Люмми люди
Швелеми | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Вашингтон , США | |
Языки | |
Ламми , английский | |
Религия | |
Коренная народная религия, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Другие салишей Центрального побережья народы |
Люмми : ( диалект Лумми Xwlemi или Lhaq'temish ) Центрального — народ салишей побережья, коренной народ западного Вашингтона , а именно частей островов Сан-Хуан и материка недалеко от того, что сейчас называется Беллингемом, штат Вашингтон .
Имя и этимология
[ редактировать ]Есть два имени, которые Лумми используют для описания себя: Ксвлеми и Лхактемиш . Название «Лумми» является англизированной версией одного из эндонимов Люмми , Xwlemi . Xwlemi пишется несколькими способами, включая Xwlemey' и Nexwlemey' . Говорят, что название происходит от Xwlalemes , названия длинного дома Лумми в Крыжовнике-Пойнт, что означает «L-образный». [ 1 ] [ 2 ] Возможно, это название пришло для обозначения народа Лумми после того, как Лумми сосредоточились вокруг этой территории в 19 веке. [ 3 ]
Имя на английском языке записывалось разными способами. Первая засвидетельствованная запись была сделана в 1824 году под именем Ламми. Другие варианты написания включают Лумми, Нуглумми, [ 3 ] Холумма, Валлуми, Волернейлс, Велламей и Нулумми. [ 1 ]
Классификация
[ редактировать ]Люмми — народ салишей Центрального побережья . Салиш центрального побережья — это группа культурно родственных народов в Салишском море, включающая сквомиш , нуксаков , народы, говорящие на халкомелеме , клаллам и другие народы, говорящие на языке Северного пролива. [ 4 ] Люмми являются частью народов Северного пролива, которые представляют собой группу родственных народов на островах Сан-Хуан, а также на некоторых частях островов Ванкувер и Фидальго. [ 5 ]
Ламми не были исторически единым народом. Согласно их устной истории, люмми состоят из потомков последних народов клалакамишей и сваллах. Клалакамиши были группой, которая проживала на севере острова Сан-Хуан , в то время как свалла были народом, чья земля находилась в Истсаунде , на острове Оркас . Говорят, что эти народы присоединились к своим родственникам люмми после того, как переселились на материк после разрушения их деревень оспой. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Истории происхождения
[ редактировать ]Есть несколько фрагментов устной истории люмми, которые объясняют происхождение народа люмми. В одном из них Первый Человек упал с неба на севере острова Сан-Хуан, став первым Клалакамишем. Другая история рассказывает о том, как Клалакамишам грозило исчезновение, и остался только один. Последний мужчина отдал свой дом другому, жившему в Флэт-Пойнте на острове Лопес, который расположил свои (теперь уже два) дома в форме буквы L, назвав свой дом Xwalelemes , который со временем превратился в Xwlemi . Когда Ламми заселили материк, этот человек перенес свой дом Ксвлеми в Крыжовник-Пойнт, который стал центром общества Ламми в современную эпоху. [ 2 ]
Другая история рассказывает о том, как около 1725 года человек из Сваллы убил Скалахана в отместку за убийство своего брата. Этот человек обрел мощную духовную силу, которая позволила ему убить почти всех Скалаханов , которые были (возможно, говорящими на нуксакском языке) [ 5 ] группа, жившая в устье реки Нуксак, и после этого последний выживший Скалахан уступил свою территорию люмми. После этого остальная часть люмми поселилась на материке после изгнания Скалахана. [ 2 ]
Ранняя колониальная эпоха
[ редактировать ]В 18 и 19 веках люмми восстанавливались после опустошительных волн оспы, опустошавших их земли. Эпидемии уничтожили или почти уничтожили три деревни на островах Сан-Хуан, и после их разрушения острова больше не использовались как места зимовки, а только места летних собраний. [ 2 ] Мало того, люмми страдали от крупномасштабных набегов рабов на их деревни со стороны северных народов. Выжившие люмми покинули свои деревни на островах и перебрались на материк. Там они разгромили народы скалаханы и хулвалуки и поглотили их деревни. [ 3 ] С этого момента центр власти Люмми находился на материке. [ 6 ] Они построили большие частоколы, чтобы укрепить свои новые деревни на материке. [ 3 ]
В 1853 году этнолог Джордж Гиббс сообщил, что на материке существовало две «группы» люмми: одна на юге и одна на севере. Северную группу возглавлял человек по имени Чиллеук, а южную группу возглавлял человек по имени Човитсут . [ 7 ]
- Човитшут
- Шутка
- С'х'чехос (он же «Генерал Вашингтон»)
- Вайланху (он же «Дэви Крокетт»)
- Шеадельту
- Квулцех
- Квуллету
- Хвнлахлакк (он же «Томас Джефферсон»)
- Чцимпт
- Чесумтен
- Холодный
- Куттаканам (он же «Джон»)
- Шулкканам
- Члоксутс
22 января 1855 года Ламми стали участниками Договора в Пойнт-Эллиотте . Тринадцать лидеров Ламми подписали договор во главе с назначенным американцами Човитсутом. [ 6 ] Ламми уступили свои земли площадью примерно 107 000 акров. [ 8 ] в Соединенные Штаты в обмен на гарантированные права на охоту и рыболовство, а также на сохранение земель резервации, как это установлено договором. По договору была создана резервация Лумми , куда должны были быть переселены Лумми и несколько других местных народов (включая Нуксаков и Самиш). Многие из переехавших в резервацию уехали, и в конце концов ее заселили в основном Ламмисы. [ 9 ]
В 1857 году индейский агент резервации Ламми сообщил, что существует три банды Люмми, каждая из которых расположена в развилках устья реки Нуксак. Каждый признал Човитсута своим лидером. [ 7 ]
Эпоха резервирования
[ редактировать ]В 1980-х годах права Ламми на рыболовство подверглись нападкам. Частные консервные заводы построили ловушки для лосося на традиционных рыболовных участках люмми, лишив люмми мест для ловли рифовых сетей. Они также лишились возможности ловить рыбу в заливе Беллингем из-за большого затора бревен. Мало того, они постоянно теряли землю в своей резервации из-за продажи земли частным лицам. [ 10 ]
В 1930-х годах Ламми построили дамбу на реке Нуксак, что позволило им приобретать и обрабатывать новые земли вдоль дельты реки. [ 10 ]
Борьба за договорные права
[ редактировать ]Середина-конец 1900-х годов ознаменовалась толчком к восстановлению прав по договору Лумми, особенно в случае рыболовства.
В 1960-х годах Ламми начали новый проект по аквакультуре, создав рыбоводный завод и предприятие по выращиванию лосося. На протяжении 70-х и 80-х годов рыболовный флот Ламми продолжал увеличиваться, и к 1980-м годам около четверти всей рыбы, пойманной в штате Вашингтон, были выловлены Ламми. [ 11 ]
Люмми также боролись за восстановление контроля над землей в своей резервации и оживление ее другими способами. Lummi Nation вернула в доверительное управление около 10 процентов земель резервации, а в 1980-х годах Lummi Nation открыла ресторанно-лодочный комплекс, перерабатывающий завод и несколько учебных заведений. [ 11 ]
География
[ редактировать ]Историческое ядро территории Лумми располагалось только на островах Сан-Хуан, где они контролировали около половины архипелага. Ламми контролировали весь остров Оркас, остров Шоу и их окрестности, а также северо-западную половину острова Лопес и северо-восточную половину острова Сан-Хуан. Границы территории Лумми были хорошо известны как народу Лумми, так и другим соседним народам. [ 2 ]
Где-то в 18 веке люмми начали переселяться на материк, который стал центром общества люмми. До заключения договоров Ламми контролировали береговую линию от мыса Уайтхорн до залива Чаканат. Их владения простирались вглубь страны до озера Террелл и территории нынешнего Ферндейла. [ 2 ]
Некоторые из их земель исторически находились в совместной собственности люмми и одного или нескольких соседних народов. Например, территорию от Уотком-Крик до залива Чаканат разделяли Ламми с Нуваха и Нуксак . [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Люмми говорят на языке люмми, который является разновидностью языка салиш Северного пролива . Хотя его обычно относят к диалекту, традиционно он рассматривается как отдельный язык. На разновидностях Северного пролива говорят народы люмми, семиахму , самиши , сонги , саанич и суки . [ 2 ] [ 5 ]
Общество
[ редактировать ]Традиционная социальная организация
[ редактировать ]У люмми традиционно не было «вождей», и они не были организованы в организованные «племена», как обычно утверждают как современные, так и современные писатели. Скорее, высшей единицей социальной организации в традиционном обществе люмми были автономная деревня и домашнее хозяйство. Хотя чувство идентичности существовало даже за пределами деревни, не было никаких централизованных средств власти или власти, которыми одна деревня обладала бы над другой. Скорее, социальная сплоченность основывалась на родстве, союзах, сообществе, а также на общей культуре и диалекте между семьями и деревнями. [ 2 ]
«Вожди», как их называли в литературе, традиционно были людьми, чей престиж давал им власть над другими. Однако ни в коем случае не существовало какой-либо формализованной власти, которую один такой лидер имел над другими членами своего сообщества или других сообществ. Как правило, эти люди были лидерами своих семей и домохозяйств. Они могли осуществлять власть над членами своей семьи, в том числе в других домах или деревнях, но не имели власти над самой деревней. [ 2 ]
У Люмми было стратифицированное общество, состоящее из трех классов: высшего класса, низшего класса и рабов. [ 2 ]
Внешние связи
[ редактировать ]Как и другие народы Северо-Западного побережья , общество люмми сформировалось благодаря обширным смешанным бракам и союзам с другими близлежащими народами, как на местном уровне, так и за рубежом. Люмми часто вступали в брак с клалламами и некоторыми северными народами, говорящими на лушутсиде , но обычно были враждебны по отношению к народам ковичанов . [ 12 ] Кроме того, люмми подвергались набегам рабов с севера, что вынудило их мигрировать на материк, оставив свои поселения в Сан-Хуане. Несмотря на прошлые конфликты, сегодня люмми поддерживают отношения с народами, к которым они исторически были враждебны. [ 3 ]
Начиная с колониального периода, люмми торговали и воевали с европейскими поселенцами и католическими миссионерами. Миссия была учреждена вскоре после подписания договора преподобными Ширузом и Д'Эрбомесом. Соединенные Штаты открыли форт Беллингем в 1856 году недалеко от резервации Ламми, которая действовала в течение четырех лет до 1860 года. Сами Ламми торговали в фортах и поселениях поблизости, в том числе в Виктории и вдоль реки Фрейзер . Большая часть современной истории люмми отмечена их борьбой против американского правительства и белых рыбаков за свои договорные права, которые неоднократно нарушались с момента подписания договора. [ 7 ]
Люмми Нация
[ редактировать ]Большинство люмми зачислены в признанную на федеральном уровне нацию люмми (официально известную как племя люмми из резервации Лумми), которые являются политическими преемниками аборигенов люмми, подписавших договор. [ 13 ] Нация Ламми официально приняла конституцию в 1970 году и управляется Деловым советом Ламми, демократически избранным советом из одиннадцати членов, который управляет племенем. [ 9 ]
Лумми
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Саттлс 1990 , с. 474.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Саттлс, Уэйн (31 января 1954 г.). Постконтактные изменения в культуре индейцев Лумми . Исторический ежеквартальный журнал Британской Колумбии.
- ^ Jump up to: а б с д и Руби, Браун и Коллинз 2010 , с. 171.
- ^ Саттлс 1990 , с. 453.
- ^ Jump up to: а б с д Саттлс 1990 , с. 456.
- ^ Jump up to: а б с «Договор Пойнт-Эллиотта, 1855 г.» . Губернаторское управление по делам индейцев . Штат Вашингтон . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Руби, Браун и Коллинз 2010 , с. 172.
- ^ Руби, Браун и Коллинз 2010 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Руби, Браун и Коллинз 2010 , с. 171-172.
- ^ Jump up to: а б Саттлс 1990 , с. 472.
- ^ Jump up to: а б Саттлс 1990 , с. 473.
- ^ Саттлс 1990 , с. 456-457.
- ^ Конституция и постановления племени Ламми из резервации Ламми, Вашингтон, с поправками (PDF) . Фонд защиты прав коренных американцев . 20 июня 1996 г.
Библиография
[ редактировать ]- Руби, Роберт Х.; Браун, Джон А.; Коллинз, Кэри К. (2010). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Цивилизация американских индейцев. Том. 173 (3-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 9780806124797 .
- Саттлс, Уэйн (31 января 1954 г.). Постконтактные изменения в культуре индейцев Лумми . Исторический ежеквартальный журнал Британской Колумбии.
- Саттлс, Уэйн (1990). Центральное побережье Салиша . Справочник североамериканских индейцев. Том. 7. Смитсоновский институт. стр. 453–475. ISBN 0-16-020390-2 .