Салишские народы
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Британская Колумбия , Вашингтон , Орегон , Айдахо , Монтана | |
Языки | |
Салишанские языки | |
Родственные этнические группы | |
Коренные народы северо-западного побережья Тихого океана |
Народы салиш — коренные народы региона Америки и Канады северо-западной части Тихоокеанского , идентифицированные по использованию салишанских языков , которые произошли от прото-салиша между 3000 и 6000 лет назад. [ нужна ссылка ]
Термин «Салиш» возник в современную эпоху как экзоним , созданный для лингвистических исследований. Салиш — это англизированная версия Селиша, эндонима племен Салиш из резервации Флэтхед . Селиши были самым восточным народом Салиш и первыми, кто установил дипломатические отношения с Соединенными Штатами, поэтому их имя широко применялось ко всем народам, говорящим на родственном языке.
Салишанские языки
[ редактировать ]Люди Салиш (или Салишан) делятся на четыре основные группы: Белла Кула (Нуксалк) , Береговые Салиш , Внутренние Салиш и Цамосан , каждая из которых говорит на одном из Салишанских языков . Группу цамосан обычно считают подмножеством более широкого народа прибрежных салишей.
Среди четырех основных групп народа Салиш зарегистрировано двадцать три языка. По крайней мере пять из них больше не используются, а остальные находятся под серьезной угрозой. Большинство людей, свободно говорящих на салише, — пожилые люди, а более молодые люди встречаются довольно редко. Несмотря на это, предпринимаются постоянные усилия по сохранению языков посредством программ возрождения, запланированных и проводимых различными племенными организациями. В настоящее время группа ученых проводит исследования языков с целью создания справочных материалов и образовательных ресурсов. [1] [2]
Салишским языкам, особенно языкам прибрежных народов, угрожает прежде всего ассимиляция. Государственные программы, такие как канадские школы-интернаты (где языки коренных народов были запрещены), стали основным фактором сокращения числа свободно говорящих на салише. Однако сегодня школы, от средних до университетских, активно пропагандируют знание и использование языков салиш. [3]
Языковое и культурное возрождение
[ редактировать ]В 1988 году демонстрационный проект самоуправления Конфедерации племен Салиш и Кутенай (CSKT) увенчался успехом, и в 1993 году правительство США вернуло полную автономию их племенному руководству. В последующие десятилетия CSKT вернулась к традиционному управлению, при котором старейшины консультировать вождя по племенной политике, культуре и образованию, а племенная политика, в свою очередь, выросла из желания укрепить связи сообщества со своим культурным наследием. [4]
Стремясь к самоидентификации и противодействию последствиям индейской политики прекращения , а именно ассимиляции, в 2016 году племя решило изменить свое название с англизированного «Салиш-Пренд д'Орей» на Селиш-Клиспе. Это изменение было частью более широкого движения за включение большего количества Салишана в повседневную жизнь сообщества.
Для селиш-клиспе язык и культура переплетаются через устные предания, пищевые традиции, садоводство, окружающую среду и духовность. Возрождая язык, они надеются также восстановить свою идентичность, здоровье и культуру. [5]
Усилия сообщества по возрождению языка и культуры Салишана, помимо усилий по преподаванию языка (в некоторых случаях полное погружение в язык без возврата к английскому), включают такие вещи, как виртуальные туры и музеи, такие как Sq. 'éwlets , община Сто:ло-Кост-Салиш в долине реки Фрейзер. [6] Также есть Народный центр-музей. [7] который открылся в 1994 году и в нем проходит вращающаяся выставка культурных артефактов Салиша и Кутенай. Музей дополняется устной традицией рассказывания историй, которая объясняет значение выставленных экспонатов и рассказывает истории людей, живших во времена до и во время европейского вторжения. [7]
Также раздавались призывы к репатриации артефактов среди всех коренных племен Америки в качестве дополнительных усилий по восстановлению истории и культуры.
Паувау
[ редактировать ]Празднование Арли Эспапкейни — это ежегодное пау-вау, проводимое 4 июля, которое проводится Конфедерацией племен Салиш и Кутенай и проводится в Арли, штат Монтана. Он длится несколько дней и включает в себя танцевальные и песенные конкурсы (а также внеконкурсные выступления по пению и игре на барабанах). [8]
В 1884 году BIA (Бюро по делам индейцев) запретило исполнение любых индейских танцев, и поэтому племена танцевали тайно. [8] Новый танец с религиозным влиянием, названный « Танец призраков», начал распространяться от племени к племени со скоростью, которой опасалось правительство США, и в 1890 году в Вундед-Ни было отправлено военное подразделение, чтобы прервать церемонию «Танца призраков» среди сиу. . Около 200 сиу были застрелены в ходе так называемой резни в Вундед-Ни .
Современные пау-вау возникли после перемирия во время Первой мировой войны, когда ветераны коренных американцев вернулись домой с войны; По случаю их возвращения на родину были проведены торжества, включавшие традиционные танцы. С окончанием войны возникло новое чувство общности, а также близость резерваций друг к другу, и в празднованиях начали участвовать соседние племена, а не оставаться исключительно для отдельных племен. [9]
Когда индейцы равнин были переселены в городские районы после Второй мировой войны в соответствии с политикой правительства США, их культура и традиции пошли вместе с ними и получили широкое распространение, поэтому многие танцы и песни пау-вау взяты из традиций равнин. Рассредоточение людей и культуры по крупным общественным центрам также укрепило межплеменные сети, возникшие после Первой мировой войны. [9]
Искусство и материальная культура
[ редактировать ]Салиш плетение
[ редактировать ]Ткачи-салиш использовали как растительные, так и животные волокна. Прибрежные народы Салиш держали стаи шерстистых собак , разводимых ради шерсти, чтобы стричь и прясть волокна в пряжу. Береговой Салиш также использовал шерсть горных коз, пух водоплавающих птиц и различные растительные волокна, включая кору кедра, волокно крапивы, молочай и коноплю. Они комбинировали эти материалы в своем ткачестве. В волокна втирали разновидность белой глины, возможно, с целью извлечения масла из шерсти. [10] Не все одеяла Салиша изготавливались из собачьей шерсти — одеяла простолюдинов обычно изготавливались из растительных волокон. В дизайне плетения Салиш обычно использовались графические узоры, такие как зигзаги, ромбы, квадраты, прямоугольники, V-образные формы и шевроны. [11] [12]
В начале-середине девятнадцатого века торговля мехом привела одеяла из Гудзонова залива на северо-запад Тихого океана. Приток этих более дешевых одеял машинного производства привел к упадку одеял из местной шерсти, производство которых было дорогим и трудоемким. Ткачество Салиша продолжалось в меньшей степени, но ткачи в основном перешли на использование пряжи из овечьей шерсти, привезенной в этот район торговцами, поскольку это было дешевле, чем содержание шерстистых собак, питающихся лососем. [13]
В 1960-х годах произошло возрождение ткачества Салиш, а в 1971 году была создана Гильдия ткачей Салиш . [14]
Использование кедра
[ редактировать ]распространенный на северо-западе Тихого океана, Западный красный кедр, был жизненно важным ресурсом в жизни жителей побережья Салиш. Каноэ, длинные дома , тотемные столбы, корзины, циновки, одежда и многое другое делались из кедра.
Тотемные столбы
[ редактировать ]Тотемные столбы были менее распространены в культуре прибрежных салиш, чем у соседних несалишских народов северо-западного побережья Тихого океана, таких как племена хайда , цимшиан , тлинкиты и квакиутли . Лишь в двадцатом веке традиция тотемных столбов была принята народами северного побережья Салиш, включая племена Ковичан, Комокс, Пентлач, Масквам и Лумми. Эти племена создали меньше отдельно стоящих тотемных столбов, но известны тем, что вырезали столбы внутри и снаружи длинных домов. [15] [16] [17] [18]
- Интерьер мечети за домом
- Столбы для наружных домов Musqueam
- Фасад дома Ковичана с резными столбами
- Деревянная резьба Салиша в Филдовом музее, Чикаго
- Тотемный столб работы резчика Ламми Джо Хиллэра , 1962 год.
- «Приветственные фигурки Musqueam» Сьюзен А. Пойнт в зале прибытия международных рейсов международного аэропорта Ванкувера.
Известно, что народы салиш, проживающие на северо-западе Тихого океана и в некоторых частях южной Аляски, строили тотемные столбы , которые должны были символизировать духовное животное или семейный герб члена племени. Они продолжают это наследие и сегодня, продавая вырезанные вручную тотемные столбы, сделанные таким же образом. [19]
Современные художники Салиша
[ редактировать ]- Сьюзен А. Пойнт — резчик по дереву и художник по стеклу из Маскуама. Ее работа «Приветственные фигурки Musqueam», вдохновленная постами дома Коста Салиша, выставлена в международном аэропорту Ванкувера .
- Матика Уилбур — фотограф-свиномиш и тулалип, а также создатель проекта «562» , документирующего современных коренных американцев из 562 признанных на федеральном уровне племен Соединенных Штатов. [20]
- Дебра Спарроу — художница и ткачиха Musqueam. Ее плетение было представлено на выставке «Ткань нашей земли: салишское плетение» в Музее антропологии в 2017–2018 годах. [21]
- Корвин Клермонт — гравер Салиш Кутенай, художник-концептуалист и художник-инсталлятор.
Подгруппы и территория
[ редактировать ]Группы людей салиш подразделяются по соответствующим ветвям языковой семьи салишан: прибрежные салиш (народы), говорящие на языках прибрежных салиш , внутренние салиш (народы), говорящие на внутренних салишских языках , и народ нуксалки (белла Кула), говорящий на языке нуксалки .
Нуксалк — самый северный народ Салиш, проживающий в Белла-Кула и ее окрестностях, Британская Колумбия . Эта территория отделена от основной непрерывной территории, населенной, как известно, народами салиш.
Ниже приведен список большинства, но не всех салишских племен и групп, перечисленных с севера на юг.
- Чехалис
- Комокс
- Коулиц
- Ковичен
- Народы, говорящие на Халкомелеме
- Хомалко (Швемалкву)
- Клахуз
- Клаллам
- Лушутоязычные народы
- Лумми
- Мацки
- я буду летать
- Нисквалли
- рюкзак
- Пентлатч
- Пуйаллап
- Кино
- Саанич
Цаввассен Первая нация
- Настройки (Секретные или Настройки)
- Скокомиш ( Твана )
- Сквомиш
- Тилламук
- Слиаммон (Тла А'мин)
- Цлейл-Ваутут
- Т'Су-ке
- Северный
- Секвепемц (Шусвап)
- Статимк (Лиллуэт)
- Нлака'памукс (люди реки Томпсон)
- Южный
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Побережье Салиш Виктории, Британская Колумбия
- Конфедеративные племена салиш и кутенай в резервации Флэтхед
- Ткань нашей земли: выставка ткачества салиш в Музее антропологии UBC
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Салишские языки — Лингвистика — Оксфордская библиография — обо» . www.oxfordbibliographies.com . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ Языки, Мать наша. «Наши родные языки | Салиш» . Ourmothertongues.org . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ «Прибрежный Салиш | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ «Правительство -- О» . www.cskt.org . Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ «История и культура — Комитет культуры Селиса Клиспе» . www.cskt.org . Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Ричи, Морган; Лепофски, Дана; Формоза, Сью; Порчич, Марко; Эдинборо, Кеван (сентябрь 2016 г.). «За пределами истории культуры: структура и демография поселений Кост-Салиш в долине Фрейзер, Британская Колумбия». Журнал антропологической археологии . 43 : 140–154. дои : 10.1016/j.jaa.2016.06.002 . ISSN 0278-4165 .
- ^ Перейти обратно: а б «Музей» . Народный центр . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Дом" . www.arleepowwow.com . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пау-вау | Праздник коренных американцев» . Британская энциклопедия . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Хаммонд-Каарремаа, Лиз (весна 2016 г.). «ЛЮБОПЫТНАЯ ГЛИНА: использование порошкообразного белого вещества при прядении прибрежных салишей и тканых одеялах». Исследования до нашей эры . 189 : 129–149, 197–198 – через Гейла.
- ^ Уэллс, Оливер (1969). Плетение Салиш, примитивное и современное, практикуемое индейцами Салиш на юго-западе Британской Колумбии . Интернет-архив. [Сардис, Британская Колумбия: Автор, 6937 Vedder Road].
- ^ Солаццо, Кэролайн (декабрь 2011 г.). «Протеомика и одеяла Coast Salish: история о лохматых собаках?» . Античность . 85 (330): 1418–1432. дои : 10.1017/S0003598X00062141 . S2CID 163398119 – через Гейла.
- ^ Барш, Рассел. «Береговые салишские шерстистые собаки» . www.historylink.org . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Теппер, Лесли (2017). Одеяла Салиш: одеяния защиты и преобразования, символы богатства . Линкольн: UNP – Небраска. стр. XIX. ISBN 9781496201492 .
- ^ Смит, Харлан (март 1911 г.). «Тотемные столбы северного побережья Тихого океана» . Американский музейный журнал . XI : 77–82.
- ^ Хиллэр, Полина (1 декабря 2013 г.). История тотемного столба . УНП – Небраска. дои : 10.2307/j.ctt1ddr8f7 . ISBN 9780803249509 .
- ^ Барнетт, Х.Г. (1942). «Южный предел резьбы по тотемному столбу» . Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 33 : 379.
- ^ «Тотемные столбы» . Indianfoundations.arts.ubc.ca . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ «Тотемный столб | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ «Матика Уилбур» . Норт Саунд Лайф . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Коррейя, Кори (17 ноября 2017 г.). « Мы не просто шьем одеяло, мы творим историю»: на выставке представлены плетения Салиша» . Канадская радиовещательная корпорация . Проверено 16 ноября 2019 г.