний Салиш и индейцы восточного Вашингтона, 4. Нью-Йорк: Паб Garland. Инк, 1974. ISBN 0-8240-0782-4
- Гарднер, Грейс Кристиансен. Жизнь среди первых семей Северного и Центрального Вашингтона - красных людей . [Венатчи: The Daily World, 1935.
- Маршалл, Темное прошлое Морин Э. Венатчи . Венатчи, Вашингтон: Мир Венатчи, 2008.
- Шойерман, Ричард Д. Индейцы венатчи: стражи долины . Фэрфилд, Вашингтон: Ye Galleon Press, 1982. ISBN 0-87770-287-X
- Шойерман, Ричард Д., Джон Клемент и Клиффорд Э. Трафцер. Долина Венатчи и ее первые народы: захватывающее величие, невыполненные обещания . Уэнатчи, Вашингтон: Музей и культурный центр долины Венатчи, 2005. ISBN 0-9763591-0-3
- Смайт, Чарльз В. и Прия Хельвег. Краткое описание этнологических объектов Национального музея естественной истории, связанных с культурой венатчи . Вашингтон, округ Колумбия: Управление репатриации, Национальный музей естественной истории, Смитсоновский институт, 1996.