Jump to content

Венатчи

Венатчи
np̓əšqʷáw̓səxʷ
Регионы со значительной численностью населения
 США ( Вашингтон )
Языки
Английский , Салишан , Интерьер Салиш
Родственные этнические группы
Колвилл , Санпоил , Неспелем , Палус , Синикст , Энтиат , Метоу , Южный Оканаган , Синкиусе-Колумбия и нез-персе из банды вождя Джозефа .

Народ Венатчи или Šnp̍əšqʷáw̉šəxʷi / Np̓əšqʷáw̓səxʷ («Люди посередине») — коренные американцы , которые первоначально жили недалеко от слияния Колумбия и Венатчи рек в центральном штате Вашингтон . Их язык — внутренний салиш (вариант салиша ). Традиционно они ели лосося, крахмалистые корни, такие как камас и бисквит , ягоды, оленину, овец и все остальное, что они могли охотиться или поймать. Река, на которой они жили, Уэнатчи , имела один из самых больших запасов лосося в мире до того, как в нижнем течении Колумбии были построены многочисленные плотины гидроэлектростанций, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, и была их основным источником пищи.

Историческая фотография BC Collier. Мужчина с копьем стоит на камнях в реке над ловушкой для рыбы

Племенное название «Венатчи» имеет якама-сахаптинское происхождение, соседние Якама назвали «Рыбный промысел Венатчапам» Винатша , а конкретную группу Венатчи в этом месте Винатшапам («Люди в Винатше»), венатчи назвали эту группу Синпусккойсох . Поэтому в исторические времена их еще называли «P'squosa/Pisquouse». Индивидуально отличающиеся полосы Wenatchi следующие:

  • Стсиламух ( « Люди на глубокой воде, т. е. озере Челан») на выходе из озера Челан ( Цилан – «Глубокая вода»)
  • Синтиатккумух (Ntiátq/ Nt'yátkw («Люди из места травянистой воды») вдоль реки Энтиат /Nt'iátkw - «место травянистой воды»)
  • Синиалкумух на реке Колумбия между реками Энтиат и Венатчи
  • Синкумчимулх ( « Люди в устье реки [Венатчи]») в устье Венатчи;
  • Синхахамчимух ; выше Венатчи и
  • Синпускойсо . (уже упоминавшийся) в развилке Венатчи, где сейчас стоит город Ливенворт, штат Вашингтон

Они тесно связаны по языку с народами энтиат и челан, а также по браку и культуре с племенами Верхней Якимы.

Иногда Челан ( Ščəl̕ámxəxʷ - «Люди у глубокой воды, то есть озера Челан») и Энтиат рассматривались просто как еще одни банды Венатчи; Энтиат (также известный как: Инти-етук, Интиетукс ) - которые называли себя Šntiyátkʷəxʷ (Синтиа'ткумук/Синтиатккумух) («Люди из места травянистой воды/Гра в воде, т.е. реки Энтиат») и группа Синиалкумух Энтиата часто классифицировались как «Венатчи» или «Псквоза». Более того, челанцы также называли себя Šntiyátkʷəxʷ («Люди из места травянистой воды/Гра в воде, т.е. реки Энтиат»). [ 1 ]

Племя венатчи было гораздо более изолированным до прибытия лошадей, но впоследствии они переняли многие традиции и стиль одежды равнинных индейцев и Спокана к моменту прибытия белых поселенцев были тесно связаны с племенами .

Венатчи (или «П'скоза») не получили земли резервации от федерального правительства - хотя они фактически подписали договор, он так и не был признан и отошел на второй план, когда новые поселенцы переселились на их территорию. Индейцы венатчи в отличие от многих других племен не воевали с новоприбывшими и даже дружили с первыми белыми поселенцами и их семьями. Джени Холлингсворт, одна из первых поселенок, родившаяся в 1911 году, вспоминает, как с любовью росла вместе с дочерью вождя венатчи в районе каньона Наахум, счастливо катаясь на лошадях, пока правительство не решило собрать всех индейцев и поместить их в существующие резервации. Впоследствии большинство современных венатчи проживают в индейской резервации Колвилл , а небольшое количество — в резервации Якама .

Рыболовство Венатчапам

[ редактировать ]

Рыбный промысел Венатчапам является важным культурным объектом для народа Венатчи. В настоящее время эта земля включена в состав Национального леса Венатчи в месте слияния рек Венатчи и Сосульного ручья недалеко от Ливенворта . Рыболовство было названо местом резервации в Якамском договоре Совета Уолла-Уолла (1855 г.) , а границы были обследованы и обозначены военнослужащими в последующие годы. После создания и перераспределения земель индейской резервации Колвилл вождь венатчи Джон Хармельт был поддержан Джозефом вождем народа не-персе в лоббировании федеральной защиты прав венатчи на рыболовство. В этот район переехало больше белых поселенцев, что нарушило притязания Венатчи на эту землю, и Великой Северной железной дороге было разрешено построить маршрут через зарезервированную землю. [ 2 ]

Еще одно исследование было заказано в 1893 году, но в процесс вмешался федеральный агент Л.Т. Эрвин, который был связан с поселенцами и железнодорожной компанией. Он попытался предложить вождю Хармельту отдельные участки в горах оставшимся людям венатчи, однако Хармельт настоял на том, чтобы проконсультироваться со своими людьми, прежде чем принимать решение. В его отсутствие Эрвин сообщил вождям племени Якама , что Венатчи продали свои права на землю, а Якама продали свою долю за 20 000 долларов. [ 3 ] [ 2 ]

  1. ^ Конфедеративные племена резервации Колвилл - краткая история
  2. ^ Перейти обратно: а б Шатлер, Нолан (2011). «Взять горькое со сладким» . Экологическое право . 41 (3): 987–1026. ISSN   0046-2276 . JSTOR   26499656 . Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года.
  3. ^ де Леон, Вирджиния (8 сентября 2003 г.). «Племя тоскует по дому. Дважды обманутые федеральным правительством, Венатчи борются за возвращение исконных земель»; . Обзор пресс-секретаря .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чалфант, Стюарт А. Этноисторические отчеты об использовании и заселении земель аборигенами: индейцы Спокан, индейцы Палус, Колумбия Салиш, Венатчи Салиш . Внутренний Салиш и индейцы восточного Вашингтона, 4. Нью-Йорк: Паб Garland. Инк, 1974. ISBN   0-8240-0782-4
  • Гарднер, Грейс Кристиансен. Жизнь среди первых семей Северного и Центрального Вашингтона - красных людей . [Венатчи: The Daily World, 1935.
  • Маршалл, Темное прошлое Морин Э. Венатчи . Венатчи, Вашингтон: Мир Венатчи, 2008.
  • Шойерман, Ричард Д. Индейцы венатчи: стражи долины . Фэрфилд, Вашингтон: Ye Galleon Press, 1982. ISBN   0-87770-287-X
  • Шойерман, Ричард Д., Джон Клемент и Клиффорд Э. Трафцер. Долина Венатчи и ее первые народы: захватывающее величие, невыполненные обещания . Уэнатчи, Вашингтон: Музей и культурный центр долины Венатчи, 2005. ISBN   0-9763591-0-3
  • Смайт, Чарльз В. и Прия Хельвег. Краткое описание этнологических объектов Национального музея естественной истории, связанных с культурой венатчи . Вашингтон, округ Колумбия: Управление репатриации, Национальный музей естественной истории, Смитсоновский институт, 1996.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dfee7c9172ceb34e908ced14c0b6555__1720295460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/55/8dfee7c9172ceb34e908ced14c0b6555.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wenatchi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)