Stó꞉lō
![]() Женщина Стонгло с кедровыми корзинами | |
Общая численность населения | |
---|---|
8,876 (2017) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Канада ( Британская Колумбия ) | |
Языки | |
Английский , верховья реки Халкомелем | |
Религия | |
Христианство , Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Берег Салиша |
Сто꞉lō [ 1 ] ( / ˈ s t ɔː l oʊ / ), попеременно записываемый как Sto꞉lo , Stó:lô или Stó:lõ , исторически как Staulo, Stalo или Stahlo , и исторически известный и обычно упоминаемый в этнографической литературе как индейцы реки Фрейзер. или Лоуэр-Фрейзер-Салиш — группа коренных народов , населяющих долину Фрейзер и нижнюю часть каньона Фрейзер. Британской Колумбии , Канада, входит в группу стран побережья Салиш . Stó꞉lō на халькемейлемском языке означает «река», поэтому Stó꞉lō — это речные люди . Первое задокументированное упоминание этих людей как «Стоуэнло» встречается в отчетах католических миссионеров Облата 1880-х годов. До этого упоминались в основном отдельные племенные группы, такие как Мацки , Цельксвейек или Сумас.
Происхождение
[ редактировать ]Первые следы проживания людей в долине Фрейзер датируются 4–10 000 лет назад. Stó꞉lō называли эту область, свою традиционную территорию, S'ólh Téméxw . Первые жители этой местности были очень мобильными охотниками-собирателями . Существуют археологические свидетельства поселения в нижней части каньона Фрейзер (названного «местом Милликена» в честь историка Августа «Гаса» Милликена). [ 2 ] ) и сезонный лагерь («Консервный завод Гленроуз») недалеко от устья реки Фрейзер. Остатки этого последнего стоянки показывают, что весной и в начале лета люди приезжали сюда для охоты на наземных и морских млекопитающих , таких как олени , лоси и тюлени , и, в меньшей степени, для ловли лосося , колюшки , эвлахона и осетра. и собирать моллюсков . Их жизнь зависела от успеха в освоении ресурсов земли и рек посредством рыбалки, собирательства и охоты. [ 3 ]
Современные старейшины Столо описывают свою связь с землей словами: «Мы всегда были здесь». Они рассказывают о своем прибытии в С'ол-Темексв либо как Тель-Свайель («люди, рожденные в небе»), либо как Тель-Темексв («люди, рожденные на земле»), а также о последующих трансформациях предков животных и рыб, таких как бобр , горный коза и осетр. Xexá:ls (трансформеры) исправили мир («исправили»), а также людей и животных в нем, создав нынешний ландшафт. Как отмечает Карлсон:
- Stó꞉lō проходят одновременно через духовную и физическую сферы этого ландшафта, связанные с Создателем через саму землю, преобразованную Xexá:ls. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Предыстория и археология
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]Существуют постоянные записи о заселении С'ол-Темексв коренными народами, начиная с периода раннего голоцена , от 5 000 до 10 000 лет назад. Два археологических памятника, упомянутые в разделе «Происхождение» , хорошо задокументированы. Дополнительные археологические свидетельства раннего периода были обнаружены по всему региону, в том числе на озерах Стейв , Коквитлам и Форт-Лэнгли .
Средний период
[ редактировать ]Существует гораздо больше стоянок, датируемых периодом среднего голоцена (около 5500–3000 лет назад). Найденные инструменты указывают на значительную преемственность с ранним периодом. Одной из поразительных особенностей этого периода является появление постоянных жилищ, свидетельствующих о культурной передаче от кочевого образа жизни к более оседлому между 5000 и 4000 лет назад. Характерными для этого периода были декоративные и скульптурные изделия из камня, все более сложные отношения с окружающей средой, а также более стабильная и все более сложная культура . ныне вымершая шерстистая собака Берегового Салиша В этот период впервые появилась .
Среди старейших археологических раскопок в Канаде — Xá:ytem в Хацике, к востоку от современной Миссии . Первоначальная работа над проектом загородного жилищного строительства вокруг камня-трансформера вызвала интерес археолога Стоуэнло Гордона Мооса . В конечном итоге земля была передана в управление Стонгло в целях наследия. В центре внимания — большой камень-трансформер, носящий имя Xá:ytem. Его стали использовать для строительства древней деревни, раскопанной на окружающем поле. Во время раскопок были обнаружены две основные эпохи: одна 3000BP, а другая 5000-9000BP. Оба указывают на строительство столбов и деревянного каркаса, а также на развитую социальную и экономическую жизнь. В конечном итоге это место было заброшено и покрыто наводнениями и отложениями во время продолжающегося развития дельты Фрейзера.
В начале 21 века группа сооружений, известных под разными названиями как пирамиды долины Фрейзер или курганы Скоулиц в заливе Харрисон, недалеко от Чехалиса, находится под следствием совместной оперативной группы коренных народов Сковлица и археологов. Мало что известно о курганах, которые выглядят как могильные курганы и содержат деревянные конструкции, выдерживающие вес кургана. Поскольку они отличаются от любых других построек где-либо еще в регионе, люди, которые их построили, возможно, не были предками народов Stó꞉lō.
Поздний период
[ редактировать ]Этот период простирается от 3000 лет назад до первого контакта с европейцами . Новые формы технологии обработки камня , в том числе сланцевые ножи , сланцевые наконечники, ручные молотки , нефритовые долота и нефритовые тесла , являются свидетельством развития все более специализированного общества в этот период. Социально-классовые различия сопровождались изменением форм домов, что свидетельствовало о расширении домохозяйств. Война приобретала все более широкое распространение. [ 3 ]
Контакт с европейцами
[ редактировать ]Хотя капитаны Хосе Мария Нарваес из Испании и Джордж Ванкувер из Англии исследовали пролив Джорджия в 1791 и 1792 годах соответственно, они не достигли реки Фрейзер или территории Стонгло. Первый контакт между стоонгло и европейцами был косвенным, через передачу инфекционных заболеваний через другие коренные народы.
оспа
[ редактировать ]Существуют две основные теории о том, как вирус оспы впервые достиг Столо в конце 1782 года. Первая состоит в том, что болезнь пришла из Мексики и распространилась вместе с путешественниками по суше, вторая, более вероятная теория, состоит в том, что она была занесена на побережье через торговые пути с европейцами. [ 4 ] По оценкам, в течение шести недель от эпидемии погибло две трети населения Столо, примерно 61%. [ 4 ] Во время эпидемии традиционные меры реагирования на болезнь могли усугубить вспышку. [ 4 ] Один из методов заключался в том, чтобы собраться вокруг постели больного, чтобы петь и молиться. Это подвергло большему количеству людей воздействию вируса. Другие методы включали очищающий пот и холодные утренние ванны, которые могли бы шокировать тело инфицированного человека и причинить еще больший вред.
Те, кто выжил, пострадали от слепоты и других необратимых нарушений, что затрудняло охоту и другие виды деятельности. Это привело к тому, что многие люди страдали от голода, а также получали эмоциональный ущерб от истощения. Культура Стоонгло основана на устной традиции, и с уничтожением общины было потеряно большое количество важной культурной информации. Тот факт, что после такого опустошения они по-прежнему представляют собой сильную культуру и сообщество, является свидетельством силы народа Стонгло. [ 4 ]
К концу 19 века расширенные контакты Столо с европейцами позволили им узнать о оспе и сделать прививку для защиты от оспы. Последствия эпидемии оспы на северо-западе Тихоокеанского региона в 1862 году для Стонгло были ограниченными по сравнению со многими другими коренными народами, поскольку они были привиты вакциной против оспы . [ 4 ] Хотя смертельные эпидемии оспы вспыхивали по крайней мере еще раз (и, возможно, в 1824 и 1862 годах), это была, однако, лишь одна из ряда серьезных болезней, которые были завезены в этот регион европейскими колонизаторами. [ 4 ] Корь , эпидемический паротит , туберкулез , грипп и венерические заболевания также стали причиной высокого уровня смертности среди населения Стонгло.
Саймон Фрейзер и Форт Лэнгли
[ редактировать ]Вскоре после эпидемии 1782 года стоонгло столкнулись с европейцами лицом к лицу. Первым европейцем, исследовавшим этот регион с суши, был Саймон Фрейзер , который путешествовал вниз по реке, носящей его имя, в 1808 году. Компания Гудзонова залива открыла торговые посты в Форт-Лэнгли (в 1827 году) и Форт-Йеле (1848 год). Их участие в торговле с британцами внесло большие изменения в отношения стоонгло друг с другом и с землей.
Хотя компания HBC построила свои посты с учетом торговли мехом , торговля лососем вскоре стала основным предметом обмена. Между 1830 и 1849 годами закупки лосося Форт-Лэнгли увеличились с 200 баррелей до 2610 баррелей. [ 4 ] Квантленский филиал Стоонгло перенес свою главную деревню ближе к форту, частично для сохранения первенства в торговле с компанией, а частично для защиты от конкурентов. Форт отразил нападение евклато на остров Квадра , помогая положить конец набегам рабов на нижний Фрейзер со стороны северных племен. Но набеги рабов продолжались в течение нескольких десятилетий после основания Ft. Лэнгли.
Дуглас и Трутч
[ редактировать ]

После прибытия Саймона Фрейзера в 1808 году и основания форта Лэнгли в 1827 году в 1858 году началась золотая лихорадка. С открытием золота сюда прибыло более 30 000 горняков, стремившихся разбогатеть. Эти шахтеры создали множество проблем, поскольку вторглись в общины, ресурсы и дома Столо. [ 4 ] В условиях жесткой конкуренции за землю возникло множество споров относительно прав собственности на землю и ущерба, причиненного шахтерами. Губернатор Джеймс Дуглас осознал эти проблемы и попытался разделить Столо и горняков, создав отдельные территории для каждой группы. [ 4 ] Это положило начало долгой истории земельных споров между стоуэнло и поселенцами. Поскольку к 1860 году шахтеры в большом количестве уехали, торговцы виски стали продавать свою «огненную воду» Сто꞉lō. [ 4 ] Вскоре после этого прибыли новые постоянные иммигранты и начали основывать фермы. Поскольку между Столо и правительством не было подписано никаких договоров, заселение этой земли не соответствовало Королевской прокламации 1763 года , в которой говорилось, что все приобретение земли у аборигенов должно осуществляться на законных основаниях в рамках договорного процесса. [ 4 ]
В Британской Колумбии никогда не заключалось никаких договоров, и хотя губернатор Дуглас планировал их заключить, этому помешала золотая лихорадка и последующая иммиграционная лихорадка. Основной целью его плана была ассимиляция Стоуэнло в европейскую культуру. Он надеялся, что Стонгло выкупит коронные земли для сельскохозяйственного развития и сдаст в аренду часть резервов фермерам-неаборигенам, чтобы помочь в ассимиляции. [ 4 ] Ожидая возможности заключения договоров, что было очень дорогостоящим процессом, он попытался создать большие индийские резервации площадью не менее 40 гектаров на семью. [ 4 ]
Дуглас также пообещал Стоуэнло справедливую компенсацию за всю землю за пределами резерваций, занятую поселенцами. При создании заповедников Стонгло попросили помочь разметить территории, поскольку было признано, что только они будут знать, какие земли необходимо включить, например, ягодные участки, места трансформаторов и могильники (хотя многие духовные места не были включены в список). раскрыты для обеспечения их секретности). В 1864 году Дуглас поручил сержанту Уильяму Макколлу создать резервы. [ 4 ] Геодезисты наметили 15 760 гекторов на территории нынешних Абботсфорда, Чилливака и Миссии. [ 4 ] Это может показаться большим количеством земли, но оно было небольшим по сравнению с землей, доступной поселенцам.
Вскоре после завершения исследования Дуглас ушел на пенсию, а Макколл умер. [ 4 ] Джозеф Трутч , главный комиссар по земле и работам, был назначен ответственным за резервы. [ 4 ] Он чувствовал, что Стоугло не нужна большая часть земли, обещанной им Дугласом и Макколлом. Трутч считал, что если земля не использовалась в аграрных целях, в этом нет необходимости. В 1867 году он сократил резервы на 91%, встав на сторону поселенцев, которые начали строить дома и фермы в этом районе. Трутч также отобрал многие права, которые Дуглас дал Стоуэнло. [ 4 ] Им больше не разрешалось участвовать в управлении государством или иметь право выкупать или приобретать землю за пределами резерваций. В годы, последовавшие за этими событиями, федеральное и провинциальное правительства уделяли очень мало внимания проблемам, с которыми столкнулись коренные народы Британской Колумбии. В 1990 году Британская Колумбия признала, что права аборигенов на землю и ресурсы должны быть аннулированы договором, как указано в Королевской прокламации 1763 года . Они создали Договорную комиссию Британской Колумбии, чтобы помочь разобраться с этими проблемами. [ 4 ]
Школа-интернат Святой Марии
[ редактировать ]Индийская школа-интернат Святой Марии — название двух индийских школ-интернатов в Миссии , Британская Колумбия. Сначала им управляла Римско-католическая церковь Канады, а затем федеральное правительство Канады. [ 5 ] В школе обучалось около 2000 детей, большинство из которых — Стонгло. [ 5 ] Открыта в 1863 году как школа для мальчиков, в первый год обучения в которой обучалось 42 ученика. [ 6 ] секция для девочек была добавлена в 1868 году, но была выделена и управлялась сестрами Святой Анны. [ 6 ] Позже, в 1882 году, эта школа переехала, чтобы строительство Канадско-Тихоокеанской железной дороги . можно было начать [ 5 ] Мальчики и девочки жили отдельно. Особое внимание уделялось катехизису Римско-католической церкви и ученых. Позже произошел переход к сельскому хозяйству и промышленным профессиям, включая обработку дерева, посещение богослужений, глажку и шитье. [ 5 ] Родителям разрешили посещать школу, а некоторые разбили лагерь вокруг школы. [ 5 ] Студентам было разрешено посещать город Миссии до 1948 года. По прибытии в школу ученикам были выделены шкафчики, кровати и общежитие. Их также проверили на наличие вшей и выдали два комплекта одежды для ношения и маркировки.
Сообщения о жестоком обращении в школе варьируются от человека к человеку и в разные эпохи. Терри Главин пишет, что в 1800-х годах телесных наказаний вообще не было, но в более поздние периоды связывание ремнями стало обычным явлением, а для некоторых студентов условия были кошмарными. [ 6 ]
В 1952 году 16 студентов окончили институт с дипломами 12 классов. [ 5 ] В 1961 году ученики переехали в новую одноименную государственную школу-интернат на восточной границе Миссии, и Римско-католическая школа была закрыта. [ 6 ] В 1985 году все здания бывшей школы были разрушены, что сделало ее последней школой-интернатом в Британской Колумбии. [ 5 ] Территория школы теперь является частью парка наследия Фрейзер-Ривер. В новой колокольне, построенной в 2000 году, также находился оригинальный колокол из Миссии 1875 года. [ 5 ] В 2001 году Миссионерский центр дружбы с индейцами выделил средства на строительство крытого навеса для пикника в парке. [ 5 ] В парке также находится кладбище OMI, где земли монахинь, студентов и здания государственной монашеской школы были первоначально сданы в аренду Учебному центру Коквалитца после 1985 года. В 2005 году парк был возвращен Стоуэнло и получил статус индийского заповедника . Земля формально вернула себе свое стоонгское название пекв'ксе: yles (Peckquaylis) и используется 21 правительством различных первых наций. [ 5 ]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Языком, на котором традиционно разговаривает народ стоонгло, является Halq'emeylem, «верховной диалект» Халкомелема . На Халкэмейлеме в основном говорят в озере Харрисон , нижнем каньоне Фрейзер, а также в верхней и центральной части долины Фрейзер. Диалект включен в языковую семью побережья Салиш . Хотя на диалекте Халкомелема свободно говорят 278 человек, [ 7 ] на Халькемейлеме свободно говорят менее пяти человек. [ 8 ] Из них говорящие, достигшие беглости речи, находятся в старческом возрасте. Из-за этого каждый последующий год теряется несколько ораторов. В свою очередь, язык находится под угрозой исчезновения. [ 7 ]
В школах-интернатах, таких как школа-интернат Святой Марии в Миссии, Британская Колумбия, учащимся было запрещено говорить на своем языке. Если бы студенты говорили на своем языке вместо желаемого английского, их часто наказывали бы физически или морально, чтобы уточнить, на каком языке следует говорить, а на каком языке не говорить. Из-за отсутствия возможности говорить на эмейлемском языке в своей среде и невозможности в большинстве случаев вернуться домой учащиеся школ-интернатов часто теряли свой язык. [ 7 ] В настоящее время сохраняется тенденция к тому, что люди не могут говорить на своем языке. Английский по-прежнему имеет приоритет над разговорной речью в Халькемейлеме. Те, кто свободно владеет языком, уходят из жизни, а дети не растут в среде, в которой Халькемейлем изучается и используется так, как английский.
Поскольку народ Стогонло, как и другие группы аборигенов, считает свой язык важным аспектом своей культуры, были предприняты усилия по возрождению Халькэмейлема. Одной из центральных сторон, участвовавших в сохранении языка, является языковая программа Stó꞉lō Shxweli Halqemeylem. [ 8 ] В 1994 году программа возникла под эгидой отдела образования Отдела экономического развития сообщества Stó꞉lō Nation. Он был создан с целью обучения членов сообщества языку и предоставления возможности этим членам сообщества обучать языку других. Кроме того, желательно было разработать учебную программу в Халькемейлеме. [ 8 ]
Первоначальная программа привела к созданию Языковой программы Stó꞉lō Shxweli Halqemeylem, работающей с высшими учебными заведениями Британской Колумбии, чтобы позволить предлагать курсы студентам независимо от их происхождения. [ 8 ] Среди высших учебных заведений, предлагающих Халькемейлем, - Университет Фрейзер-Вэлли , Университет Саймона Фрейзера и Университет Британской Колумбии. [ 7 ]
Дополнительным усилием языковой программы Stó꞉lō Shxweli Halqemeylem по возрождению и документированию языка является использование технологий. Лингвистический персонал, участвующий в программе, создал постоянный языковой архив в мобильном приложении и веб-сайте First Voices. Количество слов в единственном числе, заархивированных из Халкэмейлема, составляет 1745. Кроме того, на веб-сайте в Халкэмейлеме заархивировано 667 фраз. [ 9 ]
Лосось
[ редактировать ]
Прибрежные салишские города и деревни располагались вдоль водных путей на водоразделах как для доступа к воде для приготовления пищи и питья, так и для ловли лосося. Его значение в их культуре отражалось в посвященных ему церемониях. Различные племена, иногда называемые европейцами в честь реки, возле которой они располагались, ловили рыбу на реке Фрейзер и ее притоках, включая Чилливак и Харрисон . Важные части общественной жизни людей были связаны с жизненным циклом лосося. Такие церемонии, как церемония Первого лосося, проводимая каждый год, когда вылавливается первая рыба, отражают ее важность в культуре Столо.
Первая церемония вылова лосося проводилась, когда первого лосося из реки привозили . Затем им поделились либо со всем сообществом, либо в более конфиденциальной семейной обстановке. После того, как мясо лосося было съедено, кости рыбы возвращали в реку. Это было сделано в знак уважения к лососевым людям. Если церемония не проводилась и рыба не делилась, считалось, что рыбаку не повезет до конца года, и вылов лосося может быть не таким сильным.
Лосось был любимой пищей стоонгло и считался превосходящим другие виды мяса. [ 4 ] Мясо и лосось классифицировались по-разному: считалось, что лосось дает людям энергию, а мясо заставляет вас чувствовать себя тяжелым и ленивым. Чтобы сохранить лосося в межсезонье, его консервировали двумя разными способами. Летом лосося сушили на ветру с солью в каньоне Фрейзер. Осенью коптили лосося, традиционно это делалось в течение недели или двух, но с использованием современных холодильных технологий копчение длится всего несколько дней. Сушеный лосось затем варили или готовили на пару перед едой. [ 4 ]
Лосось использовался не только в пищу, но и имел решающее значение для торговли. Это началось, когда компания Гудзонова залива открыла торговые посты на территории Стонгло. Первоначально они хотели, чтобы Сто꞉ло охотились для них на бобра, но быстро поняли, что Сто꞉ло мало интересуются бобрами. Компания Гудзонова залива затем начала запрашивать лосося, увидев впечатляющие уловы. В августе 1829 года Stó꞉lō обменял в Форт-Лэнгли 7000 лососей. [ 4 ]
С момента поселения европейцев на территории Стонгло численность лосося сократилась. Основной вклад в это включает строительство КНР, сельского и лесного хозяйства. Одной из новых серьезных проблем является расширение отрасли выращивания лосося . Выращенный лосось переносит вшей и болезни дикому лососю. [ 4 ] Это еще больше наносит ущерб и без того сокращающемуся числу.
Социальная структура
[ редактировать ]Общество Stó꞉lō было организовано по классам: sí꞉yá꞉m (или высшие классы), простые люди и рабы, которые обычно были пленниками, взятыми у вражеских племен во время набегов или войн. [ 4 ] Семейный статус человека имел важное значение для определения его роли в обществе Столо и в церемониях Лонгхауса, хотя со временем он исчез. С рабами, возможно, обращались относительно хорошо, но им не разрешалось есть вместе с другими у костра Лонгхауса. [ 4 ] В первую очередь они отвечали за повседневные задачи, такие как сбор орехов, фруктов и других продуктов питания или дров. Использование рабов прекратилось в девятнадцатом веке. Когда эта практика стала угасать, появилось поселение бывших рабов под названием Деревня Свободы ( Халкомелем : Чиким). В некоторых племенах может сохраняться память о том, какие семьи произошли от рабов. [ 4 ]
Сиям (лидер ) был самым влиятельным членом каждой семьи. Опытных охотников называли Тевитами , и ими руководили во время охотничьего сезона. Лидеров, имевших влияние на целые деревни или племенные группы, иногда называли йевал сиям (высшие лидеры).
Жилье и приют
[ редактировать ]Основным убежищем для людей Stó꞉lō был длинный дом . Хотя некоторые современные длинные дома были построены с остроконечными крышами, большинство длинных домов Stó꞉lō были построены с одной плоской, но наклонной крышей, подобно длинному дому Xá꞉ytem . [ 4 ] Целые большие семьи жили в длинном доме, и постройку можно было расширять по мере расширения семьи. Дома с ямами (или дома с дырами Квиггли ) также использовались в предыдущих поколениях. [ 4 ]
Транспорт
[ редактировать ]Хотя речные и озерные каноэ строились на территории Стонгло, более крупные океанские каноэ в основном приобретались в результате торговли с коренными народами побережья и острова Ванкувер. [ 4 ] В конце девятнадцатого века акцент на водный транспорт сменился сначала лошадьми и повозками , затем поездом и автомобилем.
Подростковый возраст и взрослая жизнь
[ редактировать ]Традиционно девочки Стоонгло проходили обряд полового созревания во время первой менструации . Половозрелую девочку приводили к яме, обсаженной кедровыми ветками, и велели оставаться там в дневное время, оставляя только есть и спать. [ 4 ] Женщины приносили ей еловые ветки и просили вынимать иголки по одной, но это была единственная работа, которую ей разрешалось делать; другие женщины кормили и мыли девочку, пока у нее не закончились первые менструации. Этот обычай широко практиковался, по крайней мере, до тех пор, пока молодежь не отправили в школы-интернаты . [ 4 ]
Правительство
[ редактировать ]
У Stó꞉lō есть два выборных совета племени: Совет вождей нации Sto꞉lo и Совет племени Stó꞉lō . Несколько банд принадлежат каждому совету, а некоторые - обоим.
Шесть групп не принадлежат ни одному из советов (список см. ниже). Индийская группа чехалис народа стс'айлс на реке Харрисон , хотя этнически и лингвистически схожа, входит в число правительств коренных народов в регионе, которые дистанцировались от коллективного управления Стонгуло. Другие включают индейский оркестр Маскеам ( Xwməθkwəy̓əm/X'Muzk'I'Um люди), Цлейл-Ваутут Первая нация (исторический: Индийский оркестр Беррард [Inlet], Səl̓ílwətaʔ/Selilwitulh люди), Цаввассенская первая нация ( Sc̓əwaθən Məsteyəx люди) и Semiahmoo First Nation ( люди семиоме ).
Члены Совета вождей нации Стонгло
[ редактировать ]- Первая нация Айтчелиц ( люди Áthelets/Âthelets , часть племени Ts'elxwéyeqw (Chilliwack).)
- Leq'á:mel First Nation (бывшая группа острова Никомен, также известная как Lakahahmen First Nation, люди Leq'ámel/Leq'á:mel ).
- Коренная нация матски ( народ Матхви ).
- Первая нация Попкум (группа Попкум, народ Попквэм , часть племени Тийт (Таит) или племени Верхнего Сто:ло.)
- Skway First Nation (официально: Shxwhá:y Village, до 2004 г.: Squay First Nation, Shxwhá:y Village , часть племени Ц'елксвеекв (чилливак).)
- Первая нация скавалук ( люди Sq'ewá:lxw/Sq'ewá:lx̲w , часть племени Тийт (Таит) или племени Верхнего Сто:ло.)
- Первая нация Сковкале (группа Скоукале, историческая: группа Скулкайн, народ Ск'евкейл/ск'евкеил , часть племени Ц'елксвеекв (чилливак).)
- Первая нация Сквила ( народ Sxwoyehà:là/Sxwoyehálá , часть племени Ts'elxwéyeqw (чилливак).)
- Первая нация сумас ( народ пепа:тксетель , более известный как племя сема:т/сма:т (сумас).)
- Первая нация Цеахтен ( народ чияктель , часть племени Цельксвеекв (чилливак).)
- Первая нация яквиусе (группа яквиусе, народ йеквекви:вс , часть племени тс'елксвейекв (чилливак).)
Члены Совета племени Стонгло
[ редактировать ]- Первая нация Чаватил (Индейская группа Чаватил, Човетель , до 1988 года: Индийская группа Надежды, часть племени Тийт (Таит) или племени Верхнего Сто:ло.)
- Cheam First Nation (индейская группа Cheam, народ Xwchí:yò:m/XwChiyo:m , часть племени Pelóxwlh Mestiyexw (Pilalt/Pil'alt)).
- Квантленская коренная нация (до 1994 года: индейская группа Лэнгли, Qʼwa:n̓ƛʼən̓/Qw’ó:ntl’an или Qw’ó:ltl’el люди.)
- Первая нация Квав-квав-Апилт (индейская группа Квав-квав-Апилт, народ Квекве'опелхп , часть племени Пелоксвл Местиексв (Пилальт/Пил'альт).)
- Первая нация ск'евлетов (ранее называвшаяся первой нацией ск'евлетов , ск'евлетов или людей сквовичей , племя ск'евлетов/сквовичей (сковитцев).)
- Первая нация острова морских птиц (группа островов морских птиц, народ Ск'евкель/Ск'евкейл/Ск'евкейл , часть племени Тийт (Таит) или племени Верхнего Сто:ло, сегодня составная группа, состоящая из жителей многих различных прибрежных районов. нации.)
- Первая нация Шхв'ов'амель (группа Шхв'амель, исторический: группа Охамил/Охаунил, народ Шхв'увамель/Шхв'амель , часть племени Тийт (Таит) или племени Верхнего Сто:ло.)
- Первая нация суахли ( народ т'ева:ли , часть племени ц'елксвейекв (чилливак).)
Группы Сто꞉lō без племенного совета
[ редактировать ]- Первая нация сква (группа сква, народ сква/сквеха , часть племени пелоксвлх местиексв (пилальт/пил'альт).)
- Индийская группа Нью-Вестминстера (первая нация Кайкайт, кикейт (Qəqəyt) деревенские жители, первоначально деревня Квантлен / Qʼʷa:n̓ƛʼən̓, главная деревня Sχəyəməɬ народа Квантлен/Qʼʷa:n̓ƛʼən̓ находилась на противоположном берегу реки в Нью-Йорке. Вестминстер, также потомки деревни T'sic̓əl̕əs народа Musqueam/Xʷməθkʷəy̓əma, составной группы, состоящей из жителей различных прибрежных коренных народов.)
- Первая нация Квикветлем (Индейская группа Кокутлам/Квайквитлум, историческая: Индийская группа Ккуитлам, до 2000 года: Первая нация Квайквитлам, люди Кикк'ккəƛ̓əм/Квикветл'ем , рабы/слуги Квантлена/Куикветлема: н̓ƛʼən̓ люди.)
- Первая нация Юнион-Бар (исторические: народы озера Техас / озера Тенас, люди ивувес / айваввис / эва-вус , часть племени Тийт (Таит) или племени Верхнего Сто:ло.)
- Первая нация Питерса (группа Питерс, до 1952 года: сквотиты, скво-синиц/сквотитов , люди [ 10 ] часть племени Тийт (Таит) или племени Верхнего Сто:ло.)
- Katzie First Nation (Katzie Nation, деревенские жители q̓ic̓əy̓/Q'éyts'iy .)
- Нация стс'аилов (первая нация чехалис или первая нация стсаил, люди стс'аилов/стс'аилов ).
- Йельская коренная нация (индийская группа Йельского университета) имела тесные семейные связи с группами Нижнего Нлакапамукса (Nłeʔkepmxc) и поэтому говорит также на «диалекте Пучил (Йельский)» Нлака'памукцина (Nłeʔkepmxcin), части племени Тийт (Таит) или Верхнее племя Сто:ло.)
Переговоры по договору Британской Колумбии
[ редактировать ]На момент подписания в 1977 году Декларация Столло включала двадцать четыре коренных народа. Двадцать одна из этих стран вступила в договорный процесс Британской Колумбии в качестве Совета вождей наций Столло в августе 1995 года. Четыре коренных народа вышли из договорного процесса, осталось семнадцать, чтобы достичь четвертого этапа шестиэтапного процесса.
В 2005 году в результате внутренней реорганизации девятнадцати коренных народов Стоонгло они были разделены на два совета племен. Одиннадцать из этих коренных народов — Айтчелиц, Лек'а:мель, Мацки, Попкум, Деревня Шхва:и, Скавалук, Сковкале, Сквила, Сумас, Тзеахтен и Яквеаквузе — предпочли остаться в составе Нации Стонгуло.
Восемь других сформировали Совет племени Стонгло. Восемь членов — Чаватил, Чиам, коренная нация Квантлен, Квав-квав-Апилт, Скоулитц, остров Сиберд, первая нация Шв'ов'хамель и сували — не участвуют в договорном процессе. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Сто꞉ло Нация» . www.stolonation.bc.ca.
- ^ «Красочные персонажи исторического Йеля» . www.communitystories.ca .
- ^ Jump up to: а б с Карлсон, Кейт Тор, изд. (2001). Исторический атлас Stó꞉lō-Calish . Ванкувер, Британская Колумбия: Дуглас и Макинтайр. стр. 6–18. ISBN 1-55054-812-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Карлсон, Кейт Тор, изд. (1997). Вас просят стать свидетелями: Стоуэнло в истории тихоокеанского побережья Канады . Чилливак, Британская Колумбия: Фонд наследия Стонгло. ISBN 0-9681577-0-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Миссионерская школа Святой Марии» . Проверено 21 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гэлвин, Терри (2002). Среди Божьих: непреходящее наследие миссии Святой Марии . Миссия, Британская Колумбия: Миссионерский центр дружбы с Индией. ISBN 978-0-9686046-1-8 .
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о состоянии языков коренных народов Британской Колумбии» (PDF) . Первый совет по народному наследию, языку и культуре . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Языковая программа шхвели» . Сто꞉ло Нация . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Халькемейлем» . Первые голоса . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ предположительно, от первоначального имени коренного населения отказались, так как на английском оно звучит похоже на термин, обозначающий женщину из числа коренного населения как скво , что сейчас воспринимается как женоненавистническое и расистское.
- ^ Провинция Британская Колумбия. «Столо Нация» . Министерство по делам аборигенов и примирению. Проверено: 7 октября 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Главин, Терри (2002). Среди Божьих: непреходящее наследие миссии Святой Марии . Миссия Британская Колумбия: Миссионерский центр дружбы с Индией.
- Карлсон, Кейт Тор, изд. (2001). Исторический атлас Stó꞉lō-Calish . Дуглас и Макинтайр. ISBN 1-55054-812-3 .
- Карлсон, Кейт Тор, изд. (1997). Вас просят стать свидетелями: Стоуэнло в истории тихоокеанского побережья Канады . Чилливак, Британская Колумбия: Фонд наследия Стонгло. ISBN 0-9681577-0-Х .
- Уэллс, Оливер Н. 1987. Чилливаки и их соседи . Под редакцией Ральфа Мод, Брента Галлоуэя и Мари Уиден. Ванкувер: Talonbooks.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт Совета племени Сто꞉ло
- Веб-сайт Stó꞉lō Nation
- Карта территории Стокло
- Карта традиционной территории Сто:ло , определенная для Договорной комиссии до н.э. 1995 г.
- Xá:ytem / Национальный исторический памятник «Рок Хацич» в Канаде
- Интерпретационный центр Xá:ytem Longhouse
- T'xwelatse Comes Home , статья Seattle Times , 28 января 2007 г.
- Этнографический обзор народа сто:ло и традиционного использования территории бригадной тропы компании Гудзонова залива , автор Брайан Том.
- Культура Сто:ло – Идеи предыстории и изменение культурных отношений с землей и окружающей средой , Брайан Том