Коулиц люди
![]() Традиционная территория Коулица | |
Общая численность населения | |
---|---|
>4700+ [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Английский , Коулитц , Сахаптин , Чинукский жаргон [ 2 ] | |
Религия | |
традиционная племенная религия | |
Родственные этнические группы | |
Нижний Коулиц : Другие салишские народы Особенно Чехалис и Кино Гора Коулитц : Квайайлк и Уиллапа Тайднапам : Нез Персе и другие сахаптинские народы Особенно Кликитат и Якама. |
Термин «народ Коулиц» охватывает два культурно и лингвистически различных коренных народа северо-запада Тихого океана ; Нижний Коулиц или собственно Коулиц и Верхний Коулиц / Коулитц Кликитат или Тайтнапам. Нижний Коулиц относится к народу салиш юго-западного побережья , который сегодня зачислен в признанные на федеральном уровне племена: индейское племя коулиц , индейская нация кино , [ 3 ] и конфедеративные племена резервации Чехалис . Верхний Коулитц или Тайтнапам — народ, говорящий на северо-западном сахаптине , входящий в состав Конфедеративных племен и банд народа якама .
Их традиционная родина находится в западном штате Вашингтон в США .
Племенные группы или банды Коулиц
[ редактировать ]Продолжается спор о народе Коулиц, его истории, территории, происхождении, этнической принадлежности и языке; что важно для земельных претензий и переговоров по договорам с правительством США потомками Коулица. [ 4 ]
Некоторые ученые полагают, что изначально они были разделены на четыре многоязычные племенные группы и обычно говорили на двух разных диалектах салиша; общий язык коренных народов Западного Вашингтона и Британской Колумбии и один сахаптинский диалект. Однако не каждая группа понимала специфический диалект другой группы, и они преодолели языковой барьер с помощью межплеменного торгового языка, называемого чинукский жаргон . [ 5 ] Сегодня большинство придерживается мнения, что племенной термин «Коулиц» — это региональное собирательное обозначение, применяемое европейцами к различным этнически и языковым группам или группам индейских народов всего бассейна реки Коулитц. [ 6 ]
Это четыре (или две) племенные группы или группы Коулиц:
- Нижний Коулиц или собственно Коулитц («Люди, которые ищут своего духа исцеления») заняли 30 деревень вдоль реки Нижний Коулиц , другие деревни вдоль реки Тутл ; [ 7 ] сегодня большинство из них принадлежит к индейскому племени Коулитц , некоторые являются частью индейской нации Кино и конфедеративных племен резервации Чехалис ).
- Верхний Коулитц , иногда называемый индейцами-стиками , [ 8 ] сегодня идентифицируется как говорящий на сахаптине Тайднапам («Люди реки Титон »), оккупированные и контролирующие четырнадцать деревень вдоль реки Верхний Коулитц (щиил) над Мортоном и Моссироком, другие деревни вдоль реки Цисп (шишпаш) и реки Тилтон. (lalálx) и имели частые контакты со своими родственниками из Верхнего и Нижнего Якама и Кликитата , которые жили на восточной стороне Каскадного хребта и говорили на сахаптинском языке . Они, по-видимому, вступали в брак с говорящими на салише общинами Нижнего Коулица вниз по реке и свободно путешествовали до устья реки. Их собственное имя Тайтнапам указывает на то, что они первоначально пришли с востока от Каскадов - вдоль реки Титон (в Якаме: Тайтин), отсюда и территория Нахчиш -лама , Якама / Нижняя Якама. группа вдоль реки Начес и имела прочные языковые и семейные связи с этой группой и Кликататом / Кликитатом сегодня как Якима Коулитц или Коулитц Кликитат, часть Конфедеративных племен и банд народа якама ; ). [ 9 ]
- река Льюис Коулитц , иногда называемая рекой Льюис Чинук , сегодня считается региональной группой Тайднапама (жила вдоль реки Верхний Льюис и в верховьях реки Нисквалли как соседи своих сахаптинских родственников Мишалпама (Микал-а'ма) (« народ Итонвилля »), букв. «Люди реки Машел») и Кликитат сегодня как группа Кликитат реки Льюис, входящая в состав Конфедеративных племен и групп народа якама ) [ 9 ]
- Горный Коулиц или Квалхиоква Коулитц (жил между рекой Верхний Чехалис на севере и холмами Уиллапа на юге, вступил в брак с говорящими на салише Верхними Чехалисами (Квайайлк) и ныне вымершими северными атапасскими говорящими Виллапами (Квалхиока) ; сегодня часть Конфедеративных племен резервации Чехалис ) [ 10 ] К 1855 году они больше не существовали как независимое племя. [ 11 ]
Язык
[ редактировать ]По сравнению со спором о том, кем были первоначальные люди Коулиц, ведутся споры по поводу исходного языка племен Коулиц. Обычно называемый коулицским языком или Sƛ̕púlmš , он расположен ближе к языку верхнего чехалиса , ближе, чем сам нижний чехалис, к верхнему чехалису, и принадлежит к цамосанской (олимпийской) ветви прибрежной семьи салиш салишанских языков , на нем говорили Нижний Коулиц / собственно Коулиц . Существует спор по поводу оригинального языка групп Аппер-Коулиц и Льюис-Ривер-Коулитц . Вопрос касается того, переняли ли они сахаптинский язык с востока от Каскадных гор , перестали ли они использовать свой первоначальный, наследственный язык и разработали отдельный тайтнапам / Верхний Коулитц / реку Льюис диалект сахаптина , или же они были говорящими на сахаптине людьми из к востоку от Каскадного хребта, которые заняли бассейн реки Верхний Коулитц в результате завоеваний и смешанных браков.
Модест Демерс сообщил, что народность Коулиц свободно говорила на чинукском жаргоне . [ 2 ]
Правительство
[ редактировать ]было Индийское племя Коулиц признано на федеральном уровне 14 февраля 2000 года, и их признание было подтверждено в 2002 году. Теперь они официально признаны федеральным правительством Соединенных Штатов и имеют признанные на федеральном уровне племенные земли (в резервации ) в Риджфилде, штат Вашингтон . Офисы племени находятся в Лонгвью, штат Вашингтон .
Политическая система Коулица развивалась: [ 12 ]
от сильной системы вождей к выборной президентской системе в начале 20 века; и конституционная система выборных советов племен после 1950 года. Вождь Хау-Хау (ок. 1815 г.), вождь Кискокс (ок. 1850 г.), вождь Умтукс (ок. 1850 г.), вождь Сканева (ок. 1855 г.), вождь Ричард Сканева (ок. 1860 г.), а вождь Антуан Стокум [Атвин Стокум] (1878 г.) возглавлял Коулиц в 19 веке. Среди деятелей двадцатого века - вождь Батист Киона (1912 г.), президент Дэн Пламондон (1921 г.), президент Джон Айк Кинсва (1922 г.), председатель Джон Б. Саро (ок. 1925 г.), председатель Джас. Э. Саро (около 1930 г.), председатель Мануал Л. Форрест (1950 г.), председатель Жозеф Клоке (1959 г.), председатель Клиффорд Уилсон (1961 г.), председатель Рой Уилсон (1974 г.), председатель Джон Барнетт (1982 г.), председатель Билл Айалл ( 2008 г.), председатель Фил Харью (2020 г.), председатель Дэвид Барнетт (2021 г.) и председатель Пэтти Кинсва-Гайзер (2022 г.). [ 13 ]
Нынешним председателем Генерального совета племени Коулиц является Уильям Айалл. [ 14 ]
Культура
[ редактировать ]Племя Коулиц было уникальным среди других племен Западного Вашингтона и Орегона тем, что они обычно не имели доступа к соленой воде или побережью, а ресурсы реки Колумбия приносили племени мало пользы. Лосось был важен для их рациона, но не так сильно, как у других племен; поскольку они были опытными охотниками, которые полагались на сбор корней в качестве диетических добавок и использовали лошадей для различных целей.
Племя Коулиц завершило годовой цикл, во время которого они населяли определенные места в определенные сезоны и собирали сезонные культуры, готовясь к холодным зимним месяцам. Сезон начался весной, когда Коулицы покинули свои кедровые дома вдоль реки и ручьев, путешествуя на каноэ и верхом на лошадях, чтобы собрать луковицы камаса, корни, кору и траву для изготовления циновок, рыболовных сетей и плетеных изделий. Затем наступило лето, когда они перебрались в высокогорную страну, чтобы собирать сезонные ягоды. Наконец, последует возвращение осени, когда Коулицы вернутся в свои кедровые дома вдоль реки, чтобы собрать лосося в предстоящем сезоне. Обычно охотой и рыбной ловлей занимались круглый год, но сезонно приходилось собирать только корни и плоды. [ 15 ]
У коулитцев, как и у чинукских племен, существовал обычай уплощать голову; обозначающий знак свободы и интеллекта, подобного интеллекту круглоголовых индийских племен. Индийские матери обычно практикуют уплощение головы новорожденным, пока им не исполнится восемь-двенадцать месяцев; когда голова потеряла свою первоначальную форму. Процесс завершается помещением ребенка на деревянную доску, обычно покрытую мхом или рыхлыми волокнами кедровой коры, затем помещением подушечки между куском гладкой коры, закрепленным через отверстия кожаными ремнями, создавая сильное давление на лоб. . В результате между черепом образуется клин: передняя часть черепа плоская, а макушка приподнята. Эта практика не рассматривалась как вредная для матерей и их детей; на самом деле, некоторые дети плакали, пока их не помещали обратно в устройство для выравнивания головы. [ 16 ]
Компания Cowlitz производила полностью черепичные спиральные корзины с четким геометрическим орнаментом. Их делали из медвежьей травы , корня кедра, корня хвоща и коры кедра и использовали для сбора ягод и фруктов. Пигменты были изготовлены из очень ярких фруктов и овощей, таких как свекла или ежевика. Такие корзины часто ремонтировали и хранили на протяжении многих поколений.
Сегодня Коулитцы продолжают практиковать свою культуру.
История
[ редактировать ]Племя Коулиц исторически базировалось вдоль рек Коулитц и Льюис , а также имело сильное присутствие в Форт-Ванкувере .
Первым белым человеком, который, как известно, связался с Коулицами, был франко-канадец Саймон Пламондон из Квебека. Пламондон был нанят охотником за мехом в форт Астория в возрасте шестнадцати лет. В 1818 году, совершая свое первое путешествие вверх по Коулицу, Саймон был схвачен вождем Сканевеа из Нижнего Коулица . Затем его попросили остаться с племенем Сканева и доказать свою лояльность, обменивая товары на меха. Завоевав доверие племени, он был вознагражден женитьбой на дочери вождя Сканевеи, Тас-е-муте. Когда вождь Сканевеа скончался, Пламондон унаследовал большую часть его земли и поселился со своей женой в прерии Коулитц, где они родили четверых детей: Софи, Саймона-младшего, Терезу и Марианну. Ходят слухи, что Пламондон был женат много раз и очень молод; родив почти 100 потомков. [ 17 ] Пламондон работал в компании Гудзонова залива до 1837 года, а в 1838 году руководил строительством фермы Коулитц под управлением сельскохозяйственной компании Пьюджет-Саунд , сельскохозяйственной дочерней компании компании Гудзонова залива. [ 18 ]
Первым европейцем, который попытался обратить коулитцев в христианство, был Герберт Бивер, англиканец, который поселился со своей женой в форте Ванкувер в 1836 году. с Джоном Маклафлином , главой форта Ванкувер, не позволил паре иметь какое-либо влияние на племя; реализация их практики проходила с большими трудностями. [ 19 ] Когда вспыхнула перемежающаяся лихорадка, Бивер был ответственен за вакцинацию почти 120 коулитцев Льюиса Ривера. [ 20 ] После того, как возникли конфликты с Маклафлином, Бивер и его жена в 1838 году отправились домой в Лондон , чтобы продолжить свою работу. [ 19 ]
Позже в том же году, в декабре 1838 года, католические миссионеры начали посещать племя Коулиц, в том числе Франсуа Н. Бланше , римско-католический священник, который прибыл недалеко от Толедо, штат Вашингтон , и основал миссию Святого Франциска Ксавьера . [ 20 ] Когда-то священник-оптимист, он разочаровался, когда племя Коулиц не полностью погрузилось в католицизм и вместо этого держалось за отложения местной духовности. В ответ на замену отец Модест Демерс продолжил католическое учение и крещение, но продолжал оставаться таким же пессимистичным, как и его прошлый предшественник. [ 19 ] После ухода священника Коулитцы, как сообщается, сказали франко-канадским фермерам: «Мы хотим что-то для них сделать, мы будем работать, строить заборы и делать все, что они от нас пожелают». [ 21 ]
С прибытием американских поселенцев и конфликтами, возникшими из-за претензий на землю, Орегонский договор 1846 года вернул правительству США власть над некогда принадлежавшими британским землям Компании Гудзонова залива. Поскольку британское влияние и франко-канадские звероловы были исключены из поля зрения, новоназначенный губернатор Вашингтона Исаак Стивенс разработал четыре основных договора для переговоров: Пойнт-Эллиот , Пойнт-но-Пойнт , Ниа Бэй и Медисин-Крик . Договор о реке Чехалис, в который входило племя Коулитц , был последними переговорами для Стивенса; его отказ прислушаться к переговорам и опасениям вождя племени привел к тому, что документ так и не был подписан. В это время племя поразила лихорадка, и помощник Стивенса Джордж Гиббс определил, что «Коулитцы, когда-то многочисленное и могущественное племя, теперь незначительны и быстро исчезают». Как следствие [ нужны разъяснения ] Это привело к индейским войнам 1855–1856 годов, в которых армия США была призвана улаживать споры с индейскими племенами. Племя Коулиц сохраняло нейтралитет из-за обещания правительства предоставить земли резервации, если они будут вести себя мирно, но, вернувшись домой, они обнаружили, что их земля разрушена, а имущество украдено. [ нужна ссылка ]
В 1924 году Коулиц направил Фрэнка Айалла в качестве делегата на конгресс по Закону о гражданстве американских индейцев. Он также был делегатом по признанию индейского племени Коулиц, которое получило одобрение Конгресса, но наложило вето со стороны президента Кэлвина Кулиджа.
В 1960-х годах Дейл М. Кинкейд провел интервью и аудиозаписи с Эммой Меспли и Люси Фостер для языка Коулиц, который впоследствии стал значительной частью словаря Нижнего Коулиц, который индейское племя Коулиц использует сегодня.
Племя Коулитц не получало федерального признания до 2000 года. [ 22 ]
Известные люди Коулица
[ редактировать ]- Дэвид Барнетт [ 23 ]
- Джон Барнетт
- Танна Энгдал
- Розали Фиш [ 24 ]
- Дебора Айалл [ 25 ]
- Билл Айалл
- Майк Айалл
- Т. А. Петерман [ 26 ]
- Элисса Вашута [ 27 ] [ 28 ]
- Рой Уилсон
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Племя Коулиц". Центр мировых исследований коренных народов. Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бланше, Франсуа Н. Исторические очерки католической церкви в Орегоне. Портленд: 1878. с. 59.
- ^ "Люди Кино". Индийская нация Кино. Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ «ALRA: Индейцы округа Кларк не были Коулитцем» . www.landrights.org .
- ^ «История индейского племени Коулиц», Роя И. Уилсона и доктора Верна Ф. Рэя, Конференция по претензиям индейцев, 1966 и 1974 гг.
- ^ Юджин Ханн: Антропологическое исследование племени якама: традиционные места добычи ресурсов к западу от гребня Каскадных гор в штате Вашингтон и ниже каскадов реки Колумбия
- ^ «Дух Коулитцев — Их деревни, Часть 1» . www.hometowndebate.com . 2 января 2013 г.
- ^ «Дух Коулитцев: Их деревни, часть вторая» . www.hometowndebate.com . 9 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Другая версия такова: смешанные браки среди племен были обычным явлением. Племена якама и кликитат на восточной стороне Каскадов говорили на сахаптинском языке. Со временем новый диалект сахаптина вошел в обиход племени Верхнего Коулица под названием Тайднапум, который в конечном итоге стал широко использоваться и в Коулице реки Льюис.
- ^ Уилсон, Рой И. Рочон (6 июля 2012 г.). «Дальняя перспектива: история индейского племени Коулиц» . Хроника . Сентралия, Вашингтон . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ «Краткое описание критериев и доказательств предлагаемого поиска индейского племени Коулитц» (PDF) . Бюро по делам индейцев . Министерство внутренних дел США . 12 февраля 1997 г. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2022 г. . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ «Дух Коулица: Общество и политика, часть 1» . www.hometowndebate.com . 24 января 2013 г.
- ^ «Племя Коулиц» . Центр мировых исследований коренных народов . 1994–2013 гг . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ «Индейское племя Коулиц» . www.cowlitz.org .
- ^ Кэрнс, Эд; Роу, Майкл Д., ред. (2003). Роль памяти в этническом конфликте . дои : 10.1057/9781403919823 . ISBN 978-1-349-41240-2 .
- ^ Кейн, Пол (1971). Граница Пола Кейна: в том числе странствия художника среди индейцев Северной Америки . Опубликовано для Музея Амона Картера и Национальной галереи Канады издательством Техасского университета. ISBN 978-0292701106 . OCLC 701742143 .
- ^ «Смерть одного из 100 потомков Траппера, женившегося 19 раз». Вашингтон Пост . 9 апреля 1916 года. ПроКвест 145459202 .
- ^ «Дух Коулица: Саймон Пломондон» . www.hometowndebate.com . 27 марта 2013 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рашфорт, Бретт (осень 2002 г.). « Великий дух был опечален»: Религия и окружающая среда у индейцев Коулиц». Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 93 (4): 188–198. JSTOR 40492750 .
- ^ Перейти обратно: а б Руби, Роберт Х. (2014). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806140247 . OCLC 1020653043 .
- ^ Бланше (1878) с. 73.
- ^ Виггинс, Юджин А. (сентябрь 2007 г.). «Чтобы люди могли жить: путь племени Коулитц к миру и справедливости» . Журнал психологии Тихоокеанского региона . 1 (2): 44–53. дои : 10.1375/prp.1.2.44 . ISSN 1834-4909 .
- ^ «Умер вождь индейского племени Коулиц Дэвид Барнетт» .
- ^ «Спортсменка и активистка Розали Фиш занимается поиском пропавших без вести и убитых» . Журнал UW — Журнал Вашингтонского университета . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Лэнхэм, Том (10 июня 2011 г.). «Дебора Айалл из Romeo Void вернулась с песней «Stay Strong» » . Ревизор Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «Роблин Ролл» . Национальный архив . 15 августа 2016 г. Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Васюта, Элисса (9 июня 2013 г.). «Насколько я был индийцем?», спросили мои однокурсники» . Хроника высшего образования . ISSN 0009-5982 . Проверено 14 апреля 2019 г.
- ^ «Элисса Вашута» . Кафедра английского языка . 5 октября 2017 г. Проверено 14 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фитцпатрик, Дарлин Энн. Мы — Коулиц: индейская этническая принадлежность . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки, 2004. ISBN 0-7618-2609-2 .
- Рэй, Верн Ф. Справочник индейцев Коулиц . Сиэтл: Northwest Copy Company, 1966.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Индийское племя Коулиц , официальный сайт
- Соединенные Штаты. Закон о распределении судебных средств индейским племенем Коулиц [ постоянная мертвая ссылка ] : Отчет (для сопровождения HR 2489) (включая смету расходов Бюджетного управления Конгресса). Вашингтон, округ Колумбия: USGPO, 2003.