Jump to content

Салишские народы

Салиш Народы
Старшая Сквомиш Одри Риверс в шерстяных регалиях на церемонии поднятия шеста (июль 2012 г.).
Регионы со значительной численностью населения
Британская Колумбия , Вашингтон , Орегон , Айдахо , Монтана
Языки
Салишанские языки
Родственные этнические группы
Коренные народы северо-западного побережья Тихого океана

Народы салиш коренные народы региона Америки и Канады северо-западной части Тихоокеанского , идентифицированные по использованию салишанских языков , которые произошли от прото-салиша между 3000 и 6000 лет назад. [ нужна ссылка ]

Термин «Салиш» возник в современную эпоху как экзоним , созданный для лингвистических исследований. Салиш — это англизированная версия Селиша, эндонима племен Салиш из резервации Флэтхед . Селиши были самым восточным народом Салиш и первыми, кто установил дипломатические отношения с Соединенными Штатами, поэтому их имя широко применялось ко всем народам, говорящим на родственном языке.

Салишанские языки

[ редактировать ]

Люди Салиш (или Салишан) делятся на четыре основные группы: Белла Кула (Нуксалк) , Береговые Салиш , Внутренние Салиш и Цамосан , каждая из которых говорит на одном из Салишанских языков . Группу цамосан обычно считают подмножеством более широкого народа прибрежных салишей.

Среди четырех основных групп народа Салиш зарегистрировано двадцать три языка. По крайней мере пять из них больше не используются, а остальные находятся под серьезной угрозой. Большинство людей, свободно говорящих на салише, — пожилые люди, а более молодые люди встречаются довольно редко. Несмотря на это, предпринимаются постоянные усилия по сохранению языков посредством программ возрождения, запланированных и проводимых различными племенными организациями. В настоящее время группа ученых проводит исследования языков с целью создания справочных материалов и образовательных ресурсов. [1] [2]

Салишским языкам, особенно языкам прибрежных народов, угрожает прежде всего ассимиляция. Государственные программы, такие как канадские школы-интернаты (где языки коренных народов были запрещены), стали основным фактором сокращения числа свободно говорящих на салише. Однако сегодня школы, от средних до университетских, активно пропагандируют знание и использование языков салиш. [3]

Языковое и культурное возрождение

[ редактировать ]

В 1988 году демонстрационный проект самоуправления Конфедерации племен Салиш и Кутенай (CSKT) увенчался успехом, и в 1993 году правительство США вернуло полную автономию их племенному руководству. В последующие десятилетия CSKT вернулась к традиционному управлению, при котором старейшины консультировать вождя по племенной политике, культуре и образованию, а племенная политика, в свою очередь, выросла из желания укрепить связи сообщества со своим культурным наследием. [4]

Стремясь к самоидентификации и противодействию последствиям индейской политики прекращения , а именно ассимиляции, в 2016 году племя решило изменить свое название с англизированного «Салиш-Пренд д'Орей» на Селиш-Клиспе. Это изменение было частью более широкого движения за включение большего количества Салишана в повседневную жизнь сообщества.

Для селиш-клиспе язык и культура переплетаются через устные предания, пищевые традиции, садоводство, окружающую среду и духовность. Возрождая язык, они надеются также восстановить свою идентичность, здоровье и культуру. [5]

Усилия сообщества по возрождению языка и культуры Салишана, помимо усилий по преподаванию языка (в некоторых случаях полное погружение в язык без возврата к английскому), включают такие вещи, как виртуальные туры и музеи, такие как Sq. 'éwlets , община Сто:ло-Кост-Салиш в долине реки Фрейзер. [6] Также есть Народный центр-музей. [7] который открылся в 1994 году и в нем проходит вращающаяся выставка культурных артефактов Салиша и Кутенай. Музей дополняется устной традицией рассказывания историй, которая объясняет значение выставленных экспонатов и рассказывает истории людей, живших во времена до и во время европейского вторжения. [7]

Также раздавались призывы к репатриации артефактов среди всех коренных племен Америки в качестве дополнительных усилий по восстановлению истории и культуры.

Танцоры на празднике Arlee Celebration 2012

Празднование Арли Эспапкейни — это ежегодное пау-вау, проводимое 4 июля, которое проводится Конфедерацией племен Салиш и Кутенай и проводится в Арли, штат Монтана. Он длится несколько дней и включает в себя танцевальные и песенные конкурсы (а также внеконкурсные выступления по пению и игре на барабанах). [8]

В 1884 году BIA (Бюро по делам индейцев) запретило исполнение любых индейских танцев, и поэтому племена танцевали тайно. [8] Новый танец с религиозным влиянием, названный « Танец призраков», начал распространяться от племени к племени со скоростью, которой опасалось правительство США, и в 1890 году в Вундед-Ни было отправлено военное подразделение, чтобы прервать церемонию «Танца призраков» среди сиу. . Около 200 сиу были застрелены в ходе так называемой резни в Вундед-Ни .

Современные пау-вау возникли после перемирия во время Первой мировой войны, когда ветераны коренных американцев вернулись домой с войны; По случаю их возвращения на родину были проведены торжества, включавшие традиционные танцы. С окончанием войны возникло новое чувство общности, а также близость резерваций друг к другу, и в празднованиях начали участвовать соседние племена, а не оставаться исключительно для отдельных племен. [9]

Когда индейцы равнин были переселены в городские районы после Второй мировой войны в соответствии с политикой правительства США, их культура и традиции пошли вместе с ними и получили широкое распространение, поэтому многие танцы и песни пау-вау взяты из традиций равнин. Рассредоточение людей и культуры по крупным общественным центрам также укрепило межплеменные сети, возникшие после Первой мировой войны. [9]

Искусство и материальная культура

[ редактировать ]

Салиш плетение

[ редактировать ]
Деталь тканого плаща Салиш

Ткачи-салиш использовали как растительные, так и животные волокна. Прибрежные народы Салиш держали стаи шерстистых собак , разводимых ради шерсти, чтобы стричь и прясть волокна в пряжу. Береговой Салиш также использовал шерсть горных коз, пух водоплавающих птиц и различные растительные волокна, включая кору кедра, волокно крапивы, молочай и коноплю. Они комбинировали эти материалы в своем ткачестве. В волокна втирали разновидность белой глины, возможно, с целью извлечения масла из шерсти. [10] Не все одеяла Салиша изготавливались из собачьей шерсти — одеяла простолюдинов обычно изготавливались из растительных волокон. В дизайне плетения Салиш обычно использовались графические узоры, такие как зигзаги, ромбы, квадраты, прямоугольники, V-образные формы и шевроны. [11] [12]

В начале-середине девятнадцатого века торговля мехом привела одеяла из Гудзонова залива на северо-запад Тихого океана. Приток этих более дешевых одеял машинного производства привел к упадку одеял из местной шерсти, производство которых было дорогим и трудоемким. Ткачество Салиша продолжалось в меньшей степени, но ткачи в основном перешли на использование пряжи из овечьей шерсти, привезенной в этот район торговцами, поскольку это было дешевле, чем содержание шерстистых собак, питающихся лососем. [13]

В 1960-х годах произошло возрождение ткачества Салиш, а в 1971 году была создана Гильдия ткачей Салиш . [14]

Предметы, сделанные из кедра в Культурном центре племени Тулалип Хибульб

Использование кедра

[ редактировать ]

распространенный на северо-западе Тихого океана, Западный красный кедр, был жизненно важным ресурсом в жизни жителей побережья Салиш. Каноэ, длинные дома , тотемные столбы, корзины, циновки, одежда и многое другое делались из кедра.

Тотемные столбы

[ редактировать ]

Тотемные столбы были менее распространены в культуре прибрежных салиш, чем у соседних несалишских народов северо-западного побережья Тихого океана, таких как племена хайда , цимшиан , тлинкиты и квакиутли . Лишь в двадцатом веке традиция тотемных столбов была принята народами северного побережья Салиш, включая племена Ковичан, Комокс, Пентлач, Масквам и Лумми. Эти племена создали меньше отдельно стоящих тотемных столбов, но известны тем, что вырезали столбы внутри и снаружи длинных домов. [15] [16] [17] [18]

Известно, что народы салиш, проживающие на северо-западе Тихого океана и в некоторых частях южной Аляски, строили тотемные столбы , которые должны были символизировать духовное животное или семейный герб члена племени. Они продолжают это наследие и сегодня, продавая вырезанные вручную тотемные столбы, сделанные таким же образом. [19]

Современные художники Салиша

[ редактировать ]
  • Сьюзен А. Пойнт — резчик по дереву и художник по стеклу из Маскуама. Ее работа «Приветственные фигурки Musqueam», вдохновленная постами дома Коста Салиша, выставлена ​​в международном аэропорту Ванкувера .
  • Матика Уилбур — фотограф-свиномиш и тулалип, а также создатель проекта «562» , документирующего современных коренных американцев из 562 признанных на федеральном уровне племен Соединенных Штатов. [20]
  • Дебра Спарроу — художница и ткачиха Musqueam. Ее плетение было представлено на выставке «Ткань нашей земли: салишское плетение» в Музее антропологии в 2017–2018 годах. [21]
  • Корвин Клермонт — гравер Салиш Кутенай, художник-концептуалист и художник-инсталлятор.

Подгруппы и территория

[ редактировать ]
Распространение салишанских языков до контакта (красным)

Группы людей салиш подразделяются по соответствующим ветвям языковой семьи салишан: прибрежные салиш (народы), говорящие на языках прибрежных салиш , внутренние салиш (народы), говорящие на внутренних салишских языках , и народ нуксалки (белла Кула), говорящий на языке нуксалки .

Нуксалк — самый северный народ Салиш, проживающий в Белла-Кула и ее окрестностях, Британская Колумбия . Эта территория отделена от основной непрерывной территории, населенной, как известно, народами салиш.

Ниже приведен список большинства, но не всех салишских племен и групп, перечисленных с севера на юг.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ «Салишские языки — Лингвистика — Оксфордская библиография — обо» . www.oxfordbibliographies.com . Проверено 15 ноября 2019 г.
  2. ^ Языки, Мать наша. «Наши родные языки | Салиш» . Ourmothertongues.org . Проверено 15 ноября 2019 г.
  3. ^ «Прибрежный Салиш | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 15 ноября 2019 г.
  4. ^ «Правительство -- О» . www.cskt.org . Проверено 10 ноября 2019 г.
  5. ^ «История и культура — Комитет культуры Селиса Клиспе» . www.cskt.org . Проверено 10 ноября 2019 г.
  6. ^ Ричи, Морган; Лепофски, Дана; Формоза, Сью; Порчич, Марко; Эдинборо, Кеван (сентябрь 2016 г.). «За пределами истории культуры: структура и демография поселений Кост-Салиш в долине Фрейзер, Британская Колумбия». Журнал антропологической археологии . 43 : 140–154. дои : 10.1016/j.jaa.2016.06.002 . ISSN   0278-4165 .
  7. ^ Перейти обратно: а б «Музей» . Народный центр . Проверено 18 ноября 2019 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б "Дом" . www.arleepowwow.com . Проверено 18 ноября 2019 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Пау-вау | Праздник коренных американцев» . Британская энциклопедия . Проверено 18 ноября 2019 г.
  10. ^ Хаммонд-Каарремаа, Лиз (весна 2016 г.). «ЛЮБОПЫТНАЯ ГЛИНА: использование порошкообразного белого вещества при прядении прибрежных салишей и тканых одеялах». Исследования до нашей эры . 189 : 129–149, 197–198 – через Гейла.
  11. ^ Уэллс, Оливер (1969). Плетение Салиш, примитивное и современное, практикуемое индейцами Салиш на юго-западе Британской Колумбии . Интернет-архив. [Сардис, Британская Колумбия: Автор, 6937 Vedder Road].
  12. ^ Солаццо, Кэролайн (декабрь 2011 г.). «Протеомика и одеяла Coast Salish: история о лохматых собаках?» . Античность . 85 (330): 1418–1432. дои : 10.1017/S0003598X00062141 . S2CID   163398119 – через Гейла.
  13. ^ Барш, Рассел. «Береговые салишские шерстистые собаки» . www.historylink.org . Проверено 14 ноября 2019 г.
  14. ^ Теппер, Лесли (2017). Одеяла Салиш: одеяния защиты и преобразования, символы богатства . Линкольн: UNP – Небраска. стр. XIX. ISBN  9781496201492 .
  15. ^ Смит, Харлан (март 1911 г.). «Тотемные столбы северного побережья Тихого океана» . Американский музейный журнал . XI : 77–82.
  16. ^ Хиллэр, Полина (1 декабря 2013 г.). История тотемного столба . УНП – Небраска. дои : 10.2307/j.ctt1ddr8f7 . ISBN  9780803249509 .
  17. ^ Барнетт, Х.Г. (1942). «Южный предел резьбы по тотемному столбу» . Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 33 : 379.
  18. ^ «Тотемные столбы» . Indianfoundations.arts.ubc.ca . Проверено 14 ноября 2019 г.
  19. ^ «Тотемный столб | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 18 ноября 2019 г.
  20. ^ «Матика Уилбур» . Норт Саунд Лайф . Проверено 16 ноября 2019 г.
  21. ^ Коррейя, Кори (17 ноября 2017 г.). « Мы не просто шьем одеяло, мы творим историю»: на выставке представлены плетения Салиша» . Канадская радиовещательная корпорация . Проверено 16 ноября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb171d56a8c01067f46e1ceba112800b__1719758880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/0b/cb171d56a8c01067f46e1ceba112800b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salish peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)